Можно ли судимостью работать госслужбе. Если близкие родственники судимы можно ли работать госслужащим. Как узнать судим ли человек

Отечественное «служебное» законодательство традиционно основывалось на ограничении допуска к государственной службе лиц, совершивших уголовное преступление. Следует отметить, что в законе имеет место именно ограничение, а не полный запрет, в связи с чем у кадровых служб возникает огромное количество проблем, связанных с применением этих норм. Кроме того, работники по-своему трактуют понятие «ограничение допуска к государственной службе», из-за чего суды рассматривают множество трудовых споров, принимая при этом зачастую противоречащие друг другу решения. Мы хотим рассмотреть и прокомментировать наиболее интересные решения суда, и предостеречь кадровые службы органов государственной власти от совершения распространенных ошибок.

Пункт 2 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон о госслужбе) устанавливает, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости. Как видно, снятие или погашение судимости в данном случае рассматривается как обстоятельство, устраняющее данное ограничение.

Обратите внимание! Осуществлять гражданскую службу вправе лицо, имеющее снятую или погашенную в установленном федеральным закономпо- рядке судимость

Смысл ограничения доступа на государственную службу лиц, совершивших уголовное преступление, связан с повышенной социальной значимостью данного вида профессиональной деятельности.

На практике в работе кадровых служб существует достаточно большое количество проблем, связанных с применением указанных ограничений. Условно их можно разделить на две группы:

Группа 1. Ситуации, когда ранее осужденный гражданин пытается занять должность государственной гражданской службы.

Группа 2. Ситуации, когда обвинительный приговор выносится в отношении гражданского служащего.

СУДИМОСТЬ СНЯТА ИЛИ ПОГАШЕНА

Что касается первой группы, то здесь спорные ситуации возникают обычно в связи с тем, что, хотя действующее законодательство не запрещает принимать на гражданскую службу граждан, судимость которых снята или погашена в установленном порядке, руководители государственных органов, как правило, не желают видеть таких лиц на службе. В результате гражданин со снятой или погашенной судимостью оказывается перед выбором: либо честно сообщить о наличии судимости (что, скорее всего, повлечет отказ в приеме на службу под благовидным предлогом или просто «особое» внимание конкурсной комиссии), либо скрыть этот факт. Многие выбирают второй путь, а кадровые службы государственных органов далеко не всегда имеют реальную возможность узнать скрываемую информацию.

Государственный гражданский служащий при поступлении на службу скрыл наличие у него погашенной судимости. Сейчас, спустя два года, эта информация «всплыла». Руководитель возмущен и требует расторгнуть контракт. На каком основании сейчас это можно сделать? Ведь формально наличие погашенной судимости не препятствует службе.

Само по себе наличие судимости, которая на момент поступления на государственную гражданскую службу была погашена, действительно, не препятствует замещению должности государственной гражданской службы и ее прохождению. Таким образом, в рассматриваемой ситуации служебный контракт не может быть расторгнут по п. 13 ч. 1 ст. 33 (несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных Законом о госслужбе и другими федеральными законами) со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 16 Закона о госслужбе.

В то же время Закон о госслужбе предусматривает еще одно основание расторжения служебного контракта, которое в принципе может быть применено в данном случае: представление гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта (п. 7 ч. 1 ст. 37). Неуказание в анкете сведений о наличии в прошлом судимости лицом, поступающим на гражданскую службу, может рассматриваться как представление представителю нанимателя заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта. Но принимая решение о расторжении служебного контракта по этому основанию, учитывайте сложившуюся судебную практику по этому вопросу.

Цитируем документ

1. Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость в соответствии с настоящим Кодексом учитывается при рецидиве преступлений, назначении наказания и влечет за собой иные правовые последствия в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

2. Лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым.

3. Судимость погашается:

а) в отношении лиц, условно осужденных, - по истечении испытательного срока;

б) в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, - по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания;

в) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, - по истечении трех лет после отбытия наказания;

г) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении шести лет после отбытия наказания;

д) в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.

4. Если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний.

5. Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости.

6. Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью.

Статья 86 Уголовного кодекса РФ

В судебной практике нередко встречаются случаи, когда государственные гражданские служащие, уволенные по п. 7 ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе, в ситуации, подобной рассмотренной выше, впоследствии обращались в суд с иском о восстановлении на службе. До определенного момента судебная практика шла преимущественно по пути удовлетворения таких исков.

Истец обратился в суд с иском к Главному управлению Федеральной регистрационной службы Архангельской области и Ненецкому автономному округу о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда. В основание иска он указал, что был принят на гражданскую службу и был назначен на должность ведущего специалиста отдела, дальнейшим приказом был освобожден от замещаемой должности и уволен с гражданской службы за представление представителю нанимателя заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта (п. 7 ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе). Основанием увольнения послужило то обстоятельство, что в анкете он не указал сведения о ранее имевшейся и погашенной судимости.

Октябрьский районный суд г. Архангельска своим решением от 08.07.2005 иск полностью удовлетворил. В дальнейшем это решение было оставлено в силе и определением Архангельского областного суда от 08.08.2005 по делу № 33-1876.

