Можно ли подать заявление о банкротстве без решения суда. Аналитика аналитические обзоры. Возмож но ли банкротить поручителя

Публикации, 12:33 27.02.2015

Новое в законе о банкротстве: должники и кредиторы – столкновение или баланс?

Сергей Ковалев, партнер, руководитель судебно-арбитражной практики АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»

Банкротство - процедура, в которой остро сталкиваются интересы должников и кредиторов. В сложной экономической обстановке эта тема приобретают особую важность. Накаляют атмосферу недавно принятые законом № 482-ФЗ поправки к закону о банкротстве.

На фоне изменений, вступивших в силу 29 января 2015 года, данный вопрос становится особенно актуальным, поскольку некоторые положения серьезно затрагивают интересы участников процесса.

Именно о таких изменениях, а также о том, чьи интересы призван защитить закон после вступления поправок в силу, и пойдет речь ниже.

Инициатива наказуема

© Пресс-служба АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»

Как было раньше: Ранее должник практически всегда мог «перехватить» у кредиторов инициативу по введению банкротства и назначить на период наблюдения (а это, как правило, не менее 7 месяцев, установленных статьей 51 закона о банкротстве) подконтрольного управляющего, который мог:

Не препятствовать деятельности должника в период наблюдения,
. провести финансовый анализ в благоприятном для должника порядке и с благоприятными выводами,
. эффективно противостоять включению в реестр нежелательных кредиторов,
. помочь скрыть сделки (действия) должника, совершенные до и после введения наблюдения, которые потенциально могут быть оспорены,
. помочь вывести имущество должника,
. помочь или не препятствовать сокрытию документов и информации,

а также совершить ряд иных законных и незаконных действий, которые могли бы отсрочить получение контроля лицами, действующими в интересах кредиторов, а также сократить вероятность удовлетворения интересов кредиторов.

Что теперь: После внесения поправок должник не может инициировать процедуру банкротства с гарантированным назначением лояльной ему кандидатуры арбитражного управляющего на период наблюдения

Порядок действий: В соответствии с новой редакцией статьи 37 закона о банкротстве перед подачей заявления о признании себя банкротом должник обязан опубликовать уведомление об обращении в арбитражный суд в Едином реестре сведений. Затем посредством случайного выбора происходит определение саморегулируемой организации арбитражных управляющих, которая впоследствии указывается в заявлении должника.

В переходный период с 29 января по 1 июля 2015 года должник вправе обратиться с заявлением о признании себя банкротом при условии предварительного (не менее чем за 30 календарных дней) уведомления в письменной форме всех известных ему кредиторов (пункт 3 статьи 4 закона № 482-ФЗ).

При этом законом № 482-ФЗ специально оговорено, что до утверждения Министерством экономического развития России порядка определения саморегулируемой организации арбитражных управляющих, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий, при подаче заявления должника определение такой саморегулируемой организации осуществляется судом в произвольном порядке.

Риск злоупотреблений минимизирован, но не исключен: Возможность злоупотреблений здесь кроется в потенциальных договоренностях должника и руководства случайно выбранной саморегулируемой организации арбитражных управляющих о назначении лояльного управляющего. Таким образом, риск управления должником процедурой наблюдения уменьшен, но не исключен полностью.

Без суда и следствия

Как было раньше: До внесения поправок для всех категорий кредиторов действовал общий порядок:

1) обратиться в суд в порядке искового производства,

2) получить решение суда

3) дождаться его вступления в силу (в результате истечения срока на апелляционное обжалование либо подтверждения решения судом апелляционной инстанции),

4) лишь после этого подать на банкротство должника.

Что теперь: После внесения поправок банки могут подавать на банкротство должников без предварительного обращения в суд и получения вступившего в законную силу решения.

В новой редакции закона о банкротстве сделаны определенные послабления для кредиторов - кредитных организаций: наличие «просуженного» спора для подачи заявления о признании должника банкротом в данном случае не требуется. Причем данный порядок касается всех категорий должников банков.

Порядок действий: Новая редакция пункта 2.1 статьи 7 закона о банкротстве предусматривает для кредитных организаций простой порядок для начала банкротства должника:

1) с 29 января до 1 июля 2015 года - кредитная организация не менее чем за 30 календарных дней до обращения в арбитражный суд уведомляет в письменной форме должника и всех известных ей кредиторов о намерении обратиться с соответствующим заявлением о банкротстве должника,

Начиная с 1 июля 2015 года банк не менее чем за 15 календарных дней до обращения в арбитражный суд публикует уведомление о намерении обратиться с заявлением о банкротстве должника в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц.

