Инструкции по бронированию на период мобилизации и на военное время. Процедура ведения воинского учета в организации и бронирования граждан, пребывающих в запасе

  • Федеральный закон от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне»;
  • Федеральный закон от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • Указ Президента РФ от 14 августа 1992 года № 890 «Об организации работы по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
  • Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 года № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете»;
  • Постановление Правительства РФ от 17 марта 2010 года № 156 «Об утверждении Правил бронирования граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
  • Инструкция по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время от 03.02.2015 №664с;
  • Инструкция Генерального Штаба Вооруженных Сил Российской Федерации по ведению воинского учета в организациях;

Военно-учетная работа (ВУР) условно подразделяется на следующие категории:

  1. Общий воинский учет.
  2. Специальный - бронирование граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ).

Организация воинского учета в организации. Пошаговая инструкция

Шаг 1. Назначение ответственного лица

Чтобы начать ВУР на предприятии, необходимо издать приказ и назначить ответственное лицо, а также лиц, замещающих на время отсутствия основного ответственного. Как правило, этой работой занимаются работники отдела кадров.

На основании Постановления Правительства № 719, исходят из следующих нормативов:

  • 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству, - при наличии на воинском учете менее 500 граждан;
  • 1 освобожденный работник - при наличии от 500 до 2000 граждан;
  • 2 освобожденных работника - при наличии от 2000 до 4000 граждан;
  • 1 освобожденный работник на каждые последующие 3000 граждан.

Копию данного приказа необходимо будет представить в местный военный комиссариат. О последующих изменениях также надо уведомлять ВК.

Работнику кадровой службы необходимо включить в трудовой договор и должностную инструкцию соответствующие обязанности по ведению воинского учета.

Шаг 2. Определить, с кем работать

Итак, все граждане РФ обязаны состоять на воинском учете (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ). Исключения составляют лица:

  1. проходящие военную службу;
  2. отбывающие наказание в виде лишения свободы;
  3. женского пола, не имеющие военной специальности;
  4. постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства № 719, Методическими рекомендациями по ведению воинского учета на предприятиях, утвержденными Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации 11.04.2008 года, необходимо учитывать:

  • мужчин призывного возраста (18-27 лет), не зачисленных в запас;
  • мужчин, находящихся в запасе;
  • сотрудников, обучившихся на военных кафедрах в учебных заведениях профессионального образования;
  • лиц, освобожденных от призыва;
  • мужчин старше 27 лет, по причине отсрочки не прошедших службу;
  • граждан, уволенных из армии;
  • работников, служивших альтернативно;
  • женщин, получивших военные специальности.

Если в компании осуществляется бронирование граждан, пребывающих в запасе, то дополнительно разрабатываются и ведутся документы в соответствии с приложениями к Инструкции от 03.02.2015 №664с.

Шаг 3. Регистрация работодателя в военном комиссариате

Если воинский учет в компании раньше не велся, либо фирма недавно создана, для начала необходимо договориться о встрече в местном военном комиссариате (ВК). Как правило, сотрудники ВК готовы провести вводный инструктаж, выдать методические указания, бланки, а также проконсультировать ответственного сотрудника по сложным или спорным вопросам.

Юридическому лицу необходимо зарегистрироваться в местном военном комиссариате.

Воинский учет и бронирование в организации, которая является филиалом, ведется по месту ее нахождения, в случае отсутствия возможности и необходимости - данные направляются по почте из головного общества;

Работодатель обязан вести воинский учет, в том числе и работников - внешних совместителей.

Документооборот по общей ВУР

Компания предоставляет в ВК:

  • сведения о принятых на работу или уволенных гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете (в двухнедельный срок);
  • списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет, а также ежегодно в сентябре - списки мужчин 15 и 16 лет (каждый год до 1 ноября).

Основными документами воинского учета, на основании которых заполняется раздел II личной карточки формы № Т-2, являются:

  • для граждан, пребывающих в запасе, - военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);
  • для граждан, подлежащих призыву на военную службу, - удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

Компания работодателя обязана создать и вести:

  • Приказ об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • План работы по ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • Картотеку личных карточек формы № Т-2 и № Т-2 ГС на граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу;
  • Журнал проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • Расписки в приеме документов воинского учета и корешки от них;
  • Карточка учета организации (КУО форма № 18);
  • Другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями предприятий.

Кроме того, работодатель обязан вести разъяснительную работу с работниками. Согласно п. 39 Методических рекомендаций, сотрудникам надо предоставить справочную информацию по мобилизации и подготовке к ней.

Современные программные продукты позволяют автоматизировать часть ВУР, формировать и выводить на печать разные документы.

Практическая часть

При приеме на работу, в соответствии со статьей 65 Трудового Кодекса , соискатель обязан предъявить военный билет. На практике кандидаты могут уклоняться от этой обязанности, ссылаясь на то, что военный билет находится в военкомате, утерян, отсутствуют бланки и т.д. В таком случае, работодателю следует отказаться от заключения трудового договора с соискателем, по крайней мере, до момента предоставления всех документов. Работодатель может пойти на встречу и взять письменную расписку, в которой указан срок предоставления документа.

Другой вариант - самостоятельное обращение в военкомат по месту регистрации работника с запросом о его статусе либо с информацией об отсутствии у уже принятого работника надлежащих документов и отметок.

В любом случае данный факт нужно зафиксировать письменно, чтобы обезопасить компанию от административной ответственности.

При заключении трудового договора работодатель обязан проконтролировать наличие отметки о регистрации в военкомате по месту жительства в паспорте, действительный военный билет или приписное свидетельство. Иногородние работники обязаны явиться в военкомат в течение 2-х недель с момента получения временной регистрации. Если временная регистрация на срок более трех месяцев, то явка в военкомат обязательна.

Ответственное лицо снимает копию или сканирует военный билет полностью или со всех страниц, на которых есть записи.

Бронирование граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ)

Инструкция по ведению воинского учета в организациях включает в себя и такое отдельное направление как бронирование граждан, пребывающих в запасе. Это позволяет обеспечивать кадрами, трудовыми ресурсами в период мобилизации и в военное время, а заключается в предоставлении гражданам, пребывающим в запасе (руководителям, специалистам, высококвалифицированным кадрам), отсрочки от призыва на военную службу в военное время.

Забронированные граждане, пребывающие в запасе, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время, на срок действия предоставленной отсрочки, а также от призыва на военные сборы.

Нормативное и методическое обеспечение и контроль за этим осуществляет Межведомственная комиссия Вооруженных Сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и частных компаниях.

Для бронирования граждан, пребывающих в запасе, работодателю направляют утвержденные перечни должностей и профессий (выписки из перечней) и выписки из нормативных документов.

Соответствующие решения принимаются на заседаниях комиссии по мобилизации в отделе специальных мероприятий (в администрации муниципального образования) при непосредственном участии представителя отдела ВК. Впоследствии данное решение доводится до предприятия, путем его вручения уполномоченному лицу работодателя под подпись.

Бланки формы №4 по доверенности от предприятия выдают в местном ВК. Работников бронируют по специальному перечню, в нем указаны требования к ГПЗ - профессии, возрасту, званию. После подбора отвечающих требованиям кадров в штате компании, необходимо заполнить форму.

Отчетность для работодателей

Компании представляют отчет:

  • в федеральные органы государственной власти или в головной офис;
  • в городскую комиссию по бронированию граждан, пребывающих в запасе;
  • в отдел военного комиссариата по месту нахождения (юридический адрес) компании.

