Общее представление о санитарно эпидемиологическом надзоре. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Основные функции Государственной

Животные считаются имуществом человека, который официально является их хозяином и взял на себя материальную ответственность. Существует ряд правил, распространяющихся на домашних питомцев – они могут быть общими или же разниться в зависимости от вида и степени потенциальной угрозы, которая может наноситься как самому хозяину, так и другим людям.

Закон обязует хозяина соблюдать санитарно-гигиенические нормы, не допускать загрязнения и дискомфорта соседей. Все клининговые работы в случае привлечения в дом грызунов или насекомых, а также очистка от запахов после жалоб жильцов полностью являются обязанностью владельца. Запрещается содержать в условиях квартиры любого размера частный питомник – это противоречит санитарным постановлениям, может беспокоить других жильцов и быть опасным для самих зверей (закон о жестоком обращении с животными).

Жестокое обращение с животными

» Мы в ответе за тех, кого приручили» — эта поговорка, как нельзя лучше, отображает ответственность человека перед животными. Понятие «жестокое обращение» включает в себя:

  • намеренное или вынужденное игнорирование потребностей животного в пище, воде, медицинской помощи;
  • нанесение телесных повреждений от средней тяжести;
  • содержание домашнего животного в тесных или неподходящих условиях;
  • пресекание контакта с другими животными;
  • отказ от профилактических и плановых вакцинаций.
  • ограничение в необходимом количестве активности, свежего воздуха и света питомцу.


Контролировать шум, исходящий от пса в жилом помещении, может быть сложно или невыполнимо, но в случае жалобы от соседей на громкие звуки в неположенное время по ФЗ РФ будут сняты показатели шума. Если нормы действительно будут превышены, остальные жильцы имеют право требовать устранения проблемы.

Занимать придомовые территории для содержания своего животного также запрещается законодательством РФ. Подъезды, лестничные площадки, чердаки, подвалы, дворовые территории – общая собственность, где нельзя делать пристройки и обустраивать необходимые животным условия.

Особенности правил вне квартиры

Правила содержания собак в многоквартирном доме закреплены особым законопроектом и включают в себя также правила поведения животных на улице.


Хозяин имеет право на выгул собаки без намордника только в специально отведённых для этого площадках. Запрещено появляться с животным без намордника в любых общественных местах, исключением будут разве что очень маленькие собачки. Если ваша собака представляет угрозу для человека или даже нанесёт физический или моральный вред, вам придётся возместить ущерб пострадавшему.

То же касается выгула без поводка. Разрешается такое в пустынных местах, где животное никак не может причинить вред человеку, и полностью запрещено в общественных.

Официально прогулка с собакой возможна только на специальных участках, оборудованных для питомцев, но на деле мало кто соблюдает это правило. В любом другом месте за пределами площадки вы обязаны убрать за собакой, иначе получите штраф.

Вы не можете выгуливать питомца на территории школ, детских садов и любых других учреждений для детей и подростков, даже если животное в наморднике и пристёгнуто к поводку.

Ветеринарный паспорт

Это подлинный идентификатор личности для животного. Если владелец кошки может и не заняться этим документом и его оформлением (что нежелательно и вызовет проблемы в будущем), то каждый хозяин собаки должен знать, насколько это необходимая мера предосторожности.

Получить документ можно от заводчика, если такой имеется, или в ветклинике после проведения первой из необходимых вакцинаций щенку. Вместе с официальной регистрацией питомца вы получите и право на быструю, эффективную профилактику против бешенства (из-за новых законопроектов бешенство стало тщательно отслеживаться, а официальная помощь осталась только в государственных учреждениях).

Документ служит самым главным вашим подтверждением собственности и в случае хищения или нанесения питомцу вреда кем-либо вы сможете эффективнее отстаивать свои права в суде. Также без ветеринарного паспорта невозможно путешествие с любимцем за границу любым видом транспорта. Оформите его, и получите официальную поддержку от ветеринарного сообщества.

Проект Федерального закона N 633848-6
"О содержании собак в Российской Федерации"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 24.10.2014)

Внесен депутатами

Государственной Думы

В.В. Жириновским, А.Н. Диденко,

В.С. Золочевским

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Пределы действия настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения в области содержания собак в Российской Федерации в целях обеспечения общественного порядка, а также безопасности людей от неблагоприятного физического, санитарно-эпидемиологического, психологического и иного воздействия собак.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Закона используются следующие основные понятия:

1) собака - хищное млекопитающее животное семейства собачьих (волчьих) любой породы, включая помесь с дикими животными этого семейства, в том числе волком, лисицей, енотовидной собакой;

2) домашняя собака - собака, находящаяся в собственности физического или юридического лица, которое владеет, пользуется и распоряжается собакой (собаками), в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;

3) безнадзорная собака - собака, находящаяся в собственности физического или юридического лица, но оказавшаяся без попечения;

4) бесхозная собака - собака, не находящаяся в собственности физического или юридического лица, либо собака, владелец которой не известен, либо собака, владелец которой отказался от права собственности на нее;

5) владелец собаки - физическое или юридическое лицо, которое владеет, пользуется и распоряжается собакой (собаками), в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

7) приют (питомник) для собак - организация, предназначенная для размещения безнадзорных и бесхозных собак;

8) пункт временного содержания собак - организация, предназначенная для временного размещения безнадзорных и бесхозных собак;

9) учетный знак домашних собак - отличительный знак домашних собак в виде жетона на ошейнике и (или) идентификационной метки на теле домашних собак в виде клейма и (или) чипа;

10) справка о прохождении курса обучения начальным приемам дрессировки собак - документ, выдаваемый специализированной организацией гражданину, приобретающему либо уже содержащему собаку (за исключением собак декоративных и комнатных пород), о том, что он прошел курс обучения начальным приемам дрессировки собак;

11) лицензия на куплю-продажу и содержание собак потенциально опасных пород - документ, выдаваемый органами внутренних дел Российской Федерации физическому или юридическому лицу, приобретающему либо уже содержащему собаку потенциально опасных пород;

12) лицензия на куплю-продажу, содержание и разведение собак потенциально опасных пород - документ, выдаваемый органами внутренних дел Российской Федерации либо иными уполномоченными Правительством Российской Федерации органами физическому или юридическому лицу, приобретающему либо уже содержащему собаку потенциально опасных пород;

13) стерилизация собак - специальное хирургическое вмешательство в организм собаки с целью прекращения функции размножения;

14) эвтаназия собаки - умерщвление собаки по ветеринарным показателям при наличии неизлечимого заболевания для прекращения неустранимых страданий или при опасности заражения, совершаемое по согласованию с владельцем собаки (если он есть), при наличии справки ветеринарного врача и исключительно средствами, гарантирующими быструю и безболезненную смерть;

15) потенциально опасные породы собак - породы собак, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья человека и занесенные нормативным актом Правительства Российской Федерации либо нормативным актом исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации в федеральный перечень потенциально опасных пород собак либо в перечень потенциально опасных пород собак субъекта Российской Федерации соответственно.

Статья 3. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области содержания собак

1. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации относятся:

1) разработка и совершенствование законодательства в области купли-продажи, дарения, наследования, содержания, обучения, разведения, изъятия и эвтаназии собак;

2) установление порядка и организация регистрации собак в Российской Федерации;

3) установление порядка и организация лицензирования купли-продажи, содержания и разведения собак потенциально опасных пород;

4) установление общих правил содержания собак;

5) установление ограничений купли-продажи, дарения, наследования, содержания, обучения, разведения, изъятия и эвтаназии собак;

6) установление запретов на ввоз в Российскую Федерацию и выведение в Российской Федерации потенциально опасных пород собак, а также на бои с участием собак и других запретов.

2. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится принятие законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации в области содержания, обучения и разведения собак по вопросам, не урегулированным федеральным законодательством.

3. К полномочиям органов местного самоуправления относятся отдельные полномочия в области содержания, обучения и разведения собак, переданные им в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 4. Принципы содержания собак

1) соблюдения установленных ветеринарно-санитарных и зоогигиенических правил и норм при содержании собак;

2) защиты населения от опасных для человека болезней и от неблагоприятного воздействия собак;

3) ответственного отношения к содержанию собак;

4) участия органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц в осуществлении мероприятий в области содержания собак;

5) ответственности за несоблюдение законодательства в сфере содержания собак.

Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ СОДЕРЖАНИЯ СОБАК

Статья 5. Общие условия приобретения собак

1. Для физических лиц (граждан) обязательным условием приобретения собак является достижение возраста 18-ти лет. Для юридических лиц - наличие в уставе или ином нормативном документе, регламентирующем деятельность юридического лица, кинологической деятельности в качестве одного из основных видов уставной деятельности.

2. Граждане, приобретающие собак (за исключением декоративных и комнатных пород), обязаны пройти курс обучения начальным приемам дрессировки собак.

