Руководитель отдела по борьбе с экономическими преступлениями. Обэп - это что такое и какие полномочия имеет? Обязанности торговой полиции

Государство во все времена представляло собой политико-правовую структуру, основанную на совместной деятельности её населения. Факт в том, что именно общество является ключевым фактором, который повлек создание стран. На сегодняшний день государства являются достаточно развитыми. В их структуре существует множество различных институтов власти и управления. В своей работе они реализуют различные по своей сути функции, одной из которых является правоохранительная. Представители подобной деятельности во все времена пользовались почетом и уважением в обществе. Сегодня эта тенденция не изменилась.

В Российской Федерации существует множество правоохранительных ведомств и органов безопасности, одним из которых является полиция. Следует отметить, что значимым направлением деятельности полиции является организация безопасности в сфере экономики и Задачи по осуществлению данных функций возлагаются на специальное структурное подразделение упомянутого органа, об особенностях и специфике которого будет написано далее в статье.

Экономическая безопасность и борьба с коррупцией

Сегодня деятельность российских правоохранителей сконцентрирована на нескольких приоритетных направлениях, которые являются таковыми вследствие тенденций современного мира. К примеру, если после войны 45-го года самыми «ходовыми» преступлениями были разбои, бандитизм, убийства и грабежи, то сегодня им на смену пришли правонарушения в сфере экономики, а также коррупция как самостоятельное явление. Достаточно распространенным также стал экстремизм, но он не является темой данной статьи.

Спецификой экономической преступности и коррупции является отсутствие типичной для многих преступлений динамики. Иными словами, такие деяния совершаются «белыми воротничками» или же государственными служащими. Помимо этого, коррупционные и экономические преступления сопровождаются высокой латентностью, так как выявить и пресечь их достаточно сложно. Тем не менее Управление по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП) осуществляет противодействие общественно опасным деяниями. Эта работа производится в сфере деятельности государственных служащих и «белых воротничков».

УБЭП МВД: описание

Полиция является элементом более громоздкой структуры. Она включена в РФ. Данный орган исполнительной ветви власти имеет свой аппарат. Именно в его структуре находится Управление по борьбе с экономическими преступлениями, или же УБЭП, как его принято сокращенно называть. Это подразделение обеспечивает фактическую выработку политики государства в сфере нормативного регулирования экономической отрасли. Помимо этого, УБЭП занимается борьбой с коррупцией.

История ведомства

Управление по борьбе с экономическими преступлениями имеет свои корни, уходящие во времена СССР. Потребность в органах обеспечения экономической безопасности появилась перед войной, а именно в 1937 году. В это время принимается положение, специальный ведомственный нормативный акт об ОБХСС. На протяжении нескольких десятков лет орган не единожды реорганизовывался. Например, в 2008 году УБЭП начало осуществлять борьбу с организованной преступностью в экономической сфере. Сегодня УБЭП входит в Министерство внутренних дел РФ, а точнее его аппарат, о чем уже было указано ранее. Прямое управление в данном случае отлично сказывается на эффективности его деятельности.

Основные задачи

Перед любым правоохранительным ведомством ставятся определенного рода цели. Их достижение всегда находится в приоритете его работы, ведь в противном случае целесообразность существования и финансирования подразделения попросту сводится к нулю. В своей работе управление по борьбе с экономическими преступлениями и осуществляет следующие задачи:

  • создание приоритетных направлений политики в сфере финансовой безопасности;
  • совершенствование всей без исключения нормативной базы, которая регулирует деятельность УБЭП;
  • пресечение, предупреждение, раскрытие и выявление коррупционных и экономических преступлений;
  • разработка приоритетных задач УБЭП;
  • обеспечение деятельности и координация работы подразделений УБЭП.

В зависимости от политической ситуации в государстве и других факторов, задачи подразделения могут меняться.

Ключевые направление деятельности (функции)

УБЭП в своей деятельности реализует множество различных функций, которые предусмотрены действующим законодательством. Их довольно много на сегодняшний день, поэтому в статье будут представлены наиболее важные. Таким образом, к основным функциям УБЭП относятся:


Проведение ОРД

Следует отметить тот факт, что УБЭП является структурным подразделением полиции, которая, в свою очередь, уполномочена действующим законодательством на проведение оперативно-розыскной деятельности. Таким образом, упомянутая в статье структура имеет право осуществлять мероприятия с целью выявления и фактического пресечения преступлений. Оперативно-розыскная деятельность играет значимую роль в деятельности УБЭП на сегодняшний день.

Иная информация

Как мы поняли из особенностей, представленных выше, УБЭП осуществляет очень важную деятельность, от которой зависит благосостояние нашего государства. Следует отметить, что весомую роль в работе подразделения играет УБЭП функционирует на основе положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, распоряжений Президента и Правительства РФ, а также нормативно правовых актов, относящихся непосредственно к МВД.

