Прекращение допуска к государственной тайне. Как оформить? Лишение допуска к гостайне За что лишают допуска к гостайне

В конце прошлого года наша организация получила лицензию на допуск к проведению работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Сотрудники начали работать с режимными сведениями. Сейчас появилась необходимость прекратить допуск к гостайне одного работника. Нормативными актами предусмотрено, что допуск к таким сведениям обязательно отражается в трудовом договоре и в приказе. А вот об оформлении прекращения допуска ничего не сказано. Возник вопрос: всегда ли прекращение допуска к гостайне должно отменяться приказом? Нужно ли при этом вносить изменения в трудовой договор?

Порядок допуска работника к государственной тайне в общих чертах установлен в Законе РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее - Закон о гостайне ) и (далее - Инструкция о допуске к гостайне ), а также в Разъяснениях о порядке выплаты ежемесячных процентных надбавок гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 19.05.2011 № 408н (далее - Разъяснение о выплате надбавок ).

Однако, действительно, ни в одном нормативном правовом акте не установлен порядок оформления прекращения допуска к гостайне. Представляется, что в зависимости от причин прекращения допуска к гостайне порядок его оформления может быть разным.

ИМЕЙТЕ В ВИДУ

Прекращение допуска к гостайне может происходить и по инициативе работника

Разбирая причины прекращения допуска к гостайне, приходим к выводу, что такое прекращение может быть как по инициативе работодателя, так и по инициативе самого работника, допущенного к работе со сведениями, составляющими гостайну. Имейте в виду, что в нормативных правовых актах отсутствуют условия прекращения допуска к гостайне по инициативе работника, но, учитывая то, что допуск к гостайне граждан РФ осуществляется в добровольном порядке, прекращение допуска также может осуществляться в добровольном порядке, т. е. по инициативе работника (ст. 21 Закона о гостайне) . Давайте рассмотрим варианты прекращения допуска к государственной тайне в зависимости от того, кто является его инициатором.

Прекращение допуска по инициативе работодателя

Допуск работника к государственной тайне может быть прекращен на основании решения работодателя (ст. 23 Закона о гостайне) .

Это происходит в следующих случаях.

Случай 1. Однократное нарушение обязательств, связанных с защитой государственной тайны, которые отражаются в трудовом договоре.

Наша справка

Допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан (работников) на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений.

Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица (работника) со сведениями, составляющими государственную тайну.

Допуск к гостайне завершается оформлением трудового договора и приказа о доступе работника на постоянной основе к работе со сведениями, составляющими государственную тайну.

Содержание таких обязательств разрабатывается режимно-секретным подразделением и включает, как правило, обязанность соблюдать требования законодательства РФ о государственной тайне, согласие на временное ограничение прав, обязанность информировать кадровое подразделение организации об изменениях в анкетных и автобиографических данных и о возникновении оснований для отказа в допуске к государственной тайне, в том числе оформление работником и (или) его близкими родственниками документов для выезда на постоянное жительство в другие государства, и т. д.

Случай 2. Признание судом работника недееспособным, ограниченно дееспособным, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления.

Получение работодателем решения суда, в котором работник ограничен в дееспособности или признан недееспособным (ст. 284, 285 Гражданского процессуального кодекса РФ) является основанием для принятия руководителем организации или органами безопасности решения о прекращении допуска к государственной тайне.

Случай 3. Сообщение работником заведомо ложных анкетных данных, которые были представлены во время оформления допуска к гостайне, а их ложность была установлена после допуска работника к сведениям, составляющим гостайну.

ИМЕЙТЕ В ВИДУ

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает работника от взятых им обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну

Во всех перечисленных случаях решение о прекращении допуска работника к государственной тайне оформляется записью в учетной карточке (форма 1), а также изданием приказа о прекращении допуска работника к государственной тайне. Унифицированной формы такого приказа нет, поэтому он издается в произвольной текстовой форме (пример 1 ). В таком приказе следует указать причину прекращения допуска со ссылкой на источник информации, дату прекращения допуска, дату прекращения выплаты процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и т. д.

Очевидно, что если прекращение допуска к гостайне повлекло увольнение работника, то вносить изменения в трудовой договор не требуется.

Наша справка

Тяжкими преступлениями считаются преступления, наказание за которые установлены свыше 5 и не более 10 лет.

«Нахождение под следствием» означает вынесение следователем постановления о привлечении работника в качестве обвиняемого по возбужденному уголовному делу, а «нахождение под судом» начинается с момента вынесения судьей постановления о назначении судебного заседания до вынесения приговора.

В случае, когда прекращение допуска повлекло необходимость перевода его на должность, не предусматривающую наличие допуска к государственной тайне, то одновременно с изданием приказа о прекращении допуска к гостайне оформляется дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором, кроме изменений, вызванных переводом на новую должность, указываются изменения, связанные с прекращением допуска к гостайне (пример 2 ).

Случай 4. Расторжение с работником трудового договора или перевод на другую работу, когда увольнение или перевод не вызваны прекращением допуска к гостайне.

ВЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ

Решение о прекращении допуска к гостайне может быть обжаловано работником в вышестоящей организации и (или) в суде

И здесь необходимо одно уточнение. Действие допуска таких работников прекращается, если на них в течение шести месяцев не затребованы учетные карточки (форма 1) другими организациями (п. 44 Инструкции о допуске к гостайне) .