Ежегодными отчетными документами о состоянии работы по бронированию ГПЗ являются:

  • отчет о численности работающих и отоборанных граждан, пребывающих в запасе, составленный по форме № 6;
  • доклад (пояснительная записка) о состоянии работы в этой сфере за отчетный период;
  • карточка учета (форма № 18).

Отчеты составляются по состоянию на 31 декабря отчетного года и должны содержать полные и достоверные сведения.

Предприятия, где не ведется бронирование, представляют в качестве отчета форма № 18.

Контроль за исполнением законодательства

Проверка в крупных компаниях (более 500 работников) проводится один раз в год. Проверка на небольших предприятиях (менее 500 человек) проводится один раз в течение 3 лет. Регулярность проверок в большей степени зависит от активности местного ВК.

Проверку проводят представители военкомата или органов местного самоуправления, они должны оценить ВУР юридического лица на соответствие требованиям российского законодательства. Кроме того, они контролируют достоверность и полноту представляемых документов (личных карточек сотрудников, плана работы). Результаты проверки отражаются в специальном журнале в виде оценки.

Ответственность установлена Кодексом об административных правонарушениях, Так, в соответствии со статьей 21.1 КоАП РФ непредставление руководителем или другим должностным лицом работодателя, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за ВУР, в установленный срок списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до одной тысячи рублей.

Практически в каждой организации трудятся военнообязанные сотрудники. Однако не всегда воинский учет организован в учреждении правильно. А ведь основной целью воинского учета является обеспечение полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и в военное время. Сегодня расскажем, как организовать в учреждении ведение воинского учета, необходимо ли выделять работника для этого, какие документы направлять в военкоматы, а также ответим на некоторые вопросы по данной теме, волнующие наших читателей.

Нормативная база

Кроме кадрового делопроизводства, в организации должен вестись воинский учет. Увы, многие руководители не задумываются об этом.

Основными нормативными актами, регламентирующими ведение воинского учета в организации, являются:

— Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон N 53-ФЗ);

— Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;

— Положение о воинском учете, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее — Положение);

— Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне»;

Воинский учет делится на общий и специальный. На специальном учете состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также проходящие службу в ОВД, ГПС, учреждениях и органах УИС, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава. Остальные военнообязанные состоят на общем воинском учете.

В отношении военнообязанных, работающих в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, состоящих на общем воинском учете, военные комиссариаты при наличии заявок указанных органов составляют планы по направлению таких военнообязанных для работы на должностях гражданского персонала в этих органах в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.

Какие документы по воинскому учету должны быть в организации?

Помимо нормативных актов, регламентирующих ведение воинского учета в организациях, на основании п. 39 Рекомендаций в организациях разрабатываются (ведутся):

— приказ «Об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе»;

— план работы по ведению воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе;

— картотека личных карточек формы Т-2 и Т-2 ГС (МС) на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;

— журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;

— расписки в приеме от граждан документов воинского учета;

— служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;

— другие документы.

Какие документы отнести к «другим», спросите вы? Отвечаем. Это всевозможные планы работы по осуществлению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (разрабатывается по форме приложения 17 к Рекомендациям и согласовывается с военкоматом), акты приема-передачи документов, необходимых для работы по воинскому учету и бронированию граждан (п. 22 Рекомендаций), и пр.

Кого будем учитывать?

Воинский учет граждан по месту их работы осуществляется организациями, а за его состояние отвечают руководители этих организаций (п. 9 Положения).

Первым делом определим, кто подлежит воинскому учету. В соответствии с п. 14 Положения это:

А) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее — призывники);

— мужского пола, пребывающие в запасе;

— уволенные с военной службы с зачислением в запас;

— успешно завершившие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончившие указанные учреждения;

— не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва;

— не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;

— уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;

— прошедшие альтернативную гражданскую службу.

Кроме этого, необходимо учитывать женщин, имеющих военно-учетные специальности согласно приложению к Положению (оператор ЭВМ, метеоролог, синоптик, фельдшер, фельдшер-лаборант, младший фармацевт, фармацевт, зубной врач, зубной техник, рентгенолаборант и пр.).

К сведению. Военнообязанные, достигшие предельного возраста пребывания в запасе или признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, переводятся военным комиссариатом в отставку и снимаются с воинского учета (п. 16 Рекомендаций).

В то же время п. 15 Положения установлены категории граждан, которые не подлежат воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях:

1. Освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Законом N 53-ФЗ.

2. Проходящие военную службу.

3. Отбывающие наказание в виде лишения свободы.

4. Женского пола, не имеющие военно-учетной специальности.

5. Постоянно проживающие за пределами РФ.

6. Имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки и ФСБ.

Ответственный за ведение воинского учета

Воинский учет призывников и военнообязанных, работающих в организациях, — это комплекс осуществляемых руководителями, другими должностными лицами мероприятий по учету граждан, непосредственно работающих в этих организациях; проведению анализа обеспеченности трудовыми ресурсами организаций в периоды мобилизации, военного положения и на военное время; оказанию содействия военным комиссариатам в осуществлении воинского учета этих граждан по месту их жительства или месту пребывания в целях обеспечения обороны страны, безопасности государства, в том числе обеспечения своевременной явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации и состоящих с ними в трудовых отношениях, на сборные пункты или в воинские части (п. 17 Рекомендаций).

Повторим, что ответственность за ведение воинского учета в организации несет ее руководитель. Конечно, эту обязанность он может делегировать работникам. Чтобы понять, нужен ли человек, который будет заниматься только ведением воинского учета, или достаточно расширить круг обязанностей кадровика, обратимся к Положению и Рекомендациям.

На основании п. 9 Рекомендаций все организации обязаны создавать военно-учетные подразделения, выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, предоставлять отчетность по бронированию. А пунктом 12 Положения определено, что число работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется с учетом следующих норм:

— один работник, выполняющий обязанности по совместительству, — при наличии на воинском учете менее 500 граждан;

— один освобожденный работник — при наличии на воинском учете от 500 до 2 000 граждан;

— два освобожденных работника — при наличии на воинском учете от 2 000 до 4 000 граждан;

— один освобожденный работник на каждые последующие 3 000 граждан, состоящих на воинском учете.

Если требуется двое и более работников, осуществляющих воинский учет, Положение рекомендует объединять их в отдельное подразделение — военно-учетный стол.

Численность работников, находящихся в организации на воинском учете, определяется по состоянию на 31 декабря предшествующего года. Таким образом, на 31 декабря необходимо сверить количество сотрудников, подлежащих воинскому учету, не забывая про женщин, имеющих военно-учетные специальности.

Обратите внимание! Руководители организаций обязаны выделить для работников, осуществляющих воинский учет в организациях, специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов по воинскому учету.

Чтобы определить, кто будет заниматься воинским учетом, необходимо издать приказ по форме, приведенной в приложении 4 к Рекомендациям. Отметим, что проект этого приказа в обязательном порядке согласовывается с военным комиссаром муниципального образования либо с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет (на территориях, где нет военных комиссариатов) (п. 22 Рекомендаций). Приведем пример такого приказа.

Государственное учреждение здравоохранения «Городская больница N 3»

(ГУЗ «ГБ N 3»)

Приказ N 16 об организации воинского учета граждан, и бронирования граждан, пребывающих в запасе

Во исполнение федеральных законов от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне», от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и постановлений Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» и от 11.07.1994 N 821 «Об утверждении Основных положений по бронированию граждан Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющей запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»

Приказываю:

1. Начальнику отдела кадров Кудряшовой О. А. организовать воинский учет всех категорий работающих граждан, подлежащих воинскому учету, в том числе обеспечить бронирование граждан, пребывающих в запасе.

