Срочный трудовой договор с беременной. Можно ли уволить беременную по срочному трудовому договору

С 11 июля 2015 года изменился порядок предоставления декретного отпуска и начисления пособия по беременности и родам женщинам, работающим по срочному трудовому договору . Федеральный закон № 201-ФЗ , подписанный Президентом РФ Владимиром Путиным 29 июня 2015 года и вступивший в силу спустя 10 дней с момента официального опубликования, изменяет положения ст. 261 Трудового кодекса РФ о гарантиях прав будущих мам при расторжении трудового контракта.

Поправки касаются распространенной на практике ситуации, когда между работодателем и работницей заключен трудовой договор на определенный срок , дата истечения которого приходится на период беременности или .

Ранее в таких случаях было не всегда ясно: необходимо ли продлевать срочный договор до окончания декрета или действие трудовых отношений должно завершаться на дату окончания беременности, предоставляя только дородовой отпуск и неполные декретные ?

Окончание срочного договора в период беременности

При завершении в период беременности женщины действия трудового договора, заключенного на определенный срок, в соответствии со ст. 261 ТК РФ работодатель обязан его продлить непосредственно до момента рождения ребенка.

Для продления срока действия трудового договора беременной женщине необходимо предоставить:

Если после окончания беременности (в том числе вследствие ее искусственного прерывания или самопроизвольного выкидыша) женщина фактически продолжает осуществлять своим рабочие обязанности по прежнему месту работы, работодатель в течение недели после того, как узнал (или должен был узнать) об указанном факте вправе расторгнуть заключенный с ней трудовой контракт - фактически прекращение беременности обозначает дату истечения действия срочного договора.

При продлении срочного договора на период беременности работодатель вправе не чаще одного раза в 3 месяца требовать от женщины предоставить ему медицинскую справку из женской консультации, подтверждающую ее текущее состояние беременной.

Если женщина уходит в декрет по срочному трудовому договору

Всем работающим будущим мамам независимо от условий их трудоустройства (в том числе условий о сроках действия трудового контракта ) по их письменному заявлению на имя работодателя в соответствии с нормами трудового законодательства предоставляется (декретный отпуск ) общей длительностью .

За указанные периоды нетрудоспособности в связи с материнством выплачивается в размере 100% от среднего заработка за 2 полных предыдущих календарных года или по МРОТ ( в 2016 году). При этом декретное пособие рассчитывается суммарно за весь период нетрудоспособности в соответствии с выданным врачом женской консультацией .

Таким образом, женщина, состоящая в официальных трудовых отношениях с работодателем (в том числе по срочному трудовому договору), имеет право на предоставление ей и начисления пособия по беременности и родам при выходе в декрет, начиная с акушерского срока 30 недель (или 28 - при одновременном вынашивании нескольких детей).

В этом случае начиная с 11 июля 2015 года в соответствии с внесенными законом № 201-ФЗ от 29.06.2015 поправками в Трудовой кодекс действие срочного договора продлевается до окончания декретного отпуска , и «срочница» вправе рассчитывать на получение пособия по беременности и родам в полном размере .

Размер декретных выплат в 2018 году

Таким образом, внесенные поправки фактически предоставляют беременным женщинам, работающим по срочному трудовому договору, гарантии права на:

  • полную ;
  • выплату декретного пособия в полном размере, пропорционально суммарной длительности периода нетрудоспособности .

Напомним, ранее работодатель имел право расторгать срочный трудовой договор сразу после окончания беременности , даже если женщина находилась в декрете. при этом выплачивалось за фактически предоставленный дородовой отпуск - длительностью 70 (обычные роды) или 84 дня (осложненные роды или рождение двух и более детей).

Если женщина по срочному договору замещает отсутствующего сотрудника

Указанное выше правило о продлении действия срочного трудового договора до окончания беременности или декретного отпуска с учетом внесенных поправок в 2016 году до сих пор не распространяется на случаи , когда беременная женщина выполняет работу, замещая должность временно отсутствующего работника.

В этом случае та же допускает увольнение беременной женщины работодателем при завершении действия срочного договора, если невозможно перевести ее на другую должность с письменного согласия самой работницы (как соответствующую ее квалификации, так и на нижестоящую или нижеоплачиваемую) с учетом состояния здоровья беременной и медицинских противопоказаний.

