Н. М. ГоловановКоммерческое право. Принципы и функции коммерческого права

Материал приведен в соответствие с учебной программой курса «Коммерческое право». Используя данную книгу при подготовке к сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины; сосредоточить свое внимание на основных понятиях, их признаках и особенностях; сформулировать примерную структуру (план) ответов на возможные экзаменационные вопросы. Книга поможет вам успешно сдать экзамен. Пособие рассчитано на студентов юридических факультетов высших учебных заведений. Оно может быть полезно и при подготовке к зачетам по коммерческому праву.

Из серии: Завтра экзамен!

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Коммерческое право (Н. М. Голованов, 2010) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Раздел 1 Понятие, принципы и источники коммерческого права

1. Понятие коммерческого права

В юридической науке не сложилось единого мнения относительно предмета коммерческого права. Различия в точках зрения связаны с позицией законодателя, смешивающего понятия «предпринимательство» и «коммерция».

В ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК) указано, что предпринимательство есть любая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли, тогда как в ст. 50 ГК все предпринимательские организации называются коммерческими организациями.

Таким образом, существует две позиции, определяющие соотношение коммерческого и предпринимательского права.

Первая позиция основана на том, что коммерческое право – это и есть предпринимательское право. Отсюда вытекает, что коммерческие отношения – это предпринимательские отношения, а предприниматели – это коммерсанты.

Вторая позиция исходит из того, что коммерческой является не всякая предпринимательская деятельность, а только торговав, а также деятельность по обслуживанию покупателей в процессе продажи товаров, их доставки, хранения и подготовки к продаже.

Как представляется, вторая позиция более правильна. Предпринимательское право регулирует главным образом отношения в сфере предпринимательства – деятельности, направленной на регулярное получение прибыли. Торговля – лишь часть такой деятельности. Предпринимательская же деятельность гораздо шире торговли, поскольку включает оборот ценных бумаг, банковскую, строительную, сельскохозяйственную, инновационную деятельность и др. Соответственно, коммерческое право имеет более узкий предмет регулирования, чем предпринимательское право, и в этом их главное отличие.

Предмет коммерческого права можно определить как общественные отношения, складывающиеся в процессе торговой деятельности или деятельности по продвижению товаров от производителя к потребителю.

В российской правовой системе коммерческое право формируется из норм различных отраслей права: конституционного (государственного), гражданского, финансового, административного, уголовного и др.

Так, действующая Конституция РФ содержит ряд статей, закрепляющих основополагающие принципы коммерческого права, и в частности свободу экономической деятельности, поддержку конкуренции, равенство всех форм собственности и равную их защиту, свободное перемещение товаров, услуг, капиталов (ст. 8, 9, 34, 35).

Гражданское право определяет правовое положение субъектов коммерческой деятельности, регулирует порядок заключения, изменения и прекращения договоров, предусматривает ответственность за их неисполнение, способы обеспечения договорных обязательств.

Нормы административного права регулируют отношения между хозяйствующими субъектами и органами государственной власти, в том числе вопросы регистрации субъектов коммерческой деятельности, стандартизации и сертификации товаров, ценообразования, регулирования продажи отдельных видов товаров, осуществления государственного контроля за торговой деятельностью.

Финансовое право регулирует расчетные и кредитные отношения, определяет процесс налогообложения коммерческой деятельности и его порядок по федеральным, региональным и местным налогам и сборам.

Нормы административного и уголовного права устанавливают ответственность за нарушения в сфере коммерческой деятельности, причем как для самих субъектов хозяйствования, так и для представителей государственных органов, чинящих необоснованные препятствия в осуществлении указанной деятельности.

При регулировании торговых отношений применяются:

Метод обязательных предписаний (например, при уплате налогов, применении административных и уголовных санкций);

Метод автономных решений (свобода заключения гражданско-правовых договоров);

Метод разрешений (получение лицензии на торговлю определенными видами товаров);

Таким образом, коммерческое право – специальная часть предпринимательского права, объединяющая правовые нормы, которые регулируют торговые и тесно связанные с ними отношения, возникающие между участниками экономического оборота.

2. Отличие коммерческого права как специальной части предпринимательского права от науки «коммерческое право» и учебной дисциплины «коммерческое право»

Коммерческое право как совокупность норм, регулирующих процесс продвижения товаров от производителя к потребителю, необходимо отличать от науки «коммерческое право» и одноименной учебной дисциплины.

Наука представляет собой вид деятельности по выработке теоретических знаний об объектах, процессах и явлениях действительности. Теоретическое знание добывается на основе использования научных методов и средств.

В системе юридического образования коммерческое право выступает в качестве учебной дисциплины. Учебная дисциплина предназначена для целей обучения, подготовки специалистов к практической работе. Она формируется путем отбора теоретических положений, выработанных науками, а также путем обобщения практического опыта. Она не создает нового знания, а лишь обобщает имеющееся знание в удобной для усвоения форме.

3. Принципы коммерческого права

Сущность коммерческого права раскрывают его принципы– основные положения, на которых оно базируется. Особых принципов коммерческого права не существует, есть лишь особенности проявления принципов тех отраслей права, которые его образуют. Важное значение для коммерческого права имеют принципы частного права, закрепленные в ст. 1 ГК:

Принцип дозволительной направленности частноправового регулирования;

Принцип равенства участников регулируемых гражданским законодательством отношений;

Принцип неприкосновенности собственности;

Принцип свободы договора;

Принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав;

Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела;

Свободное перемещение товаров, услуг, капиталов;

Принцип восстановления нарушенных прав;

Принцип судебной защиты нарушенных прав.

4. Принцип неприкосновенности собственности

Принцип неприкосновенности собственности создает правовую основу функционирования торгового оборота, возможность осуществления полноценных торговых сделок, обеспечивает стабильность торгового оборота. Данный принцип базируется на ст. 35 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда и только в случаях, прямо предусмотренных законом. Указанные случаи перечислены в ст.235 ГК. Приведенный в этой статье перечень оснований прекращения права собственности в принудительном порядке является закрытым.

