Реестр недобросовестных поставщиков 44 фз срок. Когда нельзя включать в реестр недобросовестных поставщиков? Избавляемся от «черной метки. Как попадают в Реестр недобросовестных поставщиков

Статья 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ
Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062
«О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)»

Реестр недобросовестных поставщиков ведёт Федеральная антимонопольная служба.

Случаи включения информации в реестр:
1. Уклонение участника закупки от заключения контракта;
2. Расторжение контракта по решению суда;
3. Расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

В реестр включается следующая информация:








9. дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
10. объект закупки;
11. цена контракта;
12. срок исполнения контракта;
13. идентификационный код закупки;
14. основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта;
15. дата внесения указанной информации в реестр недобросовестных поставщиков.

Информация и документы, направляются заказчиком в уполномоченный орган на бумажном носителе с сопроводительным письмом за подписью уполномоченного должностного лица заказчика либо в электронной форме (в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок), имея в виду, что эта информация должна быть подписана указанным должностным лицом с использованием электронной подписи. Сопроводительное письмо должно содержать перечень прилагаемых документов.

Сроки и документы, направляемые заказчиком в ФАС:

Если контракт заключен с участником закупки, с которым заключается контракт при уклонении победителя от заключения контракта и заявке или предложению которого присвоен второй номер, заказчик в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта с указанным участником направляет информацию:
1. наименование, фирменное наименование (при наличии);
2. место нахождения (для юр. лица);
3. фамилия, имя, отчество (при наличии);
4. ИНН или аналог ИНН (для иностранного лица);
5. наименование, ИНН юр. лица или аналог ИНН (для иностранного лица) учредителей юр. лица;
6. фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц;
7. даты проведения электронного аукциона, подведения итогов открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, запроса котировок, запроса предложений в случае, если победитель уклонился от заключения контракта;
8. выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке или из протокола о результатах закупки в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя), участника закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер,
9. иные свидетельствующие об отказе победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта документы.

Если единственный участник закупки, который подал заявку (или предложение) и с которым заключается контракт (п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ), уклонился от заключения контракта, заказчик в течение пяти рабочих дней с даты истечения срока подписания контракта направляет информацию:
1. наименование, фирменное наименование (при наличии);
2. место нахождения (для юр. лица);
3. фамилия, имя, отчество (при наличии);
4. ИНН или аналог ИНН (для иностранного лица);
5. наименование, ИНН юр. лица или аналог ИНН (для иностранного лица) учредителей юр. лица;
6. фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц;
7. даты проведения электронного аукциона, подведения итогов открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, запроса котировок, запроса предложений в случае, если победитель уклонился от заключения контракта;
8. дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку, окончательное предложение или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта;
9. выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке или из протокола о результатах закупки в части определения победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), заявке или предложению которого присвоен второй номер;
10. иные свидетельствующие об отказе победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта документы.

В случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет информацию:
1. наименование, фирменное наименование (при наличии);
2. место нахождения (для юр. лица);
3. фамилия, имя, отчество (при наличии);
4. ИНН или аналог ИНН (для иностранного лица);
5. наименование, ИНН юр. лица или аналог ИНН (для иностранного лица) учредителей юр. лица;
6. фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц;
7. дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
8. объект закупки;
9. цена контракта;
10. срок исполнения контракта;
11. идентификационный код закупки;
12. основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта;
13. копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Органы ФАС в течении десяти рабочих дней с даты поступления документов осуществляют проверку. В случае подтверждения достоверности фактов, указанных в документах, в течение трех рабочих дней включает информацию в реестр недобросовестных поставщиков. В ином случае выносится решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. Копии вынесенного решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.

Рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр.

Информация размещается в единой информационной системе.

Включение в реестр может быть обжаловано в судебном порядке.

Исключение информация из реестра недобросовестных поставщиков – по истечении двух лет с даты ее включения (автоматическое исключение).

В современный век рыночных отношений довольно большое число участвующих в закупках попадает в реестр недобросовестных поставщиков. Туда заносят тех, кто совершил нарушения в части заключения контракта, сделки с заказчиком в силу каких-либо обстоятельств. Поставщик наказывается сроком до двух лет. По истечении оного его в тот же день, что и день включения, должны удалить из реестра.

