В обязанности полиции входит розыск лиц. На сколько могут задержать в полиции? Ограничение прав граждан

Сотрудником полиции является гражданин РФ, осуществляющий служебную деятельность на должности государственной службы в ОВД. Он должен иметь специальное звание, присвоенное ему в установленном порядке. Рассмотрим далее .

Общие сведения

Исполнение служебных обязанностей сотрудником полиции осуществляется при нахождении его в распоряжении федерального исполнительного органа в сфере ВД, территориального подразделения, входящего в его структуру, прикомандирования к госорганам и организациям в порядке и на условиях, утвержденных президентом.

В системе ОВД РФ кроме специальных званий полиции предусмотрены звания юстиции и внутренней службы. В ФЗ №3 определен правовой статус, права, ответственность, требования к Сотруднику полиции предоставляются специальные гарантии и льготы.

Задачи служащих

Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей должен руководствоваться положениями законодательства. Основным нормативным актом является Конституция. Деятельность служащих регламентируется кроме ФЗ № 3 положениями, уставами, должностными инструкциями.

Закрепленные в Законе "О полиции" обязанности довольно многочисленны. Всего их насчитывается порядка 40. Все можно разделить на следующие группы:

  • Раскрытие правонарушений в рамках своей компетенции. В эту группу входят такие служебные обязанности сотрудника полиции , как принятие заявления о преступлениях и иных противоправных действиях, проведение дознания, административное производство и пр.
  • Охрана и поддержание безопасности и порядка в обществе. В состав этой группы входят: пресечение противоправных действий, обеспечение правопорядка при проведении массовых акций (митингов, собраний и пр.), охрана имущества от посягательств и т. д. Кроме этого, в входит обеспечение организации и выполнения спасательных мероприятий, реализации карантинных мер при эпизоотиях и эпидемиях. Данная работа осуществляется совместно с другими структурами.
  • Оперативно-розыскная деятельность.
  • Контроль безопасности движения на дорогах. Эта задача возлагается преимущественно на сотрудников ГИБДД.
  • Контроль оборота оружия. В обязанности сотрудников полиции входит выдача разрешений, проверка соблюдения и пр.
  • экстремистской деятельности.

Правомочия

Обязанности и полиции корреспондируют друг с другом. Это означает, что для реализации задач служащие наделяются соответствующими правомочиями. Вместе с тем, осуществляя свои права, сотрудник полиции должен исполнять и обязанности. В соответствии с ФЗ №3 служащие вправе:

  • Требовать от физических и юрлиц прекращения действий, противоречащих закону.
  • Проверять документы граждан при наличии оснований подозревать их в противоправной деятельности.
  • Вызывать для дачи показаний и объяснений любых лиц в ходе расследования преступлений, административного производства, проверки по сообщениям о совершении правонарушений.
  • Запрашивать и получать сведения, необходимые для выполнения сотрудником полиции служебных обязанностей.

Сверх тех прав, что закреплены законодательством, служащий действовать не может. Злоупотребление полномочиями влечет ответственность.

Должностные обязанности сотрудника полиции

Их можно назвать общими. Сотрудники полиции должны:

  • Знать и соблюдать действующее законодательство.
  • Исполнять функции, возложенные на них.
  • Выполнять законные распоряжения руководства.
  • Обращаться по служебным вопросам к непосредственному, а при необходимости к вышестоящему начальству.
  • Следовать правилам распорядка, установленным в организации.
  • Поддерживать уровень квалификации на надлежащем уровне.
  • Сохранять конфиденциальность информации, охраняемой законом.
  • Бережно относиться к государственному имуществу.
  • Отчитываться о доходах в порядке, закрепленном законодательством.
  • Уведомлять государственные органы о приобретении гражданства другой страны или выходе из гражданства РФ.
  • Сообщать руководству о возможном конфликте интересов при исполнении обязанностей по службе.
  • Уведомлять соответствующие структуры о попытках подкупа или вовлечения в коррупционную деятельность.

