Обжалования решений пенсионного фонда. Обжалование решения пфр

Обжалования решений пенсионного фонда в суд или жалобы на пенсионный фонд в вышестоящий орган приходится делать все чаще. К нам обращаются юридические лица, которым назначен штраф со стороны ПФ РФ, граждане, имеющие , но не получившее положительного решения от государства. Пенсионный фонд относится к государственному аппарату, и он подчиняется закону «Об обращениях граждан». Согласно данному закону должностные лица обязаны принимать требуемые меры, если граждане обращаются к ним с какими - либо жалобами или замечаниями. Наш юрист поможет, жалоба в суд на пенсионный фонд будет составлена в срок. Мы заключим соглашение об оказании юридических услуг в представлении Ваших интересов в суде, в целях отстаивания Вашего права на пенсию.

ВНИМАНИЕ : для индивидуальных предпринимателей и организаций у нас есть отдельные предложения сотрудничества по обжалованию решений пенсионного органа и иных контролирующих структур в рамках бизнеса.

Порядок обжалования решений пенсионного фонда в суд или вышестоящий орган?

Для обжалования решений пенсионного фонда требуются основания, то есть то, с чем вы не согласны. Возможно, вы считаете, что имеет место неправильное оформление решения или был нарушен порядок при вынесении решения. А может вы столкнулись с тем, что в документах отражены данные, не соответствующие реальным.

Определившись с основанием, перейдем к самой жалобе на пенсионный фонд. Рассмотрим варианты путей досудебного обращения. Итак, в случае жалобы на решение работника пенсионного фонда, можно обратиться сначала к его непосредственному начальнику, лицу, стоящему выше его по должности. Возможно, уже этот шаг поможет вам в решении вашего вопроса. Как показывает практика, именно так и происходит на деле, и жалоба остается удовлетворенной. Поэтому желательно не обходить вниманием такую возможность, которая поможет вам сэкономить ваше время и нервы. Саму жалобу нужно подать в письме, в бумажной или электронной форме. Обращаться необходимо не позднее трёх месяцев после того дня, как было обнаружено соответствующее нарушение. Хотя предусмотрено продление срока подачи в случае уважительной причины. В качестве обоснования прикрепите копии самих документов. В ответ вам должны дать подтверждение, что жалоба принята к рассмотрению. Вне зависимости от итогов рассмотрения, решение принимается в течение месяца, полтора. Вы получаете ответ в письменной форме или на вашу электронную почту.

Что делать при очередном отказе? Срок обжалования решения пенсионного фонда:

При несогласии с начальником отдела обращаемся к лицу, возглавляющему местный пенсионный фонд. Если необходимо имеете право обратиться в областной, затем региональный фонд, вплоть до федерального уровня. Вы можете принести жалобу в письменном виде лично, можно отправить через обычную почту, также она может быть отправлена через электронную почту соответствующему органу. При подаче любым из указанных способов ваше обращение не противоречит правилам подачи, описанным в законе. Вам должны ответить в течение месяца.

Полученное решение вы с полным правом можете обжаловать в суде через жалобу на пенсионный фонд. Срок обжалования решения пенсионного фонда общий и составляет три года с момента нарушения Вашего пенсионного права. При обжаловании решения пенсионного фонда в суд госпошлина 300 рублей. Нужно направить исковое заявление с изложением всех обстоятельств дела и указанием своих требований. Обязательно приложите все копии необходимых документов. Наш адвокат станет Вашим помощником в борьбе с пенсионным фондом.

Можно ли как-то решить проблему путем уменьшения штрафа за несвоевременную сдачу отчета?

Если у вас возникла проблема с просрочкой подачи СЗВ-М, ожидайте уведомления о необходимости уплаты суммы накладываемых за опоздание отчетности штрафных санкций в размере 0,5 на одного работника. Некоторые совершившие данное нарушение участники бизнеса пытаются писать в ПФР письма, в которых описывают различные смягчающие обстоятельства:

  • возникновения проблемы с отчетностью в первый раз;
  • не имели умысла;
  • не был нанесен в результате данной просрочки ущерб бюджету и пр.

Все это могло сработать в той или иной мере до вступления в силу ФЗ №212. Ранее обжалование штрафов пенсионного фонда осуществлялось на основе положений Налогового Кодекса РФ прописанных в ст.112 и 114.