Аргументация истца по данному делу, полностью воспринятая обеими судебными инстанциями, основывалась на том, что в соответствии с ч. 6 ст. 86 Уголовного кодекса РФ погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. Соответственно лицо, судимость которого была снята или погашена, считается несудимым, и отрицательный ответ на вопрос о судимости при поступлении на гражданскую службу не является ложной информацией.

Подобные решения принимались и некоторыми другими судебными органами. Однако в последние годы тенденция в этой сфере сменилась на противоположную: в рассматриваемой ситуации суды стали отказывать истцам в восстановлении на гражданской службе. Связано это, прежде всего, с позицией, которую занял по данному вопросу Верховный Суд РФ.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску К. к Региональному управлению № <...> Федерального <...> агентства России о признании незаконным приказа о прекращении служебного контракта и увольнении с гражданской службы, восстановлении на службе в прежней должности, взыскании сумм денежного содержания за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда по надзорной жалобе Регионального управления № <...> Федерального <...> агентства России на решение Снежинского городского суда Челябинской области от 22.12.2009 и определение Судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 12.02.2010, которыми заявленные требования удовлетворены частично.

Судебной коллегией было установлено, что К. обратился в суд с иском к Региональному управлению № <...> Федерального <...> агентства России (далее также - Региональное управление) о признании незаконным приказа руководителя Регионального управления от 30.10.2009 № 78л о прекращении служебного контракта и увольнении с государственной гражданской службы, о восстановлении на службе в должности начальника отдела <... > Регионального управления, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда. В обоснование иска К. сослался на то, что с 26.06.2006 он состоял на государственной гражданской службе в должности начальника отдела <...> Регионального управления. Согласно приказу № 78л от 30.10.2009 был уволен со службы по п. 7 ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе за представление заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта. Основанием для его издания послужили: информация, поступившая из ОВД г. Снежинска, о том, что К. был дважды осужден Снежинским городским судом (25.10.1995 и 04.04.1998) за совершение преступлений, и данные документальной проверки сведений о его месте регистрации и проживания.

Считал увольнение незаконным, поскольку никаких заведомо ложных сведений при заключении контракта он не представлял.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности увольнения К., так как истец заведомо ложные сведения не представлял. При этом суд указал, что, поставив прочерк в графе 9 анкеты о наличии судимости, истец исходил из того, что на момент заполнения указанного документа судимости погашены, в связи с чем он полагал себя не судимым в смысле, придаваемом указанному обстоятельству уголовным законодательством РФ.

Судебная коллегия Верховного Суда РФ, однако, посчитала, что вывод суда о том, что сокрытие К. факта судимости не могло повлечь правовых последствий при решении вопроса о возможности заключения служебного контракта, а следовательно, не могло являться основанием к увольнению по п. 7 ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе, является неправильным, основанным на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае представления им представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта.

В соответствии с ч. 16 ст. 44 названного Закона представление гражданским служащим заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта является основанием для расторжения с ним служебного контракта и увольнения его с гражданской службы при условии, если факт представления таких сведений действительно имел место и если он установлен с соблюдением правил проверки документов, установленных законом.

Таким образом, из буквального содержания приведенных норм следует, что именно сам факт представления подложных документов и заведомо ложных сведений служит основанием для расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, независимо от того, могли ли повлиять представленные сведения или документы на возможность заключения с лицом служебного контракта, или явиться основанием для отказа в его заключении (определение Верховного Суда РФ от 24.12.2010 № 48-В10-9).

Схожее дело было рассмотрено Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ и 24.06.2011. В данном случае Судебная коллегия признала законным факт увольнения с гражданской службы по п. 7 ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе Т., который, имея погашенную судимость, на вопрос, указанный в анкете при поступлении на гражданскую службу, «Были ли Вы или Ваши близкие родственники судимы, когда и за что» поставил в этой графе прочерк. В анкете в графе «Выполняемая работа с начала трудовой деятельности» указал период работы с 1996 г. по 2003 г. в должности <...>, хотя по август 2002 г. он отбывал уголовное наказание в местах лишения свободы (определение Верховного Суда РФ от 24.06.2011 № 45-811B11-7).

В обоих приведенных примерах уволенные гражданские служащие представляли и иную ложную информацию, помимо сведений о судимости (в первом случае о месте жительства, во втором - о трудовом стаже). Однако в обоих случаях Верховный Суд РФ посчитал нужным подчеркнуть, что и само по себе неинформирование о погашенной судимости является представлением ложных сведений.

При этом сам по себе довод истцов о том, что в соответствии с ч. 6 ст. 86 УК РФ погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью, Верховный Суд РФ никак не опроверг, да и вообще полностью проигнорировал, что делает, на наш взгляд, его решение не полностью убедительным. Тем не менее в настоящее время, с учетом позиции, занятой высшим судебным органом, следует исходить из того, что непредставление при поступлении на гражданскую службу информации, в том числе и о снятой или погашенной судимости, трактуется как представление ложных сведений со всеми вытекающими отсюда последствиями.

ОСУЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО

Иная ситуация имеет место в государственных органах, если приговор суда вынесен в отношении уже находящегося на гражданской службе лица. Поскольку ч. 1 ст. 86 УК РФ устанавливает, что лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу, с этого же момента исходя из п. 2 ч. 1 ст. 16 Закона о госслужбе служащий не может находиться на службе, независимо от того, какое наказание ему назначено.