Статья 6. Особенности приобретения собак потенциально опасных пород

1. Приобретение собак потенциально опасных пород допускается с соблюдением требований статьи 5 настоящего Федерального закона и иных требований, предусмотренных российским законодательством.

2. В случае приобретения собак потенциально опасных пород гражданин обязан получить соответствующую лицензию на куплю-продажу и содержание собак потенциально опасных пород в районном управлении внутренних дел по месту постоянного проживания.

3. Для юридических лиц обязательным условием приобретения собаки потенциально опасных пород является наличие лицензии на куплю-продажу и содержание либо лицензии на куплю-продажу, содержание и разведение собак потенциально опасных пород.

Статья 7. Общие условия регистрации собак

1. Любая собака, достигшая трехмесячного возраста должна быть зарегистрирована службой по регистрации собак при органе местного самоуправления по месту постоянного или преимущественного проживания ее владельца.

2. В случае приобретения собаки старше трех месяцев регистрация должна быть произведена в течение месяца со дня приобретения.

3. При регистрации собаки ее владельцу выдается регистрационное удостоверение установленного образца и номерной жетон, который должен крепиться к ошейнику собаки.

4. В случае продажи или смерти собаки владелец обязан в течение недели сдать в орган, осуществляющий регистрацию собак, свидетельство о регистрации собаки и регистрационный жетон.

5. В случае пропажи собаки владелец обязан в течение трех суток сообщить об этом в орган, осуществляющий регистрацию собак.

Статья 8. Особенности регистрации собак потенциально опасных пород

1. Государственная регистрация собак потенциально опасных пород, находящихся в собственности юридических и физических лиц, осуществляется органами внутренних дел Российской Федерации, а также иными органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

2. Положение о регистрации собак потенциально опасных пород утверждается Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 9. Лицензирование купли-продажи, содержания и разведения собак потенциально опасных пород

1. Купля-продажа, содержание и разведение собак потенциально опасных пород в Российской Федерации подлежат лицензированию.

2. Лицензии на куплю-продажу, содержание и разведение выдаются:

1) органами внутренних дел:

а) гражданам - на куплю-продажу и содержание собак потенциально опасных пород;

б) юридическим лицам с особыми уставными задачами - на куплю-продажу, содержание и разведение собак потенциально опасных пород;

2) иными органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, - военизированным организациям на куплю-продажу, содержание и разведение собак потенциально опасных пород.

3. Выдача лицензий, предусматривающих право на разведение собак потенциально опасных пород, гражданам не допускается.

4. Гражданин для получения лицензии на куплю-продажу и содержание собак потенциально опасных пород обязан представить в орган внутренних дел по месту жительства следующие документы:

2) документ, удостоверяющий личность гражданина;

3) медицинское заключение об отсутствии психического заболевания или заболевания алкоголизмом или наркоманией;

4) справку, подтверждающую прохождение курса обучения начальным приемам дрессировки собак;

5) документ, подтверждающий, что число собак потенциально опасных пород, содержащихся в жилых помещениях, соответствует нормам минимальной общей жилой площади для совместного проживания человека и собаки (собак), установленным законодательством субъекта Российской Федерации;

6) письменное согласие на содержание в квартире собаки (собак) потенциально опасных пород всех собственников жилого помещения, а также всех проживающих в жилом помещении граждан.

5. Юридические лица с особыми уставными задачами для получения лицензии на куплю-продажу, содержание и разведение собак потенциально опасных пород обязаны представить в орган внутренних дел следующие документы:

1) заявление по установленной форме;

2) уставные документы, подтверждающие наличие особых задач;

3) медицинские заключения об отсутствии у сотрудников, непосредственно занимающихся содержанием и разведением собак потенциально опасных пород, психического заболевания, заболевания алкоголизмом или наркоманией.

6. В заявлении юридических и физических лиц указывается порода собаки (породы собак), относящаяся к потенциально опасным породам, которая находится в собственности либо которую планируется приобрести. В заявлении перечисляются меры, принятые для обеспечения содержания и (или) разведения собаки (собак) потенциально опасных пород. Заявление о выдаче лицензии рассматривается указанными органами в течение месяца со дня его подачи.

7. Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются:

1) непредставление заявителем необходимых документов или сведений либо представление им поддельных документов или неверных сведений;

2) невозможность обеспечения содержания собаки либо необеспечение этих условий;

3) недостижение гражданином возраста 18 лет;

4) непредставление медицинского заключения об отсутствии у него психических заболеваний или заболеваний алкоголизмом или наркоманией.

5) совершение повторно в течение года административного правонарушения, посягающего на общественный порядок;

6) отсутствие у гражданина постоянного места жительства.

8. В случае отказа в выдаче лицензии органы внутренних дел обязаны в письменной форме проинформировать об этом заявителя с указанием причин отказа. Отказ в выдаче лицензии и нарушение сроков рассмотрения заявления могут быть обжалованы заявителем в судебном порядке.

9. Срок действия лицензии для граждан - пять лет со дня выдачи, а для юридических лиц - десять лет со дня выдачи. Продление лицензии осуществляется в порядке, установленном настоящей статьей.

10. Положение о лицензировании купли-продажи, содержания и разведения собак потенциально опасных пород и форма соответствующих лицензий утверждаются Правительством Российской Федерации.

Статья 10. Аннулирование лицензий

1. Лицензии на куплю-продажу, содержание и разведение собак потенциально опасных пород аннулируются органами, выдавшими эти лицензии, в случаях:

1) добровольного отказа от указанных лицензий либо ликвидации юридического лица, либо смерти собственника собаки;

2) систематического (не менее двух раз в течение года) нарушения либо неисполнения юридическими или физическими лицами требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими вопросы содержания и разведения собак потенциально опасных пород;

3) возникновения предусмотренных настоящим Федеральным законом иных обстоятельств, исключающих возможность получения лицензий.

2. Принятию решения об аннулировании лицензий по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части первой настоящей статьи, должно предшествовать предварительное письменное предупреждение владельца лицензии органом, выдавшим лицензию. В предупреждении указывается, какие именно правовые нормы и правила нарушены или не исполнены, и назначается срок для устранения допущенных нарушений.

3. Решение об аннулировании лицензии может быть обжаловано владельцем собаки потенциально опасных пород в судебном порядке.

4. В случае аннулирования лицензий повторное обращение за их получением возможно для юридических лиц - по истечении трех лет со дня их аннулирования, а для граждан - по истечении одного года со дня их аннулирования.

5. В случае добровольного отказа от лицензий сроки для повторного обращения за их получением не устанавливаются.

Статья 11. Пошлина за регистрацию собаки и льготы по ее уплате

1. За регистрацию собаки органы, производящие регистрацию, взимают пошлину в размере, устанавливаемом исполнительным органом местного самоуправления, не более однократного установленного законом минимального размера оплаты труда на день уплаты пошлины.

2. От уплаты пошлины за регистрацию собак освобождаются:

1) учреждения государственных органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления, использующие собак в качестве служебных;

2) слепые граждане, использующие собак в качестве поводырей.

3. Владельцы стерилизованных собак уплачивают установленную пошлину в размере 50 процентов.

Статья 12. Средства, получаемые от уплаты пошлины за регистрацию собаки

Средства, получаемые от владельцев собак в виде уплаты пошлины за регистрацию, подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа, осуществляющего регистрацию.

Статья 13. Порядок взимания платежей при выдаче лицензий, продлении срока их действия

За выдачу лицензий на куплю-продажу и содержание, на куплю-продажу, содержание и разведение собак потенциально опасных пород, за продление сроков действия указанных лицензий с юридических и физических лиц взимаются единовременные сборы. Размеры указанных сборов определяются исходя из организационных и иных расходов, связанных с выдачей указанных документов, и утверждаются Правительством Российской Федерации.

Глава 3. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ

СОБАК ПО ИХ СОДЕРЖАНИЮ

Статья 14. Права и обязанности владельца собаки

1. Владелец собаки имеет право:

1) получать от органов местного самоуправления, а также уполномоченного в области ветеринарии исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и подведомственных ему учреждений необходимую информацию о правилах содержания и выгула собак на территории муниципального образования, порядке отлова безнадзорных и бесхозных собак, порядке организации приютов (питомников) для собак и иных пунктов временного содержания собак, местах торговли собаками, местах утилизации (захоронения) умерших собак;

2) принимать решение о стерилизации и косметических операциях собак;

3) помещать собак для временного содержания в приют (питомник) для собак;

4) реализовывать иные права владельцев собак, не противоречащие действующему законодательству.

