Международное частное право. Информационные учебно-познавательные материалы Внутренние источники международного частного права

Доктрина права. Доктрина права - это высказывания ученых, признанные на официальном, государственном или международном уровне (экспертные заключения, комментарии к законодательству, ответы на запросы официальных органов и должностных лиц). В любом цивилизованном государстве существует «право разногласий»: все ученые вправе высказывать различные мнения по одному и тому же вопросу. Если доктрина имеет практическое применение, то государственные органы полностью свободны в выборе между различными точками зрения, высказанными юристами. Российский законодатель учитывает оценку док-трины как источника международного частного права в других государствах (ст. 1191 Гражданского кодекса, ст. 14 АПК), но не считает разработки российских ученых даже вспомогательным источником права.

В настоящее время доктрина международного частного права широко используется в целях его унификации и гармонизации. Разработки УНИДРУА, Гаагских конференций по МЧП и Комиссии международного права лежат в основе многих международных соглашений и применяются большинством национальных законодателей для усовершенствования международного частного права различных государств. Основной функцией доктрины как источника международного частного права является максимальное восполнение этих пробелов на уровне научных разработок.

Аналогия права и аналогия закона. Аналогия закона подразумевает применение к отношениям (если это не противоречит их существу) законодательства, регулирующего сходные отношения, если эти отношения прямо не урегулированы законодательством, или соглашением сторон, или обычаями делового оборота. Аналогия права применяется, если невозможно использовать аналогию закона: права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и требований законодательства, требований добросовестности, разумности и справедливости. Аналогия права и аналогия закона известны со времен римского права законодательству большинства государств мира. Практически везде эти институты считаются источниками права (ст. 6 Гражданского кодекса, ст. 5 СК, ст. 11 ГПК, ст. 13 АПК). Основными функциями аналогии права и закона в международном частном праве являются: восполнение пробелов, толкование принципа реальной связи закона и существа отношения.

По существу, автономия воли как источник российского обязательственного права закреплена в ст. 421 Гражданского кодекса. Стороны вправе вступать в любые договорные отношения, в том числе и не предусмотренные в ГК, заключать смешанные договоры (договоры, содержащие элементы нескольких самостоятельных контрактов). Однако автономия воли не выделена российским законодателем в качестве самостоятельного источника права, что противоречит и положениям отечественного законодательства, и практике. В российском МЧП с формально-юридической точки зрения авто-номия воли оценивается следующим образом: это не источник права, а только одна из коллизионных привязок (ст. 1210 Гражданского кодекса). Такая оценка абсолютно не соответствует истинному положению вещей , является полностью устаревшей и требует скорейшего пересмотра.

Под источниками международного частного права в юридической науке понимают, в частности, формы, в которых находит выражение правовая норма. Международному частному праву известны несколько форм юридического официального бытия, существования его норм1. Это: 1) внутреннее законодательство; 2) международные договоры; 3) международные и торговые обычаи; 4) судебная и арбитражная практика.

Иногда источником международного частного права считают доктрину. Однако в большинстве правовых систем, в частности и в Украине, она не является источником международного частного, и, в конце концов, и всех других отраслей права. Можно указывать на ее вспомогательное значение в развитии и совершенствовании права, в правозастосувальному процессе, особенно, когда речь идет об установлении содержания норм иностранного права. Например, ст. 157 Основ гражданского законодательства Союза PCP и союзных республик от 31 мая (далее - Основы Российской Федерации 1991 г.) уполномочивала суд обращаться к доктрине соответствующего иностранного государства, если возникает необходимость установить содержание нормы иностранного права. Известны случаи, когда научная доктрина использовалась судами СССР при разрешении внешнеэкономических споров. В основном правовая доктрина как источник урегулирования частноправовых отношений с "иностранным элементом" используется в государствах с мусульманским правом.

Сейчас коллективное мнение юристов все чаще находит свое выражение в документах международных общественных организаций, таких, как: Ассоциация международного права и Институт международного права, в отдельных случаях в проектах, которые готовит Комиссия международного права ООН, другие межправительственные организации. Это также выводы отдельных ученых-юристов, подготовленные по определенным вопросам, требующих решения в национальных государственных судах, третейских судах (международных коммерческих арбитражных судах).