20 Марта 2017, 10:39, вопрос №1577313 Валерия , г. Санкт-Петербург

900 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (12)

    Мишин Антон

    Юрист, г. Великий Новгород

    • 1025 ответов

      Согласно сведениям ФСС:

      Единовременное пособие при рождении ребенка

      16 350, 33 р. (15 512,65 р. x 1,054)

      Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет

      Уход за первым ребенком – 3065,69 р. (2908,62 р. x 1,054)

      Уход за вторым ребенком –
      6131, 37 р. (5 817,24 р. x 1,054)

      В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 г. N 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга»:

      Статья 18. Меры социальной поддержки
      Семьям, имеющим детей, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

      1. Ежемесячные пособия:
      1) ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от рождения до полутора лет на приобретение товаров детского ассортимента и продуктов детского питания назначается в следующих размерах:
      2 242 рубля 81 копейка - при рождении первого ребенка;
      2 893 рубля 95 копеек - при рождении второго и последующих детей;

      2) ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от полутора лет до 7 лет на приобретение товаров детского ассортимента, продуктов детского питания, специальных молочных продуктов назначается в размере 651 рубля 61 копейки, на ребенка из неполной семьи, семьи военнослужащего - 940 рублей 46 копеек;

      3) ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 7 лет до 16 лет либо до окончания образовательного учреждения, реализующего образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, но не старше 18 лет назначается в размере 604 рублей 58 копеек; на ребенка из неполной семьи, семьи военнослужащего - 873 рублей 28 копеек;

      Согласно:

      УТВЕРЖДЕН
      распоряжением Комитета
      по социальной политике
      Санкт-Петербурга
      от 31 июля 2015 года N 209-р
      Административный регламент администрации района Санкт-Петербурга по предоставлениюгосударственной услуги по
      выполнениюотдельных функций по предоставлениюмеры социальной поддержки в виде ежемесячного пособия на
      ребенка в возрасте от 7 лет до 16 лет либо до окончания образовательного учреждения, реализующего образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, но не старше 18 лет

      2.6.1. Документы, подлежащие предоставлению заявителем:
      заявление о назначении ежемесячного пособия по форме согласно приложению N 5 к настоящему Административному
      регламенту;
      документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт гражданина (законных представителей) Российской Федерации
      или временное удостоверение личности, выданное на период его замены);
      документы, содержащие данные органов регистрационного учета заявителя и ребенка (детей), в случае отсутствия
      указанных сведений в Информационной городской базе данных «Население. Жилой фонд» (справка о регистрации по месту
      жительства в Санкт-Петербурге граждан (форма 9), свидетельство о регистрации по месту пребывания (форма 3) или решение
      суда об установлении места жительства или места пребывания);
      документ, удостоверяющий личность представителя (паспорт гражданина Российской Федерации или временное
      удостоверение личности, выданное на период его замены), и документ, подтверждающий полномочия представителя;
      _______________
      Вкачестве документа, подтверждающего полномочия представителя, предъявляются:
      документ, оформленный в соответствии с действующим законодательством, подтверждающий наличие у представителя
      прав действовать от лица заявителя, и определяющий условия и границы реализации права представителя на получение
      государственной услуги;
      документ, подтверждающий право законного представителя выступать от имени заявителя (свидетельство о рождении,
      решение органа опеки и попечительства об установлении опеки или попечительства).
      документы о доходах семьи за три календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления. Виды доходов,
      учитываемые при исчислении совокупного дохода семьи, представлены в приложении N 6 к настоящему Административному
      регламенту.

      адмрегла адмрегла мент.pdf мент.pdf

      Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

      Свернуть

    • получен
      гонорар 50%

      Юрист

      Общаться в чате
      • 8,5 рейтинг

      При этом также действует соответствующий порядок назначения пособий на уровне Вашего субъекта проживания.

      Согласно:

      Приложение N 1
      к постановлению Правительства
      Санкт-Петербурга
      от 22 мая 2013 года N 343

      Порядок предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей
      (с изменениями на 24 октября 2016 года)

      1.2. В соответствии с настоящим Порядком гражданам, указанным в статье 17 Социального кодекса, предоставляются следующие меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки семьям, имеющим детей:

      1.2.1. Ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от рождения до полутора лет на приобретение товаров детского ассортимента и продуктов детского питания (далее - ежемесячное пособие на ребенка до полутора лет).

