Когда осуществляется создание фонда защитных сооружений. Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты. Порядок создания фонда защитных сооружений и иных объектов гражданской обороны

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций достигается различными путями. Одним из главных является осуществление инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций:

· накопление и содержание фонда ЗС ГО;

· подготовка к строительству быстровозводимых ЗС ГО;

· прогнозирование инженерной обстановки;

· планирование инженерного обеспечения ликвидации ЧС;

· подготовка систем водоснабжения к работе в условиях ЧС;

· подготовка и содержание дорожной сети;

· подготовка к светомаскировке населенных пунктов и объектов экономики;

· подготовка инженерно-технических служб и формирований.

Накопление и содержание фонда ЗС ГО

Накопление и содержание фонда защитных сооружений является наиболее трудоёмким мероприятием. Основой накопления фонда защитных сооружений являются Нормы проектирования ИТМ ГО.

В первую очередь накопление защитных сооружений должно проводиться для населения проживающего в зонах размещения потенциально опасных объектов.

Накопленный фонд защитных сооружений необходимо поддерживать в постоянной готовности к приему укрываемых.

Рассматривая состояние инженерной защиты населения в современных условиях необходимо отметить, что до 1990 года на территории нашей страны накоплено значительное количество ЗС ГО (убежищ и противорадиационные укрытий). Однако, вызывает беспокойство состояние защитных сооружений и их готовность к использованию по прямому предназначению, и особенно на потенциально опасных объектах, хотя укрытие населения в защитных сооружениях гражданской обороны является основным и наиболее действенным способом защиты в чрезвычайных ситуациях, как военного, так и мирного времени.

В то же время, результаты комплексных проверок, учений и докладов с мест показывают, что в последние годы в Российской Федерации, практически, прекратилось строительство новых защитных сооружений гражданской обороны (в 2000 году в РФ построено 15 убежищ общей вместимостью 6280 чел., ПРУ - 41, общей вместимостью 9165 чел.), а техническое состояние существующих сооружений на объектах, с различными видами организационно-правовых форм и форм собственности, оставляет желать лучшего. В капитальном ремонте, в основном из-за протечек грунтовых вод через ограждающие конструкции, нуждается до 10%, в ремонте и реконструкции систем жизнеобеспечения - более 40% и в косметическом ремонте - около 30% сооружений.

Имеются защитные сооружения, построенные в период с 1941 по 1960 годы (убежища V класса), которые не соответствуют современным требованиям Норм проектирования ИТМ ГО.

Наиболее часто встречающимися недостатками по содержанию и эксплуатации защитных сооружений являются:

· нарушение гидроизоляции и герметизации сооружений, коррозия арматуры;

· износ и деформация несущих и ограждающих конструкций;

· предельные сроки эксплуатации фильтровентиляционного и сантехнического оборудования;

· нарушение целостности дренажных систем;

· использование сооружений для нужд экономики и обслуживания населения с нарушением требований по их содержанию и эксплуатации;

· отсутствие квалифицированного обслуживающего персонала;

· отсутствие необходимой документации по содержанию и эксплуатации ЗС ГО.

Не на всех предприятиях имеются современные защитные сооружения, хотя Федеральный закон «О гражданской обороне» предписывает, что руководители независимо от организационно-правовых форм и форм собственности предприятия, несут персональную ответственность за защиту своих сотрудников, а, следовательно, и за поддержание этих сооружений в исправном состоянии.

Со стороны руководящего состава предприятий, организаций, акционерных обществ, на территории которых расположены защитные сооружения, контроль за состоянием объектов проводится не регулярно, от случая к случаю. Налицо отсутствие должного отношения к содержанию и эксплуатации ЗС ГО, хотя события в Югославии показали негативного последствия такого подхода.

Недостаточно эффективно решаются вопросы выполнения нормативных требований при проектировании зданий и сооружений промышленного и жилищно-гражданского назначения, на которых предусматривается возведение ЗС ГО, разработке соответствующих разделов в проектной и градостроительной документации, а также их соблюдения в ходе строительства и вводе в эксплуатацию новых ЗС ГО.

Для более эффективного решения указанных мероприятий органы управления по делам ГОЧС субъектов РФ должны руководствоваться СП 11-107-98 и СП 11-113-2002.

Остро стоит вопрос обеспечения строящихся и замены в существующих ЗС ГО нестандартизированного оборудования, средств фильтровентиляции и регенерации воздуха, другого инженерно-технического оборудования. Это, прежде всего, связано с тем, что часть заводов – изготовителей оборудования находится в странах ближнего зарубежья, а также по причине отсутствия достаточных заказов. Исходя из этого, заводы местной промышленности перестали выпускать элементы оборудования для защитных сооружений. В ежегодном Государственном оборонном заказе планируется и выделяются недостаточные средства на закупку нестандартизированного оборудования и требующего замены фильтровентиляционного и другого оборудования для ЗС ГО, а средства на строительство новых сооружений, обслуживание и эксплуатацию существующих вообще не выделяются.

Сохранность и накопление существующего фонда защитных сооружений продолжает оставаться одной из проблем, и особенно в городах, отнесенных к группам по гражданской обороне, в которых прекращена работа крупных объектов экономики.

При ликвидации этих предприятий и смене собственника часть защитных сооружений долгое время оказывалась бесхозным и не обслуживалась, вследствие чего системы жизнеобеспечения и инженерно-техническое оборудование постепенно приходили в негодность.

Ликвидационные комиссии, занимаясь оценкой и продажей имущества этих предприятий, не учитывали то, что ЗС ГО должны находиться в федеральной собственности и их приватизация запрещена Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации».

При ликвидации заводов-гигантов, образовавшиеся малые предприятия отказываются от преемственности в части взятия на свой баланс ЗС ГО большой вместимости ссылаясь на малую численность наибольшей работающей смены своих предприятий, которую необходимо укрывать в условиях чрезвычайных ситуаций.

Наряду с причинами объективного характера, также имеют место не исполнительность, безответственность и халатность ряда руководителей различного уровня. Так, некоторые руководители предприятий без согласования с проектными организациями, управлениями архитектуры и органами управления по делам ГОЧС допускают перепланировку помещений защитных сооружений и используют их с нарушениями требований действующих нормативных документов о порядке учета, содержания и эксплуатации ЗС ГО.

Местные администрации не имеют достаточных средств, для того, чтобы взять ЗС ГО на свой баланс. Одним из вариантов решения этой проблемы является создание при управлениях по делам ГОЧС городов (районов) подразделений (организаций) для ремонта, содержания и обслуживания ЗС ГО. Финансирование этих мероприятий необходимо производить целенаправленно через администрацию субъектов и Главные управления по делам ГОЧС субъектов Российской Федерации.

В результате того, что на местах решению проблемных вопросов по сохранению и приведению ЗС ГО в готовность к использованию их по прямому назначению уделяется недостаточное внимание, фонд средств коллективной защиты постепенно сокращается и приходит в упадок. Не во всех регионах содержанию и правильной эксплуатации ЗС ГО, поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению уделяется должное внимание.