Дополнительные предписания

Существует ряд обязанностей сотрудников полиции , которые должны исполняться не только в служебное, но и в нерабочее время. Служащие должны:

  • Оказывать помощь лицам, ставшим жертвами противоправных действий или пострадавшим при несчастных случаях.
  • Предпринимать меры по пресечению неправомерного поведения, задержанию лиц, нарушающих закон, обеспечению сохранности обстановки на месте преступления до прибытия коллег.

Обязанности участковых

Как правило, чаще всего граждане взаимодействуют с участковыми уполномоченными полиции. Именно эта категория служащих следит за соблюдением законности, обеспечивает правопорядок на вверенном участке, способствует предотвращению противоправных действий.

На участковых возлагаются общие и специальные обязанности. Сотрудники полиции должны:

  • Знать свой участок. Участковый должен располагать актуальными сведениями о дорожной системе территории, предприятиях и организациях, действующих в ее границах, возможные места, в которых могут выращиваться запрещенные растения (содержащие наркотические вещества).
  • Знать состав проживающего на участке населения. Участковый должен быть знаком с национальными и культурными традициями граждан. В идеале сотруднику полиции необходимо лично знать каждого человека, проживающего на участке.
  • Рассматривать обращения граждан, осуществлять их личный прием, вести учет заявлений и сообщений о противоправных действиях.
  • Пресекать преступления и правонарушения.
  • Выявлять лиц, имеющих склонность к совершению противоправных действий, осуществлять наблюдение за субъектами, отбывшими тюремное заключение, страдающими нарко- или алкозависимостью.
  • Взаимодействовать с прочими подразделениями полиции, анализировать оперативную обстановку на вверенной территории, докладывать начальству о ситуации и вносить руководству предложения об оперативных и профилактических мероприятиях.

Если говорить кратко, заключаются в учете, контроле и пресечении правонарушений. При реализации своих задач сотрудник часто взаимодействует со служащими иных подразделений полиции и прочих ведомств.

Работа с населением

Участковый должен осуществлять регулярный обход вверенной ему территории. При этом сотрудник должен быть в служебной форме. По требованию граждан участковый обязан предъявить удостоверение. Вход в жилые помещения может осуществляться исключительно по согласию находящихся в нем лиц.

Участковый должен регулярно осуществлять личный прием граждан. В ходе него сотрудник получает письменные и устные сообщения и заявления, консультирует лиц по правовым вопросам в рамках компетенции. Как правило, прием ведется три раза в неделю. При этом в неприемные дни участковый должен реагировать на сообщения, принятые от граждан.

Проверка сведений

Если сотруднику поступила информация о совершении правонарушений, он обязан ее проверить. Для этого он вправе посетить подозреваемого гражданина, взять с него объяснение. Получив согласие лица, участковый вправе осмотреть жилище. Если у служащего имеется постановление о проведении осмотра помещения, он вправе войти в него, не получая согласие.

Основные права

Ка выше говорилось, для выполнения обязанностей служащий наделяется определенными юридическими возможностями. Сотрудники полиции, вне зависимости от своей должности, имеют право:

  • На обеспечение надлежащих условий для выполнения обязанностей по службе.
  • Ознакомление с правовыми актами, регламентирующими статус служащего, обязанности и права.
  • Выходные, отпуска, отдых.
  • Оплату труда, прочие выплаты, предусмотренные законодательством и служебным контрактом.
  • Свободный доступ в организации или госорганы, если это требуется для исполнения обязанностей.
  • Получение необходимых сведений, в том числе отнесенных к государственной или другой тайне, охраняемой законом.
  • Ознакомление с материалами своего личного дела, приобщение к ним документов.
  • Защиту персональных данных.
  • Профподготовку, повышение квалификации, стажировку.
  • Судебную защиту.

Как и другие граждане, сотрудники полиции имеют право на страхование и пенсионное обеспечение.