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ…

Несколько иной порядок оформления прекращения допуска к гостайне будет в случае, если информация о возникновении обстоятельств, которые в соответствии с Инструкцией о допуске к гостайне могут послужить основанием для прекращения допуска к государственной тайне, обнаружена не работодателем (режимно-секрет- ным подразделением), а получена в виде уведомления из органа безопасности. В таком случае руководитель организации должен принять решение о возможности или невозможности дальнейшей работы сотрудника со сведениями, составляющими государственную тайну, и проинформировать о принятом решении орган безопасности.

До принятия такого решения приказом руководителя организации работник временно отстраняется от работы со сведениями, составляющими государственную тайну (п. 48 Инструкции о допуске к гостайне) . Унифицированной формы такого приказа нет, поэтому он также издается в произвольной текстовой форме (пример 3 ).

При решении вопроса о выплате временно отстраненному работнику процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, необходимо учитывать, что ни один нормативный правовой акт не предусматривает прекращение выплаты такой надбавки при временном отстранении от работы со сведениями, составляющими гостайну. Поэтому в приказе необходимо указать, что на весь период временного отстранения работника от работы выплата процентной надбавки ему сохраняется.

Если после анализа возникших обстоятельств, которые могли служить основанием для прекращения допуска к гостайне, принимается решение о возможности дальнейшей работы сотрудника со сведениями, составляющими гостайну, то временное отстранение от работы прекращается, и руководитель организации издает приказ о допуске работника к сведениям, составляющим государственную тайну, в произвольной текстовой форме (пример 4 ).

Если же принимается решение о невозможности дальнейшей работы со сведениями, составляющими государственную тайну, то в произвольной текстовой форме издается приказ о прекращении допуска работника к государственной тайне (пример 5 ).

Поэтому при увольнении или переводе этого работника на должность, не включенную в номенклатуру должностей, подлежащих оформлению на допуск к гостайне, работодатель не принимает решение о прекращении допуска к гостайне, а издает приказ о прекращении доступа работника на постоянной основе к работе со сведениями, составляющими гостайну , и выплаты соответствующей надбавки к заработной плате. Решение же о прекращении допуска работника к гостайне принимается по истечении установленных шести месяцев с проставлением соответствующей отметки в учетной карточке (форма 1) и направлением уведомления в орган безопасности.

Как видим, прекращение допуска работника к государственной тайне по инициативе работодателя может быть обусловлено как виновными действиями работника, так и иными причинами, не связанными с исполнением им должностных обязанностей. Поэтому ТК РФ предусматривает несколько оснований прекращения (расторжения) трудового договора с работником, если последнему прекращен допуск к гостайне. Подробнее о порядке оформления такого прекращения (расторжения) трудового договора с работником мы поговорим в следующих номерах журнала.

Прекращение допуска по инициативе работника

Причины, по которым работник выражает свое желание прекратить допуск к гостайне, связаны, как правило, с необходимостью (или желанием) восстановить свои права, которые были временно ограничены в связи с оформлением допуска к гостайне.

Так, работник может планировать через какое-то время выехать с семьей на постоянное место жительства за границу в другое государство. С учетом того, что срок ограничения выезда за границу, оговоренный в трудовом договоре, начинается со дня последнего ознакомления работника со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, работник захочет установить этот день как можно раньше (ст. 15 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию») .

ИМЕЙТЕ В ВИДУ

Работодатель не вправе отказать работнику, пожелавшему прекратить допуск к гостайне

Для этого работник должен написать заявление на имя руководителя организации с просьбой прекратить его допуск к гостайне с указанием причины такого решения, даты прекращения и т. д. В этом заявлении работник может изложить предполагаемые варианты продолжения трудовых отношений.

Если должность работника предполагает обязательное наличие допуска к гостайне, у сторон есть только два варианта разрешения ситуации:

Вариант 1. Перевод работника на должность, не включенную в номенклатуру должностей, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне.

Резюме

Прекращение допуска к государственной тайне во всех случаях оформляется приказом руководителя организации и, при необходимости, изменением трудового договора и должностной инструкции.

Вариант 2. Увольнение работника по п. 10. ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

Если же выполнение должностных обязанностей возможно без оформления допуска к гостайне, работник может продолжить работу на своей должности после издания работодателем приказа о прекращении его допуска к гостайне и внесения изменений в номенклатуру должностей, должностную инструкцию и трудовой договор.

Наша справка

Конституционный Суд РФ признал взаимосвязанные положения подп. 1 ст. 15 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и ст. 24 Закона о гостайне не противоречащими Конституции РФ. Эти положения предполагают, что принятие решения о временном ограничении права гражданина на выезд из РФ ставится в зависимость не только от непосредственно предусмотренных ими формальных оснований. Такое решение не может основываться на установлении одного лишь факта допуска к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне, и во всяком случае требует выяснения характера конкретной информации, к которой гражданин имел доступ в рамках своей профессиональной деятельности, и степени ее секретности, в том числе на момент обращения в уполномоченные органы в связи с предполагаемым выездом за пределы страны, а также целей выезда и других обстоятельств, наличие которых позволяет сделать вывод о необходимости применения указанного ограничения (см. постановление Конституционного суда РФ от 07.06.2012 № 14-П)