Списки формируются Федеральным антимонопольным комитетом, но основанием для включения в такой реестр служит решение суда, хотя некоторым поставщикам удается оспорить этот факт. Для того, чтобы признать решение судьи необоснованным надо тщательным образом подготовить и продумать все действия.

Проверить организацию

Проверить организацию на присутствие в реестре недобросовестных поставщиков по ИНН или ее названию, можно по ссылке:

Недобросовестный поставщик по 44-ФЗ

В части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе № сказано следующее. В реестр недобросовестных поставщиков попадают данные участников закупок, которые просрочили или отказались от заключения договора, нарушили требования, прописанные в нем. Или же те поставщики, договор с которыми расторгнут по решению суда.

Сравнительный анализ 94 и 44 ФЗ

В первую очередь проведем сравнительный анализ старого (94-го) и нового (44-го) законов, когда участника торгов признавали уклонившимся от заключения договора.

В результате сравнения видим идентичные положения, о том что закон в старой и новой редакции признавал поставщика уклонившимся от обязанностей по заключению контракта, если в назначенный период заказчик не получал заверенный договор или бумаги, подтверждающие обеспечение договора. Расхождения в законах тоже имеются, но они не настолько значимы и затрагивают в основном пункты электронных торгов (аукциона).

Плюсы и минусы ФЗ

В старом законе предусмотрено, что на уклонившегося от исполнения обязательств участника, заказчик вправе подать заявление о его недобросовестности в период до трех дней. Далее место победителя достается второму по очереди участнику, и обязательства переходят уже к нему.

Новый закон позволяет отказаться от заключения договорных отношений второму участнику в списке поставщиков, если он по каким-либо причинам решит не принимать на себя такие обязательства. Но, в нем прописано условие, если предметом закупок является запрос котировок, то следующий по очереди за отказавшимся участник, также как и раньше обязан заключить договор с заказчиком.

Еще одним главным плюсом в новом законе стало предоставление отсрочки на срок не более 30-ти дней. Таким образом, если у поставщика или заказчика возникают причины, затрудняющие заключение договора, то необходимо поставить сторону в известность в течение одного дня. Для этого нужно предоставить всего лишь письменное уведомление.

Решение о внесении в реестр

Судебные инстанции, рассматривающие дела по включению участников закупок в реестр недобросовестных поставщиков, руководствуются причинами, побудившими виновную сторону отказаться от выполнения названных обязательств. Суд тщательно анализирует все доводы поставщика и если судом будут приняты доказательства, то только тогда решение Федеральной антимонопольной службы о недобросовестности будет отменено.

Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В реестр недобросовестных поставщиков включается следующая информация:

  • 1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика лиц, указанных в части 2 настоящей статьи;
  • 2) наименование, идентификационный номер налогоплательщика юридического лица или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика, являющегося учредителем юридического лица, указанного в части 2 настоящей статьи (за исключением публично-правовых образований), фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи;
  • 3) даты проведения электронного аукциона, подведения итогов открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, запроса котировок, запроса предложений в случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) уклонился от заключения контракта, дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку, окончательное предложение или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта, дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
  • 4) объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;
  • 5) идентификационный код закупки;
  • 6) основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта;
  • 7) дата внесения указанной информации в реестр недобросовестных поставщиков.

В случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик в течение трёх рабочих дней с даты признания победителя уклонившимся от заключения контракта направляет в контрольный орган в сфере закупок информацию, предусмотренную пунктами 1 - 3 части 3 настоящей статьи, а также документы, свидетельствующие об уклонении победителя от заключения контракта.

В случае, если участник закупки, с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных пунктами 24, 25 - 25.3 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, уклонился от заключения контракта, заказчик в течение трёх рабочих дней с даты признания такого участника закупки уклонившимся от заключения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную пунктами 1 - 3 части 3 настоящей статьи, а также документы, свидетельствующие об уклонении от заключения контракта.

В случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трёх рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

В течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трёх рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.

Включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки, уклонившемся от заключения контракта, о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт расторгнут по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков информация, неисполнение действий, предусмотренных частью 9 настоящей статьи, могут быть обжалованы заинтересованным лицом в судебном порядке.

Реестр недобросовестных поставщиков 44-ФЗ определяет как единый свод сведений о поставщиках, которые по тем или иным основаниям были отнесены к категории недобросовестных в понимании указанного закона. Сегодня мы расскажем, по какому принципу ведется данный реестр и какие поставщики могут быть признаны неблагонадежными.

