Ст 290 ук рф в новой. Теория всего


Если служащий принимает вознаграждение, чтобы впоследствии обратить его в пользу муниципального (государственного) органа либо учреждения, в котором он занимает соответствующую должность, потратить на удовлетворение общественных либо государственных нужд, состав деяния отсутствует. Гражданин не может привлекаться по данной статье к ответственности, если факт личной корысти не доказан. Обоснование вменяемых деяний возлагается на обвинителя. Субъект рассматриваемого преступления специальный. Им является служащий, иностранный в том числе, лицо, занимающее пост в международной публичной организации. Некоторые авторы отмечают, что в последнее время статистика преступлений по рассматриваемой норме становится пугающей. Эксперты не исключают, что в скором времени будет принята ст.

Статья 290. получение взятки

В дополнение виновному может вменяться штраф величиной от 10-ти до 20-кратной переданной ему суммы.Наказание за получение взятки ст. 290 УК РФ допускает, если действия/бездействия, которые должны быть совершены за незаконное вознаграждение, относятся к компетенции виновного, либо он ввиду своего служебного статуса может им способствовать. Ответственность также наступает, если материальные ценности, услуги или права предоставляются за попустительство или общее покровительство.


Значительный размер Если служащий, иностранный в том числе, а также сотрудник международной организации публичного типа принял материальные ценности, услуги, права, сумма которых более 25 тыс. рублей, приговор по ст. 290 УК РФ ужесточается. Виновному грозит:

  1. Штраф. Его величина может превышать переданную сумму в 30-60 раз.

Статья 290 ук рф. получение взятки

Внимание

В ч.5-6 комментируемой статьи субъектом преступления, наряду с указанными лицами, является лицо, занимающее государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта РФ, а равно глава органа местного самоуправления. В ч.4 субъектом преступления является только лицо, занимающее государственную должность, либо глава органа местного самоуправления.


Во всех случаях обязательным признаком субъекта преступления должно быть наличие служебных полномочий по совершению действия (бездействия), за совершение которого лицо получает взятку, либо в силу должностного положения возможности способствовать таким действиям (бездействию);4) субъективная сторона: характеризуется прямым умыслом. Преступление считается оконченным с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей.

Понятие, признаки взятки. На основании ст.290 УК РФ, получение взятки – это получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействий) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействия) входят в полномочия должностного лица либо, если оно в силу своих служебных полномочий может способствовать таким действиям (бездействиям), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.Субъектом получения взятки может быть только должностное лицо.

Статья 290 ук рф. получение взятки (действующая редакция)

Попустительство или покровительство Правоведы отмечают, что состав преступления будет формироваться в том случае, если указанные действия будут облачены в конкретные противозаконные акты. В качестве них могут выступать необоснованные:

  • Выдачи премий.
  • Продвижения по службе.
  • Предоставления отпусков руководителям или иным лицам и пр.

Попустительство может быть выражено в непресечении нарушений, нереагирование на несоблюдение требований (прогулы, явки в нетрезвом виде и пр.).

Субъективная сторона Она характеризуется наличием вины и прямого умысла. Взяткополучатели осознают, что принимают незаконную выгоду за осуществление действий или не совершение их, покровительство/попустительство, пособничество.

Умысел виновного предполагает также осознание того, что предоставляющий ценности или услуги субъект знает, что вознаграждение незаконно.
Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) — наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до двух миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового. 4.

Ст. 290 ук рф. получение взятки должностным лицом

Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой и пунктами «а» и «б» части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, -наказываются штрафом в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки. Примечания. 1. Значительным размером взятки в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки — превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки — превышающие один миллион рублей.
2.

Ст.290 ук рф. получение взятки. последняя редакция с комментариями

УК РФ. В статье определен основной и квалифицирующие составы. Рассмотрим далее ст. 290 УК РФ. Основной состав Как показывает обзор правовых документов, изменения в ст.
290 УК РФ 2016 г. отсутствуют. В настоящее время общий состав деяния сформулирован следующим образом. Принятие служащим, в том числе иностранным, лично либо при посредничестве стороннего гражданина взятки, представленной в виде ценных бумаг, денег, прочего имущества, предоставления услуг, прав за совершение действий/бездействий в интересах дающего либо субъектов, от лица которых он действует, наказывается:

  1. Штрафом в 1 млн рублей или составляющим доход виновного за 2 года, или в сумме в 10-50 раз больше, чем взятка, либо 5 годами принудительных работ с запретом вести деятельность или пребывать в должностях, указанных судьей, до 3-х лет.
  2. Тюремным заключением до трех лет.

УК РФ: комментарий В качестве субъекта преступления может выступать иностранное должностное лицо. Им является любой чиновник (избираемый или назначаемый), осуществляющий деятельность в судебном, административном, исполнительном либо законодательном органе зарубежного государства, выполняющий публичную функцию для него.

Значительным размером незаконного вознаграждения по ст. 290 УК РФ выступает денежная сумма, стоимость имущества (ценных бумаг в том числе), услуг или вещных прав, величина которых больше 25 тыс. руб. Крупным считается размер больше 150 тыс. рублей, а особо крупным — более 1 млн.

руб. Ответственность Ст. 290, ч. 1 УК РФ устанавливает общий состав преступления и соответствующее наказание. В качестве наказания предусматривается:

  1. Принудительные работы на период до 5-ти л.
  2. Штраф до 1 млн.

Часть 6 статьи 290 ук рф наказание

  • Штраф в 80-100-кратной сумме незаконного вознаграждения с запретом три года заниматься конкретной деятельностью или пребывать на определенном посту.
  • Тюремное заключение на 8-15 лет. Дополнительно виновному вменяется штраф в 70-кратной сумме полученной взятки.
  • Важный момент В некоторых случаях в качестве факта принятия незаконного вознаграждения может выступать предоставление выгоды не непосредственно должностному лицу, а его родственникам. Квалифицировать такое деяние по ст. 290 УК РФ можно при наличии 2 условий:
  1. Незаконное вознаграждение предоставляется родственникам виновного с его одобрения.
  2. Субъект использовал служебное положение в пользу взяткодателя.

Объективная сторона В новой редакции статьи она описывается в качестве принятия незаконного вознаграждения за осуществление определенных поведенческих актов.

1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе -

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового.

2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере -

наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) -

наказывается штрафом в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере сорокакратной суммы взятки.

4. Деяния, предусмотренные частями первой - третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -

наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере пятидесятикратной суммы взятки.

5. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) с вымогательством взятки;

в) в крупном размере, -

наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

6. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой и пунктами "а" и "б" части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, -

наказываются штрафом в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

Примечания. 1. Значительным размером взятки в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки - превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки - превышающие один миллион рублей.

2. Под иностранным должностным лицом в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

Комментарий к статье 290 Уголовного Кодекса РФ

1. Обязательным признаком получения взятки является предмет преступления - взятка, которая может быть выражена в деньгах, ценных бумагах, ином имуществе или выгодах имущественного характера.

Деньги как предмет получения взятки могут быть российскими рублями и иностранной валютой. Понятие ценной бумаги дано в . Формулировкой закона "иное имущество" охватываются все остальные случаи, не подпадающие под получение денег или ценных бумаг (все вещи, а также имущественные права).