      1.2.2. Ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от полутора лет до 7 лет на приобретение товаров детского ассортимента, продуктов детского питания, специальных молочных продуктов детского питания (далее - ежемесячное пособие на ребенка до 7 лет).

      1.2.3. Ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 7 лет до 16 лет либо до окончания образовательного учреждения, реализующего образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, но не старше 18 лет (далее - ежемесячное пособие на ребенка школьного возраста).
      1.2.4. Ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от рождения до 18 лет из семьи, где оба законных представителя (единственный законный представитель) являются инвалидами I и (или) II групп, на приобретение товаров детского (подросткового) ассортимента, продуктов детского питания, специальных молочных продуктов детского питания (далее - ежемесячное пособие на ребенка из семьи, где оба законных представителя являются инвалидами).

      1.2.5. Ежемесячное пособие на ребенка-инвалида в возрасте от рождения до 18 лет на приобретение товаров детского (подросткового) ассортимента, продуктов детского питания, специальных молочных продуктов детского питания (далее - ежемесячное пособие на ребенка-инвалида).

      1.2.6. Ежемесячное пособие на ребенка-инвалида в возрасте от рождения до 18 лет из семьи, где оба законных представителя (единственный законный представитель) являются инвалидами I и (или) II групп, на приобретение товаров детского (подросткового) ассортимента, продуктов детского питания, специальных молочных продуктов детского питания (далее - ежемесячное пособие на ребенка-инвалида из семьи, где оба законных представителя являются инвалидами).

      1.2.7. Ежемесячное пособие на ВИЧ-инфицированного ребенка в возрасте до 18 лет на приобретение товаров детского (подросткового) ассортимента, продуктов детского питания, специальных молочных продуктов детского питания (далее - ежемесячное пособие на ВИЧ-инфицированного ребенка).

      1.2.8. Ежемесячное пособие на ребенка-инвалида с особыми потребностями на приобретение товаров детского (подросткового) ассортимента, продуктов детского питания, специальных молочных продуктов (далее - ежемесячное пособие на ребенка-инвалида с особыми потребностями).

      1.2.9. Ежегодная компенсационная выплата на детей из многодетных семей, обучающихся в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), но не старше 18 лет (далее - ежегодная компенсационная выплата на детей из многодетных семей).
      1.2.10. Единовременная компенсационная выплата при рождении ребенка (усыновлении в возрасте до шести месяцев) для приобретения предметов детского ассортимента и продуктов детского питания (далее - единовременная компенсационная выплата при рождении ребенка).

      1.2.11. Ежегодная компенсационная выплата на ребенка в возрасте до 18 лет, не являющегося инвалидом, страдающего заболеванием целиакия (далее - ежегодная компенсационная выплата на ребенка, страдающего заболеванием целиакия).

      1.2.12. Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни детям из многодетных семей, получающим пенсию по случаю потери кормильца (далее - ежемесячная компенсационная выплата детям из многодетных семей).

      1.2.13. Ежемесячная социальная выплата студенческим семьям.

      1.2.14. Ежемесячная социальная выплата матерям, родившим (усыновившим) и воспитавшим пять и более детей и получающим пенсию (далее - ежемесячная социальная выплата матерям).

      1.2.15. Пункт исключен с 24 марта 2016 года - постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 года N 200, распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2016. - См. предыдущую редакцию.

      1.2.16. Ежемесячная денежная выплата семьям при рождении (усыновлении) третьего или последующих детей в период с 1 января 2013 года (с 1 января 2016 года - при усыновлении) до достижения ребенком возраста 3 лет (далее - ежемесячная денежная выплата семьям при рождении (усыновлении) третьего или последующих детей)
      1.2.17. Ежемесячная денежная выплата на оплату части взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, предоставляемая многодетной семье, имеющей жилое помещение в многоквартирном доме на праве собственности (далее - ежемесячная денежная выплата на оплату части взноса на капитальный ремонт).

