Иерархия российской власти схема. Структура органов государственной власти в рф

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня на нашем блоге пойдет речь о разделении властей. В начале, приобрела форму теоретико-правовой концепции, которую впервые разработал английский философ Д. Локк, в последующем, многие ученые правоведы рассматривали данную теорию представления формирования политической власти в этом ключе. Целью являлось разработка идеальной модели, которая исключала бы такие негативные явления как: узурпацию, бюрократию и монополизацию власти.Сегодня многие современные правовые государства реализуют на практике разделение властей, и как правило, существует три основных ветви: законодательная, исполнительная и судебная. При этом каждая из них независима и самостоятельна, но это относительные категории. Их относительность проявляется в существующей между ними взаимосвязи и взаимодействии. Суть разделения властей в том, что между органами власти распределена и разграничена компетенция, таким образом их самостоятельность проявляется во взаимном контроле.

Для того чтобы сформировать представление о разделении властей в Российской Федерации, необходимо рассмотреть таблицу представленную ниже. Данная таблица подготовлена в соответствии с Конституцией РФ. Дадим краткую характеристику каждой ветви власти.
Законодательная власть - принимает законы, бюджеты, осуществляет парламентский контроль за исполнительной властью. В РФ законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, верхняя палата- Совет Федерации (входят: по два представителя от каждого субъекта РФ (один от законодательного органа власти субъекта РФ и один от исполнительного органа власти субъекта РФ); нижняя палата — Государственная Дума (входит: 450 депутатов, избранных на выборах).
Исполнительная власть — организовывает исполнение законов, а так же осуществляет управление сферами жизни общества и отраслями государственного и хозяйственно-культурного строительства. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Правительство РФ является высшим исполнительным органом, который возглавляет единую систему исполнительной власти на всей территории России. Во главе Правительства РФ стоит Председатель Правительства РФ, кандидатуру которого предлагает Президент РФ и вносит на рассмотрение в Государственную Думу для получения согласия. После утверждения Председатель Правительства РФ формирует кадровый состав Правительства РФ и представляет Президенту РФ.
Судебная власть — обусловленная разделением властей вид государственной власти, который осуществляет правосудие по средствам уголовного, гражданского, конституционного и административного судопроизводства. Правосудие в РФ осуществляется только судом на основе законодательства регламентирующего организацию и порядок деятельности судов. Конституционный суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ иных НПА, а также разрешает споры о компетенции, дает толкование Конституции РФ и т.д. (см. ст.125 Конституции РФ). Верховный суд РФ является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иных делам подсудным судам в соответствии с законодательством, а так же дает разъяснения по вопросам судебной практики.
!Правосудие - это деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.!

Основа разделения властей естественное разделение функций, таких как законотворчество, государственное управление и правосудие. Говоря о какой-либо из ветвей следует отметить что каждая осуществляет государственный контроль. Необходимо понимать и то что помимо фактического разделения следует говорить и о разделении полномочий между органами государственной власти и муниципальными органами.
Российская Федерации является федеративным государством, которое предусматривает трёхуровневую систему, и представляется она следующим образом: федеральные органы власти; органы власти субъектов; органы муниципальной власти.

Подводя итог, нужно сделать несколько выводов, во-первых, принцип разделения властей направлен на то чтобы властные полномочия не были сосредоточены в компетенции одного органа государственной власти, а перераспределены и сбалансированы между различными органами власти; во-вторых, «система сдержек и противовесов» поддерживает независимость каждой ветви власти, хотя каждая в свою очередь может сдерживать, уравновешивать и контролировать другую, что в последующем не допускает нарушение Конституции и иных законов. Таким образом, разделение властей играет большую роль в работе государственного аппарата современного правового государства.

© Мария Растворова 2015

Основные понятия: орган государственной власти, государственное устройство РФ, уровни государственной власти, ветви государственной власти, Федеральное собрание, функции Федерального собрания, палаты Федерального собрания, Государственная Дума, Совет Федерации, Правительство РФ, полномочия Правительства РФ, судебная власть в Российской Федерации, Президент РФ, полномочия Президента РФ, функции Президента РФ

Орган государственной власти (государственный орган) — часть государственного аппарата, наделённая государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке.

Конкретно разделение властей проявляется в распределении, разграничении компетенции (полномочий) между органами, относящимися к этим трём ветвям государственной власти, их самостоятельности, во взаимном контроле.

Государственное устройство РФ

Глава государства — Президент РФ

Уровни государственной власти

Ветви государственной власти

Законодательная (представительная)

Исполнительная

Судебная

Система федеральных органов государственной власти

Федеральное собрание — парламент РФ

— Правительство РФ

— Федеральные министерства и ведомства

— Полномочные представители Президента РФ в федеральных округах

— Конституционный суд РФ

— Верховный суд РФ

— Другие федеральные суды

Система региональных органов государственной власти (субъектов РФ)

Государственные собрания, законодательные собрания, думы и т. д.

— Правительства (в республиках)

— Администрации, мэрии (в других субъектах РФ)

— Региональные министерства, управления, департаменты, комитеты и т.д.

— Конституционные суды (в республиках)

Уставные суды (в других субъектах РФ)

— Мировые судьи

Высшая законодательная власть в Российской Федерации

Федеральное собрание — двухпалатный парламент России, её постоянно действующий представительный и законодательный орган. Его особое положение обусловлено тем, что это общенациональный представительный орган, формируемый преимущественно на основе всеобщих свободных выборов.

