Комиссия поклонской ни разу не обсудила декларации депутатов. Как прокуратура проверяет доходы государственных служащих Проверку о достоверности предоставленных деклараций депутатов проводят

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Л. А. ЧЕРНЫШЕВА

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
ЗА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ НЕДОСТОВЕРНЫХ ИЛИ НЕПОЛНЫХ СВЕДЕНИЙ
О ДОХОДАХ И РАСХОДАХ

Важнейшим приоритетом в государственной политике Российской Федерации является борьба с коррупцией. Рядом нормативных правовых актов в 2013—2014 годах внесены существенные изменения в порядок привлечения к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в коррупционных правонарушениях, расширен перечень лиц, обязанных предоставлять сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также утверждена новая форма справки о предоставлении вышеуказанных сведений.

Достаточно активно нарабатывается правоприменительная практика. В первом полугодии 2014 года 3 700 чиновников получили дисциплинарное взыскание после проверки их деклараций о доходах и расходах, 162 из них уволены по утрате доверия .

Согласно приказу Генерального прокурора Российской Федерации от 29.08.2014 № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» важнейшей задачей надзорной деятельности является своевременное предупреждение коррупционных правонарушений, выявление и устранение их причин и условий, минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений. В этой связи необходимо систематически проводить в поднадзорных органах проверки исполнения законодательства о противодействий коррупции, о государственной и муниципальной службе в части соблюдения установленных обязанностей, запретов и ограничений, уделяя особое внимание исполнению требований законодательства о предоставлении служащими и иными лицами, на которых возложена эта обязанность, достоверных и полных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.

Прокурорские проверки показывают, что наибольшее количество нарушений законодательства о противодействии коррупции совершается при предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Это связано, во-первых, с небрежностью заполнения справок о данных сведениях, незнанием и непониманием требований к их заполнению.

Во-вторых, с недостаточным объемом полномочий кадровых служб по проведению самостоятельной проверки предоставляемых сведений.

В-третьих, с тем, что в соответствии с действующим законодательством привлечение к дисциплинарной ответственности должностного лица является правом, а не обязанностью представителя нанимателя (работодателя), а это, с свою очередь, приводит к безнаказанности государственных и муниципальных служащих, недобросовестно исполняющих обязанность своевременно и в полном объеме предоставлять требуемые законом сведения.

Одним из эффективных методов предотвращения коррупционных правонарушений является обеспечение неотвратимости ответственности за совершенное коррупционное правонарушение.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих за коррупционные правонарушения имеет ряд особенностей. Среди них можно выделить:

1) ограниченный круг правонарушений;

2) сферу применения дисциплинарной ответственности;

3) унифицированный подход, применяемый законодателем к порядку привлечения к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения государственных служащих.

Дисциплинарная ответственность применяется за нарушение норм Федерального закона 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», антикоррупционных положений иных федеральных законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок прохождения государственной службы.

Таким образом, дисциплинарную ответственность за нарушения законодательства о противодействии коррупции, в том числе и за предоставление недостоверных или неполных сведений о доходах и расходах, можно определить как ответственность, наступающую вследствие нарушения норм Федерального закона «О противодействии коррупции», антикоррупционных положений иных федеральных законов и подзаконных нормативных актов, регламентирующих порядок прохождения государственной службы и статус лиц, замещающих отдельные должности, применяемую уполномоченным субъектом к правонарушителю, на которого возлагается обязанность претерпевать неблагоприятные последствия в виде дисциплинарного взыскания.

Как уже отмечалось, за последние два года законодатель внес дополнения в ряд федеральных законов, регламентирующих особенности прохождения государственной службы в различных органах государственной власти . Предусмотрен общий перечень составов коррупционных дисциплинарных проступков; введена категория «утрата доверия»; установлен общий порядок дисциплинарного производства (порядок наложения взыскания, сроки наложения взыскания и др.).

Рассматривая вопрос об особенностях привлечения к дисциплинарной ответственности государственных и муниципальных служащих, необходимо отметить, что виды дисциплинарных взысканий достаточно разнообразны и регламентированы значительным количеством нормативных правовых актов, регулирующих порядок прохождения государственной службы.

Например, ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает такие дисциплинарные взыскания, налагаемые по указанным основаниям, как замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение с гражданской службы.

На сотрудников органов внутренних дел в случае нарушения ими служебной дисциплины, а также в иных случаях в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел, увольнение со службы в органах внутренних дел.

На сотрудников таможенных органов согласно Федеральному закону от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» налагаются дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации,

увольнение из органов таможенной службы.

За коррупционные правонарушения во всех перечисленных законах предусмотрены такие же дисциплинарные взыскания, как и за нарушение служебной дисциплины в целом, с добавлением такого основания увольнения, как утрата доверия.