Наличие международных договоров и обычаев является особенностью источников права данной отрасли. Поэтому можно небезосновательно говорить о двойственности источников международного частного права. Она заключается в том, что, с одной стороны, источниками права являются международные договоры и международные обычаи, а с другой - нормы законодательства и судебная практика отдельных государств, а также санкционированные государством обычаи, применяемые в сфере торговли и мореплавания. Двойственность источников указанной отрасли права не влияет на единство предмета регулирования - гражданско-правовые отношения с "иностранным элементом". Упомянутое свойство источников права всегда вызывает вопросы относительно их юридической силы. Так, в конституциях государств, других нормативных актах обычно закрепляется юридическая сила норм конституции государства и актов, принятых на ее основе, а также международных соглашений. Вопрос относительно примата одних норм перед другими, их равноценности или признание как одной юридической системы закреплено в конституциях ФРГ, Италии, Франции, Туниса, Сенегала, Португалии, Ирландии и др.

Например, Конституция США приравнивает по юридической силе международные договоры, заключенные этим государством, к самой Конституции и национальных законов США, а также отмечает, что в случае возникновения противоречий с законами отдельных штатов эти договоры пользуются приоритетом (п. 2 ст. VI). Конституция Франции содержит общее положение, согласно которому международные договоры и соглашения, ратифицированные или одобренные в установленном порядке, после опубликования пользуются приоритетом перед заковами Франции при условии применения каждого соглашения или договора другой договірною государством (ст. 55). В Конституции ФРГ такого положения о приоритете нормы международного договора перед нормой внутреннего закона нет, а потому в этой правовой системе применяют общие правила: специальный закон (норма) пользуется преимуществом перед общим законом (нормой). Норма права, принятая позднее, отменяет предварительно принятую норму по тому же вопросу. В соответствии с Вводным законом к Гражданскому уложению Германии нормы международных договоров применяются только в случае их трансформации во внутригосударственное законодательство (ст. Из (2)). Нормативно-правовые акты Китая определяют приоритет за нормами международных договоров с участием данного государства, если они иначе решают определенный вопрос, чем национальное законодательство. Исключение из этого правила составляют нормы договора, в отношении которых Китай сделал оговорку (ст. 6 Закона о внешнеэкономических договорах 1985 г.). В источниках права некоторых государств вопрос соотношения юридической силы норм национального законодательства и международных договоров так и не нашло решения.

В Конституции Украины указано, что она имеет наивысшую юридическую силу, на ее основе принимается другое законодательство, а действующие международные договоры Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, € частью национального законодательства Украины. Заключение международных договоров, которые противоречат Конституции Украины, возможное лишь после внесения соответствующих изменений в Конституцию Украины (ст, 9) . В ст. 19 Закона "О международных договорах Украины" от 29 июня 2004 г. предусмотрено, что действующие международные договоры Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины и применяются в порядке, предусмотренном для норм национального законодательства. Если международным договором Украины, который вступил в силу в установленном порядке, установлены иные правила, чем те, что предусмотрены в соответствующем акте законодательства Украины, то применяются правила международного договора.

Вряд ли законодатель был последовательным, выкладывая таким образом правовые нормы. Ведь, провозгласив международные договоры частью национального законодательства Украины, он одновременно закрепил положение о примате (при определенных условиях) норм международных соглашений. Непоследовательность проявляется и в том, что в законодательстве не указан статус международных договоров, которые не требуют согласия Верховной Рады Украины. Но отсутствие согласия законодательного органа не лишает такие договоры признаков, присущих любому международному договору. Следовательно, их тоже следует считать частью национального законодательства Украины и применять в порядке, предусмотренном для норм национального законодательства.

К международным договорам при участии Украины, применяются для регулирования отношений в сфере международного частного права, полностью применяют общепринятые принципы международного права, в том числе и выраженные в нормах Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. (действующая для Украины с 13 июня 1986 г.). Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 г. (действующая для Украины с 26 ноября 1992 г.) . Важное значение имеет доктрина, которая толкует вопросы заключения, вступления в силу, завершение действия международных договоров и их содержание.