Функции Федерального собрания

  • Законодательная
  • Принимает конституционные законы, федеральные законы, законы о поправках к Конституции РФ; формирует правовую систему государства и обеспечивает правовое регулирование

  • Представительская
  • Выражает народное волеизъявление, являясь органом народного представительства. Отражает не только проблемы, значимые для всей страны, но и самые разнообразные интересы, важные для отдельных групп населения и регионов. Обеспечивает ненасильственный, мирный, переход государственной власти от одних выборных представителей общества к другим

  • Контрольная
  • Обусловлена правом народа на контроль за деятельностью всех структур власти, которым он передал полномочия. Осуществляет парламентский контроль за деятельностью некоторых органов власти в области различных сфер государственного строительства, за исполнением государственного бюджета

  • Верховного руководства делами государства
  • Утверждает федеральный бюджет, участвует в решении вопросов, связанных со статусом субъектов РФ, даёт согласие на введение чрезвычайного положения

    Палаты Федерального собрания: особенности формирования и их полномочия

    Государственная Дума (Нижняя палата)

    Совет Федерации (Верхняя палата)

    Особенности формирования

    Состоит из 450 депутатов, избираемых всем населением страны сроком на 5 лет. Депутатом может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах

    Состоит из 170 членов (исходя из 85 субъектов РФ): по два представителя от каждого субъекта РФ: один представитель от законодательного и один — от исполнительного органа власти. Порядок формирования Совета Федерации регулируется федеральным законодательством

    Предмет ведения

    • Обсуждение и принятие законов.
    • Обсуждение и принятие федерального бюджета.
    • Установление налогов и сборов, финансовое регулирование.
    • Ратификация (утверждение) международных договоров, вопросы войны и мира.
    • Вопросы статуса и защиты государственных границ.
    • Выражение согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.
    • Решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству РФ.
    • Назначение на должность и освобождение от должности: Председателя Центрального банка РФ; Председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов; Уполномоченного по правам человека в РФ.
    • Объявление амнистии.
    • Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности
    • Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
    • Утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения.
    • Решение вопроса о возможности использовать Вооружённые силы РФ за пределами территории России.
    • Назначение выборов Президента РФ.
    • Отрешение Президента РФ от должности.
    • Назначение на должность судей Конституционного, Верховного судов РФ.
    • Назначение на должность и освобождение от должности: Генерального прокурора РФ; заместителя Председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов; части членов Центральной избирательной комиссии РФ

    Высшая исполнительная власть в Российской Федерации

    Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

    Правительство РФ — высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России.

    Правительство:

    • обеспечивает согласованное действие всех структур исполнительной власти;
    • осуществляет руководство всеми основными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизни, административно-политической деятельности.

    Процедура формирования Правительства РФ

    • Президент РФ выбирает по своему усмотрению кандидатуру Председателя Правительства и вносит её на рассмотрение Государственной Думы для получения согласия. Предложение о кандидатуре должно быть внесено не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ, или после отставки Правительства, либо в течение недели после отклонения кандидатуры главы Правительства Государственной Думой.
    • Дума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели. Согласие Государственной Думы выражается тайным голосованием, при этом необходимо получить большинство голосов от общего состава. После трёхкратного отклонения представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства по своему усмотрению, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы в Думу.
    • После получения согласия Государственной Думы Президент назначает Председателя Правительства, который в течение недельного срока представляет Президенту предложения по кандидатурам на должности своих заместителей и федеральных министров. Президент производит соответствующие назначения.

    Полномочия Правительства РФ

  • Разработка и представление Федеральному собранию федерального бюджета и обеспечение его исполнения; представление Государственной Думе отчёта об исполнении федерального бюджета
  • Государственный (федеральный) бюджет формируется путём налогов и сборов, доходов от государственной собственности и т. д.

  • Обеспечение проведения в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики
  • Политику проводят Министерство финансов, Центральный банк, другие структуры

  • Обеспечение проведения в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии
  • Политику проводят министерства: культуры, образования и науки, здравоохранения, труда и социальной защиты, другие структуры

  • Осуществление управления федеральной собственностью
  • Управление осуществляют министерства, государственные корпорации

  • Осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ
  • Обеспечивают министерства: обороны, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, иностранных дел; Федеральная служба безопасности, Федеральная служба охраны, другие структуры

  • Осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью
  • Обеспечивают правоохранительные органы: министерства внутренних дел и юстиции, суды, прокуратура, исправительно-трудовые учреждения

    Конституция предполагает, что основа Правительства РФ должна оставаться неизменной. В ней закреплён перечень должностных лиц, входящих в его состав: Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры. Однако состав Правительства может быть расширен за счёт образования новых федеральных органов исполнительной власти.

    Не все федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Председателя Правительства РФ. Исключение составляет ряд федеральных структур, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Так, к юрисдикции главы государства относятся министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, Федеральная служба безопасности и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти.

    Судебная власть в Российской Федерации

    Судебная власть — обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

    Институт президентства в Российской Федерации

    Потребность обеспечить устойчивость сложной системы управления государственными делами

    Политическая необходимость поста президента

    Президент (от лат. praesidens — сидящий впереди, во главе) — глава государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство страны на международной арене.

    Президент РФ как глава государства занимает особое место в системе органов государственной власти. По Конституции он прямо не относится ни к одной из ветвей государственной власти, обеспечивая их согласованное функционирование .

    Полномочия Президента РФ — это совокупность предоставленных Президенту РФ прав и обязанностей, которые необходимы ему для выполнения возложенных функций.