Исключением является Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в ст. 59.1 которого перечень видов дисциплинарных взысканий, налагаемых за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, ограничен замечанием, выговором, предупреждением о неполном должностном соответствии.

Немаловажным является вопрос о круге лиц, которые могут привлекать к дисциплинарной ответственности государственных и муниципальных служащих за коррупционные правонарушения.

По общему правилу дисциплинарная ответственность к служащим применяется только в порядке подчинения.

Для военнослужащих и служащих правоохранительных органов правило о прямой подчиненности не является определяющим, привлечь к дисциплинарной ответственности правомочно не только непосредственное (прямое) начальство, но и начальство более высоких уровней.

Основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок. Дисциплинарный проступок — это одна из разновидностей правонарушения, поэтому ему присущи все признаки последнего.

Во-первых, в качестве дисциплинарного проступка могут выступать как действия, так и бездействие, которые определены в законе.

Если говорить о коррупционном правонарушении, то дисциплинарным проступком будет действие или бездействие, выраженное в несоблюдении ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнении обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, в том числе в предоставлении недостоверных или неполных сведений о доходах и расходах.

Во-вторых, ответственность наступает исключительно за виновные действия, т. е. вина является обязательным признаком дисциплинарного проступка.

В-третьих, за совершение дисциплинарного проступка на государственного и муниципального служащего может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

Правовую основу привлечения государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности в связи с совершением коррупционных правонарушений составляют Федеральный закон «О противодействии коррупции», другие нормативные правовые акты, устанавливающие правовое положение (статус) государственных и муниципальных служащих, а также основания и порядок применения к ним мер дисциплинарной ответственности.

Основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности, в частности, служит неисполнение лицом обязанности по предоставлению сведений о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Дисциплинарная ответственность может наступить за непредоставление сведений о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо предоставление их в неполном объеме, предоставление недостоверных данных.

При анализе объективной стороны дисциплинарного проступка, как правило, устанавливается причинная связь между проступком и наступившими отрицательными последствиями.

Субъективная сторона дисциплинарного коррупционного проступка характеризуется любой формой вины (как умыслом, так и неосторожностью).

Субъектом дисциплинарного проступка, как уже отмечалось, является лицо, которое состоит в перечне лиц, в обязанности которых входит предоставление сведений о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. При этом он должен состоять в данном перечне на момент совершения проступка.

Основанием для применения взыскания за совершение коррупционного правонарушения является доклад о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликта интересов, дисциплинарное взыскание налагается на основании рекомендации указанной комиссии.

Проверка полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, проводится в порядке, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению». Для государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации порядок проверки устанавливается нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

При применении мер дисциплинарной ответственности необходимо учитывать характер совершенного коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, предшествующее исполнение служащим своих должностных обязанностей.

Взыскание за коррупционное правонарушение применяется не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении государственным служащим коррупционного правонарушения. В этот срок не засчитывается период временной нетрудоспособности служащего, пребывания его в отпуске, в других случаях его отсутствия на службе по уважительным причинам, время проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликта интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

Взыскание в виде замечания может быть применено к служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения на основании рекомендации комиссии по урегулированию конфликта интересов.

В акте о применении к служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается определенная статья закона , в которой указано данное правонарушение как основание привлечения к дисциплинарной ответственности.

Копия акта о применении к служащему взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении к служащему такого взыскания с указанием мотивов вручается государственному служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта. Можно отметить, что на сегодняшний день в целом сформировалась правовая основа, ориентированная на профилактику коррупции, в том числе и по вопросам привлечения к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения.

Президент Дмитрий Медведев определился, кто должен проверять декларации о доходах чиновников - отделы кадров.Для этого силами уже имеющихся кадровиков создаются специальные отделы. Сами проверки будут выборочными - по запросам налоговой, правоохранительных органов, партий и общественных организаций. СМИ в этот список не вошли. Результаты проверки могут стать основанием для увольнения или отказа в приеме на работу. Эксперты предполагают, что данная мера по борьбе с коррупцией затронет лишь чиновников малого и среднего звена.

Дмитрий Медведев подписал два указа, регулирующие порядок проверки полноты и достоверности сведений о доходах и имуществе, предоставляемых федеральными государственными служащими, руководителями госкорпораций и членами их семей (опубликованы сегодня на сайте kremlin. ru ).

Проверять декларации чиновников будут по месту их работы - в отделах кадров будут созданы специальные подразделения, которые помимо «проверки предоставляемых сведений» будут участвовать «в иных мероприятиях по противодействию коррупции». Несмотря на новые обязанности и полномочия, увеличениештата кадровых служб указами не предусматривается.