2) после этого кредитная организация может подать на банкротство должника.

Преимущества для кредитных организаций: Теперь банк сможет начать процедуру банкротства должников без дополнительных судебных процедур и, в большинстве случаев, иметь возможность инициировать процедуру несостоятельности раньше других кредиторов, получив доступ к документам и имуществу должника на этапе наблюдения.

Долой формальности!

Как было раньше: Ранее в законе не было оснований для прекращения процедуры банкротства на любом этапе по причине установления судом злоупотреблений со стороны лица, подавшего заявление о банкротстве.

Что теперь: Новая редакция закона о банкротстве устанавливает, что формально обоснованное обращение заинтересованного кредитора или должника с заявлением о банкротстве должника, при его (должника) фактической платежеспособности, не является законным.

Если при рассмотрении дела о банкротстве суд в ходе любой процедуры установит, что должник или кредитор, являющийся заинтересованным лицом, обращался с заявлением о признании должника банкротом, зная при этом, что должник является платежеспособным и преследует цель необоснованного неправомерного получения выгод от введения процедур, применяемых в деле о банкротстве, суд вправе прекратить производство по делу о банкротстве при условии, что к этому моменту должник продолжает оставаться платежеспособным и что это соответствует интересам кредиторов.

Задача - борьба с злоупотреблениями со стороны должника: это положение направлено на борьбу с возможными злоупотреблениями со стороны должника либо заинтересованными по отношению к нему кредиторами (которые, по мнению законодателя, работают с ним в связке), когда последним по той или иной причине будет выгодно введение в отношении должника процедур банкротства.

Некоторые итоги

Несмотря на то, что это лишь малая часть внесенных поправок, затрагивающих интересы должников и кредиторов в процедуре банкротства, становится понятно, что многие положения направлены на защиту интересов кредиторов, прежде всего, кредитных организаций. Возможно, потому, что в сложившейся экономической ситуации банки были отнесены к группе риска, которая в связи со своей уязвимостью и профессионализмом может стать лучшими контролирующими кредиторами при проведении необходимых процедур.

Добавить в блог

Код для публикации:

Банкротство - процедура, в которой остро сталкиваются интересы должников и кредиторов. В сложной экономической обстановке эта тема приобретают особую важность. Накаляют атмосферу недавно принятые законом № 482-ФЗ поправки к закону о банкротстве.


При этом законодатель ограничивает срок обращения в суд объективной исковой давностью, предельный срок которой составляет десять лет. В-третьих, заявитель вправе ознакомиться с делом о банкротстве, чтобы уведомить всех заинтересованных лиц. В-четвёртых, независимо от количества присоединившихся к требованию лиц, суд будет рассматривать дело по правилам для групповых исков (глава 282 АПК РФ). Предложение о присоединении к заявлению может быть сделано путем включения сообщения об этом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. В-пятых, в решении суд должен указывать размер взысканной суммы в пользу каждого отдельного кредитора, а также определить очередность погашения их требований в соответствии со статьей 134 Закона о банкротстве. Эти же сведения будут указываться и в исполнительных листах.

Субсидиарная ответственность без банкротства — изменения в 488-фз

Имеются ли в организации факты преимущественного погашения требований кредиторов?

  • Факты преимущественного погашения требований отдельных кредиторов имеются
  • Факты преимущественного погашения требований отдельных кредиторов отсутствуют
  • Затрудняюсь ответить

Например, руководителем было принято решение не погашать задолженность перед отдельными кредиторами (например – перед налоговой) при том, что долги других кредиторов выплачивались. Юридическое основание: статье 9 Закона о банкротстве определены случаи, когда руководитель обязан подать заявление о банкротстве. В частности, такая обязанность установлена тогда, когда становится понятным, что удовлетворение требований одних кредиторов повлечет невозможность погашения задолженности перед другими.


Арбитражная практика: Постановление 9 ААС (г. Москва) от 29.08.2011 №09АП-19088/2011-ГК.

Закрутить гайки: как ужесточится личная ответственность в бизнесе

Важно

Заявление о привлечении к субсидиарной ответственности Во-первых, Вам нужно будет само заявление о привлечении руководства должника к субсидиарной ответственности. В нем необходимо будет привести свои доводы в пользу обвинения, основываясь на законных и подзаконных актах. В списке приложений на первом месте должен быть финансовый анализ деятельности должника.