В ту пору вопроса, как оспорить штраф пенсионного фонда, не возникало, так как в статьях НК РФ были четко прописаны основания снижения арбитражным судом проблемы или полной отмены штрафа за просрочку отчетности ПФР. Даже наличия одного из перечисленных смягчающих обстоятельств было достаточно для снижения в два раза суммы наложенного штрафа.

В сегодняшних условиях суд не принимает к рассмотрению положения НК, судья при вынесении решения ориентируется на ФЗ №212 и №27, в которых совершенно не указано каким образом и при каких обстоятельствах можно смягчить или отменить наказание за просрочку отчетности ПФР. Сам пенсионный фонд не имеет никаких прав уменьшения сумм штрафных выплат.

Оставьте все формулировки для написания встречного искового заявления о признании недействительным решения пенсионного фонда. Писать какие-либо объяснения и письма-возражения с признанием вины, аргументацией ситуации и просьбами о смягчении штрафных санкций в структуру Пенсионного Фонда совершенно бесполезно. Все будет решаться в суде.

Документ утратил силу или отменен

Приказ Минтруда России от 18.11.2013 N 673н (ред. от 09.12.2016) "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по бесплатному информированию плательщиков страховых взносов о...

V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений

и действий (бездействия) ПФР, территориального органа

ПФР, предоставляющих государственную услугу,

а также их должностных лиц

67. Заявитель вправе подать жалобу на действие (бездействие) ПФР, территориального органа ПФР, предоставляющих государственную услугу, а также их должностных лиц (далее - жалоба) в письменной форме, в том числе при личном приеме, или в электронном виде.

68. Жалоба должна содержать:

а) наименование органа, предоставляющего государственную услугу (ПФР, территориальный орган ПФР), фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица ПФР, территориального органа ПФР, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

б) фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;

в) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) ПФР, территориального органа ПФР, их должностных лиц;

г) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) ПФР, территориального органа ПФР, их должностных лиц. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

69. В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

а) оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);

б) оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя (при наличии печати) и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);

(в ред. Приказа Минтруда России от 09.12.2016 N 723н)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

70. Прием жалоб в письменной форме осуществляется ПФР, территориальным органом ПФР в месте предоставления государственной услуги, многофункциональным центром.

Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте либо в электронном виде.

В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

71. В электронном виде жалоба может быть подана заявителем посредством:

а) официального сайта ПФР;

б) Единого портала.

72. При подаче жалобы в электронном виде документы, указанные в пункте 69 Административного регламента, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документа, удостоверяющего личность заявителя, не требуется.

73. Жалобы на решение и (или) действие (бездействие) ПФР, его должностного лица, а также на решение и (или) действие (бездействие) ПФР, территориального органа ПФР, его должностного лица рассматриваются ПФР. Жалобы на решение и (или) действие (бездействие) должностного лица территориального органа ПФР могут рассматриваться руководителем территориального органа ПФР.

74. В случае если в компетенцию ПФР, территориального органа ПФР не входит принятие решения по жалобе, поданной заявителем, то в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации ПФР, территориальный орган ПФР направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

75. Жалоба может быть подана заявителем через многофункциональный центр. При поступлении жалобы многофункциональный центр обеспечивает ее передачу в территориальный орган ПФР в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и территориальным органом ПФР, предоставляющим государственную услугу, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

76. Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

а) нарушение срока регистрации жалобы;

б) нарушение срока предоставления государственной услуги;

в) требование представления заявителем документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;

г) отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;

д) отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

е) требование внесения заявителем при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;

ж) отказ ПФР, территориального органа ПФР, их должностных лиц в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

77. В ПФР, территориальных органах ПФР определяются уполномоченные на рассмотрение жалоб должностные лица, которые обеспечивают:

а) прием и рассмотрение жалоб;

б) направление жалоб в уполномоченный на их рассмотрение орган в случае, если в компетенцию ПФР, территориального органа ПФР не входит принятие решения по таким жалобам.

78. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2011, N 49, ст. 7061; 2012, N 31, ст. 4322), или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, направляет соответствующие материалы в органы прокуратуры.

79. ПФР, территориальные органы ПФР обеспечивают:

а) оснащение мест приема жалоб;

б) информирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) ПФР, территориальных органов ПФР, их должностных лиц посредством размещения информации на стендах в местах предоставления государственных услуг, на официальном сайте ПФР, на Едином портале;

в) консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) ПФР, территориальных органов ПФР, их должностных лиц, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме;

г) заключение соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами и территориальными органами ПФР в части осуществления многофункциональными центрами приема жалоб и выдачи заявителям результатов рассмотрения жалоб.