Случаи принудительного изъятия имущества у частного собственника на возмездных началах:

Отчуждение имущества, которое не может принадлежать данному лицу в силу запрета, имеющегося в законе (вещи, изъятые из оборота или ограниченные в обороте, например оружие, сильнодействующие яды, наркотики, валютные ценности и т. д.);

Отчуждение недвижимости (зданий, строений и т. п.) в связи с изъятием земельного участка;

Выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, отнесенных законом к особо ценным и охраняемым государством;

Выкуп домашних животных в случаях ненадлежащего обращения с ними;

Реквизиция имущества;

Выплата компенсации участнику долевой собственности взамен причитающейся ему части общего имущества;

Выкуп земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с решением суда;

Изъятие у собственника земельного участка, используемого им с грубым нарушением предписаний законодательства;

Продажа с публичных торгов по решению суда бесхозяйственно содержимого жилого помещения;

Национализация имущества собственников в силу принятия специального закона.

Случаи безвозмездного принудительного изъятия имущества у собственника:

Обращение взыскания на имущество собственника по его обязательствам (ст. 24, 56, 126 ГК):

В судебном порядке;

По договору (например, по нотариально удостоверенному соглашению залогодержателя с залогодателем об удовлетворении требований залогодержателя за счет заложенного имущества без обращения в суд (абз. 2 п. 1 ст. 349 ГК));

В бесспорном порядке без обращения в суд в специальных случаях, установленных законом;

Конфискация имущества собственника в соответствии со ст. 243 ГК.

5. Принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав

Принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав закреплен в п. 1 ст. 34 Конституции РФ, а его содержание раскрыто в ст. 9 ГК. В соответствии с этим принципом субъекты коммерческого права могут совершать любые действия, не запрещенные законом, в том числе заниматься любым видом коммерческой деятельности, реализовывать свою правоспособность по своему усмотрению, выбирать конкретный способ приобретения субъективных прав, регулировать по своему усмотрению содержание правоотношений, участниками которых они являются, распоряжаться принадлежащими им субъективными правами, прибегать или не прибегать к мерам защиты нарушенного права и т. д.

Усмотрение субъектов коммерческих отношений опирается только на их имущественные и иные интересы. Вместе с тем свобода усмотрения участников коммерческих отношений не безгранична и существует в определенных юридических рамках.

В соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции РФ и п. 2 ст. 1 ГК гражданские права могут быть ограничены на основании закона только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В законодательстве содержатся запреты и ограничения на отдельные виды деятельности (система лицензирования); определяются перечни товаров (работ, услуг), свободная реализация которых запрещена либо ограничена; перечисляются сделки, к участникам которых предъявляются особые требования, а также сделки, участие в которых коммерческих организаций прямо запрещено (дарение).

6. Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела

Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела сформулирован в ст.23 Конституции РФ. Он имеет существенное значение для коммерческого оборота, поскольку касается прежде всего вмешательства в коммерческую деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления. Согласно этому принципу органы государственной власти и местного самоуправления, а также любые иные лица не вправе вмешиваться в частные дела субъектов коммерческого права, если последние осуществляют свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства. Так, они не вправе указывать, какие товары производить, на каких условиях и по каким ценам продавать.

7. Принцип равенства участников коммерческих отношений

Принцип равенства участников коммерческих отношений вытекает из смысла ст. 1 ГК и означает, что они взаимно не подчинены и обладают равными полномочиями в отношениях торгового оборота. Это касается всех без исключения субъектов, в том числе публично-правовых образований, а также их органов, если они выступают в качестве стороны в договорах по поводу купли-продажи товаров. Не является нарушением принципа равенства правового режима для всех субъектов коммерческого права установление специальной правоспособности для государственных унитарных предприятий, поскольку таким образом лишь учитываются особенности их правового статуса как участников коммерческих отношений (п. 1 ст. 49, п. 1 ст. 113 ГК).

8. Принцип свободы договора

Принцип свободы договора закреплен в ст. 1 и ст. 421 ГК. Он предусматривает свободу усмотрения субъектов коммерческого права как в выборе контрагентов по договору, так и в выборе вида договора и условий, на которых он будет заключен.

Однако в ряде случаев законом устанавливаются ограничения свободы договора. Например, не допускается отказ коммерческой организации от заключения публичного договора (п. 3 ст. 426 ГК).

Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» запрещает субъектам естественных монополий отказываться от заключения договоров с потребителями на производство (реализацию) товаров при наличии у них возможности произвести (реализовать) товары (ст. 8).

Государственный заказчик в силу ст. 527 ГК обязан заключить государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд, если он разместил соответствующий заказ и этот заказ принят поставщиком. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» поставщик обязан заключить договор на поставку материальных ценностей в государственные резервы. Как правило, эти требования распространяются на предприятия, относящиеся к оборонным отраслям.

Если стороны заключили предварительный договор, в котором оговорили срок заключения основного договора, то ни одна из сторон не имеет права нарушить взятое обязательство, если другая сторона требует заключения договора (ст. 429 ГК). Обязано заключить договор лицо, выигравшее торги (п. 5 ст. 448 ГК).

9. Принцип восстановления нарушенных прав

Восстановление нарушенных прав участника коммерческих отношений обеспечивается применением способов их защиты, предусмотренных ст. 12 ГК. Потерпевший решает сам, предъявлять ли ем у требование о восстановлении нарушенного права или нет. Реализация рассматриваемого принципа в коммерческих отношениях характеризуется следующими особенностями.

Законодательством установлена более строгая ответственность для предпринимателей, выражающаяся, например, в возможности обратить взыскание на любое имущество.

Меры имущественной ответственности предпринимателя применяются независимо от его вины.