    Сфера деятельности

    Основные полномочия

    Правотворческая деятельность

    Издаёт указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам. Подписывает федеральные законы

    Правовой статус личности

    Предоставляет гражданство РФ и политическое убежище в России иностранным гражданам, лицам без гражданства. Обладает правом помилования осуждённых за уголовные преступления. Награждает государственными наградами РФ, присваивает почётные звания, высшие военные и высшие специальные звания

    Федеративное устройство государства

    Назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Приостанавливает действие органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Использует согласительные процедуры в случае возникновения споров между органами государственной власти Федерации и её субъектов, либо между самими субъектами РФ

    Отношения с парламентом

    Назначает выборы в Государственную Думу. Обладает правом законодательной инициативы. Вносит поправки в обсуждаемые законопроекты. Имеет право вето. Обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями об основных направлениях внутренней и внешней политики. Распускает Государственную Думу в установленном законом порядке

    Отношения с органами исполнительной власти

    Назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ. Определяет структуру Правительства РФ. Назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Принимает решение об отставке Правительства РФ. Отменяет постановления и распоряжения Правительства РФ, противоречащие Конституции РФ и федеральным законам. Формирует Администрацию Президента РФ

    Отношения с органами судебной власти и прокуратурой

    Выдвигает кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховного судов РФ. Назначает судей других федеральных судов. Предлагает Совету Федерации кандидатуру на должность Генерального прокурора РФ и вносит предложения об освобождении его от должности

    Оборона и безопасность страны

    Является Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами России. Утверждает военную доктрину. Назначает и освобождает от должности высшее командование Вооружённых сил РФ. Формирует и возглавляет Совет безопасности. Вводит в случае необходимости и в порядке, определённом Конституцией РФ, на территории России или отдельных её местностей военное или чрезвычайное положение

    Внешняя политика

    Осуществляет руководство внешней политикой РФ. Ведёт переговоры и подписывает международные договоры. Назначает и отзывает послов и других дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях. Подписывает верительные и отзывные грамоты

    Срок полномочий Президента РФ составляет 6 лет.

    Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

    Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является, согласно части 3 статьи 5 Конституции Российской Федерации, одним из конституционных принципов федеративного устройства страны) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.

    Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации иГосударственная Дума

    ), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

    Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики.

    Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - законодательный и представительный орган.

    Правительство Российской Федерации возглавляет систему органов исполнительной власти РФ.

    Суды Российской Федерации - Конституционный Суд, Верховный Суд и другие федеральные суды осуществляют судебную власть.

    В конституции президент в системе федеральных органов власти поставлен на первое место и формально не отнесён к какой-либо одной ветви власти, как и в конституции Французской Республики.

    Хотя формально Президент Российской Федерации не является главой исполнительной власти, он связан с ней наиболее тесно. Указы и распоряжения президента являются подзаконными актами, и, следовательно, не являются ни законами, ни судебными решениями, а носят исполнительный характер. Президент перед выборами представляет свою программу. И для её реализации он, с согласия Государственной Думы, назначает председателя правительства. А затем, по представлению председателя правительства, назначает министров.

    Согласно одной точке зрения, президент рассматривается только как глава государства, гарант всех конституционных институтов, стоящий «над всеми ветвями» власти, является четвертой ветвью власти - «президентской». Но это противоречит статье 10 Конституции Российской Федерации, где закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

    Другая точка зрения заключается в том, что президент, как глава государства, обладает полномочиями исполнительной власти, но не входит в систему ее органов.


    Действительно, у Президента РФ весьма обширные полномочия, и конституционная модель этого института соответствует модели сильного Президента, принятой во многих странах мира. Однако обе точки зрения, ставящие Президента РФ вне обозначенных в Конституции РФ ветвей власти, противоречит закрепленному принципу разделения властей.

    Согласно третьей точке зрения Президент РФ, являясь главой государства, является важнейшим элементом системы исполнительной власти, поскольку не правительство определяет основные направления политики государства, а именно президент в своих нормативных указах и ежегодных посланиях к Федеральному Собранию. Президент может принять решение об отставке правительства.

    Обязанности президента - назначения на государственные должности, определение направлений государственной политики, президентские программы, контрольные функции, руководство внешней политикой и силовыми ведомствами - являются функциями исполнительной власти.

    В Конституции РФ нет понятия глава исполнительной власти. Правительство «осуществляет исполнительную власть в РФ». «Председатель Правительства в соответствии с законами и указами президента определяет основные направления деятельности и организует работу правительства.»

    По закону «О Правительстве» правительство - высший орган исполнительной власти, является коллективным органом. Система органов исполнительной власти включает в себя федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а также их территориальные органы.

    Задание 2. Провести сравнительный анализ функций, порядка создания, полномочий, издаваемых актов различных государственных органов РФ. Результаты исследования представить в виде таблицы.