Результаты проверок и анализа отчетных документов в последние годы показывают, что лучше эти вопросы решаются в Центральном регионе (Курская и Московская области), хуже в Приморском крае и Иркутской области. Некоторые руководители предприятий, вместо того, чтобы организовать ремонт, техническое обслуживание и правильную эксплуатацию ЗС ГО идут по пути наименьшего сопротивления и в ряде случаев пытаются списать их с учета. К сожалению, эти факты в ряде случаев находят поддержку у отдельных начальников органов управления по делам ГОЧС. Так, например, начальник главного управления по делам ГОЧС Иркутской области согласовал списание 20 убежищ в г. Ангарске на 2640 человек под предлогом, что они не нужны.

Основную роль в недопущении резкого сокращения фонда средств коллективной защиты сыграла существующая нормативная правовая база по вопросам использования ЗС ГО и регулирования арендных отношений, которая в настоящее время представлена следующими основными нормативными правовыми актами:

· Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;

· Указ Президента Российской Федерации от 14.10.1992 г. № 1230 «О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду»;

· Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.1994г. № 359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями»;

· Распоряжение Государственного Комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 15.06.1994 г. № 1513-р «О приватизации предприятий, учреждений и организаций, имеющих на своем балансе объекты и имущество гражданской обороны»;

· Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны»;

· Постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.2000 г. № 227 «О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне».

Эти нормативные правовые акты закрепляют ЗС ГО, используемые приватизированными предприятиями, в федеральной собственности и предписывают Минимуществу и МЧС России при выявлении объектов и имущества ГО, которые были приватизированы с нарушением установленного порядка, принимать меры к закреплению таких объектов и имущества в государственной собственности.

В настоящее время, когда этап приватизации, в основном, завершен, сформировались условия для создания, роста и расширения предприятий и организаций с негосударственными формами собственности, постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 г. № 359 играет не только положительную, но и сдерживающую роль в создании и накоплении фонда ЗС ГО. На практике появился ряд проблемных вопросов, решение которых необходимо для урегулирования пробелов в вопросах собственности и арендных отношениях.

Имеющиеся нормативные акты не обеспечивают заинтересованность в привлечении средств соответствующих бюджетов и внебюджетных средств для создания ЗС ГО, их правильной эксплуатации и содержания, в результате чего в настоящее время новое строительство защитных сооружений гражданской обороны фактически не ведется.

Юридически не решен вопрос имущественных отношений с негосударственными предприятиями, не получившими возмещения расходов на подготовку и проведение мероприятий по ГО в отношении вновь вводимых ЗС ГО и не определены их права пользования этими объектами, изменения их функционального предназначения.

Данная ситуация показывает, что в существующей нормативной правовой базе, сформировавшейся в современных экономических условиях, нет действенного механизма (порядка) передачи ЗС ГО, находящихся в государственной собственности, в оперативное управление или в хозяйственное ведение с правом аренды пользования юридическим лицам и использования их на основе заключенных договоров.

Отсутствует правовая определенность отношений собственности ЗС ГО, в том числе и построенных частными организациями за счет своих средств и механизм распределения финансовых средств, получаемых от аренды для поддержания фонда ЗС ГО в готовности к приему укрываемых.

Как показывает практика наиболее реальным источником финансирования эксплуатации и содержания ЗС ГО в сложившейся ситуации является сдача их в аренду коммерческим структурам и общественным организациям. Но при этом недостаточно отработано взаимодействие по этому вопросу между объектами экономики, комитетами управления госимуществом, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами управления по делам ГОЧС и другими заинтересованными организациями.

При заключении договоров арендодатели руководствуются постановлениями Правительства Российской Федерации № 1230 «О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду» и № 359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями». Кроме того, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления принимаются свои нормативные правовые акты в этой области.

Так, например сдача в аренду защитных сооружений на территории г. Москвы регламентируется постановлением Правительства Москвы от 13.08.96 г. № 689 «Об аренде нежилых помещений» и «Положением о порядке использования защитных сооружений гражданской обороны двойного назначения в г. Москве в мирное время», утвержденным распоряжением Правительства Москвы от 26.12.91 г. № 102/29с.

На сегодняшний день из 7057 защитных сооружений гражданской обороны, находящихся на территории г. Москвы, в интересах экономики и обслуживания населения используется 77,3%.

Из общего числа убежищ, находящихся на предприятиях, используется под размещение складов, бытовых помещений, спортивных залов и других потребностей этих предприятий - 84,4%.

В жилой застройке для нужд городского хозяйства и других организаций сдается в аренду государственным и частным предприятиям - 71,5% сооружений.

Финансовые средства, полученные от аренды ЗС ГО в составе других платежей поступают в городской бюджет, после чего из городского бюджета 47,5% выделяется префектурам на оплату работ по поддержанию жилого фонда, в том числе и убежищ. Таким образом, обезличенность средств, поступающих от аренды защитных сооружений, не позволяет в полной мере направлять их на ремонт и поддержание в готовности этих объектов. Так, в 1999-2000г.г. из 3867 убежищ, расположенных в жилом секторе было отремонтировано всего 252, что составляет - 7%.

В Московской области сдача защитных сооружений в аренду осуществляется в соответствии с распоряжением Администрации Московской области от 06.04.94 г. № 119 «О порядке заключений и переоформлений договоров аренды имущества госпредприятий, организаций и учреждений» и распоряжением Председателя Мособлкомимущества от 15.04.94 г.

№ 133. Расчет арендной платы производится по методике, утвержденной областным комитетом по имуществу, в соответствии с которой часть средств идет на ремонт, техническое обслуживание систем жизнеобеспечения, содержание, правильную эксплуатацию ЗС ГО и зарплату обслуживающего персонала.

Как уже говорилось большую роль в улучшении содержания и эксплуатации ЗС ГО играет определение четкого механизма финансирования.

В качестве примера можно привести г. Фрязино Московской области, где издано постановление Главы Администрации города от 09.12.95 г. № 1021 «О порядке финансирования, ремонта и обслуживания защитных сооружений города». Этим постановлением городскому финансовому управлению предписано 50% денежных средств, получаемых от аренды защитных сооружений в жилой части города направлять городскому жилищному управлению для обеспечения своевременного ремонта и обслуживания защитных сооружений, а городскому жилищному управлению поручено составлять ежегодно денежные ведомости, смету на планируемые работы и план проведения работ, согласованный с управлением по делам ГОЧС города. По окончании финансового года жилищное управление обязано представить в городское финансовое управление отчетные документы за полученные и израсходованные для ремонта защитных сооружений средства. Подобная практика имеется не во всех субъектах Российской Федерации.

Практику принятия постановлений администраций субъектов по организации содержания и эксплуатации ЗС ГО и механизма направления финансовых средств на поддержание в готовности фонда средств коллективной защиты можно рекомендовать и для администраций других городов и субъектов Российской Федерации. Даже незначительные объемы финансовых средств, получаемые от аренды ЗС ГО, позволят поддерживать их в относительно пригодном состоянии.

Проведенные исследования по технико-экономическому обоснованию выделения средств на содержание, обслуживание и ремонт ЗС ГО показывают, что средняя удельная стоимость проведения ЕТО и ремонта для убежищ составляет 170 руб./год на чел., для ПРУ – 40 руб./год.

Общими причинами недостаточной эффективности развития системы инженерной защиты населения, не считая финансовых, является несовершенство законодательной и нормативной правовой базы в изменившихся политических и социально-экономических условиях, которая не позволяет проводить согласованную политику по рассматриваемой проблеме на федеральном уровне, в субъектах федерации и на местах.