Внимание

Именно на основании финансового анализу можно доказать бездействие руководителя должника и наглядно это продемонстрировать суду. 2. Реестр требований кредиторов должника Далее следует приложить реестр требований кредиторов должника и выписку с банковского счета должника. Эти документы нужны для того, чтобы показать суду невозможность погашения указанной реестровой задолженности.

Субсидиарная ответственность руководителя предприятия должника

Нормы о субсидиарной ответственности контролирующих лиц в случае банкротства должника направлены на пресечение злоупотреблений и незаконных действий, предпринимаемых в целях уклонения от погашения кредиторской задолженности либо в целях сокрытия информации о финансово-хозяйственной деятельности должника. Закон о банкротстве устанавливает круг лиц, которые могут быть привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, основания возникновения такой ответственности, ее предельный размер, порядок привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности. Редакция статьи 10 Закона о банкротстве за последние восемь лет менялась несколько раз (См.
федеральные законы от 30.12.2008 № 296-ФЗ, от 28.04.2009 № 73-ФЗ, от 28.06.2013 № 134-ФЗ, от 22.12.2014 № 432-ФЗ, от 23.06.2016 № 222-ФЗ).

Привлечение к субсидиарной ответственности руководителя должника

Пример 4 Бывшего руководителя не смогли привлечь к субсидиарной ответственности. Конкурсный управляющий пытался доказать, что директор должен был обратиться в суд с заявлением о банкротстве организации по причине её неплатежеспособности, но не сделал этого. Управляющий в качестве доказательства привел судебное решение, согласно которому компания должна была выплатить задолженность кредитору в размере 15 миллионов рублей, а также наличие задолженности в размере 23 миллионов рублей по обязательным платежам.


Но суд указал, что вступившее в законную силу и неисполненное решение суда само по себе не может означать, что руководитель компании обязан обратиться в суд для возбуждения банкротного дела.

Привлечение к субсидиарной ответственности контролирующих лиц при банкротстве

Однако в случаях оказания на компанию административного давления извне и доказательствах подобных действий, появляется шанс на отказ в иске истца. Отметим, контролирующие фирму-банкрота лица, помимо субсидиарной ответственности, рискуют и личной свободой из-за привлечения по уголовным делам Обратите внимание, помимо рисков личных финансовых потерь, руководитель, совершающий противоправные действия, рискует и уголовной ответственностью. По этой причине директору уместно заранее продумать стратегию взаимодействия с учредителями, чтобы избежать столь негативных последствий.
В этой публикации читатели узнают о добровольном соглашении должника с кредитором о погашении кредиторской задолженности. Такое решение позволяет избежать негативных последствий и суда. Думаем, что приведенные сведения станут полезной информацией.

Практика привлечения к субсидиарной ответственности

Имеются ли в них искажения?

  • Документы бухгалтерского учета и отчетности имеются в полном объеме. Аудиторская проверка проведена и показала отсутствие нарушений
  • Документы бухгалтерского учета и отчетности имеются в полном объеме, однако, аудиторская проверка не проводилась либо по её результатам были установлены нарушения
  • Документы бухгалтерского учета и отчетности частично утрачены по разным причинам
  • Документы бухгалтерского учета и отчетности отсутствуют в значительной части
  • Точно не знаю

Юридическое основание: Согласно пункту 5 статьи 10 Закона о банкротстве руководитель должника несет субсидиарную ответственность по долгам, если документы бухгалтерского учета и отчетности отсутствуют либо если указанная информация искажена. Арбитражная практика 1.
Кроме того, снятие компании с учета в государственном реестре становится поводом для прекращения обязательств. Об этом сказано в 419 статье ГПК. Официальное заявление о финансовой несостоятельности, поданное руководителем задолжавшего предприятия в Арбитраж, снижает риски ответственности этого субъекта. При появлении материальных затруднений директору предприятия уместно самостоятельно инициировать банкротство фирмы Соответственно, при появлении материальных проблем генеральному директору целесообразно обезопасить личные сбережения за счет указанных действий. Если же время упущено и суд занял сторону кредитора, у физического лица-ответчика остается последний шанс – инициирование собственного банкротства. Отметим, такие действия негативно отражаются на дальнейшей карьере ответчика и грозят определенными неудобствами.
Все объясняется тем, что нахождение в кризисной для фирмы стадии, ее действия, равно как и руководителя, сильно ограничиваются. В первую очередь, это касается финансовой стороны вопросы. Например, часто для форсирования некоторых событий, таких как закупка материалов для исполнения контракта или получение лицензии для возобновления производственного цикла, необходимы средства, которых у предприятия нет. Довольно часто ситуация усугубляется административно-территориальным давлением. Несколько примеров субсидиарной ответственности руководителя должника из практики:

  1. Отказ в удовлетворении заявления конкурсного управляющего по привлечению бывшего директора ООО «Сибирская» к совместной с учредителем ответственности по причине низкой активности в истребовании имеющейся дебиторской задолженности (по материалам дела N А19-15119/2013).