Специальные возможности

Кроме общих прав сотрудники полиции, вне зависимости от должности, могут:

  • Требовать от граждан прекратить нарушение законодательства.
  • Проверять документы, подтверждающие личность, служебные или иные полномочия субъектов.
  • Использовать чужой транспорт в экстренных случаях для пресечения преступного поведения, преследования злоумышленников, доставки пострадавших в медучреждения и т. д.
  • Применять оружие, физическую силу, спецсредства в установленном порядке.
  • Задерживать подозреваемых и доставлять их в ОВД.

Применение физических мер

Деятельность полиции связана с повышенным риском. На практике нередко возникают ситуации, когда служащие вынуждены применять силу, спецсредства или оружие. Законодательство четко регламентирует порядок использования физических мер. Они могут применяться:

  • Для пресечения преступных действий, в том числе сопряженных с сопротивлением законным требованиям сотрудника.
  • Задержания подозреваемого.
  • Отражения нападения на себя или других граждан, а также на охраняемые объекты.
  • Принудительной остановки транспортного средства.
  • Прекращения массовых беспорядков.

Важные условия

При применении спецсредств, силы или оружия служащий обязан руководствоваться рядом предписаний. В частности он должен предупредить гражданина, совершающего нарушение, о применении мер воздействия, дав ему возможности выполнить законные требования добровольно. Однако данное правило не распространяется на случаи, не терпящие отлагательств. В таких ситуациях служащий должен оперативно оценить обстановку и принять решение о дальнейших действиях.

В соответствии с законодательством сила, спецсредства и оружие не могут применяться к беременным, инвалидам или несовершеннолетним. Исключение предусмотрено для случаев, когда указанные лица вооружены и представляют опасность или совершают противоправное действие.

Не допускается или спецсредств, если это может повлечь вред окружающим гражданам.

Сотрудник полиции, доставший оружие и приведший его в боеготовность, вправе правонарушителю запретить приближаться к себе. В случае неисполнения данного требования, при любых попытках преступника сократить расстояние, дотронуться до оружия служащего он может стрелять на поражение.

В заключение

Работа в полиции - ответственная и опасная деятельность. На служащих возлагается большая ответственность за обеспечение правопорядка и безопасности в обществе. В этой связи к лицам, поступающим в полицию, предъявляются достаточно высокие требования.

Для обеспечения надлежащего уровня квалификации сотрудники проходят периодическое обучение. Кроме того, для повышения эффективности работы кадрового состава проводится аттестация. В ходе нее проверяется соответствие профессиональных и личных качеств гражданина занимаемой им должности.

Сотрудники полиции являются основной сдерживающей силой для преступников. Именно они одними из первых получают сведения о совершенных или совершаемых противоправных действиях. Во многом результаты борьбы с преступностью зависят от эффективности межведомственного взаимодействия, а также сотрудничества между подразделениями. Оперативная работа требует высокой концентрации ресурсов. Часто от того, насколько слаженно работают сотрудники разных подразделений, зависит сохранность жизней граждан.

За неисполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей к сотрудникам полиции могут применяться меры дисциплинарной, административной ответственности. За грубые нарушения предписаний законодательства, положений должностных инструкций и иных правовых актов может устанавливаться уголовное наказание.

Являет собой сообщение о факте преступления. Если человек становится жертвой мошенничества, кражи, а так же иных преступлений – ему необходимо обратиться с заявлением в органы полиции. Точно так же можно обратиться и просто с сообщением о неком преступлении, даже если Вы являлись свидетелем, а не жертвой.

Полиция обязана защищать граждан от преступных посягательств, оберегая права граждан и расследуя поступающие сообщения. Расследование каждого дела подразумевает выяснение обстоятельств и деталей, все аспекты дела уже влияют непосредственно на решение. А так же на то будет ли возбуждено уголовное дело или нет.

Однако может случиться и так, что Вы подали заявление в полицию, но совершенно не знаете сроки рассмотрения заявлений. А телефон тем временем молчит, письма Вам не приходят, а преступник до сих пор на свободе. Что происходит после подачи заявления и каков срок рассмотрения заявления в полицию? Как себя повести в том случае, когда рассмотрение заявления затянулось? Об этом расскажем в нашей статье.