Проверки будет производиться лишь выборочно - на основании письменных запросов от налоговой службы, правоохранительных органов, руководящих органов политических партий и всероссийских общественных организаций, Общественной палаты РФ. При этом информация анонимного характера основанием для проверки не является (тексты указов см. в доп.материалах - и ).

Кадровые службы могут проводить проверку самостоятельно или направлять запросы в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение оперативно-розыскных мероприятий. "По результатам проверки кадровая служба информирует руководителя органа власти", - пояснил глава администрации президента РФ Сергей Нарышкин.

Если в ходе проверки были выявлены обстоятельства, свидетельствующие о наличии признаков совершенных преступлений или административного правонарушения, "то такая информация передается в органы власти в соответствии с их компетенцией", поясняет Нарышкин. На основании этой информации руководитель госоргана может принимать решение об отстранении сотрудника с должности и увольнении сотрудника со службы. Если лицо претендует на занятие и замещение соответствующей должности на государственной службе, то руководитель принимает решение о том, что такое лицо не может быть принято на работу.

«Чиновники - тоже люди»

Еще в мае в рамках своей антикоррупционной программы президент Дмитрий Медведев подписал ряд указов, согласно которым определенные категории чиновников должны отчитываться в своих доходах и имуществе. Наиболее влиятельных чиновников федеральной власти обязали делать это публично и декларировать не только свои доходы и имущество, но и членов их семей. Ранее новый подход Дмитрий Медведев продемонстрировал на собственном примере, обнародовав информацию о своих доходах и имуществе, а также оформив д екларацию о доходах на супругу и сына.

За президентом последовали и другие высшие чиновники государства. Однако после того как в прессе были опубликованы данные ряда госруководителей, чьи доходы явно не соответствовали указанным в декларациях суммам, стало очевидно, что подаваемые чиновниками сведения неплохо было бы и перепроверить. Хотя бы выборочно.

Уже в июне президент сообщил, что готовится указ о проверке данных, предоставляемых госслужащими в налоговые органы о своих доходах и имуществе.Как подчеркнул Медведев, « по этим декларациям должны проводиться проверки, хотя бы выборочно».« Это должно делаться строго в правовых рамках, без ущерба для прав людей. Чиновники - тоже люди», - сказал Медведев (цитата по РИА Новости). Вместе с тем, отметил он,« это должно делаться эффективно и показательно».

«Профилактическая» мера

Практически сразу же, как зашел вопрос о необходимости публиковать декларации, стало очевидно, что уполномоченныхзаниматься их проверкой органов нет, и вопрос о механизме проверки какое-то время оставался открытым. В целом, в проверке сведений заинтересованы сразу несколько служб – налоговая, прокуратура, административные департаменты министерств и ведомств. Дело осложняется еще спецификой документооборота в различных ведомствах – в зависимости от ведомства данные о доходах и имуществе поступают в администрацию президента, аппарат правительства или кадровые службысоответствующих министерств и ведомств.

Ранее при обсуждении пакета антикоррупционных мер долгое время велись споры о том, нужно ли создавать единый госорган для борьбы с коррупцией, рассматривался также вопрос о создании антикоррупционных служб во всех органах исполнительной власти, которые занимались бы урегулированием конфликтов интересов и в том числе проверкой деклараций. В итоге было решено отказаться от идеи создания отдельного федерального органа по борьбе с коррупцией.

В рамках борьбы с коррупцией данный механизм работать будет, отмечают эксперты, однако отдача от нее будет «не совсем адекватна ожиданиям».По словам главы Национального Антикоррупционного Комитета (НАК) Кирилла Кабанова, ситуация с контролем достоверности деклараций кадровыми службами схожа с «эффективностью системы собственной безопасности". Случаи выявления нарушений у крупных чиновников единичныи не системны. "Здесь существует та же система коррупционных рисков. Кадровые службы будут заслоном скорее для чиновников малого и среднего уровня», - заявил Кабанов RB .ru .

Самой большой проблемой,по мнению эксперта, остается инфантильность и в какой-то мере цинизм населения, которое по большому счету, считает невозможным изменить ситуацию с коррупционностью госслужащих. Также сильно вредит борьбе с коррупцией практически отсутствие у российских чиновников рисков связанных с сохранением собственной репутации.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

По информации телеканала «Дождь», комиссия Госдумы по контролю за достоверностью сведений о доходах депутатов, возглавляемая Натальей Поклонской, во время весенней сессии провела лишь одной рабочее совещание, на котором познакомились члены комиссии. По данным «Дождя», вопросы о декларациях депутатов на совещании не рассматривались.

Заместитель председателя комиссии Владимир Поздняков в разговоре с телеканалом отметил, что «вообще-то нужно, конечно, собираться». «Нужно проверять и анализировать информацию, которая опубликована в СМИ, надо делать официальные заявления, надо действовать», — считает парламентарий.