Практика АС Московского округа свидетельствует о том, что данное нарушение редко выступает самостоятельным основанием для привлечения руководителя должника к субсидиарной ответственности. На практике оно чаще применяется совместно с иными основаниями (например, уклонение руководителя должника от предоставления бухгалтерских документов арбитражному управляющему). Нарушение обязанности по передаче бухгалтерских документов Самостоятельным основанием привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности контролирующих должника является отсутствие документов бухгалтерского учета (отчетности): они не переданы, либо не содержат информации об объектах, которую должны содержать, либо информация искажена, в результате чего существенно затруднено формирование конкурсной массы (абз.4 пункта 4 статьи 10 Закона о банкротстве).

Когда запускается процедура банкротства предприятия с долгами, кредиторы склонны воспринимать такое действие как фикцию. Оно и понятно, отгруженные товары или оказанные услуги фирме банкроту есть не что иное, как расходы с целью получения прибыли. Практика рассмотрения деятельности компаний, по которым запущено банкротство, показывает, что обычно уровень долга кредиторам внушительный.
Согласно действующему российскому законодательству предусматриваются вполне конкретные основания, по которым руководитель предприятия должника может быть привлечен к субсидиарной ответственности:

  • При запуске процедуры ликвидации организации через банкротство:
    • В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона о банкротстве наступление ответственности связывается с подачей заявления о прекращении деятельности юридического лица в установленные сроки.

В корпоративное законодательство - ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» - Федеральным законом 488-ФЗ внесена статья 3.1 о возможности привлечения к субсидиарной ответственности лиц, ранее контролировавших деятельность общества, которое было принудительно ликвидировано налоговым органом в связи с отсутствием признаков действующего лица. Сам термин «субсидиарная ответственность» и все основания для ее применения описывались ранее в указанной статье. Субсидиарная ответственность без банкротства Данные изменения можно назвать кардинальными, поскольку любым заинтересованным лицам позволено подавать заявление о привлечении к субсидиарной ответственности участников и руководителей обществ.

Правда, касается это только тех юридических лиц, которые были исключены из ЕГРЮЛ в связи с непредставлением отчетности и отсутствием движения денег по счетам в течение года до такого исключения.

29 января этого года вступают в силу существенные изменения в законодательстве о банкротстве.

Поправки вводятся Федеральным законом от 29.12.2014 г. № 482-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Наряду с упрощением правил инициации банкротства должников кредитных организаций и расширением прав залоговых кредиторов изменяется сумма долга, необходимая для возбуждения процедуры банкротства, – она повышается в три раза, то есть планка входа в банкротство составит теперь 300 тыс. рублей (ст. ст. 6, 33 Закона о банкротстве). Что касается стратегических предприятий и организаций, а также субъектов естественных монополий, то планка банкротства будет поднята с полумиллиона до миллиона рублей (ст. ст. 190, 197 Закона о банкротстве).

Конкретизируется порядок обращения в суд кредитора в случае, если обязанность по оплате денежных средств установлена решением третейского суда: кредитор может обратиться в арбитражный суд после вступления в силу судебного акта о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда о взыскании (ст. 7 Закона о банкротстве).

В весьма привилегированное положение попадут банки. Теперь для инициирования банкротства им не требуется подтверждать задолженность в судебном порядке. Банки получают право на обращение в суд с заявлением о банкротстве должника с даты возникновения признаков банкротства (ст. 7 Закона о банкротстве). Таким образом, вопрос об обоснованности требований кредитных организаций к должникам будет рассматриваться в рамках самого дела о банкротстве, и предварительно заявлять в суд требование о взыскании денежных средств по обязательствам должника не требуется. При этом право «проскочить» судебное подтверждение долга возникает у кредитных организаций только при условии предварительного, не менее чем за 30 календарных дней до обращения в арбитражный суд уведомления в письменной форме должника и всех известных заявителю кредиторов о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом. А с 1 июля 2015 г. кредитор должен будет не менее чем за 15 календарных дней публиковать уведомление о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Поправки устанавливают срок, в течение которого руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника, а также лицам, имеющим право инициировать созыв внеочередного общего собрания акционеров (участников) должника, сведения о наличии признаков банкротства – 10 дней с даты, когда руководитель узнал или должен был узнать о признаках банкротства (ст. 30 Закона о банкротстве). За неисполнение данной обязанности в ч. 6 ст. 14.13 КоАП РФ установлен штраф – от 25 тыс. до 50 тыс. рублей.