      Заявление может быть подано на бумажном носителе либо в форме электронного документа посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и портала «Государственные и муниципальные услуги (функции) в Санкт-Петербурге», а также иным способом, позволяющим передать заявление в форме электронного документа.
      Одновременно с заявлением представляются документы, указанные в разделе 3 настоящего Порядка.
      Документы, прилагаемые к заявлению, после копирования возвращаются заявителю, за исключением документов, предусмотренных в пункте 3.6 и абзацах десятом - двенадцатом пункта 3.12 настоящего Порядка.
      Администрация района Санкт-Петербурга принимает заявление при отсутствии документов в случае, если соответствующие сведения имеются в автоматизированной информационной системе «Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга» (далее - Электронный социальный регистр), Информационной городской базе данных «Население. Жилой фонд» и других информационных базах данных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
      Сведения в виде выписки из Электронного социального регистра или справки о регистрации по месту жительства граждан (форма 9) приобщаются к заявлению.
      В случае, если заявитель не представил документы, указанные в разделе 3 настоящего Порядка, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления в Санкт-Петербурге организаций, администрация района Санкт-Петербурга запрашивает необходимые для принятия решения документы в порядке межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

      Для назначения мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, необходимы следующие документы:
      3.1. Документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт гражданина (законных представителей) Российской Федерации или временное удостоверение личности, выданное на период его замены).
      3.2. Справка о постановке на учет, выданная Городским пунктом учета (для лиц без определенного места жительства).
      3.3. Документы, содержащие данные органов регистрационного учета заявителя и ребенка (детей), в случае отсутствия указанных сведений в Информационной городской базе данных «Население. Жилой фонд» (справка о регистрации по месту жительства граждан (форма 9), свидетельство о регистрации по месту жительства (форма 8), свидетельство о регистрации по месту пребывания (форма 3) или решение суда об установлении места жительства или места пребывания).
      3.4. Документ, удостоверяющий личность представителя (паспорт гражданина Российской Федерации или временное удостоверение личности, выданное на период его замены) и документ, подтверждающий полномочия представителя.
      3.5. Справка из субъектов Российской Федерации, где законные представители (один из законных представителей) и ребенок имеют постоянную регистрацию по месту жительства, о неполучении аналогичных выплат по месту их постоянной регистрации (в случае, если ребенок с законными представителями или с одним из законных представителей имеют регистрацию в Санкт-Петербурге по месту пребывания).
      3.6. Документы о доходах семьи за три календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления (для назначения малообеспеченным семьям мер социальной поддержки, предусмотренных в подпунктах 1-3 пункта 1 статьи 18 Социального кодекса и дополнительной меры социальной поддержки, предусмотренной в пункте 4 статьи 19 Социального кодекса).
      3.7. Документы, подтверждающие наличие в семье детей:
      свидетельство о рождении ребенка (детей);
      документы об установлении над ребенком опеки или попечительства (в отношении детей, находящихся под опекой или попечительством);
      акт органа опеки и попечительства об установлении над ребенком опеки или попечительства (в отношении детей, находящихся под опекой или попечительством, переданных на воспитание в приемную семью);
      свидетельство об усыновлении (в случае усыновления ребенка в возрасте до шести месяцев);
      свидетельство о рождении ребенка, выданное консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при рождении ребенка на территории иностранного государства в случаях, когда регистрация рождения ребенка произведена компетентным органом иностранного государства);
      документ, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный и удостоверенный штампом «апостиль» компетентным органом иностранного государства, с удостоверенным в установленном законодательством Российской Федерации порядке переводом на русский язык (при рождении ребенка на территории иностранного государства, являющегося участником Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, заключенной в Гааге 05.10.1961 (далее - Конвенция);
      документ, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный компетентным органом иностранного государства, переведенный на русский язык и легализованный консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при рождении ребенка на территории иностранного государства, не являющегося участником Конвенции);
      документ, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный компетентным органом иностранного государства, являющегося участником Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в городе Минске 22.01.1993;
      свидетельство о смерти ребенка (в случае смерти предыдущего ребенка);
      свидетельство об установлении отцовства.
      3.8. Вид на жительство (для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации).
      3.9. Удостоверение беженца (для беженцев).
      3.10. Свидетельство о регистрации (расторжении) брака.
      3.11. Документы, подтверждающие статус неполной семьи в соответствии с Социальным кодексом:
      справка из органов записи актов гражданского состояния, подтверждающая, что сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка (на детей, у которых единственный родитель имеет статус одинокой матери);
      свидетельство о смерти родителя (в случае смерти одного из родителей);
      определение (постановление) суда о признании лица безвестно отсутствующим (умершим) (в случае признания судом безвестно отсутствующим (умершим) одного из родителей);
      решение суда о лишении родительских прав (ограничении в родительских правах) (в отношении детей, у которых один из родителей лишен родительских прав (ограничен в родительских правах);
      на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, один из следующих документов:
      справка из службы судебных приставов о неисполнении решения суда о взыскании алиментов;
      справка из Управления Федеральной миграционной службы по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области о выезде гражданина на постоянное жительство за границу, а также справка из службы судебных приставов о неисполнении решения суда о взыскании алиментов в случае проживания должника в иностранном государстве, с которым у Российской Федерации заключен договор о правовой помощи;
      определение суда, содержащее информацию об отказе в принятии дела к производству (на детей из семьи, где родители (один из родителей) уклоняются (уклоняется) от уплаты алиментов, а взыскание алиментов невозможно в связи с постоянным проживанием этих лиц на территории иностранных государств, с которыми у Российской Федерации отсутствуют договоры о правовой помощи).