Реестр недобросовестных поставщиков ФАС РФ

Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой единый свод сведений о недобросовестных участниках закупок, который размещается в общедоступной форме в Единой информационной системе госзакупок.

Ведением упомянутой базы данных занимается государственный орган, уполномоченный на реализацию контрольных мероприятий в сфере закупок, — Федеральная антимонопольная служба РФ (далее — ФАС РФ, см. п. 2 постановления Правительства РФ «Об определении полномочий...» от 26.08.2013 № 728, п. 5.3.4 постановления Правительства РФ «Об утверждении положения о ФАС» от 30.06.2004 № 33).

Закон не содержит императивной нормы, согласно которой субъект, включенный в такой реестр, не имеет права участвовать в госзакупках, хотя заказчик и может установить в закупочной документации такое требование (п. 1.1 ст. 31 закона № 44-ФЗ).

Список недобросовестных поставщиков: правила ведения

Перечень данных о признанном неблагонадежным поставщике, которые подлежат отражению по закону № 44-ФЗ в реестре недобросовестных поставщиков, закреплен в п. 3 ст. 104 данного закона:

  • наименование такого поставщика;
  • местонахождение;
  • Ф. И. О. учредителей и руководителей организации (для поставщиков-юрлиц);
  • даты определяющих этапов закупки, дата признания процедуры несостоявшейся, дата заключения неисполненного или несоответствующим образом выполненного контракта;
  • объект закупки, цена и срок исполнения контракта;
  • код идентификации закупочной процедуры;
  • основания и дата расторжения контракта;
  • дата включения информации в упомянутую базу данных.

Порядок ведения такого реестра регламентируется также:

  • Правилами ведения..., утв. постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062;
  • приказом ФАС РФ «О ведении реестра...» от 27.08.2007 № 267;
  • письмом ФАС РФ «По вопросам...» от 28.03.2014 № ИА/11604/14;
  • письмом ФАС РФ «О разъяснении...» от 08.12.2014 № АЦ/50130/14 и др.

Как проверить поставщика по ИНН

Рассматриваемый в статье реестр данных размещен в открытом для любого пользователя доступе на официальном сайте Единой информационной системы госзакупок в интернете, и найти его можно, перейдя по данной ссылке .

По умолчанию сведения отсортированы согласно дате их включения в систему или дате обновления данных, однако выполнить поиск интересующего субъекта можно с помощью специальной поисковой формы.

Самый простой вариант — указать в строке запроса наименование интересующего поставщика, ИНН или Ф. И. О. учредителей поставщика-юрлица, членов его коллегиального органа или лиц, выполняющих функции единоличного исполнительного органа.

Вместе с этим существует также форма расширенного поиска, предполагающая заполнение всех или части из следующих полей формы:

  • закон (можно выполнить поиск неблагонадежных участников закупочных процедур только в рамках закона № 44-ФЗ, или закона «О закупках товаров...» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее — закон № 223-ФЗ), или одновременно в соответствии с названными законами);
  • тип поставщика по гражданско-правовому статусу поставщика — физлицо или организация;
  • ИНН поставщика;
  • КПП поставщика;
  • сведения о местонахождении поставщика;
  • основания внесения в названную базу (можно выбрать сразу несколько оснований);
  • дата внесения сведений в реестр (указывается интересующий период).

Таким образом, с помощью реестра недобросовестных поставщиков проверить по ИНН поставщика возможно, даже если неизвестны прочие сведения о проверяемом субъекте.

Помимо этого, в системе сразу можно ознакомиться и с другими контрактами данного поставщика, в т. ч. прекращенными, находящимися в стадии исполнения или исполненными.

Реестр недобросовестных поставщиков по закону № 223-ФЗ

В рамках закона № 223-ФЗ также ведется аналогичная база данных, содержащая сведения о недобросовестных участниках процедуры (ст. 5).

Оснований для включения субъекта в такой реестр по этому закону меньше, чем по закону № 44-ФЗ. К ним относятся следующие обстоятельства:

  • уклонение участника закупки от заключения контракта;
  • расторжение с участником закупки контракта по судебному решению в связи с нарушением существенного характера условий со стороны этого участника.

Порядок ведения такого реестра установлен также правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211.

Ведением указанной базы данных также занимается ФАС РФ, найти ее можно по ссылке . Правила поиска по такому реестру аналогичны рассмотренным нами выше.