Согласно нововведениям, суд получил право прекратить производство по делу о банкротстве, если должник является платежеспособным, а заявление о банкротстве было подано должником либо кредитором, являющимся заинтересованным лицом, если данные лица знали о платежеспособности должника, а заявление было подано с целью необоснованного неправомерного получения выгод от банкротства (п. 6 ст. 63 Закона о банкротстве).

При этом в такой ситуации должник обязан уплатить проценты, подлежащие начислению по условиям обязательства, за период проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве. Ту же обязанность суд вправе возложить на должника, если данные обстоятельства будут установлены судом при прекращении производства по делу о банкротстве на ином основании.

Важно отметить, что на сумму требований конкурсного кредитора на дату введения наблюдения, с даты введения наблюдения до даты введения следующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве, будут начисляться проценты в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ на дату введения наблюдения.

Изменения коснулись и прав залогового кредитора. В частности, залоговый кредитор теперь определяет начальную продажную цену предмета залога, порядок и условия проведения торгов, а также порядок и условия обеспечения сохранности предмета залога. Кроме того, залоговый кредитор теперь будет иметь право оставить предмет залога на любом этапе публичного предложения по цене, действующей на данном этапе, если нет иных заявок, путем одновременной подачи заявления арбитражного управляющего и перечисления денежных средств на специальный счет должника (ст. 138 Закона о банкротстве). При этом в случае разногласий по вопросам начальной продажной цены, кредитор, конкурсный управляющий или лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе оспорить цену в арбитражном суде, рассматривающем дело о банкротстве.

Поправки также увеличивают срок подачи возражений на включение требований кредиторов финансовых организаций в деле о банкротстве финансовой организации – с 15 до 30 дней (ст. 183.26 Закона о банкротстве).

Упомянутые изменения в законодательстве о банкротстве приобретают особую актуальность на фоне сложной экономической ситуации, когда число дел по банкротству будет только увеличиваться. Однако важно понимать, что поправки могут способствовать как упрощению, так и усложнению процедуры банкротства. Например, если увеличение минимального размера требований снизит количество банкротных дел, то устранение необходимости банкам-кредиторам обращаться в суд за подтверждением задолженности приведет к росту числа дел о банкротстве.

С текстом Федерального закона от 29.12.2014 г. № 482-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» можно ознакомиться по ссылке:

9 декабря 2014 года под председательством председателя Комитета С.А.Гаврилова состоялось очередное заседание Комитета по вопросам собственности.
Первым вопросом повестки дня депутаты обсудили во втором чтении проект федерального закона № 558267-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) и в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», касающийся предоставления нотариусам права вносить необходимые сведения в Единый реестр сведений о банкротстве. Сейчас таким правом обладают только арбитражные управляющие.
Кроме того, в законопроект включены положения, направленные на повышение ответственности нотариусов и расширение услуг, которые они смогут предоставлять гражданам.
1. Предусматривается создание специального Реестра нотариусов Российской Федерации, ведение которого будет осуществляться Минюстом России. Планируется, что включение сведений в данный Реестр заменит собой необходимость лицензирования нотариальной деятельности.
2. Квалификационный экзамен на право осуществления нотариальной деятельности предлагается проводить с использованием автоматизированной информационной системы проведения квалификационных экзаменов, обеспечивающей автоматизированную анонимную проверку результатов сдачи экзамена.
3. Вводится Кодекс профессиональной этики нотариусов, что позволит защитить права лиц, обращающихся к нотариусам за совершением нотариальных действий.
4. Предлагается более детально урегулировать основания и порядок привлечения нотариуса к ответственности за вред, причиненный по его вине имуществу гражданина или юридического лица в результате совершения нотариального действия с нарушением закона.
5. Предлагается создать компенсационный фонд Федеральной нотариальной палаты и регламентировать процесс функционирования и механизмы осуществления выплат из Компенсационного фонда Федеральной нотариальной палаты.
6. Предлагается снизить нотариальные тарифы за удостоверение договоров отчуждения недвижимого имущества и прочих договоров.
7. Предлагается установить сокращенный срок для проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по нотариально удостоверенным документам – 3 дня, а также предоставить нотариусам прямой доступ к Единому государственному реестру прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Депутаты одобрили таблицу поправок, рекомендуемых к принятию и рекомендовали Государственной Думе принять законопроект во втором чтении.
Вторым вопросом повестки дня депутаты рассмотрели во втором чтении проект федерального закона № 460633-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях». В законопроект включены следующие основные новеллы:
1. Увеличивается со 100 000 до 300 000 р. порог просроченной задолженности, при котором можно возбуждать дело о банкротстве. Для сельскохозяйственных организаций остается критерий 500 000, для ОПК, субъектов естественных монополий критерий увеличивается с 500 000 до 1 млн.руб.
2. В целях предотвращения вывода активов должника конкурсным кредиторам и налоговым органам дается право обращаться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве в случае неисполнения должником денежных обязательств или обязанности по уплате налогов и сборов через 3 месяца с даты, когда они должны быть исполнены, независимо от того - имеется или нет решение арбитражного суда о взыскании задолженности. При этом кредиторы или ФНС должны не менее чем за 15 календарных дней до обращения в суд с заявлением о банкротстве опубликовать свое намерение в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц.
3. Залоговым кредиторам предоставляется право голоса на собраниях кредиторов по вопросам, связанным с назначением, отстранением арбитражного управляющего, а также по вопросу перехода из процедуры конкурсного производства во внешнее управление. Им же дается право самостоятельно, за свой счет оценивать предмет залога.
4. Кредиторам, размер требований которых составляет не менее 10% от общего размера требований, дается право оспаривать сделки должника.
5. Усиливается административное наказание санкций за неправомерные действия при банкротстве,
Депутаты – члены Комитета одобрили таблицу поправок, рекомендуемых к принятию и рекомендовали Государственной Думе принять законопроект во втором чтении.
Третьим вопросом повестки был рассмотрен в первом чтении внесенный Правительством РФ законопроект № 636191-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ».
Законопроект отменяет для акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью обязанность иметь круглую печать. Законопроект также устанавливает случаи, когда при оформлении хозяйственным обществом документов не требуется их заверение печатью, если хозяйственное общество не имеет печати. С этой целью законопроект вносит соответствующие изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
В ходе обсуждения депутаты отметили, что законопроект не направлен на запрет круглой печати как инструмента бумажного документооборота вообще, а лишь создает предпосылки для постепенного отказа от круглой печати в пользу современных способов идентификации. При отмене обязанности хозяйственного общества иметь печать, право иметь и использовать круглую печать сохраняется.
По мнению членов Комитета, законопроект будет способствовать приближению экономики России к мировым стандартам ведения бизнеса, а также приведет к некоторому сокращению затрат времени и денежных средств при создании новых хозяйственных обществ. Это должно положительно отразиться на положении нашей страны в рейтинге легкости ведения бизнеса и, в свою очередь, будет способствовать созданию позитивного инвестиционного имиджа государства. Необходимость постепенного отказа от использования печати в деловом обороте обуславливается в том числе и мировой практикой, поскольку в настоящее время единственными странами в СНГ и Европе, законодательство которых требует обязательного наличия печатей, остаются Россия и Азербайджан. Кроме того, при современном развитии техники наличие оттиска печати на документе само по себе не гарантирует подлинности документа. Использование печати в настоящее время – это скорее дань многолетней традиции ведения экономической деятельности в нашей стране, нежели надежный способ защиты документов от подделок. Вместе с тем, печать еще некоторое время сохранится в качестве традиционного предмета делового оборота. Постепенный отказ от использования печатей будет способствовать внедрению в деловой оборот более современных и надежных способов идентификации, в том числе электронной подписи.
Депутаты Комитета в целом поддержали концепцию законопроекта, отметив при этом что, ко второму чтению в законопроекте следует уточнить случаи, когда при оформлении хозяйственным обществом документов не требуется их заверение печатью. Это необходимо для устранения противоречий, которые могут возникнуть в действующих федеральных законах. Кроме того, с целью недопущения возможных злоупотреблений представляется целесообразным предусмотреть в законопроекте норму, в соответствии с которой сведения о наличии или отсутствии печати в хозяйственном обществ должны содержаться в уставе такого общества.
Четвертым вопросом повестки дня депутаты обсудили внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона № 648549-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в части совершенствования процедуры проведения саморегулируемыми организациями экспертизы отчетов об оценке) .
Законопроектом предлагаются к введению нормы, направленные на совершенствование проведения экспертизы отчетов об оценке саморегулируемыми организациями (СРО) оценщиков путем уточнения области ее применения, видов проводимых экспертиз, а также повышения информационной открытости в указанной сфере. Также законопроектом уточняется понятие экспертизы отчета об оценке.
По мнению депутатов Комитета, принятие и реализация законопроекта должны способствовать повышению эффективности проведения процедур государственной кадастровой оценки, совершенствованию системы платного землепользования и реформированию принципов налогообложения объектов недвижимости, а особенности проведения экспертизы отчетов об определении отдельных видов стоимости (в частности, кадастровой стоимости) устанавливаются уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Депутаты решили рекомендовать Государственной Думе принять законопроект в первом чтении с учетом необходимости его доработки в аспекте замечаний и предложений, содержащихся в заключении Комитета по вопросам собственности в процессе подготовки ко второму чтению.
Пятым вопросом повестки дня депутаты рассмотрели законопроект № 552524-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества». Законопроект был доработан с учетом замечаний ГПУ Президента РФ и Правительства РФ, после чего его согласованная редакция была перевнесена в Государственную Думу.
Законопроект предусматривает отказ от публикации информации о приватизации на бумажных носителях и ее размещение в сети «Интернет» на официальном сайте, что делает процесс приватизации более прозрачным и снижает затраты на ее проведение.
В этом информационном сообщении будут подробно излагаться множество важных для потенциальных покупателей сведений о самом имуществе и обо всех ранее несостоявшихся торгах по данному имуществу. В частности размещаться будут полные тексты протоколы об итогах продаж.
Сделок приватизации будут признаваться недействительными в случае нарушения порядка проведения продажи государственного или муниципального имущества, включая неправомерный отказ в признании претендента участником торгов.
Депутаты поддержали концепцию законопроекта, отметив, что предлагаемые поправки в законодательство о приватизации поправки повышают ее эффективность путем усиления конкуренции потенциальных покупателей приватизируемого имущества.
При подготовке законопроекта ко второму чтению будет рассмотрена возможность дополнить законопроект нормой об увеличении до 20% (вместо установленных сейчас 10%) размера задатка для участия в торгах по приватизации, что позволит сократить случаи срыва аукционов, т.к. повысит издержки недобросовестных участников.
Также будут рассмотрены ряд иных предложений по дополнению законопроекта.
Депутаты Комитета рекомендовали Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.