2. Владелец собаки обязан:

1) ответственно относиться к содержанию собаки;

2) не допускать жестокого обращения с собакой;

3) соблюдать общественный порядок, права и законные интересы проживающих в жилом помещении лиц, не нарушать тишину и покой граждан, обеспечивать их безопасность при содержании собаки;

4) обеспечивать собаке место ее содержания, уход и заботу с учетом ее естественных потребностей в пище, воде, сне, движении и естественной активности;

5) соблюдать ветеринарно-санитарные и зоогигиенические правила и нормы содержания собаки, вакцинировать собаку против бешенства, начиная с двухмесячного возраста, с проведением дальнейшей ежегодной вакцинации в течение срока жизни собаки;

6) предотвращать причинение вреда собакой человеку и (или) иным домашним животным;

7) не допускать поведения собаки, ставящего в опасность имущество граждан и причиняющего вред личным неимущественным благам, в том числе преследование собакой прохожих, автомобилей, мотоциклистов, велосипедистов, лазанье по мусорным ведрам, бачкам и помойкам, а также нахождение без присмотра суки во время течки;

8) оплачивать при возвращении принадлежащей ему отловленной собаки услуги специализированной организации по вопросам безнадзорных и бесхозных собак, связанные с отловом, кормлением, содержанием и ветеринарной обработкой нелечебного характера собак;

9) соблюдать правила перевозки домашних собак в пассажирском транспорте;

10) выводить собак в места общего пользования (лифты, коридоры, лестницы, лестничные площадки), на придомовую территорию многоквартирных домов в наморднике (кроме щенков до двухмесячного возраста и собак небольшого размера - до 20 сантиметров в холке) и на коротком поводке длиной не более 1 метра;

11) производить выгул собак в наморднике (кроме щенков до двухмесячного возраста и собак небольшого размера - до 20 сантиметров в холке) и на коротком поводке длиной не более 1 метра (за исключением случая, когда площадка для выгула собак огорожена) в сопровождении владельца или иного лица по его поручению в специально отведенных органами местного самоуправления для этих целей местах (площадках), отмеченных знаками о разрешении выгула собак, а также иметь при себе предметы для сбора экскрементов, а при отсутствии специально отведенных мест выгуливать собак на пустырях или в других местах, определенных органами местного самоуправления;

12) незамедлительно убирать за принадлежащей ему собакой экскременты, включая территорию подъездов, лестничных площадок, лифтов, детских площадок, пешеходных дорожек, тротуаров, придомовых территорий жилых домов, улиц, газонов;

13) в случаях содержания собак на придомовой территории индивидуальных жилых домов, иных огороженных территориях обеспечить изоляцию собак или содержать их на привязи, а также при входе на территорию поместить предупреждающую надпись о наличии собаки;

14) в случае смерти собаки обеспечить утилизацию (захоронение) трупа умершей собаки в соответствии с законодательством в местах, установленных органами местного самоуправления;

15) выполнять иные требования по содержанию собак, установленные действующим законодательством.

3. Владельцам собак запрещается:

2) появление с собаками на детских, спортивных площадках, местах проведения массовых мероприятий (за исключением мероприятий с неотъемлемым участием собак), в кинотеатрах, школьных и дошкольных учреждениях, объектах здравоохранения, организациях общественного питания и торговли, за исключением собак-поводырей и служебных собак, находящихся при исполнении служебных заданий;

3) выгул собак в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

5. Собаки потенциально опасных пород не могут находиться в собственности у лиц, имеющих психические заболевания, страдающие алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, а также признанных судом недееспособными.

Статья 15. Общие условия содержания собак

1. Условия содержания собак должны отвечать ветеринарно-санитарным и зоогигиеническим правилам и нормам, установленным соответствующими органами исполнительной власти.

Статья 16. Содержание собаки на территории владельца

1. Владельцы собак, имеющие в собственности или пользовании земельный участок, могут содержать собак в свободном выгуле только на хорошо огороженной территории, где исключена возможность причинения вреда жизни, здоровью и имуществу лиц, находящихся за пределами этой территории, или на привязи.

2. О наличии собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на участок.

3. Владелец собаки обязан обеспечить такое поведение собаки, которое не причиняло бы беспокойства окружающим.

Статья 17. Прививка собаки

1. Каждая собака, начиная с двухмесячного возраста, должна быть вакцинирована против бешенства.

2. Вакцинация производится в государственном либо муниципальном учреждении по месту жительства гражданина или месту нахождения юридического лица, о чем владельцу выдается соответствующая справка.

3. Владелец собаки обязан предоставлять ее по требованию государственного ветеринарного инспектора для осмотра, диагностических исследований, предохранительных прививок и лечебно-профилактических обработок.

Статья 18. Нахождение с собакой в общественных местах

1. Запрещено нахождение, а также выгул собак на детских и спортивных площадках, на территориях детских дошкольных учреждений, учреждений образования и здравоохранения, в помещениях, предназначенных для торговли продовольственными товарами, и местах общественного питания.

2. В местах массового отдыха граждан, в транспорте собаки в сопровождении владельца должны находиться на коротком поводке длиной не более 1 метра, в иных общественных местах - на свободном поводке. Без поводка собаки могут находиться в местах, в которых разрешен свободный выгул собак.

3. При переходе через улицы и вблизи магистралей владелец собаки (лицо, осуществляющее выгул собаки) обязан взять ее на короткий поводок во избежание дорожно-транспортных происшествий и гибели собаки на проезжей части.

4. Владелец собаки обязан принять необходимые меры для предотвращения поведения собаки, ставящего в опасность жизнь, здоровье и имущество граждан и причиняющего вред личным неимущественным благам, в том числе преследование собакой прохожих, автомобилей, мотоциклистов, велосипедистов, лазанье по мусорным ведрам, бачкам и помойкам, а также нахождение без присмотра суки во время течки.

Статья 19. Обеспечение санитарной безопасности

1. Владелец собаки обязан немедленно сообщать в ветеринарные учреждения и органы здравоохранения обо всех случаях укуса собакой человека.

2. Граждане обязаны немедленно сообщать в ветеринарные учреждения о случаях внезапной смерти собак или о подозрениях на заболевание их бешенством. До прибытия ветеринарных специалистов владелец собаки, подозревающий наличие у нее заболевания бешенством, обязан изолировать животное.

3. Не допускается выбрасывание трупов собак. Мертвые животные подлежат утилизации и захоронению в порядке, установленном органами местного самоуправления.

Статья 20. Провоз собак в общественном транспорте

1. Разрешается провозить собак всеми видами пассажирского транспорта при соблюдении условий, исключающих беспокойство пассажиров.

2. При перевозке собаки (за исключением собак декоративных и комнатных пород) владелец должен обеспечить нахождение собаки в наморднике и на коротком поводке длиной не более 1 метра.

примечание.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

2. При перевозке собак ее владелец обязан иметь с собой ветеринарное свидетельство установленного образца с указанием даты вакцинации против бешенства.

Статья 21. Обращение с собаками при использовании их в зрелищных, массовых и спортивных мероприятиях, при организации развлечений

1. Обращение с собаками при использовании их в зрелищных, массовых и спортивных и иных мероприятиях, в телевизионных съемках, кино- и фотосъемках должно исключать причинение им боли, травм, увечий и гибели.

2. Запрещается проведение зрелищных мероприятий, включающих в себя травлю, преследование, умерщвление собак, а также использование их для умерщвления других животных, за исключением случаев использования собак на спортивной либо промысловой охоте.

Статья 22. Жестокое обращение с собаками

1. Запрещается причинять собакам боль и страдания, кроме случаев, когда это необходимо для охраны жизни и здоровья людей и животных.

2. Запрещается обрезание и обрубание хвостов и ушей собак, за исключением случаев, когда такая операция производится ветеринарным учреждением собакам для соответствия стандартам породы.

4. Запрещается оставление животных без воды и пищи, а также содержание собаки в условиях, не соответствующих ее естественным потребностям, в том числе на привязи короче двух метров или троекратной длины тела собаки.

5. При невозможности дальнейшего содержания животное должно быть передано другому владельцу или сдано в приют для бесхозных и безнадзорных собак.

6. Владелец собаки в случае ее заболевания обязан вовремя обратиться за ветеринарной помощью.

Статья 23. Умерщвление собак

1. Умерщвление собак допускается:

1) при обороне от нападающей собаки, если жизнь или здоровье человека (людей) находятся в опасности;

2) по ветеринарным показателям (эвтаназия):

а) при наличии у собаки признаков заболеваний, общих для человека и собаки;

б) при наличии у собаки неизлечимого заболевания для прекращения для нее неустранимых страданий.

2. Эвтаназия допускается только при наличии справки ветеринарного врача и исключительно средствами, гарантирующими быструю и безболезненную смерть. Эвтаназия должна производится при участии ветеринарного врача.

1) утопление и другие методы удушения;

2) использование ядовитых веществ и минералов, дозы применения которых не могут обеспечить соблюдение требований пункта 2 настоящей статьи;

3) присутствие несовершеннолетних.