Предметом преступления являются также выгоды имущественного характера, т.е. оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате легальные услуги имущественного характера (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры и т.п.), оплачиваемые третьим лицом нелегальные услуги (например, в сфере сексуальных отношений), а также любое иное неэквивалентно возмещаемое действие, имеющее имущественную природу (занижение стоимости передаваемого имущества, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование кредитами). Например, по одному из дел взяткой была признана оплата взяткодателем стоимости ремонта автомобиля, принадлежащего взяткополучателю (БВС РФ. 1997. N 12. С. 10).

Взятка всегда имеет имущественную природу. Если должностное лицо получает какую-нибудь неимущественную выгоду (например, положительный отзыв в печати), получением взятки это не является.

2. С объективной стороны преступление выражается в одном из следующих действий: а) принятие взятки самим должностным лицом; б) принятие взятки его родными и близкими с его согласия или если оно не возражало против этого (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе"); в) фактическое принятие взятки посредником должностного лица с последующей передачей ее лицам, указанным в пп. "а" или "б".

3. Взятка получается не просто так, а за определенное и конкретное действие (бездействие) по службе или за общее благоприятствование в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. В основном составе получения взятки такое поведение виновного может быть выражено в следующем:

1) совершение действий (бездействие), которые входят в служебные полномочия должностного лица, т.е. прямо предусмотрены его компетенцией и формально - в отрыве от факта получения за них взятки - являются правомерными;

2) способствование в силу занимаемого должностного положения совершению действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия виновного, а входят в полномочия другого должностного лица. В данном случае виновный, используя служебное положение в широком смысле этого слова, т.е. служебные связи, авторитет и значимость занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, добивается, чтобы желаемые для взяткодателя действия (бездействие) были совершены третьим лицом. В настоящее время судебная практика, основываясь на буквальном толковании закона, исходит из того, что таким третьим лицом является также именно должностное лицо (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г.). Ранее в судебной практике встречались случаи, когда должностные лица за взятку способствовали совершению действий с использованием занимаемого лицом, выполняющим управленческие функции, служебного положения (БВС РФ. 1996. N 7. С. 12).

Использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование служебного положения;

3) общее покровительство - действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением иных действий;

4) попустительство по службе - непринятие должностным лицом мер реагирования на упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, подчиненных по службе взяткополучателю (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г.).

4. Пленум Верховного Суда РФ исходит из необходимости наличия отношений подчиненности между взяткодателем и должностным лицом при общем покровительстве и попустительстве. Однако из закона буквально следует, что по службе, т.е. в отношениях между начальником и подчиненными, осуществляется только попустительство. Общее же покровительство, как форма поведения должностного лица, может иметь место не только в сфере контроля за работой подчиненных. Оно оказывается и иным лицам, не находящимся в служебном подчинении у виновного, в отношении которых он наделен распорядительными полномочиями (например, глава администрации района оказывает общее покровительство отдельным предпринимателям). Поэтому ограничительное толкование Пленумом Верховного Суда характера действий при общем благоприятствовании следует признать не основанным на законе. В судебной практике встречаются дела, по которым общее покровительство обоснованно констатировалось вне сферы служебной подчиненности (БВС РФ. 1999. N 7. С. 9).

5. Действия (бездействие) должностного лица, за которые получается взятка, находятся за рамками состава рассматриваемого преступления. Это значит, что для признания преступления оконченным фактического их совершения не требуется. Тем не менее обязательным признаком состава получения взятки является связь между ними и фактом получения взятки. Эта связь выражается в том, что взятка обусловлена совершением одного из указанных выше действий (бездействия). Обусловленность взятки означает, что она дается под условием, что должностным лицом будут совершены действия (бездействие) по службе именно под влиянием факта получения взятки, и наоборот - что условием совершения действий (бездействия) является передача взятки или договоренность о таковой. Таким образом, взятка всегда является подкупом должностного лица. Даже тогда, когда взятка получается уже после совершения указанных в законе действий или бездействия (так называемая взятка-вознаграждение), она должна быть обусловлена, т.е. совершению действий (бездействию) должна предшествовать договоренность о взятке.

6. Если должностное лицо, не рассчитывая на взятку, совершает действие (бездействие) по службе, а уже затем получает от кого-либо за это заранее не обещанное вознаграждение (благодарность), состава получения взятки не имеется - должностное лицо будет нести ответственность за дисциплинарный проступок либо полученное им вознаграждение не выходит за рамки правомерного дарения. Поэтому предусмотренная ст. 575 ГК допустимая величина подарка публичным служащим, лицам, замещающим государственные должности, муниципальные должности, служащим Банка России - 3 тыс. руб. - является границей между правомерным поведением и дисциплинарным проступком, но не получением взятки, минимальный размер которой вообще не установлен законом.

7. В ст. ст. 290, 291 УК указывается, что взятка может быть получена и дана через посредника. Посредником во взяточничестве является лицо, которое непосредственно получает или передает определенные ценности, заменяя тем самым взяткополучателя или взяткодателя. От указанных лиц посредник отличается тем, что действует не в своих интересах и не по своей инициативе. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" указал, что уголовная ответственность посредника во взяточничестве в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в даче или получении взятки наступает лишь в случаях, предусмотренных ст. 33 УК. Таким образом, в отсутствие самостоятельной нормы об ответственности за посредничество во взяточничестве действия посредника в получении (равно как и в даче) взятки квалифицируются как соучастие (чаще всего пособничество) в совершении, соответственно, получении или даче взятки.

8. Если лицо (так называемый "мнимый посредник") получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи их должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь делать этого, присваивает их, содеянное им следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу взятки.

9. Получение взятки является оконченным преступлением в момент получения хотя бы части обусловленной взятки.

10. Не влияет на наличие рассматриваемого преступления то, что должностное лицо, возможно, и не собиралось совершать действия (бездействие), за которое взятка получена. Однако, если указанные действия не входят в его компетенцию и оно объективно не может обеспечить их совершение иным должностным лицом, содеянное следует квалифицировать как мошенничество (ст. 159 УК).

11. Субъективная сторона получения взятки характеризуется прямым умыслом и корыстным мотивом (БВС РФ. 2002. N 8. С. 15). Поскольку получение взятки связано с ее передачей, умыслом виновного должны охватываться не только характер и значение его собственных действий, но и характер и значение действий взяткодателя и осознание последним этих обстоятельств.

12. Субъект преступления специальный - должностное лицо (см. п. п. 8 - 11 комментария к ст. 285 УК).

13. Квалифицированным получение взятки является в случае, если действия (бездействие), за которые она получается, являются незаконными (ч. 2 ст. 290 УК). Действия (бездействие), о которых говорится в ч. 2 ст. 290 УК, могут быть преступными (совершение за взятку злоупотребления полномочиями, незаконное освобождение от уголовной ответственности и т.п.) и непреступными, но противоправными с точки зрения иных отраслей законодательства. Взяткополучатель, совершивший в интересах взяткодателя или представляемых им лиц незаконные действия, образующие состав иного преступления, подлежит ответственности по совокупности преступлений - по ч. 2 ст. 290 УК и соответствующей статье УК, предусматривающей ответственность за это преступление (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г.).

14. В ч. 3 ст. 290 УК особо квалифицирующим признаком является ответственное служебное положение виновного - занятие им государственной должности РФ или субъекта РФ либо должности главы органа местного самоуправления (см. п. п. 12, 13 комментария к ст. 285 УК). Соучастники такого преступления несут ответственность по ст. 33 и ч. 3 ст. 290 УК (п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г.).

