Рассредоточение персонала объектов экономики. Рассредоточение рабочих, служащих и эвакуация населения. Каковы основания и порядок возбуждения гражданского дела о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния

Способы защиты от электромагнитных полей.

1)Организация мероприятий

Рациональное размещение излучателя, ограничение времени пребывания в электромагнитных полях, защита расстоянием.

2)Инженерно технические меры:

а) коллективная защита (секторное блокирования излучений)

б) локальная защита (экранирование стен и оконных проемов, использование радиопоглощающих материалов)

в) индивидуальные средства защиты (фартуки, радиозащитные костюмы)

3)Лечебно – профилактические мероприятия: медосмотр, санатории

Экранирование.

Экраны бывают отражающие и поглощающие. Отражающие экраны изготавливают из хорошо отражающих материалов, помещая экран в электромагнитные поле, при этом возникают токи Фуко которые порождают свое вторичное поле и складываясь гасят друг друга.

Поглощающие экраны изготавливают из резины, металлокерамики, пенопласта.

Эвакуация комплекс мероприятий по организации вывода или вывоза персонала объекта, населения из зон ЧС или вероятной ЧС. А также жизнеобеспечение эвакуируемых в зоне размещения.

Рассредоточение комплекс мероприятий по организации выводу или вывозу из городов в загородную зону персонала объекта экономики, продолжающих свою деятельность в особых условиях, и населения.

Эвакуация планируется органами ЧС и ГО в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в основном в мировое время, а рассредоточении в ЧС военного времени при применении противником средств массового поражения.

Загородная зона – территория, находящаяся в не пределах зон вероятных ЧС установленных для населенных пунктов, имеющих потенциально опасные объекты и подготовленные для размещения эвакуируемого населения и его жизнеобеспечения.

При угрозе возникновения ЧС проводится упреждающаяся эвакуация персонала объекта и населения из опасных районов.

При возникновении ЧС проводится экстренная эвакуация персонала объекта и населения из зон бедствий в минимальные сроки (от нескольких минут до нескольких часов).

Локальная эвакуация проводится, в случае если зона возможного поражения ограниченна пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов. При этой численности эвакуируемых может составлять от нескольких десятков до нескольких тысяч человек. Их размещают в ближайших населенных пунктах или в районах города, непострадавших от ЧС.

Местная эвакуация проводится в случаи, если в зоне ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы, при этом численность, подлежащая эвакуации может достигать сотни тысяч человек и размещаются они в более отдельных безопасных районах.


При локальной эвакуации люди выводятся в пункты временного размещения, а при местной в пункты длительного пребывания в загородной зоне в зависимости от масштаба ЧС эвакуация может быть частичной или общей.

При общей эвакуации из зоны возможного поражения выводится весь состав объекта и населения. Эвакуация населения и рассредоточение людей планируется и проводится последующим принципам:

Производственному, то есть вывоз персонала объекта с членами семьи по предприятиям силами и средствами объекта экономики.

Территориальному, силами, средствами администрации города.

Часть населения не занятого на производстве и не являющихся членами семей персонала объекта, эвакуируются с помощью местных жилищных органов.

Эвакуация может проводиться в следующем порядке: пешем, на транспорте и комбинированными способом, при котором массовый вывод населения из городов пешим порядком сочетается с вывозом ряда категорий населения всеми видами транспорта.

Все эвакуируемые подразделяются на 3 группы:

1) персонал объекта продолжает трудовую деятельность на объекте при угрозе ЧС

2) персонал объекта временно прекращающие свою работу в городе и переносящие свою деятельность в загородную зону.

3) остальное население

Размещение эвакуируемых производится в зависимости от принадлежности к той или иной группе:

1 группа заселяется в ближайших границах района к объекту. Время доставки смен на объекты и обратно не должно превышать 4-5 часов.

2 группа ближе к середине района размещения;

3 группа вывозится в более отдаленные районы.

Для осуществления эвакуации в короткие сроки необходимо:

1) заблаговременное планирование

2) чёткое оповещение

3) сбор эвакуируемых

4) организация транспортного и медицинского обеспечения

5) чёткое управление эвакуацией

Тема 1.11
Эвакуация и рассредоточения населения

2 учебный вопрос
Способы и порядок проведения эвакуации населения

Эвакуация и рассредоточение населения из городов и других населённых пунктов или эвакуация людей из опасной зоны – надёжнейшие способы их защиты.

Эвакуация – комплекс мероприятий по организованному выводу (вывозу) из населённого пункта или опасной зоны персонала объектов экономики, прекративших свою работу в условиях чрезвычайной ситуации, и населения в безопасную (загородную) зону. При этом эвакуированные постоянно проживают в загородной зоне вплоть до особого распоряжения.

Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасностям критериям.

Эвакуации подлежат:

  1. Работники расположенных в населенных пунктах организаций, переносящих производственную деятельность в военное время в загородную зону.
  2. Неработающие члены семей указанных работников.
  3. Нетрудоспособное и не занятое в производстве население.
  4. Материальные и культурные ценности.

К материальным ценностям

К культурным ценностям , подлежащим эвакуации, относятся:

  • культурные ценности мирового значения;
  • российский страховой фонд документов библиотечных фондов;
  • культурные ценности федерального (общероссийского) значения;
  • электронные информационные ресурсы на жестких носителях;
  • культурные ценности, имеющие исключительное значение для культуры народов Российской Федерации.

Особо ценные документы Федерального архивного агентства подлежат укрытию в установленном порядке.

Эвакуацию следует отличать от рассредоточения.

Рассредоточение – комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) и размещению в загородной зоне свободного от работы персонала работающих в условиях чрезвычайной ситуации объектов народного хозяйства, а также персонала, обеспечивающего жизнедеятельность города (работников коммунального хозяйства и т.д.). Рассредоточиваемые постоянно доставляются на рабочие места в город, а по окончании работы вывозятся в загородную зону.