При этом глава комитета по регламенту Ольга Савастьянова сказала телеканалу, что регламент в данном случае нарушен не был: по ее словам, «вопрос не в том, сколько раз они заседали, вопрос в том, есть ли у них вопросы для обсуждения».

Телеканал напоминает, что комиссия прошлого созыва активно обсуждала пробелы в отчетах о доходах, после чего некоторые депутаты лишились своих мандатов. Уточняется, что председатель комиссии, согласно рекламенту Госдумы, должен созывать совещания и давать поручения ее членам.

08/02/2011

Начало весны – традиционное время для подачи деклараций о доходах. В числе прочих в обязательном порядке о своих заработках будут сообщать государственные служащие. Проверка доходов чиновников в плановом порядке ведется уже несколько лет. С 2009 года проверкам подвергаются еще две категории граждан – сотрудники милиции и прокуратуры, а также – выборных учреждений (муниципальных советов).


Е ще одна группа специалистов - должностные лица, не являющиеся чиновниками (работники больниц, школ, вузов), - пока не охвачена вниманием, но не исключено, что за нее тоже возьмутся.

Стоит отметить, что нынешний закон отнюдь не запрещает чиновнику или силовику иметь материальных благ на сумму в миллион раз больше, чем может позволить его скромная зарплата. Конвенция ООН о противодействии коррупции была принята Россией в 2003 году и ратифицирована в 2006-м - полностью, кроме 20-го пункта, который дает определение понятию «незаконное обогащение». Это снимает с силовиков обязанность - устанавливать, почему тот или иной народный слуга вдруг оказался подозрительно богат.

Ни прокуратура, ни Росфинмониторинг не подсчитывают, сколько на самом деле стоит заявленный в декларации особняк или автомобиль и тем более - не сравнивают его с зарплатой. Как ни странно - даже при таких мягких требованиях: сообщать о нажитом имуществе, но не объяснять его происхождение, - у нас остается немало служащих, которые уклоняются от этой обязанности. За точным ее соблюдением в городе следит специальная структура - отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Санкт-Петербурга. Online812 побеседовал с его руководителем Светланой ЯКОВЛЕВОЙ.

- Кто должен проверять сведения о доходах госслужащих и своевременность их подачи?
- Своевременность подачи сведений проверяет кадровая служба государственного органа. Все служащие должны вовремя предоставить всю информацию о своем имуществе и имуществе ближайших родственников - супругов и несовершеннолетних детей. И первое, что делают кадровые службы, - проверяют полноту представленных сведений. Также сверяют их с данными прошлого года. Если выяснится, что у чиновника была, например, машина, а теперь ее нет, как нет никаких сведений о том, что он получил какой-то доход от ее продажи, - это становится поводом для проверки полноты представленных сведений.
Другим таким поводом по закону могут быть сведения, поступившие от политических партий, общественных организаций, общественной палаты, правоохранительных и государственных органов.

- И много было таких сигналов?
- За последние годы - ни одного.

В каких случаях проверкой сведений о доходах служащих занимается не кадровая служба госоргана, а прокуратура?
- Мы можем провести проверку на основе анализа состояния законности, а также по конкретному сигналу. В принципе, любой гражданин, зная, например, что его сосед по даче имеет царский особняк, и, возможно, скрывает это от кадровой службы, может написать такое заявление к нам. Мы проверим, было ли служащим указано это имущество. Также граждане могут обратиться к какому-нибудь депутату или общественнику, и, как я уже говорила, по запросу политической партии, общественной организации проверку будет проводить кадровая служба.

- Какие у прокуратуры есть возможности для проверок достоверности сведений?

- Мы проверяем достоверность указанных служащими сведений через регистрирующие органы: машины - через ГИБДД, недвижимость - через Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, наличие долей коммерческих организаций, участие в их руководстве - через федеральную налоговую службу. Сложнее выявить наличие долей акций, поскольку по законодательству нет их единого учета. У нас в городе есть наиболее крупные реестродержатели, у них мы информацию и запрашиваем.

- Что обычно скрывают госслужащие?
- Именно эту сторону своей жизни - по поводу доли в коммерческой структуре или даже владения какой-то фирмой - чаще всего скрывают наши государственные и муниципальные служащие. Большинство выявленных нами нарушений связано именно с непредоставлением сведений об акциях и долях участия в коммерческих организациях, а не с владельцами лишних квартир.
Хотя с недвижимостью тоже бывают казусы - например, один специалист из администрации Невского района указал в декларации садовый участок площадью 58,1 кв. м, а в действительности площадь составляла 1180 кв. м.

- А машины какие скрывают?
- В основном отечественного производства. Из современных - про которые уж точно не забудешь, могу привести в пример Lexus и Chevrolet Lacetti.

