Кто имеет право на улучшение жилищных условий по федеральным и региональным программам – вся информация. Улучшение жилищных условий Постановка на улучшение жилищных условий

Для того, чтобы встать на очередь по улучшению жилищных условий, необходимо, чтобы был соблюдён ряд обстоятельств, которые связаны с самой нуждаемостью в улучшении, а также с обстоятельством, которое из-за актуальности и болезненности этого вопроса именуется в народе не иначе, как ценз осёдлости, то есть с проживанием в г. Москве определённое количество времени.

Так, существует норма, согласно которой постановка на учёт по улучшению жилищных условий возможна только после постоянного проживания в г. Москве в общей сложности не менее 10 лет. Это означает ни что иное, как то, что для постановки на очередь не обязательно непрерывное проживание в Москве в течение этого времени, место жительства гражданина в течение жизни может меняться, возможен переезд в другой город и возврат на постоянное место жительства в г. Москву, неизменным в практике остаётся лишь то, что проживание в течение 10-ти летнего срока должно быть подтверждено записью о регистрации по месту жительства, или так называемой постоянной регистрацией (пропиской).

Вопрос проживании в г. Москве в течение 10 лет для постановки на очередь оказался весьма болезненным, и привёл к многочисленным обращениям граждан во всевозможные судебные инстанции в защиту своих конституционных прав, прежде всего, права на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства. Итогом судебной борьбы граждан за свои права было признание существовавшей в ранее действовавшем московском законодательстве нормы о 10 годах проживания в г. Москве не соответствующим конституции и федеральному законодательству. Ранее в Московском законодательстве об улучшении жилищных условий (Постановление Мосгордумы от 31 января 2001 г. № 12 «О положении о порядке улучшения жилищных условий граждан в г. Москве») также существовало такое условие, которое было отменено Определением СК по гражданским делам ВС РФ от 05 октября 2001 г. № 5-ГО1-117. В новом Законе г. Москвы №22 «Об улучшении жилищных условий жителей г. Москвы» от 15 января 2003 г. этот срок появился вновь, что вызвало недоумение со стороны общественности и некоторых представителей судебной власти. В данный момент имеются довольно весомые основания снова обратиться суд с заявлением об официальном признании антиконституционного по свей сути, но обличённого в иную юридическую форму, условия нового закона не соответствующим Конституции. До признания этого положения московского законодательства не соответствующим Конституции и закону оно юридически действительно и активно применяется московской властью в лице Управ и Префектур на практике.

Спорным остаётся также вопрос и о том, что должно учитываться проживание в течение 10 лет в г. Москве именно по постоянной регистрации, т.к. закон говорит только о проживании и нигде не упоминает, что должно иметь место проживание именно по прописке (регистрации). С этой точки зрения судебные перспективы имеет установление в судебном порядке факта проживания в течение 10-ти летнего срока в г. Москве в порядке особого производства статей 264-268 ГПК РФ, учитывая, что в течение нескольких лет судебная практика рассматривает регистрацию по постоянному месту жительства не как основание, а как всего лишь одно из доказательств постоянного проживания в определённом месте. То есть для подтверждения факта постоянного проживания могут быть использованы и другие доказательства, а именно доказательства, полученные из других источников доказывания, перечисленных в п.1 ст. 55 ГПК РФ, в том числе и из свидетельских показаний.

Другим условием постановки на учёт нуждающихся в получении жилья является то, что обеспеченность общей площадью каждого члена семьи не должна превышать установленных законом норм. Так, например, требуется, чтобы на каждого проживающего в жилом помещении, желающего встать на учёт по улучшению, приходилось не более 10 метро в общей площади. В отношении граждан, проживающих в коммунальных квартирах или в квартирах гостиничного типа, действует другая норма, а именно обеспеченность таких граждан общей жилплощадью должна быть для постановки на учёт несколько выше, то есть согласно закону не должна превышать норму 15 метров. При этом понятие коммунального жилья (коммунальной квартиры) приводится в ст.15 Закона г. Москвы «Основы жилищной политики г. Москвы» от 11 марта 1998 г. № 6, согласно которой коммунальной считается квартира, состоящая из одного или нескольких жилых помещений, принадлежащих двум или более пользователям (собственникам), не являющихся членами одной семьи на основании отдельных договоров, сделок или иных действий, предусмотренных законодательством. С этой точки зрения, коммунальной признаётся а). муниципальная квартира, где существуют отдельные лицевые счета на изолированные жилые помещения б). бывшую муниципальную квартиру, с разными лицевыми счетами, где одна или несколько комнат приватизированы. Вопрос об отнесении к коммунальной квартиры на праве общей долевой собственности, даже с определённым порядком пользования решается судами отрицательно из-за отсутствия в таких квартирах отдельных прав на изолированные жилые помещения.
Если же разные семьи проживают в квартире, которая не подлежит коммунальному заселению в силу смежности комнат или в силу того, что квартира является однокомнатной, а также по ряду иных причин (Приложение №1 к Закону № 22) постановка на очередь также возможна при обеспеченности общей площадью менее 15 метров, то есть нормы, установленной для квартир коммунального заселения (ст.3 Закона).

В то же время существует ряд случаев, когда постановка на очередь по улучшению жилищных условий осуществляется независимо от количества метров, приходящихся на каждого члена семьи, а именно:

  1. Если граждане занимают однокомнатные квартиры или квартиры состоящие из смежных неизолированных комнат и между ними отсутствуют родственные отношения. Речь здесь в отличие от рассмотренного выше случая идёт о том, что между гражданами отсутствуют именно родственные отношения, а наличие в квартире разных семей возможно и при сохранении между гражданами отношений родства.
  2. Если граждане занимают жилые помещения, признанные в установленном порядке непригодными для постоянного проживания. Жилое помещение считается непригодным для постоянного проживания если оно: является а). аварийным б). находится в ветхом состоянии в). если в жилом помещении выявлено воздействие вредных факторов среды обитания. Порядок признания жилых помещений и домов не пригодными для постоянного проживания урегулирован Положением о порядке признания жилых помещений и жилых домов непригодными для проживания, утв. Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. № 552. и конкретизируется на уровне московского законодательства.
  3. Если занимают жилые помещения в квартирах (домах) коридорной планировки, а также в домах с ограниченными удобствами, не отвечающих стандартам благоустройства, то есть в домах (квартирах), в которых отсутствует одно из следующих удобств (энергоснабжение, водопровод, ванная или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка, независимо от материала стен).
  4. Если граждане занимают жилые помещения в общежитиях, в том числе и в общежитиях гостиничного типа, за исключением случаев, когда г. Москва является для граждан местом пребывания (они имеют временную регистрацию).
  5. Независимо от нормы постановки, на учёт принимаются также граждане, проживающие в квартирах коммунального заселения, если среди проживающих имеются больные, страдающие тяжёлыми формами некоторых хронических заболеваний и при этом совместное проживание с ними по заключению органов здравоохранения невозможно.
  6. Жилые помещения, где проживают больные, страдающие некоторыми формами хронических заболеваний, планировка которых не позволяет выделить этим гражданам в пользование изолированное жилое помещение. При этом эти граждане по закону имеют право пользоваться изолированным жилым помещением.