Рассредоточению подлежит персонал :

  1. Уникальных (специализированных) объектов экономики, для продолжения работы которых соответствующие производственные базы в загородной зоне отсутствуют или располагаются в категорированных городах.
  2. Организаций, обеспечивающих производство и жизнедеятельность объектов категорированных городов (городских энергосетей, объектов коммунального хозяйства, общественного питания, здравоохранения, транспорта и связи и т.п.).

При рассредоточении работники организаций, а также неработающие члены их семей размещаются в ближайших к границам городов (населённых пунктов) районах загородной зоны, расположенных вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения. При невозможности совместного размещения члены семей указанных работников размещаются в ближайших к этим районам населенных пунктах загородной зоны. В исключительных случаях по решению начальника гражданской обороны – руководителя органа исполнительной власти области разрешается размещать рассредоточиваемых работников организаций в населенных пунктах, расположенных в зонах возможных слабых разрушений.

Районы размещения рассредоточиваемых рабочих и служащих в загородной зоне оборудуются противорадиационными и простейшими укрытиями.

Загородная зона – территория за пределами зон возможных разрушений, опасного химического заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного заражения (загрязнения).

Граница загородной зоны устанавливается в зависимости от категории (важности) города. Загородная зона является местом размещения эвакуируемого и рассредоточиваемого персонала объектов экономики и остального населения в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Каждому объекту экономики в загородной зоне назначается район размещения.

Районы эвакуации и рассредоточения в загородной зоне согласуются с органами местной исполнительной власти и гражданской обороны. Весь фонд жилых, административных и общественных зданий в районах эвакуации передается в распоряжение начальников гражданской обороны – руководителей местных органов исполнительной власти. Горожане размещаются в них на основании ордеров, выданных этими органами.

При отсутствии загородной зоны на территории области по согласованию с органами исполнительной власти других субъектов Российской Федерации возможно выделение загородной зоны на территории этих субъектов Российской Федерации.

Принципы проведения эвакуации и рассредоточения

  1. Производственный. Вывоз персонала объектов экономики с членами семей осуществляется по предприятиям силами и средствами объектов экономики (предприятий). Применение данного принципа помогает сохранить целостность коллектива объекта и более четко спланировать и провести эвакуацию и рассредоточение.
  2. Территориальный. Вывоз осуществляется силами и средствами администрации города непосредственно из мест нахождения населения на момент объявления эвакуации.
  3. Территориально-производственный. Основной принцип. При этом:
    а) эвакуация работников организаций, переносящих производственную деятельность в загородную зону, рассредоточение работников организаций, а также эвакуация неработающих членов семей указанных работников организуются и проводятся соответствующими должностными лицами организаций;
    б) эвакуация остального нетрудоспособного и не занятого в производстве населения организуется по месту жительства должностными лицами соответствующих органов местного самоуправления.

Основы подготовки эвакуации

Для подготовки к эвакуации заблаговременно проводят подготовительные мероприятия :

1. Разработка планов эвакуации на предприятиях, согласованных с органами власти и гражданской обороны. В Плане эвакуации определяются:

2. Подготовка системы пунктов временного размещения и длительного проживания населения.

3. Подготовка транспорта.

4. Подготовка производственного персонала и населения к эвакуации путем проведения специальных занятий и учений.

5. Разработка схемы эвакуации – нанесение на план местности маршрутов, мест привалов, пунктов питания и медицинского обслуживания, выдачи средств индивидуальной защиты, сборных и приемных эвакопунктов и т. д.

Организация планирования, подготовки и проведения эвакуации, а также подготовка районов для размещения эвакуированного населения и его жизнеобеспечения, хранения материальных и культурных ценностей возлагаются:

  • в федеральных органах исполнительной власти – на начальников гражданской обороны – руководителей федеральных органов исполнительной власти;
  • в субъектах РФ – на начальников гражданской обороны – руководителей органов исполнительной власти субъекта РФ;
  • в муниципальных образованиях – на начальников гражданской обороны – руководителей органов местного самоуправления;
  • в организациях – на начальников гражданской обороны – руководителей организаций.

Виды эвакуации:

  1. По видам опасности:
    • эвакуация из зон возможного и реального химического, радиоактивного, биологического заражения (загрязнения);
    • эвакуация из зон возможных сильных разрушений;
    • эвакуация из зон катастрофического затопления и др.
  2. По удалённости:
    • локальная (в пределах города, населенного пункта, района);
    • местная (в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования);
    • региональная (в границах федерального округа);
    • государственная (в пределах Российской Федерации).
  3. По способам эвакуации:
  4. По длительности проведения
    • временная (с возвращением на постоянное местожительство в течение нескольких суток);
    • среднесрочная – до 1 месяца;
    • продолжительная – более месяца.
  5. По времени начала проведения
  6. По охвату эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации:
    • общая . Предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны чрезвычайной ситуации, за исключением нетранспортабельных больных, обслуживающего их персонала, а также граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации;
    • частичная . Проводится без нарушения действующих графиков работы транспорта. При этом эвакуируется:
      1. Нетрудоспособное и не занятое в производстве население (лица, обучающиеся в школах-интернатах и образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, совместно с преподавателями, обслуживающим персоналом и членами их семей, воспитанники детских домов, ведомственных детских садов, пенсионеры, содержащиеся в домах инвалидов и ветеранов, совместно с обслуживающим персоналом и членами их семей).
      2. Материальные и культурные ценности, подлежащие первоочередной эвакуации.

Планирование, подготовка и проведение эвакуации осуществляются во взаимодействии с органами военного управления.

2.2. Основы управления эвакуацией и общий порядок эвакуации

Для планирования, подготовки и проведения эвакуации в органах исполнительной власти области, органах местного самоуправления и организациях заблаговременно в мирное время создаются органы управления эвакуацией :

  1. эвакуационные комиссии;
  2. сборные эвакуационные пункты;
  3. промежуточные пункты эвакуации;
  4. группы управления на маршрутах пешей эвакуации населения;
  5. эвакуационные приемные комиссии;
  6. приемные эвакуационные пункты;
  7. администрации пунктов посадки (высадки) населения, погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей на транспорт.