- Сколько забывчивых служащих вы обнаружили и откуда они оказались?
- Из государственных служащих - выявлено шесть случаев в Курортном районе, в Калининском и Фрунзенском по пять, в Московском и Кировском по четыре. В Смольном выявили нарушителей в Комитете по внешним связям и Комитете финансового контроля. Муниципальными служащими нарушения допущены, например, в Калининском и Кировском районах.
Всего к дисциплинарной ответственности привлечено 159 лиц: 45 государственных служащих и 68 муниципальных служащих.

- Это только чиновники?
- Нет, с прошлого года мы начали проверять еще сотрудников милиции, выявили 7 заместителей начальников РУВД и начальников структурных подразделений ГУВД, представивших недостоверные сведения, им объявлены замечания.

А работников других госструктур, которые являются должностными лицами, но не чиновниками, например, руководителей вузов, больниц, проверяете?
- В настоящее время это не предусмотрено. Если законодатели расширят список проверяемых категорий, будем проверять. Мы от работы никогда не отказываемся.

- Но проверяете вы все-таки госслужащих не всех, а выборочно? По какому принципу отбираете, кого проверять?
- В зависимости от результатов проведенных анализов. Например, в прошлом году была выборочная проверка всех членов комиссий по размещению государственного заказа. Трое служащих понесли дисциплинарную ответственность. В ряде случаев не было доказано, что служащий предоставил заведомо неверные сведения, потому что речь шла об имуществе его жены. И его от ответственности освободили.

- А как можно не знать, чем владеет жена?
- Если речь идет о квартире в общедолевой собственности, то такие оправдания, конечно, смешны. Но если дело в акциях, то все возможно - супруга могла про них и не говорить.
Кстати, если гражданин вдруг осознает, что что-то не указал, он в любой момент может прийти в кадровую службу и попросить дополнить свой материал. Мало ли, жена вдруг вспомнила, как когда-то на нее была зарегистрирована фирма… Главное, чтобы это произошло до того, как об этом узнает прокуратура или кадровая служба.

Кадровые службы госорганов обязаны проверять достоверность деклараций служащих этих органов. Что происходит, если они не заметили обмана, а вы заметили?
- Если они плохо провели проверку, тогда уже их сотрудники получат дисциплинарное взыскание. Как это произошло недавно с двумя кадровиками-милиционерами, которые не выявили, что сотрудник РУВД получил доход от продажи машины. К тому времени, когда выяснилось, что кадровики схалтурили, срок давности привлечения виновного лица к дисциплинарной ответственности истек. Зато для них самих он еще действовал. В итоге наказали не того милиционера, который скрыл доход, а тех, кто не захотел это выявить.

Неужели дисциплинарное взыскание - так серьезно? Понятно, что участкового милиционера могут снять с очереди на жилье, но остальным-то чего бояться?
- Наши госслужащие переживают, что мы выявляем у них нарушения. Это отражается на их репутации. Я же вижу их реакцию, когда опрашиваем в прокуратуре, когда потом рассматриваем наши представления. Дисциплинарка за предоставление недостоверных сведений о доходах и имуществе - это клеймо, которое может здорово навредить всей дальнейшей карьере. У чиновников раз в три года проходит переаттестация - и вот, приходится все это время носить за собой шлейф дисциплинарного нарушителя. А можно и вовсе потом переаттестацию не пройти. Не попасть в кадровый резерв. Лишиться премии. А милиционеру не дадут очередное звание.

- Но уголовная-то ответственность возможна?

- Полученная информация накапливается и используется для выявления фактов конфликта интересов. Взять, к примеру, ту же ситуацию с комиссией по госзаказу. Если выяснится, что госконтракт был заключен с фирмой, принадлежащей хотя бы частично родственнику ответственного чиновника, - эту информацию будут реализовывать. Причем, когда идет речь о наличии у служащего конфликта интересов, проверяются все родственники: и родители, и братья, и совершеннолетние дети. Но это уже оперативные мероприятия.

Сейчас чиновник обязан помнить обо всем своем имуществе? Даже если оно не приносит никаких дивидендов? Например, есть у человека акция родного колхоза, который приватизировали в 1993 году…
- Такие случаи - с акциями, полученными за приватизационные чеки, не выявлялись, и их возможность крайне редка. Если коммерческая организация ликвидирована, налоговый орган нам так и сообщает. Чаще чиновники утверждают, что фирма фактически не действует. Но это не основание, чтобы сведения о ней не указывать в кадровую службу. Такие аргументы мы не принимаем.

