Как называется военная служба. Кто-то хочет увеличить срок службы, дающий право на получение военной пенсии


Согласно Конституции РФ гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Федеральным законом, осуществляющим правовое регулирование военной службы, является ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». В соответствии с этим законом прохождение также регулируется Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ «Вопросы прохождения военной службы», а также иными нормативно-правовыми актами РФ. Вопросы военной службы регулируются также международными договорами РФ, определяющими пребывание военнослужащих РФ за рубежом, а также участие военнослужащих РФ в вооруженных конфликтах.
  1. Понятие военной службы
Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами РФ, а также иностранными гражданами в ВС РФ, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых законом установлено прохождение военной службы. Это особый вид разрешенной государством деятельности человека в специально создаваемых им государственных организациях (войсках, воинских формированиях) и органах, решающих задачи в сфере безопасности и обороны государства специфическими (военными) методами.
Граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, установленный ФЗ «О статусе военнослужащих».
Задачи и функции военной службы - понятия соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Задачи военной службы имеют исходное значение по отношению к ее функциям, являются их непосредственной предпосылкой. В свою очередь, функции военной службы представляют собой средство реализации, выполнения ее задач. Задачи военной службы реализуются посредством осуществления ее функций. Как правило, в законодательстве определены задачи государственных организаций и органов и их полномочия, а функции определяются на уровне подзаконного правового регулирования.
К общим функциям военной службы как разновидности государственной службы можно отнести:
  • осуществление государственной кадровой политики и комплектование Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с учетом способностей и профессиональных качеств военнослужащих и гражданского персонала;
  • формирование и ведение перечня воинских должностей, а также реестра государственных должностей государственной службы из числа лиц гражданского персонала;
  • организация военной службы и гражданской государственной службы гражданского персонала;
  • установление социально-правовых условий и гарантий, необходимых для деятельности военнослужащих и гражданского персонала государственных органов и организаций, в которых предусмотрена военная служба;
  • планирование и прогнозирование развития военной службы;
  • организация и методическое руководство профессиональной подготовкой, переподготовкой (переквалификацией), повышением квалификации и стажировкой военнослужащих;
  • установление требований к государственным должностям и квалификационных требований к военнослужащим;
  • контроль за деятельностью военнослужащих, анализ состояния и эффективности их служебной деятельности;
  • координация деятельности по реализации задач, которые вытекают из нормативных правовых актов, регламентирующих военнослужебные отношения;
  • координация разработки проектов нормативных правовых актов по вопросам организации военной службы;
  • другие функции, которые можно свести к общим функциям государственной службы (правоприменительной, правотворческой, правозащитной, регулирующей, организационной и др.), т.е. функциям управления.
Специфические функции военной службы отражают специфику деятельности военнослужащих всех государственных организаций и органов, в которых предусмотрена военная служба. Она нашла отражение в специфике возлагаемых на них обязанностей. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита РФ, которые тесно связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.
В сфере обороны и военной безопасности военная служба осуществляет следующие функции: Функции военной службы исполняются непрерывно и автоматично.
Непрерывность военной службы обусловлена спецификой решаемых государственными организациями и органами задач в сфере обороны и безопасности государства. Непрерывность обеспечивается несением боевого дежурства, боевой службы, суточного наряда, выполнением других боевых задач в целях сокращения сроков готовности к решению поставленных задач.
Автоматичность военной службы должна обеспечивать автоматический характер решения законодательно закрепленных за государственными организациями и органами задач в пределах их полномочий.

Еще по теме 5.1. Военная служба в Российской Федерации:

  1. Концепция национальной безопасности и Военная доктрина Российской Федерации
  2. Россия на пути становления правового государства Выступление на семинаре в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации "Профессиональная переподготовка и повышение квалификации государственных служащих: опыт, проблемы и пути решения" (Москва, декабрь 2002 г.) lt;*gt;
  3. 1. Жилищные права военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходивших военную службу в иностранных вооруженных силах и воинских формированиях

В гражданском и военном законодательстве понятие учрежде­ний и предприятий раскрывается, как правило, через термин «органи­зации», разновидностью которых они являются. Поэтому для понима­ния сущности военных учреждений и военных предприятий (которые, в свою очередь, являются разновидностью военных организаций) не­обходимо определить, что представляют собой военные организации, каковы цели их создания, организационное устройство и порядок дея­тельности.

Военные организации создаются в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, что обусловливает особенности их учреждения и деятельности.