Территориальные органы ПФР ежеквартально обеспечивают формирование и представление в ПФР отчетности о полученных и рассмотренных жалобах (в том числе о количестве удовлетворенных и неудовлетворенных жалоб).

80. Жалоба подлежит обязательной регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления в ПФР и (или) его территориальный орган.

81. При обращении заявителей с жалобой в письменной форме или в форме электронного документа срок ее рассмотрения не должен превышать пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа ПФР, территориального органа ПФР, должностных лиц ПФР и территориальных органов ПФР в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

82. По результатам рассмотрения жалобы в соответствии с частью 7 статьи 11.2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ принимается решение:

а) удовлетворить жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных ПФР, территориальным органом ПФР, предоставляющим государственную услугу, опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в иных формах;

б) отказать в удовлетворении жалобы.

Указанное решение принимается в форме акта ПФР, территориального органа ПФР.

При удовлетворении жалобы ПФР, территориальный орган ПФР принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

83. Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется заявителю не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме.

84. В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

а) наименование органа, предоставляющего государственную услугу (ПФР, территориальный орган ПФР), рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;

б) номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;

в) наименование заявителя - юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя - физического лица;

г) основания для принятия решения по жалобе;

д) принятое по жалобе решение;

е) в случае, если жалоба признана обоснованной, - сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;

Сегодня, когда количество юридических лиц постоянно растет и гражданам максимально упрощен порядок для открытия своего собственного дела , на фоне огромного количества юридических лиц, государственные налоговые органы, в т.ч. территориальные органы ПФР в виду "дыр" в своем бюджете, в гигантском количестве выносят "незаконные" решения о привлечении налогоплательщиков и плательщиков страховых взносов к ответственности, предусмотренной Федеральным законодательством и взыскании недоимки и штрафов, пользуясь тем что у подавляющего количества юридических лиц нет в штате или на абонентском обслуживании юриста , который бы защитил их законные права в суде . Об этом свидетельствует большое количество звонков с такими проблемами.

Сегодня мы попытаемся разобраться, на что обратить внимание при подобных незаконных действиях органов ПФР и какие меры предпринять.

При разрешении споров налогоплательщиков фискальные сборы по основным категориям споров установлен обязательный досудебный порядок обжалования ненормативных актов. Указанный порядок призван способствовать наиболее быстрому и эффективному разрешению возникших споров, а также способствовать уменьшению нагрузки на суды, т.к. в соответствии со ст. 2 АПК РФ, задачами судопроизводства в арбитражных судах, среди прочего являются содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

С 1 января 2009 года вступила в силу норма п. 5 ст. 101.2 НК РФ , в которой закреплено, что только решение о привлечении (или решение об отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит обязательному досудебному урегулированию в вышестоящем налоговом органе. Только после этого налогоплательщик имеет право обжаловать это решение налогового органа в судебном порядке. Обязательный порядок досудебного урегулирования распространяется только на решения, которые были названы. Все остальные споры об обжаловании ненормативно правовых актов государственных органов не носят обязательного требования досудебного разбирательства (кроме случаев, прямо предусмотренных законом), хоть этот порядок и рекомендуется судами в качестве профилактики разрешения конфликта без участия суда в разбирательстве по делу. Мы же, учитывая специфику рассмотрения подобных дел, рекомендуем все же обжалование подобных незаконных решений руководителю вынесшего подобное решение органа , и если позволяют сроки в вышестоящую организацию, так как законом предоставлен относительно короткий срок для судебного обжалования - 3 месяца, который является в силу своей правовой природы императивным и восстанавливается только в силу уважительных обстоятельств в суде . В этот период нужно успеть написать жалобу в территориальный орган, вынесший решение, дождаться ответа, который, как правило готовится в течение 30 дней. Не забудьте добавить сроки на доставку корреспонденции. В среднем на одну жалобу вы потратите около 40 дней. Стоит заметить, что нередки случаи, когда государственные органы отменяют свои решения, однако процент таких отмен невысокий. С точки зрения судебных инстанций, использование досудебного урегулирования вопроса является плюсом при разрешении ситуации в суде.