Независимо от количества метров, приходящегося на проживающего, граждане, прожившие в г. Москве в общей сложности не менее 40 лет, то есть являющиеся долгожителями Москвы, также могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, а) если они проживают в квартирах коммунального заселения последние 10 лет при наличии полного общего трудового стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии б). последних 5-ти лет при наличии инвалидности первой или второй группы. Долгожители Москвы, проживающие в условиях коммунального заселения, имеют право на первоочередное получение жилья и даже в случае проживания их в составе семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, они включаются в отдельные от других очередников списки нуждающихся.

Учёт иной жилплощади, принадлежащей гражданам на праве самостоятельного пользования

При определении размера жилплощади, приходящейся на каждого члена семьи, учитываются все жилые помещения, принадлежащие проживающим в квартире гражданам и членам их семей на правах самостоятельного пользования. Понятие права самостоятельного пользования весьма широко и включает в себя как собственность на жилое помещение, так и владение жильём на ином праве (пользование по договору соц. найма, квартира в ЖСК с не полностью выплаченным паем и другие законные основания владения жильём). При этом не является правом самостоятельного пользования право проживания, предоставляемое по договору поднайма жилого помещения, договору краткосрочного найма или соглашению о вселении временных жильцов. Вопрос о том, кто является членом семьи проживающих решается следующим образом: супруги и их несовершеннолетние дети в любом случае являются членами одной семьи независимо от места их жительства. Если в квартире проживают совершеннолетние дети супругов, то вопрос о принадлежности их к одной семье решается с учётом положений п.3 ст.2 Закона, где указывается, что совершеннолетние члены семьи проживающих в жилом помещении граждан могут быть признаны отдельной семьёй (отдельными семьями), если они ведут отдельное хозяйство, имеют свои источники дохода и выразили своё волеизъявление стоять на учёте в качестве отдельной семьи (семей).

Практически это выглядит как подача заявления в жилотдел Управы об учёте соответствующих лиц как отдельной семьи с приложением справок о финансовой самостоятельности как подтверждения отдельного источника доходов, а также с приложением других документов, подтверждающих обстоятельство, что в квартире сложились разные семьи. Весьма распространённым на практике является случай, когда в квартире проживают супруги и их совершеннолетние дети, и при этом у одного из супругов в собственности имеется жилое помещение, наличие которого не позволяет встать семье в целом на учёт по улучшению жилищных условий (на каждого проживающего приходится более 10 или 15 метров общей площади). Одним из выходов из ситуации для детей, ставших совершеннолетними, является в данном случае подача в жилотдел заявления о постановке на очередь как отдельной от родителей семьи или семей (площадь родителей учитываться не будет).

Подробнее: http://www.realtylaw.ru/

В России на правительственном уровне принята программа улучшения жилищных условий. Она направлена на поддержку незащищенных категорий населения. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий должны пройти определенную процедуру регистрации. Основные правила, касающиеся ее, а также порядок снятия с учета и основания для этого определены в статьях 52-56 ЖК.

Учет

Порядок, в соответствии с которым осуществляется постановка на улучшение жилищных условий, регламентирован в ст. 52 ЖК. Правила, зафиксированные в этой статье, направлены на малоимущих и прочие категории. Регистрацию их осуществляет территориальный орган местного самоуправления. В ч. 2 ст. 52 ЖК определено, что лицо, имеющее несколько оснований для регистрации на улучшение жилищных условий, может пройти процедуру по любому из них или по всем одновременно.

Место регистрации

По месту своей прописки лицо подает заявление на улучшение жилищных условий. Москва, как известно, разделена на административные округа. В каждом из них действует УДЖПиЖФ. В Управлении осуществляется прием и рассмотрение документов, принимаются решения. Улучшение жилищных условий (Москва стала первым городом, где началась процедура регистрации) осуществляется путем:

  • Предоставления помещений по договору найма.
  • Принятия участия в городских накопительных системах.
  • Предоставления субсидии на улучшение жилищных условий.
  • Приобретения помещений в собственность с рассрочкой либо с помощью заемных средств.

Чтобы воспользоваться одним из этих способов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий обращаются по месту своей прописки. Однако достаточно много людей ее не имеют. Для таких лиц в ЖК введена отсылочная норма, по которой лица подают заявление не по месту их жительства/прописки. Это, например, касается людей, чья трудовая деятельность связана с постоянными переездами.

Процедура регистрации

Чтобы встать на улучшение жилищных условий, необходимо к заявлению приложить документы, которые подтверждают данное право. После принятия бумаг заявитель получает расписку. Законодательство устанавливает императивные правила, по которым в течение месяца орган самоуправления рассматривает документы и выносит решение. Лицо может быть включено в очередь на улучшение жилищных условий или ему может быть в этом отказано.

Законодательная база

Признание в улучшении жилищных условий подтверждается соответствующим решением. Оно в трехдневный срок направляется заявителю с курьером либо выдается на руки. По ст. 52 ЖК, порядок учета лиц, включенных в очередь на улучшение жилищных условий, регламентируется законодательством соответствующего субъекта РФ. Кроме этого, он регулируется и подзаконными, в том числе ведомственными, нормативными актами. К ним, например, относят инструкции по учету для:

Местные органы власти должны предоставить сведения о количестве лиц, принятых на учет на улучшение жилищных условий, обеспечить к спискам свободный доступ.

Отказ

Основания, по которым может быть принято отрицательное решения по заявлению, установлены статьей 54 ЖК. Перечень причин, приведенных в п. 1-3, части 1 считается исчерпывающим. Лицу может быть отказано по следующим основаниям:

  1. К заявлению не были приложены документы, доказывающие соответствующее право.
  2. Были предоставлены бумаги, которые не доказывают, что лицо является нуждающимся.
  3. Было установлено, что заявитель намеренно ухудшил состояние помещения, чтобы быть принятым на учет.

В последнем случае лицо может рассчитывать на улучшение жилищных условий не ранее, чем через 5 лет после совершения соответствующих действий. Если заявление подано до того, как истек этот срок, лицу будет отказано. Законодательство не допускает других оснований для отказа. Иные причины не могут быть установлены нормативными актами субъектов.

Важный момент

При вынесении отрицательного решения уполномоченный орган в обязательном порядке должен обосновать его, ссылаясь на конкретное нарушение из перечня, приведенного выше. Другие требования федеральным законодательством не установлены. Дополнительные правила могут определяться в соответствии с муниципальными и региональными нормами. Решение об отказе составляется в письменном виде в соответствии с правилами, предусмотренными для оформления такого рода документов. Гражданин имеет право обжаловать отказ в судебном порядке.

Сохранение права на улучшение жилищных условий граждан

Правила в отношении этого формулируются в ст. 55 ЖК. Программа улучшения жилищных условий предусматривает определенные гарантии для лиц, находящихся на учете. В частности, они не могут лишиться своего права в произвольном порядке. Снятие с учета осуществляется в том случае, если им предоставляется соответствующее помещение по решению компетентного органа. Это может производиться и в случае, если имеют место основания, сформулированные в ст. 56, ч. 1 ЖК.