Под военными организациями понимаются органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, учреждения (включая военные образовательные учреждения профессионального образования), предприятия и другие организационно-правовые обра­зования, действующие в войсках, воинских формированиях и органах, в которых предусмотрена военная служба, в совокупности образую­щих военную организацию государства.

Особенности правового положения отдельных видов военных организаций с учетом проводимых военной и административной ре­форм определяются специальными законодательными и иными нор­мативными правовыми актами:

Гражданским кодексом РФ;

Положением о Министерстве обороны РФ;

Уставом внутренней службы ВС РФ;

Руководством по войсковому (корабельному) хозяйству и др.

Рассмотрим существующие виды военных организаций.

Наиболее распространенной и характерной военной организа­цией является воинская часть.

Воинские части - это состоящие, как правило, на государст­венном федеральном бюджете России боевые подразделения, являю­щиеся в тактическом, административном и хозяйственном отношении самостоятельными организационными единицами ВС РФ, повседнев­ная деятельность которых регламентируется специфическими военно­административными актами - общевоинскими и специальными уста­вами, положениями, наставлениями и другими нормативно-правовыми документами.

К воинским частям относятся:

Полки (корабли 1-го ранга);

Бригады;

Отдельные (т.е. не входящие в состав полков) батальоны, ди­визионы, авиаэскадрильи, корабли 2-го ранга;

Отдельные роты (не входящие в состав батальонов и полков), корабли 3-го ранга, а также другие им подобные воинские формирова­ния, имеющие статус отдельных воинских частей.

Кроме воинских частей, к военным организациям также относятся:

Военные предприятия;

Военные комиссариаты;

Военные учебные заведения;

Военные представительства;

Военные прокуратуры;

Военные комендатуры и другие организации, основным пред­назначением которых является не столько выполнение боевых задач, сколько обеспечение нормальных условий жизнедеятельности войск, способствующих выполнению ими функций по вооруженной защите страны.

Особенности учреждения и деятельности военных органи­заций обусловлены в первую очередь принципами строительства ВС РФ:

Максимальная централизация и единоначалие в военном управлении;

Административно-хозяйственная самостоятельность воинских частей и других военных организаций;

Подчинение их вышестоящим военным организациям (органам военного управления);

Поддержание в военных организациях воинской дисциплины и

Кроме того, на специфику организации и деятельности воен­ных организаций существенное влияние оказывают:

Система устройства ВС РФ (других воинских организаций), их общая организация;

Принципы комплектования войск;

Прохождение в военных организациях военной службы;

Правовые основы материально-технического снабжения воен­ных организаций, войскового хозяйства, различных видов довольствия военнослужащих;

Полномочия государственных органов в области обороны, а также функции, права и обязанности центральных, окружных и других органов военного управления и т.п.

В силу специфики своей деятельности военные организации могут иметь, кроме действительного, также и условное наименова­ние. В таких случаях сведения о действительных наименованиях воен­ных организаций являются, как правило, закрытыми, имеют ограни­ченный доступ и могут предоставляться в соответствии с законода­тельством РФ о государственной тайне. Именем (наименованием) во­инской части как участника гражданских правоотношений должно считаться ее условное наименование. Однако в тех случаях, когда во­енная организация не имеет условного наименования, ее именем явля­ется действительное наименование.

Рассмотрим особенности военной организации как юридиче­ского лица. Военная организация может иметь статус юридического лица, который оказывает существенное влияние на ее правовое поло­жение (преимущественно в сфере гражданско-правовых отношений). В этом смысле можно говорить о военных организациях как о разно­видности юридических лиц, которые выполняют функции в области обороны и организационно входят в состав ВС, других войск, воин­ских формирований и органов, в которых предусмотрено прохождение военной службы.

Правовое положение военной организации, являющейся юри­дическим лицом и принимающей участие в гражданском обороте, оп­ределяется гражданским законодательством РФ с учетом особенно­стей, предусмотренных специальными военно-правовыми актами.

Гражданские правоотношения с участием воинских частей иг­рают значительную роль в организации материального обеспечения войск и сил флота, поскольку нужды войск в товарах, работах и услу­гах настолько объемны и разнообразны, что обеспечить их в полном объеме в централизованном порядке не представляется возможным. Используя выделенные военной организации по смете из федерально­го бюджета денежные средства, а также находящееся у нее военное имущество, полученное от приносящей доход деятельности, военная организация может вступать в гражданские правоотношения. Обла­дающие гражданской правосубъектностью воинские части и другие военные организации выступают в гражданском обороте на равных началах с остальными субъектами гражданского права. Но в то же время их гражданская правосубъектность имеет и некоторые особен­ности, определяемые общественно-публичным характером военной организации.