ПРИМЕР 4

Приказ о доступе работника к сведениям, составляющим государственную тайну

ПРИМЕР 5

Приказ о прекращении допуска работника к государственной тайне

.
Из формулировки данного основания для прекращения трудового договора следует, что уволить по п. 10 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ можно только сотрудника, который допущен к государственной тайне. Этот факт должен подтверждаться специальным документом. Допуск к государственной тайне оформляется в соответствии с Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне (утв. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. N 63).
Кроме того, прекращение допуска к государственной тайне должно быть оформлено в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне". Согласно положениям данного Закона прекращение допуска производится по решению руководителя органа государственной власти либо организации в случаях:
- признания работника судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождения его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличия у него неснятой судимости за эти преступления;
- наличия у работника медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, который утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;
- постоянного проживания работника и (или) его близких родственников за границей и (или) оформления указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;
- выявления в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;
- уклонения работника от проверочных мероприятий и (или) сообщения им заведомо ложных анкетных данных;
- однократного нарушения работником взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны.
Если указанные условия соблюдены, то уволить работника можно по данному основанию только в том случае, если невозможно перевести его на другую работу (вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу). На перевод сотрудник должен дать свое согласие в письменном виде.
Если подходящей работы нет или сотрудник отказался от перевода, то оформляется приказ по форме N Т-8. Основанием будет документ, в соответствии с которым прекращен допуск к государственной тайне. Последним днем работы является день прекращения допуска к государственной тайне.
В трудовой книжке, приказе об увольнении и личной карточке следует указать, что трудовой договор расторгнут в связи с прекращением допуска к государственной тайне по основаниям п. 10 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ.

Еще по теме 10. Прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска:

  1. Статья 9.5.1. Выполнение инженерных изысканий, подготовка проектной документации, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства без свидетельства о допуске к соответствующим видам работ или с нарушением минимально необходимых требований к выдаче свидетельств о допуске к соответствующим видам работ
  2. 2. Восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда

Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 июля 2014 г. N 59-АПГ14-7 Решение по делу о признании незаконным решения о прекращении допуска к государственной тайне, возложении обязанности восстановить допуск к государственной тайне, взыскании надбавки к ежемесячному денежному содержанию, которым в удовлетворении исковых требований отказано, оставлено без изменения, поскольку законом предусмотрен порядок оформления прекращения допуска к государственной тайне в связи с увольнением сотрудника, имеющего допуск к государственной тайне, из организации независимо от основания расторжения служебного контракта

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Назаровой А.М.,

судей Корчашкиной Т.Е. и Гуляевой Г.А.,

при секретаре Михейкиной Т.С.

рассмотрела в судебном заседании дело по иску Веремеенко Д.Л. к Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Амурской области

о признании незаконным решения о прекращении допуска к государственной тайне, возложении обязанности восстановить допуск к государственной тайне, взыскании надбавки к ежемесячному денежному содержанию

по апелляционной жалобе Веремеенко Д.Л. на решение Амурского областного суда от 11 апреля 2014 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Веремеенко Д.Л. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Амурской области о признании незаконным решения начальника Управления ФСКН России по Амурской области от 14 мая 2013 года о прекращении ему допуска к государственной тайне, восстановлении допуска к государственной тайне и возложении обязанности установить и выплатить надбавку к ежемесячному денежному содержанию.

В обоснование исковых требований истец указал на то, что проходил службу в органах по контролю за оборотом наркотиков с 1 июля 2003 года по 13 ноября 2012 года на различных должностях, в том числе в период с 12 декабря 2011 года по 13 ноября 2012 года занимал должность заместителя начальника Райчихинского межрегионального отделения Управления ФСКН России по Амурской области, имел допуск к государственной тайне по второй форме, непосредственно работал со сведениями, составляющим государственную тайну. С 14 ноября 2012 года был незаконно уволен со службы. По решению Благовещенского городского суда Амурской области от 21 октября 2013 года восстановлен на службе в прежней должности. 22 октября 2013 года, приступив к работе, Веремеенко Д.Л. узнал о том, что ранее оформленный допуск к государственной тайне с 14 мая 2013 года ему был прекращен.

Истец полагал, что действия и решение начальника Управления ФСКН России по Амурской области о прекращении ему допуска к государственной тайне являются незаконными, поскольку предусмотренных статьей 23 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» оснований для прекращения допуска не имелось. Кроме того, считал, что с момента восстановления на службе ему незаконно не выплачивалась надбавка к денежному содержанию за секретность в размере 20% ежемесячно.

В связи с изложенным истец просил суд признать незаконным решение начальника Управления ФСКН России по Амурской области от 14 мая 2013 года о прекращении допуска к государственной тайне по второй форме, обязать начальника Управления восстановить ему допуск, установить надбавку к ежемесячному денежному содержанию в размере 20% к должностному окладу с 21 октября 2013 года, то есть с момента восстановления на службе, и выплатить указанную надбавку за период с 21 октября 2013 года по день принятия решения по данному делу.

Ответчик исковые требования не признал, ссылаясь на то, что решение о прекращении Веремеенко Д.Л. допуска к государственной тайне по истечении 6 месяцев с момента увольнения со службы являлось правомерным. После восстановления на службе по решению суда в отношении Веремеенко Д.Л. были проведены проверочные мероприятия органами ФСБ, и с 21 января 2014 года он допущен к работе со сведениями, составляющими государственную тайну. В период с 22 октября 2013 года по 20 января 2014 года Веремеенко Д.Л. не работал со сведениями, составляющими государственную тайну, поэтому оснований для выплаты ему надбавки к должностному окладу за секретность не имелось.

