Возбуждение исполнительного производства.

Если должник свои обязательства перед противоположной стороной не желает исполнять добровольно, то потребуется возбуждение исполнительного производства. Как правило, за весь дальнейший процесс отвечают судебные приставы.

Однако в некоторых случаях можно обойтись и без них. Например, если дело касается взыскания средств, то можно напрямую обратиться в банк, обслуживающий должника. Чуть дальше мы расскажем о том, как это правильно сделать.

Но всё-таки основной упор по тексту материала будет уделен взаимоотношениям с судебными приставами.

В этой статье:

Основания для возбуждения исполнительного производства

Исполнительное производство возбуждается по заявлению взыскателя. Однако для его подготовки на руках должен быть исполнительный документ – судебный приказ или исполнительный лист.

Все исполнительные документы можно разделить на две группы.

В первую из них входят исполнительные документы, исходящие из суда. Как говорили выше, это, прежде всего, исполнительные листы и судебные приказы.

Можно ещё упомянуть и постановления суда по административным штрафам. Однако в некоторых случаях приставы работают и с определениями суда.

Например, происходит это в том случае, когда в счёт обеспечения иска суд налагает арест на собственность ответчика.

Вторую группу образуют документы, хотя и исходящие не от суда, но приравненные к исполнительным.

Сюда можно отнести:

  1. Соглашения по алиментам
  2. Решения комиссий по трудовым спорам
  3. Админпостановления (несудебные)

Основанием для возбуждения исполнительного производства является оригинал исполнительного документа, прикладываемый к заявлению. Если он утерян, то необходимо позаботиться об оформлении его дубликата.

По отношению к судебным приказам и исполнительным листам соответствующая процедура восстановления прописана в процессуальном законодательстве.

Как подготовить заявление

Когда исполнительный документ уже находится на руках у взыскателя, то стоит заняться подготовкой заявления о возбуждении исполнительного производства. Но для начала следует выяснить координаты необходимого отдела судебных приставов. Легче всего это сделать с помощью официального сайта ФССП, также может помочь сервис 2 ГИС.

В отличие от иска, в шапке заявления к приставам указываются не истец и ответчик, а взыскатель и должник. Естественно, что пишутся их адреса и контактные данные.

Целесообразно также указать в заявлении банковские реквизиты для перечисления. Это существенно облегчит работу приставам. Для физических лиц, реквизиты можно получить в банке, предоставив паспорт.

Основная часть начинается с описания фабулы судебного решения и исполнительного листа, выданного на его основе. Если же приставам передаётся другой исполнительный документ, то точно также о нём указываются все данные.

Если взыскиваются деньги, то списком перечисляется состав истребуемых сумм (основная задолженность, пенни, проценты, убытки и т. д.). Когда же дело касается имущества, то идёт его описание.

В случае, когда предметом исполнительного документа являются действия, указывается их суть.

Также в заявлении должны быть перечень приложений и личная подпись взыскателя (его доверенного лица).

Действия пристава при получении исполнительного листа

Пристав проверяет поступившие к нему документы и если они в порядке, то исполнительное производство возбуждается по постановлению пристава, которое, направляется как взыскателю, так и непосредственно должнику.

Когда происходит возбуждение исполнительного производства, основания, сроки чётко прописываются в специальном законодательстве об исполнительном производсте.

Так, на запуск всего механизма может уйти до шести дней. Три дня даётся на то, чтобы документы поступили из канцелярии к исполнителю и ещё такой же срок отведён оформлению постановления.

Не исключено, что по вине почты документы могут не дойти к сторонам. В этом случае проверить, возбуждено ли исполнительное производство можно двумя способами.

Проще всего поинтересоваться об этом непосредственно в отделе ФССП. Однако можно все узнать и благодаря интернету.

Для этого достаточно получить требуемые сведения из банка данных по исполнительным производствам, доступном на сайте ФСПП. Там есть режим поиска отдельно по гражданам и предприятиям.

В поисковом запросе обязательно указывается регион, где находятся приставы, инициалы физического лица или наименование предприятия.

После возбуждения исполнительного производства рекомендуется регулярно интересоваться у пристава ходом всего процесса.

В самом начале мы говорили о том, что взыскать с должника деньги можно через его банк (если, конечно, известны реквизиты его счёта). Для этого туда подаётся заявление с просьбой о списании средств. В качестве основания приводятся данные исполнительного документа.