Вступают в силу существенные изменения в Закон о банкротстве

Начиная с 29 января 2015 года нормы Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" будут применяться к процедурам банкротства в измененном виде. Поправки в него были внесены Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 482-ФЗ. Следует отметить, что ряд из них существенным образом изменит практику ведения дел о несостоятельности. В частности, ревизии подверглись нормы о праве на обращение в суд с заявлением о банкротстве, правилах назначения временного управляющего при банкротстве должника, правах залоговых кредиторов. В целом закон ограничивает права должников в интересах кредиторов. При этом часть кредиторов переводится в привилегированное положение по сравнению с остальными. Ниже мы приводим наиболее существенные изменения, внесенные указанным Федеральным законом.

Банки вправе инициировать банкротство без решения суда

Одно из главных изменений – предоставление банкам права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в отсутствие вступившего в законную силу решения суда о взыскании с должника денежных средств. Таким образом, банки поставлены в привилегированное положение по отношению к другим конкурсным кредиторам, которые для получения права на обращение в суд с заявлением о банкротстве должника должны получить решение суда о взыскании суммы долга.

По новым правилам кредитная организация может обратиться в суд с заявлением о банкротстве должника в случае неисполнения им денежных обязательств в течение 3 (трех) месяцев при условии предварительного уведомления должника и всех известных заявителю кредиторов о своем намерении обратиться с таким заявлением. До 01 июля 2015 года надлежащим будет являться письменное уведомление не менее чем за 30 (тридцать) календарных дней до обращения в суд. С 01 июля 2015 года (либо ранее – если будут позволять технические возможности) надлежащим уже будет считаться опубликование уведомления не менее чем за 15 (пятнадцать) календарных дней в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Представляется, что обязанность банков уведомлять всех известных им кредиторов должника не является оптимальным средством обеспечения интересов последних. Доказать осведомленность банка о наличии того или иного кредитора на практике может быть достаточно сложно.