, заместителя руководителя практики кадрового администрирования и трудового права компании «Adolex», члена НП «Эксперты Рынка Труда»

Ранее, если беременная сотрудница работала по срочному трудовому договору и его срок истекал в период беременности, работодатель был обязан продлить с ней трудовой договор до окончания беременности (ст. 261 ТК РФ). Для этого необходимо было предоставить заявление и справку о беременности.

Если трудовой договор продлевался, то беременная сотрудница не чаще чем один раз в три месяца по требованию работодателя должна была предоставлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. Родившая сотрудница, продолжающая работать по срочному трудовому договору (продленному до окончания срока беременности), могла быть без проблем уволена работодателем в течение недели со дня окончания беременности. Если в течение вышеуказанного срока трудовой договор не расторгается, то он из срочного трансформируется в договор на неопределенный срок. Соответственно, в последующем прекращение такого договора допускается только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены для трудовых договоров, заключенных на неопределенный срок.

На практике беременные сотрудницы предпочитали не уведомлять работодателей о дне родов, чтобы не давать оснований работодателю в законном порядке прекратить действие срочного трудового договора. Узнать работодателю о дате окончания беременности сотрудницы самостоятельно было довольно затруднительно. Некоторые крупные компании даже шли на своего рода ухищрения и объявляли о выплате материальной помощи сотрудницам, оформленным на срочных договорах, которую они могли получить после рождения ребенка. Эта схема хорошо работала в российских регионах, так как суммы такой помощи были довольно внушительными, и сотрудницы в положении стремились сами поскорее сообщить работодателю о дате родов, чтобы иметь возможность получить материальную помощь. Таким образом, работодатель мотивировал беременных работниц уведомлять его о сроках окончания беременности, чтобы иметь возможность соблюсти процедуру прекращения срочного трудового договора с такими сотрудницами.

Определение Московского городского суда от 10 ноября 2010 г. № 33-34497, положения статьи 261 Трудового кодекса НЕ содержат указания на то, что неуведомление женщиной работодателя о своей беременности является злоупотреблением с ее стороны и влечет возможность ее увольнения по инициативе работодателя.

На данный вопрос еще в январе 2014 года обратил внимание Верховный суд РФ, который в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 января 2014 г. № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» отметил, что «срочный трудовой договор продлевается до окончания беременности женщины независимо от причины окончания беременности (рождение ребенка, самопроизвольный выкидыш, аборт по медицинским показаниям и др.). После рождения ребенка увольнение женщины в связи с окончанием срочного трудового договора производится в день окончания отпуска по беременности и родам. В иных случаях женщина может быть уволена в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности». Данное Постановление являлось руководством к действию в судах при рассмотрении трудовых споров.

Это же Постановление указывало на то, что при обращении в суд уволенной по инициативе работодателя беременной сотрудницы с иском о восстановлении ее на работе, такой иск подлежит удовлетворению, и тот факт, что работодатель по любым причинам (беременная сотрудница скрыла факт беременности или же на момент увольнения не знала о факте беременности) не знал о беременности сотрудницы, а также то, что к моменту рассмотрения в суде иска беременность не сохранилась, не являются основаниями для отказа в восстановлении на работе. Более того, сотруднице, восстановленной на работе по решению суда, работодателю необходимо оплатить время вынужденного прогула в размере ее средней заработной платы за все время вынужденного прогула до момента восстановления на работе (периоды отпусков по беременности и родам и по уходу за ребенком из расчета не исключаются).