Решением Амурского областного суда от 11 апреля 2014 года в удовлетворении исковых требований Веремеенко Д.Л. отказано.

В апелляционной жалобе Веремеенко Д.Л. просит об отмене указанного решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не явились, о причинах неявки не сообщили.

В связи с этим на основании ст.ст. 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для её удовлетворения и отмены решения суда, принятого в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.

Суд признал установленным, что Веремеенко Д.Л. проходил службу в органах наркоконтроля с 1 июля 2003 года по 14 ноября 2012 года. В период с 12 декабря 2011 года по 14 ноября 2012 года он занимал должность... отдела Управления ФСКН России по Амурской области. По роду служебной деятельности и должностным обязанностям имел допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.

Приказом Управления ФСКН России по Амурской области от 12 ноября 2012 года № 123-лс Веремеенко Д.Л. был уволен со службы в органах наркоконтроля с 14 ноября 2012 года по подпункту 12 пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 года № 613, в связи с однократным грубым нарушением или систематическим нарушением служебной дисциплины.

14 мая 2013 года в позицию 8 карточки формы № 1, оформленной на Веремеенко Д.Л., была внесена запись о прекращении допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, заверенная подписью начальника Управления ФСКН России по Амурской области.

На основании решения Благовещенского городского суда Амурской области от 21 октября 2013 года Управлением ФСКН России по Амурской области был издан приказ от 23 октября 2013 года № 117-лс о восстановлении Веремеенко Д.Л. в должности... отдела Управления с 15 ноября 2012 года.

Однако к работе с документами, составляющими государственную тайну, Веремеенко Д.Л. допущен не был. 22 октября 2013 года он был ознакомлен с письмом и.о. начальника Управления ФСКН России по Амурской области от 22 октября 2013 года № 12/8267, которым и.о. начальника Райчихинского МРО Управления ФСКН России по Амурской области было предписано в связи с решением от 14 мая 2013 года о прекращении Веремеенко Д.Л. допуска к государственной тайне не допускать его к сведениям, составляющим государственную тайну, до оформления допуска к государственной тайне и распоряжения начальника Управления о допуске указанного сотрудника к работам и документам по второй форме.

16 января 2014 года Управлением ФСБ России по Амурской области Веремеенко Д.Л. был оформлен допуск к работе со сведениями, составляющими государственную тайну. Приказом от 3 февраля 2014 года № 11-лс ему с 21 января 2014 года установлена надбавка к должностному окладу в размере 20% за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

Оспаривая решение начальника Управления ФСКН России по Амурской области от 14 мая 2013 года о прекращении допуска к государственной тайне, Веремеенко Д.Л. ссылался на то, что предусмотренных статьей 23 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» оснований прекращения допуска не имелось. Данная норма предусматривает возможность прекращения допуска к государственной тайне в случае расторжения трудового договора (контракта) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, однако он был уволен со службы по иным основаниям.

Разрешая спор, суд, сославшись на положения нормативных актов в области защиты государственной тайны: Закон Российской Федерации «О государственной тайне», а также Инструкцию о порядке допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. № 63 (далее - Инструкция), пришел к правильному выводу о том, что в данном случае имелись основания прекращения допуска к государственной тайне.

В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-I «О государственной тайне» законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О безопасности» и включает настоящий Закон, а также положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.

Как следует из пункта 1 Инструкции, она разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне, положения Инструкции обязательны для выполнения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, которые выполняют работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, либо намерены получить в установленном порядке лицензию на право проведения таких работ, гражданами, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять законодательство Российской Федерации о государственной тайне.

Таким образом, учитывая, что положения Инструкции в примененной судом части не были признаны незаконными в установленном законом порядке, они также обязательны для соблюдения государственными органами, выполняющими работы, которые связаны с использованием сведений, составляющих государственную тайну, как и положения Закона Российской Федерации «О государственной тайне».

В соответствии со статьей 23 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» и пунктом 15 Инструкции допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях: расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий; однократного нарушения им обязательств, связанных с защитой государственной тайны; возникновения обстоятельств, являющихся основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Согласно пункту 44 Инструкции действие допуска к государственной тайне прекращается в отношении граждан, которые переведены на должности, не предусматривающие наличие допуска к государственной тайне, уволились из организации, в том числе при расторжении трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий, закончили обучение в учебном заведении и т.п. и на которых в течение 6 месяцев не затребованы карточки (форма 1).

В силу пункта 45 Инструкции решение о прекращении допуска гражданина к государственной тайне оформляется записью в позиции 8 карточки, которая заверяется подписью соответствующего должностного лица и печатью организации.

Таким образом, в Инструкции предусмотрен порядок оформления прекращения допуска к государственной тайне в связи с увольнением сотрудника, имеющего допуск к государственной тайне, из организации независимо от основания расторжения служебного контракта. При этом запись о прекращении допуска к государственной тайне может быть сделана лишь по истечении 6 месяцев с момента увольнения.

Поскольку с 14 ноября 2012 года Веремеенко Д.Л. был уволен со службы и в течение 6 месяцев с момента увольнения из Управления ФСКН России по Амурской области его карточка о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, не была затребована, у начальника ФСКН России по Амурской области имелись основания, предусмотренные пунктом 44 Инструкции, для оформления прекращения допуска Веремеенко Д.Л. к сведениям, составляющим государственную тайну.