Срок рассмотрения

Согласно Уголовно-процессуальному Кодексу Российской Федерации следователь (или же иной представитель дознания, сотрудник следственного органа) обязан принять, проверить, а так же принять решение по сообщению о преступлении в течение трёх суток с момента его поступления.

Во время самой проверки сотрудник органов имеет право получать объяснения или показания, образцы, которые могут потребоваться для дела, а так же имеет право требовать документы, предметы, иные улики. Даже изымать их, но придерживаясь установленного Кодексом порядка. По ходу исследования так же может быть назначена судебная экспертиза, освидетельствования, осмотры места происшествия, различные ревизии. Если рассматривать все возможные действия, то перечень их достаточно велик, поэтому сразу же рождается вопрос о том, а может ли срок рассмотрения заявлений быть увеличен? Да, конечно. Но что может послужить причиной задержки?

Важно знать, что заявление о преступлении подаётся в то отделение, которое отвечает за территорию, на которой и произошло данное событие. В ином случае много времени может занять просто перенаправление заявления по требуемому месту расследования.

Причины задержки при рассмотрении дел

Как уже писалось ранее, следователь имеет право и по факту обязан провести расследование по сообщению о совершении преступления. Трёх дней практически никогда не хватает для вынесения какого-либо решения. Так же стоит учитывать день, когда было подано заявление в полицию. В соответствии с частью 3 ст. 144 УПК РФ срок может быть продлён до 10 суток. В качестве причин обычно указывается необходимость проведения допросов, получения результатов экспертиз, а так же иной информации для выяснения обстоятельств произошедшего.

Если виновного не представляется возможным опросить (если имеется виновное лицо, как в случаях с мошенничеством), а так же если не были предоставлены необходимые данные экспертиз, не поступило ответа на запрос необходимых документов – в таком случае срок рассмотрения заявлений может быть увеличен до 30 дней.

Внимание

Согласно ст. 145 УПК РФ лицо, проводящее расследование по заявлению обязано вынести одно из трёх решений по данному делу: одобрить возбуждение уголовного дела, отказать в возбуждении уголовного дела или же передать полученное сообщение в суд. Последний пункт относится к делам частного обвинения.

Что делать, если рассмотрение задерживают

По истечению 30 дней так или иначе принимается решение , однако, даже если принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела – есть огромная вероятность того, что решение не будет окончательным. То есть материал проверки может быть возвращён исполнителю для того, чтобы было проведено дополнительное расследование. Количество таких отмененных постановлений, возвращений исполнителю по причинам необоснованности или незаконности решения может быть бесконечным.

Не всегда можно сказать с какого именно раза должностное лицо, отвечающее за рассмотрение заявления, сможет собрать достаточное количество информации и подтверждений для того, чтобы решение соответствовало всем требованиям уголовно-процессуального и уголовного права. По закону заявителя должны информировать об продлении рассмотрения, причинах продления сроков, но по факту такое производится не постоянно.

В случае если дело ощутимо задерживают – Вы имеете право запросить подтверждения . Так же Вы можете , поскольку полиция обязана документально подтверждать вынесенные решения, которые должны быть вынесены на законных основаниях. Прокуратура после Вашей жалобы должна будет провести проверку работы данного отделения и конкретных сотрудников.

Совет

После того, как Вы получите от сотрудников правоохранительных органов пояснения к решению дела или же пояснения о причинах продления рассмотрения, рекомендуется обратиться за бесплатной консультацией юриста. Именно сможет, опираясь на имеющуюся практику, сказать Вам — как лучше поступить в конкретной ситуации. Каждый случай уникален – об этом следует помнить.

Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина

3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина .

5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

7. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

Статья 6. Законность

4. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.

Статья 8. Открытость и публичность

2. Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права.

Статья 9. Общественное доверие и поддержка граждан

1. Полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан.

2. Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан.

3. В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или учебы гражданина в соответствии с его пожеланиями.

4. Сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, преданные гласности сотрудником полиции, в случае признания их не соответствующими действительности судом, следователем, органом дознания или самой полицией должны быть опровергнуты в той же форме, в какой они были преданы гласности, в возможно короткий срок, но не превышающий одного месяца со дня признания таких сведений не соответствующими действительности.

Статья 12. Обязанности полиции

1. На полицию возлагаются следующие обязанности :

1) принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях , о происшествиях; выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях , о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, но не реже одного раза в месяц; передавать (направлять) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя; информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования ;

2) прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения , место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;

Статья 13. Права полиции

1. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий , а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений;

2) проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также , о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции; получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям, в том числе по поручениям следователя и дознавателя, необходимые объяснения, справки, документы (их копии); подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;

4) в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях , о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан , за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации; при выявлении и пресечении налоговых преступлений запрашивать и получать от кредитных организаций справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий, а также о гражданах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности;

5) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан , имеющими отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;

7) требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения , место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления, административного правонарушения , происшествия, для обеспечения безопасности граждан; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их; обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов;

8) составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;

Статья 14. Задержание

2. Полиция имеет право задерживать:

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления , а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции перед применением физической силы , специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы , специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

Статья 20. Применение физической силы

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу , в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях :

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

Статья 27. Основные обязанности сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции обязан:

1) знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение ; проходить в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов в указанной сфере;

5) соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций;

2. Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан:

2) в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении , о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.

а) в письменной;

б) в устной;

в) в электронной;

г) во всех перечисленных.

19. В случае передачи заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, сотрудник полиции обязан уведомить об этом заявителя в течение:

а) 3-х часов;

б) 24 часов;

в) 3 суток;

г) не обязан уведомлять.

20. В каком случае и кому полиция обязана выдавать уведомления о приеме и регистрации письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях:

а) заявителям на основании письменных обращений;

б) заявителям на основании личных обращений;

в) вышестоящим должностным лицам полиции, уполномоченным осуществлять ведомственный контроль;

г) прокурорам, которые в соответствии с предоставленными им полномочиями осуществляют надзор за исполнением полицией законов в каждом случае поступления таких заявлений.

21. В какой срок полиция обязана прибывать на место происшествия:

а) не позднее 30 минут после полученного сообщения о происшествии;

б) как можно в самый короткий срок;

в) незамедлительно;

г) немедленно.

22. На полицию возлагается обязанность:

а) оказывать доврачебную помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если такая помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;

б) оказывать медицинскую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если такая помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;

в) оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;

г) оказывать неотложную помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует.

23. На полицию возлагается обязанность:

а) организовывать в соответствии с законодательством Российской Федерации спортивные, зрелищные и иные массовые мероприятия и обеспечивать безопасность граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий;


б) в соответствии с законодательством Российской Федерации поддерживать организаторов спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий и обеспечивать безопасность граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий;

в) предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимую правовую и иную помощь организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий, а также обеспечивать безопасность граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий;

г) оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий.

24. При отказе гражданина подвергнуться личному осмотру при проходе на территории сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся массовые мероприятия:

а) принять меры к задержанию и доставить в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции;

б) принудительно провести осмотр с использованием технических средств;

в) не допускать его на такие территории, участки местности и в такие общественные места.

25. В обязанности полиции не входит розыск:

а) лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда;

б) лиц, уклоняющихся от призыва на военную службу;

в) несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

г) лиц, пропавших без вести.

26. На полицию возлагается обязанность:

а) осуществлять розыск лиц без определенного места жительства, либо уклоняющихся от регистрации по месту временного пребывания;

б) осуществлять розыск лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания не связанного с лишением свободы;

в) осуществлять розыск лиц, уклоняющихся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства;

г) осуществлять розыск пропавших животных.