Не забудьте указать в заявлении и собственные платёжные данные!

В случае, когда на счету оппонента будут деньги, то они автоматически переведутся их получателю. Иначе, исполнительный документ вернётся назад.

Основанием исполнительного производства могут стать сразу несколько документов, выдаваемых в рамках одного судебного решения.

Например, исполнительные листы по отдельности оформляются на основной долг и компенсацию судебных издержек. Здесь приставу пишется отдельное заявление для каждого исполнительного документа.

Краткая инструкция

Важно правильно подойти к процедуре возбуждения исполнительного производства, включая подготовку все требуемых документов. В противном случае будет утеряно драгоценное время.

Если есть сложности, то вот краткий и всем понятный алгоритм:

  1. Если вы добиваетесь исполнения воли суда, то на руках должен быть судебный приказ или экземпляр исполнительного листа (подчеркнём, в оригинале)
  2. Напишите заявление в адрес судебных приставов. При этом оно должно начинаться с фразы «прошу возбудить (начать) исполнительное производство по…». Приложите к нему оригинал документа, предъявляемого для исполнения
  3. Подайте пакет документов лично или почтой (разумеется, с описью вложения и уведомлением по вручению)
  4. Дождитесь корреспонденцию от приставов

Если в течение двух недель ничего не приходит, то следует подойти и получить копию постановления лично. Когда отделение ФССП находится на другой территории, то следует заказать отправку документов.

Вот собственно и все. Если возникнут ещё вопросы, то наши консультанты будут с радостью готовы ответить на них в режиме онлайн.

Исполнительное производство заключительная стадия гражданского процесса, в которой уполномоченные органы и должностные лица производят исполнение актов судов общей юрисдикции.

Различают:

  • добровольное исполнение решения суда, инициируемое соответствующим предложением, вручаемым должнику;
  • принудительное исполнение решения суда, которое производится по истечении срока для добровольного исполнения решения.

Судебные решения приводятся в исполнение по вступлении их в законную силу, кроме случаев немедленного исполнения. Исполнительное производство возбуждается по заявлению взыскателя и прокурора. Контроль за правильным и своевременным исполнением решения суда осуществляется судьей. Министерство юстиции РФ, министерства юстиции республик в составе РФ осуществляют руководство и контроль за работой по исполнению судебных решений. К нормативно-правовым актам, определяющим условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, относятся, прежде всего, Федеральный закон «Об исполнительном производстве» № 119-ФЗ, Федеральный закон "О судебных приставах"№ 118-ФЗ, принятые 21 июля 1997 года и иные федеральные законы, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов.

Исполнительное производство является установленным законом порядком принудительной реализацией постановлений судов (либо других юрисдикционных органов). Исполнительное производство может быть возбуждено как в отношении физических, так и в отношении юридических лиц, оно может быть возбуждено судебным приставом-исполнителем на стадии принудительного исполнения исполнительных документов.


Заказать услугу

Стадии исполнительного производства:

Исполнительное производство как процессуально-процедурная деятельность включает три стадии: первая стадия – возбуждение исполнительного производства и подготовка к осуществлению принудительного исполнения, вторая – осуществление принудительного исполнения и третья – завершение исполнительного производства. На каждой из стадий исполнительного производства решаются свои специфические задачи.

1) Первая стадия: стадия возбуждения исполнительного производства и подготовки к осуществлению принудительного исполнения. Здесь решаются вопросы возможности принятия исполнительного документа к исполнению, возможности добровольного исполнения, принимаются меры к розыску должника и его имущества, к его аресту для последующего обращения взыскания.

2) Вторая стадия: стадия осуществления принудительного исполнения. Здесь совершаются исполнительные действия, связанные с практическим обращением взыскания на имущество и средства должника, обеспечивается совершение действий, к которым обязан по судебному акту должник.

3)Третья стадия: стадия завершения исполнительного производства. Здесь разрешаются вопросы о прекращении или об окончании исполнительного производства либо возвращении исполнительного документа взыскателю.

Раccмотрим все стадии более подробно:

Возбуждение исполнительного производства.