29 июня 2015 года был подписан Федеральный закон от 29.06.2015 № 201-ФЗ, который вносит поправки в статьи 84.1 и 261 Трудового кодекса РФ. Закон гласит: если беременная сотрудница работает по срочному трудовому договору и его срок истекает в период беременности, то работодатель обязан продлить с ней трудовой договор до окончания отпуска по беременности и родам (ст. 261 ТК РФ). Для этого ей необходимо предоставить заявление и справку о беременности.

Но в то же время допускается увольнение беременной женщины в связи с истечением срока трудового договора в период ее беременности (то есть не дожидаясь окончания отпуска по беременности и родам), если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и невозможно с письменного согласия женщины перевести ее на другую работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации женщины, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую женщина может выполнять с учетом ее состояния здоровья. При этом работодатель НЕ обязан предлагать ей все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности.

Тот факт, что в день увольнения сотрудница будет еще находиться на больничном по беременности и родам, не является препятствием для прекращения трудового договора в связи с истечением срока его действия, так как данное увольнение не является увольнением по инициативе работодателя (ст.81 ТК РФ). Правомерность такой позиции подтверждают суды (апелляционное определение Воронежского областного суда от 5 сентября 2013 г. №33-4244, определение Московского городского суда от 24 мая 2011 г. №33-15449).

Также допустимо прекращение срочного трудового договора с беременной сотрудницей в случае ликвидации компании или же прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем. При этом у компании должно быть решение о ликвидации юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ст. 61 ГК РФ). В этом случае работодатель не обязан оказывать помощь беременной сотруднице в подборе подходящей работы, дальнейшее трудоустройство может осуществляться органами государственной службы занятости населения по желанию сотрудницы.

Если закрывается филиал головной организации или любое другое обособленное подразделение, увольнение беременных сотрудниц производится по тем же основаниям, что и при ликвидации компании. Такое положение закреплено в статье 81 Трудового кодекса. Иными словами, при закрытии филиала у работодателя есть все законодательные основания уволить беременную сотрудницу.

Если же компания реорганизуется (происходит слияние, разделение, преобразование и пр.), то оснований уволить беременную сотрудницу у работодателя нет, и он руководствуется положениями ТК РФ в части порядка прекращения действия срочного трудового договора с беременной сотрудницей.

Также возникает вопрос, допустимо ли увольнение беременной женщины, например, за прогул? Можно однозначно сказать, что нет, за дисциплинарные нарушения уволить беременную сотрудницу нельзя, как бы этого ни хотелось некоторым работодателям.

Правовая позиция Конституционного Суда РФ заключается в том, что беременным женщинам предоставляются повышенные гарантии и льготы по сравнению с другими категориями работников, направленные, прежде всего, на обеспечение поддержки материнства и детства в соответствии с ч. 2 ст. 7 и ч. 1 ст. 38 Конституции.

Копирование и любая переработка материалов с сайта сайт запрещены


Утверждение, что беременную уволить нельзя, работает и при срочном трудовом договоре. Однако, увольнение по срочному договору имеет свои особенности.

Читайте в нашей статье:

Можно ли уволить беременную женщину по срочному трудовому договору

Вопрос могут ли уволить беременную по срочному трудовому договору до сих пор интересует не только самих женщин, но и не опытных кадровиков.

Беременную уволить нельзя! Даже если она трудится по срочному договору. Единственный вариант, когда увольнение возможно - ликвидация предприятия.

Окончание срочного трудового договора в период беременности

Если на момент окончания договора работница оказалась в интересном положении, его необходимо будет продлить. С 11 июля 2015 года действует Федеральный закон от 29.06.2015 № 201-ФЗ "О внесении изменений в статьи 84.1 и 261 Трудового кодекса Российской Федерации". Согласно ему, работодатель обязан продлить контракт до окончания отпуска по беременности и родам.

Однако, если беременность внезапно прервалась, никакой необходимости в переносе сроков увольнения нет. Поэтому ТК предоставляет работодателю возможность контролировать этот процесс. А именно не чаще чем 1 раз в 3 месяца запрашивать справку из женской консультации. Таким образом интересы компаний защищены от недобросовестных работниц.