Закон о госслужбе в принципе предусматривает два варианта увольнения гражданских служащих, в отношении которых вынесен обвинительный приговор суда.

Вариант 1. По пункту 13 ч. 1 ст. 33 (несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных Законом о госслужбе и другими федеральными законами) со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 16 Закона о госслужбе.

Вариант 2. По пункту 1 ч. 2 ст. 39 Закона о госслужбе - в связи с осуждением гражданского служащего к наказанию, исключающему возможность замещения должности гражданской службы, по приговору суда, вступившему в законную силу.

На практике используют оба варианта увольнения, однако следует иметь в виду, что второй случай является более узким, так как п. 1 ч. 2 ст. 39

Закона о госслужбе может использоваться, только если служащий осужден к наказанию, которое объективно исключает исполнение обязанностей по должности гражданской службы (таковыми могут быть, например, реальное лишение свободы или запрет занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью). Соответственно представляется, что норма, содержащаяся в п. 13 ч. 1 ст. 33 Закона о госслужбе, является общей, а в п. 1 ч. 2 ст. 39 Закона - специальной.

Если служащий приговорен к наказанию, которое объективно не делает невозможным исполнение обязанностей по должности гражданской службы (например, приговорен к уплате штрафа), он подлежит увольнению по п. 13 ч. 1 ст. 33 Закона о госслужбе, в противном же случае - по п. 1 ч. 2 ст. 39 Закона о госслужбе.

Обратите внимание: если государственный служащий будет оспаривать увольнение, произведенное по основанию, которое «не подходит» к его случаю, существует вероятность, что он будет восстановлен в должности.

Так, Ф. обратился в суд с иском к Амурской таможне о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда. В обоснование иска он указал, что приказом был уволен с занимаемой должности в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 39 Закона о госслужбе в связи с осуждением к наказанию, исключающему возможность замещения должности гражданской службы. Увольнение по указанной статье считал незаконным, поскольку ему назначено наказание в виде штрафа, не исключающее возможность замещения должности гражданской службы.

Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 07.09.2010 исковые требования Ф. были удовлетворены, поскольку «истцу было назначено наказание в виде штрафа, дополнительная мера наказания в виде лишения права занимать определенные должности на государственной службе ему не назначалась». Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда своим кассационным определением от 21.01.2011 № 33-251 оставила данное решение в силе.

Иногда на практике кадровики государственных органов избирают при увольнении осужденных гражданских служащих и другие статьи Закона о государственной гражданской службе, помимо указанных выше.

Внимание! Спорное решение

Так, государственный инспектор отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по <...> Д. был осужден приговором Камышловского городского суда Свердловской области от 15.07.2010 к штрафу в размере 120 000 рублей, после чего уволен по п. 9 ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе. Увольнение было им оспорено, поскольку, по мнению истца, «в п. 9 ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе не содержится такого основания для увольнения, как осуждение гражданского служащего к наказанию по приговору суда, вступившему в законную силу, и наличием неснятой и непогашенной судимости».

Решением Ленинского районного суда г. Тюмени от 05.07.2011 увольнение по данной статье судом было признано законным со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 16 Закона о госслужбе.

Данный вывод суда нам видится достаточно спорным, поскольку Закон о госслужбе, как мы уже указывали выше, содержит специальные нормы, позволяющие увольнять с гражданской службы лиц, в отношении которых вынесен обвинительный приговор суда. Во всяком случае, рекомендуем сотрудникам кадровых служб государственных органов в подобных ситуациях все же опираться на п. 13 ч. 1 ст. 33 Закона о госслужбе со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 16 Закона либо на п. 1 ч. 2 ст. 39 Закона в зависимости от наказания, к которому осужден гражданский служащий.

В судебной практике также часто ставятся различные вопросы, связанные с увольнением осужденных гражданских служащих. Так, нередки случаи, когда бывшие гражданские служащие полагают, что, если назначенное им наказание не делает объективно невозможным нахождение на гражданской службе, их увольнение не будет законным.

С. обратилась в суд с иском к Бурятской таможне Сибирского Таможенного Управления Федеральной Таможенной службы (далее - Бурятская таможня) о признании увольнения с государственной гражданской службы незаконным, восстановлении на работе, взыскании с ответчика незаконно удержанных денежных средств, компенсации морального вреда и судебных издержек.

С. работала в Бурятской таможне. Приговором ей было вынесено наказание по ч. 1 ст. 293 УК РФ виде штрафа, после чего она была уволена по п. 13 ч. 1 ст. 33 Закона о госслужбе. Оспаривая законность своего увольнения, она, в том числе, указала, что наказание в виде штрафа не препятствует исполнению ею обязанностей по должности государственной службы, ведь наказание в виде лишения права занимать определенные должности ей назначено не было.

Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в своем решении от 04.02.2011 № 33-1138 в удовлетворении исковых требований ей полностью отказал.

Отказывая в удовлетворении требований С., районный суд исходил из того, что лицо, имеющее неснятую и непогашенную в установленном законом порядке судимость, не может находиться на гражданской службе.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия кассационным определением от 06.04.2011 № 33-1138 решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 04.02.2011 оставила без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

В другом подобном деле Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в своем кассационном определении от 10.10.2011 № 33-9748 также указала: «То обстоятельство, что истице не была назначена по приговору суда мера наказания, исключающая возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной гражданской службы, не является основанием для признания увольнения незаконным, поскольку в силу п. 2 ч. 1 ст. 16 Закона о госслужбе служебный контракт с государственным гражданским служащим может быть прекращен в связи с наличием не снятой и не погашенной в установленном порядке судимости».