После восстановления Веремеенко Д.Л. на работе ответчик произвел переоформление ему допуска к государственной тайне в соответствии со ст.ст. 61, 62 Инструкции с учетом возможных изменений анкетных данных истца. В то же время порядок восстановления записи о допуске к государственной тайне ни нормами Закона Российской Федерации «О государственной тайне», ни положениями Инструкции не предусмотрен.

При таких обстоятельствах суд правомерно отказал в удовлетворении требований Веремеенко Д.Л. о признании решения начальника Управления ФСКН России по Амурской области от 14 мая 2013 года незаконным, обязании начальника УФСКН России по Амурской области восстановить Веремеенко Д.Л. допуск к государственной тайне по второй форме.

Статьей 21 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, предусмотрено установление социальных гарантий, в том числе процентных надбавок к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 года № 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны» утверждены Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, согласно которым ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе (за исключением военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и уголовно-исполнительной системы), выплачивается в зависимости от степени секретности сведений, к которым эти граждане имеют документально подтверждаемый доступ на законных основаниях.

В соответствии с названными выше Законом и Постановлением Правительства Российской Федерации Приказом ФСКН от 29 сентября 2008 года № 316 была утверждена Инструкция о выплате ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, действовавшая до 18 мая 2014 года, которая предусматривала выплату сотрудникам органов наркоконтроля надбавки в размере 20% за работу со сведениями, имеющими степень секретности «совершенно секретно». Абзацем третьим пункта 5 данной Инструкции было предусмотрено, что надбавка не выплачивается лицам, допуск которых к государственной тайне в установленном порядке прекращен.

Разрешая требования истца об обязании ответчика установить ему надбавку в размере 20% с 21 октября 2013 года и выплатить указанную надбавку за период с 21 октября 2013 года по дату принятия решения по данному делу, суд, руководствуясь перечисленными нормативными актами, пришел к правильному выводу о том, что такая надбавка выплачивается сотрудникам, имеющим оформленный в установленном порядке допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, и на которых возложена обязанность постоянно работать со сведениями, составляющими государственную тайну, в силу должностных обязанностей.

Должность... отдела Управления ФСКН России по Амурской области поименована в номенклатуре должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне.

Однако учитывая то обстоятельство, что допуск Веремеенко Д.Л. к государственной тайне был прекращен в установленном порядке, и в период с момента увольнения из органов наркоконтроля, то есть с 14 ноября 2012 года, до переоформления соответствующей формы допуска 20 января 2014 года после восстановления на работе, Веремеенко Д.Л. не работал с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, оснований для выплаты ему надбавки к должностному окладу за секретность у ответчика не имелось.

Доводы Веремеенко Д.Л. в апелляционной жалобе о том, что допуск к государственной тайне может быть прекращен лишь по основаниям, перечисленным в статье 23 Закона Российской Федерации «О государственной тайне», основаны на ошибочном толковании заявителем норм законодательства в области защиты государственной тайны и не могут являться основанием к отмене решения суда первой инстанции.

При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено, утверждения заявителя об обратном не свидетельствуют о незаконности судебного решения.

С учётом изложенного, принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:

решение Амурского областного суда от 11 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Веремеенко Д.Л. - без удовлетворения.

Обзор документа

Гражданин служил в органах наркоконтроля и имел допуск к гостайне. Он был уволен, но по решению суда его восстановили в прежней должности. Узнав, что ранее оформленный ему допуск к гостайне прекращен, гражданин обратился с иском в суд. Он просил признать незаконным решение о прекращении допуска к гостайне, восстановить допуск и взыскать надбавку за работу с гостайной.

Истец, в частности, ссылался на то, что по закону допуск к гостайне может быть прекращен в случае расторжения трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий. А он был уволен по иному основанию (нарушение служебной дисциплины).

В иске было отказано. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ оставила данное решение в силе. При этом она отметила следующее.

Согласно Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан к гостайне действие допуска прекращается в отношении граждан, которые переведены на должности, не предусматривающие наличие допуска к гостайне, уволились из организации, в т. ч. при расторжении трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий, закончили обучение в учебном заведении и т. п. и на которых в течение 6 месяцев не затребованы карточки о допуске к гостайне.

Таким образом, в инструкции предусмотрен порядок оформления прекращения допуска к гостайне в связи с увольнением сотрудника, имеющего допуск, из организации независимо от основания расторжения служебного контракта. При этом запись о прекращении допуска может быть сделана лишь по истечении 6 месяцев с момента увольнения.

Истец был уволен со службы и в течение 6 месяцев после этого его карточка о допуске к гостайне не была затребована. Поэтому имелись основания для прекращения его допуска к гостайне.

После восстановления истца на службе ответчик переоформил ему допуск к гостайне с учетом возможных изменений анкетных данных. В то же время порядок восстановления записи о допуске к гостайне ни нормами Закона о гостайне, ни положениями инструкции не предусмотрен.

Сотрудник был принят на должность государственной гражданской службы, предполагающую допуск к гостайне. Началась процедура оформления такого допуска. Спустя время сотруднику отказали в допуске, на основании чего с занимаемой должности уволили. Правомерны ли действия работодателя?

На государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской службе и муниципальной службе. Это определено в ст. 11 Трудового кодекса РФ.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон № 79-ФЗ) служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае прекращения допуска гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям.

О ситуации, связанной с отказом в допуске в качестве основания для расторжения трудового договора, в Законе № 79-ФЗ не упоминается.

В силу ст. 73 Закона № 79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным законом. Обратимся к Трудовому кодексу РФ.

В пункте 10 ст. 83 ТК РФ содержится аналогичное основание для прекращения трудового договора - прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует его. О неполучении допуска в Трудовом кодексе РФ также ничего не говорится.

В пункте 6 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 № 63 (далее - Инструкция), определено: если по характеру выполняемых должностных обязанностей предусмотрен доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, граждане могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска к государственной тайне по соответствующей форме.

Кроме того, согласно подп. 16 ч. 1 ст. 44 Закона № 79-ФЗ кадровая служба должна проверять достоверность представляемых гражданином данных, в частности наличие допуска установленной формы к сведениям, составляющим гостайну.

Таким образом, гражданин не может быть назначен на соответствующую должность до момента оформления допуска к государственной тайне. Если это произошло, значит, гражданин назначен на должность с нарушением норм трудового законодательства.

Обратите внимание на положение п. 15 Инструкции. В нем сказано, что допуск гражданина к государственной тайне может быть прекращен, в частности, при возникновении обстоятельств, являющихся в соответствии с п. 12 Инструкции основанием для отказа гражданину в допуске к государственной тайне.

Ошибочным считается вывод на основании данной нормы о том, что понятие «прекращение допуска к государственной тайне» охватывает в том числе отказ в его предоставлении. В пункте 15 Инструкции речь идет именно об указанных в п. 12 обстоятельствах, которые одновременно служат основанием для отказа в допуске и прекращения уже выданного допуска.

Итак, в данной ситуации при назначении на должность были нарушены установленные ограничения. Кроме того, нормы трудового права не содержат такого основания для расторжения трудового договора, как отказ в допуске к государственной тайне.

В статье 40 Закона № 79-ФЗ предусмотрено, что основанием для прекращения трудового договора является нарушение установленных этим законом и иными федеральными законами правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы. Аналогичная норма содержится и в трудовом законодательстве (п. 11 ст. 77 и ст. 84 ТК РФ).

С учетом того что ТК РФ применяется к трудовым отношениям, не урегулированным Законом № 79-ФЗ (ст. 73), основанием для расторжения трудового договора в рассматриваемом случае должна быть именно ст. 40 Закона № 79-ФЗ.

Если нарушение правил заключения трудового договора допущено не по вине работника, ему должно быть выплачено выходное пособие в размере среднего месячного заработка (ч. 2 ст. 40 Закона № 79-ФЗ).

Таким образом, в данной ситуации не было оснований увольнять работника из-за невыдачи ему соответствующего допуска. Расторгнуть с ним контракт можно было на основании ст. 40 Закона № 79-ФЗ. Расторжение договора по иным основаниям не соответствует законодательству РФ.

"Отдел кадров бюджетного учреждения", 2011, N 4

В некоторых случаях в целях обеспечения сохранности государственной тайны работодатель вправе прекратить допуск работника к определенным сведениям. При этом он может предложить ему другую должность, которая исключает доступ к государственной тайне, а в случае невозможности такого перевода - расторгнуть с данным работником трудовой договор по п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ - "прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска". Увольнение по данному основанию относится к расторжению трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

В данной статье рассмотрим, в каком порядке относят сведения к государственной тайне, кто имеет к ним допуск, как он осуществляется, каковы условия и особенности увольнения по п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

Государственная тайна

Законодательством РФ предусмотрено достаточно много видов тайн, охраняемых законом: государственная, коммерческая, банковская, врачебная, тайна следствия и др. Но особое внимание государство уделяет защите государственной тайны - сведений в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ (ст. 2 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне)).

Какие сведения относить к государственной тайне, определяют органы государственной власти и организации, получающие такие сведения, в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, установленным Указом Президента РФ от 11.02.2006 N 90.

Засекречивание сведений, то есть введение в предусмотренном Законом о государственной тайне порядке для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям, производится с учетом степени секретности сведений.

Примечание. Носители сведений - материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения находят свое отображение в виде символов, сигналов, технических решений и процессов.

В зависимости от тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения сведений, различают три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей сведений: "Особой важности", "Совершенно секретно" и "Секретно".

Отметим, что помимо перечня секретных сведений ст. 7 Закона о государственной тайне устанавливает и перечень сведений, которые не могут быть секретными. К ним относятся сведения:

  • о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  • о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, преступности;
  • о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
  • о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • о размерах золотого запаса и государственных валютных резервов РФ;
  • о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ;
  • о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Допуск к государственной тайне

Использовать сведения, относящиеся к государственной тайне, могут лица, получившие на это разрешение (допуск).

Общие правила допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне установлены ст. 21 Закона о государственной тайне, а порядок допуска и формы требуемых для этого документов установлены Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 (далее - Инструкция).

Государственные органы, наделенные полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне, могут принимать ведомственные инструкции, регламентирующие порядок допуска граждан к государственной тайне в этих органах, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Президента РФ (п. 2 Инструкции).