4. Действие пунктов 2 и 3 настоящей статьи не распространяется на случаи умерщвления животного при обороне от нападающего животного, если жизнь или здоровье человека (людей) находятся в опасности.

примечание.

Статья 23. Утилизация (захоронение) трупов умерших собак

1. Утилизация (захоронение) трупов умерших собак производится специализированными организациями по вопросам безнадзорных и бесхозных собак или юридическими лицами, в уставах которых содержится право на осуществление данного вида деятельности, в соответствии с действующим федеральным законодательством в местах, установленных органами местного самоуправления.

2. Места утилизации (захоронения) трупов умерших собак определяются органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, ветеринарии, об охране окружающей среды, архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

3. Запрещается утилизация (захоронение) трупов умерших собак в местах, специально не отведенных для этих целей.

4. Информация о нахождении мест утилизации (захоронения) трупов умерших собак предоставляется органом местного самоуправления или специализированной организацией по вопросам безнадзорных и бесхозных собак лицу, непосредственно обратившемуся за данной информацией, или путем опубликования в средствах массовой информации.

5. Утилизация (захоронение) трупов умерших собак, принадлежащих юридическим и физическим лицам, осуществляется за счет средств владельцев собак.

6. Утилизация (захоронение) трупов умерших на территории муниципального образования безнадзорных и бесхозных собак осуществляется за счет средств местных бюджетов.

примечание.

Нумерация статей дана в соответствии с официальным текстом документа.

Статья 25. Ответственность за правонарушения в сфере содержания собак

Владельцы собак и должностные лица несут ответственность за нарушение законодательства в сфере содержания собак в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Новые правила Главным требованием для хозяев псов является не допустить угрозы нападения на людей и животных и не нанести порчу имуществу физических или юридических лиц. В закон о выгуле собак в России в 2018 году добавлены новые понятия и требования:

  • на ошейнике должна быть контактная информация владельца;
  • ФЗ даёт законодательное право субъектам самим определять перечень мест, запрещённых для выгула;
  • собаки потенциально опасных пород выгуливаются на коротком поводке и в наморднике (в действующем законе ношение намордника не является обязательным). Находиться без намордника питомцу такой породы разрешено только на огороженной территории, принадлежащей хозяину.

В исходном варианте проект закона имел список потенциально опасных пород собак, исключённый после первого чтения.

Какие правила и закон о содержании домашних животных существуют в 2018-2019

В обновлённую версию внесли определение: потенциально опасные породы собак - породы, несущие потенциальную угрозу жизни и здоровью человека. Отдельно Правительство РФ должно подготовить список опасных пород. Наказание Нарушение правил карается региональными законодательными документами.
Закон о выгуле собак в Москве, как и законы и КоАП в иных регионах, установили административное наказание для граждан:

  • неубранные экскременты - 1000 – 2 000 руб. (в других регионах 500 – 3 000 руб.);
  • появление собак в выше обозначенных местах без поводка и намордника, нахождение пса на запрещённой для него территории - 1000 – 2 000 руб.

Примером жестокого обращения, которое могла бы пресечь регистрация, служит выбрасывание питомцев на улицу, что, к сожалению, часто практикуется в нашей стране. Законы вступающие в силу в 2018 году Грозные «гости» будут посещать тех, кто имеет непогашенные штрафы:

  1. От Госавтоинспекции.
  2. По алиментам.
  3. Возмещение морального и материального ущерба (отказ).
  4. По различным долгам в сумме свыше 10 000 рублей.

В полномочия приставов войдет отбор водительских удостоверений за долги, но не сразу. Изначально должник будет уведомлен о задолженности. Поступит предложение о добровольном погашении, а, в случае отказа, дело направится на рассмотрение к мировому судье.


После вынесенного им решения работники ФССП совершат изъятие водительских прав. Однако существует и ряд ограничений в процедуре отбора ВУ.

Закон о выгуле собак в 2018 году

Новые правила выгула собак Внимание Актуальная версия УК РФ трактует жестокое обращение с животными как совершенное по корыстным мотивам или из хулиганских побуждений действие:

  • с намерением причинить животному боль или страдание;
  • ставшее причиной его гибели или увечья.

Новый квалифицирующий признак, который содержит обновленная статья 245 УК РФ, – жестокое обращение с животными «в целях причинения ему боли и (или) страданий». Насколько ужесточил наказание закон о защите животных? В 2018 году виновный в издевательствах над животными может получить тюремный срок до трех лет. Такой приговор последует при наличии в уголовном деле отягчающих обстоятельств или в случае, если подсудимый ранее уже совершал аналогичные деяния.

Правила выгула собак в городе – что нужно знать?

Согласно указу правительства, к 2018 году все животные в РФ получат УИН – уникальные идентификационные номера. Согласно новации, собственники домашних любимцев и фермеры должны будут снабдить своих «подопечных» специальными чипами либо другими идентификаторами с УИН. Власти также создадут федеральную государственную информационную систему (ФГИС), в которой будут зафиксированы сведения о каждом животном с УИН.

Инфо

Над внедрением инициативы ведется активная работа. Так, по поручению правительства, уже в феврале 2017 года профильные ведомства должны создать схему реализации проекта идентификации. Согласно планам властей, состоится чипизация домашних животных в 2018 году. Мнения экспертов и владельцев домашних любимцев по поводу новации разделились.


С одной стороны, чипизация должна повысить ответственность собственников животных, особенно фермеров, которые выращивают скот на продажу и забой.

Федеральный закон о содержании собак

СанПиНа № 50 от 22.08.2014 г. выбрасывать экскременты надо в специальные контейнеры, наличие которых замечено далеко не во всех городах России;

  • собакам запрещено находиться в магазинах, местах общепита, на детских площадках и прочих общественных местах;
  • выгул четвероногих разрешён на специально созданных для этого площадках, обозначенных указателем. При отсутствии таких мест животное разрешено выгуливать на пустырях и на территориях, определённых региональными властями;
  • с 23.00 ч до 7.00 ч во время выгула требуется соблюдать тишину;
  • запрещено выгуливать псов гражданам в состоянии алкогольного опьянения.

Во многих российских городах нормы содержания и выгула собак закреплены региональными правовыми документами.

Новый закон о чипировании животных

  • Налог на домашних животных в россии в 2018 году
  • Налог на кошек и собак в рф в 2018 году: правда или фейк?
  • Правила выгула собак в 2018 году
  • Обзор закона о защите животных – что грозит живодерам?
  • Новые правила выгула собак
  • Новый закон о содержании собак 2018
  • Закон о чипизации домашних животных с 2018 года
  • Чипизация домашних животных с 2018 года
  • Законы вступающие в силу в 2018 году

Налог на домашних животных в россии в 2018 году Детям-инвалидам положена в следующем году прибавка к пенсии на основании проведенной в апреле индексации (повышение на 4,1%) и в соответствие с ФЗ № 166. Налог на кошек и собак в рф в 2018 году: правда или фейк? При этом система администрирования должна оставаться простой и прозрачной, а права и обязанности сторон четко определены.

Мухтар №763

Правила поведения хозяина и его питомца в парке до сих пор определяются законом, действующим еще с 1980 года. Стандарты включают следующие требования:

  • в парке животное необходимо держать на коротком поводке или использовать намордник. Это обеспечит безопасность окружающих. Исключение сделали только для щенков, которым еще не исполнилось трех месяцев;
  • нельзя выпускать собаку туда, где гуляют люди.

    Выбирайте пустую территорию, находящуюся в отдалении. Если участок огорожен забором, разрешено снять намордник;

  • не ограничено время выгула, однако в ночное время необходимо исключить шум. Если собака лает, не следует гулять с ней поздно ночью, чтобы не мешать другим людям;
  • закон запрещает прогулки с животными, если владелец пьян.

Хозяину необходимо помнить о том, что любые нарушения закона караются штрафом.

Новый закон о животных 2018

В том числе чиновникам необходимо установить ощутимые штрафы за отсутствие регистрации и запустить механизм контроля выполнения закона. Правила выгула собак в 2018 году По решению суда «живодерки из Хабаровска» сегодня отбывают срок в колонии. Общественность посчитала неоправданно мягким приговор за убийства животных – конкретно по этой статье девушки приговорены к обязательным работам, реальный срок лишения свободы они получили за другие вменяемые им преступления (разбой, оскорбление чувств верующих и унижение человеческого достоинства).Проект закона об изменениях в статью 245 Уголовного кодекса РФ и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ был готов к ноябрю 2017 года, а 13 декабря депутаты Госдумы уже приняли закон о жестоком обращении с животными в окончательном чтении. В день опубликования, 20 декабря, новый закон вступил в силу.