На каждом предприятии, в учреждении, учебном заведении, домоуправлении заблаговременно составляются списки на всех рабочих, служащих и членов их семей. Списки и паспорта эвакуируемых являются основными документами для учёта, размещения и обеспечения в районах расселения.

Задачи органов управления эвакуацией

1. Эвакуационных комиссий:

  • планирование эвакуации на соответствующем уровне;
  • осуществление контроля планирования эвакуации в подведомственных органах и организациях;
  • организация и контроль подготовки и проведения эвакуации.

2. Сборных эвакуационных пунктов (СЭП):

  • сбор и учет эвакуируемого населения;
  • организованной отправки эвакуируемых в безопасные районы.

Как правило, СЭП размещают в зданиях общественного назначения (клубах, кинотеатрах, дворцах культуры, школах и др.) вблизи пунктов посадки на транспорт (железнодорожных станций, платформ, портов и пристаней) и в исходных пунктах маршрутов пешей эвакуации. Каждому СЭП присваивается порядковый номер (рис. 2.6). К СЭП приписывается персонал ближайших предприятий, организаций, учебных заведений и члены их семей, а также население, проживающее в данном районе.


Рис. 2.6. Сборный эвакуационный пункт

При выводе населения пешим порядком вблизи СЭП формируются колонны. Для контроля за организацией марша назначаются исходный пункт движения (обычно за чертой города или населённого пункта) и пункты регулирования движения.

Марш пеших колонн планируется на расстояние одного суточного перехода с задачей выйти из зоны возможных разрушений.

Для отдыха совершающих марш пешим порядком предусматриваются привалы :

  • малый (на 10-15 мин) через каждые 1-1,5 ч движения;
  • большой (на 1-2 ч) в начале второй половины перехода.

3. Промежуточных пунктов эвакуации:

  • кратковременное размещение населения за пределами зон возможных разрушений в ближайших населенных пунктах безопасных районов, расположенных вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения и оборудованных противорадиационными и простейшими укрытиями;
  • перерегистрация и проведение при необходимости дозиметрического и химического контроля, обмена одежды и обуви или их специальной обработки, оказания медицинской помощи, санитарной обработки эвакуированного населения и последующей организованной отправки его в места постоянного размещения в безопасных районах.

4. Групп управления на маршрутах пешей эвакуации населения:

  • организация и обеспечение движения пеших колонн на маршруте;
  • ведение радиационной, химической и инженерной разведки на маршруте;
  • оказание медицинской помощи в пути следования;
  • организация охраны общественного порядка.

Приём и размещение прибывшего населения возлагается на местные органы власти и штабы ГОЧС. Для обеспечения приёма местными властями создаются приёмные эвакуационные комиссии, приёмные эвакуационные пункты (ПЭП), а в местах прибытия организовываются пункты встречи.

5. Эвакуационных приемных комиссий:

  • планирование и осуществление приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения;
  • организация и контроль комплектования, качественной подготовки подведомственных эвакуационных приемных комиссий;
  • организация и контроль обеспечения эвакуации;
  • учет и обеспечение хранения материальных и культурных ценностей.

6. Приемных эвакуационных пунктов:

  • обеспечение приема и учета прибывающих пеших колонн, эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн с эвакуированными населением, материальными и культурными ценностями;
  • последующая их отправка в места постоянного размещения (хранения) в безопасных районах (на пункты встречи).

Прибывшие в загородную зону проходят на ПЭП регистрацию и по распоряжению представителей эвакоприёмных органов на транспорте или пешком следуют в населённый пункт размещения.

Население, эвакуированное в безопасные районы, размещается в жилых, общественных и административных зданиях, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Местное население готовит жильё для эвакуируемых, оборудует укрытия (подвалы, погреба), готовит к защите от заражения запасы продуктов и воды. Местные жители должны помочь прибывшим с предметами быта.

Рассредоточенное и эвакуированное население в местах размещения обеспечивается продовольствием и промышленными товарами первой необходимости местными органами власти.

Для защиты людей в ходе проведения эвакуационных мероприятий в районах СЭП, привалов, приёмных эвакопунктов при необходимости оборудуются простейшие укрытия или предусматривается использование имеющихся вблизи защитных сооружений. В местах размещения используются укрытия, построенные заблаговременно или возводимые прибывшим населением.

7. Администраций пунктов посадки (высадки):

  • обеспечение своевременной подачи специально оборудованных для перевозки людей транспортных средств к местам посадки (высадки);
  • организация посадки (высадки) населения на транспортные средства;
  • организация погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
  • обеспечение своевременной отправки (прибытия) эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн, их учета и информирования соответствующих эвакуационных комиссий.

2.3. Общие обязанности эвакуируемых

А) При объявлении эвакуации:

  1. Быстро подготовить средства индивидуальной защиты (если они выданы), личные вещи и документы (паспорт, военный билет, диплом об образовании, свидетельство о рождении – для детей).
  2. Уложить все вещи в чемодан, вещевой мешок или сумку, к ним прикрепить ярлык с указанием ФИО, постоянного адреса и места эвакуации.
  3. Детям на одежду пришить метки из белой ткани с указанием ФИО, года рождения, адреса проживания родителей и конечного пункта эвакуации.
  4. Взять с собой средства индивидуальной защиты, дополнительную одежду, обувь, постельные принадлежности, набор медикаментов и двух- трёхсуточный запас продуктов питания.
  5. В квартире отключить газ, электроприборы, снять занавески с окон, закрыть форточки. Легковоспламеняющиеся вещи поставить в простенки квартиры.
  6. Закрыть квартиру и сдать её под охрану ответственным лицам.
  7. Прибыть к назначенному сроку на эвакуационный пункт.

Б) По прибытии на сборный эвакуационный пункт:

  1. Пройти регистрацию.
  2. Поддерживать дисциплину и порядок.
  3. Выполнять указания должностных лиц администрации эвакуационного пункта.