Возбуждение исполнительного производства - первый этап процесса исполнения исполнительного документа. На этом этапе судебный пристав-исполнитель, получив исполнительный документ, должен установить наличие или отсутствие оснований для возбуждения исполнительного производства, после чего принять решение о возбуждении исполнительного производства или об отказе в возбуждении исполнительного производства. До возбуждения исполнительного производства никакие исполнительные действия совершены быть не могут. Данное правило вытекает из того, что совершение исполнительных действий сопряжено с возможностью применения к должнику мер государственно-властного принуждения в виде мер принудительного исполнения, существенно ущемляющих и ограничивающих его имущественные права. Возбуждению исполнительного производства предшествует фактическое предъявление исполнительного документа к взысканию. На данном этапе судебный пристав-исполнитель принимает заявление и исполнительный документ от взыскателя, или от суда, или иного органа, выдавшего исполнительный документ. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений.

Однако само по себе фактическое принятие судебным приставом-исполнителем исполнительного документа еще не означает последующего возбуждения исполнительного производства. В соответствии со ст. 31 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если:

  • исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;
  • исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, предусмотренного ч. 4 ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве";
  • истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению;
  • документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным ст. 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве";
  • исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, установленным ст. 43 и ч. 14 ст. 103 Федерального закона "Об исполнительном производстве";
  • исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению, и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным п. 1 и 2 ч. 1 ст. 47 и п. 1, 2 и 4 ч. 15 ст. 103 Федерального закона "Об исполнительном производстве";
  • не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению;
  • исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. После устранения обстоятельств, предусмотренных п. 1 - 4 и 7 ч. 1 ст. 31 Федерального закона "Об исполнительном производстве", возможно повторное направление (предъявление) исполнительного документа судебному приставу-исполнителю. Если должником является организация, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала. Требования, содержащиеся в исполнительных документах, обязывающих должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), исполняются по месту совершения этих действий. В случае отсутствия сведений о местонахождении должника, его имущества, местонахождении ребенка исполнительные действия совершаются, и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника или по месту жительства взыскателя до установления местонахождения должника, его имущества.

Статья 428 ГПК РФ устанавливает, что исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления решения в законную силу, кроме случаев немедленного исполнения, когда исполнительный лист выдается немедленно по вынесении решения. Исполнительный лист выдается взыскателю либо по его просьбе направляется для исполнения непосредственно судом. Таким образом, в силу диспозитивного характера гражданских правоотношений, для предъявления исполнительного листа к взысканию и возбуждения исполнительного производства необходимо волеизъявление взыскателя в форме подачи им соответствующего заявления, без которого возбуждение исполнительного производства невозможно. Предъявление исполнительного листа к взысканию - право, а не обязанность взыскателя, следовательно, никто не может за взыскателя решать вопрос о необходимости предъявления исполнительного листа к взысканию и возбуждении исполнительного производства. Предполагается, что заявление о возбуждении исполнительного производства может быть подано и подписано лично взыскателем либо его представителем, имеющим соответствующую доверенность на право предъявления исполнительного документа к взысканию. Доверенность должна быть приложена к заявлению. От имени взыскателя - юридического лица заявление может быть подписано руководителем данного юридического лица или представителем юридического лица, имеющим соответствующую доверенность, которая также прикладывается к заявлению.


Заказать услугу

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Приостановления исполнительного производства.

Приостановление исполнительного производства также представляет собой форму перерыва в совершении исполнительных действий наряду с отложением исполнительных действий и их отсрочкой. Однако, в отличие от иных юридических действий, приостановление осуществляется не на конкретный период времени, а на неопределенный период до отпадения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по делу.

В зависимости от оснований приостановление исполнительного производства совершается либо судом (ст. 39 Федерального закона "Об исполнительном производстве"), либо судебным приставом-исполнителем (ст. 40 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Приостановление исполнительного производства возможно в обязательном порядке или по усмотрению органа, разрешающего вопрос. В любом случае приостановление исполнительного производства возможно только по основаниям, указанным в ст. 39 и 40 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Данные перечни носят исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежат. Например, в судебной практике одним из распространенных оснований для ходатайств со стороны бюджетных организаций о приостановлении исполнительного производства является ссылка на отсутствие денежных средств. Однако данное основание хотя и уважительное, но не указано в ст. 39, 40 Федерального закона "Об исполнительном производстве", в связи, с чем суды отказывают в подобных случаях в приостановлении исполнительного производства.