В коммерческих отношениях применяются меры ответственности, которые не могут быть применены к другим субъектам имущественного оборота, например ликвидация юридического лица за нарушение Закона РФ от 18 июня 1993 г. № 5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», штрафная неустойка и др.

10. Принцип судебной защиты нарушенных прав

Принцип судебной защиты нарушенных прав закреплен в ст. 46 Конституции РФ и ст. 11 ГК. Реализация этого принципа характеризуется следующими особенностями.

Споры между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями рассматриваются в арбитражно-процессуальном порядке.

В случаях, когда спор подведомственен арбитражному суду, сторонам торговых договоров предоставлено право передать спор на разрешение соответствующего третейского суда.

Стороны могут избежать судебной процедуры, использовав переговорный процесс.

11. Принцип дозволительной направленности правового регулирования

Принцип дозволительной направленности правового регулирования сформулирован в п. 2 ст. 1 ГК. Он означает, что подавляющее большинство норм, относящихся к регулированию торгового оборота, носит диспозитивный характер, то есть применение указанных норм оставлено на собственное усмотрение участников коммерческих отношений. Таким образом, принцип дозволительной направленности правового регулирования способствует обеспечению свободы предпринимательства и развитию торгового оборота в целом.

12. История становления и развития коммерческого права

В становлении и развитии коммерческого права можно выделить четыре этапа.

Первый период – итальянский (XI–XV вв.). Принято считать, что в это время зародилось европейское торговое право. Италия была посредницей в торговых связях между Средиземноморскими странами, и именно в ней оформилась специальная торговая юрисдикция, сформировались морские обычаи. В 1494 г. была издана книга Луки Пачоли «Трактат о счетах и записях», положившая начало бухгалтерскому учету, основные принципы которого используются и по сей день: учет по методу баланса и отражение операций путем двойной записи (дебет-кредит).

Второй период – французский (XVI–XVIII вв.). Во Франции резко повысилось влияние торгового сословия и увеличилась его численность, чему способствовало, в частности, покровительство государственной власти, преследовавшей достижение двух стратегических целей: обогащение казны и сплочение государства, преодоление сепаратистских действий феодальной знати. В 1673 г. был принят Торговый ордонанс, а в 1807 г. – наполеоновский Торговый кодекс. Наряду с Гражданским кодексом Франции он получил применение в Италии, Швейцарии. Бельгии, Голландии и других государствах. После феномена римского права это второй случай рецепирования иностранного закона в истории.

Третий период – германский (XIX в.). Этот период ознаменовался принятием в 1861 г. Всеобщего немецкого торгового кодекса – общих правил товарного обращения на территории страны. Торговый кодекс способствовал формированию единого немецкого рынка, что, в свою очередь, способствовало консолидации страны и ее политическому объединению. Гражданский кодекс был принят уже в единой Германии в 1896 г. В 1897 г. Торговый кодекс был переиздан. Под влиянием этого процесса в конце века почти во всех европейских странах были приняты самостоятельные торговые кодексы (наряду с гражданскими).

В 1899 г. торговый кодекс был принят в Японии, которая также использовала немецкий опыт.

Четвертый период – современный период развития коммерческого права. До определенного времени развитие торгового права носило эволюционный характер. Однако в 80-е гг. XX в. в США, а затем и в Западной Европе произошла торговая революция. Суть ее состоит в резком и постоянном увеличении объемов продаж, а также в изменении методов производства и сбыта товаров. Производство стало основываться на предварительном изучении потребностей в товаре, прогнозировании возможностей его продажи. Обязательным условием производства стал маркетинг, анализ спроса. Соответственно, производство начало целиком определяться запросами покупателей и активно влиять на эти запросы. Была обеспечена сбалансированность производства и продаж, что позволило устранить кризисы перепроизводства. Рыночная экономика стала более организованной и динамичной и вышла на новый уровень развития.

13. Основные нормативные правовые акты, регламентирующие отношения торгового оборота

По юридической силе нормативные правовые акты, содержащие нормы коммерческого права, подразделяются:

На Конституцию РФ:

Ст. 8 и 9, регулирующие свободу предпринимательской (в том числе торговой) деятельности; закрепляющие право частной собственности наряду с другими формами собственности; гарантирующие единое экономическое пространство на территории РФ, свободное перемещение товаров, услуг и капиталов, поддержку конкуренции;

Ст. 34 и 35, закрепляющие право каждого на свободное использование своих способностей, а также на труд;

Ст. 71 и 72, разграничивающие компетенцию Российской Федерации и ее субъектов, в том числе в сфере торговой деятельности;

Международные договоры и документы, ратифицирование Российской Федерацией, такие как Венская конвенция ООН 1980 г. «О договорах международной купли-продажи», Гаагская конвенция 1964 г. «О единообразном законе о заключении договоров о международной купле-продаже товаров», Гаагская конвенция 1986 г. «О праве, применимом к договорам международной купли-продажи», Нью-Йоркская конвенция 1974 г. «Об исковой давности в международной купле-продаже товаров», Женевская конвенция 1983 г. «О представительстве в международной купле-продаже товаров» и др.;

Федеральные законы (до 1994 г. – Законы РФ): Гражданский кодекс, принимавшийся в четырех частях в 1994–2006 гг.; Закон РФ от 27 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»; Закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»; Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»; Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и др.;

Подзаконные акты федерального уровня:

Указы Президента РФ: от 29 января 1995 г. № 65 «О свободе торговли»; от 7 февраля 1996 г. № 161 «Об усилении государственного контроля за оборотом алкогольной и табачной продукции иностранного производства» и др.;

Постановления Правительства РФ: от 21 июля 1997 г. № 918 «Об утверждении Правил продажи товаров по образцам»; от 13 августа 1997 г. № 1013 «Об утверждении Перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации» и др.;

Акты министерств и ведомств РФ: постановление Госстандарта от 25 июля 1996 г. № 14 «Об утверждении Правил применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции»; приказ Минфина от 29 августа 1998 г. № 34-Н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации» и др.;

Нормативные правовые акты СССР и РСФСР, соответствующие действующему законодательству и не отмененные на данный момент.