Рис. 2.7. Памятка эвакуируемым

Выводы по второму учебному вопросу

1. Эвакуация людей, материальных и культурных ценностей из зон чрезвычайных ситуаций (опасных зон) в загородные (безопасные) зоны является наиболее надёжным способом их защиты. Вместе с тем существуют объекты экономики, которые должны продолжать свою работу в населённых пунктах в любых условиях обстановки. К ним относятся уникальные (специализированные) объекты экономики, для продолжения работы которых соответствующие производственные базы в загородной зоне отсутствуют, а также предприятия, обеспечивающие жизнедеятельность данных объектов. Вместо эвакуации персонал данных объектов и предприятий подлежит рассредоточению в загородной зоне.

2. Эвакуация в Российской Федерации организуется по производственному, территориальному или территориально-производственному принципу.

3. Ответственность за организацию и проведение эвакуации населения, материальных и культурныхценностей в федеральных органах исполнительной власти, субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на предприятиях (в учреждениях, организациях, учебных заведениях) возлагается на их руководителей (начальников гражданской обороны).

4. Классификация видов эвакуации осуществляется по 1) видам опасности, 2) удалённости, 3) способам эвакуации, 4) длительности её проведения, 5) времени начала проведения эвакуации, 6) охвату населения эвакуационными мероприятиями.

5. Для проведения эвакуационных мероприятий создаётся система органов управления эвакуацией, включающая эвакуационные комиссии, сборные эвакуационные пункты, промежуточные пункты эвакуации, группы управления на маршрутах пешей эвакуации населения, эвакуационные приемные комиссии, приемные эвакуационные пункты, администрации пунктов посадки (высадки).

6. Эффективность эвакуационных мероприятий во многом зависит от выполнения эвакуируемыми своих обязанностей при объявлении эвакуации, по прибытии на сборный эвакуационный пункт, на маршруте и по прибытии к месту назначения.

Эвакуация, рассредоточение персонала объекта экономики и населения.

Способы защиты от электромагнитных полей.

1)Организация мероприятий

Рациональное размещение излучателя, ограничение времени пребывания в электромагнитных полях, защита расстоянием.

2)Инженерно технические меры:

а) коллективная защита (секторное блокирования излучений)

б) локальная защита (экранирование стен и оконных проемов, использование радиопоглощающих материалов)

в) индивидуальные средства защиты (фартуки, радиозащитные костюмы)

3)Лечебно – профилактические мероприятия: медосмотр, санатории

Экранирование.

Экраны бывают отражающие и поглощающие. Отражающие экраны изготавливают из хорошо отражающих материалов, помещая экран в электромагнитные поле, при этом возникают токи Фуко которые порождают свое вторичное поле и складываясь гасят друг друга.

Поглощающие экраны изготавливают из резины, металлокерамики, пенопласта.

Эвакуация комплекс мероприятий по организации вывода или вывоза персонала объекта͵ населœения из зон ЧС или вероятной ЧС. А также жизнеобеспечение эвакуируемых в зоне размещения.

Рассредоточение комплекс мероприятий по организации выводу или вывозу из городов в загородную зону персонала объекта экономики, продолжающих свою деятельность в особых условиях, и населœения.

Эвакуация планируется органами ЧС и ГО в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в основном в мировое время, а рассредоточении в ЧС военного времени при применении противником средств массового поражения.

Загородная зона – территория, находящаяся в не пределах зон вероятных ЧС установленных для населœенных пунктов, имеющих потенциально опасные объекты и подготовленные для размещения эвакуируемого населœения и его жизнеобеспечения.

При угрозе возникновения ЧС проводится упреждающаяся эвакуация персонала объекта и населœения из опасных районов.

При возникновении ЧС проводится экстренная эвакуация персонала объекта и населœения из зон бедствий в минимальные сроки (от нескольких минут до нескольких часов).

Локальная эвакуация проводится, в случае если зона возможного поражения ограниченна пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населœенных пунктов. При этой численности эвакуируемых может составлять от нескольких десятков до нескольких тысяч человек. Их размещают в ближайших населœенных пунктах или в районах города, непострадавших от ЧС.

Местная эвакуация проводится в случаи, в случае если в зоне ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы, при этом численность, подлежащая эвакуации может достигать сотни тысяч человек и размещаются они в более отдельных безопасных районах.

При локальной эвакуации люди выводятся в пункты временного размещения, а при местной в пункты длительного пребывания в загородной зоне исходя из масштаба ЧС эвакуация должна быть частичной или общей.

При общей эвакуации из зоны возможного поражения выводится весь состав объекта и населœения. Эвакуация населœения и рассредоточение людей планируется и проводится последующим принципам:

Производственному, то есть вывоз персонала объекта с членами семьи по предприятиям силами и средствами объекта экономики.

Территориальному, силами, средствами администрации города.

Часть населœения не занятого на производстве и не являющихся членами семей персонала объекта͵ эвакуируются с помощью местных жилищных органов.

Эвакуация может проводиться в следующем порядке: пешем, на транспорте и комбинированными способом, при котором массовый вывод населœения из городов пешим порядком сочетается с вывозом ряда категорий населœения всœеми видами транспорта.

Все эвакуируемые подразделяются на 3 группы:

1) персонал объекта продолжает трудовую деятельность на объекте при угрозе ЧС

2) персонал объекта временно прекращающие свою работу в городе и переносящие свою деятельность в загородную зону.

3) остальное населœение

Размещение эвакуируемых производится исходя из принадлежности к какой-либо группе:

1 группа заселяется в ближайших границах района к объекту. Время доставки смен на объекты и обратно не должно превышать 4-5 часов.

2 группа ближе к серединœе района размещения;

3 группа вывозится в более отдаленные районы.

Для осуществления эвакуации в короткие сроки крайне важно:

1) заблаговременное планирование

2) чёткое оповещение

3) сбор эвакуируемых

4) организация транспортного и медицинского обеспечения

5) чёткое управление эвакуацией

Эвакуация, рассредоточение персонала объекта экономики и населения. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Эвакуация, рассредоточение персонала объекта экономики и населения." 2017, 2018.