Сама организация рабочего процесса происходит на основе вверения территориальных участков конкретным сотрудниками и поручения им отдельных задач, осуществление которых необходимо ведомству. УБЭП г. Москвы осуществляет координацию иных структурных частей управления. Непосредственное регулирование деятельности службы осуществляется единой персоной. На сегодняшний день генерал-майор полиции Курносенко Андрей Анатольевич - это начальник УБЭП.

Таким образом, деятельность представленной в статье службы является крайне значимой для современной экономической безопасности Российской Федерации. Будем надеяться, что в будущем деятельность управления только модернизируется. Чтобы проверка УБЭП для нерадивых граждан и коррупционеров была как гром среди ясного неба.


Малая эмблема
Золотой посох меркурия, на фоне перекрещенных в косой крест факела вправо и обнаженной сабли рукоятью вверх влево.

Большая эмблема
В дважды скошенном червлено-лазоревом фигурном барочном щите с золотым окаймлением фигуры малой эмблемы. Щит увенчан геральдическим знаком МВД России. Под щитом на развевающейся червленой девизной ленте надпись: "СЛУЖИМ РОССИИ - СЛУЖИМ ЗАКОНУ".

Нагрудный знак
Малая эмблема, вокруг которой по форме треугольного конусного щита выложена синяя лента с золотистой надписью: «СЛУЖИМ РОССИИ», «СЛУЖИМ ЗАКОНУ». Сверху лента увенчана геральдическим знаком МВД России золотистого цвета.
Размер знака 30х46 мм.

Эмблемы утверждены Приказом Министра внутренних дел РФ 31 декабря 2011 г. как эмблемы Департамента экономической безопасности (ДЭБ) МВД РФ, позднее преобразованного в Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД РФ.

До 2012 г. на девизной ленте большой эмблемы писался предыдущий девиз МВД России "СЛУЖА ЗАКОНУ - СЛУЖИМ НАРОДУ", а на ленте на нагрудном знаке - наименование подразделения ("ДЭБ МВД РОССИИ").

Отдел экономической безопасности и противодействия коррупции является оперативным подразделением полиции и осуществляет оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ОЭБ и ПК реализует задачи и функции по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта, в том числе совершённых в составе организованных преступных групп.

Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ. Ранее на уровне субъектов РФ задачи по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями выполняли управления по налоговым преступлениям и управления по борьбе с экономическими преступлениями. В ходе реформы системы органов внутренних дел данные подразделения были объединены в большинстве субъектов РФ, в том числе в г. Москве.

При этом в некоторых субъектах все еще сохраняется старая структура, в которой управления по налоговым преступлениям и управления по борьбе с экономическими преступлениями существуют как отдельные независимые друг от друга подразделения. В качестве примера можно привести ГУВД по Московской области, в котором отдельно существуют Управление по борьбе с экономическими преступлениями и Управление по налоговым преступлениям.

Чаще всего сотрудники подразделений экономической безопасности вмешиваются в деятельность коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей при проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на предупреждение, пресечение, выявление и документирование налоговых преступлений.

При получении информации о возможных фактах совершения налогового преступления сотрудники управлений экономической безопасности проводят оперативно-розыскные мероприятия, направленные на проверку полученной информации и документирование фактов уклонения от уплаты налогов.
Если по результатам оперативно-розыскных мероприятий получены достаточные данные, свидетельствующие об уклонении от уплаты налогов, руководителю организации (индивидуальному предпринимателю) предлагается добровольно уплатить выявленную сумму налоговой недоимки, штрафов и пеней. В случае уплаты руководитель организации (индивидуальный предприниматель) освобождается от уголовной ответственности.