14. Нормы саморегуляции, выработанные участниками международного торгового оборота

Нормы саморегуляции, выработанные участниками международного торгового оборота, относятся к так называемому «мягкому праву». Основными источниками «мягкого торгового права» являются:

Международные торговые обычаи (в том числе морские обычаи);

Общепризнанные принципы международного торгового оборота;

Типовые (модельные) законы;

Типовые контракты и иные формы документов, рекомендуемых для использования международными организациями;

Практика международного коммерческого арбитража;

Доктринальные положения.

В международном торговом обороте признаны следующие документы «мягкого права»:

а) принципы международных коммерческих договоров, разработанные Международным институтом кодификации частного права (УНИДРУА);

б) международные правила по унифицированному толкованию торговых терминов (Инкотермс), разработанные Международной торговой палатой;

в) типовые контракты и проформы для экспортных поставок и монтажа машинного оборудования за границей, экспортно-импортной купли-продажи потребительских товаров длительного пользования и других металлоизделий серийного производства, разработанные под эгидой Европейской экономической комиссии ООН;

г) типовые документы, разрабатываемые Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ).

По мере признания «мягкого права» большинством государств, по мере защиты его в международных третейских и иных судах и принудительного исполнения данное право постепенно превращается в общеобязательное.

15. Действие торгового законодательства

На территории Российской Федерации действуют только те законы и иные правовые акты, которые официально опубликованы. Международные договоры, ратифицированные Федеральным собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

Законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок вступления их в силу.

Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ публикуются в «Собрании законодательства Российской Федерации», а также в «Российской газете». Нормативные указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан и их объединений, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после дня их опубликования, если иное не предусмотрено в самих указах и постановлениях.

Нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, должны пройти государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ. Они подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение 10 дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Эти акты вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Момент прекращения действия нормативного акта иногда устанавливается в самом нормативном акте. В большинстве же случаев нормативный правовой акт прекращает свое действие либо в результате прямой отмены, либо в связи с принятием нового нормативного правового акта, отменяющего или изменяющего его содержание.

Законы и иные нормативные правовые акты распространяют свое действие на всю территорию Российской Федерации. Однако орган, издавший акт, может ограничить территорию его действия.

Точно так же действует торговое законодательство и в отношении круга лиц. Согласно общему правилу оно распространяется на всех лиц, находящихся на территории Российской Федерации.

Если действие нормативного правового акта ограничивается определенной территорией, то он применяется только в отношении лиц, которые находятся на этой территории.

Имеют место случаи, когда в самом акте установлено или вытекает из его смысла, что он применяется лишь к определенной группе лиц.

Лекция 1.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА

1. Предмет коммерческого права

2. Принципы коммерческого права

3. Источники коммерческого права

Литература:

1. Жилинский С. Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов. – М.: Норма, 2008.

2. Хозяйственное (предпринимательское) право: Учебник для вузов / отв. ред. д. ю. н., проф. Ю. Е. Булатецкий, д. и. н., проф. Н. А. Машкин. – М.: Норма, 2007.

Предмет коммерческого права

Коммерческое (предпринимательское) право как отрасль права – это система правовых норм, которые регулируют отношения по поводу непосредственного осуще­ствления хозяйственной деятельности или руководства ею с применением разных ме­тодов правового регулирования.

Хозяйственная деятельность – это общественно полезная деятель­ность, направленная на производство про­дукции, выполнение работ, оказание услуг с целью их реализации за плату, которая основывается на соединении частных и публичных интересов и осуще­ствляется профессионально.

Предметом предпринимательского права явля­ются общественные отношения, которые условно можно разделить на две подгруппы.

В первую подгруппу входят отношения, складывающиеся в процессе предпринимательской деятельности её субъектов, а так­же иные тесно связанные с осуществлением предпринимательской деятельности отношения, в том числе некоммерческого характера.

Во вторую подгруппу следует включать отношения по государственному воздействию на предпринимательскую деятельность. В наиболее общем виде государственное регулирование пред­принимательства выражается в установлении государством правил поведения (деятельности) участников предпринимательских право­отношений и их корректировке в зависимости от изменяющихся ус­ловий. Его субъектами выступают органы законодательной, исполни­тельной и судебной власти. Традиционными правовыми формами государственного регулирования являются законы и подзаконные акты. Инструментами го­сударственного регулирования служат налоги, стандарты, заказы, таможенные тарифы и пошлины и т.п. Государственное регулирование должно быть направлено на создание благо­приятных условий в сфере предпринимательства.

Принципы коммерческого (предпринимательского) права

Принцип законности предпринимательской деятельности – строгое соблюдение законов, интересов участников хозяй­ственных (предпринимательских) отношений, общества и государства без нарушения запретов, нормативных актов и прав других физических и юридических лиц.

Принцип неприкосновенности законно приобретенной собственности и равной охра­ны всех ее форм – фундаментальный принцип частного права. Этот принцип зафиксиро­ван в ч. 2 ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственно­сти», а также в ч. 3 ст. 35 Конституции РФ: «Никто не может быть лишен своего имуще­ства иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государ­ственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равно­ценного возмещения».

Многие нормы ГК РФ в развитие конституционных положений также направле­ны на обеспечение принципа неприкосновенности собственности. Так, ст. 235 ГК РФ устанавливает исчерпывающий перечень оснований прекращения права собственности помимо воли собственника.

Принцип свободы экономической деятельности вытекает из закрепленного ч. 1 ст. 34 Конституции РФ права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Субъекты хозяйственного (предпринимательского) права не только приобретают экономические права своей волей и в своем интересе, но и осуществляют их по своему усмотрению.

Принцип юридического равенства участников коммерческих (предприниматель­ских) правоотношений независимо от места и уровня, который они занимают в экономи­ке страны. Они обладают принципиально равными правовыми возможностями не­зависимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, не подчине­ны друг другу, не обладают какими-либо преимуществами друг перед другом, если иное прямо не предусмотрено законом.