Основные понятия и общие положения

Следующим способом защиты от поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций, особенно в условиях неполной обеспеченности защитными сооружениями, является своевременная эвакуация и рассредоточение персонала объектов экономики и населения из опасных районов и зон бедствий.

Эвакуация - комплекс мероприятий по организованному выводу и (или) вывозу персонала объектов и населения из зон чрезвычайной ситуации или вероятной чрезвычайной ситуации, а также жизнеобеспечение эвакуированных в районе размещения. Эвакуация предусматривает вывод (вывоз) людей из зоны, возможного поражения (заражения).

Рассредоточение - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из городов в загородную зону персонала объектов экономики, продолжающих свою деятельность в особых условиях, и населения.

Эвакуация планируется органами ГОЧС в ЧС природного и техногенного характера в основном мирное время, а рассредоточение - в ЧС военного характера, при применении противником современных средств поражения ( ССП ).

Загородная зона - это территория, находящаяся вне пределов зоны вероятной ЧС, установленной для населенных пунктов, имеющих потенциально опасные объекты народного хозяйства и иного назначения, подготовленная для размещения эвакуируемого населения и его жизнеобеспечения.

В зависимости от времени возникновения ЧС эвакуация может быть упреждающая и экстренная.

При угрозе возникновения ЧС (на основании прогноза) проводится упреждающая эвакуация персонала объектов и населения из опасных районов.

При возникновении ЧС проводится экстренная эвакуация персонала объектов и населения из зон бедствия в минимальные сроки (от нескольких минут до нескольких часов). Одной из особенностей экстренной эвакуации является то, что она может завершаться в условиях воздействия различных поражающих факторов источников ЧС на эвакуируемых.

В зависимости от масштаба ЧС эвакуация из зон бедствия может быть локальной или местной.

Локальная эвакуация проводится в случае, если зона возможного поражения (заражения) ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов. При этом численность подлежащего эвакуации персонала объектов и населения может составлять от нескольких десятков до нескольких тысяч человек. Как правило, их размещают в ближайших населенных пунктах и районах города не пострадавших от воздействия ЧС.

Местная эвакуация проводится в случае, если в зону чрезвычайной ситуации попадают средние города, отдельные районы крупных и крупнейших городов, сельские районы. При этом численность подлежащего эвакуации персонала объектов и населения может быть от нескольких тысяч до сотен тысяч человек, а размещаются они в более удаленных безопасных районах пострадавшей или соседней области.

При локальной эвакуации люди вывозятся (выводятся), как правило, в пункты временного размещения (ПВР), находящихся вблизи района ЧС, а при местной - в пункты длительного проживания ( ПДП ) в загородной зоне. Если продолжительность нахождения эвакуируемых в ПВР будет более двух суток, то возможно их перемещение в ПДП .

В мирное время, в зависимости от масштабов производственных аварий, может проводиться частичное или полное отселение населения городов. Так, г. Жуковский может оказаться полностью в зоне заражения в случае крупных аварий в Москве, Купавне, Подольске. В связи с этим отделом ГОЧС планируется эвакуация всего населения города с выводом в Раменский район.

В зависимости от ожидаемых масштабов поражения (заражения) в зоне чрезвычайной ситуации, достоверности прогноза возникновения опасности, природно-климатических особенностей и хозяйственного освоения опасных районов, технологических режимов работы предприятий, попавших в зону чрезвычайных ситуаций и других факторов, эвакуация может быть частичной или общей. В последнем случае из зоны возможного поражения (заражения) выводятся (вывозятся) совместно весь персонал объекта и все население.

В зависимости от наличия времени после получения сигнала оповещения, степени опасности и длительности воздействия поражающих факторов выбирается вариант (вид и характер) эвакуационных мероприятий:

внутренняя эвакуация - перемещение производственного персонала из здания в здание, с нижних этажей на верхние или наоборот, укрытие его в защитных сооружениях;

внешняя - вывод персонала за пределы объекта;

комбинированный метод - укрытие персонала на нижних этажах с последующим выводом его за пределы объекта.

Следует отметить, что с учетом складывающейся обстановки эвакуация может проводится в один или несколько этапов.

Эвакуация и рассредоточение людей планируются и проводятся по следующим принципам:

производственному - т. е. вывоз персонала ОЭ с членами семей по предприятиям силами и средствами ОЭ. Этот принцип позволяет сохранить целостность коллектива объекта и более четко спланировать и провести эвакуацию и рассредоточение;

территориальному - силами и средствами администрации города. Часть населения, в основном граждан, не занятых на производстве и не являющихся членами семей персонала ОЭ, эвакуируемых с помощью местных жилищных органов.

Способы эвакуации:

  • пешим порядком;
  • на транспорте;
  • комбинированный вывод (вывоз).

Основной способ эвакуации и рассредоточения - комбинированный, при котором массовый вывод населения из городов пешим порядком сочетается с вывозом ряда категорий населения всеми видами транспорта.

Все эвакуируемые подразделяются на три группы:

  • первая - персонал объектов (и их семьи), продолжающих функционирование в городах и обеспечивающих жизнедеятельность городов (работники коммунального хозяйства);
  • вторая - персонал объектов, временно прекративших функционирование в городе или перенесших свою деятельность в загородную зону;
  • третья - остальное население.

Размещение эвакуируемых в районе (пункте) эвакуации (рассредоточения) производится в зависимости от того, к какой группе они относятся. Первая группа расселяется на ближних границах района к ОЭ (городу) (время доставки рабочих смен на ОЭ и обратно не должно превышать 4-5 час.), вторая группа - за первой группой (ближе к середине района), а третья группа вывозится в более отдаленные районы.

Районы эвакуации и рассредоточения в загородной зоне согласуются с органами местной исполнительной власти и ГОЧС. Они выбираются в ближайших к границам городов населенных пунктах, расположенных вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей. Весь фонд жилых, общественных и административных зданий в районах эвакуации передается в распоряжение начальника ГО - руководителей местных органов исполнительной власти. Горожане в них размещаются на основании ордеров, выдаваемых указанными органами.