Повышение эффективности и совершенствования инженерной защиты населения в современных социально-экономических условиях целесообразно осуществлять по следующим направлениям:

· увеличение количества вновь строящихся ЗС ГО;

· уменьшение количества списываемых, как объектов ГО, защитных сооружений;

· при проектировании зданий и сооружений предусматривать усиленные перекрытия и ограждающие конструкции в первых, цокольных и подвальных этажах для оборудования в них в особый период убежищ;

· приспособление и использование подземных горных выработок и подземного пространства городов различного назначения в интересах защиты населения (дооборудование подвальных и других заглубленных помещений, существующих и вновь строящихся подземных переходов под защитные сооружения и др.);

· строительство ЗС ГО в едином комплексе подземного строительства хозяйственных объектов;

· дооборудование убежищ третьим режимом вентиляции на предприятиях, использующих в своем производстве потенциально опасные вещества;

· повышение заинтересованности предприятий и организаций в сохранении и поддержании в готовности ЗС ГО и введение льготного налогообложения (например, освобождение от налога на землю, занимаемую отдельно стоящими ЗС ГО);

· разработка, уточнение и ввод в действие нормативных документов по проектированию, строительству и содержанию ЗС ГО с учетом современных требований по инженерной защите населения и территорий;

· создание при органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления специализированных предприятий по ремонту и обслуживанию защитных сооружений;

· включение в планы реконструкции и капитального ремонта жилого фонда ремонт и восстановление защитных сооружений;

· определение порядка обеспечения защитных сооружений ГО нестандартизированным оборудованием;

· проведение целенаправленных научных исследований по вопросам разработки новых типовых проектов ЗС ГО, их технико-экономического обоснования, разработки нормативно-технических и методических документов по содержанию и эксплуатации ЗС ГО в новых экономических условиях во взаимодействии с заинтересованными организациями.

Таким образом, реализация большинства направлений зависит в первую очередь от законодательного и нормативного правового обеспечения вопросов инженерной защиты населения.

Подготовка к строительству быстровозводимых защитных сооружений ГО

Как уже было сказано, мы не достигли 100% укрытия населения в защитных сооружениях. Поэтому возникает необходимость строительства недостающего фонда в угрожаемый период, с введением в действие плана на военное время. Но для того, чтобы строительство недостающего фонда защитных сооружений было осуществлено в короткие сроки и обеспечено материально, необходимо заблаговременно выполнить ряд подготовительных мероприятий:

· в частности, определяется недостающее количество защитных сооружений, их вместимость, место строительства;

· разрабатывается план строительства быстровозводимых защитных сооружений на территории области и другие документы, связанные с процессом строительства;

· определяется общая потребность в рабочей силе и механизмах для строительства, количество и номенклатура материалов, оборудования, механизмов и автотранспорта для обеспечения строительства;

· заключаются хозяйственные договора на поставку конструкций, оборудования и ведения строительных работ;

· разрабатывается недостающая проектно-сметная документация и осуществляется обеспечение ею объектов экономики.

Подготовка должна предусматривать выбор мест строительства, организацию работ по их возведению, обеспечение материалом, инструментом и механизмами, силы и средства строительно-монтажных организаций, выделяемых на усиление команд, созданных из числа населения.

При разработке планов строительство простейших укрытий следует предусматривать их возведение в жилом секторе, на объектах народного хозяйства, на сборных эвакопунктах, пунктах посадки и других местах скопления людей.

Прогнозирование инженерной обстановки

С целью получения данных для планирования инженерного обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в очагах поражения и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, необходимо заблаговременно спрогнозировать обстановку, которая может сложиться на территории области, города, района, объекта.

В ходе прогнозирования возможной инженерной обстановки определяются объемы возможных разрушений и инженерных работ, силы и средства для их выполнения, время года и другие необходимые данные, от которых будет зависеть успех выполнения тех или иных задач.

Данные, полученные в ходе прогнозирования, являются основным критерием для создания аварийно-спасательных инженерных и аварийно-технических формирований, их оснащения инженерной техникой, средствами малой механизации и обучения.

Прогнозирование проводится по разработанным методикам, в соответствии со справочными данными, данными учений и научных исследований, а также данными, полученными в результате проводимых рекогносцировок.

В настоящее время на практике применяются ведомственные методики. В некоторых случаях это сказывается на результатах определяемых показателей или в сторону занижения, или завышения. С целью исключения такой практики – разработкой методик должны заниматься страховые компании.

Планирование инженерного обеспечения ликвидации ЧС

Планирование инженерного обеспечения ликвидации ЧС осуществляется по результатам прогноза возможной инженерной обстановки.

Мероприятия по инженерному обеспечению отражают в планах РСЧС на мирное время (план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и планах ГО на военное время.

В разделах плана предупреждения и ликвидации ЧС излагаются выводы из оценки возможной инженерной обстановки:

· степень разрушения населенных пунктов, объектов экономики; состояние защиты населения и защитных сооружений;

· состояние коммунально-энергетических сетей, инженерных сооружений, дорожной сети, а также: организацию инженерной защиты населения и инженерного обеспечения мероприятий РСЧС и ГО;

· силы и средства, привлекаемые к выполнению инженерных мероприятий, последовательность их применения и сроки выполнения задач;

· особенности инженерного обеспечения, ведения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.

План отрабатывается в виде графической части (на карте или на схеме) и пояснительной записки.

Подготовка систем водоснабжения к работе в чрезвычайных ситуациях

Серьезной проблемой остается организация обеспечения надежного водоснабжения населения в условиях чрезвычайной ситуации. Значение воды велико и потребление ее с каждым годом растет.

Достаточно сказать, что на одного жителя крупного города расходуется в среднем 400-600 литров воды в сутки.

В чрезвычайных ситуациях водопотребление не только не сократиться, а ряде случаев увеличится. Например, для тушения пожаров на одном километре фронта огня необходимо подать 800 литров воды в секунду. Кроме того, вода необходима для санитарной обработки пораженных и специальной обработки техники, других нужд, не считая хозяйственно-питьевых нужд.

В результате чрезвычайных ситуаций, могут возникнуть разрушения ряда сооружений и сетей водоснабжения, или заражение источников воды. Такие примеры имели место в Уфе, Хабаровске, Ленске.

Наименее не устойчивыми (критическими) элементами системы водоснабжения являются водозаборные и водоочистные сооружения, наземные части насосных станций, водонапорные башни и домовые (цеховые) сети.

С целью повышения устойчивости работы существующих систем необходимо заблаговременно предусмотреть проведение целого ряда инженерно-технических мероприятий.

Организация выполнения мероприятий по повышению устойчивости работы систем водоснабжения возлагается на начальников всех рангов, органы управления и соответствующие службы.

Подготовка и содержание дорожной сети

Развитость и состояние дорожной сети существенно влияет на выполнение мероприятий РСЧС, особенно при проведении эвакомероприятий, массового строительства защитных сооружений, при выдвижении и вводе сил РСЧС в очаг поражения, для проведения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения. Мероприятия по подготовке дорожной сети, которые проводятся заблаговременно, включают:

· совершенствование существующих и строительство новых дорог по планам развития транспортных коммуникаций;

· связей городов и районов сельской местности с учетом требований Норм проектирования ИТМ ГО;

· согласование с органами военного командования вопросов совместного использования дорожной сети для военных перевозок, целей РСЧС и ГО;

· рекогносцировка дорожной сети, определения наиболее узких и уязвимых мест;

· выбор мест для постройки временных мостов и наводки переправ на случай разрушения существующих мостов;

· выбор направления колонных путей, изучение проселочных дорог, объездов в случае отсутствия или недостаточности существующих дорог с твердым покрытием;

· определение проходимости местности вне дорог, по результатам анализа состояния дорожной сети разрабатывается план дорожно-мостового обеспечения. План разрабатывается на карте с пояснительной запиской.