27. Какое полномочие не относится к деятельности полиции:

а) оказывать содействие пограничным органам федеральной службы безопасности в проведении мероприятий по защите Государственной границы Российской Федерации, участвовать в осуществлении контроля за соблюдением пограничного режима;

б) оказывать содействие органам здравоохранения в доставлении в медицинские организации по решению суда лиц, уклоняющихся от явки по вызову в эти организации;

в) оказывать содействие медицинским работникам в осуществлении назначенной судом недобровольной госпитализации лиц в медицинские организации, а также обеспечивать медицинским работникам безопасные условия для доступа к этим лицам и их осмотра;

г) оказывать содействие государственным и муниципальным органам, депутатам законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатам представительных органов муниципальных образований, представителям общественных объединений и организаций в осуществлении их законной деятельности в соответствии с возложенными на них полномочиями.

Обязана ли полиция оказывать содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в осуществлении розыска и задержании лиц, совершивших побег из-под стражи, и лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания?

а) да, в порядке, определяемом Министром внутренних дел Российской Федерации;

б) да, в порядке, закрепленном в заключительных положениях Федерального закона «О полиции»;

в) нет, это несвойственная для полиции функция;

г) да, но в порядке, определяемом совместно МВД России и ФСИН России.

29. Сотрудники полиции имеют право беспрепятственно посещать государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан:

а) по предъявлении служебного удостоверения.

б) по предъявлении служебного удостоверения в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции;

в) по предъявлении предписания и служебного удостоверения.

30. К правам полиции не относится:

а) доставлять несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом

б) вносить в соответствии с федеральным законом руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений;

в) направлять материалы в налоговый орган для принятия по ним решения при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом Российской Федерации к полномочиям налоговых органов Российской Федерации, в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств;

г) осуществлять в целях обеспечения безопасности граждан и общественного порядка совместно с организаторами публичных и массовых мероприятий личный осмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе на территории сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся такие мероприятия, с применением в случае необходимости технических средств, а при отказе гражданина подвергнуться личному осмотру не допускать его на такие территории, участки местности и в такие общественные места.

Обращение в полицию - это процесс, который требует отдельного внимания. Не всем известно, как правильно воплотить задумку в жизнь. Но мало быть в курсе порядка обращения. Существует еще такое понятие, как срок рассмотрения Это период, в который ведется оценка той или иной ситуации, изучается дело, а затем формируется ответ. О нем тоже важно знать. Сегодня предстоит разобраться со всеми особенностями обращения в полицию. На каких нюансах заострить внимание? На какие правила и временные рамки рассчитывать? Обо всем этом будет рассказано далее. В действительности понять все особенности не так уж и трудно. Если в полной мере осознавать, сколько составляет срок рассмотрения заявлений установленного образца полицией, можно избежать лишнего негатива, а также проблем с правоохранительными органами.

Когда обращаться

Немаловажным и первым вопросом, который необходимо рассмотреть, является определение причин, по которым приходят в полицию с заявлениями. Когда подавать запрос на изучение тех или иных действий?

На самом деле ответ прост: при любых нарушениях закона и порядков можно обращаться с заявлением установленного образца в полицию. Если точнее, то чаще всего на практике правоохранительные органы имеют дело с:

  • мошенничеством;
  • побоями/драками;
  • угрозами;
  • кражами;
  • нарушениями общественного порядка (например, тишины);
  • пропажей граждан.

Также имеют место административные правонарушения. Но они встречаются реже. Так как быть в том или ином случае? Сколько составляет срок рассмотрения заявления в полицию?

Пропажа человека

Все индивидуально, поэтому нельзя точно сказать, сколько ждать при тех или иных обстоятельствах. Приходится практически каждую ситуацию рассматривать в отдельности. В последнее время все чаще и чаще граждане обращаются в полицию с заявлениями о пропаже близких или знакомых. Обычно запрос подается на 3-й день отсутствия человека. На подобные заявления реагируют весьма быстро.