Обратите внимание! При замещении должностей, Перечень которых утвержден Распоряжением Президента РФ от 15.01.2010 N 24-рп, лица считаются допущенными к государственной тайне. К ним относятся Председатель Правительства РФ, Генеральный прокурор РФ, секретарь Совета безопасности РФ, федеральный министр, председатель ЦБ РФ и др.

В зависимости от степени секретности сведений, представляющих собой государственную тайну (сведения особой важности, совершенно секретные, секретные), Инструкцией установлены три формы допуска к ним граждан.

Оформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке по месту работы (службы). Перечень должностей, при назначении на которые гражданам оформляется допуск к государственной тайне, определяется номенклатурой должностей работников, подлежащих оформлению на допуск, которая разрабатывается режимно-секретным подразделением организации и подписывается его руководителем.

Граждане, которым оформляется допуск к государственной тайне, предоставляют собственноручно заполненную анкету, документы, удостоверяющие личность и подтверждающие сведения, указанные в анкете (паспорт, военный билет, трудовую книжку, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении (расторжении) брака, диплом об образовании и т.п.), а также справку об отсутствии медицинских противопоказаний для работы со сведениями, составляющими государственную тайну. Информация, предоставленная гражданами ради допуска к сведениям "особой важности" и "совершенно секретным", подлежит обязательной проверке органами безопасности по месту расположения организации, а гражданами, допускаемыми к "секретным" сведениям, - может быть проверена по запросу руководителя организации (с письменного согласия гражданина).

Работники кадрового подразделения организации обязаны ознакомить гражданина, оформляемого на допуск к государственной тайне, с его обязательствами перед государством, с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение, а также получить согласие на частичные и временные ограничения его прав. Эти ограничения касаются:

  • права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;
  • права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;
  • права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне (ст. 24 Закона о государственной тайне).

Ответственность за создание условий, при которых должностное лицо или гражданин знакомятся с необходимым для выполнения должностных (функциональных) обязанностей объемом сведений, составляющих государственную тайну, несут руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций (ст. 25 Закона о государственной тайне).

Примечание. Должностным лицам и гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ, а также процентная надбавка к заработной плате за стаж работы.

Итак, после проведения вышеуказанных действий руководитель государственного органа, предприятия, учреждения или организации принимает решение о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну, и с ним заключается трудовой договор (контракт). Ранее, до принятия Инструкции, с претендентом на должность (работу) заключался отдельный договор об оформлении допуска к государственной тайне, являющийся приложением к трудовому договору, но с 01.05.2010 - момента введения Инструкции в действие - этот дополнительный договор не заключается.

Возникает вопрос: какие условия, касающиеся допуска к государственной тайне, необходимо включать в трудовой договор (контракт)? Статьей 57 ТК РФ предусмотрено лишь одно дополнительное условие - о неразглашении охраняемой законом тайны. А вот в силу ч. 8 ст. 21 Закона о государственной тайне взаимные обязательства работодателя и работника, принимаемого на должность, предполагающую доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, отражаются в трудовом договоре, который заключается после окончания проверки компетентными органами. Работодателям рекомендуется включать в текст договора помимо указанного общего условия либо условие о соблюдении работником требований специальных инструкций (регламентов) по работе с секретными документами, либо все обязательства, связанные с выполнением работы с секретными сведениями.

Отметим, что не все граждане могут быть допущены к государственной тайне. Так, гражданину может быть отказано в допуске, если:

  • он признан судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, находится под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, имеет неснятые судимости за эти преступления;
  • он имеет медицинские противопоказания для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;
  • он или его близкие родственники постоянно проживают за границей и (или) оформляют документы для выезда на постоянное место жительства в другие государства;
  • в результате проверочных мероприятий выявлены действия гражданина, создающие угрозу безопасности РФ;
  • он уклоняется от проверочных мероприятий и (или) сообщил заведомо ложные анкетные данные (ст. 22 Закона о государственной тайне).

Основания прекращения допуска к государственной тайне

Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации. При этом инициатива о прекращении допуска может исходить и от органа безопасности в виде представления.

Обратите внимание! До принятия решения о прекращении допуска к государственной тайне на время служебного расследования работник может быть отстранен от работы (ст. 76 ТК РФ).

В силу ст. 23 Закона о государственной тайне прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне осуществляется в следующих случаях:

  1. В связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий. В Трудовом кодексе понятие "организационные и (или) штатные мероприятия" не употребляется, но на практике к таким мероприятиям относятся сокращение численности или штата работников организации, смена собственника имущества организации, реорганизация, изменение организационных или технологических условий труда, повлиявшие на изменение определенных сторонами условий трудового договора, переезд (перевод) работодателя в другую местность.
  2. Однократное нарушение работником взятых на себя и предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны. Согласно Примерному содержанию обязательств граждан перед государством по соблюдению требований законодательства РФ о государственной тайне, изложенных в форме 2 Инструкции, основные обязательства, которые на себя принимает гражданин в связи с допуском к государственной тайне, таковы:
  • соблюдать требования законодательства РФ о государственной тайне;
  • в случае принятия решения о временном ограничении права на выезд из РФ в 5-дневный срок передать имеющийся заграничный паспорт на хранение работодателю до истечения установленного срока ограничения прав;
  • в полном объеме и своевременно информировать кадровое подразделение работодателя об изменениях в анкетных и автобиографических данных и о возникновении оснований для отказа в допуске к государственной тайне, предусмотренных Законом о государственной тайне;
  • представлять в установленном порядке в кадровое подразделение работодателя документы об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
  • в случае попытки посторонних лиц получить информацию секретного характера немедленно сообщить об этом в режимно-секретное подразделение работодателя или в органы федеральной службы безопасности РФ.