Осуществление в короткие сроки эвакуации персонала объектов и населения из зоны бедствия возможно только при заблаговременном планировании, четком оповещении и сборе эвакуируемых, организации транспортного и медицинского обеспечения, службы охраны общественного порядка и управления эвакуацией. При подготовке эвакуации заблаговременно проводятся подготовительные мероприятия:

  • разработка планов эвакуации в отделе ГОЧС объекта и непосредственно в цехах, структурных подразделениях;
  • подготовка системы пунктов временного размещения и длительного проживания населения, а в целом - района размещения (эвакуации);
  • подготовка производственного персонала и населения к эвакуации путем проведения специальных занятий как непосредственно на объектах, так и по месту жительства, а также привлечения граждан к тренировкам и учениям.

Планирование эвакуации и рассредоточения

Основным организатором и руководителем эвакуации и рассредоточения персонала объекта является его руководитель, а в городе (районе) - глава администрации (т. е. председатели комиссий ГОЧС).

Планирование эвакуации (рассредоточения) и ее обеспечение осуществляются исходя из принципов заблаговременности и необходимой достаточности, а также максимально возможного использования сил и средств.

Председатель комиссии, отдел ГОЧС и эвакокомиссия планируют эвакомероприятия, организуют взаимодействие с администрацией загородной зоны, проводят мероприятия по заблаговременному благоустройству и освоению района эвакуации, а в процессе выполнения эвакомероприятий руководят ими.

План эвакуации в зависимости от возможной обстановки, которая может сложиться в ЧС, содержит несколько вариантов действий и разделов.

Степень детализации плана устанавливается, исходя из возможного характера и масштабов вероятных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Разделы плана содержат: краткую характеристику опасного производственного объекта; численность производственного персонала объекта; численность населения, проживающего в опасной зоне, примыкающей к объекту; планируемые для эвакуации транспортные средства; порядок оповещения населения и транспортных организаций, выделяющих транспортные средства; порядок укрытия и сбора населения; обеспечение и порядок использования средств индивидуальной защиты; обеспечение охраны общественного порядка и безопасности движения в угрожаемых районах, на маршрутах эвакуации и пунктах размещения; график вывоза населения из зон поражения (заражения); пункту размещения населения (наименование, емкость); перечень должностных лиц (должность, фамилия, телефон), отвечающих за эвакуацию из зон поражения (заражения).

В тексте "Плана эвакуации персонала ОЭ в ЧС" в числе других мероприятий по защите производственного персонала объекта указывается порядок эвакуации работающей смены как при угрозе, так и при возникновении чрезвычайной ситуации. Исходя из прогнозируемой возможности возникновения аварии, катастрофы или стихийного бедствия, намечаются мероприятия и временные параметры по эвакуации, в числе которых:

  • определение вида эвакуации;
  • расчет производственного персонала на проведение эвакуации;
  • мероприятия по безаварийной остановке технологического процесса производства;
  • подготовка схем совершения марша эваконаселения из зоны ЧС к пунктам временного размещения;
  • организация охраны объекта экономики и меры по усилению пропускного режима при проведении эвакуации, ее завершения и ликвидаций последствий ЧС;
  • организация материально-технического и бытового обеспечения эваконаселения.

Для определения временных параметров отдельным приложением разрабатывается план- график проведения эвакомероприятий (табл. 4.9).

Таблица 4.9. План-график проведения эвакомероприятий на объекте
Планируемые мероприятия Исполнитель Время, мин
5 10 15 20 25 30 35 40
  1. Оповещение производственного персонала об угрозе ЧС
Дежурный по объекту
  1. Безаварийная остановка производства
Начальник цезха, участка
  1. Сбор работающей смены и подготовка к эвакуации
Начальники участков
  1. Обеспечение работающей смены средствами индивидуальной защиты
Начальники участков
  1. Оценка обстановки и принятие решения на эвакуацию. Доведение решение до руководителей цехов, участков
Председатель комиссии по ЧС
  1. Вывод работающей смены объекта из зоны ЧС
Руководители подразделений

Расчет на эвакуацию производится исходя из наибольшей работающей смены мирного времени за вычетом личного состава, входящего в состав формирований ГО и дежурной смены.

При возникновении ЧС личный состав формирований ГО остается, как правило, на объекте, оснащается приборами радиационной и химической разведки, средствами индивидуальной защиты, инструментами и немедленно приступает к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ .

На период эвакуации и остановки производства вводится усиленный режим охраны объекта экономики и его структурных подразделений. Для охраны и контроля за работающим технологическим оборудованием на рабочих местах, где невозможно по условиям технологического процесса остановить производство, оставляют дежурные смены (расчеты) обеспеченные средствами индивидуальной защиты.

Остановка технологического процесса не должна нарушить технологию производства и не вызвать при этом каких-либо аварийных ситуаций, которые в свою очередь могут принести дополнительный ущерб объекту экономики.

Для безаварийной остановки технологического процесса на каждом объекте заблаговременно и тщательно разрабатывается специальный график . В нем расписывается:

  • порядок доведения сигнала о ЧС до цеха, участка, подразделения;
  • действия рабочей смены (остановка, местное отключение аппаратов, станков и оборудования на рабочих местах, выключение агрегатов, печей, перекрытие подачи газа, снятие напряжения со щитов питания);
  • действия главного энергетика (выключение щитов питания и оборудования по группам, снятие напряжения с шинных мостов);
  • действия начальников цехов, участков; руководителей подразделений по эвакуации производственного персонала.

План эвакуации и все расчеты доводятся штабом ГОЧС объекта до подразделений в виде выписок, где разрабатывается уточненный план эвакуации цеха, участка, отдела, службы. Чтобы производственный персонал объекта знал свои реальные действия, на видном месте размещают следующие документы:

  • сигналы оповещения ГО и порядок действия по ним;
  • план-график эвакуации цеха, участка, подразделения, схемы эвакуации;
  • расчет производственного персонала по участкам на эвакуацию;
  • график безаварийной остановки технологического процесса производства;
  • инструкции по безаварийной остановке;
  • расчет производственного персонала (рабочих и служащих), выделяемых в объектовые формирования, а также в собственные аварийно-спасательные группы.