Суд приостанавливает исполнительное производство полностью или частично в обязательном порядке в следующих случаях:

  • предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключение из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу;
  • оспаривания результатов оценки арестованного имущества;
  • оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;
  • в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

Исполнительное производство может быть приостановлено судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации, полностью или частично в случаях:

  • оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;
  • оспаривания в суде акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
  • нахождения должника в длительной служебной командировке;
  • принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий;
  • обращения взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения;
  • в иных случаях, предусмотренных ст. 40 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях:

  • смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство;
  • утраты должником дееспособности;
  • участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях;
  • отзыва у должника - кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за исключением исполнительного производства, которое в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" не приостанавливается;
  • применения арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства в порядке, установленном статьей 96 настоящего Федерального закона;
  • принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора;
  • направления судебным приставом-исполнителем в Федеральную налоговую службу или Банк России уведомления о наложении ареста на имущество должника-организации.

Исполнительное производство может быть приостановлено судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях:

  • нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;
  • розыска должника-гражданина или розыска ребенка;
  • просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • направления постановления о поручении совершить отдельные исполнительные действия и (или) применить отдельные меры принудительного исполнения в соответствии с ч. 6 ст. 33 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Главный судебный пристав Российской Федерации, Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации и их заместители также обладают правом приостановления исполнительного производства, но только в одном случае - поступления жалобы на постановление, действия (бездействие) подчиненных им должностных лиц Службы судебных приставов.

Прекращение исполнительного производства.

Заказать услугу

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Прекращение исполнительного производства как юридическое действие имеет ряд существенных признаков:

  • оно производится только по основаниям, указанным в ст. 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве", указанный перечень расширительному толкованию не подлежит;
  • после прекращения исполнительного производства его возобновление невозможно, за исключением случаев, когда определение о прекращении исполнительного производства было отменено в судебном порядке. В этом плане прекращение исполнительного производства близко по правовым характеристикам к прекращению производства по делу в гражданском (ст. 221 ГПК РФ) и арбитражном (ст. 151 АПК РФ) судопроизводствах.

В соответствии со ст. 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительное производство прекращается судом в случаях:

  • смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;
  • утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий);
  • отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю;
  • в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.

При отказе взыскателя в указанных случаях от дальнейшего взыскания алиментов исполнительное производство подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 439 ГПК РФ". Действующее законодательство об исполнительном производстве, в отличие от первой редакции Федерального закона "Об исполнительном производстве" N 119-ФЗ, предоставило право самому судебному приставу-исполнителю решать вопросы прекращения исполнительного производства, но по большей мере это фактическое дублирование определений соответствующих судов о прекращении исполнительного производства.

Исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случаях:

  • принятия судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа;
  • принятия судом отказа взыскателя от взыскания;
  • утверждения судом мирового соглашения между взыскателем и должником;
  • отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;
  • отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство;
  • прекращения по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ.

Судебный пристав-исполнитель рассматривает заявление о приостановлении или прекращении исполнительного производства в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, с вынесением постановления о приостановлении или прекращении исполнительного производства либо об отказе в приостановлении или прекращении исполнительного производства. В соответствии со ст. 44 Федерального закона "Об исполнительном производстве" правовые последствия прекращения исполнительного производства в основном сводятся к следующему:

  • прекращенное исполнительное производство в соответствии с вступившим в законную силу судебным определением или постановлением судебного пристава-исполнителя не может быть возобновлено вновь;
  • после разрешения вопросов о прекращении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель отменяет все назначенные им меры по исполнению;
  • в случае наличия неисполненных постановлений о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, по ним возбуждается отдельное исполнительное производство. В этом случае ограничения, установленные для должника в ходе основного исполнительного производства, сохраняются судебным приставом-исполнителем в размерах, необходимых для исполнения вновь возбужденного исполнительного производства;
  • исполнительный документ, по которому исполнительное производство прекращено, остается в материалах прекращенного исполнительного производства и не может быть повторно предъявлен к исполнению.

Возвращение исполнительного документа.

В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю. Возвращение исполнительного документа взыскателю представляет собой аналог оставления заявления без рассмотрения в гражданском или арбитражном судопроизводстве.