Запрет на нахождение в обозначенных выше местах не распространяется на служебных собак и собак-поводырей. «Закон о тишине» в Санкт-Петербурге – как это работает? Законопроект о выгуле собак С ноября 2010 г. на рассмотрении в Госдуме находится проект № 458458-5 «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» закона «Об ответственном обращении с животными», который должен заменить устаревший советский нормативно-правовой документ. Законопроект прошёл первое чтение, был изменён и дополнен, в частности в ст. 14 добавлены актуальные правила выгула собак в городе. Закон РФ в 2018 году до сих пор не вступил в силу по причине постоянного переноса Думой второго чтения. Ожидалось, что закон начнёт действовать с 1 января 2018 года. Но из-за разногласий между комитетом госдумы и Правительством РФ проект пока находится в статусе рассмотрения.

Закон о содержании домашних животных в рф 2018

Именно поэтому далее в законе о выгуле собак конкретизируются обязанности хозяина, который должен: Важно! Со щенками в возрасте до полугода и особями, чей рост в холке не превышает 35 см, можно будет выходить на улицу без намордника. Закон о чипизации домашних животных с 2018 года Прогнозы СМИ назвать точными пока не получается. Приблизительная сумма ежемесячной выплаты на одного ребенка в зависимости от группы инвалидности составит: Группа инвалидности Размер пенсии с 1 апреля 2018 года (рубли) Дети инвалиды и инвалиды с детства I группы 12 577 Инвалиды I группы и инвалиды с детства II группы 10 481 Инвалиды II группы 5 240 Инвалиды III группы 4 454 Дополнительные компенсационные выплаты для жителей Москвы и МО уже известны.

Пенсия по уходу за инвалидом составит 12 000 рублей, а ребенку-инвалиду, в случае потери кормильца, будет начисляться ежемесячно 1 450 рублей.
Ознакомиться с ними можно на информационных стендах городских ветеринарных поликлиник, на их сайтах или на сайте городской администрации. Обзор закона о защите животных – что грозит живодерам? Правила выгула собак в Санкт-Петербурге, Москве и др. регионах Нормы, установленные региональными властями, имеют много общего. Правила выгула собак в Москве 2018 года регламентирует закон г.
Москвы от 21.11.2007 г. № 45 «Кодекс г. Москвы об административных правонарушениях». Они аналогичны пунктам федерального документа. В постановлении Правительства Свердловской области № 743-ПП от 6.08.2004 г. «О примерных правилах содержания домашних животных», как и для жителей СПб в законе № 273-70 от 31.05.2010 г.

Каждая собака имеет свой характер, повадки и особенности породы, к которой она принадлежит.

Об этом следует помнить любому заводчику, не важно, является ли он хозяином маленького милого спаниеля, большого сенбернара или бойцовской породы.

Собаки в домашних условиях. Что должен знать владелец

Часто заводчики забывают о том, что существуют правила содержания животных. Постоянная занятость на работе или чрезмерная любовь к своему питомцу не является поводом избегать соблюдения норм при обращении с ним.

Искусанные дети и даже случаи нападения собак на людей с летальным исходом – все это результат ненадлежащего отношения к домашними питомцам и отсутствие воспитания их заводчиками. Как результат появляются так называемые «догхантеры», настроенные агрессивно к животным и массово отравляющие их. Кроме того, под видом государственной программы по стерилизации осуществляется массовый отлов бездомных собак и их истребление.

Прежде всего, владельцу необходимо понять, что за своего питомца он отвечает, как за свою собственность на законодательном уровне, поэтому обязан позаботиться о мерах предосторожности при контактах своей собаки с соседями, посторонними людьми или другими псами с помощью методов воспитания и дрессировки.

Содержание собак. Нормы и правила

Статья 2 Конституции РФ содержит положения, согласно которым права и свободы человека представляют собой высшую ценность.А собака или любое другое животное, принадлежащее человеку, является его собственностью и тоже может охраняться законом в этой форме. Так, статья ГК РФ №137 содержит положения, согласно которым к питомцу применяются имущественные права.

Однако, как и любая собственность, животное требует не только надлежащего ухода за ним, но и воспитания, точно соответствующего его породе или виду. Неисполнениезаводчиком требований может повлечь для него административную, а в некоторых случаях и уголовную ответственность.

Ряд подзаконных актов регулируют некоторые правила содержания собак в городских условиях и порядок поведения заводчика в определенных ситуациях. Чтобы избежать штрафов, нужно знать о них и помнить всегда любому владельцу.

Правила включают:

Регистрацию питомца в ветеринарной клинике, проведение всех необходимых вакцинаций, наличие соответствующих документов;

Перед приобретением следует убедиться, что желаемая порода подходит для содержания в квартире, так как пастушьи, служебные, охотничьи, бойцовские, сторожевые породы требуют длительный выгул или вольер и лицензии;

Наличие ошейника с жетоном, содержащей информацию о его владельце;

Наличие намордника на псе в черте города, отсутствие которого допускается только в специально отведенных для выгула местах или на пустыре;

В общественных местах, а также при нахождении в подъезде или возле детской площадкипес должна быть на поводке;

Не допускать животным загрязнения общественных мест;

Запрещается находиться в магазине с домашним животным, за исключением питомцев менее 5 кг, ограниченного в передвижениях;

Проведение своевременной и периодической вакцинации от бешенства;

Запрещается выгул собаки весом более 15 кг лицом младше 14 лет;

Наложение ответственности за ущерб, нанесенной псом другому домашнему питомцу;

Правила проезда домашнего животного в городском транспорте, вывоза его заграницу и ввоза;

Обеспечение тишины в многоквартирных и частных домах в ночное время с 22:00 до 8:00.

В отдельных случаях к заводчику может применяться уголовная ответственность. Так, при нападении его животного на человека предусматривается возможность лишения свободы в соответствии со статьей №118, №168 УК РФ. Дополнительно пострадавшим может быть инициирована компенсация материального вреда за прочу имущества и морального вреда на основании статьи №151, № 1064, №1079 Гражданского Кодекса РФ,если будет доказана вина владельца.

Взаимоотношения с питомцем

Здоровая и жизнерадостная собака становится любимицей среди многих жителей многоквартирных домов и среди соседей в частном секторе.

Такой питомец активен, любознателен, спокойно ведет себя с окружающими, выглядит ухоженным и взаимоотношения с ним приносят много удовольствия.

Любое животное наделено своими повадками, темпераментом и часто является отражением характера своего хозяина, находясь под его влиянием, со временем впитывая и перенимая его настроение.

Чтобы получить воспитанную и правильно ориентированной собаки, следует вкладывает как личное время, материальные затраты, так и терпение, и труд.

Взаимоотношения между хозяином и питомцем начинаются дома с первых дней его прибытия в новую семью.

Этапы воспитания и взаимоотношения с питомцем:

Следует убедиться, что участка в комнате или жилье будет достаточно для размера пса и оно уже оборудовано специальной подстилкой, приобретена отдельная миска для еды и отдельная для воды;

Следует пересмотреть распорядок дня и выделять не менее 20 минут и не реже чем через день время для дрессировки;

Выгул пса должен составлять не менее 20 минут утром и не менее 30 минут вечером для поддержания естественной его активности. Каждую неделю требуется выделять дни для выгула не менее 1,5 часа для естественного поддержания его контактов с окружающей средой;

Нельзя оставлять животное без еды. В миске должна быть всегда чистая питьевая вода;

Собака должна периодически, не реже раза в год наблюдаться у ветеринара и иметь отметки об этом в документах на нее.

Только при внутреннем убеждении и уверенности в выполнении всех этих требований можно брать на себя ответственность за живое существо. Такое понимание своих возможностей поможет избежать негативных последствий неправильного обращения с животным.

Закон о содержании собак в 2018 году

Несмотря на многочисленные петиции, созданные для обращения к правительству, актуальные и востребованные обновления закона об обращении как с собственными питомцами, так и с бездомными животными на сегодняшний день пересмотрены Госдумой не были.

Статья Уголовного Кодекса РФ №245 подразумевает штраф от 80 до 300 тыс. рублей на основании установленных фактов проявления жестокости к животным для лица, осуществляющего такие действия, либо лишение свободы сроком от 3-х до 5-ти лет за причинение боли и страдания. Однако такой закон не регулирует халатное обращение к ним. Этим продолжают пользоваться граждане, собственники «живых уголков», контактных зоопарков, передвижных дельфинариев, цирков и т.д.

На рассмотрении в Госдуме находятся обновленные правила содержания собак.

Так, в одном из них предлагается маркировка и постановка на учет каждого животного путем чипирования, куда будут внесены данные о владельце. За любые действия, будь то выброс животного на улицу и нападение собакой на человека, он понесет полную ответственность.