2. Обязанности по ведению воинского учета граждан, в том числе бронированию граждан, пребывающих в запасе, и хранению бланков строгой отчетности возложить на заместителя начальника отдела кадров Ермолаеву Г. С.

3. При временном убытии Ермолаевой Г. С. в отпуск, командировку или на лечение временное исполнение обязанностей по ведению воинского учета граждан, в том числе бронированию граждан, пребывающих в запасе, возлагать на делопроизводителя Рассказову Н. Г.

Документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию граждан, передавать по акту.

4. Настоящий приказ объявить руководителям структурных подразделений и должностным лицам, назначенным ответственными за ведение воинского учета.

5. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Главный врач Свешников /Р. Э. Свешников/

С приказом ознакомлены:

Начальник отдела кадров Кудряшова, 13.08.2012 /О. А. Кудряшова/

Заместитель начальника

Отдела кадров Ермолаева, 13.08.2012 /Г. С. Ермолаева/

Делопроизводитель Рассказова, 13.08.2012 /Н. Г. Рассказова/

Согласовано с военным комиссаром Ленинского ОВК г. Саранска:

Полковник Смирнов, 20.08.2012 /Е. Б. Смирнов/

Более того, Рекомендации советуют согласовывать с военным комиссаром кандидатуры военно-учетных работников перед назначением их на должность, а также направлять в адрес военного комиссара копии приказов о назначении на должности работников, осуществляющих воинский учет в организациях.

К сведению. При временном убытии работника, осуществляющего воинский учет граждан, руководитель организации должен своим приказом назначить на этот участок работы другого работника. Вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию граждан.

Обязанности работников, осуществляющих воинский учет в организации

Обязанности работника, осуществляющего воинский учет в организации, устанавливаются как Положением, так и Рекомендациями. Так, в соответствии с п. 30 Положения лица, осуществляющие воинский учет в организациях, в целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы должны:

1. Проверять у граждан, принимаемых на работу:

— наличие в паспортах отметок об их отношении к воинской обязанности;

— наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания;

— наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил РФ (при наличии в военном билете отметки о вручении жетона).

2. Заполнять личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, другие сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет.

3. Разъяснять гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, осуществлять контроль за их исполнением.

4. Информировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета.

Обратите внимание! Работники, ответственные за ведение воинского учета, определяют граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы и (или) по месту жительства, и принимают необходимые меры к постановке их на такой учет, а также ведут и хранят личные карточки граждан, поставленных на воинский учет (п. 28 Рекомендаций).

Кроме этого, ответственные за ведение воинского учета на основании п. 32 Положения для поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках и документах воинского учета:

— направляют в двухнедельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных учреждений);

— в случае необходимости (а для призывников в обязательном порядке) в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещают граждан о необходимости личной явки в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления;

— направляют в двухнедельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;

— представляют ежегодно в сентябре в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста (по форме приложения 11 к Рекомендациям), а до 1 ноября — списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году (по форме приложения 3 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 N 400);

— сверяют не реже одного раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;

— сверяют не реже одного раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления;

— вносят в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, находящихся на воинском учете, и в двухнедельный срок сообщают об указанных изменениях в военные комиссариаты;

— оповещают граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечивают им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.

Примечание. Переписка по воинскому учету работников должна храниться в организации в течение трех лет (ст. 690 Перечня типовых управленческих архивных документов, утвержденного Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 N 558).

К сведению. При приеме документов воинского учета от граждан работниками, осуществляющими воинский учет в организациях, гражданам выдается расписка по форме, установленной в приложении 14 к Рекомендациям (п. 30 Рекомендаций).

Примечание. Вышеназванные обязанности работника, ответственного за ведение воинского учета, обязательно включаются в его должностную инструкцию и трудовой договор.

Отметим, что формы отчетов, списков и уведомлений, предоставляемых работниками организации в военкоматы, а также иных документов, необходимых для работы лица, ответственного за ведение воинского учета, приведены в приложениях к Рекомендациям. Например, сообщение о приеме и увольнении сотрудников, подлежащих воинскому учету, ответственный за ведение воинского учета должен составить по форме, установленной приложением 9 к Рекомендациям. Такое сообщение составляется в двух экземплярах: один направляется в военкомат по месту жительства работника, а второй помещается в дело по переписке с военкоматом.

Сообщения об изменении семейного положения, образования, структурного подразделения, должности, места жительства составляются по форме приложения 13 к Рекомендациям, регистрируются в журнале исходящей документации и направляются в военкомат заказным письмом с уведомлением о вручении.

К сведению. При приеме сотрудника на работу кадровик обязан проверить документы воинского учета (военные билеты, временные удостоверения, выданные взамен военных билетов, удостоверения граждан, подлежащих призыву на военную службу) на соответствие их паспортным данным. При обнаружении неточных или неверных сведений владельца документа отправляют в военкомат.

Необходимо заполнить раздел II «Сведения о воинском учете» личной карточки работника (форма Т-2) или личной карточки государственного служащего (форма Т-2 ГС (МС)). Затем в двухнедельный срок нужно сообщить о приеме военнообязанных граждан в военкомат.

Личные карточки

Повторим, что в каждой организации должна быть картотека личных карточек на военнообязанных работников. Как заполнять такие карточки, рассказывать не будем, это предмет отдельной статьи. А вот порядок их хранения требует уточнения.

Итак, личные карточки принятых на работу граждан, поставленных на воинский учет, помещаются в соответствующие разделы отдельной картотеки:

Первый раздел — личные карточки на офицеров запаса;

Второй раздел — на солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса;

Третий раздел — на военнообязанных запаса женского пола;

Четвертый раздел — на призывников.

Картотека личных карточек граждан, поставленных на воинский учет, составляется по алфавиту.

Если в учреждении состоят на воинском учете более 500 граждан, возможно выделение дополнительного, пятого раздела — для личных карточек военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания и отметки в военных билетах об их вручении. Этот раздел составляется по командам (партиям) на основании данных пп. «а» п. 7 раздела II «Сведения о воинском учете» личной карточки, а в командах — по алфавиту.

Личные карточки на граждан, достигших предельного возраста пребывания в запасе, и граждан, признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья, изымаются из соответствующего раздела отдельной картотеки граждан, пребывающих в запасе. При этом в п. 8 раздела II «Сведения о воинском учете» личных карточек данных граждан ставятся соответствующие отметки:

— «снят с воинского учета по возрасту» — у граждан, достигших предельного возраста пребывания в запасе;

— «снят с воинского учета по состоянию здоровья» — у граждан, признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья.

При увольнении граждан с работы личные карточки военнообязанных и призывников изымаются из картотеки организаций и сдаются в архив.

Ответственность за нарушение правил осуществления воинского учета

Соблюдение порядка организации ведения работы по воинскому учету в организации, как и соблюдение норм трудового законодательства, обязательно проверяется. Так, в силу п. 33 Положения контроль за ведением организациями воинского учета осуществляют органы военного управления Вооруженных Сил РФ, военные комиссариаты и органы местного самоуправления в порядке, определенном Приказом N 500. Военкоматы и органы местного самоуправления проверяют ведение воинского учета в организациях:

— с численностью работающих (учащихся) граждан свыше 500 человек — ежегодно;

— в остальных — не реже одного раза в три года.