СОВЕТ ДЕПУТАТОВ

СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ВЕСЕЛОВСКИЙÂ Â СЕЛЬСОВЕТ

ДОЛГОРУКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

YIII-я сессия V-го созыва

Р Е Ш Е Н И Е

22.04.2016 г.д. Веселая №Â  32-рс

 Об утверждении Положения о комиссии Совета депутатов сельского поселения Веселовский сельсовет по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых депутатами Совета депутатов сельского поселения Веселовский сельсовет, и состава комиссии Совета депутатов сельского поселения Веселовский сельсовет по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых депутатами Совета депутатов сельского поселения Веселовский сельсовет

Â В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Уставом сельского поселения Веселовский сельсовет Долгоруковского муниципального района, Совет депутатов сельского поселения Веселовский сельсовет Долгоруковского муниципального района

  1. 1.Утвердить Положение о комиссии Совета депутатов сельского поселения Веселовский сельсовет по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых депутатами Совета депутатов сельского поселения Веселовский сельсовет (приложение 1).
  2. 2.Утвердить состав комиссии Совета депутатов сельского поселения Веселовский сельсовет по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых депутатами Совета депутатов сельского поселения Веселовский сельсовет (приложение 2).
  3. 3.Настоящее решение вступает в силу со дня его обнародования

                           Председатель Совета депутатов сельского поселения Веселовский сельсовет С.В.Лазарев

Приложение №1

к решению Совета депутатов сельского поселения Веселовский сельсовет 22.04. 2016 г. №32-рс

ПОЛОЖЕНИЕ

О КОМИССИИ СОВЕТА ДЕПУТАТОВ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ВЕСЕЛОВСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ДОСТОВЕРНОСТЬЮ СВЕДРНИЙ О ДОХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА, IIРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ДЕПУТАТАМИ СОВЕТА ДЕПУТАТОВ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ВЕСЕЛОВСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ

  1. 1.Общие положения
  2. 1.1.      Комиссия по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых депутатами Совета депутатов сельского поселения Веселовский сельсовет, образована в целях осуществления:

а) приема сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах

имущественного характера;

б) проверки:

Достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых депутатами Совета депутатов сельского поселения Веселовский сельсовет (далее - депутаты);

Соблюдения депутатами ограничений и запретов, требований об урегулировании конфликта интересов, установленных законодательством Российской Федерации.

1.2.      Деятельность Комиссии осуществляется в соответствии с Федеральным Законом от б октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Уставом сельского поселения Веселовский сельсовет и настоящим положением.

  1. 2.Порядок образования Комиссии

2.1. Комиссия образуется из числа депутатов Совета депутатов сельского поселения Веселовский сельсовет (далее - Совет депутатов) на срок полномочий действующего созыва. После истечения срока полномочий действующего созыва Комиссия создается решением Совета депутатов в течение не более чем 90 календарных дней со дня начала полномочий Совета депутатов нового созыва.

 Комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом и осуществляет свою деятельность на общественных началах.

Комиссия ответственна перед Советом депутатов и подотчетна ему.

2.2. Комиссия состоит из трех человек.

Члены комиссии избираются на сессии Совета депутатов из числа кандидатур, предложенных депутатами, открытым голосованием большинством голосов от числа избранных депутатов. Персональный состав Комиссии утверждается решением Совета депутатов.

2.3. В состав Комиссии входят депутаты, которые избирают председателя,

заместителя и секретаря Комиссии.

Председатель, заместитель председателя, секретарь Комиссии избираются на первом заседании Комиссии.

2.4. Все члены Комиссии при принятии решений обладают равными правами.

В отсутствие председателя Комиссии его обязанности исполняет заместитель

председателя Комиссии.

2.5. Состав Комиссии формируется таким образом, чтобы исключить возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые Комиссией решения.

При возникновении прямой или косвенной личной заинтересованности члена Комиссии, которая может привести к конфликту интересов при рассмотрении вопроса, включенного в повестку дня заседания Комиссии, он обязан до начала заседания заявить об этом. В таком случае соответствующий член Комиссии не принимает участия в рассмотрении указанного вопроса.

3. Полномочия Комиссии

3.1. При проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых депутатами, а также соблюдения депутатами ограничений и запретов, требований об урегулировании конфликта интересов, установленных законодательством Российской Федерации, Комиссия:

а) уведомляет депутата о поступлении в отношении него информации, указанной в пункте 4.1 настоящего Положения, и о решении Комиссии о проведении в отношении него проверки;

б) проводит беседу с депутатом, в отношении которого решается вопрос о проведении проверки;

в) изучает предоставленные депутатом дополнительные материалы и получает по ним пояснения;

г) готовит предложения председателю Совета депутатов о направлении запросов в органы, обладающие информацией по предмету проверки.