Новые правила обращения должника с заявлением о банкротстве

Должник утрачивает право самостоятельно выбирать кандидатуру временного управляющего или саморегулируемую организацию, из числа членов которой он должен быть утвержден. В соответствии с новыми нормами временный управляющий будет утверждаться из числа членов саморегулируемой организации, определенной путем случайного выбора. Порядок определения саморегулируемой организации (путем случайного выбора) должен быть установлен уполномоченным государственным органом . До этого саморегулирующая организация будет определяться судом при подаче заявления должника.

Кроме того, должник обязан предварительно уведомить известных ему кредиторов о намерении обратиться с заявлением о банкротстве. Уведомление производится в том же порядке и в те же сроки, которые предусмотрены для уведомления кредитной организацией о намерении обратиться с заявлением о банкротстве должника.

Таким образом, из практики исключается один из способов сохранения должником контроля над процедурой банкротства – инициирование процедуры самим должником. Безусловно, остается второй – контролируемое банкротство по заявлению дружественного кредитора. Вместе с тем, этот способ проигрывает в оперативности первому, поскольку для подачи такого заявления требуется вступление в силу решения суда о взыскании долга.

Увеличение размера требований, позволяющих инициировать банкротство

Для обращения с заявлением о несостоятельности юридического лица размер требований увеличен со 100 000 до 300 000 рублей. Для заявлений о банкротстве стратегических предприятий и организаций, а также субъектов естественных монополий – с 500 000 до 1 000 000 рублей.

Дополнительные права для залоговых кредиторов

Конкурсные кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества должника (залоговые кредиторы), получили право голоса по вопросам: о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой он утверждается; об обращении в суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего; а также о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению. Раньше они могли голосовать только в ходе наблюдения, а также в ходе финансового оздоровления и внешнего управления в случае отказа от реализации предмета залога. Залоговые кредиторы фактически были лишены возможности существенным образом влиять на процедуру в том случае, если их требования не были включены в реестр требований кредиторов на момент проведения первого собрания кредиторов, а также при банкротстве ликвидируемого должника. Предполагалось, что наличие залога является достаточной гарантией обеспечения их интересов. Теперь же они могут голосовать по наиболее существенным вопросам.

При замещении активов должника (создание на базе имущества должника одного или нескольких акционерных обществ) по новым нормам у залоговых кредиторов происходит замена предмета залога: вместо залога имущества должника возникает право залога на акции созданных акционерных обществ.

Также залоговые кредиторы получили право определять начальную продажную цену предмета залога, порядок и условия проведения торгов, порядок и условия обеспечения сохранности предмета залога. И только при наличии разногласий с арбитражным управляющим или другими кредиторами по данным вопросам решения по ним принимает суд.

Теперь залоговый кредитор вправе оставить предмет залога за собой в ходе торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения при отсутствии заявок на участие в торгах. Что является дополнительной мерой по защите его интересов.

Другие изменения

Также следует выделить такие изменения, как: наделение конкурсных кредиторов правом заявлять о пропуске срока исковой давности при рассмотрении обоснованности требований других кредиторов; наделение арбитражных управляющих правами затребовать больший объем информации о должнике и контролирующих его лицах, а также возложение обязанности по ее предоставлению на более широкий круг лиц. Законом также установлен срок, в течение которого руководитель организации должен уведомить ее собственников о возникновении признаков банкротства (10 дней) и ответственность руководителя за неисполнение этой обязанности (штраф в размере от 25 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от 6 месяцев до 2 лет). Ужесточена административная ответственность за неправомерные действия при банкротстве. Установлены новые требования, предъявляемые к отчету временного управляющего (должен содержать заключение о наличии или об отсутствии оснований для оспаривания сделок должника), а также внесен ряд других изменений.

Влияние изменений на текущие процедуры банкротства

К возбужденным до вступления в силу изменений делам о банкротстве нормы Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" применяются в ранее действовавшей редакции до момента завершения текущей процедуры (наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения). В следующей процедуре применяются уже новые нормы. Исключением являются нормы, расширяющие права арбитражных управляющих по запросу информации о деятельности должника, которые применяются и к текущим процедурам банкротства.

Таким образом, изменения, внесенные в законодательство о банкротстве, призваны в большей степени защитить интересы кредиторов, и в первую очередь банков. Они получают от законодателя эффективный инструмент работы с должниками в преддверии кризиса неплатежей. В связи с этим следует ожидать от банковского сектора более активного применения процедур банкротства в работе с проблемными заемщиками.


Срок для утверждения такого порядка Законом не установлен.