Закон о государственной тайне не связывает возможность прекращения допуска к государственной тайне с характером нарушения обязательств по сохранению тайны - грубое оно или малозначительное. Поэтому решение о прекращении допуска может быть принято и в случае совершения несерьезного нарушения.

  1. Возникновение перечисленных выше обстоятельств, являющихся согласно ст. 22 Закона о государственной тайне основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне. Обратим внимание на некоторые моменты:
  • основанием для прекращения допуска к государственной тайне недееспособного, ограниченно дееспособного, рецидивиста, находящегося под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, имеющего неснятые судимости за эти преступления, является только решение суда или компетентного органа. При этом указанные обстоятельства могут как иметь место при поступлении лица на работу (не выявленные в результате проверочных мероприятий), так и возникнуть в процессе трудовой деятельности;
  • место постоянного проживания работника, в том числе вид на жительство в другом государстве, по общему правилу указывается в основном документе, удостоверяющем личность гражданина РФ, - паспорте, а место постоянного проживания близких родственников - в анкете, заполненной кандидатом при поступлении на работу. Таким образом, если работник, зная о месте проживания родственников в другом государстве, сообщил в анкете заведомо ложные сведения, само по себе это будет являться основанием для прекращения допуска к государственной тайне.

Обратите внимание! Решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд (ч. 4 ст. 23 Закона о государственной тайне).

Решение о прекращении допуска должностного лица или гражданина оформляется в виде приказа, в качестве основания которого указываются реквизиты заключения или представления органа безопасности или других документов, подтверждающих наличие обстоятельств, требующих прекращения допуска. В приказе о прекращении допуска можно также указать на обязанность работника по передаче носителей секретной информации и иных документов.

Расторгаем трудовой договор

Итак, в связи с прекращением допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска, трудовой договор (контракт) с работником может быть расторгнут по п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. Для расторжения договора по этому основанию необходимо выполнение следующих условий:

  • работник допущен к государственной тайне;
  • допуск к государственной тайне прекращен в соответствии со ст. 23 Закона о государственной тайне;
  • у работодателя нет возможности перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (ч. 2 ст. 83 ТК РФ). При этом работодатель обязан предлагать все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Вакансии в других местностях предлагаются в том случае, если это предусмотрено коллективным или трудовым договором, соглашениями.

Обращаем внимание работодателей, что не следует путать увольнение по п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ с увольнением по пп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ - за разглашение охраняемой законом тайны, (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей. Увольнение по п. 10 ч. 1 ст. 83 является увольнением по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, и даже если в результате однократного нарушения работником взятых на себя и предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны, соответствующая информация стала известна третьим лицам, работник не может быть уволен по пп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 81. Разглашение же охраняемой законом тайны - дисциплинарный проступок, совершенный сотрудником умышленно, и является основанием для применения к нему дисциплинарного взыскания в виде увольнения именно по пп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 81.

Отметим, что специальным законодательством для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены особенности прекращения трудового договора по данному основанию. Например , согласно ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" прекращение допуска гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям, относится к основаниям расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, а не к обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

Несмотря на то что увольнение по п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ не является дисциплинарным взысканием и работодателю не вменяется обязанность по соблюдению процедуры применения дисциплинарного взыскания согласно ст. 193 ТК РФ, для установления факта и причин однократного нарушения работником обязательств, предусмотренных трудовым договором (контрактом), работодателю рекомендуется запросить с работника объяснительную.

Итак, если работник отказался от предложенной вакансии, работодатель издает приказ о расторжении трудового договора (контракта), составленный по унифицированной форме N Т-8 <1>. Основанием для его издания служит приказ (иной документ), в соответствии с которым прекращен допуск к государственной тайне. Рекомендуем как основание указать также отказ работника от предложенной вакансии. Последним днем работы при увольнении является день прекращения допуска к государственной тайне.

<1> Утверждена Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты".

С приказом (распоряжением) о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись. Если данный документ невозможно довести до сведения работника или тот отказывается ознакомиться с ним под роспись, в приказе (распоряжении) делается соответствующая запись.

Запись о прекращении трудового договора вносится в трудовую книжку. При этом указывается, что договор расторгнут в связи с прекращением допуска к государственной тайне по основаниям п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

Трудовая книжка выдается в день прекращения трудового договора (ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ). При ее получении работник должен расписаться в личной карточке и в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них (п. 41 Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках").

Запись о прекращении трудового договора заверяется подписью сотрудника, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью работодателя и подписью увольняемого. Все причитающиеся последнему суммы (зарплата, компенсация за неиспользованные дни отпуска согласно ст. 127 ТК РФ) должны быть выплачены в день прекращения трудового договора, то есть в день увольнения (ст. 140 ТК РФ). Если работник в этот день не работал, то соответствующие суммы выплачиваются не позднее следующего дня после предъявления уволенным требования о расчете. В случае спора о размерах указанных сумм работодатель обязан выплатить не оспариваемую работником сумму.

Е.В.Давыдова

Эксперт журнала

"Отдел кадров

бюджетного учреждения"