Подготовка к светомаскировке населенных пунктов и объектов экономики

Световая маскировка населенных пунктов и объектов экономики планируется и организуется на основании требований Норм проектирования гражданской обороны СНиП 2.01.51-90, 2.03.53-84.

Она заключается в снижении освещенности населенных пунктов и объектов народного хозяйства, с целью затруднения обнаружения и опознавания в темное время суток оптическими средствами разведки.

Световая маскировка выполняется в полном объеме на территории страны, отнесенной к зонам световой маскировки, по двум режимам: частичного и полного затемнения.

Режим частичного затемнения вводится по решению Правительства страны и является постоянным режимом освещения населенных пунктов и объектов до отмены военного положения. Время введения режима не должно превышать 16 часов. Цель данного режима заключается в снижении общей освещенности без нарушения производственной деятельности объектов и работы транспорта, жизнедеятельности населенных пунктов и подготовиться к введению режима полного затемнения.

Режим полного затемнения вводится по сигналу «Воздушная тревога» и отменяется по сигналу «Отбой воздушной тревоги». Переход с режима частичного затемнения на режим полного затемнения должен быть осуществлен за время не более 3-х минут, в отдельных случаях, при световой маскировке наружных производственных огней, допускается увеличивать время перехода до 10 минут.

Световая маскировка осуществляется электрическим, светотехническим, механическим и технологическим способами. Выбор способа или сочетания способов должен производиться в зависимости от характера деятельности того или иного населенного пункта или объекта.

Подготовка личного состава инженерно-технических служб и формирований

Для выполнения основных, наиболее сложных задач инженерного обеспечения мероприятий РСЧС и ГО создаются службы и аварийно-технические формирования.

К числу инженерно-технических служб относятся:

· инженерная;

· коммунально-техническая;

· энергетики и светомаскировки;

· дорожная;

· убежищ и укрытий.

Базой создания инженерно-технических служб служат родственные или близкие по специализации министерства, ведомства и их подведомственные учреждения, организации, предприятия в зависимости от территориального расположения.

Для непосредственного выполнения инженерных задач мирного и военного времени, требующих использования специально подготовленного личного состава и применения инженерной техники, должны создаваться инженерные и аварийно-технические формирования. Количество инженерно-технических формирований, их состав и оснащение должны определяться непосредственно на местах, в соответствии с предстоящими задачами, решаемыми по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени и задач военного времени, объем которых определен в ходе прогнозирования инженерной обстановки.

Введение

Глава 2. Убежища гражданской обороны

Глава 3. Противорадиационные укрытия

Глава 4. Быстровозводимые защитные сооружения гражданской обороны

Глава 5. Простейшие укрытия

Заключение

Список литературы

Введение

Для защиты населения от поражающих факторов в чрезвычайных ситуациях в мирное время и военный период, спасателей при ликвидации чрезвычайных ситуаций и работающих от опасных и вредных производственных факторов широко применяются коллективные и индивидуальные средства защиты. За последние годы номенклатура защитных средств значительно расширилась, появились принципиально новые средства, повысились их защитные свойства, улучшились эргономические характеристики.

Эффективность использования средств защиты зависит от многих факторов, и в первую очередь от рационального выбора и грамотного применения конкретных средств защиты с учетом специфических особенностей условий труда, производственного процесса, типа поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций и современного оружия.

В современных условиях инженерная защита является наиболее эффективным способом защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

В соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" (в редакции от 19.06.2007) предоставление населению защитных сооружений является одной из основных задач в области гражданской обороны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

Обеспечение населения защитными сооружениями гражданской обороны представляет комплекс правовых, организационных, инженерно-технических, строительных, санитарно-гигиенических и других мероприятий, направленных на укрытие людей в защитных сооружениях. Организационно-правовые мероприятия включают: сохранение и поддержание в готовности имеющегося фонда защитных сооружений в мирное время; его дальнейшее наращивание в угрожаемый период; ведение учета существующего и создаваемого фонда защитных сооружений и организацию его использования в мирное и военное время.

Глава 1. Классификация защитных сооружений

В современных условиях в системе мероприятий гражданской обороны укрытие людей в защитных сооружениях, как способ защиты от опасностей, возникающих в военное время, в сочетании с эвакуацией из зон поражения (загрязнения) и использованием средств индивидуальной защиты, повышает надежность защиты населения, а в условиях, когда по ряду причин могут быть затруднены эвакуационные мероприятия из крупных городов в короткие сроки, этот способ защиты становится единственно возможным и эффективным.

В последние годы в результате реализации планов инженерно-технических мероприятий гражданской обороны на объектах экономики, в городах и населенных пунктах создан определенный фонд защитных сооружений гражданской обороны. Эти сооружения на сегодня составляют основу системы инженерной защиты населения, создают необходимые условия для сохранения жизни и здоровья людей не только в условиях военного времени, но и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и иного характера.

Существующая организационная система инженерной защиты населения решает задачи по улучшению содержания и использования в мирное время имеющихся защитных сооружений гражданской обороны, поддержанию их в готовности к защите работающих смен важнейших объектов и населения от опасностей; приспособлению в мирное время и в угрожаемый период заглубленных помещений, метрополитенов и других сооружений подземного пространства под убежища и укрытия; подготовке к строительству в угрожаемый период недостающих защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа.

Защитные сооружения гражданской обороны (ЗС ГО) - это сооружения, предназначенные для защиты населения от поражающих факторов современных средств поражения (боеприпасов оружия массового поражения, обычных средств поражения), а также от вторичных факторов, возникающих при разрушении (повреждении) потенциально опасных объектов.

Эти сооружения в зависимости от защитных свойств подразделяются на убежища и противорадиационные укрытия ( ПРУ). Кроме того, могут применяться и укрытия простейшего типа (схема 1.1).

Убежища обеспечивают защиту укрываемых от воздействия поражающих факторов ядерного оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств, отравляющих веществ, а также при необходимости от катастрофического затопления, аварийно химически опасных веществ, радиоактивных продуктов при разрушении ядерных энергоустановок, высоких температур и продуктов горения при пожаре. Убежища классифицируются по ряду свойств и признаков.

По защитным свойствам убежища подразделяются в зависимости от избыточного давления во фронте ударной волны ядерного взрыва и кратности ослабления ионизирующего излучения.

По времени возведения различают заблаговременно построенные убежища (в мирное время) и быстровозводимые, построенные в угрожаемый период с упрощенным внутренним оборудованием.

По месту расположения относительно застройки убежища подразделяют на встроенные и отдельно стоящие. Кроме того, убежища могут быть расположены в горных выработках, подземном пространстве городов, в метрополитенах и др.

По вертикальной посадке убежища могут быть: заглубленные (подвальные), полузаглубленные и возвышающиеся (встроенные в первые этажи зданий).