15. Взятка считается полученной группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК), если в ее получении принимало участие несколько должностных лиц, достигших об этом предварительного соглашения (п. "а" ч. 4 ст. 290 УК). Для наличия рассматриваемого квалифицирующего признака требуется, чтобы на момент получения взятки предполагалось, что каждое должностное лицо совершит в интересах взяткодателя или представляемых им лиц какое-либо действие (бездействие) с использованием своего служебного положения.

16. По смыслу закона организованная группа (ч. 3 ст. 35 УК) создается для многократного совершения должностных злоупотреблений. В организованную группу взяткополучателей помимо должностных лиц могут входить лица, не являющиеся должностными; последние несут ответственность за получение взятки организованной группой со ссылкой на ст. 33 УК.

17. В обоих случаях группового получения взятки преступление окончено, когда часть взятки получена хотя бы одним должностным лицом, хотя Пленум Верховного Суда РФ подобное решение вопроса распространяет лишь на случаи организованной групповой деятельности (п. 13 Постановления от 10 февраля 2000 г.).

18. Каждый самостоятельный эпизод получения взятки должен найти отражение в процессе квалификации по совокупности преступлений. Не образует совокупности получение заранее обусловленной суммы взятки в несколько приемов, а также систематическое получение ценностей за общее покровительство или попустительство по службе, если эти деяния объединены единством умысла взяткодателя (продолжаемое преступление).

19. Вымогательство взятки (п. "в" ч. 4 ст. 290 УК) - это требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий (бездействия), которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина. Кроме того, вымогательство может быть выражено в завуалированной форме, когда виновный прямо не требует дать взятку, но умышленно ставит гражданина в условия, когда тот вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г.).

Если должностное лицо угрожает совершением законных и обоснованных действий (которые не могут причинить вреда законным интересам), вымогательства взятки не будет. Например, не является вымогательством взятки требование следователя дать взятку под угрозой возбуждения уголовного дела по факту действительно имевшего место преступления.

20. Крупным размером взятки (п. "г" ч. 4 ст. 290 УК) в соответствии с примечанием к ст. 290 УК признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тыс. руб. Если фактически получена сумма менее 150 тыс. руб., но установлено, что умыслом взяткополучателя охватывалось получение взятки в крупном размере, содеянное им следует квалифицировать не по ч. 1 ст. 290 УК, а по п. "г" ч. 4 ст. 290 УК (БВС РФ. 2001. N 8. С. 18). В данном случае содеянное образует оконченное получение взятки в крупном размере, имея в виду, что рассматриваемое преступление всегда признается оконченным в момент получения хотя бы части взятки.

(Пока оценок нет)

Когда человек сталкивается с трудностями в достижении какой-либо цели, он ищет любые способы преодолеть их. И зачастую эти способы бывают незаконными или весьма сомнительными. Поэтому взятка, то есть получение каких либо незаслуженных или даже противозаконных преимуществ путем их «покупки» у уполномоченного лица, является очень распространенным преступлением. Хуже всего во взятке то, что благодаря ей наиболее сильно развивается коррупция, которая значительно вредит любой сфере государственной деятельности.

Взятка как преступление

Законодательством Российской Федерации взятка рассматривается как уголовно наказуемое преступление. При этом само по себе определение « » в Уголовном Кодексе Российской Федерации весьма гибкое и сложное. Звучит оно следующим образом:

Что может считаться взяткой?

Практически все, что угодно. Определение «Взятка» — одно из самых гибких и обширных в Российском законодательстве. Взяткой могут быть:

  • Деньги;
  • Ценные бумаги;
  • Акции;
  • Драгоценные металлы;
  • Драгоценные камни;
  • Предметы роскоши;
  • Документы на право владения любым имуществом;
  • Транспорт.

И многое другое. Однако взятка не обязательно должна быть какой — то вещью. Она так же может выглядеть как какая — то услуга, как законная, так и противоречащая Российскому законодательству.

Размер

Самый важный вопрос — это сам размер взятки. Она делится по размеру на значительную, крупную и особо крупную. Значительной взяткой считается передача материальных благ общей стоимостью выше 25000 рублей , крупной взяткойсвыше 150000 рублей , особо крупной — свыше 1000000 рублей . Именно размер взятки определяет тяжесть преступления и наказание за него. Размер взятки в иностранной валюте рассчитывается по курсу, актуальному в день получения этой самой взятки.

Какие действия могут считаться совершенными за взятку?

  • Общее покровительство вышестоящим или должностным лицом;
  • Действия, на которые способен гражданин в силу своего служебного положения, должности или социального статуса;
  • Действия, на которые уполномоченное лицо или гражданин могут повлиять косвенно за счет своего социального статуса;
  • Попустительство в любой форме;
  • Целенаправленное бездействие, дающее взяткодателю привилегии.

Взятка, как статья УК РФ

Передача взятки имеет собственную статью в УК РФ под номером 290 . Она достаточно длинная и при этом весьма подробная, в ней четко обозначены различные типы взяток и наказания за них.

Часть первая

Рассматривает взятку без каких — либо отягчающих обстоятельств. Часть первая статьи 290 УК РФ отличается тем, что дает основные определения взяточничества и определяет список лиц, которых можно обвинить в получении взятки.

Виды наказания:

  1. Штраф до 1000000 рублей;
  2. за 2 года;
  3. от 10 до 50;
  4. До 2-х лет ;
  5. До 5 лет исправительных работ;
  6. До 3-х лет .

Часть вторая

Вторая часть рассматривает получение взятки в значительном размере, то есть свыше 25000 рублей.

Виды наказания:

  1. Штраф до 1500000 рублей;
  2. Штраф в размере зарплаты осужденного за 2 года;
  3. Штраф в размере суммы взятки, помноженной на коэффициент от 30 до 60;
  4. До 6 лет лишения свободы.

Часть третья

В третьей части рассматривается взятие взятки за любое уголовно наказуемое или иное преступление.

Виды наказания:

  1. Штраф до 2000000 рублей;
  2. Штраф в размере зарплаты осужденного за 2 года;
  3. Штраф в размере суммы взятки, помноженной на коэффициент от 40 до 70;
  4. До 3-х лет лишения свободы.

Часть четвертая

Рассматривает вышеописанные преступления совершенные либо лицом, занимающим государственную должность, либо руководителем органа местного управления.

Виды наказания:

  1. Штраф до 3000000 рублей;
  2. Штраф в размере зарплаты осужденного за 3 года;
  3. Штраф в размере суммы взятки, помноженной на коэффициент от 60 до 80;
  4. До 7-х лет лишения свободы.

Часть пятая

Пятая часть статьи 290 УК РФ рассматривает иные виды взятки, такие как:

  • Совершенную по сговору или представителями преступной группировки;
  • С применением и ;
  • С размером взятки свыше 150000 рублей (крупной взятки).

УК РФ, в особо крупных размерах устанавливается:

  1. Штраф в 80-100-кратной сумме незаконного вознаграждения с запретом три года заниматься конкретной деятельностью или пребывать на определенном посту.
  2. Тюремное заключение на 8-15 лет. Дополнительно виновному вменяется штраф в 70-кратной сумме полученной взятки.

Важный момент В некоторых случаях в качестве факта принятия незаконного вознаграждения может выступать предоставление выгоды не непосредственно должностному лицу, а его родственникам. Квалифицировать такое деяние по ст.