Решение вопроса соотношение юридической силы источников международного частного права является важным еще и потому, что удельный вес каждого из видов источников права в различных правовых системах неодинакова. При этом часто до определенного правоотношения могут применяться нормы, содержащиеся в различных источниках права.

В юридической науке, когда говорят об источниках права, имеют в виду формы, в которых выражена та или иная правовая норма. Источники МЧП имеют определенную специфику. В области МЧП очень большое значение придается тем правовым нормам и правилам, которые предусмотрены в различных международных договорах и соглашениях.

Основных видов источников в МЧП четыре:

1) международные договоры;

2) внутреннее законодательство;

3) судебная и арбитражная практика;

4) обычаи.

Удельный вес видов источников МЧП в разных государствах неодинаков. Кроме того, в одной и той же стране в зависимости от того, о каких правоотношениях идет речь, применяются нормы, содержащиеся в различных источниках.

1) Международные договоры — соглашения, заключенные между государствами. деление договоров на многосторонние и двусторонние, универсальные и региональные, самоисполняемые и несамоисполняемые.

Под региональными соглашениями обычно понимаются соглашения, которые приняты и действуют в пределах одного региона, как правило, в рамках региональной интеграционной группировки государств.

Страны СНГ — Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. (Минская конвенция 1993 г.

Нормы самоисполняемых договоров в силу их детальной проработанности и завершенности могут применяться для регулирования соответствующих отношений без каких-либо конкретизирующих и дополняющих их норм.

Несамоисполняемый договор, даже если государство санкционирует применение его правил внутри страны, требует для исполнения акта внутригосударственного нормотворчества, конкретизирующего положения соответствующего документа.

2) Внутреннее законодательство — это один из основных источников МЧП в России.

В совместном ведении РФ и ее субъектов находятся координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров.Особое значение для МЧП имеют положения Конституции РФ о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы, о примате правил международного договора в случае их расхождения с правилами внутреннего законодательства

Давая характеристику внутреннего законодательства как источника МЧП, необходимо обратить внимание на то, что в России не принимался специальный закон по вопросам МЧП, а имеется ряд законодательных актов, содержащих нормы в этой области. Число таких норм в последние годы растет.

3) Судебные прецеденты и судебная практика — в современной российской правовой доктрине неоднократно возникали предложения о признании судебных решений источником права. Однако в действующем законодательстве нормативный характер признается лишь в отношении выносимых Конституционным Судом постановлений в процессе толкования права, и такие постановления, затрагивающие область МЧП, уже принимались.

Хотя судебная практика не является источником права в России , ее значение для толкования норм в процессе их применения в области МЧП, особенно государственными арбитражными судами, несомненно. Поскольку значительное число споров в области МЧП рассматривается в России не в государственных судах, а в третейских судах (в так называемых международных коммерческих арбитражных судах), представление об арбитражной практике этих судов дают издаваемые ими комментарии и сборники решений.

4) Обычай сложившееся на практике правило поведения, за которым признается юридическая сила. Российское законодательство в области МЧП исходит из той общей посылки, что право, подлежащее применению, определяется не только на основании международных договоров и федеральных законов, но и обычаев, признаваемых в РФ. Из этой исходной позиции признания обычая как источника МЧП исходят и действующие в России законы. Еще в Законе РФ о международном коммерческом арбитраже 1993 г. было предусмотрено, что «во всех случаях третейский суд принимает решения в соответствии с условиями договора и с учетом торговых обычаев, применимых к данной сделке» (п. 3 ст. 28).

В ГК РФ обычаи (в Кодексе применен термин «обычаи делового оборота») фактически признаны вспомогательным источником права. Под обычаем делового оборота признается, согласно ст. 5 ГК РФ, «сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе»

5) доктрины МЧП — мнение ученых, не рассматривается в качестве источника МЧП. Однако при применении в России норм иностранного права будет учитываться как практика их применения, так и доктрина в соответствующем государстве.