Принцип свободы договора . Участники хозяйственных (предпринимательских) от­ношений свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Источни­ком этого принципа являются положения ч. 1 ст. 34 и ч. 2 ст. 35 Конституции РФ, преду­сматривающие право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им.

Содержание данного принципа раскрывается в ст. 421 ГК РФ и сводится к тому, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствую­щего условия предписано законом или иными правовыми актами. Согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.

В определенных случаях в общественных интересах могут устанавливаться огра­ничения свободы договора. Так, в соответствии с п. 3 ст. 426 ГК РФ в целях обеспечения и защиты прав потребителей не допускается отказ коммерческой организации от заклю­чения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соот­ветствующие товары, выполнить работы, оказать услуги.

Принцип беспрепятственного осуществления установленных договором прав участ­ников коммерческих (предпринимательских) отношений, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты . Этот принцип закреплен в ст. 46 Конституции РФ, в соответствии с которой «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод», и в ст. 11 и 12 ГК РФ. В определенных законом случаях хозяйственный спор, подве­домственный, как правило, арбитражному суду, по соглашению сторон может быть передан на разрешение третейского суда. Исключение составляет самозащита граж­данских прав, предусмотренная ст. 14 ГК РФ, а также другие случаи, предусмотренные законодательством РФ. Например, защита нарушенных прав путем применения опе­ративно-хозяйственных санкций к правонарушителю без обращения к судебным орга­нам, в частности, удержание кредиторам имущества должника (ст. 359 ГК РФ); или за­щита нарушенного права путем списания задолженности со счета должника (ст. 854 ГК РФ).

Принцип поощрения добросовестной конкуренции и ограничения монополистической деятельности . Этот принцип закреплен в ч. 1 ст. 8 и ч. 2 ст. 34 Конституции РФ. Основ­ным законом установлено, что не допускается экономическая деятельность, на­правленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Как известно, конку­ренция, являющаяся основой рыночной экономики, создает соответствующий меха­низм, который заставляет работать цены на рынке, в свою очередь зависящие от соот­ношения спроса и предложения товаров либо услуг данного вида.

Принцип осуществления коммерческой деятельности в рам­ках единого экономического и правового пространства (ч. 1 ст. 8 и ст. 15 Конституции РФ). Этот принцип связан со свободой перемещения по территории Российской Феде­рации товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 74 Конституции РФ). Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться только в соответствии с федеральным за­коном, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ч. 2 ст. 74 Конституции РФ и п. 3 ст. 1 ГК РФ).

Принцип паритета интересов всех субъектов коммерческой деятельности . Одним из центральных вопросов дальнейшего совершенствования законодательства является оптимальное сочетание в хозяйственном (предприни­мательском) праве частных обоюдных интересов физических и юридических лиц в полу­чении определенных результатов их хозяйственной деятельности и социально-экономических публичных интересов всего общества.

Принцип государственного регулирования экономики . Статья 71 Конституции РФ относит к исключительному ведению Российской Федерации установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежную эмиссию, основы ценовой политики. Сюда относятся также лицензирование и квотирование, стандартизация и сертификация продукции и т. д.

Принцип экономической безопасности страны, защиты внутреннего рынка . коммерческое (предпринимательское) право наиболее тесно связанно с экономической по­литикой, проводимой государством как внутри страны, так и за рубежом. Оно призвано противодействовать созданию условий для теневой и криминальной экономики, всяче­ски содействовать конкурентоспособности отечественных производителей товаров и услуг на мировом и внутреннем рынках.

Это общие правовые принципы, на которых основывается коммерческая (предпри­нимательская) деятельность в целом. Помимо этих принципов предприятия, организа­ции различных отраслей экономики руководствуются также специфическими норма­тивными правилами, которые предназначены только для их деятельности.


Похожая информация.


Тема 1. Коммерческое право в системе права

1. Предмет, метод и принципы коммерческого права

Коммерция (commercium с латинского переводится как торговля) это вид торгового предпринимательства или бизнеса.

Торговлей называется деятельность, имеющая своей целью посредничество между производителями и потребителями при обращении экономических благ. Ее задача заключается в том, чтобы доставить благо к тому месту и к тому времени, где и когда на него возникает спрос со стороны потребителей. Изменение благ ей чуждо.

Предмет коммерческого права - коммерческая деятельность.

Коммерческая деятельность - это разновидность предпринимательской деятельности, осуществляемой самостоятельно и на свой риск физическими и юридическими лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей, направленная на систематическое получение прибыли путем продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг на оптовых рынках с целью продвижения товаров от изготовителей к оптовым потребителям.

Торговая деятельность (также - торговля) - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров 1 .

Методом правового регулирования любой отрасли права является совокупность приемов и способов воздействия на отношения, регулируемые данной отраслью.

В коммерческом праве в качестве метода регулирования используются методы:

диспозитивный ;

императивный .

Для коммерческого права, как и для гражданского, характерен преимущественно диспозитивный метод регулирования, который подразумевает:

равенство между собой участников отношений, регулируемых коммерческим правом ;

возможность выбора участниками данных отношений вариантов своих действий при организации торговой деятельности .

Для некоторых отношений, регулируемых коммерческим правом (например, в сфере государственного регулирования торговой деятельности), характерен императивный метод , который предполагает:

наличие между субъектами отношений власти и подчинения ;

наличие норм, обязательных для исполнения .