Статья 290. получение взятки

УК РФ: комментарий В качестве субъекта преступления может выступать иностранное должностное лицо. Им является любой чиновник (избираемый или назначаемый), осуществляющий деятельность в судебном, административном, исполнительном либо законодательном органе зарубежного государства, выполняющий публичную функцию для него.
Значительным размером незаконного вознаграждения по ст. 290 УК РФ выступает денежная сумма, стоимость имущества (ценных бумаг в том числе), услуг или вещных прав, величина которых больше 25 тыс. руб. Крупным считается размер больше 150 тыс. рублей, а особо крупным — более 1 млн.


руб. Ответственность Ст. 290, ч. 1 УК РФ устанавливает общий состав преступления и соответствующее наказание. В качестве наказания предусматривается:

  1. Принудительные работы на период до 5-ти л.
  2. Штраф до 1 млн.

В данную категорию могут входить:

  • Перемещения по службе.
  • Увольнение с работы.
  • Зачисление в штат.
  • Взыскание.
  • Поощрение и прочее.

Также в данную группу относят, например:

  • Невыполнение ревизии/инвентаризации.
  • Сокрытие недостачи и пр.

Способствование действию/бездействию рассматривается как использование своей должности в широком смысле. В данном случае предполагается наличие связей с другими чиновниками, не находящимися в подчинении виновного, и возможностей оказать на них влияние авторитетом.

Попустительство или покровительство Правоведы отмечают, что состав преступления будет формироваться в том случае, если указанные действия будут облачены в конкретные противозаконные акты.

Статья 290 ук рф. получение взятки

Как выше было сказано, виновным в принятии материальных ценностей, прав либо выгод от услуг может быть исключительно должностное лицо. Если субъектом, совершающим неправомерные действия, выступает служащий какой-либо коммерческой организации или иной компании (учреждения, предприятия), за получение взятки он понесет ответственность по статье 204 Уголовного кодекса (коммерческий подкуп).

Предмет преступления Привлечение лица к ответственности по ст. 290 УК РФ осуществляется, если за незаконное вознаграждение выполняются не только действия, которые входят непосредственно в полномочия виновного. Наказание несет и должностное лицо, которое в силу имеющегося у него авторитета либо служебного положения может оказать влияние или способствовать совершению поведенческих актов в пользу субъекта либо представляемых им граждан.

Статья 290 ук рф. получение взятки (действующая редакция)

Государственные должности РФ устанавливаются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственными органами РФ. Государственные должности субъектов РФ устанавливаются конституциями (уставами) и законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственными органами субъектов РФ;4) получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п.»а» ч.5);5) получение взятки с ее вымогательством (п.»б» ч.5);6) получение взятки в крупном размере (п.»в» ч.5).

Крупный размер взятки определен примечанием к комментируемой статье и составляет сумму, превышающую 150 тысяч рублей. 7) получение взятки в особо крупном размере (ч.6). Особо крупный размер взятки определен примечанием к комментируемой статье и составляет сумму, превышающую 1 миллион рублей.
2.

РФ или субъекта России, равно как и главами органов местного самоуправления, предусматривается:

  1. Штраф в 60-80-кратной величине вознаграждения с лишением прав заниматься конкретной деятельностью или пребывать на определенных постах в течение 3-х лет.
  2. Тюремное заключение на 5-10 лет. Дополнительно к лишению свободы будет вменен штраф в 50-кратную сумму незаконного вознаграждения.

5 ст.
В ч.5-6 комментируемой статьи субъектом преступления, наряду с указанными лицами, является лицо, занимающее государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта РФ, а равно глава органа местного самоуправления. В ч.4 субъектом преступления является только лицо, занимающее государственную должность, либо глава органа местного самоуправления.

Важно

Во всех случаях обязательным признаком субъекта преступления должно быть наличие служебных полномочий по совершению действия (бездействия), за совершение которого лицо получает взятку, либо в силу должностного положения возможности способствовать таким действиям (бездействию);4) субъективная сторона: характеризуется прямым умыслом. Преступление считается оконченным с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей.

Ст. 290 ук рф. получение взятки должностным лицом

Применимое законодательство:1) Конституция РФ (главы 4-7 — указание на лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации);2) ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 36 — понятие главы органа местного самоуправления);3) ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской Федерации» (ст.

Ст 290 ч 6 ук рф

РФ);4) ФЗ «О противодействии коррупции»;5) Указ Президента РФ от 11.01.95 N 32 «О государственных должностях Российской Федерации»;6) Указ Президента РФ от 04.12.2009 N 1381 «О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации»;7) указание Следственного комитета при прокуратуре РФ от 29.12.2008 N 7/224 «Об организации работы в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в сфере противодействия коррупции». 3. Судебная практика:1) постановление ВС РФ от 09.07.2013 N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»;2) Ангарским городским судом (Иркутская область) (приговор от 27.02.2012) гр.М. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 290 УК РФ (в редакции Федерального закона РФ от 04.05.2011 N 97-ФЗ), с назначением ему наказания с применением ст.

Статья 290 ч.6 ук рф

В качестве них могут выступать необоснованные:

  • Выдачи премий.
  • Продвижения по службе.
  • Предоставления отпусков руководителям или иным лицам и пр.

Попустительство может быть выражено в непресечении нарушений, нереагирование на несоблюдение требований (прогулы, явки в нетрезвом виде и пр.). Субъективная сторона Она характеризуется наличием вины и прямого умысла.
Взяткополучатели осознают, что принимают незаконную выгоду за осуществление действий или не совершение их, покровительство/попустительство, пособничество. Умысел виновного предполагает также осознание того, что предоставляющий ценности или услуги субъект знает, что вознаграждение незаконно. Он понимает, что выгоды предлагаются за совершение деяний с использованием его служебного положения.

Ст. 30 и ч. 6 ст. 290 ук рф

Служащие коммерческих и иных организаций, не являются должностными лицами и за получение незаконного вознаграждения будут нести ответственность по ст.204 УК РФ – коммерческий подкуп.Взятка имеет определение в виде денег, ценных бумаг, иных имущественных выгод.Взятка получается должностным лицом за совершение или несовершение каких-либо действий в пользу взяткодателя или другого лица, которое представляет взяткодатель.

Ст.290 ч.6 ук рф

Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) — наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до двух миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового. 4.

Объективная сторона получения взятки и коммерческого подкупа.

Уважаемые коллеги! Предлагаю рассмотреть судебную практику нашего региона и других регионов и позиции ВС РФ по данной теме.

Объективная сторона состава преступления, устанавливающего уголовную ответственность за получение взятки (ст.290 УК РФ), предусматривает 4 варианта служебного поведения должностного лица, за которое или в связи с возможностью осуществления которого оно получает взятку. При этом соответствующие действия должностного лица могут быть выполнены как до получения незаконного вознаграждения (в том числе и не быть обусловленным обещанием вознаграждения), так и после его полу­чения.

Варианты служебного поведения должностного лица, за которое оно получает взятку, следующие:
1) действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, входящие в служебные полномочия должностного лица (ч. 1 ст. 290 УК РФ);
2) действия (бездейст­вие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но получатель взятки в силу своего должностного положения может способство­вать такому действию (бездействию) со стороны другого должност­ного лица (ч. 1 ст. 290 УК РФ);
3) общее покровительство или попуститель­ство по службе должностным лицом взяткодателю или представляемым им лицам (ч. 1 ст. 290 УК РФ);
4) незаконное действие (бездействие) должностного лица в пользу взяткодателя или пред­ставляемых им лиц (ч. 3 ст. 290 УК РФ).