Также часто можно встретить примеры оспаривания бывшими гражданскими служащими законности своего увольнения в период нахождения в отпуске или в период временной нетрудоспособности.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия вынесла 23.03.2011 кассационное определение по делу № 33-951, в котором подтвердила законность увольнения с гражданской службы Б., осужденной по ч. 1 ст. 293 УК РФ. Б. была уволена с должности <...> отдела специальных таможенных процедур таможенного поста МАПП Кяхта Бурятской таможни по п. 13 ч. 1 ст. 33 со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 16 Закона о госслужбе.

Оспаривая законность своего увольнения, Б., в частности, указывала, что «в силу гарантий, указанных в Трудовом кодексе РФ, она, находясь в отпуске по уходу за ребенком, одна воспитывает малолетних детей, один из которых инвалид, не могла быть уволена с работы. А поскольку увольнение было инициировано работодателем, то в период нахождения ее в отпуске в силу прямого запрета, установленного в законе, она увольнению не подлежала». Кроме того, в отношении нее, по ее мнению, была нарушена норма, содержащаяся в ч. 3 ст. 37 Закона о госслужбе, согласно которой гражданский служащий не мог быть освобожден от занимаемой должности и уволен с гражданской службы в период временной нетрудоспособности.

Судебная коллегия, однако, не согласилась с обоими этими доводами, указав, что они справедливы лишь в случаях, когда увольнение с гражданской службы производится по инициативе представителя нанимателя. Несоблюдение же ограничений и невыполнение обязательств, установленных Законом о госслужбе (п. 13 ч. 1 ст. 33), является самостоятельным требованием для увольнения и прекращения контракта и не относится к основаниям увольнения, расторжения контракта по инициативе представителя нанимателя (п. 4 ч. 1 ст. 33 Закона).

Также в судебной практике встречаются случаи, когда бывшие гражданские служащие оспаривают законность их увольнения со службы в тех ситуациях, когда обвинительный приговор в отношении них был вынесен, однако от уголовного наказания они по каким-либо причинам были освобождены.

Внимание! Спорное решение

Интерес представляет решение Черкесского городского суда Карачаево- Черкесской Республики от 10.03.2011.

Б. обратился в суд с иском к УФССП по КЧР о признании приказа № 21 от 27.01.2011 незаконным, восстановлении на работе и оплате времени вынужденного прогула, ссылаясь на то, что приказом № 21 от 27.01.2011 с ним прекращен контракт, он освобожден от замещаемой должности федеральной государственной службы и уволен в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 39 Закона о госслужбе.

Приговором Черкесского городского суда от 03.08.2010 он признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 292 УК РФ и ему назначено наказание в виде штрафа. Кассационным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда КЧР от 02.11.2011 Б. был освобожден от наказания, назначенного по приговору Черкесского городского суда от 03.08.2010 в связи с истечением срока давности уголовного преследования.

В связи с этим истец считал приказ об увольнении незаконным и необоснованным, так как приговор от 03.08.2010 не вступил в законную силу и он был освобожден от наказания.

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики 10.03.2011 принял решение отказать Б. в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В частности, констатировав, что «согласно п. 2 ч. 1 ст. 16 Закона о госслужбе гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу», суд неожиданно сделал вывод, что «данное основание позволяет уволить гражданского служащего не только в случае осуждения к наказанию, исключающему возможность исполнения им должностных обязанностей по должности государственной гражданской службы, но и к наказанию, не исключающему возможность замещать должность гражданской службы в связи с вынесением обвинительного приговора в связи с запретом замещать такую должность».

Такое толкование приведенной нормы сложно назвать даже расширительным, поскольку оно полностью меняет ее смысл.

Пункт 2 ч. 1 ст. 16 Закона о госслужбе, действительно, как мы уже отмечали выше, требует прекращения служебных отношений не только с теми служащими, которые осуждены к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной гражданской службы, но и с теми, кто осужден к иным наказаниям, в силу чего у них возникла судимость. Но в рассматриваемом случае в силу ч. 2 ст. 86 УК РФ судимость у Б. не возникла.

Суд, однако, последний факт отнюдь не смутил, поскольку, по его мнению, «увольнение Б. является не следствием его судимости, а следствием вынесения в его отношении обвинительного приговора, который на данный момент не отменен».

На фоне таких «судебных открытий» в общем-то уже не удивляет тот факт, что судья просто «не заметила», что Б., которому было назначено уголовное наказание в виде штрафа, был уволен даже не по п. 13 ч. 1 ст. 33 Закона о госслужбе, а по п. 1 ч. 2 ст. 39 - осуждение гражданского служащего к наказанию, исключающему возможность замещения должности гражданской службы, по приговору суда, вступившему в законную силу.