Противорадиационные укрытия предназначены для защиты людей от внешнего ионизирующего излучения при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и непосредственного попадания радиоактивной пыли в органы дыхания на кожу и одежду, а также от светового излучения ядерного взрыва. Кроме того, при соответствующей прочности конструкций ПРУ могут частично защищать людей от воздействия ударной и взрывной волны, обломков разрушающихся зданий, а также от непосредственного попадания на кожу и одежду капель отравляющих веществ и аэрозолей бактериальных средств.

По защитным свойствам выделяют группы противорадиационных укрытий: П-1, П-2, П-3, П-4, П-5, П-6, П-7.

По месту расположения относительно застройки, по времени возведения и вертикальной посадке противорадиационные укрытия подразделяются аналогично убежищам.

Простейшие укрытия - это сооружения, не требующие специального строительства, которые обеспечивают частичную защиту укрываемых от воздушной ударной волны, светового излучения ядерного взрыва и летящих обломков разрушенных зданий, снижают воздействие ионизирующих излучений на радиоактивно загрязненной местности, а в ряде случаев защищают от непогоды и других неблагоприятных условий. Открытые щели и траншеи отрываются в течение первых 12 часов. В следующие 12 часов они перекрываются, а к концу вторых суток доводятся до требований к противорадиационным укрытиям.

В качестве простейших укрытий наряду с траншеями и щелями могут быть использованы землянки, а также подвалы, подполы, погреба, внутренние помещения зданий. При наличии времени и материалов эти помещения также доводятся до требований к противорадиационным укрытиям.

При создании системы коллективных средств защиты руководствуются следующими общими принципами и положениями:

для осуществления укрытия людей в военное время и при необходимости в чрезвычайных ситуациях мирного времени следует предусматривать необходимое количество защитных сооружений гражданской обороны;

в мирное время защитные сооружения гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению (принцип "двойного назначения");

защитные сооружения гражданской обороны следует приводить в готовность для приема укрываемых в сроки, не превышающие 12 часов. Защитные сооружения в зонах возможного опасного радиоактивного загрязнения, возможного химического заражения и убежища в зонах вероятного катастрофического затопления должны содержаться в готовности к немедленному приему укрываемых;

проектирование защитных сооружений необходимо осуществлять в соответствии со строительными нормами и правилами проектирования защитных сооружений гражданской обороны и другими нормативными документами системы нормативных документов в строительстве;

защитные сооружения, входящие в состав химически опасных объектов, атомных станций, установок для производства и переработки ядерного топлива и ядерных материалов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов необходимо включать в состав пусковых комплексов или объектов первой очереди строительства. При этом ввод в эксплуатацию убежищ при строительстве атомных станций следует предусматривать до физического пуска их первого энергоблока;

защитные сооружения для рабочих и служащих (наибольшей работающей смены) предприятий следует располагать на территориях этих предприятий или вблизи них, для остального населения - в районах жилой и общественной застройки;

создание системы объектов коллективной защиты населения в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с соответствующими министерствами;

убежища и противорадиационные укрытия следует размещать в пределах радиуса сбора укрываемых согласно схемам размещения защитных сооружений гражданской обороны.

Во исполнение Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", постановления Правительства Москвы от 18 марта 2008 г. N 182-ПП "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в городе Москве" и в целях реализации единой государственной политики в области создания фонда защитных сооружений гражданской обороны в городе Москве, исключения неоднозначного толкования или индивидуального толкования положений нормативных документов в области защиты населения, обеспечения планомерного строительства общегородских объектов гражданской обороны в жилой застройке города Москвы на основе комплексного проектирования, необходимого финансирования и совершенствования нормативных требований к размещению защитных сооружений гражданской обороны Правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить Положение о размещении защитных сооружений гражданской обороны в городе Москве (приложение).

2. Признать утратившим силу пункт 1.4 распоряжения Правительства Москвы от 19 июня 2003 г. N 1051-РП "О размещении, финансировании, проектировании и строительстве объектов гражданской обороны на территории города Москвы" (в редакции распоряжения Правительства Москвы от 11 сентября 2008 г. N 2080-РП).

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Москвы от 15 мая 2001 г. N 444-ПП "О порядке планирования, финансирования, проектирования и строительства защитных сооружений гражданской обороны в г. Москве".

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Бирюкова П.П. и первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ресина В.И.

Мэр Москвы Ю.М. Лужков

Положение
о размещении защитных сооружений гражданской обороны в городе Москве

1. Введение

Выполнение задач по укрытию населения в коллективных средствах защиты является обязательной функцией всех органов исполнительной власти города Москвы и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Руководители органов исполнительной власти и организаций города Москвы независимо от формы собственности несут персональную ответственность за создание и обеспечение сохранности накопленных фондов коллективных средств защиты и обязаны планировать и осуществлять мероприятия по предоставлению населению защитных сооружений гражданской обороны:

строительство новых, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению, эксплуатационно-техническое обслуживание и модернизация существующих защитных сооружений гражданской обороны и их систем жизнеобеспечения;

приспособление в мирное время и военное время заглубленных помещений, метрополитена и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;

подготовка в мирное время и строительство в военное время (далее особый период) недостающих быстровозводимых убежищ гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа.

Положение разработано на основании:

Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Указа Президента Российской Федерации от 8 мая 1993 г. N 643 "О гражданской обороне", постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", постановления Правительства Российской Федерации от 3 октября 1998 г. N 1149 "О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне", постановления Правительства Москвы от 7 мая 2002 г. N 330-ПП "О Концепции развития гражданской обороны города Москвы", постановления Правительства Москвы от 18 марта 2008 г. N 182-ПП "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в городе Москве", постановления Правительства Москвы от 15 мая 2001 г. N 444-ПП "О порядке планирования, финансирования, проектирования и строительства защитных сооружений гражданской обороны в г. Москве", распоряжения Правительства Москвы от 19 июня 2003 г. N 1051-РП "О размещении, финансировании, проектировании и строительстве объектов гражданской обороны на территории города Москвы", распоряжения Правительства Москвы от 11 сентября 2008 г. N 2080-РП "О внесении изменений в распоряжение Правительства Москвы от 19 июня 2003 г. N 1051-РП", государственных стандартов, норм и правил, регламентирующих размещение защитных сооружений гражданской обороны в пределах территории города Москвы.

2. Основные термины и определения

Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, является составной частью национальной безопасности страны.

Защита населения - комплекс взаимоувязанных по месту, времени, цели, ресурсам мероприятий по устранению или снижению на пострадавших территориях до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью людей в случае реальной опасности возникновения или в условиях реализации опасных и вредных факторов особого периода, стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф.

Территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город, иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в особый период и мирное время.

Трудоспособное население - часть населения страны, определяемая на основании данных государственной статистики, независимо от того, участвует оно в общественном производстве или нет.

Наибольшая работающая смена - рабочие и служащие предприятий, учреждений и организаций, расположенных в границах проектной застройки города и продолжающих свою деятельность в особый период, а также работающей смены дежурного и линейного персонала предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность городов, отнесенных к группам по гражданской обороне.

Работающая смена дежурного линейного персонала организаций - рабочие и служащие предприятий, учреждений и организаций, расположенных в зонах возможных сильных разрушений, обеспечивающих жизнедеятельность города Москвы и не отнесенных к группе по гражданской обороне.