В пунктах 3-6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 даны разъяснения указанных понятий.

При первом варианте поведения (п.3 Пленума) должностного лица имеются в виду законные, правомерные дейст­вия (бездействие) должностного лица, не нарушающие его служеб­ные обязанности, не выходящие за рамки должностной компетенции субъекта, т. е. действия (бездействие), которые оно имеет право и (или) обязано совершить в пределах его служебной компетенции (можно привести следующие примеры: сокращение установленных законом сроков рассмотрения обращения взяткодателя, ускорение принятия должностным лицом соответствующего решения, выбор должностным лицом в пределах своей компетенции или установленного законом усмотрения наиболее благоприятного для взяткодателя или представляемых им лиц решения).

Рассмотрим пример, когда обоснованность предъявления органами следствия К. обвинения по ч. 1 ст. 290 УК РФ вызывает сомнение.
К., являясь главным государственным таможенным инспектором отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 3 таможенного поста таможни, обладая распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от нее в служебной зависимости, с правом принятия обязательных для исполнения такими лицами решений, т.е. должностным лицом, постоянно осуществляющим функции представителя власти, действуя умышленно, из корыстных побуждений, по предварительной договоренности с лицом, уголовное дело в отношении которого выделено в отдельное производство, находясь на своем рабочем месте, используя служебный телефон, передала такому лицу за вознаграждение в размере 3000 рублей и двух коробок шампанского, общей стоимостью 2616 рублей, конфиденциальную информацию «для служебного пользования» из базы данных ФТС России «Мониторинг-Анализ ЦБД ГТД» об индексах таможенной стоимости в зависимости от фирмы изготовителя и страны происхождения в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ (г. Архангельск, Ломоносовский районный суд, дело № 1-170-2011).
Вместе с тем передачу должностным лицом конфиденциальной информации для «служебного пользования» постороннему лицу нельзя отнести к действиям, которые таможенный инспектор имеет право и (или) обязан совершить в пределах его служебной компетенции.
Пунктом 6 ч.1 ст. 7, п. 7 ч. 1 ст. 17 Закона РФ от 21.07.1997 № 79-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» предусмотрен запрет на использование в неслужебных целях средств информационного обеспечения, а также служебной информации, разглашение ставших известными сведений в связи с исполнением должностных обязанностей.
Пункт 32 Приказа ФТС РФ от 24.05.2006 № 469 «Об утверждении административного регламента ФТС по предоставлению государственной услуги по информированию о правовых актах в области таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов» запрещает осуществлять консультации о подтверждении или о принятии решения об определении кода товаров по ТН ВЭД России, страны происхождения, о подтверждении или об определении таможенной стоимости, об арифметических исчислениях сумм, подлежащих уплате таможенных платежей в отношении конкретных товаров. Информация об индексах таможенной стоимости в зависимости от фирмы изготовителя и страны происхождения в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ, относится к данным, включающим формализованное описание области риска, указаний о применении мер по его минимализации, содержащихся в профилях риска, а также информации содержащейся в ориентировках, методике выявления риска и критериям отнесения товаров внешнеэкономических операций и лиц к группам риска, которые согласно п.п. 1.6,1.7,1.8 приказа ФТС России от 11.09.2007 № 1117дсп «Об утверждении Перечня служебной информации ограниченного распространения в Федеральной таможенной службе» отнесена к информации ограниченного распространения, которую запрещается разглашать согласно приказу ФТС России от 17.07.2007 № 870 дсп «Об утверждении Инструкции о порядке учета, обращения и хранения документов, дел и изданий, содержащих служебную информацию ограниченного распространения».

Полагаю, что данные действия К. необходимо было квалифицировать, как получении взятки за незаконные действия в пользу взяткодателя.
Так, по ч. 1 ст. 290 УК РФ были квалифицированы органом предварительного следствия действия К., являвшегося руководителем территориального отдела – главным государственным инженером-инспектором гостехнадзора по Л. району, в полномочия которого входила регистрация тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдача на них государственных регистрационных знаков.
В соответствии со своими должностными полномочиями он принял у С. необходимые документы для регистрации колесного трактора. Реализуя умысел на получение взятки, сообщил С. ложные сведения о необходимости представления дополнительных документов о подтверждении права собственности на трактор либо о возможном установлении права собственности на указанную технику в судебном порядке, затем предложил за денежное вознаграждение в сумме 3000 рублей оформить регистрационные документы на трактор в кратчайшие сроки. После оформления, передал документы на трактор С. и получил от последнего взятку в размере 2500 рублей
(г. Архангельск, Холмогорский районный суд, дело № 1-72-2012).
Уголовное дело прекращено за деятельным раскаянием.

Из материалов уголовного дела следует, что представленных С. документов было достаточно для регистрации трактора в установленном порядке. В действиях К. усматриваются признаки вымогательства взятки, поскольку он заведомо создал условия, при которых лицо было вынуждено передать ему денежные средства с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов - права эксплуатировать трактор, которое наступает после регистрации указанной техники.
Так, К., являющийся мастером лесничества, исполняющий обязанности главного специалиста-эксперта, признан виновным в получении от Д. в качестве взятки 80 листов фанеры на сумму 36 000 рублей за совершение в пользу Д… и представляемых им лиц законных действий, входящих в его должностные обязанности, а именно: за содействие в отводе, рассмотрении материалов отвода, таксации, разработки технологических карт лесосек делянки в выделах лесничества, а также в согласовании технологических карт разработки лесосек как им, так и руководителем лесничества.
При этом К. достоверно знал, что он может в силу должностного положения способствовать согласованию технологических карт разработки лесосек руководителем лесничества.
Получив предмет взятки, К. рассмотрел материалы отводов и таксации лесосек делянки в выделах, согласовал технологические карты разработки лесосек для заготовки древесины лично, а затем с руководителем лесничества. На основании материалов отвода и таксации, технологических карт разработок лесосек, согласованных с К. и руководителем лесничества, ОАО «ХХХХХХ», осуществило подачу в лесничество лесной декларации, передав затем указанные в ней лесосеки Д.

Таким образом, К. получил взятку как за выполнение своих должностных полномочий, так и за способствование по согласованию технологических карт разработки лесосек, что входило в должностные обязанности уже другого вышестоящего должностного лица-руководителя лесничества (Архангельская область, Няндомский районный суд, дело № 1-39-2011).

Как указал Пленум в п. 4 Постановления от 09.07.2013 № 24: «способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению действий (бездействию) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц выражается в использовании взяткополучателем авторитета и иных возможностей занимаемой должности для оказания воздействия на других должностных лиц в целях совершения ими указанных действий (бездействия) по службе. Такое воздействие заключается в склонении другого должностного лица к совершению соответствующих действий (бездействию) путем уговоров, обещаний, принуждения и др.