Итак, мы определились, что обжаловать государственный ненормативный акт ПФР в досудебном порядке не обязательно, но рекомендуется при вынесении судом решения по делу на основании ст. 2 АПК РФ. Кроме того, обжалование в вышестоящие органы незаконного решения является уважительным признаком при разрешении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на обжалование. Указанный вывод соответствует позиции ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ № 8815/07 от 20.11.2007 г., однако не все судьи применяют данную позицию в своих решениях, тем более стоит учесть, что могут быть и возражения второй стороны, которые будут играть определяющее значение в исходе дела.

Теперь давайте рассмотрим что есть камеральная проверка.

Камеральная налоговая проверка - это одна из форм налогового контроля (контроля за правильностью оплаты и предоставления (страховых взносов) (абз. 2 п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 87 НК РФ либо ст. 33 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"). Целью камеральной и выездной проверок является контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Камеральная проверка начинается после представления в ПФР или ИФНС декларации или расчета (далее - отчетность). Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Таким образом, налоговики обязаны провести камеральную проверку на основании любой представленной налоговой декларации (расчета). Данный вывод подтверждается п. 2 ст. 88 НК РФ, а так же Постановлением Президиума ВАС РФ от 20.03.2007 N 16086/06.

Давайте посмотрим как выглядит акт камеральной проверки ПФР.

Согласно пункту 6 Требований к составлению акта камеральной проверки (Приложение № 25 к Приказу Минздравсоцразвития России № 957Н от 07.12.2009 г. «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов»), описательная часть акта камеральной проверки должна содержать: сведения о выявленной недоимке по страховым взносам, сведения о документально подтвержденных фактах нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выявленных в ходе камеральной проверки.

Теперь давайте взглянем на незаконное (обжалуемое) решение о привлечении к ответственности ПФР за непредставление сведений по страховым взносам:

В нарушение пункта 9 статьи 39 Федерального закона № 212-ФЗ в спорном решении территориального ПФР от 10.07.2013 г. не изложены обстоятельства правонарушения, совершенного привлекаемым к ответственности лицом, так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства; отсутствуют ссылки на документы, которые пенсионный орган квалифицировал как неполные либо недостоверные, по каким именно физическим лицам они представлены; отсутствует оценка данных документов; в решении содержится лишь констатация факта ошибки, допущенной обществом при предоставлении сведений, но не указывается, в чем заключается противоправность деяния и в какой форме выражена вина общества.

В соответствии со ст. 40 Федерального закона № 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность.
При этом в силу ст. 40, 42 Закона № 212-ФЗ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушения, в том числе при отсутствии события вменяемого правонарушения, а также отсутствии вины лица в совершении правонарушения.

Материалы вышеуказанного дела не содержат каких-либо данных об установлении и исследовании фондом при рассмотрении акта камеральной проверки от 01.06.2013 г. обстоятельств, поименованных в статьях 39, 42, 43 Федерального закона № 212-ФЗ. В частности, из решения не усматривается, каким образом и на основании каких конкретно первичных документов, явившихся предметом проверки, установлено событие правонарушения.
Приведенное выше решение вынесено ПФР по установленной форме, эта форма имеет определенные графы. Заполнение мотивировочной части решения имеет существенный и важный характер. В этой части должно быть указано выявленное фондом нарушение и ссылки на доказательства чем это подтверждается. Ввиду изложенного допущенные нарушения являются существенными, носят неустранимый характер и свидетельствуют о необоснованности решения.

Такое решение может быть признано в суде недействительным в виду вышесказанного. В связи с увеличением количества подобных актов государственных органов нельзя игнорировать подобные нарушения и наши специалисты рекомендуют обращаться за защитой своих прав в судебные органы.

Наши юристы помогут оформить надлежащее заявления в суд,

Рассмотрим вопрос непредставления сведений в ПФР в связи со сменой юридического адреса. Ситуация: после смены адреса юридического лица ПФР не принял отчеты по РСВ в электронной виде через программный комплекс Контур Экстерн от такой организации, хотя они были направлены и получены территориальным органом ПФР.