В юриспруденции, когда говорят о так называемых источниках права, обычно имеют ввиду такие формы в которых выражаются некоторые правовые нормы. Источники МЧП обладают определённой спецификой. В зоне МЧП важное значение придаётся тем правовым правилам и нормам, которые предусмотрены в разных международных соглашениях и договорах.

Существует четыре основных вида источников МЧП:

· Обычаи;

· Арбитражная и судебная практика;

· Внутреннее законодательство;

· Международные договоры.

При этом удельный вес всех перечисленных видов в различных государствах неодинаков. Также в одном и том же государстве применяются нормы, которые содержатся в разных источниках (в зависимости от рассматриваемых правоотношений).

1. Последний из вышеперечисленных видов (международные договоры) является соглашением, которое заключается между государствами. При этом, данные договора могут быть несамоисполняемые и самоисполняемые, региональные и универсальные, а также двусторонние и многосторонние.

2. Внутреннее законодательство является одним из основных источников МЧП в РФ. Таким образом, в совместном ведении РФ, а также её субъектов находятся координация внешнеэкономических и международных связей объектов РФ, исполнение условий договоров. Важное значение для МЧП играют положения Конституции, гласящие о том, что общепризнанные нормы и принципы международного права, а также международные договоры РФ есть её составная часть правовой системы, о примате фактических правил международного договора в том случае, если они расходятся с правилами внутреннего законодательства страны. Характеризуя внутреннее законодательство в качестве источника МЧП нужно обратить внимание на то, что в РФ не был принят специальный закон по решению вопросов МЧП, однако имеется целый ряд законодательных актов, которые содержат нормы в данной области. Количество таковых норм растёт с каждым годом.

3. Судебная практика и судебные прецеденты - в российской правовой современной доктрине часто возникали предложения о том, чтобы признать судебные решения правовым источником. Но в действующем законодательстве так называемый нормативный характер признаётся только в отношении постановлений, которые выносятся Конституционным Судом в процессе фактического толкования права. Нужно отметить, что такие положения, которые бы затрагивали область МЧП уже неоднократно применялись.

4. Обычай является сложившимся на практике правилом поведения, за которым закреплена и признаётся юридическая сила. Законодательство РФ в области МЧП рассматривает так, что право, которое подлежит применению определяется как на основании международных федеральных законов и международных договоров, так и обычаев, которые признаются в РФ. Законы РФ, которые действуют в России исходят из позиции признания обычая в качестве источника МЧП. К примеру, в законе от 1993 года об коммерческом международном арбитраже предусматривалось, что «в каждом случае третейский суд должен принимать решения в полном соответствии с учётом торговых обычаев и условиями договора, которые применялись к данной сделке».

5. Доктрины МЧП обычно не рассматриваются как источник МЧП, но при использовании в РФ норм иностранного права учитывается как доктрина в определённом государстве, так и практика их применения.

Источники права - это те формы, в которых находят свое выражение нормы права.

Все источники МЧП можно разделить на международные (договор, обычай, решение межд. организаций) и внутригосударственные (закон, обычай, прецедент).

Для МЧП характерны следующие основные источники:

  • · Международные договоры
  • · Внутреннее законодательство
  • · Судебная и арбитражная практика
  • · Обычаи

По российскому законодательству право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей, определяется на основании международных договоров РФ, ГК РФ и других законов, в также обычаев, признаваемых в РФ.

Особенности определения права, подлежащего применению международным коммерческим арбитражем, устанавливается законом о международном коммерческом арбитраже.

Основная особенность источников МЧП - двойственный характер (с одной стороны источники МЧП - международные договоры и международные обычаи, а с другой - нормы законодательства и судебной практики отдельных государств и применяемые в них обычаи в области торговли и мореплавания).