Зачастую срок ожидания начала действий составляет 1 сутки. Но особо рассчитывать на подобную ситуацию не приходится. Как показывает практика, установленный срок ожидания составляет в среднем 3 дня. Именно столько придется ждать начала поиска человека после заявления о его пропаже.

Основные положения

Но это только первая ситуация. На самом деле рассмотрение заявления установленного образца в полиции, если верить населению, не имеет четко установленных границ. Ответ может прийти и через день, и через неделю. Несмотря на это, существуют общепринятые правила, которых необходимо придерживаться. Какой срок рассмотрения заявления в полицию в том или ином случае? гласит, что есть некоторые ограничения относительно данного вопроса. В статье 144 прописано, что дело должно начаться не позднее, чем через 3 дня с момента обращения. Именно такое правило действует в России на сегодняшний день. Поэтому требовать более быстрого реагирования на заявление не стоит.

Максимальный срок ожидания

Но это еще не все особенности, о которых важно знать. в полицию имеют несколько особенностей. Об одной уже было сказано. В соответствии с установленными правилами ждать придется 3 дня. Это общепринятое понятие. В некоторых случаях следует обратить внимание на то, что установленные временные ограничения способны меняться. Иногда они увеличиваются. На сколько? Каким будет срок рассмотрения заявления в полицию при подобных обстоятельствах?

Ничего трудного для понимания в этом нет. Ведь предельное время рассмотрения составляет 10 суток. Это максимум, после которого гражданин имеет право на написание жалобы о бездействии правоохранительных органов.

Реальная картина

Только вот на практике зачастую получается несколько иная ситуация. Срок рассмотрения заявления участковым полиции, как уже выяснилось, может варьироваться между 3-мя и 10-ю днями. Все зависит от нагрузки на отделение, а также от важности совершенного нарушения. Практика показывает, что иногда участковый способен продлить срок ожидания ответа на поданное заявление. Иногда в этом действительно есть необходимость. Бороться с подобными обстоятельствами бесполезно. На практике, если заявление рассматривают долго, остается только ждать. Ускорить работу правоохранительных органов никак не получится.

Что нужно для обращения

Отныне понятно, Сроки рассмотрения заявлений об административном правонарушении или любых других обстоятельств приблизительно одинаковые. Поэтому рекомендуется ориентироваться на минимумы и максимумы, приведенные ранее. Немаловажным моментом является порядок написания обращения в правоохранительные органы. Ведь не исключено, что полиция никак не отреагирует на представленную бумагу. Соответственно, граждане должны знать, что им потребуется для написания заявления установленного образца и его подачи по установленным правилам. На самом деле тут нет ничего особенного.

Среди всего, что потребуется гражданину для обращения в полицию, стоит выделить:

  • заявление в установленной форме;
  • удостоверение личности;
  • доказательства того или иного нарушения (если таковые имеются).

Лучше всего наносить визит в правоохранительные органы как можно скорее. Этот прием поможет отыскать преступника и наказать его. Но срок рассмотрения заявления (о мошенничестве, краже или ином событии) не поменяется. Об этой особенности придется помнить всегда.

Правила написания заявления

Следующий нюанс - вопрос о том, как правильно писать заявление установленного образца. Существует ряд правил, которых придется придерживаться. Неправильно составленный документ не примут на рассмотрение. Либо ему уделят внимание в самый последний момент. Непосредственно на срок рассмотрения заявления в полиции о правонарушении правильность его написания не оказывает влияния. Но рекомендуется не пренебрегать данной особенностью.

Среди правил написания выделяют следующие составляющие:

  • В правом верхнем углу пишется имя начальника отдела полиции, которому направляется документ. Там же требуется сообщить данные заявителя.
  • В центре листа (после личных данных) необходимо написать слово "Заявление", а под ним - причину обращения.
  • Далее следует основная часть. В ней кратко, но при этом развернуто описывается та или иная ситуация. Рекомендуется в подробностях изложить все действия и обстоятельства, которые способны повлиять на ход дела.
  • Если есть какие-либо материалы или документы, способные служить доказательством нарушения, нужно перечислить их в пронумерованном порядке после основной части заявления.
  • Свидетели указываются вместе с контактами для связи. О них лучше упоминать ближе к концу документа.
  • После всего перечисленного необходимо поставить дату обращения в правоохранительные органы, а также подпись заявителя.