Снятие с учета

Правила для проведения этой процедуры установлены статьей 56. Лица снимаются с учета при:

  1. Подаче соответствующего заявления в уполномоченный орган.
  2. Утрате оснований, дающих право на улучшение жилищных условий.
  3. Выезде в другое МО, кроме случаев переезда в пределах городов фед. значения.
  4. Получении субсидии на улучшение жилищных условий от органа государственной либо местной власти на приобретение помещения.
  5. Предоставлении земельного участка для строительства дома.
  6. Выявлении в переданных в уполномоченный орган документах данных, не соответствующих действительности и послуживших основаниями для постановки на учет в качестве нуждающихся, а также незаконные действия должностных лиц компетентной структуры при принятии решения.

Указанный перечень считается исчерпывающим. Изменение приведенных оснований или дополнение их допустимо только при внесении корректировок непосредственно в Кодекс.

Особенности принятия решения о снятии с учета

Императивная норма части 2 ст. 56 ЖК устанавливает, что акт о снятии с регистрации в качестве лица, которому необходимо улучшение жилья, может приниматься только тем органом, который принимал решение о внесении этих лиц в списки. Документ должен быть утвержден не позже месяца с даты выявления соответствующих обстоятельств. В решении о снятии лиц с учета на улучшение условий жилья должна в обязательном порядке присутствовать ссылка на соответствующие причины. Они предусмотрены в ст. 56, ч. 1. Решение о снятии с учета выдается гражданам на руки либо направляется по почте в трехдневный срок с даты принятия. Этот акт может быть оспорен в судебном порядке. Требования к содержанию решений о снятии лиц с учета, правила, в соответствии с которыми осуществляется уведомление лиц об этом, аналогичны тем, которые действуют для отказа от регистрации людей в качестве нуждающихся.

Исключения

В законодательстве Москвы указаны категории, которые не подлежат снятию с учета в качестве лиц, которым необходимо улучшение условий проживания. К ним относят:

  1. Не обеспеченных помещениями в соответствии с нормами предоставления, кроме лиц, подавших письменное согласие на получение площадей меньше нормы.
  2. Лица, живущие в квартирах коммунального типа, кроме тех, кто:

Ухудшение состояния помещения

Как выше было сказано, граждане, совершившие действия, вследствие которых условия их проживания стали хуже, имеют право на постановку на учет для их улучшения по истечении 5-ти лет после этого. К таким мероприятиям относят:

  1. Изменение порядка, согласно которому осуществляется пользование помещением.
  2. Обмен жилплощади.
  3. Неисполнение договора социального, коммерческого найма, купли-продажи с рассрочкой, безвозмездного пользования, вследствие которого лица были выселены в судебном порядке.
  4. Изменение в составе семьи (расторжение брака, выселение лиц).
  5. Установление долей, их выделение или изменение собственниками помещений.
  6. Отчуждение жилья или его части у законных владельцев.

Утрата помещений

Учет граждан, потерявших жилплощадь и имеющих по законодательству право на получение помещений в первоочередном и внеочередном порядке, заселение производится исполнительными органами власти по месту расположения утраченного жилья. Такой порядок действует в случае, если ранее занимаемые квартиры не могут быть возвращены вследствие сноса или переоборудования в нежилое сооружение.

Молодые семьи

Для этой категории предусматриваются федеральные и региональные проекты. Кроме них, разработаны специальные банковские предложения, в рамках которых предоставляются кредиты на улучшение жилищных условий. Молодым семьям для получения помощи следует соблюсти определенные требования:


Компенсационные выплаты

При соблюдении указанных выше требований супруги имеют право на субсидию безвозмездного характера. Она выделяется им из госбюджета. Использование средств допускается только на цели, установленные в рамках государственной поддержки. К ним относят:

  1. Выплату ипотечного кредита.
  2. Оплату последнего либо первого взноса для лиц, которые являются участниками кооператива.
  3. Приобретение помещения для проживания.
  4. Проведение строительства собственного дома.

Размер государственных дотаций

В зависимости от количества субъектов устанавливается конкретная величина суммы на улучшение жилищных условий. Молодым семьям, состоящим только из двух супругов, выделяется 35% от стоимости помещения. Если кроме них есть дети, то размер бюджетных средств - 40% от цены квартиры. Сумма субсидий в денежном исчислении устанавливается по стоимости 1 кв. м. жилья в конкретном регионе в соответствии с нормативами по метражу (от 18 до 21 м 2 /человека).

Банковские предложения

Что касается финансовых программ, направленных на улучшение условий, в которых проживают граждане, то, в связи со сложившимся кризисом на современных рынках, их предоставляют только крупные кредитные институты. К примеру, Сбербанк предлагает определенные льготы при оформлении ипотеки. Первоначальный минимальный взнос для молодых семей с детьми может быть 10-20%, для бездетных супругов - 15%. При этом для обычных заемщиков он начинается с 20%. При появлении детей после взятия ипотечного кредита банк может предоставить отсрочку выплат. В процессе непосредственного оформления займа учитываются и доходы созаемщиков, и дополнительные поступления. Это позволяет взять в кредит более крупные суммы. Молодые семьи, таким образом, могут воспользоваться и государственной поддержкой, и специальными предложениями от крупных банковских организаций для улучшения своих жилищных условий.

Заключение

Учитывая сложную ситуацию на рынке недвижимости и положение отдельных категорий лиц, государство разработало и утвердило ряд программ, ориентированных на помощь в приобретении жилья и улучшение условий жизни. В России достаточно много людей, которым необходима такая поддержка. В первую очередь к ним относятся молодые семьи, малоимущие, лица, проживающие в ветхом жилье. На правительственном уровне разработан и внедрен порядок постановки таких лиц на учет. В ЖК действуют статьи, регламентирующие особенности процедуры регистрации, принятия решения об удовлетворении в заявлении или отказе в этом. В Кодексе установлены основания, по которым нуждающиеся включаются в списки, снимаются с учета. Приведенные в законодательстве перечни считаются исчерпывающими. Граждане, не согласные с теми или иными решениями, имеют право на их обжалование в суде. Особое значение в реализации правительственных проектов имеют предложения банков. Крупные кредитные институты разрабатывают льготные проекты, в рамках которых люди могут приобрести новые квартиры. Различные программы позволяют в достаточно непростых современных условиях улучшить положение незащищенных категорий людей.

Москва – город с очень дорогим жильем. Для многих ее жителей не существует возможности с опорой на собственные силы улучшить свои жилищные условия. К счастью, город предоставляет определенным категориям населения способы увеличить жилплощадь проживания. Самый реальный из них – это получение жилья по договору социального найма. Муниципальное жилье получить трудно, но возможно. В этой статье будет рассмотрено, что для этого нужно сделать и кто может рассчитывать на получение жилья.