Принципы коммерческого права :

принцип экономической свободы , получивший свое обоснование в ст. 8, 34 Конституции РФ: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности»;

принцип признания многообразия и юридического равенства частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности и равной их защиты . В соответствии со ст. 8 Конституции в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности;

принцип единого экономического пространства , то есть согласно ст. 8 Конституции РФ предполагающий «свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств». В соответствии с данным принципом на территории РФ ни законодательно, ни в административном порядке никто не вправе устанавливать таможенные границы, вводить пошлины или создавать иные препятствия, нарушающие экономическое пространство РФ. Встречаются случая, когда субъекты РФ принимают решения, противоречащие Конституции РФ (например, введение ограничения для сельскохозяйственных производителей вывоза зерна за пределы территории области, принуждение коммерческих организаций к обслуживанию только в определенных банках и т.п.);

принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Данный конституционный принцип получил развитие в целом ряде законодательных актов о защите конкуренции на товарном и финансовом рынке, о естественных монополиях. Нарушителями антимонопольного законодательства могут быть не только предприниматели, но и государственные органы (например, если они устанавливают запреты на ввоз определенных потребительских товаров и создают искусственную монополию в лице местного производителя товара);

принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом ;

принцип систематического получения прибыли как цели предпринимательской деятельности . Установление данного принципа является необходимым атрибутом рыночной экономики;

принцип законности ;

принцип свободы договора .

Понимание принципов коммерческого права отличается от трактовки этого вопроса в большинстве других отраслевых юридических наук некоторой спецификой. Как само коммерческое право, так и его изучение, не ограничиваются одной только нормативной частью, но включают в себя также и сами отношения, складывающиеся в процессе продвижения товара по каналу сбыта. В связи с этим следует говорить о принципах как основополагающих идеях не одной только нормативно-правовой регламентации коммерческих отношений, но и о принципах осуществления коммерческой {торговой) деятельности.

Принципы нормативной части коммерческого права представляют собой нормы права, исходящие от государства или санкционированные государством в порядке, установленном для источников права, призванные упорядочивать правотворческую деятельность и служить основой для иных правовых норм. Адресатом этих принципов является в первую очередь государство, для которого такие принципы являются ориентиром правового регулирования и правоприменения. В отличие от гражданского права, принципы которого закреплены в с г. 1 ГК РФ, в связи с отсутствием отдельного Торгового кодекса, принципы нормативной части коммерческого права нашли фиксацию не в Кодексе, а в Законе о торговле.

Принципы осуществления торговой деятельности представляют собой наиболее общие требования, предъявляемые к коммерсантам и ожидаемые от них обществом для того, чтобы их деятельность могла признаваться социально одобряемой. В отличие от принципов нормативной части коммерческого права, принципы осуществления торговой деятельности не обязательно должны быть зафиксированы источниками права в традиционном для российских юристов смысле этого слова. В настоящее время они закрепляются, главным образом, актами нового lex mercatoria, хотя отдельные, наиболее значимые из них, находят отражение и в нормативных правовых актах.

Адресатом принципов осуществления торговой деятельности являются сами коммерсанты. Обыкновенно эти принципы формулируются в качестве предписаний о юридических обязанностях и считаются включенными во все торговые договоры в качестве их подразумеваемых (обычных) условий. Содержательно в своей совокупности они определяют {устанавливают) определенный режим осуществления торговой деятельности.

Непосредственного следования принципам осуществления торговой деятельности можно ожидать от контрагентов в случае неясности или при отсутствии в договоре какого-либо условия, регулирующего известный спорный вопрос коммерческих отношений, а также при невозможности определения меры должного поведения субъекта торговой деятельности исходя из совокупности действующих в отношении данного субъекта регуляторов (нормативных правовых актов, договоров, корпоративных актов и пр.). В таких случаях соответствующий пробел восполняется на основании универсальных требований к осуществлению торговой деятельности (принципов).

К принципам нормативной части коммерческого права согласно Закону о торговле можно отнести:

  • 1) принцип удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции (п. 2 ст. 1);
  • 2) принцип обеспечения доступности товаров для населения (п. 2 ст. 1);
  • 3) принцип формирования конкурентной среды (п. 2 ст. 1);
  • 4) принцип поддержки российских производителей товаров (п. 2 ст. 1);
  • 5) принцип обеспечения соблюдения прав и законных интересов поставщиков товаров и населения (п. 3 ст. 1).

Принципы удовлетворения потребностей отраслей экономики и обеспечения доступности товаров для населения являются развитием предписания ст. 7 Конституции РФ, признающей Российскую Федерацию социальным государством, проводящим политику, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Возможность собственной реализации зависит в том числе от наличия необходимых условий - обеспечения потребностей человека в питании, одежде, вещах, необходимых для удовлетворения культурных, социальных и других интересов. Все это требует бесперебойного функционирования всех отраслей отечественной экономики на всей территории РФ, а значит - надлежащего обеспечения ее хозяйствующих субъектов продукцией производственно-технического назначения, с одной стороны, и товарами народного потребления - с другой. Именно эта цель и должна достигаться с помощью правового регулирования торговой деятельности, направленного на устранение лишних барьеров в продвижении товара по каналу сбыта.

Принцип формирования конкурентной среды также представляет собой результат конкретизации конституционного общеправового начала. В соответствии со ст. 8 Конституции РФ гарантируется единое экономическое пространство, свободное перемещение товаров, работ, услуг, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а в соответствии со ст. 34 запрещена недобросовестная конкуренция. Реализация этого принципа обеспечивается обширным нормативным правовым подразделением, центральное место в котором занимают предписания Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Принцип формирования конкурентной среды предполагает, что система нормативного правового регулирования торговой деятельности должна способствовать свободному перемещению товаров па территории РФ, обеспечению равных возможностей для всех субъектов торговли для участия в предпринимательской деятельности с использованием любых, не противоречащих закону способов продвижения товаров. Конечная цель - обеспечение функционирования российского рынка в условиях конкуренции.