Институт международного права и экономики им. А. С. Грибоедова

Курсовая работа по административному праву

Санитарно- эпидемиологический надзор

Москва 2001

Введение

Каждое общество стремится защитить себя. Защитить от врагов, недостаточно добропорядочных своих граждан, от болезней, от напастей и от всякого рода опасности.
Опасности, которая в наше время приобретает все больший размах.Она может принимать какие угодно формы, возникая из совершенно забытых источников, как, например, сибирская язва. Среда обитания человека продолжает преподносить сюрпризы в виде эпидемий, вирусов и прочего.
Таким образом, неоспорима необходимость соблюдения гигиенических норм и надлежащего контроля за состоянием всех природных ресурсов, продуктов питания человека и животного мира рядом с ним.
Благополучие населения зависит от него самого. Понимая это, человек стремится проконтролировать все сферы жизни и максимально обезопасить себя. Для этого он создает различные службы, организации и общества, разрабатывает санитарные нормы и правила, надеясь с их помощью прийти к заветной цели.
Государство регулирует эту отрасль общественных отношений в правовой форме, обеспечивая тем самым надлежащий контроль и надзор за соблюдением всех норм и правил.
Административное право предусматривает определенные обязанности граждан, связанные с медицинским обслуживанием и выполнением санитарно-гигиенических норм. В отрасли организации управления здравоохранением важное место занимает санитарно-эпидемиологический надзор.
Данная разновидность административного надзора
Регламентируется Федеральным законом Российской Федерации от 30 марта
1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
Положением о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской
Федерации. Положением о Государственном комитете санитарно- эпидемиологического надзора в Российской Федерации и другими правовыми актами. В соответствии со статьей 46 Федерального закона в Российской
Федерации действует единая государственная централизованная система органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской
Федерации). В систему службы входят: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор в стране; органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы, созданные в установленном законодательством порядке для осуществления государственного санитарно- эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, городах, районах, на воздушном и водном транспорте; структурные подразделения, учреждения федеральных органов исполнительной власти по вопросам железнодорожного транспорта, обороны, внутренних дел, безопасности, пограничной службы, юстиции и налоговой полиции, осуществляющие соответственно государственный санитарно-эпидемиологический надзор на железнодорожном транспорте, в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности и иного специального назначения; государственные научно-исследовательские и иные учреждения, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно- эпидемиологического надзора. Органы и учреждения государственной санитарно- эпидемиологической службы действуют на основе подчинения нижестоящих вышестоящим и главному государственному санитарному врачу Российской
Федерации.
Главный государственный санитарный врач Российской Федерации является первым заместителем министра здравоохранения Российской Федерации, а само министерство выступает в качестве федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор в России.

Виды санитарно-эпидемиологического надзора.
Государственный надзор.

Санитарно-эпидемиологический надзор может быть государственным и ведомственным.
Государственный надзор как основной осуществляется Государственной санитарно-эпидемиологической службой Российской Федерации, систему которой образуют Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора
Российской Федерации (Госкомсанэпиднадзор России); центры санитарно- эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, городах, районах, на водном и воздушном транспорте; научно-исследовательские учреждения; дезинфекционные станции и другие санитарно-профилактические учреждения и организации, а также предприятия по производству медицинских иммунобиологических препаратов.
Он определяется как деятельность органов и санитарно-профилактических учреждений, направленная на профилактику заболеваний людей путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений санитарного законодательства Российской Федерации.

Федеральным законом от 30 марта 1995 г. "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммуннодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"1 предусмотрено, что в случае выявления ВИЧ-инфекции у иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории России, они подлежат депортации из Российской
Федерации в порядке, установленном её законодательством.

В содержание государственного надзора входит наблюдение, оценка и прогнозирование здоровья населения в связи с состоянием среды его обитания; выявление причин и условий инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний; разработка обязательных для исполнения предложений по проведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; контроль за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдение санитарного законодательства организациями и гражданами; применение мер пресечения санитарного правонарушения и привлечение к ответственности лиц, их совершивших.
А также подразумевает собой государственный учет отравлений и инфекционных заболеваний (профессиональных и массовых) в связи с неблагоприятным воздействием на здоровье человека факторов среды его обитания.

Как же осуществляется руководство всей этой сложной системой предприятий, учреждений и организаций?
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор руководит предприятиями, учреждениями и организациями службы через непосредственно подчиненные ему центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономных округах и областях, на водном и воздушном транспорте. Ну и, естественно, ему подчиняются непосредственно подведомственные учреждения и предприятия, например, по производству медицинских иммунобиологических препаратов.
Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в районах и городах подчиняются соответствующим вышестоящим аналогичным центрам.
Дезинфекционные станции находятся в подчинении соответствующих центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Высшая руководящая должность этой службы – председатель
Госкомсанэпиднадзора России, далее руководство учреждениями и предприятиями, на которые возложены функции санитарно-эпидемиологического надзора, распределяются следующим образом: - главный государственный санитарный врач России, главные врачи центров санитарно-эпидемиологического надзора, главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской
Федерации, городам и районам.
Главный государственный санитарный врач или его заместитель не реже одного раза в квартал при анализе деятельности организаций должен осуществлять контроль за полнотой использования мер административного воздействия.
Если при рассмотрении дела о санитарном правонарушении выясняется, что оно повлекло массовое заболевание или отравление людей либо смерть хотя бы одного человека, то соответствующие материалы должны быть переданы в органы прокуратуры для решения вопроса о привлечении виновных к уголовной ответственности. Порядок оформления и направления таких материалов в органы прокуратуры установлен Инструкцией о порядке оформления и передачи материалов в органы прокуратуры по санитарным правонарушениям должностными лицами Государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Основные функции Государственной санитарно-эпидемиологической службы

Эти функции закреплены в Положении об этой службе, которое отражает все вопросы ее компетенции.
В частности, основная функция состоит в том, чтобы обеспечить санитарно- эпидемиологическое благополучие населения, и заключается в разработке целевых программ для этого благополучия, в принятии решений компетентными органами по целому ряду вопросов, связанных с этим, во внесении предложений к проектам федеральных и региональных научно-технических программ по вопросам охраны жизни и здоровья населения, в профилактике заболеваний и оздоровления среды обитания человека, которую он, человек, до невозможности загрязнил.

Служба разрабатывает и утверждает в установленном порядке санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, что составляет основу для санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Разновидности этих норм определяет Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе, оно также конкретизирует сферы действия этих норм, правил и нормативов, например, они устанавливают гигиенические и эпидемиологические критерии безопасности и безвредности для человека продовольственного сырья, пищевых продуктов и питьевой воды, товаров народного потребления и объектов окружающей природной среды.
Они обязательны для выполнения на всей территории страны всеми государственными и негосударственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами и могут включать в себя санитарные правила, устанавливающие гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, санитарные нормы, устанавливающие оптимальные и предельно допустимые уровни влияния комплекса факторов среды обитания человека на его организм, гигиенические нормативы, закрепляющие критерии безопасности и безвредности отдельных факторов среды обитания человека для его здоровья, санитарные правила и нормы, объединяющие требования отдельных санитарных правил, норм и гигиенических нормативов.
Например, Министерство Здравоохранения Российской Федерации издает приказ от 20 июля 1998 г. N 217, «О гигиенической оценке производства, поставки и реализации продукции и товаров», в котором «в целях повышения эффективности работы по охране жизни и здоровья населения, приведения системы гигиенической оценки продукции, товаров и производств в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации, гармонизации указанной процедуры с международными требованиями, руководствуясь Законом
Российской Федерации "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" от 19 апреля 1991 года N 1034-1 ,
Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" (в редакции
Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской
Федерации "О защите прав потребителей", Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" от 9 января 1996 года N 2-ФЗ"), а также Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской
Федерации" от 3 июня 1997 года N 659 выносит ряд постановлений, а также определяет положение, в котором устанавливает общие требования к порядку проведения гигиенической оценки продукции и товаров, а также производств. В нем, в частности, указывается, что «гигиеническая оценка продукции и товаров, а также производств - специальная процедура, осуществляемая органами и учреждениями государственной санитарно - эпидемиологической службы для оценки потенциальной опасности продукции и товаров для здоровья населения и предусматривающая проведение специальных санитарно - эпидемиологических исследований и экспертиз, а также выдачу гигиенического заключения установленного образца и внесение его в Реестр. В ходе гигиенической оценки определяются допустимые области и условия применения продукции и товаров, внесения при необходимости дополнительных требований к процессам производства, хранения, транспортирования, эксплуатации (применения) и утилизации продукции и товаров, обеспечивающих их безопасность для человека.

По результатам гигиенической оценки выдается заключение установленного образца (далее - заключение), которое служит подтверждением соответствия продукции и товаров установленным требованиям санитарного законодательства.