При проверке правильности воинского учета в организациях определяются полнота охвата граждан воинским учетом, качество осуществления воинского учета граждан, достоверность данных, содержащихся в личных карточках работников, подлежащих воинскому учету, организация и обеспечение исполнения гражданами обязанностей по воинскому учету, выполнение должностными лицами требований законодательства о воинском учете.

К сведению. Результаты проверок доводятся до руководителей организаций и отражаются в журналах проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ, которые ведутся в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях.

При выявлении серьезных недостатков в ведении воинского учета организации военные комиссары (руководители органов местного самоуправления) сообщают об этом в военные комиссариаты субъектов РФ (военные комиссариаты) и в вышестоящий орган, которому подведомственна организация. Кроме этого, военный комиссар может принять решение о возбуждении в отношении руководителя или должностных лиц, осуществляющих воинский учет, дела об административном правонарушении.

Чтобы работодателям было понятнее, за какие нарушения какая ответственность им грозит, составим таблицу.

Норма КоАП РФ Нарушение Ответственность руководителя или должностных лиц, осуществляющих воинский учет
Статья 21.1 Непредставление в военкомат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, в установленный срок списков работников, подлежащих первоначальной постановке на учет Штраф от 300 до 1000 руб.
Статья 21.2 Неоповещение работника о вызове по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение возможности своевременной явки по вызову по повестке Штраф от 500 до 1000 руб.
Статья 21.3 Непредставление в двухнедельный срок сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих на воинском учете Штраф от 300 до 1000 руб.
Статья 21.4 Несообщение в двухнедельный срок сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете Штраф от 300 до 1000 руб.

Подведем итог

Любая кадровая работа требует аккуратности и пунктуальности в составлении и оформлении документов. Чтобы не вызвать претензии контролирующих органов, рекомендуем тщательно анализировать требования законодательства о воинском учете, а также внимательно отнестись к оформлению документов по его ведению.

Настоящая инструкция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами 1996 года №61-ФЗ "Об обороне" 1998 года №53 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", 1997 года №31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 года №1541 "Об утверждении Положения о воинском учете" и целях оказания помощи организациям, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее именуются организации), в ведении воинского учета.
В инструкции приведены основные положения ведения воинского учета граждан Российской Федерации (далее именуются - граждане) в организациях.

1. Общие положения
Под воинским учетом в Российской Федерации понимается государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов.
Воинский учет должен осуществляться постоянно и охватывать граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу.
Функционирование системы воинского учета в Российской Федерации обеспечивается Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовой формы.
Основными требованиями предъявляемыми к воинскому учету, являются полнота и достоверность данных, характеризующих состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.
Координацию работы по ведению воинского учета граждан в организациях осуществляет Генеральный штаб Вооружённых Сил Российской Федерации,
Плановые проверки организаций по вопросам ведения воинского учёта, осуществляют военные комиссариаты совместно с ответственными за военно-учетную работу должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Граждане и должностные лица, виновные в невыполнении обязанностей по воинскому учету, установленных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основными целями и задачами воинского учёта являются:

обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной федеральными законами "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе " О мобилизационной подготовке и мобилизации б Российской Федерации";
документальное отражение сведений воинского учёта о гражданах, состоящих на воинском учёте.
Воинскому учёту подлежат граждане:
- мужского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе. Первоначальная постановка граждан мужского пола на воинский учёт осуществляется с 1 января по 31 марта в год достижения ими 17 лет комиссией по постановке граждан на воинский учёт:
- женского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе, после получения ими военно-учётной специальности. Перечень специальностей, при наличии которых граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет определен в приложении к Положению о воинском учете.

Не- подлежат воинское учету граждане:
- освобожденные от исполнения воинской обязанности:
- проходящие военную службу или альтернативную- гражданскую службу;
- отбывающие наказание в виде лишения свободы;
- женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
- постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;
(Федеральный закон воинской обязанности и военной службе" статья 5, пункт 1):.
Воинский учет подразделяется на общий и специальный. На общем воинском учете состоят граждане, которые не забронированы за организациями на период мобилизации и на военное время. На специальном воинском учете состоят граждане, которые в установленном порядке бронируются* за организациями на период мобилизации на военное время.


* Порядок работ по бронированию в организациях граждан, пребывающих в запасе определен Инструкцией по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации. федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах честного самоуправления и организациях утверждена постановлением Межведомственной комиссией по бронированию граждан, пребывающих в запасе, от 22 декабря 1999 г. №144)
Обязанности граждан по воинскому учету изложены в Федеральном законе от 28 марта 1998 года " О воинской обязанности и военной службе" п в "Положении о воинском учете", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 года № 1541 (приложение № 1)
Лицам, подлежащим призыву на военную службу, военными комиссариатами выдаются удостоверения граждан , подлежащих призыву на военную службу, а гражданам, пребывающим в запасе, военные билеты ( временные удостоверения, выданные взамен военных билетов).
Граждане, пребывающие, в запасе и достигшие предельного возраста пребывания в запасе или признанные в установленном федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" порядке не годными к военной службе по состоянию здоровья, переводятся военным комиссариатом, либо должностным лицом иного органа осуществляющего воинский учет, в отставку и снимаются с воинского учета.

II. Основные положения по ведению воинского учета в организациях
Для ведения воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе на основании Положения о воинском учёте в организациях должны содержаться специальные работники исходя из следующих норм:
при наличии ни воинском учете от 500 до 2000 граждан- 1 освобожденный работник, от 2000 до 4000 граждан-2 освобожденных работника, от 4000 до 7000 граждан.
- 3 освобождённых работника и на каждые последующие 3000 граждан - ещё по одному освобождённому работнику.

При наличии на воинском учете менее 500 граждан, работа по ведению воинского учета и бронированию граждан может возлагаться по совместительству в установленном порядке на одного из работников организации.
Расходы, связанные с ведением воинского учета в организациях, производятся за счет средств этих организаций.
Руководители организаций обязаны выделить для военно-учетных работников специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов.
Персональный состав и функциональные обязанности работников но ведению воинского учета и бронированию граждан определяется приказом руководителя организации.
Назначение, перемещение и увольнение работников, занимающихся воинским учетом и бронированием граждан, проводится по согласованию с военным комиссариатом, за исключением организаций, имеющих мобилизационные органы.
При временном убытии работника, осуществляющего воинский учет и бронирование граждан, пребывающих в запасе, руководитель организации приказом назначает другого работника. В этом случае вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию граждан, пребыва-ющих в запасе, в том числе бланки специального учета (форма № 4), личные карточки (форма № Т-2). Перед подписанием акта наличие бланков специального учета (форма № 4), числящихся за организацией, сверяется сданными военного комиссариата.
Воинский учет граждан ведется по личной карточке работника (форма.№Т-2) или личной карточке государственного служащего (форма № Т-2 ГС), утвержденной Государственным комитетом Российской Федерации по статистике.
Основными документами воинского учета, на основании которых заполняется раздел 2 личной карточки формы № Т-2 являются:
- для граждан, пребывающих в запасе. - военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);
- для граждан, полулежащих призыву на военные службу, - удостоверение гражданина. подлежащего призыву на военную службу.
III. Обязанности ответственных за военно-учетную работу должностных лиц (работников) организаций