Принцип поддержки российских производителей товаров предполагает создание приоритетных условий по продвижению товаров отечественным товаропроизводителям в сравнении с иностранными юридическими п физическими лицами. Этот принцип имеет важное значение для развития производства, создания рабочих мест, а значит выполнения функций социального государства. Этот принцип нашел выражение в Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года (утверждена приказом Минпромторга России от 25.12.2014 № 2733). Принцип поддержки отечественного производителя обеспечивается посредством развития дополнительных каналов реализации продукции мелких производителей, потребительской кооперации, розничных ярмарок. Основная задача, решаемая через этот принцип, состоит в уменьшении степени зависимости российского рынка от иностранных поставщиков с доведением доли российских товаров на внутреннем рынке к 2020 г. до 50%, а тем самым повышения экономической и стратегической безопасности государства. Границей реализации этого принципа является сохранение условий для формирования и развития конкурентной среды.

Принцип обеспечения соблюдения прав и законных интересов поставщиков товаров и населения является реализацией принципа обеспечения и защиты субъективных прав. Этот принцип состоит в предоставлении субъектам необходимых и достаточных правовых возможностей для того, чтобы предоставленные им права могли были быть использованы. Субъекты торговой деятельности вправе ожидать от других субъектов торговли и государства, что они не будут чинить препятствий в реализации их нрав, а также что они могут рассчитывать на защиту своих прав в случае их нарушения 1 . Принцип обеспечения соблюдения прав субъектов соответствует закрепленному в ст. 1 ГК РФ принципу беспрепятственного осуществления гражданских прав. Для реализации данного принципа сформированы государственные органы, осуществляющие систему мер, направленных на создание режима охраны прав субъектов (недопущения их нарушения).

Принципы осуществления торговой деятельности формируются на протяжении вот уже многих веков в процессе осуществления реальной коммерческой (торговой) деятельности. Те из них, что выдерживают проверку временем, получая при этом относительно универсальное и широкое распространение, обыкновенно рано или поздно попадают в акты нового lex mercatoria, в том числе:

  • 1) принцип добросовестности и честной деловой практики;
  • 2) принцип сотрудничества сторон;
  • 3) принцип разумности;
  • 4) принцип справедливости.

Принцип добросовестности и честной деловой практики нашел закрепление в ст. 1.7 Принципов международных коммерческих договоров УНИДРУА 2010, ст. 1.-1:103 DCFR, ст. 1, 10, и. 3 ст. 307 ГК РФ. Это требование представляет собой стандарт поведения, «характеризующийся честностью, открытостью и уважением интересов другой стороны сделки или соответствующего правоотношения» (ст. 1.-1:103 DCFR). О важном значении этого принципа еще в советское время писал В. И. Грибанов 1 . Рассматриваемый принцип представляет собой наиболее общее требование к субъектам права вести себя «по совести», так, как должен вести себя добропорядочный средний субъект в сложившейся ситуации. Принцип добросовестности является критерием оценки поведения участников коммерческих отношений в качестве правомерного.

Принцип разумности закреплен в ст. 1.-1:104 DCFR. В Принципах УНИДРУА о разумности говорится как о требовании к субъектам и условиям договора. Под разумностью обычно понимают целесообразность поведения лица , в котором должно проявляться чувство меры, рациональное понимание реальности . Принцип разумности обеспечивает гибкость и эффективность права , позволяет субъекту действовать неформально. Разумность проявляется при применении правовых норм. Например, в соответствии со ст. 1.9 Принципов УНИДРУА стороны связаны обычаем, кроме случаев, когда применение такого обычая было бы неразумно. Разумность используется при определении содержания договора (например, недействительными в соответствии с принципами УНИДРУА являются включенные в стандартные условия, которых другая сторона разумно не могла ожидать (ст. 2.1.20), а также при исполнении и прекращении договорного обязательства (ст. 5.1.2)).

Принцип сотрудничества сторон состоит в активном деятельном участии субъектов в устранении препятствий в достижении их правовых целей, получении ожидаемого результата . Принцип сотрудничества отражен в ст. 5.1.3 Принципов УНИДРУА 2010. В ГК РФ принцип нашел отражение в п. 3 ст. 307 как требование оказывать необходимое содействие для достижения цели обязательства. На основе принципа сотрудничества стороны могут достигать наилучших результатов своей торговой деятельности, а также удовлетворять свои потребности наименее затратным способом.

Принцип справедливости представляет собой требование учета прав и законных интересов всех субъектов коммерческого правоотношения. Он предполагает запрет на совершение несправедливых действий. Закрепляется принцип справедливости в виде необходимости учета прав и законных интересов друг друга в и. 3 ст. 307 ГК РФ. Детальное регулирование принцип справедливости получил в разд. 4 Книги II DCFR. Предметом оценки с точки зрения справедливости в современном торговом праве служат договорные условия; в зависимости от результатов такой оценки находятся их правовые последствия. Правовые последствия, намеченные такими условиями, которые по результатам такой оценки квалифицированы как несправедливые, либо существенно корректируются законом и (или) судом, либо вовсе отменяются (не признаются).

  • Филиппова С. 10. Сотрудничество сторон при заключении и исполнении договора //Коммерческое право. 2010. № 2. С. 43-58.
  • Под принципами коммерческого права следует понимать основополагающие начала, пронизывающие значительную часть норм и регулируемых ими отношений данной отрасли права.

    К ним можно отнести: 1)

    свобода осуществления коммерческой (торговой) деятельности между коммерческими организациями и с их участием; 2)

    свобода заключения коммерческих договоров между субъектами коммерческого права;

    3)законность;

    4) обеспечение конкурентной среды и защиты от монополии; 5)

    свободное учреждение коммерческих организаций в установленном законом порядке; 6)

    воздействие государственных органов и органов местного самоуправления на отдельные виды отношений (учреждение, регистрация, постановка на учет, ликвидация, заключение обязательных договоров);

    7) судебная защита субъектов коммерческого права; 8)

    имущественная ответственность субъектов коммерческого права; 9)

    сочетание юридического равенства участников коммерческих отношений с преимущественными правами их перед третьими лицами;

    осуществление торговой деятельности с учетом спроса и предложения; 11)

    свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств на территории РФ.