Продукция и товары допускаются к производству, применению и реализации после прохождения гигиенической оценки и при наличии заключения установленного образца. Организация лабораторных, инструментальных исследований продукции и товаров по гигиенически значимым показателям, а также проведение гигиенической оценки осуществляются в соответствии с заключаемыми договорами. Работы по гигиенической оценке, выдаче заключений, гигиенической оценке производства, внесению их в Реестр осуществляются на основе заключаемого между заявителем и центром Государственного санитарно- эпидемиологического надзора или иным уполномоченным учреждением договора.
Работа по гигиенической оценке производств проводится органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы в соответствии с договором с организацией, ставящей на производство данный вид продукции.
При проведении гигиенической оценки продукции, товаров, производств к ним предъявляются требования, установленные действующим законодательством.
Решение о безопасности продукции, товара, вида продукции при гигиенической оценке производства принимается на основании экспертизы представленных документов и результатов испытаний. В случае полного соответствия представленных данных требованиям санитарного законодательства центром Государственного санитарно- эпидемиологического надзора или иным уполномоченным учреждением готовится заключение установленного образца. Заключение подписывают главный государственный санитарный врач Российской Федерации или его заместители, главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской
Федерации, городам, регионам на транспорте или их заместители.
В случае несоответствия представленных данных требованиям санитарного законодательства центром Государственного санитарно-эпидемиологического надзора или иным уполномоченным учреждением принимается решение об отказе в выдаче заключения, о чем заявителю направляется письменное обоснование принятого решения. В случае несогласия заявителя с принятым решением об отказе в выдаче заключения он может обратиться с апелляцией в апелляционный Совет при Департаменте государственного санитарно - эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Российской Федерации.
На продукцию, прошедшую процедуру гигиенической оценки, по желанию производителя (продавца, поставщика) может быть нанесен знак, подтверждающий, что данная продукция прошла гигиеническую оценку.
Копии гигиенических заключений, выданные Департаментом государственного санитарно - эпидемиологического надзора
Министерства здравоохранения Российской Федерации, центрами государственного санитарно - эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, а также центрами государственного санитарно - эпидемиологического надзора в регионах на транспорте,
Федеральным центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения
Российской Федерации, центрами государственного санитарно - эпидемиологического надзора федерального управления медико- биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации, имеют установленные степени защиты.

Следующая основная функция государственной санитарно-эпидемиологической службы состоит в контроле и надзоре за соблюдением санитарного законодательства Российской Федерации. Контроль и надзор тесно взаимосвязаны, но различны по результатам принимаемых после них решений.
При контроле заключением является дача согласия на то или иное решение вопроса, а надзор выявляет нарушения, которые приводят к применению мер административного принуждения.. Тем не менее в нормативных актах и практическом их осуществлении они органично взаимосвязаны.
Например, главный государственный санитарный врач, рассмотрев материалы государственного санитарно-эпидемиологического надзора за деятельностью рынков города, выносит постановление «Об усилении мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия на рынках города»,в котором отмечает, что нарушаются требования санитарных правил: санитарно- техническое состояние и санитарное содержание территории рынков и торговых мест неудовлетворительное, не обеспечивается дезинфекционный режим, не соблюдаются условия хранения и реализации продукции, юридические лица и индивидуальные предприниматели нарушают согласованный ассортиментный перечень реализуемых продовольственных товаров, отсутствуют сопроводительные документы на продукцию, санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам, представляющих потенциальную опасность для человека, видов деятельности, работ, услуг (- санитарно- эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам) на торговую деятельность и личные медицинские книжки у продавцов на рынках, в том числе у иностранных граждан, а также иные нарушения санитарного законодательства.
Компании, управляющие рынками, администрации рынков не осуществляют должных мер по обеспечению соответствующих санитарно-гигиенических и эпидемиологических условий на рынках, в том числе по обеспечению условий труда продавцов.
В связи с вышеизложенным, руководствуясь Федеральным законом от 30 марта
1999г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения",
Федеральным законом от 2 января 2000г. №29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", постановлением Правительства Москвы от 18 апреля 2000г.
№292 "Об упорядочении рыночной торговли в г. Москве", постановлением
Правительства Москвы от 15 февраля 2000г. № 118 " О порядке организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил", постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 1999 г. № 1228 "Об обязательных профилактических медицинских осмотрах и гигиенической аттестации", постановляет ввести ряд запретительных и обязательных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности населения в частности организовывать работу рынка и связанных с его деятельностью процессов в строгом соответствии с действующими санитарными правилами соблюдать специализацию торговых мест, иметь согласованную с центром
Госсанэпиднадзора схему этих мест соблюдать наличие неснижаемого запаса дезинфекционных средств, обеспечить бесперебойное функционирование систем горячего и холодного водоснабжения и канализации, систем освещения, отопления и вентиляции, обеспечивающих на каждом торговом месте нормируемые параметры, реализовывать товары с сертификатом соответствия и отметкой о наличии санитарно-эпидемиологического заключения на продукцию, обеспечивать проведение на рынке производственного контроля за соблюдением санитарных правил, определив ответственное должностное лицо и обеспечив его обучение и аттестацию на право осуществлять этот контроль, проводить санитарные дни по графику и т.д.
Далее указывает, что невыполнение мероприятий данного постановления является условием, создающим угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний
(отравлений) и служит основанием для приостановления деятельности рынка администрацией рынка самостоятельно или по постановлению главного государственного санитарного врача или его заместителя.
Таким образом проводится проверка выполнения санитарных правил и норм, гигиенических нормативов и противоэпидемических мероприятий при эксплуатации предприятий,учреждений,организаций,зданий,помещений,сооружений,оборудования и транспортных средств.
Должностные лица государственной санитарно-эпидемиологической службы для эффективного выполнения задач, на них возложенных, имеют широкий ряд полномочий:
1.полномочия,обеспечивающие необходимые условия для осуществления надзора; беспрепятственно посещать и обследовать поднадзорные объекты; получать от организаций и граждан сведения и документы, необходимые для выполнения возложенных на них задач; изымать образцы(пробы) материалов, веществ,изделий, пищевых продуктов, воздуха, воды и почвы для лабораторных исследований и проведения гигиенической экспертизы.
2.полномочия по предупреждению нарушений санитарных правил организациями и гражданами; требовать проведения гигиенических и противоэпидемических мероприятий; выявлять и устранять причины и условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и др.
3.полномочия по пресечению нарушений санитарного законодательства. Они могут быть различными. Это и приостановление либо пресечение работ по проектированию и строительству, а также введения в эксплуатацию законченных объектов; эксплуатация действующих предприятий, организаций, транспортных средств и других объектов. Также это могут быть решения по применению административного принуждения в виде мер пресечения: о временном отстранении от работы граждан, являющихся носителями возбудителей инфекционных болезней и могущих быть источниками их распространения в связи с особенностями выполняемой работы или производства, в которых они заняты; решения об обязательной госпитализации инфекционных больных; о проведении дезинфекции, дезинсекции в очагах инфекционных заболеваний; о проведении профилактических прививок населению или отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям.
4.полномочия по применению административных взысканий к лицам, виновным в нарушении санитарных правил. Главные санитарные врачи и их заместители имеют право рассматривать материалы и дела о нарушениях санитарного законодательства и налагать за такие правонарушения административные взыскания в виде предупреждения и штрафа. Они также вправе направлять в правоохранительные органы материалы о нарушениях санитарного законодательства для решения вопросов о возбуждении уголовных дел (статья
51 Федерального закона от 30 марта 1999 года).
5.полномочия требовать возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, а также расходов лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений на проведение ими гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий при возникновении массовых заболеваний и отравлении людей.

Согласно постановлению № 11 от 5 апреля 2000 года Председателя
Правительства Российской Федерации В.В.Путина «О введении форменной одежды для должностных лиц, органов и учреждений Министерства здравоохранения Российской Федерации, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор принято предложение Министерства здравоохранения о введении форменной одежды и знаков различия.

Ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор

есть, по существу, разновидность государственного, ибо он осуществляется государственными органами, хотя и в отношении объектов, подведомственных отдельным министерствам и ведомствам.