При этом получение должностным лицом вознаграждения за использование исключительно личных, не связанных с его должностным положением, отношений не может квалифицироваться по ст. 290 УК РФ. В этих случаях склонение должностного лица к совершению незаконных действий (бездействию) по службе может при наличии к тому оснований влечь уголовную ответственность за иные преступления (например, за подстрекательство к злоупотреблению должностными полномочиями или превышению должностных полномочий).
Например, ВС РФ пришел к выводу об отсутствии данного признака состава получения взятки в действиях главного инженера Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» (далее - ФГУ «ЗКП»), который за денежное вознаграждение руководителей коммандитного товарищества (далее-КТ) Карасева и Гуляева способствовал скорейшему изданию постановлений и других документов в мэрии города и администрации района, оформлению необходимых документов на земельные участки в комитете по земельным ресурсам и землеустройству, иных учреждениях. Так, Замков ввиду знакомства с руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству получил информацию о наличии неиспользуемого земельного участка, которая могла быть предоставлена любому гражданину. Затем Замков подготовил проект постановления о выделении земельного участка и необходимые документы, а руководитель указанного комитета завизировал его проект постановления и отдал его специалистам администрации для дальнейшего согласования и представления главе администрации района. Кроме того, Замков помог свидетелю П. в проведении геодезической съемки на земельном участке, просил свидетеля Л.-руководителя филиала РГУП, который знал о подготовке земельным комитетом пакета документов и проекта решения по земельному участку, ускорить составление проекта постановления администрации района об изъятии неиспользуемого земельного участка у частного предпринимателя и передаче его под жилищное строительство представительства КТ.
Органами следствия не ставился вопрос, а судом не было установлено нарушений закона в действиях должностных лиц администрации района и города по выделению участков земли для КТ под жилищное строительство. При этом суд пришел к выводу, что ни одно из выполненных Замковым действий не входило в его должностные обязанности и исключил из предъявленного ему обвинения совершение действий, которые входили в его служебные обязанности или к которым он имел отношение по службе в ФГУ. Из приведенных в приговоре показаний свидетеля Л. следовало, что Замков являлся авторитетным человеком в области землеустройства, это вызывало к нему доверие и убежденность в отсутствии нарушений при выделении земельного участка. Однако суд показаниям свидетеля дал произвольное толкование, исказил их смысл и вопреки их содержанию указал, что показания свидетеля указывают на авторитет занимаемой Замковым должности и ее значимость. Между тем из материалов дела и приговора следовало, что осужденный совершил действия (т.е. выполнил обусловленную заключенным с ним договором работу) не только не входящие в его служебные полномочия и не связанные с его должностным положением, а, наоборот, обусловленную лишь его личным авторитетом в силу профессиональных качеств и личными связями, использование которых при влиянии на других должностных лиц, взаимоотношения между которыми законом не были оформлены и не были обусловлены исполнением им должностных функций, что не могло рассматриваться в качестве обязательного признака объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ.

При таких обстоятельствах Судебная коллегия приговор суда в отношении Замкова в части осуждения по ст. 290 ч. 4 п. «г» УК РФ, Карасева и Гуляева по ст. 291 ч. 1 УК РФ отменила, уголовное преследование прекратила за отсутствием в их действиях состава преступления (Кассационное определение от 14.10.2010 №13-О10-23).

В соответствии с законом получение должностным лицом взятки в виде способствования в силу своего должностного положения совершению действий (бездействия) в пользу взяткодателя возможно лишь в том случае, когда у должностного лица есть на то право и оно, как неотъемлемая составная часть его полномочий, может быть реализовано только путем совершения конкретных действий (бездействия), но в пределах представленных функций.

Получение взятки предполагает наличие определенных отношений, одним из элементов которых является непосредственное использование лицом принадлежащих только ему полномочий, поскольку без этого невозможно достижение требуемого результата. Использование возможностей других лиц предполагает объективную возможность виновного оказать на них влияние, употребив для этой цели свое должностное положение.

Теперь рассмотрим примеры, когда взятки (коммерческий подкуп) передавались за способствование в совершение определенных действий в интересах дающего.
Так, Т., являясь директором по транспорту и логистике ОАО «Савинский цементный завод», в обязанности которого входило принятие мер по своевременному заключению договоров на подачу, уборку вагонов, эксплуатации подъездного пути и других документов, регламентирующих взаимоотношения предприятия, организация ремонта по среднему и подъемочному ремонту железнодорожных подъездных путей, проведение работы по совершенствованию эксплуатации и технического обслуживания транспорта предприятия, в период с сентября 2007 по декабрь 2008 предложил директору ООО «Строймет» П. передавать ему путем перевода на счет его дочери Т… денежные средства в размере 5-7% от общей суммы, подлежащей оплате за выполняемые по договорам работы, за услуги по лоббированию интересов ООО «Строймет» при выполнении договоров, приемке выполненных работ, по ускоренному составлению необходимой документации и оплате в ускоренные сроки работ по договорам. Директор ООО «Строймет» П. выразил согласие. После чего Т., используя свое служебное положение, 10 сентября 2007 лично подготовил письмо от имени генерального директора ОАО «Савинский цементный завод» в адрес ОАО «Евроцемент групп» о согласовании договора подряда от 29 августа 2007 по модернизации железнодорожных весов между ОАО «Савинский цементный завод» и ООО «Строймет», договора подряда по монтажу автовесов между ОАО «Савинский цементный завод» и вышеуказанным ООО, пользуясь своим авторитетом убедил генерального директора ОАО «Савинский цементный завод» в необходимости подписания данного письма, договоров и направил их адресату, обеспечил ускоренное составление документации и согласование договоров в ОАО «Евроцемент групп». После того, как вышеперечисленные договоры с ООО «Строймет» были заключены, требуемые работы выполнены, во исполнение данных договоров, 29 октября 2007 и 1 октября 2008 подписал счета-фактуры, акты приемки и справки о стоимости выполненных работ. П. в свою очередь перевел на счет дочери Т. оговоренные с последним суммы денег
(Архангельская область, Плесецкий районный суд, дело № 1-120-2011).

Недостатком при описании данного деяния является то, что в приговоре (дело рассмотрено в особом порядке) и в обвинении было не указано, в чем конкретно выразились действия Т. по обеспечению ускоренного составления документации и согласования договоров в ОАО «Евроцемент групп».
Вердиктом коллегии присяжных заседателей установлено, что ректор СГМУ С. получал взятки за действия, которым обвиняемый мог способствовать в силу своего служебного положения, значимости и авторитета должности руководителя государственного учреждения и представителя государства в нем, в частности, от директора ООО «МС-Мастер» А- за скорейшие подписание договоров и государственных контрактов, их приемку и своевременную оплату, от Ш., являвшегося и директором ООО «Лайт.СД» и индивидуальным предпринимателем, - за скорейшее подписание государственных контрактов, приемку выполненных работ и своевременную их оплату, от директора ООО «Тэлма» Ф. - за победу в аукционе на заключение двух государственных контрактов, от директора ООО «Сфера Безопасности» А.- за победу в аукционе на заключение двух государственных контрактов (Архангельск, областной суд, дело № 2-1-2012).
В практике ВС РФ как способствование совершению определенных действий признавались, в частности, действия заместителя главы администрации муниципального образования по способствованию в предоставлении земельного участка, начальника отдела внутренних дел, пообещавшего за взятку поспособствовать прекращению уголовного дела, работника прокуратуры за взятки содействовавшего осужденным при рассмотрении судом ходатайств осужденных об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, которое выразилось в даче соответствующего заключения в судебном заседании.
Так, Г. был осужден по п. Г ч. 4 ст. 290 УК РФ за то, что, являясь заместителем главы администрации Воскресенского района Саратовской области, лично получил взятку в виде денег в крупном размере за действия в пользу взяткодателя, которым он в силу своего должностного положения мог способствовать. В кассационных жалобах адвокаты указывали, что Г. не мог содействовать решению интересующих А. вопросов ввиду строгой регламентации процедуры предоставления земельных участков и отсутствия у него соответствующих полномочий. Судебная коллегия Верховного Суда РФ обвинительный приговор оставила без изменения, указав следующее.