Заказчик в своей закупочной документации может закрепить требование об отсутствии участников закупки в таком реестре (п. 7 ст. 3 закона № 223-ФЗ).

Итак, в соответствии с законом № 44-ФЗ реестр недобросовестных поставщиков ведется уполномоченным госорганом — ФАС РФ. Перечень оснований для внесения субъектов в такой реестр является закрытым и регламентирован названным законом. Аналогичным образом такой реестр ведется ФАС РФ и для целей закона № 223-ФЗ.

База данных о неблагонадежных участниках закупочных процедур размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок на безвозмездной основе в свободном доступе.

1. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

2. В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

3. В реестр недобросовестных поставщиков включается следующая информация:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика лиц, указанных в части 2 настоящей статьи;

2) наименование, идентификационный номер налогоплательщика юридического лица или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика, являющегося учредителем юридического лица, указанного в части 2 настоящей статьи (за исключением публично-правовых образований), фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи;

3) даты проведения электронного аукциона, подведения итогов открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, запроса котировок, запроса предложений в случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) уклонился от заключения контракта, дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку, окончательное предложение или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта, дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;

4) объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;

5) идентификационный код закупки;

6) основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта;

7) дата внесения указанной информации в реестр недобросовестных поставщиков.

4. В случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик в течение трех рабочих дней с даты признания победителя уклонившимся от заключения контракта направляет в контрольный орган в сфере закупок информацию, предусмотренную пунктами 1 — 3 части 3 настоящей статьи, а также документы, свидетельствующие об уклонении победителя от заключения контракта.

5. В случае, если участник закупки, с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных пунктами 24, 25 — 25.3 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, уклонился от заключения контракта, заказчик в течение трех рабочих дней с даты признания такого участника закупки уклонившимся от заключения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную пунктами 1 — 3 части 3 настоящей статьи, а также документы, свидетельствующие об уклонении от заключения контракта.

6. В случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

7. В течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 — 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.

8. Информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.

9. Информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.

10. Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков, устанавливается Правительством Российской Федерации.

11. Включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки, уклонившемся от заключения контракта, о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт расторгнут по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков информация, неисполнение действий, предусмотренных частью 9 настоящей статьи, могут быть обжалованы заинтересованным лицом в судебном порядке.

kodeks.systecs.ru

Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) по 44-ФЗ ведет Федеральная антимонопольная служба. Это касается как включения, так и исключения из РНП информации о проштрафившемся поставщике. Вся информация общедоступна и размещена в ЕИС. Что же такое Реестр недобросовестных поставщиков? Как компании в него попадают и как этого избежать?

Закон обязывает заказчика включить участника в РНП, если участник уклоняется от заключения контракта или не исполняет свои обязательства. Это обязанность, а не право заказчика! И за неисполнение этой обязанности существует строгая ответственность.

Реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ и 44-ФЗ – вебинар в Школе электронных торгов. Разберем, как не попасть и что делать, если попали.

Как попадают в Реестр недобросовестных поставщиков?

Документы для включения поставщика в РНП готовит сам заказчик, затем направляет их в контролирующий орган для принятия решения.

И только после рассмотрения материалов ФАС принимает решение и включает (или не включает, такое тоже случается) информацию о поставщике в Реестр.

Ситуация 1. Победитель уклонился от заключения контракта, но контракт может быть заключен со следующим участником

Победитель торгов уклоняется от заключения контракта. Если в этом случае есть претендент на заключение контракта (второй участник), то с ним и будет заключен контракт. Действия заказчика - направить в ФАС информацию и документы в течение 3 рабочих дней с даты заключения контракта со вторым участником закупки. Это нужно для того, чтобы обосновать, почему заказчик не заключил контракт с победителем.

Ситуация 2. Единственный участник закупки уклонился от заключения контракта

От заключения контракта уклонился единственный участник закупки. Заказчик в течение 5 рабочих дней с даты истечения указанного в документации о закупке срока подписания контракта направляет информацию и документы в ФАС.

Ситуация 3. Заказчик расторгает действующий контракт

Если контракт не исполняется или исполняется ненадлежащим образом, то он может быть расторгнут по суду или в одностороннем порядке. В этом случае заказчик должен в течение 3 рабочих дней с даты расторжения контракта направить в уполномоченный орган информацию и документы.