Также вряд ли может вызвать удивление и то, что данное решение было оставлено в силе кассационным определением Судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 13.04.2011 № 33-217/11. Характерно, что в данном определении Судебная коллегия особо не утрудила себя поиском обоснований законности увольнения Б. по п. 1 ч. 2 ст. 39 Закона о госслужбе, а лишь отметила, что, поскольку «государственная служба является специфическим видом трудовой деятельности» и «государственные служащие пользуются, как и другие трудящиеся, и политическими правами, но при единственном условии: соблюдении обязательств, вытекающих из их статуса и характера выполняемых ими функций», «доводы истца о том, что приговор Черкесского городского суда КЧР, которым он был осужден по ч. 1 ст. 292 УК РФ, не вступил в законную силу, от назначенного наказания он освобожден и в соответствии со ст. 86 УК РФ считается несудимым, Судебная коллегия считает несостоятельными».

Наконец, отметим, что даже в ситуациях, когда гражданский служащий уже осужден, уволен с гражданской службы и отбывает наказание в виде лишения свободы, некоторые судебные споры все же возникают.

Р. обратился в суд с иском к УФССП по Ульяновской области о взыскании заработной платы, материального ущерба и морального вреда. В обоснование заявленных требований истец указал, что 02.04.2009 он был задержан сотрудниками СК при Прокуратуре Ульяновской области по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 290 УК РФ на рабочем месте и водворен в ИВС Ульяновской области.

03.042009 истцу было предъявлено обвинение, и он был арестован Засви- яжским районным судом г. Ульяновска за совершение вышеуказанного преступления. 10.03.2010 приговором Засвияжского суда г. Ульяновска истец был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 291, ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159 и осужден к шести годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. В период предварительного следствия с 02.04.2009 и до вступления приговора в законную силу 21.04.2010 истец содержался под стражей в СИЗО № 1 г. Ульяновска, будучи действующим работником УФССП по Ульяновской области. Истец указывает, что его местонахождение и причины невыхода на работу были известны работодателю и 21.04.2010 приказом он был уволен со службы в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 39 Закона о госслужбе. В период нахождения истца под следствием и после увольнения истцу не выплачивалась заработная плата, хотя контракт расторгнут только 21.04.2010 по вступлению в законную силу приговора. Согласно Трудовому кодексу РФ, так как истец не выполнял свои трудовые обязательства по независящим от истца и работодателя причинам, по мнению истца, за ним должно сохраняться не менее 2/з тарифной сетки оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально фактически отработанному времени, однако этого сделано не было. Истец в исковом заявлении указывает, что в нарушение ст. 140 ТК РФ ему не была выплачена вся сумма при увольнении, в нарушение ст. 84 ТК РФ он не был под роспись ознакомлен с приказом об увольнении и вообще как-либо уведомлен, хотя место его нахождения было известно работодателю.

Как установил в данном случае суд, Р. был освобожден от занимаемой должности федеральной государственной гражданской службы и уволен

21.042010 с федеральной государственной службы в связи с осуждением гражданского служащего к наказанию, исключающему возможность замещения должности гражданской службы, по приговору суда, вступившему в законную силу (п. 1 ч. 2 ст. 39 Закона о госслужбе).

Поскольку истец Р. отбывает наказание, находится в местах лишения свободы, ознакомить его с приказом об увольнении ответчику не представилось возможным, как и вручить ему трудовую книжку, поэтому уведомление об увольнении истцу было направлено по адресу, указанному в служебном контракте, что усматривается из представленной ответчиком копии. В соответствии со ст. 841 ТК РФ в случае, когда приказ о прекращении трудового договора невозможно довести до сведения работника, на нем производится соответствующая запись, что и было сделано в данном случае работодателем.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что трудовая книжка получена у ответчика представителем истца - его матерью Р. О.

Что же касается требования Р. выплатить ему заработную плату в размере 2/3 тарифной сетки должностного оклада за период его нахождения под следствием, когда служебный контракт с ним еще не был расторгнут, то суд в их удовлетворении отказал в связи с тем, что «истец Р. по своей вине не выполнял трудовые обязанности, так как совершил преступление, был взят под стражу и был впоследстви

Пока есть непогашенная судимость – это открытая информация. Можно уже и отсидеть и выйти, а судимость все еще будет не погашена. Легко узнается путем направления запроса в ИЦ (ГИАЦ) МВД России – там подробная статистика ведется. Судебное разбирательство всегда открытое – если не сам процесс, то его результат точно. Поэтому никакой тайны тут нет. А вот если судимость уже погашена, то в правовом смысле это означает, что ее вообще нет. Судьей конечно работать вряд ли возьмут, но информация все равно остается.

Все сведения об осужденных когда-либо людях хранятся в так называемых ИЦах- Информационных центрах при УВД края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Предоставляются официально эти сведения только по соответствующим запросам правоохранительных органов. Никакая коммерческая фирма (к каковой, безусловно, относится и любой банк) не вправе обратиться туда с официальным запросом. Но, учитывая, что зачастую в службах безопасности банков, коммерческих фирм работают бывшие сотрудники милиции – у них, как правило, сохраняются связи неформального характера и они эту информацию могут узнать через своих друзей – работников правоохранительных органов. Либо это может быть информация из ворованной базы данных. В любом случае, официального характера эта информация носить не будет, однако, может быть использована в повседневной работе.

Как удалить себя из базы судимостей?