В случае несогласия с выводами органов внутренних дел и отказа добровольно уплатить выявленную недоимку, штрафы и пени, полученные материалы направляются в следственные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела. В случае возбуждения уголовного дела осуществляется предварительное расследование в форме предварительного следствия.
Оперативное сопровождение уголовных дел, возбужденных по фактам нарушения законодательства РФ о налогах и сборах, осуществляют сотрудники подразделений экономической безопасности, проводивших доследственную проверку (оперативно-розыскные мероприятия, предшествующие возбуждению уголовного дела).
По окончании предварительного расследования уголовное дело направляется для разбирательства в суд, по завершении которого выносится оправдательный или обвинительный (95-97 % случаев) приговор.
Следует отметить, что при вынесении судами приговоров по уголовным делам, связанным с уклонением от уплаты налогов, наказания в виде лишения свободы, как правило, не назначаются. Реальное лишение свободы может быть назначено при наличии у виновного лица судимости за ранее совершенное преступление или при вынесении приговора при совокупности преступлений (совершение двух или более преступлений, например, уклонение от уплаты налогов и мошенничество). Как правило, в качестве наказания назначается штраф или условный срок. Помимо штрафа, который назначается в качестве наказания за совершение уголовного преступления с налогоплательщика в пользу государства взыскивается сумма неуплаченных налогов, пени и штрафы. Также необходимо отметить, что при осуществлении предварительного расследования уголовных дел, связанных с уклонением от уплаты налогов, избрание меры пресечения в виде заключения под стражу практически не применяется. Следователи, как правило, ограничиваются подпиской о невыезде и надлежащем поведении. Это означает, что, если в отношении Вас возбудили уголовное дело по факту возможного уклонения от уплаты налогов, вероятность оказаться в следственном изоляторе на время расследования уголовного дела при соблюдении ряда правил практически равна нулю. Например, нельзя давать следователю даже формальный повод для изменения меры пресечения, т. е. необходимо являться в назначенный срок по вызовам следователя, не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения следователя и не препятствовать производству по уголовному делу. На практике возникают ситуации, когда организация привлекает внимание различных подразделений экономической безопасности, осуществляющих выявление и раскрытие налоговых преступлений. Как правило, это является следствием использования сложных схем налоговой оптимизации, при которой выстраиваются цепочки с участием нескольких контрагентов, а также взаимодействия с большим количеством, так называемых проблемных контрагентов, имеющих различную территориальную принадлежность. Кроме того, оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться подразделениями экономической безопасности различного уровня, при этом вышестоящие органы внутренних дел, как правило, осуществляют оперативно-розыскные мероприятия в целях проверки имеющейся информации о фактах уклонения от уплаты налогов в особо крупных размерах.

Учитывая, что привлечение к уголовной ответственности возможно только за уклонение от уплаты налогов с организации, совершенное в крупном размере (свыше 2 млн. руб.), отделы экономической безопасности в основном занимаются проведением оперативно-розыскных мероприятий с целью документирования налоговых преступлений в отношении предприятий, обороты которых составляют десятки миллионов рублей.

В связи с этим уголовные дела РФ практически не возбуждаются в отношении организаций, использующих упрощенную систему налогообложения. Здесь необходимо оговориться, что использование упрощенной системы налогообложения не является стопроцентной гарантией отсутствия проблем с правоохранительными органами.

В настоящее время используются различные схемы уклонения от уплаты налогов, при которых у организации с активной хозяйственной деятельностью в налоговой отчетности может отражаться незначительная выручка, позволяющая использовать упрощенную систему налогообложения. Например, использование фиктивных договоров комиссии, по которым организация выступает в качестве комиссионера и осуществляет сделки по реализации товаров, якобы принадлежащих другой организации (комитенту). При этом комиссионер получает лишь минимальное комиссионное вознаграждение. При данной схеме минимальная выручка позволяет организации использовать упрощенную систему налогообложения.

В случае получения сотрудниками полиции в ходе проверки данных, подтверждающих фиктивный характер договоров комиссии, применение упрощенной системы налогообложения признается незаконным, расчет налогов осуществляется в соответствии с традиционной системой налогообложения. Также неуплата налогов может быть вменена руководителю организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, если будет задокументирован факт частичного ведения хозяйственной деятельности от лица «проблемной» организации. При данной схеме от лица основной организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, осуществляется минимальный объем хозяйственных операций (аренда, коммунальные платежи, выплата заработной платы, налогов и т.д.). Основной объем хозяйственных операций осуществляется от лица «проблемной» организации, с деятельности которой налоги не уплачиваются.
На практике, это может привести к серьезным проблемам с проверяющими структурами, так как правоохранительными и налоговыми органами накоплен значительный опыт выявления и доказывания подобных схем уклонения от уплаты налогов.

Помимо борьбы с налоговыми преступлениями подразделения экономической безопасности также проводят оперативно-розыскные мероприятия, направленные на предупреждение, пресечение, выявление и раскрытие преступлений в сфере экономической деятельности.

Задачи:

· организация работы по противодействию преступности в сфере экономики и коррупции в соответствии с требованиями федеральных законов и нормативных правовых актов МВД России, предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений экономической и коррупционной направленности, в том числе совершаемых (совершённых) организованными преступными группами. Координация деятельности подчиненных подразделений по вопросам деятельности Управления на транспорте МВД России по ПФО;

· организация ведомственного и межведомственного взаимодействия по вопросам деятельности Управления на транспорте МВД России по ПФО;

· организационно-методическое обеспечение деятельности подчиненных подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции.

Основные задачи:

1.Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и правонарушений в сфере экономики, налогообложения.

2.Участие в защите сферы экономики Российской Федерации от преступных посягательств, коррупции.

3. Организация и осуществление работы по выявлению способов и обстоятельств уклонения от уплаты налогов и сборов.