Условия подачи и проверки документов

Заказчик направляет документы в ФАС в бумажном виде с сопроводительным письмом с подписью заказчика или уполномоченного должностного лица. Заказчик может отправить документы и в электронной форме, с использованием электронной подписи. Сопроводительное письмо должно содержать перечень прилагаемых документов.

Контролирующий орган проверяет наличие информации и документов, представленных заказчиком.

Документы и информация для включения в РНП

Заказчик подает следующие сведения об участнике (эта информация впоследствии будет включена в реестр):

  • наименование организации и ее место нахождения (для юридического лица), ФИО, ИНН;
  • ФИО учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц;
  • даты проведения открытого электронного аукциона и других закупочных процедур в случае, если поставщик-победитель уклонился от заключения контракта;
  • дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку, окончательное предложение или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта;
  • дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
  • объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;
  • идентификационный код закупки (с 1 января 2017 г.);
  • основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
  • Сроки направления информации в РНП не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора - в случае уклонения от подписания; не позднее 10 рабочих дней со дня расторжения договора - в случае расторжения договора по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком условий договора.

    В случае представления неполного пакета информации и документов ФАС вернет их заказчику в течение 3 рабочих дней с даты поступления, с указанием причин возврата. Информация о недобросовестном поставщике в реестр пока не включается.

    ФАС проверяет информацию и документы на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления.

    Поставщик может направить оправдательные документы, может принять участие в рассмотрении дела для того чтобы доказать свою добросовестность.

    Если решение о включении в Реестр принято – обжаловать его можно только в суде. Причем обжаловать можно как сам факт включения в РНП, так и состав информации о нарушении и нарушителе.

    Требования по ведению РНП:

    • Сведения, содержащиеся в РНП должны быть доступны для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы;
    • Сведения, содержащиеся в РНП, по истечении 2 лет со дня их внесения в РНП, исключаются из этого реестра. Никакие заслуги поставщика или отлично исполненные контракты не помогут участнику сократить этот срок. Единственный способ покинуть реестр досрочно – на основании решения суда.
    • Включение сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике, с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в РНП может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке;
    • Заказчики вправе предусматривать в Положениях о закупках и документации требование об отсутствии сведений об участниках в РНП (ч. 7 ст. 3 Закона).
    • Соблюдайте правила торгов и условия контракта и тщательно готовьте необходимую документацию, чтобы не оказаться в РНП.

      Нужны качественные знания и удостоверение о повышении квалификации? Регистрируйтесь на онлайн курс «Повышение квалификации по программе «Управление государственными и муниципальными закупками по 44-ФЗ», 120 ак.часов». Программа разработана на основе требований профстандарта «Специалист в сфере закупок»

      school.kontur.ru

      Если участник закупки по 44-ФЗ находится в реестре недобросовестных поставщиков

      Вправе ли заказчик отклонить заявку участника закупки, осуществляемой по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ, на основании наличия информации о таком участнике в реестре недобросовестных поставщиков по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ? Можно ли обжаловать такое решение заказчика?

      Согласно ч. 1.1. ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном этим Законом реестре недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей, информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки – юридического лица. Информация об установлении такого требования указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (ч. 5 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).

      Согласно части 9 ст. 31 и п. 1 части 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ правовыми последствиями внесения информации об участниках закупки в реестр недобросовестных поставщиков при установлении требования в закупочной документации об отсутствии информации об участнике закупки в соответствующем реестре могут быть:
      – отстранение участника закупки от участия в процедурах по определению поставщика (подрядчика, исполнителя);
      – отказ заказчика от заключения контракта с победителем в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
      – односторонний отказ заказчика от исполнения контракта.

      Возможности установить требование об отсутствии информации об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон № 223-ФЗ), Закон № 44-ФЗ не предусматривает. При этом в силу прямого указания ч. 6 ст. 31 Закона № 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований этого федерального закона.

      Отметим, что при осуществлении закупки в порядке, предусмотренном Законом № 223-ФЗ, заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки как в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном ст. 5 указанного закона, так и в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Законом № 44-ФЗ.

      Таким образом, заказчик при осуществлении закупки по Закону № 44-ФЗ не вправе устанавливать требование об отсутствии информации об участнике такой закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Законом № 223-ФЗ. Установление такого требования, равно как отклонение участника закупки на том основании, что информация о нем содержится в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Законом № 223-ФЗ, является основанием для признания результатов закупки недействительной. Такие действия заказчика могут быть обжалованы участником закупки как неправомерные в порядке, установленном главой 6 Закона № 44-ФЗ.