Защитное сооружение гражданской обороны (убежище) - инженерное сооружение двойного назначения, отвечающее нормам проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и обеспечивающее в течение определенного времени укрытие людей, техники и имущества от воздействия современных средств поражения, поражающих факторов и воздействия опасных химических и радиоактивных веществ, опасностей, возникающих в результате последствий аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов и используемое в мирное время в интересах экономики.

Быстровозводимое убежище гражданской обороны (БВУ) - инженерное сооружение с упрощенным оборудованием, отвечающее нормам проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и обеспечивающее в течение определенного времени укрытие людей, техники и имущества от воздействия современных средств поражения, поражающих факторов и воздействия опасных химических и радиоактивных веществ, создается путем ускоренного строительства в особый период для восполнения недостающего фонда средств коллективной защиты населения.

Укрытие населения в убежищах (защитных сооружениях гражданской обороны) - сбор, размещение и жизнеобеспечение населения с целью сохранения жизни и здоровья людей в мирное время и особый период.

Нормативный радиус сбора - расстояние, обеспечивающее полное заполнение защитного сооружения гражданской обороны в установленные сроки.

Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны (ИТМ ГОЧС) - совокупность реализуемых при строительстве проектных решений, направленных на обеспечение защиты населения и территорий, снижение материального ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного характера и природного характера, опасностей возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также диверсий и террористических актов.

Нормы проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны - установленные нормативными документами требования по проектированию и осуществлению ИТМ ГОЧС, направленных на защиту населения, промышленно-производственного персонала и максимальное снижение возможного ущерба объектов экономики и инфраструктуры от природных, техногенных и военных опасностей, а также воздействий возникающих при этом вторичных поражающих факторов.

Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей и природной среде.

3. Область применения

3.1. Документ предназначен для определения мест размещения и расчетной вместимости защитных сооружений гражданской обороны при разработке градостроительных планов развития территорий, проектов планировки (застройки) микрорайонов, градостроительных обоснований размещения объектов строительства, градостроительных планов земельных участков, проектов строительства предприятий, зданий и сооружений на территории города Москвы независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

3.2. Документ предназначен для заказчиков строительства, проектных организаций, органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории города Москвы (далее - органы управления по делам ГОЧС), и иных юридических и физических лиц.

4. Категории населения, подлежащие укрытию в защитных сооружениях гражданской обороны на территории города Москвы

Укрытию в защитных сооружения гражданской обороны подлежат следующие категории населения города Москвы:

трудоспособное население - в защитных сооружениях гражданской обороны, размещаемых по месту жительства в районах жилой застройки города и находящихся в нормативном радиусе сбора укрываемых;

работники наибольшей работающей смены предприятий, учреждений и организаций, продолжающих свою деятельность в особый период, - в защитных сооружениях гражданской обороны, размещаемых на территории этих предприятий или вблизи них;

работники работающей смены дежурного линейного персонала организаций, обеспечивающих жизнедеятельность города Москвы в особый период, - в защитных сооружениях гражданской обороны, размещаемых в нормативном радиусе сбора укрываемых;

нетранспортабельные больные, а также медицинский и обслуживающий персонал во вновь проектируемых, строящихся и действующих учреждениях здравоохранения (больницах и клиниках) - в защитных сооружениях гражданской обороны, размещаемых по месту расположения медицинских учреждений.

5. Размещение защитных сооружений гражданской обороны на территории города Москвы

5.1. Необходимое количество и вместимость защитных сооружений гражданской обороны определяется проектными организациями, имеющими соответствующую лицензию (разрешение) по расчетам, с учетом действующих норм и коэффициентов применительно к определению общего количества трудоспособного населения по городу Москве на текущий период времени.

5.2. Защитные сооружения гражданской обороны планируются к размещению на стадии разработки документации по планировке территории с учетом необходимой потребности и достаточности по укрытию населения.

5.2.1. На стадии разработки документации по планировке территории определяется общее количество населения, подлежащего укрытию, и общая потребность в защитных сооружениях гражданской обороны с учетом существующих.

5.2.2. Защитные сооружения гражданской обороны предусматриваются в подземной части жилых домов, объектов общественного, торгового, спортивного, культурно-бытового, транспортного назначения, в отдельно стоящих подземных, подземно-наземных гаражах-стоянках в соответствии с утвержденной в установленном порядке документацией по планировке территорий, с учетом необходимой расчетной потребности и возможностей по освоению подземного пространства.

5.2.3. На стадии разработки градостроительных планов земельных участков защитные сооружения гражданской обороны предусматриваются в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами планировки территорий.

5.3. Размещение защитных сооружений гражданской обороны не предусматривается в составе объектов, прекращающих работу в особый период и не имеющих в нормативном радиусе сбора соответствующих категорий населения, подлежащих укрытию в защитных сооружениях гражданской обороны в соответствии с разделом 4 настоящего Положения.

5.4. Необходимость размещения защитных сооружений гражданской обороны для защиты категорий населения, подлежащих укрытию (раздел 4) на предприятиях, в учреждениях и организациях федерального подчинения, определяется решением федеральных органов исполнительной власти и Правительства Российской Федерации.

6. Финансирование строительства и имущественно-земельные отношения

6.1. Финансирование проектирования и строительства защитных сооружений гражданской обороны для трудоспособного населения, размещаемых в районах застройки, осуществляемой за счет средств бюджета города Москвы, производится за счет средств города в рамках городского государственного заказа.

6.2. Финансирование проектирования и строительства защитных сооружений гражданской обороны для трудоспособного населения, размещаемых в районах застройки, осуществляемой за счет внебюджетных источников финансирования, производится за счет средств застройщика.

6.3. Финансирование проектирования и строительства защитных сооружений гражданской обороны в организациях для наибольшей работающей смены предприятий, учреждений и организаций, продолжающих свою деятельность в период мобилизации и военное время, размещаемых на территории этих предприятий, осуществляется за счет средств учреждений и организаций.

6.4. Финансирование проектирования и строительства защитных сооружений гражданской обороны для нетранспортабельных больных, а также медицинского и обслуживающего персонала, размещаемых по месту расположения медицинских учреждений, осуществляется за счет средств субъектов, осуществляющих строительство (реконструкцию) объекта.

6.5. В случаях отсутствия финансирования на строительство защитных сооружений гражданской обороны за счет средств бюджета города Москвы или за счет внебюджетных источников финансирования (пп. 6.1, 6.2) предусматривать свободные от застройки территории с площадью участков, соответствующей размещению БВУ необходимой по проекту численности укрываемых.

6.6. По объектам, финансируемым за счет средств бюджета города Москвы, а также по объектам, передача которых в собственность города Москвы предусмотрена договором (контрактом) с застройщиком (инвестором), заказчикам (застройщикам) строительства в месячный срок после сдачи объектов строительства в эксплуатацию представлять в Департамент имущества города Москвы надлежащий пакет документов для оформления прав собственности города Москвы на завершенные строительством объекты (защитные сооружения гражданской обороны) в установленном порядке.

6.7. Эксплуатирующая организация защитных сооружений гражданской обороны на период от завершения строительства и ввода в эксплуатацию до оформления прав города Москвы определяется распорядительным документом Правительства Москвы (префекта административного округа города Москвы).

6.8. После оформления имущественных прав города Москвы на защитные сооружения гражданской обороны защитные сооружения гражданской обороны передаются в хозяйственное ведение специализированным организациям города Москвы для дальнейшей эксплуатации в соответствии с действующими нормативными документами.