4. Организация и проведение профилактических мероприятий по предупреждению преступлений и правонарушений в сфере экономики и налогообложения.

5. Организация и проведение профилактических и оперативно - розыскных мероприятий по защите всех форм собственности от преступных посягательств.

Основные функции и полномочия:

1. Анализ и мониторинг оперативной обстановки в сфере экономики, оперативное реагирование наее.

2. Осуществление оперативно - розыскной деятельности в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

3.Организация выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений экономической, налоговой и коррупционной направленности, в том числе совершенных организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями).

4. Проведение проверочных мероприятий по поступившим обращениям и иной информации о подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлениях экономической, налоговой и коррупционной направленности.

5. Обеспечение экономической безопасности и осуществление борьбы с преступлениями экономической, налоговой и коррупционной направленности, в том числе совершенными организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями):

В выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии тяжких и особо тяжких преступлений экономической, налоговой и коррупционной направленности;

В сфере кредитно – финансовых отношений, оборота драгоценных металлов и камней, игорного бизнеса;

В пенсионных фондах и страховых компаниях, на рынке ценных бумаг, в сфере сопровождения инвестиционных проектов;

В банковской сфере;

В сфере противодействия коррупции в органах власти и управления;

В бюджетной сфере, в том числе при финансировании целевых программ и национальных проектов;

В сферах внешнеэкономической деятельности, интеллектуальной собственности;

В сфере потребительского рынка, торговли, бытовых и ритуальных услуг, общественного питания, пищевой перерабатывающей промышленности;

В сфере высоких технологий и телекоммуникаций;

В сфере производства и оборота алкогольной и табачной продукции;

В сферах приватизации, операций с землей и недвижимостью, строительства и инвестиций в строительство;

В сферах различных форм собственности, топливно-энергетической комплексе, промышленности, лесного хозяйства;

В сферах транспорта, автобизнеса, туризма, образования, спорта, культуры, медицины и формации;

В сферах жилищно-коммунального хозяйства, связи, почты и частной охранной деятельности;

В сфере налогообложения.

6. Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, подрыв экономических основ организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), борьбу с фальшивомонетничеством.

7.Информирование населения в установленном порядке о результатах деятельности Отдела, в том числе через средства массовой информации, путем участия в пресс-конференциях, брифингах, «круглых столах».

8.Рассмотрение обращений граждан, иных писем и заявлений, публикаций в средствах массовой информации по вопросам, относящимся к компетенции Отдела.

9.Организация и осуществление личного приема граждан по вопросам, отнесенным к компетенции Отдела.

Отдел для осуществления своих задач и функций имеет право:

Запрашивать и в установленном порядке получать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и должностных лиц сведения, справки, документы (их копии), иную информацию, необходимые для принятия решений по вопросам деятельности Отдела.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08

Некоторые правовые органы вызывают страх и опасение у молодых предпринимателей. Существует несколько подобных организаций. Ниже, речь пойдет о ОБЭП. Чем занимается и что из себя представляет этот правовой орган.

Чем занимается ОБЭП в полиции?

Сотрудники ОБЭП у всех людей вызывают настороженность. Даже у тех личностей, у которых нет собственного дела. Основная функция сотрудников - это регулирование важных вопросов в сфере экономики. Существует несколько основных задач, которыми занимается ОБЭП в полиции.

  1. Организация методов борьбы с предпринимателями и физическими лицами, не оплачивающими налоги;
  2. Определения степени экономической угрозы в стране;
  3. Раскрытие финансовых преступлений;
  4. Проверка работы компаний и их партнеров;
  5. Контроль деятельности малого бизнеса.

Часто, сотрудники ОБЭП посещают фирму без предупреждения. Причиной их визита может стать даже звонок клиента, который недоволен обслуживанием. Как правило, люди, осуществляющие проверку, раскрывают свои полномочия не сразу. Они могут прийти в магазин, салон или любую, другую организацию как обычные потребители. После того как их обслужили работники предприятия, они показывают свои корочки и объясняют неправильность их работы. Как правило, упор во время проверки они делают на то, что поступила жалоба от потребителей и они отреагировали на нее.

Еще одна задача - это проверка фирмы на правильность её работы. От конкурентов может поступить сигнал о подобном виде деятельности, который должны проверить сотрудники ОБЭП.

Как правильно себя вести?

  • Сотрудники ОБЭП - это не те люди, на которых стоит ругаться и огрызаться. Желательно, вести себя вежливо и максимально корректно. Необходимо выполнять то, что они скажут. В противном случае сотрудники правовой организации могут неправильно истолковать действия и постановить не совсем радостное решение о дальнейшей судьбе предприятия.
  • Требуется проверять тщательно правильность заполнения документов . На них должна быть правильно указана дата проверки и название фирмы. Если найдена ошибка в заполнении, то следует настоять на её исправлении. Но, сделать это нужно также предельно корректно.
  • Иногда, сотрудники ОБЭП могут настоять на раскрытии какой-либо коммерческой тайны. Однако, делать этого вовсе не обязательно . По закону говорить о ней можно только при наличии соответствующего документа от прокурора.
  • Ни в коем случае нельзя препятствовать проверке . Если поступил сигнал, то сотрудники правовой организации её выполнят. А такими действиями можно лишь усугубить положение.
  • Если подали какие-то документы на роспись, то также требуется убедиться в правильности их заполнения .