      Ответ подготовил: Чашина Татьяна, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
      Контроль качества ответа: Александров Алексей, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

      www.garantexpress.ru

      Если организация попала в реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ, можно ли участвовать в тендерах по 44-ФЗ?

  1. 1. Если организация попала в реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ, может ли она участвовать в тендерах по 44-ФЗ? Един ли данный реестр, и исключается ли организация вообще на два года из всевозможных закупок?
  2. 2. Размещаются ли в реестре сведения о конечных бенефициарах?

В нашем случае цепочка такова:

ООО №1, непосредственный нарушитель закона о 223-ФЗ, попадает в реестр; ООО №2 – учредитель.

1. Ведение реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), осуществляется Федеральной антимонопольной службой. Исходя из норм действующего законодательства реестры по Законам 223-ФЗ и 44-ФЗ ведутся раздельно.

Организация, включенная в реестр недобросовестных поставщиков (не важно, по какому закону: 223-ФЗ или 44-ФЗ), может участвовать в тендерах. Но если заказчик установит требования к участникам размещения заказа об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков, то заявки таких поставщиков он обязан отклонить. Если такого требования не будет установлено, допуску к торгам подлежат все, в том числе и находящиеся в реестре.

2. Перечень сведений, включаемый в реестр недобросовестных поставщиков утвержден Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Размещение в реестре недобросовестных поставщиков по Закону № 223-ФЗ сведений о конечных бенефициарах действующим законодательством не предусмотрено.

При этом в реестр по Закону № 44-ФЗ включается, в том числе, информация о фамилиях, именах, отчествах (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц, указанных в части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе.

Таким образом, в реестре по Закону 223-ФЗ цепочка ограничивается ООО №1, а по Закону № 44-ФЗ в реестр включается так же информация об ООО №2.

1. Согласно ч.1 ст.5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в единой информационной системе.

Перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.3).

В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Федеральная антимонопольная служба ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков и единственных поставщиков российских вооружения и военной техники, предусмотренные Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в пределах своей компетенции (п. 5.3.4 пункта 5 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331).

Согласно п.4 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062 (ред. от 25.12.2014) «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» (вместе с «Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» ведение реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), осуществляется Федеральной антимонопольной службой (далее – уполномоченный орган).

Как установлено ч.7 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при закупке заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки – юридического лица.

2. Согласно Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211 (ред. от 30.12.2015) «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (вместе с «Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков», «Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков», «Требованиями к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков») в реестр недобросовестных поставщиков включаются следующие сведения:

1. Номер реестровой записи и дата включения уполномоченным органом сведений о недобросовестном участнике закупки и поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр.

2. Наименование уполномоченного органа, осуществившего включение сведений о недобросовестном участнике закупки и поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр.

3. Наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество физического лица, которые уклонились от заключения договоров или с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

4. Сведения о месте нахождения юридического лица или месте жительства физического лица:

  • страна, почтовый индекс, наименования единицы административно-территориального деления страны, муниципального образования, населенного пункта и улицы, номер дома (владения), корпуса (строения) и офиса – для юридического лица;
  • страна, почтовый индекс, наименования единицы административно-территориального деления страны, муниципального образования, населенного пункта и улицы, номер дома (владения), корпуса (строения) и квартиры, где физическое лицо зарегистрировано по месту жительства, – для физического лица.
  • 5. Идентификационный номер налогоплательщика, присваиваемый налоговым органом Российской Федерации, или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранных лиц).

    6. Дата подведения итогов закупки (в случае, если победитель закупки уклонился от заключения договора) либо дата признания закупки несостоявшейся, в которой единственный участник закупки, подавший заявку на участие в закупке, или участник закупки, признанный единственным участником закупки, или участник закупки, единственно участвующий на всех этапах закупки, уклонились от заключения договора (в случае, если такое лицо в соответствии с документацией о закупке обязано заключить договор), дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного договора, а также реквизиты подтверждающего документа.