В отличие от прекращения исполнительного производства, возвращение исполнительного документа взыскателю не влечет за собой невозможности возобновления исполнительного производства и не препятствует для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах сроков, исчисляемых в соответствии со ст. 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Здесь имеются в виду случаи наличия требования о возврате исполнительного документа со стороны самого инициатора исполнительного производства - взыскателя, что в полной мере соответствует принципу диспозитивности. Такой возврат возможен в случае, когда взыскатель по каким-либо причинам не желает в данный момент заниматься взысканием с должника. Если же взыскатель отказывается от самого права на взыскание, то в таком случае исполнительное производство прекращается на основании п. 2 ч. 2 ст. 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Если невозможно исполнить обязывающий должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена (п. 2 ч. 1 ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

Если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда Законом об исполнительном производстве предусмотрен розыск должника или его имущества (п. 3 ч. 1 ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Здесь имеются в виду случаи, когда изменились место жительства гражданина, юридический адрес организации, указанные в судебных актах и исполнительных документах, а установить новые не представляется возможным. В том случае, если объявлен розыск в порядке ст. 65 Федерального закона "Об исполнительном производстве", то на период розыска должника-гражданина или розыска ребенка возможно приостановление исполнительного производства в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 40 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Если у должника отсутствуют имущество или доходы, на которые может быть обращено взыскание, и принятые судебным приставом-исполнителем все допустимые законом меры по отысканию его имущества или доходов оказались безрезультатными (п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Здесь имеются в виду случаи невозможности фактического исполнения исполнительного документа, в основном о взыскании денежных средств, когда у должника отсутствуют как денежные средства, так и имущество, которое можно реализовать с целью передачи вырученных средств взыскателю.

Если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, не реализованное при исполнении исполнительного документа (п. 5 ч. 1 ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). В соответствии со ст. 87 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и ст. 350 ГК РФ взыскатель при определенных в указанных нормативных положениях юридических условиях вправе оставить за собой в собственности не проданное с публичных торгов имущество должника в погашение задолженности по исполнительному документу. Однако решение вопроса об оставлении за собой непроданного имущества должника является правом, а не обязанностью взыскателя. Поэтому взыскателю в случае отказа в оставлении за собой имущества должника возвращается исполнительный документ.

Если взыскатель своими действиями (бездействием) препятствует исполнению исполнительного документа (п. 6 ч. 1 ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Здесь имеются в виду случаи, когда исполнение невозможно без участия самого взыскателя, а он препятствует реализации исполнительного документа. Например, при исполнении исполнительного документа об участии отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка взыскатель не является для совершения данного исполнительного действия, в случае если он ранее заявил ходатайство о принудительном исполнении данного судебного решения.


Заказать услугу

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Окончание исполнительного производства.

Под окончанием исполнительного производства понимаются различные исполнительные действия, которые влекут за собой завершение исполнительных действий по конкретному исполнительному документу с самыми различными правовыми последствиями, среди которых может быть как сохранение права на возбуждение исполнительного производства, так и утрата такого права либо продолжение исполнительного производства в другом подразделении Службы судебных приставов. В этом смысле окончание исполнительного производства - не самостоятельное основание завершения исполнительного производства, а институт, объединяющий различные основания для завершения исполнительного производства, содержащиеся в гл. 1 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Согласно ст. 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительное производство оканчивается по следующим основаниям:

1. Фактическое исполнение исполнительного документа (п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Здесь имеется в виду самый оптимальный вариант окончания исполнительного производства - реальное исполнение должником или судебным приставом-исполнителем требований исполнительного документа, т.е. передача имущества, денежных средств, совершение соответствующих периодических действий должником и т.д., следовательно, исполнение судебного акта либо акта иного органа.

2. Фактическое исполнение за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство.

3. Возвращение взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

4. Возвращение исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ. Здесь имеются в виду случаи наличия требования о возврате исполнительного документа со стороны органа, выдавшего исполнительный документ.

5. Направление исполнительного документа из одного подразделения судебных приставов в другое. В данном случае имеется в виду направление исполнительного документа в другую Службу судебных приставов по правилам ст. 33 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

6. Ликвидация должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

7. Признание должника-организации банкротом и направление исполнительного документа конкурсному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 Федерального закона "Об исполнительном производстве". В соответствии со ст. 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве).