Порядок эвакуации изучается производственным персоналом на занятиях в системе ГЗ. Кроме того, при проведении вводного инструктажа на рабочем месте с вновь поступившим на работу персоналом обращается внимание на защиту от поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций, в т. ч. и на порядок эвакуации.

Следует добиваться, чтобы производственный персонал четко знал порядок эвакуации, сроки ее проведения, маршруты выдвижения, место расположения пунктов временного размещения, правила пользования средствами индивидуальной защиты, в том числе и простейшими.

Рассредоточение и эвакуация населения - один из способов защиты населения от оружия массового пора­жения. Под рассредоточением понима­ют организованный вывоз из городов и других населенных пунктов и разме­щение в загородной зоне свободной от работы смены рабочих и служащих объектов, продолжающих работу в во­енное время. К категории рассредото­чиваемых относится также персонал объектов, обеспечивающий жизнедея­тельность города (например, работни­ки коммунального хозяйства). Рабочие и служащие, отнесенные к категории рассредоточиваемых, после вывоза и расселения их в загородной зоне по­сменно выезжают в город для работы на своих предприятиях, а по оконча­нии работы возвращаются в загород­ную зону на отдых.

Эвакуация представляет собой ор­ганизованный вывоз или вывод из го­родов и других населенных пунктов и размещение в загородной зоне осталь­ного населения, а также вывоз или вывод населения из зон возможного за­топления. В отличие от рассредоточен­ных эвакуированные постоянно прожи­вают в загородной зоне до особого распоряжения.

Загородная зона представляет со­бой территорию, расположенную за пределами зон возможных разрушений в городах. Каждому предприятию, уч­реждению, учебному заведению города, из которого планируется рассредоточе­ние и эвакуация, в загородной зоне назначается район размещения насе­ления, который в зависимости от ко­личества рабочих, служащих и членов их семей может включать один или не­сколько расположенных рядом насе­ленных пунктов.

Районы расселения рассредоточиваемых рабочих и служащих в заго­родной зоне должны находиться на таком удалении от города, которое обеспечило бы их безопасность, а на переезд людей для работы в город и их обратное возвращение в загород­ную зону для отдыха затрачивалось бы минимальное время.

Районы расселения рассредоточи­ваемых целесообразно также распола­гать вблизи железнодорожных станций и автомобильно-дорожных маги­стралей.

Расселяют рабочих, служащих и членов их семей с соблюдением произ­водственного принципа. При этом со­храняется целостность предприятия, облегчается отправка рабочих смен в город на работу и обеспечение людей питанием, медицинским обслужива­нием.

Рабочих и служащих объекта, пе­реносящего свою производственную деятельность в загородную зону, раз­мещают вблизи имеющихся или вновь создаваемых производственных баз за районами размещения рабочих и слу­жащих предприятий, продолжающих работать в городе. Эвакуированное население, не связанное с производст­вом и не являющееся членами семей рассредоточиваемых рабочих и служа­щих, размещают в более отдаленных районах загородной зоны, а население, эвакуированное из зон возможного за­топления, - в населенных пунктах, на­ходящихся вблизи этих зон.

Рассредоточение и эвакуация во много раз снижают плотность населе­ния городов, а, следовательно, и поте­ри населения могут быть значительно уменьшены.

Рассредоточение и эвакуация ра­бочих, служащих и членов их семей организуются и проводятся по произ­водственному принципу, т.е. по линии объектов, а эвакуация населения, не связанного с производством, - по тер­риториальному принципу - по месту жительства через домоуправления, жилищно-эксплуатационные конторы и дирекции эксплуатации зданий (ДЭЗ). Дети обычно эвакуируются вместе с родителями, но не исключается возможность вывоза их со школами и детскими садами.

Непосредственно организацией и проведением эвакуационных меропри­ятий занимаются начальники и штабы гражданской обороны объектов и эва­куационные комиссии, создаваемые в городах (городских районах). Рассре­доточение и эвакуацию организуют и проводят после получения распоряже­ния о их проведении.

Для проведения рассредоточения и эвакуации используются все виды общественного транспорта (железнодо­рожный, автомобильный, водный), не занятого военными и неотложными производственными и хозяйственными перевозками, а также транспорт инди­видуального пользования.

Для вывоза населения железнодо­рожным и водным транспортом ис­пользуются пассажирские железнодо­рожные составы и пассажирские теп­лоходы, а при их недостатке - и товарные вагоны, грузовые суда и бар­жи. Предусматриваются более уплот­ненная загрузка вагонов и судов, а также увеличение длины поездов.

Вывоз рассредоточиваемого и эва­куируемого населения автотранспор­том обычно планируется на неболь­шие расстояния. Для этого использу­ются автобусы и приспособленные для перевозки людей грузовые автомоби­ли. Определенная часть населения, особенно подлежащая эвакуации, мо­жет выводиться пешим порядком. Вы­вод населения пешим порядком орга­низуется колоннами по дорогам, не за­нятым другими перевозками или по обозначенным маршрутам и колонным путям.

Для организованного движения пе­ших колонн разрабатывают схему их маршрута, на которой указывают со­став колонны, маршрут движения, ис­ходный пункт, пункты регулирования движения и время их прохождения; районы и продолжительность прива­лов; медицинские пункты и пункты обогрева; промежуточный пункт эва­куации (ППЭ), порядок и сроки выво­да (вывоза) колонны из этого пункта в район постоянного размещения; сиг­налы управления и оповещения.

Часто используют комбинированный способ, который позволяет провести эвакуацию в кратчайшие сроки. Сущ­ность комбинированного способа эва­куации состоит в том, что массовый вывод населения из городов пешим по­рядком сочетается с вывозом всеми ви­дами имеющегося транспорта. Этот способ является основным.