    7. Сведения о договоре:

  • наименование товаров (работ, услуг);
  • код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) (с обязательным заполнением разделов, классов, а также возможным заполнением подклассов, групп и подгрупп, видов продукции (услуг, работ), а также категорий и подкатегорий продукции (услуг, работ);
  • валюта договора;
  • цена договора;
  • срок исполнения договора;
  • код валюты договора.
  • 8. Дата расторжения договора с указанием основания расторжения договора (в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий договора) и документа, являющегося основанием расторжения договора (решения суда).

    Требования к информации и документам, которые заказчик должен направить в антимонопольный орган по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», установлены ч.ч. 3 – 6 ст. 104 данного Закона.

    В Письме от 26.09.2017 N 24-05-09/62505 Минфин России разъясняет:

    «В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – Реестр) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки – юридического лица.

    Согласно пункту 2 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе в Реестр включается в том числе информация о фамилиях, именах, отчествах (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц, указанных в части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе.

    Частью 8 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участника закупки требованиям, указанным в пункте 1, пункте 10 части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.

    В соответствии с положениями статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия осуществляет проверку соответствия участников закупок требованиям, установленным в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при рассмотрении вторых частей заявок и в случае несоответствии участника закупки указанным требованиям принимает решение о несоответствии заявки требованиям, установленным документацией о закупке.

    Кроме того, согласно части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, или предоставил недостоверные сведения в отношении своего соответствия указанным требованиям.

    Таким образом, в случае если в документации о закупке установлено требование к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, комиссия заказчика отстраняет не соответствующего требованиям участника, сведения о котором находятся в Реестре, в том числе если данные сведения об участнике включены в Реестр в качестве учредителя, члена коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица, включенного в Реестр».

    www.ascon-spb.ru

    Статья 104. Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

    Предмет регулирования

    Ст. 104 44-ФЗ с комментариями поможет разобраться, что такое реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

    Федеральная антимонопольная служба (ФАС) включает сведения о поставщике в реестр в следующих случаях:

  • уклонение победителя от заключения контракта;
  • расторжение договора по решению суда;
  • односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта.
  • В первом случае, законом предусмотрены сроки направления в ФАС информации об уклонившемся поставщике, только когда контракт заключен со вторым участником - 3 рабочих дня с момента заключения договора. В случае уклонения от заключения договора единственного участника - 5 рабочих дней с момента истечения срока подписания контракта.

    По мнению Минэкономразвития, обязанность заказчика направлять в ФАС сведения об уклонившемся победителе закупки при незаключении контракта со вторым участником, а также в случае уклонения второго участника, не предусмотрена (письма от 27 февраля 2015 г. N АЦ/8972/15, от 8 декабря 2014 г. N АЦ/50130/14). Но отсутствие в законе порядка и сроков направления информации не означает отсутствие обязанности направлять сведения об уклонившемся поставщике. В РНП включается информация о любых уклонившихся участниках (административная ответственность предусмотрена ч. 2 7.31 КоАП РФ).

    Заказчик должен направить в ФАС следующие документы и информацию:

  • наименование или ФИО, место нахождение, ИНН;
  • ФИО учредителей, директора;
  • даты проведения процедуры (протоколов) и выписку из итоговых протоколов;
  • дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного договора;
  • любые документы, свидетельствующие об отказе победителя от заключения договора.
  • Во втором и третьем случае (расторжение по решению суда или в одностороннем порядке) заказчик направляет в антимонопольную службу в течение 3 рабочих дней с дня расторжения договора вышеуказанные документы, а также дополнительно указывает:

  • наименование закупки ее идентификационный код;
  • цена и срок исполнения договора;
  • основания и дата расторжения;
  • копия решения суда о расторжении или обоснование причин одностороннего отказа.
  • В течение 10 дней ФАС рассматривает указанные документы и проверяет достоверность предоставляемых сведений. Если все верно, в течение 3 рабочих дней с даты подтверждения включает информацию в РНП. Поставщик может обжаловать действия ФАС в судебном порядке.

    Реестр содержит информацию, которая содержится в перечисленных документах, а также дату внесения в РНП.

    Информация бесплатно доступна на сайте антимонопольной службы в открытом доступе. Через 2 года с даты внесения она удаляется из РНП.

    Связь с другими статьями и нормативными правовыми актами

    Ст. 4 указывает, что в ЕИС есть РНП.

    Ст. 31 - право заказчика установить требование об отсутствии в реестре.

    Ст. 95 - обязанность заказчика вносить сведения в РНП о поставщике, с которым в одностороннем порядке расторгнут договор.