Главная особенность правосубъектности военной организа­ции заключается в том, что указанные организации (в отличие от ос­тальных юридических лиц) изначально созданы не для участия в гра­жданских правоотношениях, которое носит для них вспомогательный по отношению к основной деятельности характер. Поэтому граждан­ская правосубъектность военной организации в целом носит специ­альный (ограниченный), а не общий (универсальный) характер. Воен­ная организация как субъект гражданского права может иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые соответствуют целям ее деятельности и публичным интересам государства.

В соответствии с требованиями гражданского законодательства

военная организация признается юридическим лицом, если она об­ладает следующими признаками:

Имеет в хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество;

Отвечает по своим обязательством этим имуществом;

Может от своего имени приобретать и осуществлять имущест­венные и личные неимущественные права, нести обязанности;

Может быть истцом и ответчиком в суде;

Имеет самостоятельный баланс или смету.

Основная масса имущества, которое находится у военных орга­низаций, созданных в форме государственного учреждения, не может участвовать в обороте, а имущественная обособленность созданного собственником учреждения традиционно определяется через наличие у него выделенных собственником денежных средств. Поэтому для рассмотрения вопросов о наличии имущественной обособленности военных организаций как юридических лиц, созданных в форме госу­дарственного учреждения, следует принимать в первую очередь выде­ленные им по смете денежные средства.

Гражданская деликтоспособность военной организации за­ключается в ее возможности самостоятельно отвечать по своим обяза­тельствам имеющимися денежными средствами, имуществом, не изъ­ятым из оборота, а также имуществом, полученным от приносящей доход деятельности. Реализуя гражданскую деликтоспособность, во­енные организации становятся субъектами ответственности за неис­полнение или ненадлежащее исполнение гражданских обязательств, а также за вред, причиненный гражданам и юридическим лицам.

Принцип единоначалия и организационного единства является отличительной особенностью устройства и деятельности военных ор­ганизаций и зачастую создает трудности в выделении из состава воен­ных организаций таких структур, которые обладают статусом юриди­ческого лица.

Федеральные органы исполнительной власти, в которых преду­смотрена военная служба, представляют собой разветвленную систему органов военного управления, построенную в строгом иерархическом порядке. Разграничить органы военного управления, обладающие ста­тусом юридического лица, и органы, являющиеся лишь структурным подразделением вышестоящего органа военного управления - юриди­ческого лица, не всегда возможно, поскольку не все нормативы, опре­деляющие правовой статус органа военного управления, содержат со­ответствующие данные.

Возможность участия военных организаций в договорных от­ношениях, их выступления в суде от своего имени как важный при­знак юридического лица фактически закреплена в Руководстве вой­сковым (корабельным) хозяйством, в Наставлении по правовой работе в ВС РФ и в других нормативно-правовых актах.

В соответствии с общими правилами гражданского законода­тельства военная организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации путем внесения запи­си в Единый государственный реестр юридических лиц, который ве­дется налоговыми органами по месту нахождения (дислокации) воен­ной организации. Однако государственные органы фактически при­знают юридическими лицами и военные организации, официально не зарегистрированные в качестве юридического лица.

Статус юридического лица может быть придан как ранее соз­данной, так и вновь создаваемой военной организации и реализуется в порядке, установленном гражданским законодательством. Решение о придании военной организации статуса юридического лица принима­ется, как правило, Правительством РФ или федеральным органом ис­полнительной власти, в ведении которого находится данная военная организация.

В учредительных документах военной организации - юридиче­ского лица должны содержаться сведения, предусмотренные Граждан­ским кодексом РФ и другими федеральными законами.

Военная организация как юридическое лицо может создавать свои представительства и филиалы в порядке, предусмотренном граж­данским законодательством РФ.

Органом военной организации - юридического лица является ее руководитель. Если согласно штатному расписанию военной орга­низации, ее филиалов или представительств должность руководителя является воинской, то назначение руководителя военной организации - юридического лица, руководителей ее представительств и филиалов осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ о воинской обязанности и военной службе для назначения военнослу­жащих на воинские должности. Такое же правило действует и в отно­шении других лиц военных организаций.