Теоретически, удалить информацию о судимости из базы данных МВД России можно законным путемчерез суд. Сведения о совершенном преступлении и судимости хранятся в территориальных ГИЦ и в ГИАЦ МВД РФ. Удаление сведений о судимости из ИЦ (ГИАЦ) МВД России через взятку – развод. Юридическая консультация “Право-законЪ” (http://pravo-zakon.jimdo.com , http://право-законъ.рф) имеет практику удаления судимости из базы данных МВД России через суд.

Судимость – правовая категория, которая детерминируется понятием и содержанием уголовной ответственности. А, как известно, уголовная ответственность представляет собой правоотношение, которое возникает между государством, в лице его правоохранительных органов и лицом, совершившим преступление. Судимость является одним из трех составных элементов уголовной ответственности (преступное деяние, наказание, судимость).

Таким образом, судимость следует за фактом совершения преступления. До тех пор, пока лицо будет иметь судимость, уголовная ответственность не может считаться полностью реализованной. И только с моментом ее погашения или снятия связывается момент прекращения уголовной ответственности.

Судимость предполагает особое правовое положение конкретного лица, которое было создано фактом его осуждения за совершенное преступление к определенной, конкретной мере наказания. Такое правовое положение судимого лица выражается в возможности наступления для него определенных последствий (правовых ограничений) общеправового и уголовно-правового характера.

Что касается последнего, то согласно ч.1 ст.86 УК РФ судимость учитывается при рецидиве преступлений, назначении наказания, при выборе режима отбывания наказания. Реально же уголовно-правовые последствия судимости несколько шире.

А вот последствия общеправового характера, касаются ограничений в различных областях права: избирательного, гражданского, административного, конституционного, трудового права. Обозначим лишь некоторые из них.

1. Осужденные к лишению свободы и отбывающие наказание по вступившему в законную силу приговору суда не могут быть избранными в представительные органы власти и управления.

2. Лица, имеющие судимость, не могут обучаться в некоторых учебных заведениях.

3. Ограничение прав на приобретение и хранение оружия.

4. Ограничения в выезде за границу.

5. Ограничения в выборе места жительства и в свободе передвижения по территории Российской Федерации.

6. Лица, имеющие судимость не могут быть приняты на работу в некоторые, предприятия, учреждения и организации, в т.ч. государственные, прежде всего, “режимные”, учебные и другие.

7. Лица, имеющие судимость и отбывающие наказание, не подлежат призыву на действительную военную службу. Лица, уже отбывшие наказание, но имеющие судимость, подлежат ограниченному призыву и могут проходить службу не во всех частях и родах войск.

А если судимость погашена или снята, могут ли иметь место при этом ограничения, например, при устройстве на работу?

С позиции Закона (п.6.ст.86 УК РФ) погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. Таким образом, после погашения судимости гражданин может не только пойти работать, по своему выбору (при наличии вакансии, с учетом своей специальности, профессиональных навыков и т.п.) но и, например, получить лицензию на хранение оружия для работы телохранителем или охранником (если он не был осужден за тяжкое или особо тяжкое преступление).

Следовательно, ограничений трудовой деятельности быть не может. Заполняя анкету при приеме на работу, ранее судимый соискатель может смело писать, что он не судим (в том случае, конечно, если судимость погашена или снята).

Однако, чтобы перестраховаться, лучше устраиваться в небольшие компании и на рядовые должности. В таких случаях, скорее всего, служба безопасности не будет проверять кандидата. Служебный или личный интерес со стороны работодателя не имеет под собой никаких юридических оснований. Работодатель вправе запрашивать у соискателя лишь информацию, которая имеет отношение непосредственно к предстоящей работе.

В реальной жизни, право лиц ранее судимых на трудоустройство, даже у которых снята или погашена судимость, не так уж успешно реализуемо. При принятии на работу, на вопросы о судимости нужно отвечать уже при заполнении анкеты, эти же вопросы задают и при прохождении собеседования. Информацией о судимости работодатели, в лице государственных организаций и учреждений, интересуются при приеме на работу сотрудников любого уровня, особенно если специалист подбирается на позиции среднего и высшего звена в финансовую сферу, а также на материально ответственные должности, на вакантные должности, где будущая работа будет связана с информационными технологиями.

Однако, многое зависит от уровня и престижности вакантной должности. Если соискатель претендует на должность руководителя отдела в банке или компании, то информация о судимости соискателя будет проверена службой безопасности в обязательном порядке. А если речь идет, скажем, о должности менеджера-консультанта или продавца в отделе стройматериалов или хозтоваров, то данный факт не будет иметь решающего значения.

Поскольку ст.65 Трудового кодекса РФ установлен перечень документов, представляемых при заключении трудового договора, который не предполагает предоставление работодателям сведений о судимости (если речь не идет о поступлении на госслужбу), то решение о внесении руководством компании, HR-отделом или службой безопасности такого пункта в анкету, нечто иное, как их инициатива и не всегда правомерная. В этом случае действия работодателей может быть расценено как дискриминация, о чем ясно сказано в 3 Трудового кодекса РФ.