    Одно из главнейших предназначений Конституции РФ состоит в организации системы органов государственной власти, через которую государство осуществляет свои функции. Эта система включает в себя не только органы государственной власти, через которые осуществляются властные полномочия и наличие которых определено Конституцией, но и большое число других органов и учреждений, построенных по вертикали и горизонтали, отражающих различную степень соподчиненности. Совокупность этих органов и учреждений составляет государственный механизм, который должен действовать как единая и эффективная система властвования.
    Органы государственной власти - важнейшая часть этого механизма, выравнивающая, в первую очередь, организаторскую роль государства в обществе. Поэтому орган государственной власти имеет такие задачи и собственные полномочия, которые соответствуют функциям государства.
    Орган государственной власти создается только государством и действует от имени государства. Только государство устанавливает порядок организации и функционирования этих органов, наделяет их кругом конкретных полномочий, за который они не должны выходить, устанавливает их права и обязанности и объем ответственности в случае их нарушения.
    Каждый орган государственной власти имеет свою особую структуру и объем полномочий, которые отличают его от других органов государственной власти, но все они вместе выступают как единое целое, как единая государственная власть, осуществляющая функции государства. Таким образом, орган государственной власти - это составная, относительно обособленная и самостоятельная часть государственного механизма, которая участвует в осуществлении функций государства, действует от имени государства и по его поручению, обладает государственно-властными полномочиями, имеет установленную государством структуру и компетенцию и применяет присущие ей организационно-правовые формы деятельности.
    Орган государственной власти для реализации задач и функций государственной власти Российской Федерации наделяется государством определенными правовыми и материально-финансовыми средствами.
    Конституционно-правовой статус органа государственной власти характеризуется рядом основных черт, которые отличают его от множества других органов, организаций, учреждений, которые могут входить в механизм государственной власти, но органами государственной власти не являются. Прежде всего, орган государственной власти устанавливается только государством и в особом порядке. Он создается в соответствии с нормами Конституции, законами или другими нормативными правовыми актами. Это означает, что вне установленного порядка образования органа государственной власти он не может быть создан и функционировать. Конституция РФ прямо гарантирует этот принцип, определяя в ст. 3 (ч. 4), что никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
    Конституция определяет способ и порядок образования органов государственной власти. На федеральном уровне государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная дума), Правительство РФ и суды РФ. Эти органы государственной власти не могут быть ликвидированы или преобразованы без изменения самой Конституции РФ. Вместе с тем Конституция устанавливает, что образование этих органов должно осуществляться в соответствии со специально принятыми законами, поскольку в Конституции невозможно предусмотреть все детали и особенности формирования и функционирования органов государственной власти. Через соответствующие конституции, уставы и законы образуются органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
    Президент РФ и Государственная дума, например, избираются непосредственно гражданами на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, а судьи Конституционного суда, Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ, как и Генеральный прокурор РФ. Председатель Правительства РФ назначается по представлению Президента Государственной Думой; члены Правительства назначаются Президентом по представлению Председателя Правительства РФ. В создании органа могут участвовать не один, а несколько органов государственной власти. Так, например, Конституция РФ предусматривает, что половину состава аудиторов счетной палаты и ее председателя назначает Государственная дума, а вторую половину состава аудиторов и заместителя председателя Счетной палаты назначает Совет Федерации.
    Органы государственной власти могут быть созданы, преобразованы или ликвидированы не только законами, но и подзаконными актами, например указами Президента РФ или главы исполнительной власти субъекта РФ. Это касается, прежде всего, структуры и полномочий органов исполнительной власти.
    Для органа государственной власти характерно то, что он создается для осуществления задач государственной власти, осуществления деятельности российского государства. Так, например, Федеральное собрание является представительным и законодательным органом Российской Федерации, Президент является главой государства, а Правительство осуществляет исполнительные функции. Задачи и функции органов государственной власти субъектов РФ определяются их Конституциями, уставами и другими законодательными актами.
    Признаком органа государственной власти являются его властные полномочия. Это означает, что его решения носят общеобязательный характер, и для их осуществления при необходимости может быть использовано государственное принуждение. Органы государственной власти издают нормативные правовые акты, которыми устанавливается порядок использования гражданами, общественными организациями и должностными лицами своих прав и выполнение обязанностей и регулирование отношений между государством и гражданином в установленной сфере государственной жизни.
    Государственный орган имеет определенные права, которые выступают для него и в качестве обязанностей, имеет четко установленную сферу применения этих прав, пределы их территориального использования. Установлено это для того, чтобы орган государственной власти не выходил за рамки своей компетенции и не присваивал себе полномочий других органов государственной власти.
    Обычно объем компетенции органа государственной власти устанавливается при его создании нормативными правовыми актами - законами, указами, положениями и т.д., которые впоследствии законным порядком могут быть изменены или дополнены. Орган государственной власти обладает самостоятельной компетенцией, чего, как правило, лишены его внутренние подразделения и в силу чего они не могут рассматриваться как самостоятельные государственные органы.
    Для органа государственной власти характерен особый, как правило, установленный Конституцией порядок его деятельности. Он более детально регламентирован в отношении Государственной думы, Совета Федерации и судебных органов, причем последние действуют в рамках уголовного и гражданского судопроизводства, и менее четко - в отношении Президента, Правительства и других органов исполнительной власти, порядок деятельности которых устанавливается специальными конституционными законами.
    Характерным признаком органа государственной власти является установленная в правовых формах его структура, внутренняя организация данного органа, обычно закрепляемая Конституциями, уставами, законами, другими нормативными правовыми актами. Внутренняя структура органа государственной власти зависит от модификаций, объема компетенции, правового статуса. Она может быть очень простоя (прокурор субъекта Федерации) или сложной (двухпалатная структура Федерального собрания РФ).