Обязательность наличия московской прописки

Встать на учет может далеко не каждый москвич, для этого нужно соответствовать ряду критериев, в том числе проживать в городе Москве. Но самого факта прописки недостаточно – требуется доказать, что ваша семья нуждается в улучшении жилищных условий. Постановка на учет для получения жилья становится возможной после десяти лет проживания в Москве.

Под проживанием в городе имеется в виду не физическое безвылазное нахождение в пределах городской черты, а запись о регистрации по месту постоянного жительства, называемая пропиской. Если вы прописаны в городе Москве десять или более лет, то соответствуете первому необходимому условию для получения муниципального жилья в наем.

Эта норма вызвала большое возмущение многих лиц, проживающих в Москве без прописки. По их мнению, она нарушала конституционные права граждан на свободу перемещения и выбора места жительства. В попытке отстоять свои права граждане множество раз обращались в суды с исками, требующими отменить действие этой нормы. Судебные инстанции встали на сторону граждан и отменили норму об обязательной 10-летней прописке для постановки на учет. По мнению суда, норма противоречила федеральным законам и Конституции Российской Федерации. Однако в 2003 году норма об обязательной десятилетней регистрации для постановки на учет была восстановлена в Законе об улучшении жилищных условий.

Большинство юристов сходится во мнении, что эта восстановленная норма в неменьшей мере, чем старая, не соответствует федеральным законам и Конституции Российской Федерации. Сейчас сложилась подходящая ситуация для повторного иска с целью отмены этой новой «старой» нормы. Однако процесс пока никто не инициировал. Норма не признана не соответствующей законодательству, она активно применяется в практике московских муниципальных органов.

Закон указывает, что для получения права улучшить свои жилищные условия за счет муниципального жилья, требуется десять лет прожить в городе Москве. В Законе не уточнено, по какому критерию определять, проживал ли человек положенный срок в городе Москве или нет. Муниципальные чиновники трактуют квартирование в Москве, как наличие постоянной прописки в этом городе. Согласно закону, прописка служит подтверждением, а не доказательством проживания в определенном месте.

Таким образом, для того, чтобы вас признали постоянно проживающим в городе Москве, можно представить не только свою прописку, но и другие доказательства, как, например, свидетельские показания – наличие прописки необязательно. Однако муниципальные чиновники в качестве подтверждения требуют именно прописку и не принимают других доказательств. Хоть это и нарушает законы, но до четкого решения суда по этому вопросу действия чиновников правомерны. Если суд решит дело в пользу истцов, то число лиц, претендующих на право встать на учет для улучшения жилищных условий, резко увеличится.

Недостаточные нормы площади жилья на человека в 2019-2020 году

Еще одним очень важным условием для получения бесплатного муниципального жилья являются неудовлетворительные жилищные условия вашей семьи. Для этого на каждого члена семьи должно приходиться жилплощади меньше, чем десять метров квадратных. Если у семьи жилье с площадью, позволяющей каждому ее члену иметь в своем распоряжении пространство сверх этой нормы, то она не распространяется на получение бесплатного муниципального жилья, так как ее жилищные условия признаются удовлетворительными, не нуждающимися в улучшении за счет общественных средств.

Для жильцов коммунальных квартир и гостинок нормы выше, так как тип их жилья считается недостаточно комфортным по сравнению с обычными квартирами для отдельной семьи.

Существует множество случаев, когда постановка на учет производится без регистрации общих квадратных метров, которые приходятся на члена семьи:

  • при совместном проживании в однокомнатной квартире или квартире со смежными комнатами лиц, не находящихся между собой в родственных связях;
  • при проживании в непригодных для жизни помещениях, таких как аварийные дома, жилье, подверженное постоянному или периодическому воздействию вредных факторов;
  • при занятии домов или квартир с коридорной планировкой, а также в помещениях без канализации, централизованного отопления, водопровода горячей и холодной воды, газо- и электроснабжения;
  • при проживании в общежитиях, но эта норма не распространяется на граждан, имеющих временную прописку;
  • при проживании в коммунальных квартирах с лицами, страдающими от заразных хронических заболеваний, если такое совместное проживание признано врачами опасным для других жильцов;
  • также право на получение муниципального жилья имеют граждане, проживающие совместно со страдающими от заразных хронических заболеваний в одном помещении без изолированных комнат.

Также признаются имеющими право на улучшение жилищных условий граждане, располагающие московской пропиской более сорока лет и проживающие в коммунальных квартирах.

Как встать на учет имеющим на это право гражданам

На учет можно встать как по месту работы, так и по месту жительства. Проживание в определенном районе подтверждается наличием регистрации постоянного места жительства, то есть пропиской. Для постановки на учет следует обратиться в жилищную управу и представить им письменное заявление, в котором должно быть указано:

  1. Какими жилищными условиями располагает семья или лицо.
  2. Сколько лет лицо и его семья проживали в Москве.
  3. Какими льготами на получение жилья обладает семья или лицо, желающие встать в очередь.
  4. Кто обращается (молодая семья, многодетная или прочие).
  5. Стаж работы при условии, что заявление подается по месту работы.
  6. Согласие на проверку для лиц, желающих встать в очередь на получение жилья.

Также к заявлению стоит приложить следующие документы:

  • паспорт человека, встающего в очередь;
  • выписки из домовой книги для вставания в очередь;
  • план квартиры;
  • справка о наличии и отсутствии собственности у человека, желающего встать в очередь;
  • справки из медицинских учреждений для желающих встать в очередь на получение бесплатного муниципального жилья.

Подав все необходимые документы, гражданин становится в очередь на приобретение жилья.

В рамках нашего сайта действует специальное предложение - вы можете быстро получить консультацию профессионального юриста совершенно бесплатно, просто заполнив форму ниже.

Улучшение условий проживания путем получения квартиры - процесс, требующий ответственного подхода, изучения нормативной базы и затраты определенного количества времени. Федеральным законодательством регламентирован общий порядок, закреплены положения о том, кто наделен такой возможностью и что для этого необходимо.

Условия и параметры постановки на жилищный учет в разных регионах и муниципальных образованиях могут отличаться, поэтому конкретизировать информацию необходимо в администрациях населенных пунктов по месту жительства.

Субъекты обращения

Ст. 49 ЖК РФ регламентирует право отдельных категорий на безвозмездное получение государственных квартир по соглашениям социального найма. Это положение распространяется на:

  • малоимущих граждан;
  • лиц, проживающих в непригодном по техническим и другим нормам помещении, которое не подлежит реконструкционным работам и ремонту;
  • детей-сирот;
  • инвалидов;
  • лиц, имеющих тяжелые формы заболеваний хронического типа (если они проживают вместе с другой семьей).

Обязательное условие - правомерное подтверждение статуса заявителя и предоставление доказательств того, что жилищные условия требуют улучшения.

Категория малоимущих граждан

Решение должностных лиц о признании малоимущим и оформление его на государственный учет принимается после всестороннего глубокого анализа следующего пакета документов:

Решение по заявлению предоставляется не позднее тридцатидневного срока с момента письменного обращения. На направление извещения по решению отводится три дня. В случае отказа, его мотивировка должна быть аргументированной и обоснованной со ссылками на конкретные нормы законодательства.