При этой ситуации расторжение договора возможно или в день окончания контракта, если он еще не наступил или в день когда работодатель узнал о факте окончания беременности.

Стоит отметить, что на практике можно столкнуться с ситуацией, когда сама женщина не хочет продлевать трудовые отношения. В этом случае с нее лучше взять соответствующую бумагу, о том, что такая возможность ей разъяснена и увольнение это ее инициатива. В противном случае, если она передумает и обратится в суд доказательств ее инициативы не будет.

Изменение сроков контракта оформляется дополнительным соглашением к трудовому договору . В нем обязательно указывается новая дата окончания договора. В случае, если женщине еще не оформлено больничный лист по беременности и родам точную дату очень сложно предвидеть. Поэтому в допсоглашении допускается описание окончания контракта завершением отпуска по беременности и родам.

После подписания документа женщина может продолжать трудиться. А также она обладает всеми теми же правами что и сотрудница трудящаяся на бессрочной основе (предоставление очередного отпуска до декрета, легкий труд, возможность посещать врачей в рабочее время и др.).

Уход в декрет по срочному трудовому договору

Прежде всего определимся с терминологией. Понятия декрет в современном трудовом законодательстве России нет. В обывательском смысле под ним чаще всего понимают весь период, когда женщина отсутствует на работе с первого дня больничного по беременности и родам и до момента выхода ее на работу. На самом деле состоит декрет из 2-х этапов:

    70 дней до и 70 дней после родов - отпуск по беременности и родам;

    отпуск по уходу за ребенком до 1,5, а затем и до 3-х лет.

Так вот, уволить беременную "срочницу" можно уже после первого этапа декрета. То есть наниматель не обязан предоставлять отпуск по уходу за ребенком. Соответственно декретом для таких работников будет только период больничного.

Для выхода в декрет "срочница" предоставляет работодателю:

  • листок нетрудоспособности;
  • заявление о предоставлении отпуска;
  • заявление о продлении срочного контракта, если он еще не продлен.

Отдел персонала издает приказ о предоставлении отпуска по БиР. Унифицированной формы данного приказа не существует и составляется он в свободной форме. И с даты, указанной в больничном женщина может отдыхать.

Замещение беременной отсутствующего сотрудника

Тем не менее, законный вариант увольнения беременной "срочницы" все же существует.

Уволить беременную получится только в случае, если она была принята на временное замещение отсутствующего работника и этот факт отражен в ее трудовом договоре. Если в период беременности замещающего сотрудника основной выходит на работу, то увольнение возможно.

Но не все так просто. Необходимо выполнить ряд условий, прежде чем осуществить расторжение контракта. Наниматель обязан предложить срочнице все имеющиеся у него вакантные позиции в данном регионе. Они должны соответствовать уровню ее квалификации или быть ниже, а также допустимы к выполнению в ее состоянии здоровья. Если в коллективном договоре содержится норма о предложении вакансий в других регионах, то это также необходимо сделать.

И только когда работница отказалась от всех предложенных вариантов (лучше зафиксировать все на бумаге) возможно начать процедуру увольнения.

При этом, оформляя процедуру, стоит проявить педантичность, ведь при любом нарушении такая работница будет восстановлена на рабочем месте.

Трудовые договора на срочной основе заключается на определенный временной промежуток, при прошествии которого работодатель вправе сохранить трудовые отношения с сотрудником или уволить его.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В большинстве случаев происходит второй вариант – сотрудник лишь временно заменяет заболевшего работника или требуется помощь для выполнения трудоемкой работы. Когда истекает срок действия договора, трудовые отношения прекращаются по обоюдному согласию.

Но что делать работодателю, если сотрудница беременна? Допускает ли закон заключение и расторжение срочного договора с будущими мами?

Можно ли заключить

Заключать срочные трудовые договора с беременными женщинами не запрещается . А вот отказ от трудоустройства влечет за собой административную ответственность и штраф в размере до 200 тысяч рублей по ТК РФ.

Если изначально работодатель открывает временную вакансию (например, пока отсутствует постоянный сотрудник), оговаривая это в условиях работы, то беременная женщина не может требовать трудоустройства на постоянной основе.

Перед работодателем возникает необходимость доказать, что невозможно трудоустроить беременную на претендующую должность на бессрочной основе.