На практике бывают случаи, когда в бланках анкет о приеме на работу, вместо графы «о наличии судимости», стоит вопрос – Привлекались ли Вы к уголовной или административной ответственности? А это, далеко не одно и тоже. Зато для работников кадровых аппаратов, это веская причина для принятия решения об отказе в приеме на работу по принципу: «То-ли он украл, то-ли у него украли, но что-то было». А формально, причину отказа всегда можно привести. Реальная же причина отказа в приеме на работу может быть связана, например, с деловыми качествами работника.

Конечно пытаться отстоять свои права можно, требуя письменный отказ в приеме на работу с обоснованием причины, но на практике получить его маловероятно. Но даже если отказа в письменном виде нет, все равно есть повод обратиться в суд за защитой своих прав (при наличии физических и моральных сил, и времени).

Позицию работодателей в решении данного вопроса можно четко определить по результатам соцопроса 500 российских компаний Исследовательским центром портала SuperJob.ru. 8% работодателей готовы взять на работу человека, имеющего непогашенную судимость, однако, для пущей уверенности, для принятия подобного решения они обычно желают подробнее ознакомиться с обстоятельствами совершенного преступления, за которое был осужден соискатель. Не хотят рисковать, принимая на работу человека с непогашенной судимостью, более двух третей респондентов (67%). Четверть респондентов (25%) затруднилась с ответом.

Значительно сложнее работодателю уволить работника, при проверке данных о котором выяснится, что у него погашена или снята судимость, о который он в анкете не указал.

Среди оснований увольнения по инициативе работодателя, такого основания как сокрытие наличия судимости или, тем более, сокрытие погашенной или снятой судимости в Трудовом кодексе нет. Если же это все-таки произойдет и в приказе об увольнении сотрудника будет указана именно эта причина, то это без сомнения повлечет восстановление на работе в судебном порядке. Более того, работник получит также денежное возмещение в размере среднего заработка за время, когда он был вынужден отстаивать в суде свою правоту. В этом случае можно предъявить иск и за моральный ущерб.

Четкую позицию в решении вопросов по защите конституционного права граждан на труд (о приеме на работу) имеет Пленум Верховного Суда Российской Федерации, согласно которой при рассмотрении споров, связанных с отказом в приеме на работу, необходимо иметь в виду, что труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также иметь равные возможности при заключении трудового договора без какой-либо дискриминации, т.е. какого бы то ни было прямого или косвенного ограничения прав или установления прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (статьи 19, 37 Конституции РФ, статьи 2, 3, 64 Кодекса, статья 1 Конвенции МОТ №111 1958 г. о дискриминации в области труда и занятий, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1961 г.).

Между тем при рассмотрении дел данной категории в целях оптимального согласования интересов работодателя и лица, желающего заключить трудовой договор, и с учетом того, что исходя из содержания статьи 8, части 1 статьи 34, частей 1 и 2 статьи 35 Конституции РФ и абзаца второго части первой статьи 22 Кодекса работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, а также того, что Кодекс не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения, необходимо проверить, делалось ли работодателем предложение об имеющихся у него вакансиях (например, сообщение о вакансиях передано в органы службы занятости, помещено в газете, объявлено по радио, оглашено во время выступлений перед выпускниками учебных заведений, размещено на доске объявлений), велись ли переговоры о приеме на работу с данным лицом и по каким основаниям ему было отказано в заключении трудового договора.

При этом необходимо учитывать, что запрещается отказывать в заключении трудового договора по обстоятельствам, носящим дискриминационный характер, в том числе женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей (части вторая и третья статьи 64 Кодекса), работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы (часть четвертая статьи 64 Кодекса).

Поскольку действующее законодательство содержит лишь примерный перечень причин, по которым работодатель не вправе отказать в приеме на работу лицу, ищущему работу, вопрос о том, имела ли место дискриминация при отказе в заключении трудового договора, решается судом при рассмотрении конкретного дела. Если судом будет установлено, что работодатель отказал в приеме на работу по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами данного работника, такой отказ является обоснованным.

В современных условиях развития рынка труда в России проблемы, связанные с трудоустройством лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы, необходимо решать в т.ч. и путем создания или квотирования рабочих мест на предприятиях и организациях независимо от форм собственности. Причем, должны быть предусмотрены рабочие места не только рабочих специальностей, но и для инженерно-технического персонала, и руководителей, хотя бы, среднего звена. И, конечно же, в первую очередь, для решения этих проблем на законодательном уровне, необходимо принять закон. Но это в перспективе, а пока …

Как узнать судим ли человек?

Сведения о судимости учитываются и хранятся в информационных базах Главного информационно-аналитического центра Министерства внутренних дел РФ, информационных центров МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

Информация о судимости составляет сведения ограниченного доступа и предоставляется только по запросам уполномоченных органов, должностных лиц, оперативных сотрудников. Так, например, квалификационная коллегия судей вправе обратиться с требованием о проверке достоверности документов и сведений, в том числе сведений об отсутствии судимости, представленных ей кандидатом на должность судьи.

Информация о погашенной судимости лица – это сведения, не составляющие тайны и не являющиеся позорящими в легальном смысле слова, но неизвестные большинству лиц, с которыми общается объект.

При приеме на работу в частную организацию, «последняя» нередко предлагает кандидату на вакантную должность заполнить анкету, в которой задается вопрос о наличии либо отсутствии судимости. Кроме того, в анкете кандидата на вакантную должность, как правило, указывается и такой вопрос: «Можно ли в отношении Вас проводить сбор и проверку персональной информации?»