Категории нуждающихся граждан

Документальными доказательствами статуса нуждающихся является подтверждение одного из следующих фактов:

  1. Размер помещения меньше площади, определенной установленными нормативами.
  2. Жилое помещение не отвечает стандартам безопасности, техническим и другим обязательным нормам.
  3. Заявитель проживает с лицом, заболевание которого не позволяет нахождение совместно.

Местным законодательством могут быть предусмотрены другие основания, например, проживание в неблагополучных домах, в которых нет системы канализации или отопления.

Решение о присвоении статуса нуждающегося является неоспоримым аргументом необходимости постановки на учет для оптимизации условий проживания.

Перечень документов, необходимых для регистрации

Процедура предусматривает обращение в администрацию по месту жительства с соответствующим заявлением, к которому прилагаются копии и оригиналы:

  • собственного паспорта и ИНН и всех членов семьи;
  • свидетельства о рождении, заключении/расторжении брака;
  • судебное решение с резолютивной частью о вселении;
  • документы, характеризующие доходы (справки с налоговой, по месту работы, с государственных учреждений, правоустанавливающие документы, подтверждение получения пенсий и другого рода выплат;
  • подтверждение перечня и оценочной стоимости недвижимого имущества семьи, автомобилей;
  • документы, подтверждающие особый статус.

Подтверждением подачи документов является выписка из регистрационного журнала.

Уполномоченные органы в обязательном порядке проверяют заявителя на наличие российского гражданства и срока регистрации, предусмотренного местными правовыми нормами. Со стороны заявителя должны быть исключены факты проведения действий по ухудшению состояния жилья в течение последних пяти лет.

Успешность процедуры постановки в очередь и финального исхода во многом определяется качеством сбора и оформления требуемого пакета документов.


Право молодых семей на улучшение жилищных условий

Вопрос приобретения собственных квадратных метров для молодых семей очень актуален. Эта категория граждан имеет право постановки в очередь на квартиру в соответствии с государственной программой целевой направленности &l ...

Право на жилье - одно из первостепенных материальных благ. Особенно этот вопрос актуален для незащищенных слоев населения. Конституционной обязанностью государства является предоставление площади для проживания нуж...

Улучшение жилищных условий многодетным семьям

Многодетные семьи - значимая ячейка общества, обеспечиваемая социальной защитой на государственном уровне. Вопрос жилья для этой категории граждан часто особенно актуален. Федеральным законодательством установлена...

23.02.2019 - Андрей Герасютин

Здравствуйте. У меня трое детей и я хочу приобрести квартиру с субсидией для многодетных семей. Как это сделать? Где узнать об этом более подробно? Куда обратиться за помощью

Ответ на вопрос дан по телефону.


09.10.2018 - Зоя Рябова

Здравствуйте. Мы в ипотеку купили дом. Сейчас нужно переделать крышу с последующим расчетом на две комнаты и сан узел. Еще требуется к дому водопровод ииканализация. Можем ли мы рассчитывать на материнский капитал. Спасибо

(в ред. Законов г. Москвы от 17.12.2003 N 76,

от 08.12.2004 N 83)

Настоящий Закон устанавливает порядок и условия улучшения жилищных условий москвичей с помощью города.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Право граждан на улучшение жилищных условий

1. Граждане имеют право:

1) получить жилые помещения из жилищного фонда города Москвы по договору:

социального найма;

найма (коммерческого найма);

безвозмездного пользования;

2) приобрести в собственность с помощью города жилые помещения:

используя безвозмездные субсидии;

с рассрочкой платежа;

используя ссуду на возвратной основе;

по другим законным основаниям.

2. Граждане, признанные в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы (далее - законодательство) нуждающимися в улучшении жилищных условий, подлежат постановке на учет.

Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежат обеспечению в установленном порядке жилыми помещениями, а также имеют право на приобретение жилых помещений в собственность с помощью города.

3. Постановка граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление жилых помещений, а также обеспечение денежными средствами на их приобретение в собственность осуществляются бесплатно.

Глава 2. ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАН НУЖДАЮЩИМИСЯ В УЛУЧШЕНИИ

ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Статья 2. Норма постановки на учет

1. Норма постановки на учет - размер общей площади жилых помещений, приходящийся на долю каждого проживающего, в пределах которого граждане и члены их семей признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежат постановке на учет.

При определении числа проживающих учитываются граждане, за которыми сохраняется право пользования жилыми помещениями на срок их временного отсутствия.

В число проживающих не включаются граждане, для которых занимаемые жилые помещения являются местом пребывания.

2. При определении размера общей площади, приходящейся на долю каждого члена семьи, учитываются жилые помещения (доли жилых помещений), в отношении которых граждане и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования в соответствии с законодательством.

Супруги и их несовершеннолетние дети являются членами одной семьи.

Не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями граждане, занимающие жилые помещения на основании договора поднайма, договора краткосрочного найма, а также граждане, пользующиеся жилыми помещениями в качестве временных жильцов.

3. Граждане, проживающие в одном жилом помещении, объединенные признаками родства или свойства, но имеющие свои источники дохода, отдельный бюджет и ведущие раздельное хозяйство, при наличии их волеизъявления признаются разными семьями.

Разные семьи подлежат отдельной постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Право на внеочередное или первоочередное улучшение жилищных условий членов одной семьи не распространяется на членов другой семьи, проживающих в одном жилом помещении, за исключением случаев, когда отселение другой семьи позволяет снять с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семью, обладающую таким правом, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

4. Норма постановки на учет устанавливается в размере 10 квадратных метров общей площади для отдельных квартир.

5. Норма постановки на учет устанавливается в размере 15 квадратных метров общей площади для квартир коммунального заселения и квартир гостиничного типа.

Статья 3. Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий

1. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, если они проживают в городе Москве в общей сложности не менее 10 лет (и иное не установлено законодательством) и занимают независимо от формы собственности:

1) жилые помещения размером менее нормы постановки на учет;

2) жилые помещения, которые в соответствии с законодательством, нормативными правовыми актами, а также перечнем, приведенным в приложении 1, не подлежат коммунальному заселению при условии, что в жилом помещении, где проживают разные семьи, на каждого члена семьи приходится менее нормы постановки на учет, установленной для квартир коммунального заселения;

3) жилые помещения, которые на основании судебного решения об отказе гражданам в заключении отдельного договора социального найма на изолированное жилое помещение в соответствии с приходящейся на их долю площадью не подлежат коммунальному заселению при условии, что в квартире, где проживают разные семьи, на каждого члена семьи приходится менее нормы постановки на учет, установленной для квартир коммунального заселения;

4) жилые помещения, если среди проживающих имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при условии, что на каждого члена семьи приходится менее нормы постановки на учет за вычетом дополнительной площади, право на пользование которой учитывается для каждого больного в соответствии с приложением 3, другими правовыми актами Российской Федерации;

5) жилые помещения, состоящие из одной комнаты или смежных неизолированных комнат, при отсутствии у проживающих в них граждан родственных отношений независимо от нормы постановки на учет;

6) жилые помещения, признанные в установленном порядке непригодными для проживания, независимо от нормы постановки на учет;

7) жилые помещения в квартирах (домах) коридорной планировки, а также в домах с ограниченными удобствами, не отвечающие стандартам благоустройства, установленным приложением 2, независимо от нормы постановки на учет;

8) жилые помещения в общежитиях, за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания, независимо от нормы постановки на учет;

9) жилые помещения в квартирах коммунального заселения, если среди проживающих имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению органов здравоохранения) в одной квартире невозможно, независимо от нормы постановки на учет;

10) жилые помещения, планировка которых в соответствии с законодательством не позволяет выделить в пользование изолированное жилое помещение гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний и имеющим право пользования изолированным жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от нормы постановки на учет.