Прежде всего, стоит помнить, что в отделе полиции работают такие же люди. Поэтому правильное общение с ними может поспособствовать положительному разрешению ситуации.

На что имеют право сотрудники?

  • Проводить розыскные мероприятия;
  • Изымать документацию и другие важные материалы;
  • Записывать в протокол все правовые нарушения;
  • Осматривать имущество и служебные помещения;
  • Проводить опрос среди посетителей;
  • Передавать документы вышестоящие органы;
  • Осуществлять проверку деятельности предприятия, организаторов и сотрудников.

Виды наказания

При обнаружении незаконной деятельности сотрудники ОБЭП имеют право настоять на закрытии фирмы, её ликвидации или временной прекращении деятельности. Встречались случаи, когда они давали срок на исправление ошибок после, прохождения которого работу фирмы можно было восстановить.

Еще один вид наказания - это заключение под стражу. Как правило, такая участь ждет тех предпринимателей, которые нарушили закон. Сотрудники правовой организации находят состав экономического преступления и передают дело в суд. Однако, для этого нужны весомые доказательства. Встречаются случаи, когда постанавливают отказ от возбуждения уголовной ответственности.

Также может быть приято решение об изъятии незаконной продукции и увольнения сотрудника, не соответствующего требованиям.

ОБЭП - историческая справка

Ежегодно отмечается праздник, посвященный дню борьбы с экономической преступностью. Основной датой этого события принято считать 16 марта 1937 года . Изначально эта организация была создана для регулирования деятельности государственной торговли и потребительских учреждений. На тот момент работа всех сотрудников была направлена на сокращение экономических затрат и борьбу с хищениями.

Сначала этот орган власти существовал как отдельное звено, но через несколько лет после усердной работы был приобщен к отделу милиции. Перед войной задачи этих органов увеличились. В их обязанности стали входить методы борьбы со спекуляцией и фальшивомонетчеством. В военные годы большинство работников отправилось в тыл. Та часть, которая осталась на службе, выполняла самые важные задачи. Основной работой их было предотвращение экономических преступлений и решение проблем, связанных с нехваткой продукции. Также в военные годы благодаря бдительности сотрудников этих организаций было возвращено в государственный фонд несколько миллионов рублей. На тот момент это были очень большие деньги.

С 1983 года к основным задачам организации стала относиться борьба с взяточничеством, хищениями и валютными операциями, происходящими незаконным путем. В то же время произошло форматирование организаций и была введена ответственность за нетрудовые доходы. После того, как распался СССР, объединилось несколько структур подобных организаций. Все задачи и полномочия были отформатированы. В задачу сотрудников стали входить и уголовные преступления.

В 2004 году был создан департамент по экономической работе.

Работники структуры ОБЭП занимают активную жизненную позицию. Им приходится рассматривать жалобы граждан. За все время существования отдела в фонд государство были возвращены миллиарды денег и ценных бумаг. Поэтому вопрос о том, чем занимается в настоящее время ОБЭП имеет большое значение в работе силовых ведомств.

По ссылке страница Главного Управления Экономической Безопасности и Противодействия Коррупции на сайте МВД России. На нем можно ознакомиться с основными задачами, функциями и полномочиями структуры.

Видео об организации

Сотрудники этой структуры - люди закрытые: на контакт идут с большой неохотой, и то чаще во время проверок. Бойцы Отдела по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП) всегда считались элитным подразделением российской милиции. В советское время их прозвали «белыми воротничками». Одетые с иголочки, холеные и при этом наделенные немалой властью - они продолжают производить неизгладимое впечатление на самых уравновешенных бухгалтеров и руководителей компаний.

О тонкостях оперативной работы, о том, как работалось в советское время и сейчас, о том, что было и что стало, нам рассказал полковник МВД в отставке, кандидат юридических наук Владимир Петров.

«Московский бухгалтер» («МБ»): Владимир Михайлович, в общей сложности вы проработали в правоохранительных органах более тридцати лет. Не жалко было уходить?

В. П.: Вы знаете, мог еще поработать, но время пришло. Да и молодым надо уступать дорогу.


Особенно было жалко тех, кто попадался в первый раз. Сразу же видно неискушенного в таких делах человека, который просто хотел заработать денег по-быстрому. Были даже случаи, когда я отпускал оступившихся...