А. обратился к Г. с просьбой оказать содействие в приобретении земельного участка под строительство коттеджа и аренде земли под сельскохозяйственные культуры. В ответ на предложение Г. он согласился передать тому взятку. При получении денег Г. был задержан. Судебная коллегия подчеркнула, что в предъявленном Г. обвинении указаны конкретные действия по оказанию содействия А., подтверждена его компетентность в решении этих вопросов. Согласно должностной инструкции в подчинении Г. находился отдел по управлению имуществом, непосредственно занимающийся процедурой сбора документации, необходимой для предоставления земли. При этом Г. предпринимал конкретные действия, направленные на содействие А. в решении вопроса о предоставлении земельных участков. Так, Г. лично отвел А. к находящемуся у него в непосредственном подчинении начальнику отдела управления имуществом, которому указал на необходимость содействия А. по интересующим его вопросам. Когда Г. стало известно об отказе начальника отдела подписать заявление А., он лично в ходе телефонного разговора указал тому на необходимость выполнения требования А., в результате начальник отдела поставил свою резолюцию, а Г. обещал в дальнейшем способствовать положительному решению вопроса
(Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 28.08. 2007 N 32-о07-25). Приговором Астраханского областного суда с участием присяжных заседателей Д., являвшийся начальником Астраханского линейного управления внутренних дел на транспорте, признан виновным в том, что, действуя вопреки интересам службы, покушался на получение от А. взятки в крупном размере - 25 тысяч долларов США, эквивалентных 663 702 рублям за способствование в принятии решения о прекращении в отношении последнего уголовного преследования и снятию ареста с конструкций, установленных на барже «Вагенборг 106».
Как следует из приговора, было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 188 УК РФ, т.е. по обвинению в незаконном перемещении через таможенную границу строительных конструкций и оборудования, автозаправочных станций, принадлежащих ООО «Арктика. Поставки и услуги». На стационарные конструкции баржи «Вагенборг 106» судом был наложен арест.
После того как Д. стало известно о том, что генеральный директор ООО «Арктика. Поставки и услуги» А. допрошен следователем в качестве подозреваемого и в отношении его избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде, он встретился с последним, потребовал передать ему взятку за содействие в прекращении уголовного преследования и снятии ареста с конструкций. А., согласившись передать взятку в сумме 25 тысяч долларов США, обратился с соответствующим заявлением в УФСБ РФ по Астраханской области и под контролем правоохранительных органов передал Д. 400 подлинных долларов США и светокопий 24 600 долларов США.
Суд квалифицировал действия Д. по части 3 статьи 30, пункту «г» части 4 статьи 290 УК РФ как покушение на получение должностным лицом взятки в виде денег за действия в пользу взяткодателя, когда оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям, в крупном размере
(Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 14.11.2007 № 25-007-39сп).
Как способствование действиям в пользу взяткодателя в силу должностного положения были признаны действия X., который, являясь помощником прокурора Пермского края по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, получал взятки за содействие при рассмотрении судом ходатайств осужденных об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, которое выразилось в даче заключения в судебном заседании об удовлетворении ходатайств осужденных
(Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 16.01.2008 № 44-007-120).
Опубликованы и другие примеры из судебной практики (Бюллетень Верховного Суда РФ, 1997, №4, 2000, №9).
Как разъяснил Пленум в п.5 Постановления от 09.07.2013 № 24, «при получении взятки за общее покровительство или попустительство по службе конкретные действия (бездействие), за которые она получена, на момент ее принятия не оговариваются взяткодателем и взяткополучателем, а лишь осознаются ими как вероятные, возможные в будущем.

Общее покровительство по службе может проявляться, в частности, в необоснованном назначении подчиненного, в том числе в нарушение установленного порядка, на более высокую должность, во включении его в списки лиц, представляемых к поощрительным выплатам.

К попустительству по службе относится, например, согласие должностного лица контролирующего органа не применять входящие в его полномочия меры ответственности в случае выявления совершенного взяткодателем нарушения.

Относящиеся к общему покровительству или попустительству по службе действия (бездействие) могут быть совершены должностным лицом в пользу как подчиненных, так и иных лиц, на которых распространяются его надзорные, контрольные или иные функции представителя власти, а также его организационно-распорядительные функции».

Например, признаки общего покровительства были установлены Архангельским областным судом по вышеуказанному делу № 2-1-2012.
Вердиктом коллегии присяжных заседателей установлено, что С., являясь руководителем, ректором и и.о. ректора АГМА, СГМУ в марте 1998 года, угрожая увольнением, потребовал от директора торгово-технологического комплекса (далее ТТК) АГМА, СГМУ Богдановой Н.А. за сохранение за ней должности и общее покровительство по службе передавать ему деньги за каждый месяц работы ТТК и лично получил от Богдановой Н.А., в 1998 году за 7 месяцев, в 1999 году за 8 месяцев по 5 000 руб. за месяц, в 2000 году за 8 месяцев по 10 000 руб. за месяц, в 2001 году за 8 месяцев, в 2002 году за 8 месяцев по 15 000 руб. за месяц, в 2003 году за 8 месяцев по 20 000 руб. за месяц.
Он же в один из дней с 1 ноября 2002 года по 1 марта 2003 года, угрожая увольнением, потребовал от директора ветеринарного центра СГМУ Ярыгина В.А. за сохранение за тем должности и общее покровительство по службе передавать ему деньги за каждый рабочий месяц и лично получил от Ярыгина В.А. в марте - декабре 2003 года за 9 месяцев по 10 000 руб. за месяц, в январе – декабре 2004 года за 11 месяцев в той же сумме.
Основным отличием получения взятки за общее покровительство и попустительство по службе от получения взятки за незаконные действия является то, что взяткодатель и взяткополучатель не оговаривают конкретные действия (бездействие), за которые она получена. На момент ее принятия они лишь осознают возможность совершения таких действия (бездействия) со стороны взяткополучателя в будущем.
ВС РФ оставил без изменения приговор Нижегородского областного суда в отношении государственного налогового инспектора Фадеева, осужденного по ч.1 ст. 290 УК РФ за получение взятки в сумме 600 тысяч рублей от частного предпринимателя Быкова за общее покровительство и попустительство по службе. При этом Судебная коллегия исходила из того, что по показаниям Фадеева деньги от Быкова он получал согласно договоренности с ним за общее покровительство и попустительство. Свидетель Быков подтвердил эти обстоятельства и дополнительно пояснил, что взятки он мог и не давать, при этом ущерба его законным интересам не наступило бы. Более того, он решил дать взятку, чтобы с помощью Фадеева избежать в будущем ответственности за возможные нарушения налогового законодательства, т. е. для защиты своих незаконных интересов
(Бюллетень Верховного Суда РФ, 1999, №7).