2. Граждане, проживающие в городе Москве в общей сложности не менее 40 лет, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий независимо от нормы постановки на учет при условии проживания в квартирах коммунального заселения не менее:

1) последних 10 лет и при наличии полного общего трудового стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) последних 5 лет при наличии инвалидности I или II группы.

Граждане, перечисленные в настоящей части, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по категории "Долгожители Москвы, проживающие в условиях коммунального заселения" вместе с членами их семей при отсутствии у граждан и членов их семей отдельных квартир, в отношении которых они обладают правом самостоятельного пользования.

3. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по иным основаниям, предусмотренным законодательством.

Глава 3. УЧЕТ ГРАЖДАН, НУЖДАЮЩИХСЯ В УЛУЧШЕНИИ

ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Статья 4. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту жительства

1. Граждане, желающие улучшить жилищные условия, вправе обратиться в исполнительные органы государственной власти города Москвы по месту жительства.

2. Для рассмотрения вопроса о принятии на учет гражданином подается заявление с приложением документов, перечень которых утверждается правовыми актами города Москвы.

3. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится решением исполнительного органа государственной власти города Москвы с учетом рекомендации общественной жилищной комиссии.

Общественная жилищная комиссия формируется при исполнительных органах государственной власти города Москвы в соответствии с правовыми актами города Москвы.

4. Граждане должны быть письменно уведомлены о принятом решении в месячный срок со дня подачи заявления.

5. В случае несогласия граждан с принятым решением граждане вправе обжаловать его в установленном порядке.

6. Территориальные органы исполнительной власти города Москвы предоставляют информацию о количестве граждан, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечивая свободный доступ к спискам очередников, а также спискам граждан, включенных в программу обеспечения жилыми помещениями в соответствующих районах.

Статья 5. Сохранение за гражданами права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий

1. Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения или приобретения отдельной квартиры, за исключением случаев:

1) выезда на место жительства за пределы территории города Москвы;

2) изменения жилищных условий, в результате которого отпали основания для улучшения жилищных условий;

3) использования в установленном порядке субсидий, ссуд на возвратной основе или иных видов государственной помощи на строительство или приобретение жилых помещений;

4) выявления сведений, не соответствующих указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия на учет;

5) выявления случаев неправомерных действий должностных лиц при постановке на учет;

6) подачи по месту учета личного заявления о снятии с учета.

2. Снятие с учета граждан осуществляется с обязательным письменным уведомлением их о принятом решении в месячный срок со дня принятия решения.

3. Решение о снятии с учета может быть обжаловано в установленном порядке.

4. Не подлежат снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане:

1) не обеспеченные жилыми помещениями по нормам предоставления, кроме граждан, давших письменное согласие на предоставление жилых помещений менее нормы предоставления;

2) проживающие в квартирах коммунального заселения, кроме граждан, получивших отдельную квартиру с учетом размера общей площади занимаемого жилого помещения, использовавших субсидии, ссуды на возвратной основе, иные виды государственной помощи на строительство или приобретение жилища, а также граждан и членов их семей, обладающих самостоятельным правом пользования отдельной квартирой.

Статья 6. Действия граждан, приведшие к необходимости улучшения жилищных условий

1. Граждане подлежат постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по истечении 5 лет после совершения действий, приведших к ухудшению жилищных условий, в результате которых возникла необходимость в улучшении жилищных условий.

2. Ухудшением жилищных условий считаются следующие действия граждан:

1) изменение порядка пользования жилыми помещениями;

2) обмен жилого помещения;

3) невыполнение условий договора социального найма, коммерческого найма, безвозмездного пользования жилым помещением, купли-продажи с рассрочкой платежа, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;

4) изменение состава семьи в результате вселения иных лиц, расторжения брака;

5) определение долей, выдел доли или изменение долей собственниками жилых помещений;

6) отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения либо его доли.

3. Часть 1 настоящей статьи не подлежит применению в следующих случаях:

1) вселение по месту жительства супруга, детей, родителей, иных граждан, объединенных признаками родства или свойства, если до вселения они:

не обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением;

обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением, но не были обеспечены по норме предоставления;

обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для проживания;

безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства органам государственной власти или органам местного самоуправления либо жилое помещение было изъято указанными органами для государственных или муниципальных нужд в установленном законом порядке;

2) расторжение договора пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением по инициативе получателя ренты;

3) отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения;

4) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке.

Статья 7. Учет граждан, утративших жилые помещения в городе Москве

Учет граждан, утративших жилые помещения в городе Москве и имеющих в соответствии с законодательством право на предоставление жилых помещений во внеочередном и первоочередном порядке, при невозможности возврата ранее занимаемых ими помещений (дом снесен или переоборудован в нежилой после капитального ремонта, ранее занимаемые помещения заселены в установленном порядке на основании решения органа исполнительной власти) производится исполнительными органами государственной власти города Москвы по месту нахождения утраченного жилого помещения.

Статья 8. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту работы

1. Постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставление жилых помещений по месту работы в бюджетных учреждениях, финансируемых за счет бюджетных средств города Москвы и местных бюджетов муниципальных образований в городе Москве, которым в установленном порядке выделяются жилые помещения из городского жилищного фонда, осуществляются по решению администрации совместно с профсоюзным комитетом (профсоюзными комитетами), действующим в учреждениях на основании коллективного, иных договоров работников с администрацией предприятий и учреждений.

Наравне с работниками вышеуказанных учреждений на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий принимаются граждане, оставившие работу в этих учреждениях в связи с уходом на пенсию.

2. Решение о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставлении жилых помещений по месту работы утверждается решением исполнительного органа государственной власти города Москвы.

3. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы, могут состоять по их желанию на учете и по месту жительства при соблюдении правил, установленных настоящим Законом.

Глава 4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН,

ПРИЗНАННЫХ НУЖДАЮЩИМИСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Статья 9. Очередность обеспечения граждан жилыми помещениями

1. Граждане обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди в соответствии с законодательством.

2. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории "Долгожители Москвы, проживающие в условиях коммунального заселения", имеют право на обеспечение жилыми помещениями в первую очередь.

3. На общих основаниях обеспечиваются жилыми помещениями:

1) граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и не имеющие права на внеочередное и первоочередное обеспечение в соответствии с законодательством;

Статья 10. Порядок обеспечения граждан жилыми помещениями

1. Решение об улучшении жилищных условий принимается исполнительным органом государственной власти города Москвы с учетом рекомендации общественной жилищной комиссии.