Руководитель военной организации как командир- единоначальник:

Осуществляет возложенные на него полномочия по всесторон­нему обеспечению жизни и быта личного состава, поддержанию пра­вопорядка и воинской дисциплины, боеготовности вверенной ему во­енной организации, а в военное время - выполнению боевых задач;

Реализует гражданскую правосубъектность воинской части (военной организации) и является распорядителем кредитов (распоря­жается средствами военной организации, находящимися на ее лицевом счете).

Военные организации могут создаваться и действовать как юридические лица в следующих организационно-правовых формах:

Федеральное государственное учреждение;

Федеральное государственное унитарное предприятие, осно­ванное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие);

Федеральное государственное унитарное предприятие, осно­ванное на праве хозяйственного ведения. Организационно-правовая форма военной организации - юридического лица определяется учре­дителем при ее создании или реорганизации.

Военные организации - юридические лица могут подразде­ляться на:

а) коммерческие (извлечение прибыли - основная цель деятель­ности):

Военные заводы;

Военные совхозы;

Предприятия военной торговли;

б) некоммерческие (не извлекающие прибыль и не распреде­ляющие ее между участниками):

Воинские части;

Военные госпитали;

Военные прокуратуры;

Военные комендатуры;

Военные комиссариаты;

Военные образовательные учреждения и т.п.

Органы военного управления, соединения, воинские части во­инских формирований и органов могут создаваться для участия в гра­жданском обороте только в организационно-правовой форме феде­рального государственного учреждения (военного учреждения).

Военное учреждение - это состоящая на полном или частичном финансировании из федерального бюджета некоммерческая военная организация, созданная государством в лице уполномоченных им ор­ганов для осуществления функций в области обороны страны и безо­пасности государства.

Формирование военной организации - многоступенчатый про­цесс, осуществляемый на основании директивы (приказа) вышестоя­щего уполномоченного начальника.

Имущество военного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Права военного учреждения на это имущество определяются в соответствии с нормами военного законо­дательства, а при участии этого учреждения в гражданском обороте, предполагающем равенство участников, - с учетом положений, уста­новленных ГК РФ.

Особенности правового положения отдельных видов военных учреждений определяются специальными законами и иными норма­тивно-правовыми актами (например, вуз, военная прокуратура).

По своему целевому предназначению и видам деятельности все военные учреждения подразделяются на:

а) боевые части (части боевого применения и постоянной го­товности):

Мотострелковые и танковые полки;

Полки ВДВ;

Авиаполки;

Боевые корабли;

Части ВВС, РВСН и т.п.;

б) части боевого обеспечения:

Автомобильные батальоны;

Батальоны связи;

Инженерные части;

Части РЭБ и т.п.;

в) остальные военные учреждения:

Военные прокуратуры;

Военные госпитали;

Вузы и др.

К военной организации - юридическому лицу предъявляется ряд требований, основным из которых является наличие правильно организованного несекретного (и секретного) делопроизводства.

Военная организация может быть лишена статуса юридического лица без последующей ее ликвидации, т.е. она приобретает статус подразделения вышестоящей или другой военной организации.

Ликвидация военной организации - юридического лица влечет за собой и ликвидацию самой организации.

Военные предприятия как разновидность военных организа­ций имеют ряд существенных черт, отличающих их от военных учре­ждений по целевому (функциональному) назначению, экономическо­му содержанию и организационно-правовому устройству.

К военным предприятиям относятся:

Военные ремонтные заводы;

Хлебозаводы;

Комбинаты бытового обслуживания;

Военные совхозы;

Предприятия военно-строительного комплекса;

Предприятия военной торговли и т.д.

Военные предприятия, состоящие на хозяйственном расчете, являются юридическими лицами и свою производственно­хозяйственную деятельность осуществляют на основании ФЗ «О госу­дарственных и муниципальных унитарных предприятиях».

В зависимости от значения, профиля производства и объема выпускаемой продукции военные предприятия принято разделять на:

Центральные;

Окружные;

Предприятия, содержащиеся при воинских частях, соединени­ях, учреждениях и вузах.

По основным видам деятельности выделяют:

Промышленные военные предприятия;

Военные сельскохозяйственные предприятия;

Предприятия военной торговли.

Основным назначением военных предприятий является матери­ально-техническое обеспечение деятельности ВС, т.е. они выполняют вспомогательные функции и не предназначены для ведения боевых действий.