В тех случаях, когда взятка передается за конкретные действия, признаки общего покровительства и попустительства по службе отсутствуют.
ВС РФ признал обоснованным исключение судом из обвинения главному государственному таможенному инспектору Хасанской таможни З. получения взятки за общее покровительство и попустительство по службе.
Из материалов дела следовало, что З. после таможенного контроля партии лома черных металлов, экспортируемой ООО «СТМ Холдинг», предъявил представителю общества незаконное требование о передаче взятки за совершенные им действия, входящие в круг его непосредственных должностных обязанностей.
Доводы кассационного представления о необоснованности такого решения Судебная коллегия признала несостоятельными, указав, что З. требовал и получил взятку за конкретные действия по таможенному оформлению партии груза, которые он совершил
(Кассационное определение от 17.11.2005 № 56-о05-70).

Часть 3 ст. 290 УК РФ устанавливает уголовную ответственность должностного лица за получение взятки за незаконные действия (бездействие), т.е. за поведение, связанное с нарушением обязанностей по службе.

П. 6 Пленума разъяснил, что под незаконными действиями (бездействием), за совершение которых должностное лицо получило взятку (ч. 3 ст. 290 УК РФ), следует понимать действия (бездействие), которые:
1) совершены должностным лицом с использованием служебных полномочий, однако в отсутствие предусмотренных законом оснований или условий для их реализации;
2) относятся к полномочиям другого должностного лица;
3) совершаются должностным лицом единолично, однако могли быть осуществлены только коллегиально либо по согласованию с другим должностным лицом или органом;
4) состоят в неисполнении служебных обязанностей;
5) никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.
К ним, в частности, относятся фальсификация доказательств по уголовному делу, неисполнение предусмотренной законом обязанности по составлению протокола об административном правонарушении, принятие незаконного решения на основании заведомо подложных документов, внесение в документы сведений, не соответствующих действительности.

Получение должностным лицом взятки за использование должностного положения в целях способствования совершению другим должностным лицом незаконных действий (бездействию) по службе надлежит квалифицировать по ч. 3 ст. 290 УК РФ.

Рассмотрим несколько примеров.
Так, суд признал И. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.290 УК РФ (в редакции Федерального закона от 13.06.1996г.), в связи с теми, что он, являясь инспектором дорожно-патрульной службы 1 роты в составе отдельного батальона ДПС ГИБДД при УВД, при осуществлении функций представителя власти, в должностные обязанности которого входило предотвращение и пресечение преступлений и административных правонарушений, составление протоколов об административных правонарушениях, выявив факт нарушения водителем С. п.1.3 Правил дорожного движения (выезд на полосу встречного движения с пересечением сплошной линии разметки), т.е. административное правонарушение, предусмотренное ч.4 ст.12.15. КоАП РФ, предложил С. с целью несоставления протокола об административном правонарушении передать ему денежные средства в размере 2000 рублей. Поскольку денежные средства у С. отсутствовали, договорился о передаче ему указанной суммы на следующий день. После чего 2 ноября 2010 возле п. Зеленец получил от С. взятку в размере 2000 рублей за несоставление протокола об административном правонарушении, т.е. за незаконное бездействие. Аналогичная квалификация дана судом действиям Щ, который, являясь инспектором по исполнению административного законодательства ГиБДД ОВД, в должностные обязанности которого входила организация хранения административных дел и контроль за исполнением судебных решений о назначении административного наказания, получил через посредника взятки за незаконные действия по выдаче водителям, лишенным права управления транспортными средствами, Попову, Мезину и Копенину водительских удостоверений. Судом осужден Т.-оперативный уполномоченный УВД, получивший взятку за незаконные действия по прекращению проверки в отношении предпринимателя. Судом осуждены А. за то, что, зная о незаконной рубке древесины, будучи мастером леса ХХХХ лесничества, в обязанности которого входило выявление данных правонарушений и сообщение о них руководству, сокрыл данный факт за взятку, П., занимавший должность мастера лесничества, который незаконно сверх договора отвел участок леса под вырубку, заклеймив деревья. Действия должностных лиц УИН, за вознаграждение проносивших на территорию исправительного учреждения мобильные телефоны для осужденных, также признавались незаконными, поскольку данные предметы относились к числу запрещенных к использованию осужденными, в силу должностных полномочий сотрудники УИН были обязаны сами изымать у осужденных запрещенные к хранению предметы, требовать от них исполнения обязанностей, осуществлять контроль за соблюдением режимных требований, а также пресекать правонарушения. Незаконными признавались действия врачей, которые за взятку без осмотров в нарушение п.15 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России № 514 от 01.08.2007 выдавали листки нетрудоспособности.

Теперь рассмотрим примеры, когда исключался из объема обвинения квалифицирующий признак -«незаконность действий».
Органом предварительного расследования по эпизодам получения Б. взяток от ООО «Остеон» и ЗАО «Сервисинструмент» предъявлено обвинение в получении денег за совершение незаконных действий, выразившихся в инициировании, организации, подготовке и проведении соответствующих аукционов в интересах данных организаций. Незаконность действий Б., по мнению стороны обвинения, выразилась в том, что тот нарушил требования Федерального закона РФ от 21 июля 2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» и п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона РФ № 135 «О защите конкуренции», создав преимущественные условия в торгах путем предоставления информации о предметах аукциона.
Вместе с тем все аукционы с участием ООО «Остеон» и ЗАО «Сервисинструмент», о чем показали свидетели, были проведены в соответствии с требованиями указанных законов. Каких-либо нарушений при этом не допущено.
Высылка заранее менеджером ЗАО «Сервисинструмент» в адрес ГУЗ «АОКБ» технических характеристик оборудования не противоречила положениям обоих законов, поскольку установленный запрет (ст. 32 Федерального закона РФ от 21 июля 2005 № 94-ФЗ) на проведение каких-либо переговоров заказчика с участником размещения заказа касается именно участника аукциона, а таковым он становится лишь после рассмотрения заявки и допуска к аукциону.
Кроме того, установлено, что аукционы проводились в открытой форме, информация о них и предметах аукциона объявлялась заранее, все заинтересованные лица имели к ней доступ, могли самостоятельно принимать участие, подавать заявки, делать ценовые предложения.
Об отсутствии неправомерной конкуренции в данных аукционах свидетельствовал и тот факт, что при проведении указанных аукционов помимо ООО «Остеон» и ЗАО «Сервисинструмент» участвовали и другие организации.
Таким образом, каких-либо неправомерных действий Б. в организации и проведении аукционов с участием ООО «Остеон» и ЗАО «Сервисинструмент» судом не установлено.
С учетом изложенного по данным эпизодам обвинения Б. суд исключил квалифицирующий признак – незаконность действий (Архангельский областной суд, дело № 2-37-2012).
Коммерческий подкуп имеет много общих признаков объективной стороны со взяточничеством.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 204 УК РФ, состоит в незаконном получении лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконном пользовании услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом должностным положением.

Обязательным признаком объективной стороны преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 204 УК РФ, является незаконное получение предмета подкупа.

Незаконность получения предмета подкупа может выражаться в совершении действий, объективно невыгодных коммерческой организации, поскольку в этом случае нарушается установленная гражданским законодательством обязанность действовать в интересах представляемого юридического лица добросовестно и разумно (п. 3 ст. 53 ГК РФ) и установленная ст. 21 Трудового кодекса РФ обязанность работника добросовестно выполнять трудовые обязанности.

Получение вознаграждения по инициативе самого получателя может и не противоречить интересам организации, однако такие действия могут противоречить принципу добросовестности и нарушать законные интересы организации, являющейся контрагентом, дискредитировать принцип свободы договора.