    Органы государственной власти могут состоять из выборных депутатов или назначенных в установленном законом порядке государственных служащих, осуществляющих от имени государства определенные властные полномочия. Орган государственной власти может быть представлен и в лице одного человека. Это, например, Президент РФ, президенты республик в составе Российской Федерации, Генеральный прокурор РФ, Уполномоченный по правам человека. Эти должностные лица действуют в силу конституционных норм или на основе закона и несут ответственность только перед теми, кто их избрал или назначил.
    В зависимости от порядка принятия властных решений органы государственной власти могут основываться на принципах единоначалия (Президент, министерство) или на принципах коллегиальности (Правительство РФ).
    Наряду с органами государственной власти, Конституция закрепляет создание и функционирование органов местного самоуправления, которые в соответствии с Конституцией не входят в систему органов государственной власти. Эти органы обладают особым правовым статусом, но для них также характерны основные признаки органа государственной власти - установленный законом порядок создания, структуры и функционирования этих органов, их властные полномочия.
    Местное самоуправление - это не государственная власть, но оно не может функционировать без соответствующих органов, наделенных своей компетенцией, объемом ответственности, правом прибегать к принуждению для обеспечения реализации своих властных полномочий и т.д. Особенностью органов местного самоуправления является то, что они формируются населением определенной территориальной единицы, прямо не подчинены органам государственной власти РФ или ее субъектов и занимаются в основном делами, имеющими местное значение (см. тему 27).
    Система органов государственной власти Российской Федерации строится на определенных принципах, которые в совокупности позволяют государственному механизму осуществлять свои функции. Прежде всего, органы государственной власти действуют на принципе суверенитета государственной власти, т.е. ее полной независимости внутри страны и на международной арене. Суверенитет государственной власти основывается на принципе суверенитета народа и осуществляется в форме прямой (непосредственной) и представительной демократии.
    Другим важнейшим принципом системы органов государственной власти является принцип единства системы государственных органов. Это означает, что вся система органов государственной власти должна действовать как единый организм в рамках единого суверенного государства. При этом Президент как глава государства координирует функциональную деятельность органов государственной власти на федеральном уровне. Но не все органы государственной власти субъектов РФ образуют единую, построенную на иерархической основе структуру с органами государственной власти Российской Федерации. Конституция РФ предусматривает в определенных пределах установление такой системы для судебных и исполнительных органов государственной власти. Но такая система, построенная на иерархической основе, совершенно исключена для органов законодательной власти, которые действуют на основе полной самостоятельности и решения которых не могут быть отменены или изменены соответствующим общефедеральным органом законодательной власти РФ. А такие органы государственной власти, например, как прокуратура, не могут в смысле полной самостоятельности быть разделены на органы общефедеральные и субъектов Федерации, имея в виду полную самостоятельность последних, так как система прокуратуры строится на основе строгой централизации и подчиненности нижестоящего прокурора вышестоящему, а всей системы прокуратуры - Генеральному прокурору РФ.
    Важнейшим принципом системы государственных органов Российской Федерации является принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Как уже отмечалось, Конституция РФ определяет компетенцию самой Федерации и совместную компетенцию Федерации и ее субъектов. Так называемые "остаточные" полномочия входят в предмет ведения исключительно субъектов Федерации, и в данном случае субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Однако в вопросах распределения компетенции между самой Федерацией и ее субъектами остается много нерешенных проблем. В частности, нет четкого распределения полномочий в системе органов исполнительной власти РФ и ее субъектов, распределения полномочий в других областях государственной жизни.
    Важнейший принцип системы органов государственной власти - принцип выборности. Этот принцип распространяется на формирование высших представительных органов Российской Федерации и ее субъектов - Президента РФ, Президентов и других высших должностных лиц субъектов Федерации.
    С принципом выборности ряда органов государственной власти тесно связан и принцип участия граждан в формировании и деятельности органов государственной власти. Граждане участвуют, прежде всего, в выборах представительных органов государственной власти и в выборах органов местного самоуправления. Кроме того, законодательством субъектов Федерации может быть установлено формирование и других государственных органов. Следует отметить, что деятельность граждан в органах государственной власти оформляется как государственная служба со всеми присущими ей обязанностями, требованиями и привилегиями. Работать в органах государственной власти могут только граждане РФ. Ни министры, ни лица без гражданства не могут принимать участие в государственной службе, которая, помимо прочего, строится на принципах профессионализма.
    Принципом деятельности системы государственных органов является право граждан обжаловать в вышестоящий государственный орган или в суд неправомерные действия или бездействие органов государственной власти. Это конституционное право граждан на обжалование действий органов государственной власти и должностных лиц нацелено на усиление правомерности и эффективности деятельности органов государственной власти, защиты конституционных прав граждан и охраны конституционного строя РФ.
    Еще один принцип системы органов государственной власти - принцип гласности и открытости в порядке формирования и деятельности этих органов. Этот принцип предполагает широкое освещение деятельности органов государственной власти в средствах массовой информации, периодическую информацию широких слоев населения о работе этих органов, проблемах, стоящих перед ними. Принцип гласности предполагает более тесное взаимодействие органов государственной власти с населением, контроль общественности за порядком формирования и деятельности органов государственной власти.
    И наконец, важно выделить принцип разделения властей, на котором строится система органов государственной власти в Российской Федерации и ее субъектах. В соответствии с этим принципом органы государственной власти РФ делятся на органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые соответственно осуществляют основные функции государственной власти (правотворческую, исполнительно-распорядительную и правоохранительную). Эти органы образуют основу конституционной системы органов российского государства. При этом предполагается, что три ветви власти должны взаимно дополнять друг друга, взаимно контролировать и сдерживать друг друга по классической схеме системы "сдержек и противовесов", отработанной мировым конституционным опытом. Принцип разделения властей предполагает и влияние на каждую из них со стороны прокуратуры, которая должна принимать меры к устранению нарушения законов, от какого бы органа государственной власти, его структурного подразделения или должностного лица они ни исходили. Важнейшая роль в деле защиты конституционных прав и свобод российских граждан от возможного произвола со стороны органов государственной власти должна принадлежать Уполномоченному по правам человека РФ.
    Единая система государственных органов должна быть четко и повсеместно скоординирована.