Согласно ч. 10 ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ от т 24.07.2009 г. страхователи представляют расчеты, указанные в части 9 настоящей статьи, в орган контроля за уплатой страховых взносов по установленным форматам в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ № 553 от 07.07.2011 г. «О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов» установлено, что заявления и иные документы, необходимые для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, представляемые в форме электронных документов (далее – заявления и иные документы) оформляются в соответствии с требованиями к форматам заявлений и иных документов, установленными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с разделом 11 Технологии обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота ПФР, утвержденной Распоряжением Правления ПФР № 190р от 11.10.2007 г. установлено, что Страхователь (плательщик страховых взносов) осуществляет для представления сведений по телекоммуникационным каналам связи следующие действия в совокупности и совместно: заключает договор с поставщиком услуг УЦ, СКЗИ, программного продукта для представления сведений о застрахованных лицах в орган ПФР по телекоммуникационным каналам связи; создает условия для архивного хранения электронных документов; генерирует закрытый и открытый ключи; получает сертификат ЭЦП в УЦ; направляет в Отделение ПФР заявление о подключении к электронному документообороту (по установленному образцу); заключает Соглашение об обмене электронными документами в СЭД ПФР по телекоммуникационным каналам связи. ЗАМЕТИМ, что распоряжение ПФР является нормативным актом ПФР с соответствующими правовыми последствиями. Иного порядка перехода на представление документов, по телекоммуникационным каналам связи действующее законодательство не предусматривает.

В рассматриваемом случае заявитель состоит на учёте в Управлении № 1 ГУ-ГУ ПФР № 4 по г. Москве и Московской области с 14.09.2010 г., что подтверждается соответствующим Уведомлением от 14.04.2011 г. Новое соглашение заключено только 28.02.2013 г.
Таким образом, учитывая особенности представления сведений по телекоммуникационным каналам связи, пенсионный фонд обоснованно не принял 15.11.2012 г. отчет по форме РСВ-1 за III квартал 2012 года.

По мнению судьи Арбитражного суда г. Москвы Шевелевой, сам по себе факт представления страхователем сведений в электронном виде не может рассматриваться как факт надлежащего и своевременного представления сведений, поскольку сведения представленные в территориальное подразделение ПФР не по месту учёта не могут считаться, как представленные надлежащим образом, с учётом ч. 9 ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ. С мнением судьи сложно согласиться, так как с другой стороны, действующее законодательство РФ не обязывает организацию в связи со сменой регистрационного номера в ПФР заключать с территориальным органом ПФР новое соглашение об обмене электронными документами в системе электронного документооборота ПФР или предпринимать меры для внесения в текст уже заключенного соглашения изменений. В соответствии с положениями статей о непредставлении сведений в ПФР по страховым взносам Федерального закона №212-ФЗ от 17.07.2009 наказуемым является факт непредставления таких сведений либо предоставление их с нарушением срока. В данном случае сведения были представлены в срок, а ПФР получил эти сведения, однако в силу программных особенностей не смог их распознать. Вместе с тем о необходимости заключения нового соглашения говорится в Постановлении ФАС Центрального округа от 25.12.2012 №А48-1911/2012 . В нем указывается, что если нового соглашения не будет заключено, то организация, сменившая адрес, может быть не найдена в базе данных территориального ПФР. Однако главным фактом, подтверждаемым Постановлением ФАС в 2012 году является то, что суд не усмотрел вины организации в не заключении нового соглашения, а следовательно и ответственности такой организации во вменяемом правонарушении не имеется.

Вывод: Любое решение государственного органа обжалуется в судебном порядке при установленном императивном сроке на такое обжалование. Судебная практика по подобным, даже очень похожим делам, неоднозначна. Однако это не мешает и не лишает права на обращение в суд за защитой своего права. Такой орган как ПФР ,ИФНС либо иной гос. орган всегда будут рассчитывать на истину в выносимых ими решениях, будь то незаконный отказ в назначении досрочной пенсии по старости в связи с недостаточностью специального стажа (ПФР), либо отказ в государственной регистрации при реорганизации юр. лица из за мнимых оснований с целью предотвратить присоединение юридических лиц (ИФНС) , либо же ситуацию, описанную выше. Грамотно составленный документ и обращение в вышестоящий государственный орган поможет отменить такое решение в предусмотренных законом случаях.



1. Обжалование решений ПФР. Какие решения можно оспорить.

Итак, бывают ситуации, когда решения Пенсионного фонда являются незаконными, это может происходить и из-за человеческого фактора, ведь в ПФР работают люди, которые иногда могут и ошибаться. Но, согласно закона решения пенсионного фонда могут быть обжалованы как юридическими лицами, так и гражданами, чьи права нарушены тем или иным решением ПФР.
Юридические лица сталкиваются чаще всего с решением Пенсионного фонда о наложении штрафа за сданный не вовремя отчёт СЗВ-М, который включает в себя сведения о застрахованных лицах, являющихся работниками данного юридического лица.
Граждане оспаривают решения ПФР об отказе в назначении досрочной пенсии , о назначении трудовой пенсии, об отказе в назначении пенсии , о выплате пенсии, об в отказе выплате невыплаченной пенсии и другие решения, касающиеся назначения и выплаты пенсии.