«МБ»: Благородно с вашей стороны. Сейчас для многих главным критерием выбора профессии является размер заработной платы. Наша милиция, как известно, большими окладами никогда не славилась, а в советское время и подавно. Чем вас привлекла эта профессия?

В. П.: Все просто - романтика, ореол загадочности, царящий над ней. Профессия сыщика всегда меня привлекала, вызывала неподдельный интерес. Да и вообще нормальная мужская работа: допросы, обыски, выемки, раскрытие уголовных дел.

«МБ»: Ну хорошо, а почему именно работа в МВД, а не в КГБ, например?

В. П.: Хороший вопрос. В конце 1970-х гг. осуществлялся набор сотрудников в такие структуры как МВД и КГБ. Я в то время был молодым кандидатом в члены КПСС. Меня вызвали в райком партии и предложили пойти работать в одну из этих структур - на выбор. Я без особых раздумий отдал предпочтение МВД.

«МБ»: Вы сразу были приняты в штат, или нужно было получить образование?

В. П.: Сперва нужно было окончить высшее учебное заведение. В 1978 г. я поступил на дневное отделение Московской высшей школы милиции. Кстати, это учебное заведение открылось в 1975 году и проводило в течение четырех лет полноценный набор студентов, в котором оказался и я.

«МБ»: Сложно было в то время поступить. Насколько я понимаю, и сейчас конкурс бешеный?

В. П.: Поступить действительно, как и сейчас, было непросто. Нужно было как минимум иметь хорошую физическую подготовку. Ну, и пришлось серьезно готовиться к вступительным экзаменам, в период службы в армии (прим.: служил в танковых войсках) кое-что подзабыл.

«МБ»: Кого сразу отсеивали?

В. П.: Начну с того, что кандидаты на учебу проходили тщательный медицинский отбор, в том числе психологический. Я помню, что брали людей без крайностей: слишком толстые или слишком худые оставались за бортом. Кстати, набирали исключительно мужской курс. Девушек, во всяком случае в Московскую высшую школу милиции, тогда не принимали.


«МБ»: А на что жили, будучи студентом? Я знаю, что подрабатывать на стороне как учащимся, так и действующим сотрудникам милиции было запрещено...

В. П.: Как, впрочем, и сейчас. Считалось, что подработка мешает полноценному получению знаний. Приходилось выкручиваться, тайно подрабатывать. Надо было на что-то кормить семью. Я как раз только женился, родился ребенок. Сами понимаете - на одну стипендию в 40 рублей сложно было прожить.

«МБ»: Во время вашей учебы в Москве проходила Олимпиада-80. Вас как-то привлекали к обеспечению правопорядка?

В. П.: На протяжении всех четырех лет обучения курсанты столичной высшей школы милиции постоянно привлекались для обеспечения правопорядка при проведении массовых мероприятий. Нередко нас направляли нести патрульно-постовую службу на территории одного из отделений милиции, где складывалась неблагоприятная криминогенная обстановка. Несмотря на отсутствие средств защиты - даже дубинок не было - мы успешно задерживали правонарушителей. У нас была хорошая физическая подготовка - быстро бегали, знали приемы.

Что касается Олимпиады-80, то это самое запоминающееся мероприятие, на котором мне довелось поработать, будучи курсантом. На протяжении всего периода проведения я и мои однокурсники находились в Олимпийской деревне - в районе станции метро «Юго-Западная».

Желающих попасть с улицы на территорию Олимпийской деревни было очень много, порой даже подделывали пропуска. Поэтому приходилось быть крайне бдительными.

В гостиницах во время проведения Олимпийских игр работали под прикрытием девушки-курсанты из Рязанской высшей школы милиции. Они трудились на разных должностях, где требовалось знание иностранных языков - к примеру, горничными.

Задача, которую перед нами ставило руководство - в первую очередь быть бдительными, чтобы не допустить каких либо правонарушений, и мы, скажу без ложной скромности, с этой задачей справились. По итогам несения службы мне была вручена почетная грамота от самого министра внутренних дел генерала Николая Анисимовича Щелокова.

«МБ»: После окончания Школы милиции началось, как я понимаю, самое интересное - работа. Куда вас направили?

В. П.: В 1982 году по распределению меня направили в Управление по борьбе с хищением социалистической собственности - в народе более известное как УБХСС (прим.: в 1991 г. переименован в ОБЭП - Отдел по борьбе с экономическими преступлениями).

«МБ»: Чем занимался всемогущий УБХСС? Почему все так боялись этой структуры?

В. П.: Структура действительно была всемогущая. Управление по борьбе с хищением социалистической собственностью ГУВД состояло из множества отделов, которые выявляли преступления по ряду направлений: спорт, медицина, строительство, транспорт, связь, промышленность, торговля, общественное питание, а также отделы по борьбе со спекуляцией и нарушением правил валютных операций. Одним словом, УБХСС курировал все отрасли народного хозяйства без исключения.