6.9. Финансирование строительства защитных сооружений гражданской обороны для защиты категорий населения, подлежащих укрытию (раздел 4) на предприятиях, в учреждениях и организациях федерального подчинения, осуществляется из соответствующих статей расходов бюджета Российской Федерации.

Постановление Правительства Москвы от 19 января 2010 г. N 25-ПП "Об утверждении Положения о размещении защитных сооружений гражданской обороны в городе Москве"

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О порядке создания фонда защитных сооружений
и иных объектов гражданской обороны


Утратил силу на основании Постановления Правительства РБ от 31.05.2017 N 249 .
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Правительства РБ от 27 июня 2003 года № 159
Постановлением Правительства РБ от 31.10.2012 N 391
_________________________________________________________________________________________________________

В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" Кабинет Министров Республики Башкортостан

постановляет:

Утвердить прилагаемый Порядок создания фонда защитных сооружений и иных объектов гражданской обороны.

Порядок создания фонда защитных сооружений и иных объектов гражданской обороны

Премьер-министр
Р.И.Байдавлетов

Управляющий Делами
И.У.Забиров

Утвержден
Постановлением Кабинета Министров
Республики Башкортостан
от 15 июня 2000 г. N 162

(в ред. Постановлений Правительства РБ
от 27.06.2003 N 159 , от 31.10.2012 N 391)

1. Настоящий Порядок определяет правила создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Республики Башкортостан фонда защитных сооружений и иных объектов гражданской обороны.

Фонд объектов гражданской обороны - это совокупность убежищ, противорадиационных укрытий, защитных укрытий для пожарной техники, специализированных складских помещений для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочных пунктов, станций обеззараживания одежды и транспорта, а также иных объектов, предназначенных для обеспечения проведения мероприятий гражданской обороны.

Фонд защитных сооружений гражданской обороны - это совокупность убежищ и противорадиационных укрытий, предназначенных для укрытия населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

2. К объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия (ПРУ), защитные укрытия для пожарной техники, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

3. Фонд убежищ создается для защиты:

работников наибольшей работающей смены предприятий, учреждений и организаций (далее - организации), расположенных в зонах возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в период мобилизации и военное время;

работающей смены дежурного и линейного персонала организаций, обеспечивающих жизнедеятельность городов, отнесенных к группам территорий по гражданской обороне, и организаций, отнесенных к категории особой важности по гражданской обороне; (в ред. Постановления Правительства РБ от 31.10.2012 N 391)

работников атомных станций и организаций (включая личный состав воинских и пожарных частей), обеспечивающих функционирование и жизнедеятельность этих станций;

нетранспортабельных больных, а также медицинского и обслуживающего персонала учреждений здравоохранения (больниц и клиник), расположенных в зонах возможных сильных разрушений. При этом численность указанных больных следует принимать не менее 10% общей вместимости лечебных учреждений в мирное время;

от 31.10.2012 N 391 .

4. Фонд противорадиационных укрытий создается для защиты:

работников организаций, отнесенных к первой и второй категориям по гражданской обороне и расположенных за пределами зон возможных сильных разрушений;

населения городов, поселков и сельских населенных пунктов, не отнесенных к группам территорий по гражданской обороне; (в ред. Постановления Правительства РБ от 31.10.2012 N 391)

населения, эвакуируемого из зон возможных сильных разрушений и зон возможных катастрофических затоплений;

больных, медицинского и обслуживающего персонала, функционирующих в мирное время и развертываемых в военное время учреждений здравоохранения, расположенных за зонами возможных сильных разрушений городов, отнесенных к группам территорий по гражданской обороне, и объектов особой важности. При этом вместимость противорадиационных укрытий должна быть предусмотрена на полный численный состав учреждений здравоохранения, функционирующих в мирное время и развертываемых в военное время. (в ред. Постановления Правительства РБ от 31.10.2012 N 391)

5. Фонд защитных сооружений гражданской обороны для рабочих и служащих (наибольшей работающей смены) организаций создается на территории этих организаций или вблизи них, а для остального населения - в районах жилой застройки.

6. Фонд защитных укрытий для пожарной техники из расчета на 30% основных пожарных автомобилей дежурной смены гарнизона пожарной охраны категорированного города, дежурного караула пожарной части по охране объекта особой важности создается в местах размещения убежищ для личного состава боевых расчетов пожарной охраны.

7. Защитные сооружения гражданской обороны, входящие в состав химически опасных объектов и атомных станций, включаются в пусковые объекты первой очереди. При этом ввод в эксплуатацию убежищ при строительстве атомных станций следует предусматривать до физического пуска их первого энергоблока.

8. Специализированные складские помещения создаются для хранения средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической разведки, дозиметрического контроля и другого имущества гражданской обороны.

9. Санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта и иные объекты гражданской обороны создаются для обеспечения медицинской защиты и первоочередного жизнеобеспечения населения, санитарной обработки людей и животных, специальной обработки одежды и транспортных средств.

10. Создание фонда объектов гражданской обороны в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Республики Башкортостан и согласованных с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством экономического развития Российской Федерации, Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан и Министерством экономического развития Республики Башкортостан. (п. 10 в ред. Постановления Правительства РБ от 31.10.2012 N 391)

11. Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан и органы местного самоуправления Республики Башкортостан на соответствующих территориях: (в ред. Постановления Правительства РБ от 31.10.2012 N 391)

определяют общую потребность в объектах гражданской обороны;

создают в мирное время фонд объектов гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию по назначению;



12. Организации:

создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан и органами местного самоуправления Республики Башкортостан, в сфере ведения которых они находятся, фонд объектов гражданской обороны; (в ред. Постановления Правительства РБ от 31.10.2012 N 391)

обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию по назначению;

ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

13. Создание фонда объектов гражданской обороны в период мобилизации и военное время осуществляется в соответствии с заданиями по мероприятиям гражданской обороны, предусмотренными в мобилизационных планах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления Республики Башкортостан и организаций. (п. 13 в ред. Постановления Правительства РБ от 31.10.2012 N 391)

14. Создание фонда объектов гражданской обороны осуществляется за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов. В качестве объектов гражданской обороны также могут использоваться объекты, предназначенные для обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

15. Создание фонда защитных сооружений гражданской обороны осуществляется заблаговременно, в мирное время, путем:

а) комплексного освоения подземного пространства для нужд объектов экономики с учетом приспособления и использования его сооружений в интересах защиты населения, а именно:

приспособления под защитные сооружения подвальных помещений во вновь строящихся и существующих зданиях и сооружениях различного назначения;

приспособления под защитные сооружения вновь строящихся и существующих отдельно стоящих заглубленных сооружений различного назначения;

приспособления под убежища метрополитенов;

абзац исключен. - Постановление Правительства РБ от 31.10.2012 N 391 ;

б) приспособления под защитные сооружения помещений в цокольных и наземных этажах существующих и вновь строящихся зданий и сооружений или возведения отдельно стоящих возвышающихся защитных сооружений.

16. В мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.

17. Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан: (в ред. Постановления Правительства РБ от 31.10.2012 N 391)

участвует в проведении государственной экспертизы проектов строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов гражданской обороны;

организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны;

организует согласование типовых и индивидуальных проектов объектов гражданской обороны;

осуществляет методическое руководство и контроль за созданием фонда объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию по назначению.