2. Порядок обжалования решений пенсионного фонда.

Теперь рассмотрим порядок обжалования решений ПФР.
По сложившей практике следует начинать процедуру с обращения в вышестоящий орган Пенсионного фонда. Необходимо направить письменную претензию, в которой необходимо изложить свои доводы относительно принятого отделом ПФР решения с ссылками на законодательные акты, подтверждающие незаконность решения.
Следует отметить, что такой способ - досудебный, может быть применён только гражданами, или индивидуальными предпринимателями.
Юридическим лицам, которые хотят обжаловать решение ПФР, необходимо сразу обращаться в Арбитражный суд, так как исковые заявления субъектов хозяйственной деятельности рассматриваются именно там.
Сроки обжалования также установлены: в случае обжалования решения в вышестоящем органе Пенсионного фонда на это отводится 15 дней, для обращения в суд отведено 3 месяца.
Скорее всего, вышестоящий орган ПФР также ответит отказом, но доводы, изложенные в ответе на претензию, понадобятся для рассмотрения иска в суде.
Отметим, что как и досудебный порядок, так и судебный порядок оспаривания решений пенсионного фонда требует знаний пенсионного законодательства, определённой подготовки, как в составлении документов, так и оперативного реагирования на полученный отказ, да и просто опыта в таких делах. Поэтому, лучше всего, решение таких вопросов доверить опытным юристам, знакомым со всеми нюансами и юридическими тонкостями оспаривания решений ПФР.

3. Обжалование решений ПФР в судебном порядке.

В судебном порядке обжалование решений ПФР проводится следующим образом:

  1. Для граждан и индивидуальных предпринимателей - подаётся исковое заявление в суд общей юрисдикции по месту нахождения отдела пенсионного фонда, чьё решение обжалуется. Необходимо заплатить госпошлину в размере 300 рублей. К исковому заявлению прикладывается ответ ПФР, если имела место быть попытка досудебного урегулирования спора, и все документы, подтверждающие доводы истца и незаконность принятого пенсионным фондом решения.
  2. Для юридических лиц, как субъектов хозяйственной деятельности, - исковое заявление подаётся в Арбитражный суд.

Если суд признает доводы истца обоснованными, то суд не только отменит незаконное решение ПФР, но и обяжет восстановить нарушенное незаконным решением право. Конечно, требование об этом должно содержаться в исковом заявлении, и не лишним будет добавить: от того, как составлено исковое заявление, часто зависит исход дела!

При достижении определенного возраста большинство из нас выходит на пенсию. Это своего рода плата государства за трудовые заслуги.

Однако для того, чтобы претендовать на положенные выплаты, работодатели должны делать в пользу работника страховые взносы. В противном случае они взыскиваются принудительно.

И тогда предприятию остается лишь один выход обжалование решения Пенсионного фонда о взыскании недоимки и штрафов по страховым взносам. Итак, как отметить решение ПФР?

В этой статье:

Признание недействительным решения ПФ о взыскании недоимки

Решение Пенсионного фонда о взыскании недоимки является тем официальным документом, на основании которого плательщику начисляются не оплаченные вовремя страховые взносы, пеня, и штрафные санкции.

В случае, когда эти суммы не уплачиваются добровольно, то запускается механизм их взыскания в судебном порядке по особой процедуре.

Однако не всегда начисления этих сумм является бесспорным и правомерным. Поэтому всегда есть возможность обжалования решения Пенсионного фонда. Наиболее правильным способом будет признание недействительным решения Пенсионного фонда о взыскании недоимки по страховым взносам.

Порядок обжалования

Куда же подавать жалобу на действия ПФР?

Как и в случае с любым другим актом государственного органа, признание недействительным решения ПФ о взыскании недоимки возможно двумя способами.

Первый из них заключается в обращении с жалобой в орган Пенсионного фонда, расположенный на ступеньку выше.

Второй предусматривает подачу в суд заявления о недействительности указанного решения путем его оспаривания в арбитражный суд.