8. Направление копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом (п. 8 ч. 1 ст. 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

9. Истечение срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных ч. 9 ст. 36 Федерального закона "Об исполнительном производстве") независимо от фактического исполнения этого акта. Подлинник исполнительного документа в случаях, предусмотренных п. 1, 2, 8 и 9 ч. 1 ст. 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве", остается в оконченном исполнительном производстве. В остальных случаях в оконченном исполнительном производстве остается копия исполнительного документа. Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием основания окончания. В постановлении об окончании исполнительного производства отменяются розыск должника, его имущества, розыск ребенка, а также установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации и ограничения прав должника на его имущество.

Копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются:

1) взыскателю и должнику;

2) в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ;

3) в банк или иную кредитную организацию, другую организацию или орган, исполнявшие требования по установлению ограничений в отношении должника и (или) его имущества;

4) в организацию или орган, осуществлявшие розыск должника, его имущества, розыск ребенка.

Розыск должника, его имущества, розыск ребенка.

Субъекты розыскных мероприятий На любой стадии исполнительного производства может возникнуть ситуация, когда в результате умышленных или неумышленных действий изменяется адрес должника-организации или место жительство должника-гражданина, должник скрывает место нахождения своего имущества или место нахождения отбираемого ребенка, а принимаемые судебным приставом-исполнителем все допустимые законом меры по отысканию должника или его имущества остаются безрезультатными. В данной ситуации судебный пристав-исполнитель вправе объявить розыск должника, его имущества или розыск ребенка. Основания и порядок объявления розыска содержатся в ст. 65 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Согласно данной норме объявление розыска может носить обязательный или факультативный характер. Только после проведения предварительной розыскной работы, в случае ее безрезультатности, судебный пристав-исполнитель вправе объявить розыск.

Хотите подарок?

Для получения подарка нужно кликнуть по одной из кнопок социальных сетей!

7567 юристов ждут Вас


Автор вопроса -

Как узнать возбуждено ли исполнительное производство? Должны ли поставить в известность?

После решения областного суда о реабилитации (иск к Министерству финансов о возмещении материальных затрат) канцелярия суда отослала в территориальный отдел и . Прошло уже больше месяца с момента получения заказного письма отделом приставов. Как узнать возбуждено ли по данному вопросу? Должны ли меня поставить в известность об этом? Достаточно ли этих 2-х документов для возбуждения исполнительного производства? Заранее благодарю. Ева.

Ответы юристов

Дионис Остапов (13.02.2014 в 11:24:40)

Здравствуйте! В соответствии со ст. 30 ФЗ "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено данным ФЗ. При этом, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. В соответствии с п. 17 ст. 30 данного ФЗ, копия пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. Если Вам не известно, возбуждено исполнительное производство или нет, можете смело обратиться в отдел судебных приставов с соответствующим вопросом, в том числе и в письменной форме. Рекомендую ещё обратиться в прокуратуру с жалобой на судебных приставов о том, что до настоящего времени, спустя месяц, никаких действий по решению суда ими не производится, тем самым нарушаются Ваши права. В данном случае прокуратура даст оценку не только бездействию судебным приставам но и оценку обоснованности направления данного решения суда к ним. Обратите внимание на то, что в соответствии с ч. 2 ст. 239 Бюджетного кодекса РФ, обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных данным Кодексом. Вопросы исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ регулируются главной 24.1 БК РФ. Рекомендую Вам прочитать основную статью по данному вопросу - 242.1 БК РФ. В любом случае, так как Ваш вопрос не подкреплён более детальной информацией о решении суда и причинах направления его к судебным приставам, рекомендую обратиться с , которая даст Вам ответы на все Ваши вопросы более детально чем мы здесь, после предметного изучения имеющихся документов в суде и судебных приставов. Удачи!

Владимир (13.02.2014 в 13:16:56)

Добрый день Ева! По вашим вопросам поясняю. 1. Как узнать возбуждено ли исполнительное производство по данному вопросу?Подайте письменное заявление в адрес ОСП в котором сообщите что в соответствии с решением ______ суда от _____ года было вынесено решение о взыскании ______ с _________. Исполнительный лист в адрес ОСП был направлен ____ судом ____ года. Однако до настоящего времени решение суда не исполняется и извещений информационного порядка о возбуждении исполнительного производства в мой адрес не поступало. В связи с выше изложенным прошу: 1. Провести проверку по данному факту. 2. Возбудить исполнительное производства и осуществить деиствия исполнительного характера по решению суда на основании исполнительного документа. 3. О принятом решении прошу сообщить в письменной форме в установленные законом сроки.