а) При приеме граждан на работу (учебу);
1. Проверять у граждан, пребывающих в запасе, военные билеты (временные удостоверения, выданные взамен военных билетов), а у граждан, подлежащих призыву на военную службу, - удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу
Военные билеты офицеров запаса имеют зеленую обложку с изображением Герба Российской Федерации и надписями Х "Российская Федерация. Военный билет офицера запаса" (обложка военных билетов, изданных до 2000 года, имеет изображение Герба СССР и надписи "Министерство обороны. Военный билет офицера запаса Вооружённых Сил СССРФ или "Военный билет генерала запаса Вооруженных Сил СССР").
Военные билеты солдат (матросов), сержантов (старшин), прапорщиков (мичманов) имеют красную обложку с изображением Герба Российской Федерации и надписями -"Российская Федерация. Военный билет" (обложка военных билетов, изданных до 1994 года, имеет изображение Герба СССР и надписи " СССР. Министерство обороны. Военный билетФ).
Временные удостоверения, выданные взамен военных билетов, подписываются военным комиссаром и заверяются гербовой печатью военного комиссариата, в котором гражданин, пребывающий в запасе, состоит на воинском учете.
Удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, имеет обложку с изображением Герба Российской Федерации и надписи УРоссийская Федерация. Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службуФ.
Проверяется наличие указанных документов, их соответствие паспортным данным гражданина, наличие фотографии и ее идентичность владельцу, а во временных удостоверениях, выданных взамен военных билетов, кроме того и срок действия.. При обнаружении в военных билетах (временных удостоверениях, выданных взамен военных билетов) или удостоверениях граждан, подлежащих призыву на военную службу, неоговорённых исправлений, неточностей, подделок или неполного количества листов, их владельцы направляются в военный комиссариат по месту состояния на воинском учете для уточнения документов воинского учета. При приеме данных документов гражданам выдается расписка (приложение№2).
2. Установить, состоят ли граждане, принимаемые на работу (учебу), на воинском учете. Проверяется наличие отметки о приеме на воинский учет:
Х в военном билете офицера запаса - запись в пункте 20 "Отметки о приеме и снятии с воинского учета", заверенная подписью должностного лица н гербовой печатью (печатью для отметок воинского учета) военного комиссариата (стр. 27-31);

Х в военном билете солдата (матроса);, сержанта (старшины), прапорщика (мичмана)-штамп военного комиссариата или административного органа в графе "Принят" разделах IX УОтметки о приёме и снятии с воинского учётаФ (стр.21-24):

Х в удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу, - штамп военного комиссариата в графе УПринят на воинский учётФ раздела II УПриём на воинский учёт и снятие с воинского учётаФ (стр.2,3):

3. В случаях отсутствия отметки о постановке на воинский учёт, направить граждан, подлежащих постановке на воинский учёт:
офицеров запаса и граждан, подлежащих призыву на военную службу в военный комиссариат по месту жительства:
прапорщиков мичманов, сержантов, солдат н матросов запаса - в военный комиссариат по месту жительства, а проживающих п населенных пунктах, где нет военных комиссариатов. - в орган местного самоуправления.
4. Заполнить раздел II УСведения о воинском учете" личной карточки работника (форма №Т-2) или личной карточки государственного служащего (форма № Т-2 ГС)Ф соответствии с правилами, изложенными в приложении № 3.
5. Вложить личные карточки (формы №Т-2 или № Т-2 ГС) на принятых на работу граждан в соответствующий раздел отдельной картотеки:
первый - личные карточки на офицеров запаса;
второй - личные карточки на прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов запаса:
- третий - личные карточки на граждан, пребывающих в запасе, женского пола;
- четвертый - личные карточки на граждан, подлежащих призыву на военную службу.
6. Сообщить в 2-недельный срок в военные комиссариаты по месту жительства граждан о всех принятых на работу (учебу) гражданах, пребывающих в запасе, и гражданах, подлежащих призыву на военную службу.
В сообщении указываются воинское звание, фамилия, имя, отчество, год рождения, военно-учетная специальность, состав семьи н место жительства гражданина, дата приема на работу и должность, а кроме того полное наименование организации, её адрес и номера телефонов отдела кадров.
Военным комиссариатом субъекта Российской Федерации по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут устанавливаться и другие сведения, оказываемые в данном сообщении.
Б) В течение календарного года:
1. Обеспечивать полноту и качество воинского учета граждан. пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу, из числа работающих (обучающихся) в организациях (в образовательных учреждениях).
2. Сверять не реже одного раза в год сведения о воинском зачете граждан в личных карточках с документами воинского учета военных комиссариатов, а в населенных пунктах, где нет военных комиссариатов. - с учетными данными органа местного самоуправления.
Дата сверки устанавливается военным комиссариатом по месту нахождения организации. В ходе сверки уточняются пункты раздела II УСведения о воинском учетеФ, а также следующие данные граждан:
фамилия, имя н отчество;
дата рождения;
место рождения;
образование;
должность (профессия);
семейное положение и состав семьи;
домашний адрес.

До начала сверки указанные данные уточнить по документам воинского учета граждан, соответствующим документам организации и при личном общении с гражданами.
Отметка о проведении сверки производится путем проставления простым карандашом даты сверки и подписи должностного липа (работника) организации (дата указывается тремя парами арабских цифр: например "11.05.01 г. Иванова"), ответственного за воинский учет, в пункте" Наименование военного комиссариата по месту жительства" раздела 2 личной карточки. По завершении сверки 100% личных карточек работником, осуществляющим воинский учет, в военном комиссариате (в населенных пунктах, где нет военных комиссариатов - в органах местного самоуправления) производится запись н журнале проверок состояния воинского учёта и бронирования граждан (приложением 4).
Для сверки учётных: сведений личных карточек формы № Т-2 и № Т-2 ГС с- учетными данными граждан, состоящих на воинском учете в других военных комиссариатах, разрешается отправлять списки граждан, пребывающих в запасе, с указанием данных раздела 2 личной карточки (формы № Т-2 или № Т-2 ГС). Второй экземпляр списка с указанием регистрационного номера и даты отправки хранится в организации в течении года. Отметка о проведении сверки проставляется сказанием даты и исходящего номера списка, например "21.05. 01 г. №315 Иванова"
3. Направлять в 2-недсльный срок по запросам военных, комиссариатов или иных органов, осуществляющих воинский учет, необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.
4. Своевременно оформлять бронирование граждан, пребывающих в запасе, за организацией на период мобилизации и на военное время, в порядке, определённом Инструкцией по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях.
5. Ежегодно представлять в соответствующие военные комиссариаты в сентябре списки юношей 15- и 16- летнего возраста, а до 1 ноября - списки юношей, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году (приложение №5).
6. Оповещать граждан о вызовах в военный комиссариат.
7. Обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) в военные комиссариаты.
8. Направлять по запросам военного комиссара сведения о численности работников организаций, в том числе забронированных за организацией на период мобилизации и на военное время.
9. Направлять в военный комиссариат по месту жительства граждан женского пола в возрасте от 18 до 45 лет (ранее не состоявших на воинском учете), имеющих специальности в соответствии с приложением № 8 для постановки на воинский учет.
Оформление к выдача военных билетов гражданам женского пола, получившим ВУС в ходе обучения в образовательных учреждениях, профессионального образования на курсах, в других учреждениях и организациях, осуществляющих подготовку граждан к военной службе, производится военным комиссариатам, на территории которого находятся указанные учреждения и организации, на основании списков (приложение №9).
10. В личных карточках формы №Т-2 и №Т-2 ГС граждан. достигших предельного возраста пребывания в запасе, или граждан, признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья, в пункте 8 раздела 2 производить отметку "снят с воинского учёта по возрасту " или "снят с воинского учета по состоянию здоровья".
Отметка производится на основании записи, сделанной в военном комиссариате:
в военном билете офицера запаса - в пункте " 21. Отметка об освобождении от исполнения воинской обязанности" (стр.32);
в военном билете солдата (матроса), сержанта (старшины), прапорщика (мичмана) - в разделе " X. Отметки об освобождении от исполнения воинской обязанности (стр.26).
Предельный возраст пребывания гражданина в запасе указан в приложении № 10.
Личные карточки формы № Т-2 и № Т-2 ГС на заказанных граждан изымаются из картотеки граждан, пребывающих в запасе.
в) При увольнении граждан с работы (отчислении из образовательных учреждений):
1. Сообщать в 2- недельный срок в военные комиссариаты о всех гражданах:, пребывающих в запасе, гражданах, подлежащих призыву на военную службу, уволенных с работы (отчисленных из образовательных учреждений).
2. Изымать из картотеки и сдавать в архив личные карточки формы № Т-2 и № Т-2 ГС уволенных (отчисленных из образовательных учреждении) граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу.