    Прежде всего, эту сложную работу по координации деятельности органов государственной власти осуществляет Президент РФ как глава государства, например:

    Президент оказывает воздействие на законодательные органы власти путем осуществления права законодательной инициативы, права подписания принятых законов или права наложения на них вето;

    Президент оказывает воздействие на судебную власть (путем предоставления Совету Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного суда, Верховного суда и Высшего арбитражного суда, назначения судей других федеральных судов);

    Президент фактически направляет деятельность исполнительных органов власти в лице федерального Правительства, с которым Президент очень тесно связан и фактически направляет его деятельность, формально не являясь главой исполнительной власти.

    Конституция Российской Федерации, провозглашая принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, выводит Президента РФ за рамки этих отраслей власти, не относя его ни к одной из вышеперечисленных отраслей, хотя по тексту Конституции он провозглашается в качестве самостоятельного субъекта осуществления государственной власти. Это дало основание некоторым российским конституционалистам утверждать, что в России формируется отдельная самостоятельная Президентская отрасль власти или даже сверхпрезидентская. Видимо, такая точка зрения имеет право на существование, поскольку в установленной ныне форме принцип разделения властей в Российской Федерации носит довольно ограниченный характер, в то время, как в чисто президентской республике (например США) президент является главой исполнительной отрасли власти и несет ответственность за результаты работы кабинета министров, а в России Президент активно воздействует на законодательную отрасль власти, контролирует и фактически руководит действиями Правительства, а сам выведен из-под влияния этой системы, в том числе и из-под влияния какой-либо формы контроля со стороны органов государственной власти.
    За исключением института отрешения президента от должности по обвинению в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (процедуры очень усложненной и практически неосуществимой) у Федерального собрания и судебной власти, равно как и у избирательного корпуса, нет реальных рычагов воздействия на деятельность президента или установление ответственности за последствия этой деятельности.
    Видимо, такая конституционная модель института президентства была установлена в силу особенностей переходного периода, переживаемого Россией, и во многом была приспособлена под Президента Ельцина. Не исключено, что в дальнейшем по мере стабилизации конституционного строя в России, принцип разделения властей будет приближаться к его классической форме при установлении чисто президентской республики.

    Всем добре! Сегодня на очереди разбор темы «Органы власти в Российской Федерации». Тема сложная, требуется знать не только названия органов, но и как они в реальности функционируют. Без такого знания делать на любом экзамене просто нечего. Поэтому вперед.

    Для начала напомню, что мы живем в государстве Россия, понятно, что оно возникло очень давно — около IX века н.э... Вот есть государство США. Оно возникло совсем недавно по меркам России-то. Однако есть общие признаки у любого государства.

    И первый самый важный признак — аппарат власти — это и есть органы власти. Без них не возможно представить себе ни одно государство. Как они формировались? Ну, есть множество теорий. Так, есть теория теологическая (авторы Августин Блаженный и Фома Аквинский), говорящая, что любая власть есть от Бога, чтобы обуздывать пороки людей через законы. Есть и другие теории. Лично мне близка классовая теория. О ней я рассказывал .

    Вот сегодня мы с вами и разберемся с аппаратом власти. Какая же структура органов государственной власти есть в Российской Федерации? Вот схема:

    Давайте разберемся что здесь к чему. Во-первых, все органы власти РФ разделены по ветвям власти: на законодательную (которая законы принимает), исполнительную (законы, не поверите, исполняет, чтоб они действовали) и судебную (судит).

    Законодательная власть представлены парламентом — который у нас в России называется Федеральной собрание. Именно он принимает законы. Кто может предлагать законопроекты? Ответ:

    Народ может только избирать Госдуму и Президента. Предлагать законопроекты он не может. Сначала законопроект поступает в нижнюю палату Парламента — Госдуму. Там проходит три чтения, если проходит — дальше поступает в Совет Федерации, и если подходит — то на подпись Президенту. Президент РФ может закон отправить на доработку. Если он так сделает больше 3-х раз — Госдума может ему объявить вотум недоверия и будет в общем плохо всё... Так функционируют федеральные законодательные органы власти в РФ.

    Президент же назначает Председателя Правительства. Правительство законы НЕ принимает, оно их ИСПОЛНЯЕТ. Например, вот Парламент принял закон «О повышении минимального размера оплаты труда до 20 000 рублей» (к примеру, сегодня она составляет 4600, а минимальный прожиточный минимум — 7 500). Правительство должно его исполнить то есть Министр Финансов должен что хочет делать, но найти эти деньги! И обеспечить, чтобы закон исполнялся! Так функционирует исполнительные органы власти в России.

    Понятно, что судебная власть нужна для того, чтобы судить. Также судебная власть в лице Конституционного суда сверяет содержание принимаемых и действующих законов с Конституцией — основным законом страны — , чтобы они ей не противоречили. Верховный суд РФ — высшая судебная инстанция для большинства судебных дел. Высший арбитражный суд — решает дела, связанные с экономической и финансовой сферой.

    Какое же место занимает Президент в структуре органов государственной власти РФ? Президент РФ НЕ относится ни к одной ветви власти, а стоит над ними, координируя их функционирование! Это, дорогие абитуриенты, крайне важно понят и запомнить! В тестах ЕГЭ по обществознанию крайне много заданий на этот принцип! Как-то так! 🙂

    Далее, Россия — имеет республиканскую форму власти. Это означает, что высшие органы власти в РФ выбирает российский многонациональный суверенный (независимый) народ — то есть мы с вами, дорогие друзья (смотрите иллюстрацию).