Должны ли меня поставить в известность об этом?Да, должны направит уведомление (постановление судебного пристава-исполнителя) о возбуждении исполнительного производства.

Достаточно ли этих 2-х документов для возбуждения исполнительного производства? Да достаточно, для возбуждения производства основанием является - исполнительный лист. Для ускорения процесса направьте письменное заявление в адрес прокуратуры на осуществление прокурорского надзора за действиями должностных лиц по и исполнительного документа. С уважение...

ООО "Юрист" (13.02.2014 в 11:02:01)

Здравствуйте! Исполнительный лист необходимо направлять в Мин.фин.Это может сделать как взыскатель,так и судебный пристав. Статья 242.1. Общие положения [Бюджетный кодекс РФ] [Глава 24.1] [Статья 242.1] 1. Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов. 2. К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьей 242.2 настоящего Кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя. Дубликат исполнительного листа направляется на исполнение вместе с копией определения суда о его выдаче. Исполнительный документ, выданный на основании судебного акта о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, направляется на исполнение судом независимо от просьбы взыскателя. К такому исполнительному документу должна быть приложена копия судебного акта, на основании которого он выдан. 3. Основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является: непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи; несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве; предоставление документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в орган Федерального казначейства (финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования), в котором не открыт лицевой счет должника; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; абзац утратил силу; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа. 3.1. Основанием для возврата в суд исполнительных документов, поступивших на исполнение, является: представление судом заявления (либо судебного акта) об отзыве исполнительного документа; представление должником, либо взыскателем, либо судом документа, отменяющего судебный акт, подлежащий исполнению; невозможность осуществить возврат документов, поступивших на исполнение, взыскателю. В случае возврата в суд исполнительных документов по указанным в абзацах втором и третьем настоящего пункта основаниям взыскателю направляется уведомление с приложением всех поступивших от него документов. 3.2. Основаниями для возврата взыскателю или в суд документов, поступивших на исполнение, являются невозможность перечисления денежных средств по реквизитам банковского счета, указанного взыскателем и (или) судом в исполнительном документе, и отсутствие в течение 30 дней со дня направления взыскателю или в суд уведомления об уточнении реквизитов банковского счета взыскателя. 4. Возвращение исполнительного документа взыскателю не является препятствием для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах срока, исчисляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации. 5. Действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном настоящей главой, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Матвеенко Сергей Васильевич (13.02.2014 в 11:04:11)

добрый день- если у вас требования к Министерству финансов то их исполнять пристав не станет вам направят отказ в возбуждении исполнительного производства и вернут исполнительный лист.

Если денежные средства взыскиваются с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета), документы направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации.

Если денежные средства взыскиваются с субъекта Российской Федерации за счет казны субъекта Российской Федерации (также за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации) - документы направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации

служба судебных приставов не может обращать взыскание на средства бюджетов системы Российской Федерации, за исключением установленных БК РФ случаев (так называемый, иммунитет бюджетов).

Соответственно и предъявление исполнительного листа осуществляется в порядке, установленном БК РФ.

Статья 242.1. БК РФ Общие положения

1. Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

2. К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьей 242.2 настоящего Кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.

Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.

Дубликат исполнительного листа направляется на исполнение вместе с копией определения суда о его выдаче.

Исполнительный документ, выданный на основании судебного акта о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, направляется на исполнение судом независимо от просьбы взыскателя. К такому исполнительному документу должна быть приложена копия судебного акта, на основании которого он выдан.

Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации возложено на Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов Российской Федерации, финансовые органы муниципальных образований, а также на органы Федерального казначейства (органы, осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) (гл. 24.1 Бюджетного кодекса РФ).

При этом обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных БК РФ (п. 2 ст. 239 БК РФ).