1. Международные договоры - результат согласования воль различных государств, принимающих участие в них. Международные соглашения в области МЧП регулируют правоотношения с участием юридических и физических лиц - субъектов внутреннего права, но обязательства по договору возлагаются на государства, участвующие в нем, которые несут ответственность за приведение своего внутреннего права в совместимость со своими международными обязательствами. Но речь идет не обо всех международных договорах, а только о тех, которые направлены на регулирование отношений вот этого невластного характера. (1883 - Гаагская конференция по МЧП, 1955 - Гаагская конференция из регулярно созываемой превратилась в международную организацию. 1928 - УНИДРУА (межд. институт по унификации частного права), занимается международной торговлей, 1964 - дипломатическая конференция, предложено 2 конвенции - «о заключении договоров купли-продажи товаров» и «о купле-продаже товаров», 1980 - Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция), ВОИС - всемирная организация интеллектуальной собственности). Или, скажем, Бернская Конвенция об охране литературных и художественных произведений - тоже многосторонний договор, который регулирует отношения частноправовые. Или, скажем, есть региональные договоры, регулирующие частноправовые отношения, скажем, Евразийская патентная конвенция, которая направлена на регулирование частноправовых отношений, создала единый евразийский патент. Есть, например, конвенция, которая касается получения алиментов за границей - тоже многосторонняя конвенция.

Международные договоры: межгосударственные, межправительственные, межведомственные.

Государства-участники могут выполнить свои международные обязательства путем прямой инкорпорации международного договора в свое внутреннее право или путем издания отдельных внутригосударственных норм на его основе.

2. Международные обычаи, основанные на последовательном и длительном применении одних и тех же правил, доктрина и правила рассматривают в качестве источников МЧП.

Международные обычаи в международных отношениях - это очень широко используемый источник. Он широко используемый потому, что, во-первых, есть система общего права, в которой и прецедент действует, и обычная норма широко используется, и так называемое право справедливости, которое основано на определенных обычаях. В морском праве существует очень много обычаев. По сути дела, и внутри государства есть нормы, которые представляют собой международные обычаи, хотя они зафиксированы внутри государства.

3. Под судебной практикой понимаются проводимые в решениях взгляды судей на какой-либо правовой вопрос, имеющий руководящее значение при решении судами аналогичных вопросов в дальнейшем. Характерен для ряда государств, для которых прецедент - основной источник права (GB, частично США). В GB - система судебных прецедентов, В РФ - законы. При определении права, подлежащего применению, толкование понятий осуществляется в соответствии с российским правом, если иное не предусмотрено законом. Если при определении права, подлежащего применению, юридические понятия, требующие квалификации не известны российскому праву или известны в ином словесном обозначении, либо с другим содержанием и не могут быть определены посредством толкования в соответствии с российским правом, то при их квалификации может применяться иностранное прав (ст. 1127 ГК РФ)

Яркий пример - это решения Европейского суда по правам человека. Европейский суд по правам человека принял ряд решений, которые касались вещных прав, которые касались права собственности, например, перехода права собственности. Этих решений набралось уже достаточно много. Кстати говоря, они обязательны на территории Российской Федерации, то есть при решении каких-то вопросов вы на сегодняшний день можете прямо ссылаться на решения Европейского суда по правам человека, потому что при ратификации Европейской конвенции по правам человека в акте ратификации мы четко указали, что мы признаем для себя обязательными решения Европейского суда по правам человека.

4. акты международных организаций. При этом речь идет об актах как международных межгосударственных организаций, так и об актах международных неправительственных организаций. В качестве таких актов международных межгосударственных организаций я могу назвать такие, как Согласительный регламент Юнситрал, действующий в области гражданского процесса, представляет собой акт международной организации Юнситрал. Это комиссия по праву торговли ООН.

В качестве примера акта неправительственной организации, которые тоже действуют в области МЧП, могу назвать такой акт, который вам всем, наверное, известен, это Инкотермс. Он действует сейчас в редакции 2000 года. Инкотермс был принят Международной торговой палатой.

К таким актам относят унифицированные правила по документарному аккредитиву, унифицированные правила по инкассо. Это акты международной неправительственной организации.