Его цели и задачи – обеспечивать санитарно-эпидемиологическое благополучие в войсках и на специальных объектах Министерства обороны
Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации,
Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности и др.
Действовавший ранее Закон РСФСР от 19 апреля 1991 года отделял ведомственный надзор от государственного, при этом органы ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора не входили в состав Государственной санитарно-эпидемиологической службы. Ныне действующий Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года не выделяет осуществление санитарно-эпидемиологического надзора в войсках и объектах специального назначения в самостоятельный вид санитарно- эпидемиологического надзора, а рассматривает его как разновидность государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Структурные подразделения и учреждения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных по вопросам железнодорожного транспорта, обороны, внутренних дел, безопасности. пограничной службы, юстиции, налоговой полиции, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно на железнодорожном транспорте, в Вооруженных Силах
Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности и иного специального назначения, включены в состав Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации. Структура Государственной санитарно- эпидемиологической службы Российской Федерации, ее задачи, функции, порядок осуществления деятельности, а также порядок назначения руководителей ее органов и учреждений устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Инструкции и иные документы, регламентирующие порядок осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах железнодорожного транспорта, обороны и иного специального назначения утверждаются главными государственными санитарными врачами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. При осуществлении надзора должностным лицам предоставлен широкий перечень полномочий, включающий, в частности, право составлять протоколы о нарушениях санитарного законодательства. В соответствии со статьей 54
Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» действия (бездействия) должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, могут быть обжалованы в вышестоящий орган государственного санитарно-эпидемиологического надзора, главному государственному санитарному врачу или в суд. При этом указывается, что подача жалобы не приостанавливает обжалуемых действий, если исполнение обжалуемых действий не приостанавливается решением суда.
Статья 55 того же Федерального закона предоставляет право органам, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор в войсках и на объектах специального назначения, наряду с другими органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, рассматривать дела о таких правонарушениях, как: нарушение санитарно-эпидемиологических требований к жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта; нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения, продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, продукции производственно-технического назначения, химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции, потенциально опасным для человека, товарам для личных и бытовых нужд, пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям, новым технологиям производства; нарушение санитарно-эпидемиологических требований к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях. Воздуху в местах постоянного или временного пребывания человека, почвам, содержанию территорий городских, сельских поселений и промышленных площадок, сбору, использованию, обезвреживанию. Транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, а также к планировке и застройке городских и сельских поселений; нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда, воспитания и обучения, работы с источниками физических факторов воздействия на человека, работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами; невыполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Дела вправе рассматривать главные государственные санитарные инспекторы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области железнодорожного транспорта (МПС России), обороны(Минобороны России), внутренних дел(МВД России), безопасности(ФСБ России), пограничной службы(ФПС России), налоговой полиции(ФСНП России),и их заместители в соответствии со статьей 51 Федерального закона « О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения».

Заключение

Таким образом, контроль и надзор за благополучием населения имеет место быть. Но все мы видим, каково состояние экологии, наших природных ресурсов, воздуха, которым мы дышим. Оно отвратительно. Периодически возникают вспышки холеры, ящура, сибирской язвы и прочих ужасных болезней. В почве сплошные нитраты с нитритами, в воде тоже мало полезного. Тем не менее, во многом благодаря санитарно-эпидемиологической службе мы не становимся жертвами очередной эпидемии. Очень многие неудачи в решении тех или иных экологических вопросов объясняются, прежде всего несовершенством нашей законодательной базы. Не является исключением и область природоохранного строительства, а также обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия. Именно здесь, как возможно ни в какой из других отраслей общественных знаний, сталкиваются социальные и экономические противоречия, не оговоренные законодательными или иными нормативными документами. Да, и понятное дело - на каждую конкретную проблему отдельного закона не создашь.
Тем более не может существовать унифицированных методов и подходов к этим вопросам: каждый регион, каждая территория обладают специфическими, присущими только им особенностями.
Например, как обеспечить экологическую и гигиеническую безопасность и соблюдение достаточно жестких федеральных нормативов на сброс сточных вод в водоемы, когда уже существующие фоновые концентрации находятся либо на уровне ПДК, либо превосходят нормативы?
Так по существующему законодательству в ряде районов Санкт-Петербурга из-за значительного фонового загрязнения атмосферного воздуха следует запретить жилищное строительство. Однако российское законодательство все же предполагает возможность разработки системы так называемого регионального нормирования. Согласно Законам "Об охране окружающей среды в РФ" (1991) и
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в Российской
Федерации" (1999) руководители территориальных органов Министерства экологии и Государственного санитарно-эпидемиологического надзора вправе утверждать региональные нормативы качества факторов среды обитания человека либо правила обеспечения экологической и гигиенической безопасности. Кроме того, в соответствии с Законом "О самоуправлении субъектов Федерации" администрациям этих субъектов дано право создавать и использовать региональные законы и другие нормативные акты. Следует отметить, что обязательным условием регионального нормирования является отсутствие противоречий между документами, принятыми в регионах, и федеральным законодательством. В этих условиях создаются предпосылки для решения многих экологических проблем путем регионального нормирования и законодательства.
Практика последних трех лет показала положительный опыт в этом направлении.
Например, разработаны и эффективно действует целый ряд нормативных документов в нашем регионе: таких как "Правила охраны почв в Санкт-
Петербурге", "Правила сбора, транспортировки и утилизации осадков коммунальных очистительных сооружений канализации", "Правила производства, испытаний и реализации бытовых устройств водопроводной воды" и другие. В настоящее время в стадии разработки находится региональные законы Санкт-
Петербурга, касающиеся экологии. К недостаткам существующей системы следует отнести полное отсутствие координации городских и федеральных органов в области регионального нормирования. По идее вначале следовало бы определить систему регионального нормирования в целом, а затем, сообразуясь с приоритетными задачами, заполнять ее конкретными правовыми актами.

Культурный уровень нашего населения, а вернее, его отсутствие, не позволяет ему должным образом поддерживать цивилизованный уровень жизни, чистоту на улицах, рынках, вокзалах и т.д. Не зря у нас с иронией рассказывают, что немцы улицы с мылом моют.., вот поэтому и ездят на хороших машинах, и уровень жизни у них соответствующий. А у нас выбросить мусор из окна машины, поезда или просто дома ничего не стоит.
Так что законодательство в этом направлении следует разрабатывать, ужесточать и может быть, что-то изменится в головах.
. Сегодня на разных уровнях ведется разработка множества компьютерных программ, не совместимых между собой, решающих одни и те же отдельные узкие задачи. Каждый сам по себе пытается провести анализ влияния того или иного фактора на популяцию. Действие физических и химических факторов на ряд патологий оцениваются без учета биологической природы заболевания, без использования методов и методологии эпидемиологии. Нет структурного подразделения, координирующего проведение компьютерных разработок с учетом знаний всех специалистов. Это ведет к несогласованности действий лечебной службы, санитарно-гигиенического и эпидемиологической направлений.
Создающиеся на отдельных территориях раковые регистры не использует отечественный опыт по регистрации инфекционных больных. В работе онкологических учреждений отсутствует профилактическая направленность.
Многое онкологи не имеют представления о имеющихся сегодня средствах и способах профилактики онкологических заболеваний. Ими не проводится пропаганда иммунизации против гепатита В, не пропагандируется здоровый образ жизни, информация о вреде курения. Недостаточно используется накопленный опыт развитых стран в пропаганде здорового образа жизни, в формировании общественного мнения здорового образа жизни. Не достаточно активно в этом плане работают и Центры Государственного санитарно- эпидемиологического надзора. В Российской Федерации как на национальном, так и на региональных уровнях до сих пор не запрещена реклама сигарет, не запрещено курение в общественных местах, медицинских учреждениях.
Информация о курении не включена в анкеты при приеме на работу.
Руководители здравоохранения, врачи на собственном примере не убеждают население отказаться от курения. Контроль за снижением влияния данного фактора не проводится. Травматизм, анализ причин и профилактика еще не стали разделом деятельности ЦГСЭН. Не анализируется влияние социальных и психических факторов на формирование отдельных видов патологии. Таким образом необходимо:

Создать аналитическую структурную единицу в рамках центров

Государственного санитарно-эпидемиологического надзора, позволившую всесторонне оценить влияние отдельных факторов на формирование патологии на популяционном уровне

Упорядочить потоки информации. Для анализа неинфекционной патологии необходимо использовать методы и методологию эпидемиологии, представляющую собой цельную науку и использующую законы диалектики и формальной логики.

Для оценки состояния здоровья населения разработать и использовать количественные критерии оценки здоровья и процент влияния различных факторов на формирование той или иной патологии

Создать медицинскую корпоративную компьютерную сеть, которая позволит оценить степень влияния различных факторов на формирование той или иной патологии

Практическое использование мирового опыта в пропаганде и формировании здорового образа жизни.

1.Введение
2.Виды надзора.

Государственный надзор
3.Содержание и управление.
4.Основные функции надзора.

Полномочия должностных лиц.
5.Ведомственный надзор.
6.Заключение.
7.Список использованной литературы.

Список использованной литературы.

А.П.Алехин, А.А.Кармолицкий, Ю.М. Козлов

«Административное право Российской Федерации» учебник для вузов 1996 г.
Москва «Зерцало» «Теис».
Официальный сервер Министерства здравоохранения Российской Федерации.
«О перспективах использования эпидемиологии для комплексной оценки здоровья населения» статья Е.С.Шелковой, Свердловский областной Центр санитарно-эпидемиологического надзора.2001 г.