    Народ избирает Президента и Государственную Думу (голубые стрелочки). По теории он ещё должен избирать губернаторов, местные парламенты и мэров городов! У нас в Перми, к сожалению, народ отстранен от избрания мэра и губернатора. А ведь если бы избирали — они наверное бы были более старательными — пришлось бы выполнять свои обещания, а иначе больше их не изберут! 🙂

    Белыми стрелочкам показаны те органы власти, которые назначает Президент РФ. Всё до жути просто!

    Далее Россия — федеративное государство (федерация). Что это означает. Есть две формы государственного устройства — унитарное и федеративное. При унитарном — все территории подчиняются центральной власти и не имеют никакой независимости от центра, послушно выполняя его распоряжения. При федеративном типе государственно-территориального устройства есть центральная (федеральная) власть и местная. Полномочия этих властей определяет договор. В РФ — это Федеративный договор 1992 года — федеральный конституционный закон.

    Местная власть обязана исполнять федеральные законы, но может и свои законы принимать, не противоречащие федеральным! Таким образом, по структуре органов государственной власти РФ, местные органы власти дублируют федеральные: губернатор — играет роль президента, в каждом субъекте Российской Федерации есть свой парламент (у нас в Перми — это Законодательное Собрание Пермского Края), и свои министерства.

    Важно понять, что в Федерации могут состоять и целые государства, имеющие своего Президента. Так есть республика Башкортостан, республика Татарстан и пр. Однако эти государства в государстве (России) не имеют внешней независимости. Однако имеют большую автономию внутри государства. Есть и другие виды субъектов РФ: автономные округа, области, края и пр. Всё это — субъекты Российской Федерации! Такова структура органов государственной власти РФ.

    О политических режимах поговорим в следующем посте — не пропустите и оформите подписку на новые статьи сайта!

    С уважением, Андрей (Dreammanhist) Пучков

    Абсолютно все мировые державы существуют благодаря власти. Эта сила проявляется в полном контроле высших органов, верхушки или даже личности над обществом страны. Учение власти знакомо человечеству с давних времён. Благодаря власти создавались империи и рушились цивилизации, объединялись народы и вымирали общности. Сегодня этот термин приобрёл совершенно новое значение. Власть перестала быть насильственной, нечеловечной. Гражданин любой правовой державы понятие «власть» представляет как веление высших государственных органов, благодаря которым держава функционирует и представляется на мировой арене. Государственная власть имеет структуру, методы и цели функционирования. Причём в каждой стране эти факторы строятся и взаимодействуют совершенно по-разному. Мы попытаемся понять принципы государственной власти на примере Российской Федерации, потому что именно в этой стране можно увидеть грамотно построенную структуру высших органов державного функционирования. Но прежде всего нужно разобраться с историей и значением термина «власть», который формировался много веков подряд философами и юристами.

    Власть, политическая власть – значение понятий

    С течением времени понятие «власть» дополнялось и видоизменялось. В классическом понимании власть – это способность навязывать собственную волю посредством рычагов воздействия. Главная особенность власти в том, что субъект воздействия будет подчиняться воле вопреки своим убеждениям и сопротивлению. Греческие учёные считали, что власть является внутренним стремлением общества организовываться вокруг чего-то или кого-то. Таким образом, власть всегда будет сопутствовать человеческому развитию. Когда мир эволюционировал, и люди начали строить государства, появилась политическая власть.

    По сути, это та же способность навязывать свою волю, которой владеет социальная группа, класс в определённом государстве. Воздействие нацелено на большие группы людей – общество. Чтобы как-то структурировать процесс управления, были созданы определённые механизмы, которые, по сути, являются государством.

    Разделение власти

    Структура государственной власти появилась вследствие теории, выдвинутой Джоном Локком. Он утверждал, что власть в государстве должна быть разделена на компоненты, которые будут независимы друг от друга.

    Таким образом, появилось учение о том, что структура государственной власти состоит из трёх основных элементов: исполнительной, законодательной и судебной. Способ разделения сферы управления был впервые использован в Древней Персии. Со временем он перекочевал в политическое устройство Древнего Рима. В любом современном правовом государстве принцип деления властей не является новым. Что касается Российской Федерации, то правовой климат в этом государстве развивается в ногу со временем. Структура государственной власти РФ имеет классическое деление на три элемента, каждый из которых будет детальнее рассмотрен далее. Помимо этого, государственная власть в лице определённых органов выполняет ряд функций.

    Государственная власть: структура и функции

    Конституция РФ детально закрепила принцип разделения властей. Согласно статье 10, государственная власть осуществляется путём деления на законодательную, исполнительную, судебную. В этой же статье указана самостоятельность структурных элементов. Отсюда следует, что государство функционирует на основе права и принципа демократического разделения власти на независимые ветви. В статье 11 Конституции Российской Федерации описываются высшие органы каждого структурного элемента власти: Правительство РФ, Федеральное Собрание, система судов РФ.

    Также структура государственной власти содержит ещё один элемент – президента. Этот институт конституционного права не относится ни к одной ветви власти и создан лишь для баланса в системе высших органов. Следует заметить, что каждый из представленных элементов нужно рассматривать отдельно, так как все они имеют внутреннюю структуру и особенности.

    Исполнительная власть в России

    Структура органов государственной власти РФ – это общее название всех органов, каждый из которых принадлежит той или иной ветви власти. Прежде чем рассматривать исполнительные органы, нужно разобраться, что такое исполнительная власть. Отечественные теоретики права говорят, что это система специальных органов, которые реализуют нормы конституции, федеральных законов, других нормативных актов с целью поддержания правового климата в державе.