IV. Документы по ведению воинского учета в организациях:
Документы по ведению воинского учета граждан в организациях изготавливаются организациями.
В каждой организация (с ее образованием и перед началом очередного календарного года) должны разрабатываться (вестись):
1. Приказ "Об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе" (приложение № 11),
2. План работы по ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (приложение № 12).
3. Картотека Личных карточек формы № Т-2 и № Т")2 ГС") на граждан, пребываюших в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу.
4. Журнал проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе.
5. Расписки в приеме документов воинского учета (приложение М? 2).
6. Служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в, организации.
7. Другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями организации.
8. Справочная информация по обязанностям граждан по воинскому учёту, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Ведение воинского учета в организациях может осуществляться в совмещенной с военными комиссариатами Автоматизированной Системе Управления "Зарница-М" (приложение №13).

Приложение №1.

ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН ПО ВОИНСКОМУ УЧКТУ.
МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКЕ И МОБИЛИЗАЦИИ

1. Обязанности гражадан по воинскому учету

Х.Граждане, полулежащие воинскому учету, обязаны:
состоять па воинском учете по месту жительства в военном комиссариате, а внаселенном пункте, где нет военных комиссариатов - в органах местного самоуправления. Граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, состоят на воинском учете в указанных органах:
явиться в установленные время и место но вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или временного пребывания, имея при себе военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а также паспорт гражданина Российской Федерации. Гражданин, имеющий водительское удостоверение на право управления транспортным средством, должен иметь его при себе:
при увольнении с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации явиться в 2-недельный срок со дня исключения их из списков личного состава воинской части в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для постановки на воинский учет;
сообщить в 2-недельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, Уместа жительства в пределах района, города без районного деления или иного муниципального образования;
сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более 3 месяцев), а также при выезде из Российской Федерации на срок свыше 6 месяцев и встать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства, место временного пребывания, либо возвращении в Российскую Федерацию;
бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу; в случае утраты указанных документов в 2-недельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет. по месту жительства для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.")
2. Граждане, подлежащие призыву на военную службу и выезжающие в период проведения призыва на срок более 3 месяцев с места жительства, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства.
3. Граждане, получившие мобилизационные предписания или повестки военного комиссариата, обязаны выполнять изложенные в них требования.
4 Граждане (кроме граждан, подлежащих призыву на военную службу, и офицеров запаса) для постановки на воинский учет ^ снятия с воинского учета сдают военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного Билета) должностному лицу, ответственному за регистрацию граждан, в военном комиссариате. В населённых пунктах, где нет военных комиссариатов, граждане для постановки на воинский учёт или снятия с воинского учета прибывают в орган местного самоуправления.
5. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, для постановкн на воинский учет и снятия с воинского зачета н офицеры запаса обязаны лично являться в военные комиссариаты.
Снятие с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу производится по их письменным заявлениям с указанием причины снятия и иного места жительства или места временного пребывания.
6. В паспорте гражданина Российской Федерации военным комиссариатом делается отметка об отношении гражданина к воинской обязанности.
II. Обязанности граждан по мобилизационной подготовке и мобилизации
1. В целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации граждане обязаны:
являться по вызову в военные комиссариаты для определения своего предназначения а период мобилизации и в военное время;
выполнять требования, изложенные в попорченных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссаров.
2. Граждане в период мобилизации и в военное время привлекаются к выполнению работ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, также зачисляются в специальные формирования в установленном порядке,
3. Гражданам, состоящим на воинском учете, с момента объявления мобилизации воспрещается выезд с места жительства без разрешения военных комиссариатов района или города (а городах без районного деления).
4 Граждане за неисполнение своих обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Одна из обязанностей работодателя — организация воинского учета в организации. Пошаговая инструкция поможет организовать воинский учет-2017 в соответствии с действующим правовыми нормами и методическими рекомендациями, укомплектовать военно-учетный стол квалифицированными специалистами, документально оформить прием на работу и увольнение военнообязанного сотрудника, а также во всеоружии встретить проверяющего из военкомата.

Одной из форм реализации воинской обязанности в мирное время считается воинский учет, осуществляемый постоянно и охватывающий самые разные категории граждан. В рамках учетных мероприятий определяется количественный и качественный состав мобилизационных и призывных ресурсов, проводятся плановые работы по систематизации данных. Если на балансе компании есть транспортные средства, у нее автоматически возникает еще одна обязанность — военно-транспортная (ст.14 федерального закона №31-ФЗ от 26.02.1997г. «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ»).

Воинский учет в организации

Абсолютно все работодатели должны вести воинский учет своих сотрудников. Порядок его осуществления и полный спектр обязанностей, возлагаемых на работодателей, закреплен федеральными законами «Об обороне» и «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ», а также «Положением о воинском учете», утвержденном постановлением правительства РФ №719 от 27.11.2006г.

Ведение воинского учета в организации-2017 для новичка, ранее не имевшего дела со специальной учетной документацией, может стать непростой задачей. Придется многому научиться. В обязанности такого специалиста вменяется передача данных в местные военкоматы и проверка личных документов работников. Кроме того, нужно уметь правильно вести сбор, анализ и регистрацию данных о мобилизационных и призывных человеческих ресурсах.

Устраиваясь на работу, новый сотрудник предъявляет нанимателю ряд документов. Согласно требованиям ст.65 ТК РФ, военнообязанные и подлежащие призыву лица предъявляют, среди всего прочего, учетные документы — военный билет или так называемое удостоверение призывника (приписное свидетельство). На этом обязанности работника, связанные с постановкой на воинский учет, заканчиваются. Дальнейшая работа с документами ведется работодателем.

Категории работников, подлежащих воинскому учету

Учетные мероприятия ведутся в отношении всех призывников и военнообязанных граждан. Призывниками считаются лица мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающие в запасе. Военнообязанными считаются мужчины:

  • уволенные в запас Вооруженных сил РФ;
  • прошедшие альтернативную гражданскую службу;
  • завершившие курс обучения на военных кафедрах высших учебных заведений;
  • освобожденные от несения срочной военной службы или получившие отсрочку.