в случае предъявления взыскателем исполнительного документа данной категории непосредственно в структурное подразделение территориального органа ФССП России исполнительный документ без возбуждения исполнительного производства возвращается взыскателю с разъяснением порядка исполнения, установленного в главе 24.1 БК РФ.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель в 3-дневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа должен вынести постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов. В соответствии с указанной нормой судебный пристав-исполнитель, руководствуясь ч. 2 ст. 1 Закона об исполнительном производстве, а также ст. 239 и главой 24.1 БК РФ, должен вынести постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства.

МОЖИТЕ ПОЗВОНИТЬ ПРИСТАВУ- И УЗНАТЬ ГДЕ ВАШ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЛИСТ?

Заявление подаются компенсации морального вреда подать заявление (13.02.2014 в 18:44:59)

Здравствуйте. Служьа судебных приставов обязана Вас известить о возбуждении исполнительного производства. Ссылки на закон правильно отметили мои коллеги. Если Вас надлежащим образом не известили лучше не теряя времени на переписку с приставами направить и паралельно в прокуратуру.

Заявление об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя подается в районный (городской) суд. Жалобу на действия судебного пристава-исполнителя, на постановления судебного пристава необходимо подавать в суд, где исполняет обязанности судебный пристав-исполнитель.

Все жалобы пишутся по представленному образцу. Жалоба рассматривается судом по правилам, установленным главой 25 Гражданского процессуального кодекса РФ. Это значит, что срок рассмотрения составляет всего 10 дней. Судебный пристав-исполнитель в должен будет доказать, что его действия соответствуют закону.

Госпошлина при подаче не уплачивается. Обращаю внимание, что срок обжалования действий (бездействии) и постановлений судебного пристава-исполнителя составляет 10 дней с того дня, когда стало известно об обжалуемом действии или бездействии.

Если срок пропущен желательно сразу написать ходатайство с просьбой восстановить срок на обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя.

В ___________________________
(наименование суда)
от ___________________________
(ФИО заявителя, адрес)
Заинтересованное лицо: ___________
(наименование, адрес
судебного пристава-исполнителя)
Должник (взыскатель): ____________
(ФИО второй стороны, адрес)

ЗАЯВЛЕНИЕ
об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя

«___»_________ ____ г. постановлением судебного пристава-исполнителя было возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного листа (судебного приказа) о взыскании с _________ (ФИО должника) в пользу _________ (ФИО взыскателя) денежной суммы _______ рублей.

В ходе совершения исполнительных действий судебным приставом-исполнителем были совершены следующие действия _________ (указать действия (бездействия), которые обжалуются заявителем).

С указанными действиями я не согласен, поскольку они нарушают мои права _________ (указать, в чем нарушение прав заявителя).

В соответствии со статьей 441 Гражданского процессуального кодекса РФ, постановления судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием). Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо, в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 131-132, 441 Гражданского процессуального кодекса РФ,

Прошу:

  1. Признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя _________ (перечислить незаконные действия (бездействия), указать реквизиты постановления).
  2. Обязать _________ (ФИО судебного пристава-исполнителя) устранить в полном объеме допущенное нарушение моих прав.

Перечень прилагаемых к заявлению документов (копии по числу лиц, участвующих в деле):

1. Копия заявления

2. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины

3. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства

4. Обжалуемое постановление (письменный ответ)

5. Имеющиеся документы, подтверждающие доводы, изложенные в заявлении

Дата подачи заявления: "___"_________ ____ г. Подпись _______

то�J����Z�i_ивающейся Стороной;

Так вот любые национальные , выдаваемые на территории РФ, Украины, Белоруссии и.т.д. соответствуют этим требованиям.

Здесь нужно сделать небольшое уточнение: 28.03.2006 года формат национального удостоверения, признаваемого на территории других стран, был изменен. Главное отличие состоит в том, что сведения (строки) на водительском удостоверении теперь должны в обязательном порядке нумероваться в определенном порядке и его формат. Странам-участницам Конвенции дано 5 лет (т.е. до 28.03.2011 года) на приведение национальных удостоверений в соответствие новому формату. Однако даже, если у вас старое водительское удостоверение (выданное до 28.03.2011 года), где сведения не пронумерованы в соответствии все с той же Конвенцией (ст. 43 п.1), оно будет признаваться странами- до окончания срока их действия.

Даже ваше водительское удостоверение старого образца (бумажное в ламинате), выданное до 28.03.2011 г. действительно на территории России без каких-либо переводов и международных водительских удостоверений.