Все работы по организации и про­ведению рассредоточения и эвакуации населения осуществляются в соответ­ствии с планом и указаниями началь­ника ГО объекта. Для руководства рассредоточением и эвакуацией насе­ления на объекте создается эвакуаци­онная комиссия, а на крупных объек­тах, кроме того, могут создаваться также сборные эвакуационные пункты (СЭП). Приказом начальника ГО объ­екта создается администрация СЭП. Председателем объектовой эвакуаци­онной комиссии назначается один из заместителей руководителя объекта.

Рассредоточение и эвакуация на­селения проводятся через сборные эва­куационные пункты. Под них обычно отводятся школы, клубы и другие об­щественные здания. Предназначаются СЭП для сбора, регистрации и отправ­ки населения, эвакуируемого транспор­том, на станции, пристани и другие пункты посадки, а эвакуируемого в пе­шем порядке (пешими колоннами), - на исходные пункты пешего движения. СЭП организуют обычно вблизи же­лезнодорожных станций, платформ, портов, пристаней, а для населения, выводимого пешим порядком, - вбли­зи маршрутов вывода в назначенные районы.

На территории СЭП и вблизи него должны быть подготовлены убежища и укрытия из расчета размещения в них людей, которые могут одновремен­но находиться на пункте. Каждому СЭП присваивают номер; к нему при­писывают ближайшие объекты народ­ного хозяйства, а также ДЭЗ, ЖЭК, население которых будет эвакуиро­ваться через данный СЭП.

Получив распоряжение о проведе­нии рассредоточения и эвакуации, на­чальник ГО объекта организует вы­полнение эвакуационных мероприятий в соответствии с планом и распоряже­нием старшего начальника.

Население объекта о начале эва­куации оповещается через предприя­тия, учреждения, учебные заведения, ДЭЗ, милицию, а также радиотранс­ляционную сеть и местное телеви­дение. Получив извещение о начале рассредоточения и эвакуации, населе­ние должно немедленно подготовить и взять с собой документы, деньги, необ­ходимые вещи и запасы продуктов и явиться на сборный эвакуационный пункт в строго определенное время.

В случае, если рабочих и служа­щих разместить вместе с семьями не представляется возможным, членов их семей эвакуируют отдельно в более от­даленные районы по направлению рас­средоточения (эвакуации); время их явки на сборный эвакуационный пункт будет установлено особо.

Прибывших на сборный эвакуаци­онный пункт людей регистрируют, группируют по вагонам железнодорож­ного эшелона или по автомашинам (судам) и в назначенное время выво­дят к пунктам посадки на транспорт. Представители объекта совместно с администрацией станции (пункта, при­стани) осуществляют посадку людей в вагоны, автомашины, суда и поддер­живают установленный порядок.

На каждый железнодорожный эше­лон (судно) назначается начальник эшелона (судна), на автомобильную колонну - старший автоколонны, на каждый железнодорожный вагон - старший вагона. Начальники железно­дорожных эшелонов и старшие авто­колонн должны принимать все меры к тому, чтобы выдержать график дви­жения транспорта и прибыть на соот­ветствующую станцию (пункт) в заго­родной зоне в установленное время.

Вывод населения объекта пешим порядком осуществляется по заранее установленным маршрутам, рассчитан­ным, как правило, на один суточный переход, совершаемый за 10-12 ч движения. Численность пеших колонн может колебаться от 500 до 1000 чело­век. Для удобства управления колон­ну следует разбивать на группы по 50-100 человек, а во главе групп на­значать старших. Старшие групп обя­заны проверять численность налично­го состава, не допускать в группы по­сторонних лиц и следить, чтобы не было отстающих. Скорость движения колонн на маршруте следует выдержи­вать в пределах 4-5 км/час, а дистан­ции между колоннами-до 500 м.

При совершении марша через каж­дые 1-1,5 ч движения делают малые привалы продолжительностью 10-15 мин, а в начале второй половины суточного перехода устраивают боль­шой привал на 1-2 ч, как правило, за пределами зоны возможных разрушений. На малых привалах людям ока­зывают необходимую медицинскую по­мощь, проверяют состав колонн (групп), оказывают помощь отстаю­щим, предоставляют людям кратковре­менный отдых. За время привала рас­тянувшиеся колонны подтягиваются. На большом привале, помимо этого, организуют прием горячей пищи.

При проведении рассредоточения и эвакуации организуют медицинское обслуживание. С этой целью на СЭП, станциях (портах, пристанях) посад­ки развертывают медицинские пункты. На каждый поезд (судно) назначают 1-2 работников со средним медицин­ским образованием, а в состав пешей колонны включают 1-2 медицинских работников и 1-2 сандружинницы;

Не допускается употребление загрязненных продуктов пита­ния и воды и принимаются другие меры предосторожности.

Эвакуация производится из тех районов, где пребывание населения может привести к заражению выше допустимых пре­делов и где нельзя обеспечить его защиту другими способами. Решение на эвакуацию принимается начальником ГО области (края, республики без областного деления).

Эвакуация проводится после тщательной подготовки людей, транспорта, изучения маршрутов движения с учетом радиацион­ной обстановки. Население заранее предупреждается о времени и порядке эвакуации, транспорт подается к местам нахождения населения (к подъездам домов), погрузка и перевозка людей производятся на крытых транспортных средствах в короткие сроки по маршрутам с наименьшими уровнями радиации во из­бежание переоблучения людей. В период движения ведется ра­диационная разведка и дозиметрический контроль. Население доставляется до границы зоны загрязнения, а затем пересажи­вается на незагрязненный РВ транспорт и доставляется в места размещения.

При выезде на незагрязненную территорию производится контроль зараженности людей и выводимого транспорта. При необходимости производится санитарная обработка людей, дез­активация одежды, имущества и транспорта.

В зонах загрязнения проводятся мероприятия по дезактива­ции территории, сооружений, оборудования, техники и других объектов, выполняются мероприятия по пылеподавлению, ве­дется контроль загрязненности сельскохозяйственной продукции. Организуется охрана зданий и имущества.