способ защиты населения путем укрытия их в защитных сооружениях, ускоренного их создания с возникновением опасностей, а также возведения инженерных сооружений (дамб, плотин и т.п.) и проведения других инженерно-технических мероприятий.

Накопление фонда защитных сооружений. Пути и способы накопления фонда защитных сооружений гражданской обороны показаны на рисунке 2.

Рисунок 2 - Основные направления накопления фонда защитных сооружений

Работа в мирное время по обеспечению населения защитными сооружениями включает:

сохранение и поддержание в готовности имеющегося фонда защитных сооружений.

дооборудование имеющихся подвальных и других заглубленных сооружений и помещений, наземных зданий и сооружений, метрополитенов, приспособление горных выработок и естественных полостей для защиты населения и материальных средств и постановку их на учет;

освоение подземного пространства городов для размещения объектов социально-бытового, производственного и хозяйственного назначения с учетом возможности приспособления их для укрытия населения. В целях наращивания фонда защитных сооружений проводится обсле-дование и инвентаризация помещений в подземном пространстве городов, других подземных сооружений на предмет использования их в качестве защитных сооружений;

строительство, при необходимом обосновании, заглубленных сооружений производственного, хозяйственно-бытового и другого назначения на потенциально опасных объектах, приспособленных для защиты людей в чрезвычайных ситуациях;проведение необходимых подготовительных мероприятий для ускоренного возведения в угрожаемый период недостающих защитных сооружений с упрощенным оборудованием и укрытий простейшего типа.

При угрозе применения ядерного оружия в военное время защитные свойства защитных сооружений гражданской обороны доводятся до требований Норм проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны в части защиты населения от поражающих факторов ядерного оружия.

Как отмечалось в главе 1 создание защитных сооружений гражданской обороны осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны».

Происхождение опасностей по времени, локализации, вызываемым последствиям, приносимому ущербу и сфере появления опасностей

Опасность - центральное понятие БЖД, под которым понимаются любые явления, угрожающие жизни и здоровью человека. Человеческая практика и научные исследования дают основания утверждать, что ни в одной сфере деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности (аксиома потенциальной опасности, имеющая исключительное методологическое и эвристическое значение).

Признаки опасности: угроза для жизни, возможность нанесения ущерба здоровью, нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека. Различают априорные признаки (предвестники) опасности и апостериорные.

По происхождению опасности можно примерно разделить на 6 групп: природные, экологические, биологические, социальные, техногенные, антропогенные.

По характеру воздействия на организм человека различают следующие группы опасностей: механические, физические, химические, биологические, психофизиологические.

По времени проявления отрицательных последствий опасности делятся на импульсивные и кумулятивные.

По локализации опасности бывают связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом.

По вызываемым последствиям: утомление, заболевания, травмы, аварии, пожары, летальные исходы.

По приносимому ущербу: социальный, технический, экономический, экологический.

По структуре опасности делятся на простые и производные, порождаемые взаимодействием простых.

Сферы проявления опасностей: бытовая, производственная, спортивная, учебная, дорожно-транспортная, военная и т. д.

Поскольку любая опасность, как правило, носит потенциально латентный характер, чрезвычайно важное значение приобретает процесс ее идентификации, т. е. обнаружения и установление временных, пространственных, количественных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности. Главное в идентификации - установление причин и обстоятельств, инициирующих проявление опасности, возможных последствий, величины ущерба.

Ущерб - это убыток, урон экономического, социального, экологического или смешанного характера, определяемый как условные средние потери за соответствующий период времени. Ожидаемый ущерб в ситуациях, связанных с риском, отличается неопределенностью своей величины.

В настоящее время возникла и активно развивается теория рисков, которая положена в основу новой науки - рискологии. Ее становление связано с увеличением опасностей для человека в результате возросшей агрессивности среды его обитания. Несмотря на достижения научно - технического прогресса, значительное совершенствование технологии в производственных процессах, способствующие повышению безопасности, возникают новые виды опасностей, которые по своим последствиям превосходит ранее существование. Это обусловлено:

  • ? структурными и технологическими сдвигами в экономике, связанными с развитием принципиально новых производств, распространением микроэлектроники, робототехники, освоением космического пространства и др.;
  • ? ростом потребления всех видов энергии и природных ресурсов;
  • ? глобальными изменениями природной среды (потепление климата, образование «озоновых дыр» в атмосфере);
  • ? увеличением концентрации и возникновение новых загрязнителей и форм нарушения качества окружающей среды, в частности высокотоксичных химических соединений, мутагенных и канцерогенных органических веществ и др.;
  • ? информационным давлением на психику человека, приводящим к распространению большого числа психических расстройств;
  • ? появлением новых заболеваний (наркомании, СПИДа и др.);
  • ? усилием военного противостояния в локальных и межнациональных конфликтах и обострением криминогенной обстановки.

В результате действия перечисленных опасностей увеличиваются масштабы и количество рисков. Управление рисками становится одной из актуальных и сложных проблем.

Понятия опасности и риска являются основными в концепции безопасности жизнедеятельности человека в обществе, производственной и природной среде. Эта концепция базируется на необходимости достижения допустимых на данном этапе уровней риска и безопасности.

Виды рисков. Существует ряд классификационных признаков рисков природных, социальных, финансовых, предпринимательских и прочих, позволяющих свести их в определенные группы. Ниже приводятся виды рисков, относящихся к вопросам безопасности жизнедеятельности.

Опасность. Виды опасностей. Источники их формирования

Воздействия, способные вызвать негативные нарушения в самочувствии и здоровье людей, называются опасностями.

Опасность - свойство живой и неживой материи, способное причинить ущерб человеку, природной среде и материальным ценностям (ресурсам).

Все опасности по источникам их возникновения (происхождению) принято делить на естественные и антропогенные.

Естественные опасности возникают при стихийных явлениях в биосфере, таких как наводнения, землетрясения, цунами и т.п., а также обусловлены климатическими условиями и рельефом местности. Их особенностью является неожиданность возникновения, хотя некоторые из них человек научился предсказывать, например, ураганы, оползни. Естественные опасности, которые представляют угрозу жизни и здоровью человека, выделяют в природные опасности. Такие опасности как жара, холод, туман, естественные электромагнитные поля и излучения, обычно не рассматриваются, т.к. они не представляют непосредственной угрозы жизни человеку. Подразделяются на литосферные (горные обвалы, камнепады), гидросферные (водная эрозия, сели, приливы), атмосферные (ливни, снегопады), космические (солнечная радиация). Общие закономерности таких явлений следующие: чем больше интенсивность, тем реже такое явление; каждому виду опасности предшествуют определенные признаки; существует определенная пространственная приуроченность.

Антропогенные опасности, в основном, связаны с преобразующей деятельностью человека. Источниками антропогенных опасностей являются сами люди, а также технические средства, здания, сооружения - все, что создано человеком (элементы техносферы). Ущерб от антропогенных опасностей тем выше, чем больше плотность и энергетический уровень используемых техногенных средств (технических систем). Человек всегда взаимодействует с техническими средствами (орудия труда, бытовые приборы), которые помогают ему в труде и быту, а с другой стороны - являются источником так называемых техногенных опасностей. Техногенные опасности воздействуют и на человека, и на природу. Опасность для человека определяется характеристиками технических систем и длительностью пребывания человека в опасной зоне. Подробную классификацию техногенных опасностей дадим выше (для производственной деятельности человека).