4. Порядок проведения проверок

4.1. Основанием для проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых депутатами, а также соблюдения депутатами ограничений и запретов, требований об урегулировании конфликта интересов, установленных законодательством Российской Федерации, является достаточная информация, предоставленная в письменной форме на имя председателя Совета депутатов:

а) правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами;

б) работниками подразделений органов государственной власти и органов местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностными лицами указанных органов, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

в) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных общественных в соответствии с законом иных общероссийских объединений, не являющихся политическими партиями;

г) Общественной палатой Липецкой области;

4) общероссийскими и региональными средствами массовой информации.

4.2. Информация анонимного характера не может служить основанием для

проведения проверки.

4.3. Председатель Совета депутатов при поступлении информации, указанной в настоящем Положении, направляет ее в трехдневный срок в Комиссию. Депутат, в отношении которого поступила указанная информация, уведомляется об этом в письменной форме в течение двух рабочих дней со дня поступления информации в Комиссию. Соответствующее уведомление подписывается председателем Комиссии.

4.4. Депутат, в отношении которого рассматривается вопрос о проведении проверки, в согласованный с председателем Комиссии срок вправе предоставить в Комиссию пояснения, касающиеся поступившей информации, а в случае поступления информации о предоставлении им недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставить в Комиссию достоверные сведения.

4.5. Вопрос о проведении проверки рассматривается на заседании Комиссии не позднее десяти дней с момента поступлений информации, указанной в настоящем Положении. В случае наличия достаточных оснований для проведения проверки Комиссия принимает решение о проведении проверки. Â

Если оснований для проведения проверки недостаточно, Комиссия принимает решение не проводить проверку, о чем уведомляет правоохранительные и другие государственные органы, постоянно действующие руководящие органы политических партий и, зарегистрированных в соответствии с законом, иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями, Общественную палату Липецкой области, предоставивших информацию, указанную в пункте 4.1 настоящего Положения.

4.6. Решение Комиссии принимается отдельно по каждому из депутатов, в отношении которых поступила информация, указанная в пункте 4.1 настоящего Положения, и оформляется в письменной форме.

Депутат, в отношении которого решается вопрос о проведении проверки, вправе присутствовать на заседании Комиссии.

4.7. Депутат, в отношении которого Комиссия приняла решение о проведении проверки, уведомляется об этом в письменной форме в течение двух рабочих дней со дня принятия такого решения. Соответствующее уведомление должно содержать информацию о том, какие сведения, предоставленные депутатом, и соблюдение каких ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации, подлежат проверке. Уведомление подписывается председателем Комиссии.

4.8. Проверка проводится в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. По решению Комиссии срок проведения проверки может быть продлен до 90 дней.

4.9. В случае направления запроса в государственные органы и организации в нем указываются:

а) фамилия, имя, отчество руководителя государственного органа или организации, в которые направляется запрос;

6) нормативный правовой акт, на основании которого направляется запрос;

в) фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место регистрации, жительства и (или) пребывания, вид и реквизиты документа, удостоверяющего личность, депутата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера которых проверяются;

д) срок представления запрашиваемых сведений;

е) фамилия, инициалы и номер телефона председателя Комиссии.

5. Рассмотрение результатов проверки

5.1. Результаты проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых депутатами, а также соблюдения депутатами ограничений и запретов, требований об урегулировании конфликта интересов, установленных законодательством Российской Федерации, рассматриваются на заседании Комиссии. В ходе проверки и по результатам проверки депутат, в отношении которого проводилась проверка, вправе давать пояснения.

По результатам рассмотрения материалов проверки Комиссия принимает одно из следующих решений:

а) признать, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные депутатом, являются достоверными и полными;

б) признать, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные депутатом, являются недостоверными и (или) неполными;

в) признать, что причина непредставления депутатом сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является объективной и уважительной;

г) признать, что причина непредставления депутатом сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей не является уважительной. В этом случае Комиссия рекомендует депутату принять меры по представлению указанных сведений;

д) признать, что депутат соблюдал ограничения и запреты, установленные федеральными законами;

е) признать, что депутат не соблюдал ограничения и запреты, установленные федеральными законами;

ж) признать, что при исполнении депутатом полномочий конфликт интересов отсутствует;

з) признать, что при исполнении депутатом полномочий личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов;

и) признать, что депутат не соблюдал требования об урегулировании конфликта интересов.

5.2.На заседание Комиссии по решению председателя Совета депутатов могут приглашаться должностные лица органов государственной власти области, территориальных органов, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления, а также представители заинтересованных организаций.

5.3. Решение Комиссии оформляется в течение трех рабочих дней со дня проведения заседания протоколом, который подписывают члены Комиссии, принимавшие участие в ее заседании.