Женщины считаются военнообязанными только при наличии военно-учетной специальности (фельдшер, фармацевт, радиотелеграфист, техник-аэрофотограмметрист, геодезист и т.д.). Полный перечень таких специальностей закреплен «Положением» №719. Лица женского пола числятся в запасе Вооруженных сил РФ вплоть до достижения возраста 45 лет (при наличии офицерского звания — до 50 лет), мужского пола — до 50 лет в общих случаях. Мужчины, имеющие офицерские звания, снимаются с учета в возрасте:

55 лет — младшие офицеры;

60 лет — майоры, капитаны первого, второго и третьего ранга, подполковники и полковники;

65 лет — высший офицерский состав (генерал армии, адмирал флота).

Не подлежат постановке на учет следующие категории работников:

  • в установленном законом порядке полностью освобожденные от исполнения воинской обязанности;
  • не являющиеся гражданами РФ (работники-иностранцы, получившие российское гражданство, обязаны в двухнедельный срок встать на учет в военкомат и получить приписное свидетельство);
  • постоянно проживающие за пределами РФ;
  • проходящие военную службу;
  • отбывающие наказание в местах лишения свободы;
  • имеющие офицерское звание и пребывающие в запасе ФСБ или службы внешней разведки.

Принимая нового работника в штат, осведомитесь о его статусе еще на этапе ознакомления с личными документами. Для потенциального призывника это приписное свидетельство, которое должно иметь индивидуальный номер и печать военкомата. Внутрь вклеивается фотография владельца. Здесь же указываются его паспортные данные и ставится отметка о пригодности к службе в армии («годен», «не годен», «годен с ограничениями», «ограничено годен», «временно не годен»).

После призыва в армию или зачисления в запас приписное свидетельство изымается и уничтожается, а взамен выдается военный билет. На основании этих документов вносятся данные в личную карточку работника (унифицированная форма Т-2).

Решаем, кто будет вести воинский учет в организации: пошаговая инструкция-2017

Прежде всего нужно понять, кому можно поручить столь ответственную работу. Должен ли сотрудник, выполняющий ее, освобождаться от выполнения других обязанностей? Или можно совмещать учетные мероприятия с основной трудовой деятельностью?

Подсказка кроется в численности штата компании. Если количество военнообязанных составляет:

  • менее 500 человек — «военные дела» можно смело поручить совместителю, например, кадровику или делопроизводителю;
  • от 500 до 2000 человек — требуется как минимум один выделенный сотрудник, занимающийся исключительно вопросами военного учета;
  • от 2000 до 4000 человека — понадобится два сотрудника, свободных от выполнения иных обязанностей;
  • от 4000 до 7000 человек — придется выделить троих сотрудников для полноценной работы с документами.

Дальнейший алгоритм расчета прост. На каждые дополнительные 3000 военнообязанных требуется еще один выделенный специалист, в обязанности которого входит исключительно работа с «военно-учетными делами и документами.

Военно-учетный стол в организации

Группа специалистов по военному учету, состоящая из двух и более сотрудников, именуется военно-учетным столом (ВУС). Такой мини-отдел есть во многих крупных организациях со штатом в несколько тысяч человек. Он может выделяться в отдельную структурную единицу или функционировать в составе кадровой службы.

Военно-учетный стол должен размещаться в специально оборудованном помещении с надежными сейфами или запирающимися металлическими шкафами для хранения документов. Оплата всех расходов ложится на плечи работодателя. Поэтому компания за свой счет закупает все необходимое оборудование и выплачивает зарплату сотрудникам ВУС.

Сотрудники, ведущие воинский учет, имеют особый статус. Несмотря на то, что их назначает работодатель, кандидатуры обязательно проходят согласование в местном военном комиссариате. Если в населенном пункте нет военкомата, его функции берут на себя органы местного самоуправления. В дальнейшем придется согласовывать любые кадровые решения в отношении таких работников — без одобрения военкомата их нельзя ни уволить, ни переместить.

На время ухода в отпуск или на больничный приказом работодателя назначается сотрудник, временно исполняющий обязанности по ведению учета. Прежде чем допустить его к работе с документами, нужно оформить акт передачи, наличие учетных бланков на момент передачи полномочий сверяется с данными военкомата. Увольнение ответственного сотрудника обязательно сопровождается подготовкой нового приказа о воинском учете. В нем указываются данные нового работника, назначенного на должность. Как и в случае с временным замещением, оформляется акт передачи дел под роспись.

Инструкция по ведению воинского учета в организациях

Весь объем работ, связанных с учетом военнообязанных граждан и потенциальных призывников, условно можно разделить на два этапа. Первый этап включает подготовительные мероприятия. В течение пяти дней с момента внесения в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц) работодатель регистрируется военным комиссариатом по месту осуществления деятельности. К этому моменту желательно разработать локальную документацию, регламентирующую порядок ведения военного учета, и назначить должностных лиц, ответственных за его организацию.

Мероприятия второго этапа — текущие. Они, как правило, сводятся к оформлению личных карточек персонала, информационной работе с личным составом, сверке данных и регулярной передаче списков призывников в местный военный комиссариат.

Пошаговая инструкция по обработке данных новых сотрудников:

  1. Проверяем наличие, подлинность и состояние документов воинского учета, предъявленных работником (военного билета или приписного свидетельства);
  2. Заводим личную карточку, используя унифицированный бланк Госкомстата (форма Т-2) или утвержденный работодателем аналог;
  3. На каждого государственного служащего, согласно пошаговой инструкции, заводится карточка по форме Т-2 ГС (пункт актуален для государственных и муниципальных организаций);
  4. Заполняем раздел II личной карточки Т-2 или Т-2ГС путем перенесения из предоставленных работником документов сведения о категории годности к службе, звании и т.д.;
  5. Заверяем личной подписью уполномоченного сотрудника кадровой службы все записи в разделе II личной карточки, проставляем дату заполнения;
  6. Передаем карточку работнику для ознакомления с данными под роспись;
  7. В течение двух недель с момента трудоустройства направляем в местный военкомат соответствующее извещение.

Если военнообязанный сотрудник увольняется, действует аналогичное правило. Нужно в течение двух недель с даты прекращения трудового договора уведомить об этом военкомат.

В процессе заполнения личных карточек необходимо придерживаться нескольких правил. Во-первых, всегда переписывать профиль полностью, без сокращений. Данные о профиле берутся из учетного документа (например, «технический», «медицинский», «инженерный», «военно-гуманитарный и т.д.). Во-вторых, название военкомата по умолчанию берется из последней записи в учетном документе. В-третьих, если речь идет о призывнике, ряд строк в личной карточке (категория запаса, состав, код ВУС) оставляют незаполненными, а в графе «Звания» карандашом делают пометку «Подлежит призыву».

Иногда военкомы при проверке просят также вносить в личные карточки сведения о полученном сотрудником образовании и знании языков, несмотря на то, что прямого указания на это нет ни в одной инструкции. Считается, что во время мобилизации дополнительные данные помогут правильно распределить работников.

Помимо оформления первичных документов, сотрудник, уполномоченный вести военный учет в организации, решает и другие задачи. Например, разъясняет персоналу порядок исполнения обязанностей, связанных с мобилизационной подготовкой, а также информирует об ответственности за нарушение данного порядка. Кроме того, он должен:

  • внимательно проверять отметки об отношении к воинской обязанности в паспортах работников, наличие мобилизационных предписаний и жетонов с личными номерами Вооруженных сил РФ;
  • оформлять бронирование специалистов на особые периоды;
  • по запросам работников выдавать заверенные справки по вопросам учета;
  • проверять подлинность документов, связанных с воинским учетом, а также всех отметок и записей в них;
  • оформлять сопутствующую документацию (планы работ, приказы об организации учета), заниматься ее подготовкой к архивному хранению;
  • в случае обнаружения поддельных документов, отсутствия части страниц, лишних или недостоверных записей, неточностей и подозрительных исправлений — оперативно информировать местный военкомат.