  • 5. внутреннее законодательство. Сюда входят все императивные нормы внутреннего законодательства и всегда используются нормы, которые непосредственно рассчитаны на регулирование международных отношений в том случае, если в них одной стороной будет являться российское юридическое лицо или российский гражданин. Таких актов у нас достаточно много. По сути дела это почти всё таможенное законодательство, то есть административные вопросы решаются. Таможня только и занимается вопросами экспорта и импорта, перемещения товаров через таможенную границу, через таможенную территорию РФ.
  • 6. Внутренний обычай может быть источником МЧП. В качестве примера можно привести обычаи морских торговых портов. У каждого порта имеются свои обычаи. Очень часто действуют банковские обычаи, потому что, вы знаете, банковское право не кодифицировано. Международного банковского права, по большому счету, вообще не существует, каких-то норм международного права, которые бы касались банковской сферы и регулирования банковской деятельности практически нет, за исключением сферы расчетов, которые имеются, и на этом всё заканчивается. Иногда кредитные соглашения заключаются, а в основном там действует внутренний обычай. Более того, специалисты считают, что очень часто каждый банк имеет свои собственные правила, и в эту сферу никто не вторгается: у них такие обычаи и этими обычаями они руководствуются.

Коллизионная норма и ее строение

Коллизионная норма - норма, определяющая право какого государства должно быть применено к соответствующему правоотношению.

Коллизионная норма - норма отсылочного характера, ею можно руководствоваться только вместе с какими-либо материально-правовыми нормами, к которым она отсылает, то есть нормами законодательства, решающим вопрос по существу (i.e. п.1, ст. 1224 ГК РФ).

Значение коллизионных норм заключается в определении права, которое должно быть применено к отношениям, возникающих в условиях международного общения, когда на регулирование таких отношений может претендовать правопорядок нескольких государств и необходимо разрешить возможную коллизию.

Коллизионные нормы МЧП разрешают эту коллизию, подчиняя отношения с иностранным элементом праву определенной страны.

Согласно традиционным представлениям коллизионные нормы включают 2 основных элемента:

  • · Гипотезу (объем ) - указание на те отношения, к которым должна применяться коллизионная норма.
  • · Диспозицию (привязка ) - указание, на подлежащее применению право (международное, своей страны или иного государства).

Из сути коллизионной нормы вытекает отсутствие в ней санкции, которая должна содержаться в тех материальных нормах, к которым отсылает коллизионная.

Можно выделить 5 видов коллизионных норм :

  • 1. национально-правовые и международно-правовые, направленные на достижение международной унификации.
  • 2. диспозитивные, императивные и относительно-императивные.
  • 3. односторонние и двусторонние.
  • 4. основные(генеральные) и дополнительные(субсидиарные).
  • 5. нормы, содержащие отсылку не к праву какой-либо определенной страны, а положениям соответствующего международного договора, устанавливающего унифицированную коллизионную привязку по конкретному вопросу.

Виды коллизионных привязок:

  • · Закон гражданства лица (lex patriae) и закон места жительства (lex domicilii).
  • · Личный закон юридического лица (lex societatis).
  • · Закон места нахождения вещи (lex rei sitae).
  • · Закон места совершения акта (lex loci actus).
  • · Закон места заключения договора (lex loci contractus) и закон места исполнения договора (lex loci solutionis).
  • · Закон страны места выполнения работы (lex loci laboris).
  • · Закон места совершения правонарушения (lex loci delicti commissi).
  • · Закон места заключения брака (lex loci celebrationis).
  • · Закон флага (lex flagi).
  • · Закон, регулирующий существо отношений (lex causae).
  • · Закон суда, рассматривающего спор (lex fori).
  • · другие формулы привязок…

Основная функция коллизионных норм - Максимально облегчить отношения с иностранным элементом. Коллизионная норма должна быть построена таким образом, чтобы тот порядок к которому она отсылает был максимально близок к проблеме. Коллизионная норма должна быть в совокупности с той нормой, к которой она отсылает (регулируют они только вместе).

Коллизионная норма может:

  • · отсылать к праву собственного государства (где она была создана).
  • · отсылать право решения вопроса к международному договору.
  • · содержаться как в законах, так и в международных договорах.

Обход закона в МЧП.

Иногда возникает необходимость в обходе законов одного государства и подчинении законам другого государства.