В соответствии с нормами гражданского права военное пред­приятие - это коммерческая военная организация, не наделенная пра­вом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

Учредительным документом военного предприятия являет­ся устав, который утверждается уполномоченными государственны­ми органами РФ и должен содержать в себе наиболее важную инфор­мацию:

Полное и сокращенное фирменное наименование военного предприятия;

Указание на место его нахождения;

Цели, предмет, виды деятельности военного предприятия;

Сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества этого предприятия;

Размер уставного фонда предприятия, порядок и источники его формирования;

Направления использования прибыли.

Военное унитарное предприятие, основанное на праве хозяй­ственного ведения, несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не может привлекаться к от­ветственности по обязательствам собственника его имущества, кото­рым является РФ в лице уполномоченных органов.

В то же время РФ не несет ответственности по обязательствам военного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйствен­ного ведения, за исключением случаев, если банкротство такого пред­приятия вызвано органом, осуществляющим функции собственника его имущества.

Так как большинство военных предприятий участвует в граж­данском обороте, то в случае принятия решения о ликвидации такого предприятия Правительство РФ или уполномоченный им орган назна­чает ликвидационную комиссию, к которой переходят полномочия по управлению делами этого предприятия.

В случае, если при ликвидации военного предприятия будет ус­тановлена его неспособность удовлетворить требованиям кредиторов в полном объеме, руководитель такого предприятия или ликвидацион­ная комиссия должны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании этого предприятия банкротом.

Рассмотрим кратко военные организации, которые не являют­ся юридическими лицами.

Примером такой военной организации является военная кафед­ра невоенного образовательного учреждения, которая является струк­турным подразделением этого учреждения и подчиняется его ректору, несмотря на то, что должности профессорско-преподавательского со­става замещаются военнослужащими, осуществляющими служебную деятельность в соответствии с военным законодательством, уставами и др. нормативно-правовыми актами.

На страницах издания «Коммерсант» появилось сообщение о том, что силовые ведомства, в которых предусмотрена военная служба, разработали законопроект об увеличении минимального предела выслуги лет, дающего право на получение военной пенсии , с 20 до 25 лет. Об этом передает информацию РИА Новости ,

Сообщается, что авторы проекта обосновывают свое решение снижением нагрузки с бюджета несколько сот миллиардов рублей ежегодно. По сообщению издания, какие-то эксперты считают, что снижение федеральных расходов на военные пенсии даст правительству большую свободу и в решении вопроса о досрочных пенсиях, и в повышении пенсионного возраста. Информацию о разработке законопроекта газете предоставил источник, считающийся близким к руководству одного из силовых ведомств, и подтвердил собеседник издания в Министерстве обороны. По словам этого собеседника, непосредственно 22 мая начальник главного управления кадров Минобороны генерал-полковник Виктор Петрович Горемыкин доложил о подготовке документов заместителю министра обороны генералу армии Дмитрию Витальевичу Булгакову .

Не называя имени высокопоставленное должностное лицо администрации президента, газета «Коммерсант» ссылается на его информацию, что эта работа проводилась в рамках выполнения решения президента Российской Федерации Владимира Путина № Пр-497 от 17 марта . Говорится, что к ней привлекались представители всех ведомств, связанных с несением военной службы. Вызывает удивление, что представители, которые вообще служили в Вооруженных Силах, МВД и прочих силовых структурах смогли провести нормальный обоснованный анализ для выработки такого законопроекта. Такое возможно только в том случае, если, так называемые, представители и эксперты всю свою службу провели в кабинетах «паркетного военного округа», без прохождения службы в войсках. Цитируя сотрудника администрации, издание приводит слова: «Тема очень тонкая, предстоит еще ряд консультаций на уровне финансово-экономического и социального блоков правительства, а также всех заинтересованных сторон».

Идея повышения минимальной выслуги лет обсуждается давно, еще в 2013 году предлагалось процесс повышения срока службы разбить на два этапа. До 1 января 2019 года всем военнослужащим, прослужившим более 20 лет, но не ушедшим на пенсию, планировалось выплачивать надбавку 25% от размера пенсии, которую они могли бы получать. А с 2019 года уже окончательно закрепить нижний предел выслуги лет в 25 лет. Однако расчеты показали, что федеральный бюджет не осилит всех дополнительных выплат, требуемых на переходный период.

Источники «Коммерсанта» в финансово-экономическом блоке правительства утверждают, что риски негативной реакции военнослужащих существуют и они весьма велики, но на финальной стадии такое изменение в законе позволит выйти на экономию несколько сотен миллиардов рублей в год, достаточно сильно разгрузив бюджет.