Я начинал работать в одном из районных отделов УБХСС в группе по борьбе со спекуляцией. Статья 154 УК РСФСР «Скупка и перепродажа с целью наживы» предусматривала не только административное, но и уголовное наказание, которое наступало, когда сумма наживы превышала 30 рублей


Первыми разорвали цепочку этого братства сотрудники ДПС. Из корыстных соображений они стали брать взятки со своих же...


К примеру, человек или группа людей скупали в магазинах определенный товар оптом, а затем продавали его по завышенной цене - вот и повод для возбуждения уголовного дела.

Откуда эти граждане брали деньги - вопрос риторический. Мне кажется, здесь вполне уместно провести аналогию с персонажем из книги Ильфа и Петрова «Золотой теленок» Александром Ивановичем Корейко.

«МБ»: Да, показательный пример. А как вы собирали компромат на спекулянтов и фиксировали нарушения - компьютеров, видеокамер и прочей техники тогда не было?

В. П.: Поступало много жалоб от населения, в том числе рассматривались анонимки - на них тоже приходилось реагировать и выносить официальное решение в соответствии с законом. За этим зорко следила Прокуратура.

Для выявления факта спекуляции сначала документировался факт скупки товара, его цена, кто продал, затем фиксировался факт продажи, проводилась так называемая контрольная закупка, опрашивались свидетели, приглашались понятые. Когда все доказательства были собраны, материал при наличии оснований направлялся в следствие для возбуждения уголовного дела.

Что касается техники, то тогда у меня было длиннофокусное фоторужье - я получал его под расписку у эксперта-криминалиста. Благодаря этому «инструменту» я мог заснять издалека подозреваемых по делу, зафиксировать факты противоправной деятельности фигурантов по моей разработке, сфотографировать переброску товара, номера машин и прочее.

«МБ»: А чувство жалости к задержанным испытывали когда-нибудь? Было желание от пустить?

В. П.: Всякое бывало. Я же живой человек. Особенно было жалко тех, кто попадался в первый раз. Сразу же видно неискушенного в таких делах человека, который просто хотел заработать денег по-быстрому. Были даже случаи, когда я отпускал оступившихся...

«МБ»: В начале 1990-х гг. уголовную ответственность за спекуляцию отменили…

В. П.: При всем этом люди продолжали отбывать наказание. И этот факт до сих пор не дает мне покоя. При этом амнистия проводилась, но под нее подпадали определенные категории граждан: осужденные впервые, ранее не судимые, имеющие на иждивении малолетних детей, совершившие преступления небольшой тяжести и другие.

«МБ»: Действовала ли тогда так называемая «палочная система» или это явление появилось гораздо позднее?

В. П.: Всегда был план по выявлению количества преступлений и его нужно было строго выполнять. Тем сотрудникам, кто не справлялся с этой работой, предлагали подыскать место на гражданке.

«МБ»: Ну, если с палочной системой все понятно, то что тогда с коррупцией? Кто в то время был чемпионом по взяткам - чиновники или правоохранители?

В. П.: Коррупция была, но не в таких масштабах, как сейчас. На территории нашего района за короткий срок было задокументировано несколько фактов взяточничества среди чиновников. Но это были уже 90-е годы.

А что касается сотрудников милиции - тогда такого не было. Чтобы взятки брали? Нет, была партийная дисциплина.

«МБ»: Среди сотрудников правоохранительных органов, как и среди врачей, всегда существовала так называемая круговая порука - из серии «свои, брат», это правда?

В. П.: Мне кажется, это нормальная практика - так называемое цеховое братство. Ничего плохого я в этом не усматриваю.

Единственное, что я могу сказать, первыми разорвали цепочку этого братства сотрудники ДПС. Из корыстных соображений они стали брать взятки со своих же. Типа - «я готов закрыть глаза на мелкое нарушение, но за небольшое вознаграждение». Из-за этого выросло количество арестов сотрудников ДПС. В общем, свои стали сдавать своих же.

«МБ»: Ваша работа - это не только разъезды, она также предусматривает много писанины. Как справлялись с бумажной рутиной?

В. П.: Действительно, бумажной писанины очень много - различные рапорты, отчеты, оформление документов. Плюс к этому приходилось много ездить по различным организациям, архивам, запрашивать справки, выписки. Но при этом я всегда понимал, что никто эту работу за меня не сделает. Как говорил капитан Жеглов: «У нищих лакеев нет».


Я люблю рисковать, поэтому в одной из пирамид я участвовал... За несколько дней до краха этой пирамиды я получил машину и кучу денег. А с другой пирамидой, пожалуй, самой известной в России, фамилию ее основателя я специально не называю, у меня особая история.