2. Обеспечение граждан жилыми помещениями на условиях договора социального найма, договора безвозмездного пользования осуществляется в пределах нормы предоставления (18 квадратных метров общей площади на одного человека), если законодательством не предусмотрено иное.

С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения размером до 33 квадратных метров общей площади одиноко проживающему человеку и до 42 квадратных метров общей площади семье, состоящей из двух человек.

3. При принятии решения об улучшении жилищных условий граждан проверка сведений о наличии у граждан и членов их семей жилых помещений (доли жилых помещений), в отношении которых граждане и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования, а также действий, совершенных гражданами и членами их семей, приведших к ухудшению жилищных условий, осуществляется жилищными органами, ответственными за обеспечение граждан жилыми помещениями.

Указанные действия учитываются за пятилетний период, предшествующий решению о постановке на учет, и до решения вопроса об улучшении жилищных условий.

При совершении гражданами либо членами их семей гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями либо действий, приведших к уменьшению размера занимаемых жилых помещений либо к их отчуждению, размер предоставляемого гражданам жилого помещения уменьшается на соответствующее количество квадратных метров общей площади.

При принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору коммерческого найма граждане подтверждают, что доход, приходящийся на каждого члена семьи, превышает уровень, установленный законом города Москвы.

4. В зависимости от результатов проверки принимаются следующие решения:

1) граждане снимаются с учета;

2) улучшение жилищных условий откладывается на срок, в течение которого граждане не подлежали постановке на учет;

3) улучшение жилищных условий откладывается на срок, в течение которого граждане подлежат обеспечению по соответствующему договору с учетом дохода семьи и требований федерального законодательства о социальной защите отдельных категорий граждан;

4) жилое помещение предоставляется гражданам в порядке, установленном настоящей статьей.

5. Граждане, страдающие заболеваниями опорно-двигательной системы, другими заболеваниями, а также инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов, которым по заключению лечебных учреждений либо в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации рекомендовано проживание на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации, обеспечиваются по их заявлению жилыми помещениями на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами, в специально построенных домах либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации.

6. Гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, иным категориям граждан, предусмотренным федеральным законодательством, предоставляется дополнительная площадь в виде отдельной комнаты или в размере 18 квадратных метров общей площади, если иное не установлено федеральным законодательством.

7. Перечень заболеваний, дающих гражданам право на предоставление дополнительной площади по состоянию здоровья, устанавливается правовыми актами, приведенными в приложении 3, иными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

Не подлежат удовлетворению требования указанных граждан о предоставлении дополнительной площади, если они обеспечены изолированным жилым помещением в отдельной квартире в соответствии с нормой предоставления.

8. Граждане вправе приобрести либо получить жилое помещение менее нормы предоставления, но не менее 16 квадратных метров общей площади на каждого члена семьи.

9. Граждане, в отношении которых принято решение об улучшении жилищных условий, вправе обратиться в исполнительные органы государственной власти, осуществляющие предоставление жилых помещений, с заявлением о предоставлении жилого помещения свыше нормы предоставления.

При наличии у жилищных органов таких жилых помещений они предоставляются:

По договору социального найма в случае превышения нормы предоставления на семью до 9 квадратных метров общей площади;

По договору найма (коммерческого найма) в случае превышения нормы предоставления на семью свыше 9 квадратных метров общей площади при соблюдении общих требований к уровню дохода семьи;

По договору безвозмездного пользования независимо от размера превышения нормы предоставления.

10. По желанию граждан жилое помещение предоставляется с учетом размера общей площади занимаемого ими жилого помещения. При этом суммарная площадь всех жилых помещений, занимаемых по любым законным основаниям и предоставляемых по договору социального найма, договору безвозмездного пользования, не должна превышать норму предоставления, установленную для семьи данной численности.

11. При предоставлении жилого помещения по договору социального найма, договору безвозмездного пользования граждане и члены их семей обязаны освободить и передать в установленном порядке занимаемое по договору социального найма или договору безвозмездного пользования жилое помещение, кроме случаев предоставления жилого помещения с учетом размера общей площади занимаемого и пригодного для проживания жилого помещения.

В случае вселения иных граждан в освобождаемое жилое помещение либо совершения действий, препятствующих его освобождению, решение о предоставлении жилого помещения подлежит отмене.

12. Гражданам и членам их семей, занимающим жилые помещения на праве собственности, жилые помещения предоставляются по договору мены, кроме случаев предоставления жилых помещений с учетом размера общей площади занимаемых жилых помещений.

13. Освободившиеся жилые помещения, в том числе в квартирах коммунального заселения, предоставляются гражданам в порядке улучшения жилищных условий в соответствии с законодательством.

Статья 11. Учет интересов граждан при предоставлении жилых помещений

1. При предоставлении жилых помещений не допускается заселение одной комнаты или однокомнатной квартиры совершеннолетними гражданами, кроме супругов, а также лицами разного пола старше 9 лет.

2. Не допускается предоставление разным семьям жилых помещений в квартире, не подлежащей коммунальному заселению.

3. Жилые помещения предоставляются с учетом состояния здоровья граждан и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Сроки, предусмотренные законодательством города Москвы для обеспечения жилыми помещениями тяжелобольных граждан, сокращаются для граждан, ранее состоявших на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях и впоследствии получивших право на первоочередное улучшение жилищных условий по состоянию здоровья.

Порядок сокращения сроков обеспечения вышеуказанных тяжелобольных граждан ежегодно устанавливается законом города Москвы.

В настоящем Законе к тяжелобольным гражданам отнесены лица, перечень заболеваний которых установлен правовыми актами, приведенными в приложении 3, иными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 12. Права граждан, ранее принятых на учет

1. Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до введения в действие настоящего Закона:

1) сохраняют свою очередность и право на предоставление жилого помещения по договору социального найма;

2) имеют преимущественное право на улучшение жилищных условий по договору коммерческого найма, договору безвозмездного пользования при соблюдении общих положений (уровень дохода, положения федерального законодательства о социальной защите отдельных категорий граждан);

3) имеют преимущественное право на приобретение жилого помещения в собственность с использованием безвозмездных субсидий, ссуды на возвратной основе, рассрочки платежа.

2. Граждане, принятые на учет для приобретения жилого помещения в доме ЖСК до 1 февраля 1998 года, при соблюдении общих положений (норма постановки на учет, уровень дохода, а также положения федерального законодательства о социальной защите отдельных категорий граждан) имеют право на предоставление жилого помещения по договору коммерческого найма. При этом учитывается период пребывания в очереди для приобретения жилого помещения в доме ЖСК.

При предоставлении гражданам жилого помещения по договору социального найма, договору безвозмездного пользования период пребывания в очереди на приобретение жилого помещения в доме ЖСК не учитывается.