В протоколе заседания Комиссии указываются:

а) дата заседания Комиссии, фамилии, имена отчества членов Комиссии и других лиц, присутствующих на заседании;

б) формулировка каждого из рассматриваемых на заседании Комиссии вопросов с указанием фамилии, имени, отчества депутата, в отношении которого рассматривался вопрос;

г) фамилии, имена, отчества выступивших на заседании лиц и краткое изложение их выступлений;

д) другие сведения;

ж) решение и обоснование его принятия.

Если в ходе рассмотрения результатов проверки Комиссией установлены обстоятельства, свидетельствующие о наличии в действиях (бездействии) депутата признаков преступления или административного правонарушения Комиссия, помимо решений, указанных в пункте 5.1 настоящего Положения, принимает решение о направлении материалов проверки в уполномоченные государственные органы в соответствии с их компетенцией.

Â В Случае принятия Комиссией решения, предусмотренного подпунктом «з»

пункта 5.1 настоящего Положения, депутату даются рекомендации по принятию мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов в

соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.4. По решению Комиссии, с уведомлением депутата, в отношении которого проводилась проверка, сведения о результатах проверки предоставляются правоохранительным и другим государственным органам, постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями, Общественной палате Липецкой области, предоставившим информацию,

явившуюся основанием для проведения проверки, в соответствии законодательством Российской Федерации о персональных данных.

5.5. В случае нарушения депутатом ограничений, запретов и обязанностей, требований об урегулировании конфликта интересов, установленных федеральными законами в целях противодействия коррупции, вопрос об

Ответственности депутата по представлению Комиссии рассматривается на сессии Совета депутатов.

 Решение Комиссии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Решение Комиссии о представлении депутатом заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера размещается на официальном сайте администрации сельского поселения Веселовский сельсовет.

6. Организация работы Комиссии

6.1. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости. Заседание комиссии проводит председатель Комиссии, а в случае отсутствия председателя

Комиссии, по его поручению заместитель председателя Комиссии.

Заседание Комиссии проводится в соответствии с повесткой заседания.

Повестка заседания формируется и утверждается председателем Комиссии, а в случае его отсутствия заместителем председателя Комиссии.

1.2. Не менее чем за пять дней до дня проведения заседания Комиссии председатель Комиссии уведомляет членов Комиссии о дате и времени проведения заседания Комиссии, а также о вопросах, подлежащих рассмотрению.

На заседании Комиссии ведется протокол, который подписывается председательствующим на заседании.

Заседание Комиссии правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов Комиссии.

6.3. Члены Комиссии обязаны присутствовать на ее заседаниях. О невозможности присутствовать на заседании Комиссии по уважительной причине член Комиссии заблаговременно информирует председателя Комиссии.

6.4. Решение Комиссии принимается большинством голосов от общего числа членов Комиссии. Член Комиссии не участвует в голосовании по вопросу, касающемуся его лично.

В случае отсутствия одного из членов Комиссии решение принимается единогласно.

Член Комиссии, несогласный с принятым решением, вправе в письменном

виде изложить свое мнение, которое подлежит обязательному приобщению к протоколу заседания Комиссии.

 6.5. Член Комиссии добровольно принимает на себя обязательство о неразглашении конфиденциальной информации, которая рассматривается или

рассматривалась Комиссией. Информация, полученная Комиссией в ходе рассмотрения вопроса, может быть использована только в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

6.6. Председатель Комиссии организует работу Комиссии, созывает и проводит заседания Комиссии, дает поручения членам Комиссии, представляет

комиссию в отношениях с составом Совета депутатов, средствами массовой информации.

6.7. Члены Комиссии, виновные в использовании сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых депутатами в целях, не предусмотренных законодательством

Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Обеспечение деятельности Комиссии

7.1. Содействие в приеме сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых депутатами, хранение указанных сведений и материалов проверок, а также организационное, документационное, информационное и иное обеспечение деятельности Комиссии осуществляет должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений, администрации сельского поселения Веселовский сельсовет.

Приложение №2

к решению Совета депутатов сельского поселения Веселовский сельсовет 22.04. 2016 г. №32-рс

СОСТАВ КОМИССИИ СОВЕТА ДЕПУТАТОВ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ВЕСЕЛОВСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ ДОЛГОРУКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ПО КОНТРОЛЮ ЗА ДОСТОВЕРНОСТЬЮ СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ДЕПУТАТАМИ СОВЕТА ДЕПУТАТОВ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ВЕСЕЛОВСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ ДОЛГОРУКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Председатель Комиссии Â Â Â Â Â Â Â Â Â Â Â Â Â Â Â Â Â Â Â Â Â Â Â Â Â Â Â –Â Â Ефремова Раиса Митрофановна

Заместитель председателя Комиссии      –  Гамаюнова Любовь Анатольевна

Секретарь Комиссии                                –  Кострова Татьяна Ивановна

Глава сельского поселения Веселовский сельсовет С.В.Лазарев