Согласно «Методическим рекомендациям по воинскому учету в организациях», утвержденным Генштабом ВС РФ 11.04.2008г., необходимо также ежегодно передавать в военкомат список работающих на предприятии подростков мужского пола (15-16 лет) и юношей, подлежащих постановке на учет впервые в наступающем году. Списки передаются осенью, строго в отведенные законом сроки.

Данные, занесенные в личные карточки сотрудников, регулярно сверяются с данными военкомата. Точную дату сверки устанавливает военкомат, который вправе в любой момент запрашивать сведения о паспортных данных, семейном положении, составе семьи и домашнем адресе военнообязанных работников. Также подлежит сверке информация из раздела II личной карточки. Получив такой запрос, работодатель обязан в течение двух недель его удовлетворить.

Если работника предприятия вызывают в комиссариат или на военные сборы, необходимо заранее оповестить его об этом и обеспечить все условия для явки. В день, указанный в повестке или форме вызова, работник освобождается от выполнения трудовой функции. Если сотрудник организации по каким-то причинам уклоняется от исполнения своих воинских обязанностей, следует уведомить об этом военкомат.

Бронирование военнообязанных граждан

Помимо воинского учета по общему типу, которому подлежат все граждане, не забронированные за предприятиями на время мобилизации или военный период, ведется специальный учет. Ему подлежат только забронированные сотрудники, имеющие отсрочку при объявлении мобилизации. Основанием для отсрочки служит мобилизационный приказ и задание. Забронированные работники в течение всего времени действия отсрочки не подлежат призыву, мобилизации или вызову на сборы.

Порядок бронирования установлен «Инструкцией по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе ВС РФ». Здесь же содержится перечень категорий граждан, не подлежащих бронированию. К ним относятся:

уволенные с военной службы в запас первого разряда (в течение пяти лет с момента увольнения);

зачисленные в запас граждане, предназначенные для комплектования специальных формирований, и некоторые другие категории работников.

Сотрудник, в обязанности которого входит спецучет, решает ряд жизненно важных для предприятия задач. Он составляет документы по спецучету, выявляет потребность в высококвалифицированных сотрудниках и руководителях из числа находящихся в запасе, оформляет отсрочку для выбранных работников, занимается подготовкой отчетности о проделанной работе.

Чтобы работа военно-учетного стола велась эффективно, а ее результаты не становились поводом для претензий со стороны проверяющих органов, следует подробно регламентировать этот процесс. Как это сделать? Для начала — обратиться к «Методическим рекомендациям», содержащим всю необходимую информацию и приложения с шаблонами документов, которые предстоит оформить.

В первую очередь издается приказ об организации воинского учета граждан (приложение №4 к «Рекомендациям»). Приказом назначаются должностные лица, ответственные за воинский учет и бронирование граждан, пребывающих в запасе, а также их заместители на время отсутствия. Типовой образец документа выглядит так:



Далее составляется план работы военно-учетного стола, составленный по форме приложения №17 к «Рекомендациям» или разработанному работодателем образцу. В плане обязательно указываются точные сроки проведения мероприятий.

Обязательно разработайте отдельную должностную инструкцию для сотрудников военно-учетного стола. В инструкции прописываются все обязанности, задачи и полномочия: ведение картотеки, подготовка годового плана, обмен данными с военкоматом, подготовка отчетности, контроль подлинности документов и т.д.

Еще один важный документ — журнал проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе. Образец журнала с таблицами и неотъемлемым графами также прилагается к «Рекомендациям» (приложение №1).



Наряду с основными документами рекомендуется вести также папки с входящими и отправленными запросами, выписками, справками, перепиской с районными военкомами. Письма, направляемые работодателем в военкомат, печатаются в двух экземплярах (один отправляется адресату, второй подшивается в соответствующую папку). Переписка с военкоматом хранится в течение 3 лет.

Как подготовиться к проверке?

Представители военкомата или органов местного самоуправления уполномочены регулярно проверять, как ведется воинский учет в организации: пошаговая инструкция-2016 предполагает оформление документов, которые и будут проверены в первую очередь. При посещении организации проверяющий обязан предъявить свое служебное удостоверение и приказ о направлении на проверку.

Прежде всего проверяющий захочет ознакомиться с планом работ и личными карточками сотрудников. Поэтому убедитесь, что годовой план вовремя разработан и утвержден, а в карточках содержится достоверная информация. Заранее подготовьте для проверки приказы, журнал проверок и другие документы, имеющие отношение к делу.

При проверке оценивается качество ведения учета и количество не охваченных им лиц, полнота и достоверность собранных и внесенных в картотеку сведений. По результату ставится оценка. Чтобы получить оценку «удовлетворительно», нужно выполнить все законодательные требования и реализовать не менее 70% мероприятий, предусмотренных годовым планом. В противном случае ставится отметка «неудовлетворительно».

Отдельно оценивается правдивость сведений. Если картотека организована в соответствии с «Методическими рекомендациями», а ее данные полностью соответствуют фактическому положению дел, ставится «отлично». Незначительные нарушения и расхождения (не более 5% от общего объема данных) понижают оценку до «хорошо», а 5-10% неточной информации при ненарушенных нормах хранения картотеки — до «удовлетворительно».

Если выяснится, что учет в организации ведется недобросовестно — запланированные мероприятия не проводятся, документы не оформляются вовремя и хранятся неправильно — избежать неудовлетворительной оценки будет непросто. Результаты каждой проверки заносятся в журнал и доводятся до ведома руководителя компании.

Некоторые виды нарушений чреваты серьезными последствиями. К сожалению, работодатели не всегда соблюдают законный порядок предоставления сведений о военнообязанных гражданах. Умышленная порча или уничтожение учетных документов, неуведомление граждан о получении повестки из военкомата и другие виды способствования неисполнению работниками воинских обязанностей ведут к штрафам.

Периодичность проверок определяется масштабом самой организации. Компании с численностью штата свыше 500 человек проверяются ежегодно, с меньшим количеством сотрудников — не чаще, чем раз в три года. В 2016-2018 гг. проверки малых предприятий военными комиссариатами проводиться не будут, но это отнюдь не означает, что от учетных мероприятий можно полностью отказаться или пустить их на самотек. Когда проверки возобновят, придется в экстренном режиме исправлять упущения.

Тест

1. Как оценивается ведение воинского учета в организации при проверке, если расхождения составляют не более 5% от общего объема данных:

  • «отлично»;
  • «хорошо»;
  • «удовлетворительно».

2. Сколько необходимо сотрудников для ведения воинского учета в организации с численностью штата от 500 до 2000 человек:

  • минимум один выделенный сотрудник, занимающийся исключительно вопросами военного учета;
  • минимум один, возможно, совместитель;
  • не менее троих сотрудников для полноценной работы с документами.

4. В каком возрасте снимаются с учета полковники:

  • в 55 лет;
  • в 57 лет;
  • в 60 лет.

5. Какая категория граждан не подлежит бронированию:

  • не прошедшие военную службу и зачисленные в запас (до достижения возраста 27 лет);
  • зачисленные в запас водители автотранспорта, мотоциклов, тракторов и иных видов транспортной, дорожно-строительной и подъемной техники, предназначенной для поставки в ВС РФ по мобилизации;
  • уволенные с военной службы в запас с первого по третий разряды (в течение пяти лет с момента увольнения).