    Исполнительная власть нужна для реализации и контроля права. Существует мнение, что данная ветка власти полностью зависит от законодательной и находится под её полным контролем, однако этот вопрос спорный, так как органы исполнительной власти самостоятельны во многих вопросах. Структура исполнительных органов государственной власти строится по принципу нерушимой иерархичности, что позволяет максимально оперативно производить реализацию отдельных норм права, законов, конституции, иных нормативных актов.

    Структура органов исполнительной власти в России

    Как уже говорилось ранее, структура государственной исполнительной власти строится по принципу иерархичности. Всего существует три ступени органов этой ветви. Деление производится в зависимости от субъекта, который координирует и регулирует их деятельность.

    1. Федеральные министерства и службы, координируемые президентом РФ (МВД, Министерство иностранных дел, Министерство обороны РФ, Министерство юстиции РФ, Федеральная служба охраны, Служба внешней разведки, ФСБ).
    2. Федеральные министерства и подведомственные им органы, координируемые Правительством Российской Федерации (Министерство здравоохранения, Министерство промышленности, Министерство спорта и т. п.).
    3. Агентства и службы, которые подчиняются исключительно президенту РФ (Миграционная служба, Таможенная служба, Федеральная служба по делам национальностей, Космическое агентство и др.).

    Любая деятельность данных органов производится на основе конституции и федеральных законов, которые выдаются органом, представляющим законодательную власть.

    Органы законодательной власти

    Структура государственной власти в России включает в себя как один из обязательных элементов полномочие осуществлять исполнительную власть. Этим термином обозначается возможность управления государством в области законодательства. Другими словами, исключительным правом органов этой ветви является законотворчество. Как правило, законодательной властью наделён один из органов, который, по сути, её осуществляет, приводит механизм в действие. Также подобные органы имеют ряд функций, например: принятие государственного бюджета, формирование или контроль правительства, ратификация международных договоров, объявление, прекращение войны. В Российской Федерации ветвь законодательной власти реализуется через двухпалатный парламент, который имеет название Федеральное Собрание.

    Федеральное собрание: структура

    Федеральное собрание наделено правом издавать законы (законодательной властью) и также является представительным органом, так как депутаты назначаются народным голосованием. Парламент РФ состоит из двух палат – верхней и нижней. Совет Федерации состоит из 170 сенаторов, которые выбираются по двое от каждого федеративного субъекта. В этой палате осуществляется представительство от каждого региона, направление и реализация стратегических целей дальнейшего развития государства. Государственная дума является нижней палатой российского парламента. В неё может избираться каждый гражданин, достигший избирательного возраста.

    Полномочия и роль в повседневной жизни государства у Думы намного выше, чем у Собрания Федерации. Именно Государственная Дума может выдвигать обвинения против президента РФ, формировать Счётную палату, выносить недоверие Правительству, объявлять амнистии и т. п.

    Судебная власть

    Ветвь судебной власти является наиболее самостоятельной отраслью. Судебная система не зависит ни от каких других органов власти. Согласно данному принципу построена структура федеральных органов государственной власти. Это позволяет говорить о справедливом рассмотрении дел в судебных инстанциях, потому что давления со стороны других органов не производится. Органами судебной системы или же судебной власти реализуются следующие функции:

    1. Применение уголовно- или административно-правовых мер к лицам, которые совершили соответствующие нарушения права.
    2. Разрешение споров между гражданами.
    3. Проверка и контроль законов на предмет соответствия с Конституцией России.

    Признаки судебной власти РФ

    Как мы знаем, структура органов государственной власти в России основана на демократических принципах. То же самое можно сказать и о судебной власти. Она имеет ряд характерных признаков, а именно:

    • судебная власть может быть осуществлена исключительно судами;
    • судебная власть ни от кого не зависит;
    • для судебной власти характерно наличие единой судебной системы, которая функционирует по принципу верховенства права.

    Представленные признаки имеют основополагающий характер. Они проявляются в построенной системе судебных инстанций, которые на сегодняшний день функционируют в России.

    Судебная система РФ

    Сам по себе термин «судебная система» означает совокупность специальных учреждений (судов), которые уполномочены осуществлять правосудие. В каждой стране система судов может быть разной, потому что везде существует основной закон, обычаи и ряд других факторов, влияющих на построение данной системы. Всего существует четыре вида судов: общей юрисдикции, военные, арбитражные и Конституционный суд.

    Каждая инстанция уполномочена рассматривать только подведомственные ей дела. Отдельным видом является Конституционный суд. Он уполномочен следить и проверять нормативные акты на соответствие с Конституцией РФ, а также рассматривать конституционно-правовые деликты. Судьями, вне зависимости от инстанции, могут стать граждане, достигшие определённого возраста и имеющие высшее образование в сфере юриспруденции.

    Политический режим в России

    Структура высших органов государственной власти является индикатором политического режима. Принципы структурирования органов, их взаимосвязь – это все характеризует политический режим государства. Как мы знаем, с распадом СССР Российская Федерация идет по пути построения демократической страны. Отсюда следует, что структура государственной власти, и в частности органов, должна основываться на демократических началах. На сегодняшний день Россия добилась позитивных результатов, так как органы власти функционируют относительно самостоятельно с учётом взаимного регулирования. Вследствие этого царит верховенство права, в конституции закреплены и защищены права, свободы человека и гражданина. Поэтому можно с уверенностью сказать, что в России демократический режим правления.

    Заключение

    Итак, мы выяснили, что собой представляет структура государственной власти РФ. Этот сложный и довольно разветвлённый механизм призван регулировать и координировать общественные отношения внутри государства, основываясь в своей деятельности на конституции и федеральных законах. В заключение можно сделать вывод, что абсолютно вся структура органов государственной власти РФ создана путём имплементации демократических институтов в правовую систему страны.