В рамках традиционного коллизионного метода регулирования под этим понятием обычно понимается намеренное и искусственное создание лицом коллизионной привязки гражданско-правового отношения к какой-либо определенной национальной правовой системе, и создание тем самым коллизии законов с целью вызвать применение одного национального закона и избежать применения другого. При этом такой национальный закон, применения которого добиваются, является в каком-либо отношении более благоприятным для заинтересованного лица, чем тот, применения которого это лицо путем создания коллизионной привязки стремится избежать. Следует также отметить, что практически всегда характеристикой указанного правоотношения является то, что все фигурирующие в нем обстоятельства изначально “привязывают” его к неблагоприятному для заинтересованного лица национальному закону, тогда как действиями этого лица создается своеобразная “интернационализация” правоотношения.

Есть государства, в которых «обход закона» юридически запрещен. Обычно в законодательстве устанавливается положение об обходе закона. В законодательстве РФ такого запрета на «обход закона» нет.

Пример: возможность расторжения брака по законодательству другой(второй) страны, если в первой стране отсутствует такая возможность. В таком случае супруги меняют гражданство, разводятся, а затем снова становятся гражданами первого государства.

Обратная отсылка и отсылка к закону третьего государства

Обратная отсылка - ситуация, когда право одного государства отсылает решение вопроса к другому государству, а то его отсылает обратно. Знаменитый принцип Форго о французском наследовательном законодательстве. правовой международный гражданский

Принятие обратной отсылки ведет к сокращению случаев вынесения судами решений на основе иностранного права, что упрощает их работу по упрощению споров. Отсылку к праву другой страны следует понимать как отсылку к материально-правовым нормам.

В России любое указание на право или систему права какого-либо государства должно рассматриваться как отсылающее к материальному праву, а не к его коллизионным нормам. Отрицательное отношение к применению обратной отсылки было в России законодательно закреплено в Законе о международном коммерческом арбитраже 1993 г. По этому закону третейский суд должен разрешать споры в соответствии с такими нормами права, которые стороны избрали в качестве применимых к существу спора.

Оговорка о публичном порядке

Действие коллизионной нормы, т.е. применение иностранного права, может быть ограничено путем использования оговорки о публичном порядке. Согласно правилам, действующим в ряде государств, иностранный закон, к которому отсылает коллизионная норма, может быть не применен и основанные на нем права могут быть не признаны судами или иными органами данного государства, если такое применение закона или признание права противоречило бы публичному порядку данного государства.

Понятие публичного порядка отличается в судебной практике и доктрине многих государств крайней неопределенностью, некоторые ученые утверждают, что неопределенность - основной характерный признак этого понятия. Определение пределов применения этой оговорки во многих государствах полностью предоставляется судейскому усмотрению.

Российское законодательство исходит из того, что в некоторых случаях могут быть установлены ограничения применения иностранного закона. В РФ осторожный подход к вопросу об использовании оговорки о публичном порядке, хотя возможность неприменения иностранного права есть. Наличие принципиального различия между нашим законом и законом другого государства не может само по себе быть основанием для применения оговорки о публичном порядке, поскольку такое применение этой оговорки могло бы привести к отрицанию применения в России права иностранного государства вообще. Таким образом, речь может идти не о противоречии между законами, а о тех отдельных случаях, когда применение иностранного закона могло бы породить результат, не допустимый с т.з. нашего правосознания.

Норма иностранного права в исключительных случаях не применяется: когда последствия ее применения явно противоречили бы основам правопорядка (публичному порядку) РФ. В этом случае при необходимости применяется соответствующая норма российского права. Ст. 1193 ГК РФ: отказ в применении норм иностранного права не может быть основан только на отличии правовой, политической или экономической системы соответствующего государства от правовой, полит. или экон. Системы РФ. На практике судебные и административные органы РФ стараются не прибегать к этой оговорке.

Случаи применения оговорки о публичном порядке к внешнеторговым отношениям в практике РФ не имели места, хотя возможность предусмотрена в законодательстве. Таким образом, широкое применение категории публичного порядка не соответствует задачам МЧП и снижает его роль в налаживании сотрудничества государств с различными правовыми системами.

В современном МЧП широкое признание наряду со ссылкой на оговорку о публичном порядке получила возможность неприменения иностранного права со ссылкой на строго императивные нормы национального права, которые должны пользоваться приоритетом перед нормами иностранного права, подлежащего применению в силу коллизионных норм.