На этом все. Ничего трудного в процессе написания документа нет. Именно его будут рассматривать тот или иной период времени.

На следующий день

Итак, подано заявление в полицию. Сроки рассмотрения оного известны. Что дальше? Немаловажным являются действия, которые должен предпринимать заявитель. На практике обычно граждане просто ждут, пока дело рассмотрят. Но на самом деле существует определенный ряд действий, способный повлиять на ход дела. А точнее ускорить процесс его рассмотрения в полиции.

Через сутки после подачи заявления о том или ином нарушении гражданин должен позвонить в отдел ОВД, в котором было оставлено заявление. Требуется назвать номер написанного ранее документа, а также уточнить информацию о сотруднике, который им занимается. Лучше всего сразу позвонить соответствующему лицу, а затем уточнить у него, как продвигается процесс рассмотрения. Это законное право всех заявителей. Желательно расспросить о том, как планируется действовать относительно разрешения возникшего нарушения.

После рассмотрения

Далее остается только ждать. Следует уяснить, что сотрудники полиции настороженно относятся к тем, кто знает свои права. Поэтому, скорее всего, дело будет рассмотрено в кратчайшее время. Как быть, если выяснилось, что заявление уже рассматривается сотрудниками? Обычно заявителя приглашают на личную беседу для дачи показаний. Если в ходе процесса диалог не задался (например, гражданину отвечали "холодно", чувствовалось халатное отношение к работе), необходимо обратиться к следователю напрямую.

Зачем? Чтобы дать ему понять, что сроки рассмотрения заявления о преступлении в полиции имеют свои ограничения. И надо уложиться с дачей ответа именно в установленное законом время.

О принятии решений

Последний нюанс, на который обращают внимание, - это то, что любое заявление рассматривается обязательно. И по итогам принимается одно из нескольких решений. Каких именно? Согласно УПК, принимаются следующие процессуальные решения:

  • возбуждение дела уголовного характера;
  • передача по подследственности;
  • отказ в возбуждении дела.

Больше никаких вариантов развития событий нет. Как правило, если имеет место состав преступления, а также реальные И уже после этого происходит расследование.

При принятии решения

Предположим, истек срок рассмотрения было принято решение о возбуждении уголовного дела. Что дальше? Проводится расследование, и ведется следственная проверка. Но перед этим придется столкнуться с еще одной особенностью процесса. Речь идет об отправке уведомления о принятии решения. Оно направляется заявителю по ранее указанному адресу (чаще - прописке). Как показывает практика, зачастую уведомления об отказе в возбуждении дел не направляются. А на деле сотрудники регистрируют якобы направленное уведомление в своей базе.

Итоги и выводы

Отныне ясно, какой срок рассмотрения заявления в полицию имеет место. И как подавать данный документ тоже. Ничего особо трудного в этом нет. Подача заявления в полицию - процесс простой. Особенно если знать обо всех нюансах процедуры. Не следует делать ложных доносов и составлять лживые жалобы. Ведь если в ходе расследования выяснится, что заявитель ошибся, его ждет наказание. С этим не хочется сталкиваться.

Именно так работает полиция. Сроки рассмотрения заявлений об административном правонарушении или любом другом преступлении в России одинаковы. Только, как уже было сказано, на деле те или иные документы рассматриваются в индивидуальном порядке. И предсказать точно, когда именно заявитель получит ответ на свой запрос, почти невозможно.

Если с момента подачи заявления установленного образца прошло более 10 дней, можно требовать от правоохранительных органов ответа. Придется проявить настойчивость, чтобы сотрудники полиции 100% решили поставленную перед ними задачу. К счастью, зачастую удается разрешить ситуацию мирным путем. Ответы о возбуждении уголовных дел или отказе в дальнейшем рассмотрении приходят в установленные сроки.