Глава 5. ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНАМИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

С ПОМОЩЬЮ ГОРОДА

Статья 13. Приобретение гражданами жилых помещений с использованием безвозмездных субсидий и ссуд на возвратной основе

1. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющие право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, вправе получить безвозмездные субсидии на строительство или приобретение жилого помещения в порядке и на условиях, установленных законодательством города Москвы.

2. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, вправе получить ссуду на возвратной основе на строительство или приобретение жилого помещения в порядке и на условиях, установленных правовыми актами города Москвы.

Статья 14. Приобретение гражданами жилых помещений с рассрочкой платежа

1. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют право на приобретение жилых помещений по договору купли-продажи, в том числе с рассрочкой платежа, в соответствии с законодательством города Москвы.

2. После государственной регистрации договора купли-продажи с рассрочкой платежа граждане подлежат снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

3. Граждане, которым предоставлены жилые помещения по договору коммерческого найма, имеют право на выкуп (в том числе с рассрочкой платежа) занимаемого ими жилого помещения по соглашению с собственником или управомоченным им лицом, предоставившим это жилое помещение, в порядке и на условиях, установленных законодательством.

Глава 6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН,

НЕ ПРИЗНАННЫХ НУЖДАЮЩИМИСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Статья 15. Право граждан на замену жилого помещения на жилое помещение меньшего размера

1. Исполнительные органы государственной власти города Москвы обязаны в установленном порядке по обращению граждан о замене благоустроенного и отвечающего санитарным, техническим нормам и требованиям жилого помещения предоставить взамен занимаемого жилого помещения жилое помещение меньшего размера в пределах социальной нормы.

2. Замена производится гражданам, занимающим жилое помещение:

1) на основании договора социального найма, коммерческого найма или договора безвозмездного пользования, по соответствующему договору;

2) на праве собственности, по договору мены.

3. Замена жилого помещения не допускается, если в результате ее граждане становятся нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Статья 16. Право граждан на замену жилого помещения по состоянию здоровья

1. Исполнительные органы государственной власти города Москвы обязаны по обращению граждан, страдающих заболеваниями опорно-двигательной системы, другими заболеваниями, а также инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, которым по заключению лечебных учреждений либо в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации рекомендовано проживание на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации, заменить занимаемое жилое помещение на жилое помещение на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами, в специально построенных домах либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации.

2. При наличии согласия граждан замена производится:

1) на равнозначное по общей площади жилое помещение гражданам, занимающим жилое помещение на основании договора социального найма, коммерческого найма или договора безвозмездного пользования, по соответствующему договору;

2) на равноценное по рыночной стоимости жилое помещение гражданам, занимающим жилое помещение на праве собственности, по договору мены.

3. Граждане, в отношении которых решение о необходимости замены жилого помещения было принято до введения в действие настоящего Закона, сохраняют это право.

4. Решение о необходимости замены гражданам жилого помещения не является основанием для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Статья 17. Обеспечение жилыми помещениями граждан, не состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий

Обеспечение жилыми помещениями граждан, не состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, может осуществляться в случаях:

1) ликвидации коммунального заселения квартир в порядке и на условиях, установленных законодательством;

2) отселения граждан, проживающих в квартире коммунального заселения, с целью улучшения жилищных условий граждан, проживающих в той же квартире и состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, путем предоставления в пользование (собственность) жилого помещения (субсидии либо ссуды на возвратной основе на его приобретение) при наличии согласия всех проживающих в квартире.

Выкуп жилого помещения в квартире коммунального заселения осуществляется в порядке и на условиях, установленных правовыми актами города Москвы;

3) отказа граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, от получения жилых помещений по договору коммерческого найма.

В этом случае жилые помещения по договору коммерческого найма могут быть предоставлены гражданам, проживающим в условиях коммунального заселения либо занимающим жилые помещения размером менее социальной нормы на каждого проживающего.

При отсутствии граждан, указанных в абзаце втором пункта 3 настоящей части, жилые помещения по договору коммерческого найма могут быть предоставлены иным гражданам в порядке, установленном законодательством города Москвы;

4) в иных случаях, установленных законодательством.

Статья 18. Обеспечение жилыми помещениями граждан, не являющихся жителями города Москвы

Лица, не являющиеся москвичами, подлежат обеспечению жилыми помещениями в порядке, установленном федеральным законодательством.

Статья 19. Заключение договора, дающего право пользования жилым помещением

1. Договор, дающий право пользования жилым помещением в жилищном фонде города Москвы, заключается собственником этого жилого помещения либо управомоченным им лицом с гражданами, которым предоставлено жилое помещение, на основании решения исполнительного органа государственной власти города Москвы.

2. Порядок и условия заключения договора, дающего гражданам право пользования жилым помещением в жилищном фонде города Москвы, устанавливаются правовыми актами города Москвы.

Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 20. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Лица, виновные в нарушении порядка и условий постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления гражданам жилых помещений, предоставления гражданам денежных средств на строительство или приобретение жилых помещений с помощью города, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Статья 21. Вступление настоящего Закона в силу

1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

2. С момента вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу постановление Московской городской Думы от 31 января 2001 года N 12 "О Положении о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве".

Мэр Москвы

Ю.М. Лужков

Москва, Московская городская Дума

Приложение 1

к Закону города Москвы

ПЕРЕЧЕНЬ

ХАРАКТЕРИСТИК ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ ЗАСЕЛЕНИЮ

НЕСКОЛЬКИМИ СЕМЬЯМИ (КОММУНАЛЬНОМУ ЗАСЕЛЕНИЮ)

1. Однокомнатные квартиры.

2. Квартиры со смежными комнатами, не имеющими отдельного входа.

3. Квартиры из двух изолированных комнат, одна из которых имеет жилую площадь менее 9 квадратных метров, при условии, что доля общей площади квартиры, приходящаяся на эту комнату, составляет менее 16 квадратных метров общей площади.

4. Квартиры из двух и более изолированных комнат, из которых только одна пригодна для проживания в соответствии с правовыми актами по определению непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания.

Приложение 2

к Закону города Москвы

ПЕРЕЧЕНЬ

СТАНДАРТОВ, КОТОРЫМ ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ БЛАГОУСТРОЕННЫЕ

ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

Благоустроенные жилые помещения в городе Москве должны соответствовать следующим стандартам: дом (квартира) со всеми видами удобств (электроснабжение, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка) независимо от материала стен.

Приложение 3

к Закону города Москвы

ПЕРЕЧЕНЬ

ПРАВОВЫХ АКТОВ, ДАЮЩИХ ТЯЖЕЛОБОЛЬНЫМ ГРАЖДАНАМ,

СТРАДАЮЩИМ ТЯЖЕЛЫМИ ФОРМАМИ ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ,

ПРАВО НА ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ПЛОЩАДЬ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ

Право на дополнительную площадь по состоянию здоровья имеют граждане, заболевания которых перечислены в следующих правовых актах:

постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 года N 214 "Об утверждении Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты";

циркуляр НКВД РСФСР от 13 января 1928 года N 27 и НКЗдрава РСФСР от 19 января 1928 года N 15 "Список болезней, дающих право лицам, страдающим ими, пользования дополнительной комнатой или дополнительной жилой площадью".