«МБ»: А что для вас было самым ценным в работе?

В. П.: Может, и слишком пафосно звучит, но все-таки чувство выполненного долга. Когда по собранным материалам возбуждено уголовное дело и ты знаешь, что преступник ответит по закону.

Понимаете, когда долго ведешь дело, собираешь информацию, мотаешься по всей Москве, а порой и по стране, то самое ценное в работе - конечный, искомый результат.

«МБ»: Вы всегда работали в команде или в одиночку тоже действовали? Был какой-то интересный случай в вашей практике?

В. П.: Да, было дело. Осенью 1982 года мы задерживаем в разных районах Москвы мужчину и женщину, которые отдельно друг от друга занимались спекуляцией. Материалы передаются в следствие. В отношении них возбуждаются два разных уголовных дела. Пока идет следствие, подозреваемых отпускают под подписку о невыезде. В скором времени выясняется, что женщина представилась чужим именем и фамилией - некой Ольгой Пуст. По делу мужчины меня направляют в командировку в Латвию, в город Елгава. Во время проведения обыска в его доме в квартиру заходит женщина, та самая, назвавшаяся Ольгой Пуст. Увидев меня, она ужасно испугалась, побледнела и даже пыталась бежать, но я успел ее задержать.

«МБ»: В 1990-е годы многие участвовали в различных пирамидах, вас эта участь миновала?

В. П.: Я люблю рисковать, поэтому в одной из пирамид я участвовал. Не побоялся и вложил деньги во «Властилину». За несколько дней до краха этой пирамиды я получил машину и кучу денег.

А с другой пирамидой, пожалуй, самой известной в России, фамилию ее основателя я специально не называю, у меня особая история.

Я получил оперативную информацию и поехал ее проверять. Один. Было это в 1982 году. Приезжаю на квартиру - дверь открыл мужчина, который впоследствии окажется основателем самой известной пирамиды в России. Он снимал жилье в одном из спальных районов Москвы, где занимался незаконным бизнесом. При обыске я обнаруживаю ряд записывающих устройств - мужчина делал аудио- и видеозаписи, а потом незаконно их продавал в разные города оптовикам без уплаты налогов. Опечатав всю аппаратуру, составив протокол, я доставил задержанного в СИЗО местного отделения милиции. В отношении мужчины было возбуждено уголовное дело «за незаконное предпринимательство», но реального срока он тогда не получил. По прошествии десяти лет я увидел своего бывшего подопечного по телевизору и, честно признаюсь, сразу его не узнал. Что скажешь - заматерел.

«МБ»: А в лихие 90-е работалось сложнее, криминальные разборки вас как-то коснулись?

В. П.: Нет, в работе нашего отдела ничего не изменилось. Мы были молодые, смелые. Так называемые «малиновые пиджаки» чаще попадались в руки сотрудников РУБОПа. Пиджаки у задержанных, как рассказывали, регулярно трещали.

«МБ»: Порядка было больше тогда или сейчас?

В. П.: Сейчас все же порядка больше. Есть какая-никакая стабильность. При этом лучше всего было при Брежневе. Хуже всего - при Горбачеве: к власти пришел человек, бесконечно далекий от политики и экономики. Безработица, пустые прилавки и туманная перспектива судьбы страны - вот что царило.

«МБ»: В конце 90-х гг. вы уходите с оперативной работы и на протяжении нескольких лет занимаетесь научной деятельностью, а потом еще и преподавательской. Почему решили сменить любимую работу?

В. П.: Так получилось. За столько лет оперативной работы накопилась усталость. Захотелось тишины и покоя. Понимаете, я на протяжении нескольких лет возглавлял подразделение по борьбе с экономическими преступлениями. Было непросто. Решил уйти в науку - работал во ВНИИ МВД в лаборатории по исследованию проблем экономической преступности и противодействию коррупции. Там занимался анализом: изучал динамику экономической преступности в масштабе страны, публиковал научные статьи. В 2004 году защитил кандидатскую диссертацию по борьбе с экономической преступностью. В этом же году меня пригласили преподавать в школу милиции (прим.: переименована в Университет МВД) на должность руководителя кафедры криминалистики, где я проработал 5 лет.

«МБ»: Может, нужно было уйти в бизнес. Не было таких мыслей?

В. П.: Я рассматривал для себя такую возможность, но ничего дельного мне не предложили. Если бы и ушел, то скорее в область юриспруденции, но как-то не сложилось.

Екатерина Петрова, специально для журнала «Московский бухгалтер»

К Вам пришла проверка

С бератором вы будете знать, кто может приостановить деятельность фирмы, чего хочет полиция, налоговая инспекция, пожарные и трудовики, а теперь еще и экологи, таможенники и страховщики. Вы будете готовыми к приходу проверяющих из любой инстанции ежедневно и в любое время.