В какой срок можно оспорить

При выборе пути действий стоит принимать во внимание ряд факторов, например срок обжалования решений Пенсионного фонда .

  1. В частности, для подачи жалобы в вышестоящий орган отводится 3 месяца. За это время нужно написать письмо в ПФР об отмене штрафа.
  2. В случае, когда плательщик взносов будет искать правду в суде, то срок обжалования решений Пенсионного фонда также составит 3 месяца.

Обратите внимание! Срок обжалования акта проверки ПФР в вышестоящую инстанцию составляет 3 месяца ст. 17 ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования”. Срок обжалования в арбитражный суд составляет 3 месяца с того дня когда лицо узнало о своих нарушенных правах. Если срок пропущен его можно восстановить!

Каждый из двух предложенных вариантов обжалования решений Пенсионного фонда предполагает определенный объем подготовительной работы. Так, следует в обязательном порядке досконально изучить нормативную базу и сделать собственный подсчет взыскиваемых платежей.

Готовим жалобу на решение ПФР

Заявление о признании недействительным решения Пенсионного фонда о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов подается в арбитражный суд, с учетом действующего законодательства.

Если предприятие или индивидуальный предприниматель решили осуществить признание недействительным решения Пенсионного фонда о взыскании недоимки по страховым взносам в судебном порядке, то руководствоваться необходимо следующим.

Порядок обжалования решения Пенсионного фонда предполагает, что в суд по месту нахождения ответчика подается не привычный всем иск, а заявление о признании недействительным решения Пенсионного фонда о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

Заявление должно содержать в себе следующие данные :

  1. Информацию о предприятии (предпринимателе) и органе Пенсионного фонда.
  2. Реквизиты обжалуемого документа (номер, дату и взыскиваемые суммы).
  3. Суть нарушений прав и интересов юридического лица (предпринимателя).
  4. Правовое обоснование незаконности обжалуемого решения.
  5. Просьбу признать обжалуемое решение недействительным.

Данное заявление оплачивается госпошлиной в сумме 3000 рублей для юридических лиц и 300 для индивидуальных предпринимателей. Законодательство отводит суду для рассмотрения всех материалов срок, не превышающий 3-х месяцев.

При удовлетворении иска суд вынесет решение, предметом которого будет признание недействительным решения Пенсионного фонда о взыскании недоимки по страховым взносам.

Пример заявления об оспаривании решения ПФР

[Наименование арбитражного суда, в который подается заявление]

Заявитель: Индивидуальный предприниматель

[Ф. И. О. и место регистрации]

[Территориальный орган Пенсионного фонда РФ]

Заявление
о признании недействительным решения пенсионного фонда о взыскании

недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов

[Дата] [Ф. И. О.] был(а) зарегистрирован(а) в качестве индивидуального предпринимателя и состоит на налоговом учете в [наименование налогового органа], ОГРН [вписать номер] (далее – Индивидуальный предприниматель).

Индивидуальный предприниматель зарегистрирован(а) в Государственном учреждении – Управлении Пенсионного фонда (далее – Пенсионный фонд) в качестве страхователя за регистрационным номером [вписать номер].

[Дата] Пенсионный фонд направил в адрес индивидуального предпринимателя требование [дата, номер] об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов индивидуальным предпринимателем-страхователем.

В соответствии с указанным требованием Индивидуальному предпринимателю было предложено в добровольном порядке в срок до [число, месяц, год] уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период [год] в размере [сумма] руб., в том числе страховая часть трудовой пенсии – [сумма] руб. и накопительная часть трудовой пенсии – [сумма] руб. Указанное требование Индивидуальным предпринимателем исполнено не было.

[Дата] Пенсионный фонд вынес решение [номер решения] о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с индивидуального предпринимателя-страхователя в размере [сумма] руб.

Указанное решение считаю незаконным и необоснованным по следующим основаниям: [вписать нужное].

Таким образом, оспариваемое решение Пенсионного фонда не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и нарушает права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прошу:

1) Решение Пенсионного фонда [дата, номер] о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в размере [сумма] руб. признать недействительным.

2) Приостановить действие оспариваемого ненормативного правового акта до вступления судебного решения по настоящему делу в законную силу.

Приложение:

1) Уведомление о вручении копии заявления Пенсионному фонду.

2) Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

3) Копия требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

4) Копия Решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

5) Копия свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

[Дата] [Ф. И. О., подпись предпринимателя]