    Первый принцип свободы осуществления торговой деятельности означает, что коммерческая организация вправе осуществлять торговую деятельность на территории Российской Федерации без препятствий в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, субъекты коммерческого права, являясь подданными своего государства вправе совершать торговые сделки с хозяйствующими субъектами зарубежных государств с учетом как национального, так и международного законодательства.

    Второй принцип свободы заключения коммерческих договоров означает, что любая коммерческая организация самостоятельно принимает решение о том есть ли необходимость в заключении того или иного договора или нет. Кроме этого существует в основном свободный выбор другой стороны, которая устраивает коммерческую организацию.

    Свобода договора предполагает также самостоятельное формирование сторонами его условий. Никто извне не вправе оказывать влияние, понуждать стороны к установлению условий, не совпадающих с волей сторон или одной из сторон, за исключением случаев прямо предусмотренных в законе.

    Принцип законности является общеизвестным, общим принципом, цель которого - обеспечение деятельности коммерческой организации в рамках действующего законодательства. Данный принцип является непреложным правилом во всех сферах деятельности, в том числе и в торговой. Все участники коммерческих отношений обязаны неукоснительно соблюдать этот принцип.

    Следующий принцип - это принцип обеспечения конкурентной среды и защиты от монополии. Это один из принципов рыночной экономики, который в торговой деятельности способствует достижению наиболее эффективных результатов. Он предполагает развитие широкой сети групп коммерческих (торговых) организаций осуществляющих однородную деятельность; обеспечивает расширение сферы малого, среднего бизнеса; вводит качественные характеристики товаров, работ, услуг, оказываемых различными хозяйствующими субъектами; создает предметное соперничество между коммерческими организациями в борьбе за сбыт продукции на рынке; служит реализации принципа спроса и предложения.

    Принцип свободного учреждения коммерческих организаций предусмотрен ГК РФ и специальными законами о коммерческих организациях. Граждане без всяких препятствий в рамках действующего законодательства имеют право на учреждение и регистрацию установленных законом организационно-правовых форм коммерческих организаций. Это и акционерные общества, и общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, полные и коммандитные товарищества, производственные кооперативы.

    Принцип воздействия государственных органов и органов местного самоуправления на отдельные виды отношений состоит в том, что некоторые организационно-правовые формы коммерческих организаций, например, унитарные (статьи 113-115 ГК РФ) создаются по решению государственного либо муниципального органа. Эти организационно-правовые формы основываются на ограниченном вещном праве и осуществляют свою торговую деятельность на чужой собственности (государственной или муниципальной).

    Что касается регистрации коммерческих организаций, то они все без исключения соприкасаются с целой системой государственных органов.

    К ним можно отнести регистрирующие органы; выдающие лицензии на занятие отдельными видами деятельности (лицензионные палаты); осуществляющие постановку на учет коммерческих организаций (налоговые территориальные инспекции) и другие.

    Государственное воздействие может быть применено к коммерческой организации в случае нарушения ст. 426 ГК РФ, предусматривающей обязательность заключения публичного договора в равной степени со всеми участниками, действующими на рынке продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Согласно п. 4 данной статьи, Правительство РФ наделено правом издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. Этот принцип не является принципом гражданского права.

    Принцип судебной защиты субъектов коммерческого права закреплен в Конституции РФ и ГК РФ. Данный принцип общеизвестен. Он является общим и для субъектов гражданских, и для субъектов коммерческих правоотношений. Однако, особенностью является здесь то, что споры, возникающие в сфере торговой деятельности, носят в основном экономический характер. Поэтому они подлежат рассмотрению в арбитражных судах. В международной практике действуют для этих целей различные арбитражные органы: Американская арбитражная ассоциация, Лондонский международный арбитражный суд, Арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты, постоянно действующий Арбитражный суд при Международной торговой палате в Париже, Международный совет по коммерческому арбитражу и т.д. То есть в мировой практике сформирован специальный институт защиты в области торговой (коммерческой) деятельности.

    При Торговой промышленной палате РФ функционируют Международный коммерческий арбитражный суд, Морская арбитражная комиссия и Ассоциация диспашеров при Российской Федерации.

    Принцип имущественной ответственности субъектов коммерческого права имеет свою особенность. В коммерческой деятельности ответственность применяется без учета вины лица, кроме случаев, установленных законом или договором. Так, согласно части 3 ст. 401 ГК РФ коммерческая организация несет ответственность, если не докажет, что ненадлежащее исполнение обязательства оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы. При этом не учитываются никакие другие обстоятельства, которые могут быть приведены должником в качестве причин, препятствовавших исполнению обязательства.

    Принцип сочетания юридического равенства участников коммерческих организаций с элементами приоритетности их прав перед участниками других организаций, а также граждан, является одним из принципов не характерных для гражданского права.

    Данный принцип вытекает из совокупности прав, которыми обладают учредители, члены коммерческой организации. Он основывается на преимущественном праве одних граждан перед другими. Например, участник закрытого акционерного общества имеет преимущественное право на покупку продаваемых акций другим участником этого общества; участник общества с ограниченной ответственностью имеет преимущественное право на приобретение продаваемой доли (ст. 93 ГК РФ) перед третьими лицами. Данные права выходят за рамки принципа равенства субъектов гражданских правоотношений, еледовательно они присущи только участникам коммерческих организаций, которые являются субъектами коммерческого права.

    Принцип осуществления торговой деятельности с учетом изучения спроса и предложения является неотъемлемым принципом коммерческого права.

    Любая торговая деятельность может иметь успех только при изучении спроса и предложения на товарном рынке, рынке оказания услуг и т.д. Торговые организации, изучая спрос и предложение, способствуют достижению баланса между этими двумя важнейшими элементами рыночных отношений, оказывают влияние на производителей продукции, предлагая им производить то, что пользуется спросом у потребителей. Торговая деятельность является своеобразным «барометром», определяющим прогноз развития производственной деятельности, перспективу основных направлений предприятий производственной сферы и сферы потребления.