Согласно статье 3 Трудового кодекса РФ не является дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничения прав работников, которые определяются свойственными этому виду труда требованиями.

Часть 3 ст. 55 Конституции РФ гласит, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В настоящее время профессиональные запреты в отношении лиц с судимостью в федеральном законодательстве есть, но регулирование в этой части содержит много противоречий.

Прямые запреты на прием на работу лиц, имеющих либо имевших судимость, прямо установлены в отдельных федеральных законах и распространяются на должности государственной службы, гражданской службы, например, на такие должности, как прокурор, судья, следователь, иные.

В настоящее время действует Приказ МВД от 1 ноября 2001 г. № 965 «Об утверждении инструкции о порядке предоставления гражданам справок о наличии (отсутствии) у них судимости» (далее – «Инструкция»).

Инструкция устанавливает порядок работы с заявлениями граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, по вопросу предоставления справок о наличии (отсутствии) у них судимости на территории Российской Федерации, основные правила обработки и рассмотрения заявлений в Главном информационно-аналитическом центре МВД России и МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

Непосредственное исполнение заявлений о предоставлении заявителям справок о наличии (отсутствии) у них судимости на территории Российской Федерации осуществляется ГИАЦ МВД России и информационными центрами МВД, ГУВД, УВД.

Заявление принимается в установленном порядке на личном приеме граждан в ГИАЦ МВД России и в МВД, ГУВД, УВД при предъявлении паспорта (иного документа, удостоверяющего личность). Заявление по указанному вопросу также может быть подано в орган внутренних дел по месту жительства заявителя. В этом случае заявление регистрируется с соблюдением требований делопроизводства и направляется для проведения проверок и подготовки справки в ИЦ МВД, ГУВД, УВД по месту поступления.

Справки о наличии (отсутствии) судимости предоставляются заявителю на личном приеме сотрудниками, осуществляющими прием граждан, под роспись при предъявлении паспорта или уполномоченному заявителем лицу при наличии доверенности, выданной в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Не востребованные заявителями справки о наличии (отсутствии) судимости по истечении 2-х месяцев со дня окончания установленного срока рассмотрения заявлений списываются в дело с пометкой “справка заявителем не востребована”.

Ответственность за организацию и состояние работы с заявлениями, соблюдение установленного Инструкцией порядка их рассмотрения, обеспечение своевременности исполнения, полноты и достоверности сведений возлагается на руководителей ГИАЦ МВД России, МВД, ГУВД, УВД.

451 комментарий к "ПОДРОБНО О СУДИМОСТИ: спрашивали-отвечаем"

Подпишитесь на комментарии через


13 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации «. В настоящее время, согласно этой статье, на службу в муниципальные органы поступать не могут: граждане, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными; осужденные к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей; отказавшиеся проходить процедуру допуска к государственной тайне; страдающие заболеваниями, перечень которых устанавливается Правительством РФ; являющиеся родственниками или свойственниками главы муниципального образования; утратившие гражданство РФ или получившие гражданство иного государства (не считая государств, с которыми Россия заключила международные договоры о возможности муниципальной службы); представившие при поступлении на службу подложные документы или заведомо ложные сведения; не предоставившие сведения, необходимые для борьбы с коррупцией; без законных оснований не прошедшие военную службу по призыву; достигшие возраста 65 лет. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что ныне существует неравенство между государственными и муниципальными служащими.

Госслужба и судимость одного из родителей

И что делать в таком случае? Знаю, что проверки там серьезные, начиная от различных справок из ПНД и т.п. и кончая проверками родителей. Но в последнем не уверена. Собственно, ситуация. Сын заканчивает колледж, есть предложение пойти в службу судебных приставов. Это считается госслужба. Недавно выяснила, что БМ, с которым расстались вскоре после рождения ребенка, еще задолго до нашего с ним знакомства по молодости отсидел за кражу мотоцикла.

Судимость близких родственников

Поступление на госслужбу

А форма анкеты требует, чтобы Вы указали всех близких родственников. Тем более, что работники кадровой службы вправе проверять указанные Вами в анкете сведения. Если будет установлено, что кто-либо из родственников Вами умышленно не указан, Вам могут отказать в приеме на госслужбу. Государственная служба требует, чтобы поступающие на нее лица были максимально искренними и правдивыми, так как в настоящее время ведется борьба с коррупционными проявлениями в органах власти.

Судимость родственников при поступлении на госслужбу

Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; (в ред.

За ложь в анкете с госслужбы могут уволить

Мужчина обратился в суд, и его восстановили в должности. Однако Верховный суд РФ встал на сторону работодателя.

Информация о судимости сотрудника стала известна после служебной проверки. Инспекторы обнаружили, что в анкете на вопрос «Были ли Вы или Ваши близкие родственники судимы, когда и за что», соискатель поставил прочерк. Кроме того, перечисляя бывшие места работы, мужчина записал, что три года занимал должность заместителя руководителя ООО.

Муж под заключением, могу ли я устроиться на госслужбу?

Ограничения, связанные с гражданской службой 1. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае: 1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда. вступившим в законную силу; *16.1.1) 2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости; *16.1.2) 3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений; *16.1.3) 4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации.