Обучение по охране труда для водителей. Программа обучения по охране труда для водителей легковых автомобилей (20-часовая программа) Экзаменационные билеты водителей по охране труда

Ключевые проблемы

  • Для чего нужна программа обучения по охране труда водителей?
  • Какими нормативными актами нужно пользоваться для создания программы обучения?
  • Какие особенности профессии нужно учесть при разработке программы обучения?
  • Из чего состоит процесс разработки программы обучения по охране труда?
  • Из чего состоит программа обучения по охране труда водителя автомобиля?

Водитель автомобиля - одна из наиболее распространенных профессий работников; ее представители выполняют свои трудовые обязанности в организациях, на предприятиях и в учреждениях различного отраслевого профиля. Поскольку автотранспорт является средством повышенной опасности, к профессии водителя предъявляются особые требования по обучению охране труда. Они отражены в особенностях аттестации, допуску к самостоятельной работе, инструктажу по охране труда и периодической проверке знаний по профессии и безопасности труда.

К выполнению работы по профессии «Водитель автомобиля» допускается работник не моложе 18 лет, прошедший вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, обучение и проверку знаний требований охраны труда, аттестованный квалификационной комиссией и получивший допуск к самостоятельной работе. Учеба проводится по специальной программе обучения по охране труда водителей. Чтобы ее создать, нужно учесть некоторые особенности профессии.

Разработка программ обучения по охране труда в организациях, как правило, должна выполняться на основе типовых программ обучения, утвержденных в установленном порядке соответствующими министерствами.

Для чего нужна программа обучения охране труда водителей

Помимо профессионального обучения, необходимого для получения прав на управление транспортным средством, водители автомобилей обязаны учиться правилам охраны труда. К этому их обязывает Трудовой кодекс (ст. 225 ТК РФ), Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. №1/29 (п. 2.2.1 Порядка обучения), ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ «Организация обучения безопасности труда. Общие положения» (разд. 3 и 4) и Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте (ПОТ РМ 027-2003) (п. 10.5) , утвержденные постановлением Минтруда России от 12 мая 2003 г. № 28.

Обучение по охране труда водителя автомобиля может быть проведено как в специализированном учебном центре, имеющем лицензию, так и силами работодателя.

При обучении по месту работы в организации должна быть создана специальная постоянно действующая аттестационная комиссия. Для этого также необходима программа обучения по охране труда и экзаменационные билеты. Обучение собственными силами поможет существенно снизить расходы и оптимизировать бюджет.

Разработка программ обучения по охране труда в организациях, как правило, должна выполняться на основе типовых программ обучения. Но их разработано и утверждено крайне мало, поэтому для большинства рабочих профессий программы обучения по охране труда работодателям приходится разрабатывать с нуля. Процесс осложняется тем, что нужно руководствоваться требованиями охраны труда, изложенными в различных законодательных актах и нормативно-правовых документах. Подобный сценарий будет также актуален и для профессии «Водитель автомобиля», так как типовой программы обучения по охране труда для него пока не разработано.

Какими нормативными актами нужно пользоваться для создания программы обучения

Основополагающими документами, регламентирующими вопросы обучения и проверки знаний по охране труда работников организаций, на сегодняшний день являются:

  • Трудовой кодекс;
  • Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29;

Для разработки программы обучения по охране труда водителей также потребуются специальные документы, регламентирующие требования безопасности при управлении, техническом обслуживании и ремонте автомобиля. В первую очередь - Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090и Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте (ПОТ РМ 027-2003).

Чтобы охватить специфику профессии в конкретной организации, будет полезно изучить отраслевые документы по охране труда. Например, если водитель автомобиля работает в сфере электроэнергетики, то следует руководствоваться требованиями Правил охраны труда при эксплуатации и техническом обслуживании автомобилей и других транспортных средств на пневмоходу в энергетике (РД 153-34.0-03.420-2002). Если же он работает на нефтебазе и управляет бензовозом, то необходимо использовать Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций (ПОТ Р М 021-2002). Для водителей строительных компаний, управляющих грузовым автомобилем, хорошим подспорьем станет Отраслевая типовая инструкция по охране труда для водителей грузовых автомобилей (ТИ Р О 005-2003) и т. д.

Советует

Екатерина КУЗНЕЦОВА,

начальник отдела экономического анализа и мониторинга условий и охраны труда ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минтруда России (Москва)

Несмотря на то, что государственные требования охраны труда одинаковы для всех, формируя программы обучения по охране труда для водителей, необходимо учитывать специфику их работы. Если речь идет о персональных водителях, водителях общественного транспорта и водителях, занятых грузоперевозками (особенно на длинные дистанции), акцент необходимо сделать на необходимости соблюдать правила дорожного движения и особенно регламентированных перерывов в работе, важности прохождения предрейсовых (предсменных) и послерейсовых (послесменных) медицинских осмотров.
Для водителей складских помещений, водителей автопогрузчиков и водителей, перемещающихся по территории организации, в программу следует включать вопросы, относящиеся к разметке территории и особых зон, сигнальным и информационным знакам, требованиям к складским операциям (на некоторых складах работники используют наушники и, следовательно, могут не услышать звукового сигнала, подаваемого водителем) и погрузочно-разгрузочным работам.

Перечень нормативных правовых актов, рекомендуемых для подготовки программы обучения по охране труда для водителя автомобиля

  1. Трудовой кодекс.
  2. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29.
  3. ГОСТ 12.0.003-74* ССБТ «Опасные и вредные производственные факторы. Классификация».
  4. ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ «Организация обучения безопасности труда. Общие положения».
  5. ГОСТ Р 51709-2001*«Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».
  6. Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденное постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73.
  7. Типовая инструкция по охране труда для водителей автомобилей (ТОИ Р-200-01-95).
  8. Типовая инструкция по охране труда для водителей автомобилей внутризаводского транспорта (ТИ РМ-008-2000).
  9. Типовая инструкция по охране труда для водителей автомобилей, совмещающих работу по выемке корреспонденции из почтовых ящиков (ТОИ Р-45-053-97).
  10. Типовая инструкция по охране труда для водителей грузовых автомобилей (ТИ РО 005-2003).
  11. Типовая инструкция по охране труда при буксировке, сцепке и расцепке автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа) (ТОИ Р-200-19-95).
  12. Типовая инструкция по охране труда при передвижении по территории и производственным помещениям автотранспортного предприятия (ТОИ Р-200-20-95).
  13. Типовая инструкция по охране труда при выполнении работ по ремонту автомашин, тракторов и лесохозяйственного оборудования (ТОИ Р-07-27-2000).
  14. Инструкция по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации, утвержденная приказом Минтранса России от 13 июля 2006 г. № 82 (рекомендуется для служб спецтранспорта авиапредприятий).
  15. Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 .
  16. Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденные приказом Минтранса России от 8 августа 1995 г. № 73 (рекомендуется для предприятий, занятых перевозкой опасных грузов; при применении необходимо учитывать постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272).
  17. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272.
  18. Правила охраны труда при эксплуатации и техническом обслуживании автомобилей и других транспортных средств на пневмоходу в энергетике (РД 153-34.0-03.420-2002) (рекомендуются для организаций электроэнергетики).
  19. Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, утвержденные приказом Минтруда России от 17 сентября 2014 г. № 642н (вступает в силу с 1 июля 2015 г.).
  20. Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте (ПОТ РМ 027-2003).
  21. Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт) (ПОТ Р М-008-99).
  22. Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций (ПОТ Р М 021-2002).
  23. Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н.
  24. Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390.
  25. Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) и Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н.
  26. Межотраслевая инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве. - М.: ЭНАС, 2012.

Какие особенности профессии нужно учесть при разработке программы обучения

Специфическими особенностями профессии водителя автомобиля, которые необходимо учесть при разработке программы обучения по охране труда, являются:

  • выполнение работ на автомобилях различных типов и различного назначения;
  • управление специальным оборудованием автомобилей (например - бетононасосом бетоновоза; краном-манипулятором автомобиля-эвакуатора; подъемным устройством кузова самосвала; холодильным оборудованием рефрижератора; шнекороторным снегоочистителем снегоуборочной машины; щетками подметально-уборочной машины и т. д.);
  • работа вне территории организации, возможность длительных рейсов, командировок;
  • высокое нервно-эмоциональное напряжение, особенно при резком торможении, обгоне, проезде нерегулируемых перекрестков, встраивании в транспортный поток и т. п.;
  • физические перегрузки (при перемещении тяжелых предметов, например, колеса, аккумулятора и т. п.);
  • длительная работа в положении сидя, возможность переутомления и статических перегрузок организма;
  • неудобная рабочая поза (например, при выполнении ремонтных работ или технического обслуживания под автомобилем);
  • переохлаждение организма (например, при ремонте автомобиля вне основного места базирования, в дорожных условиях).

Из чего состоит процесс разработки программы обучения по охране труда

Перед тем как приступить к разработке программы обучения по охране труда, следует уточнить круг профессиональных обязанностей водителя, требования, предъявляемые к его квалификации и объему знаний. Необходимо также определить и обозначить конкретные виды работ, которые он будет выполнять в организации, с учетом ее отраслевой принадлежности, назначения, типа и конструктивных особенностей конкретного автомобиля. На основании этих данных следует подобрать соответствующую литературу и нормативные документы.

Алгоритм разработки программы обучения по охране труда для водителя автомобиля является примерно таким же, как и при разработке аналогичных программ по другим профессиям повышенной опасности. Различия заключаются лишь в специальных темах, включающих в себя специфику безопасного выполнения работ на автомобиле. Общий алгоритм разработки программы обучения по охране труда для водителя автомобиля выглядит так:

  1. Выяснить профессиональные обязанности водителя автомобиля (по справочнику ЕТКС, профессиональному стандарту, внутренним квалификационным требованиям организации) и требования, предъявляемые к его объему знаний по охране труда.
  2. Подобрать необходимую литературу и нормативные документы.
  3. Подготовить тематический (учебный) план программы с указанием количества часов каждой изучаемой темы и общее количество часов обучения. Пунктом 3.2 ГОСТ 12.0.004-90 установлено, что общая продолжительность обучения должна быть не менее 20 часов.
  4. В соответствии с подготовленным тематическим (учебным) планом осуществить разработку программы обучения по охране труда, закрепляя в каждой теме основные тезисы изучаемого материала.
  5. Разработать экзаменационные билеты для проверки знаний по охране труда водителя автомобиля на основании программы обучения, руководствуясь ранее подготовленным тематическим (учебным) планом.

Из чего состоит программа обучения по охране труда водителя автомобиля

Как правило, программы обучения по охране труда состоят из трех основных разделов:

  • правовые вопросы охраны труда;
  • организация и управление охраной труда;
  • безопасность труда.

Первые два раздела являются общими для всех работников и служат для изучения организационно-правовых принципов охраны труда.

Раздел «Безопасность труда» является специальным и предназначен для изучения методов безопасности труда для конкретной профессии или вида работ. Формирование тематики специальных вопросов основывается на мерах обеспечения безопасности труда, анализе причин несчастных случаев на производстве и заболеваемости среди профессий работников или видов работ, для которых разрабатывается программа обучения.

Тема 1. Общие вопросы охраны труда.

Тема 2. Законодательство по охране труда.

Тема 3. Нормативные документы по охране труда.

Тема 4. Организация и управление охраной труда.

Тема 5. Обучение работников требованиям охраны труда.

Тема 6. Несчастные случаи на производстве.

Тема 7. Характеристика условий труда водителя автомобиля.

Тема 8. Требования безопасности при управлении автомобилем.

Тема 9. Требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобиля.

Тема 10. Средства индивидуальной защиты.

Тема 11. Способы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.

Программа обучения по охране труда водителей может выглядеть так:


После разработки программы обучения по охране труда для водителя автомобиля ее следует согласовать с местным органом Ространснадзора (п. 3.5 ГОСТ 12.0.004-90). Это связано с тем, что управление автомобилем, его техническое обслуживание и ремонт относятся к видам работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования охраны труда.

Ответы на ваши вопросы

Нужно ли учить охране труда такого водителя?

У нас некоторые сотрудники используют личные машины для служебных целей. Нужно ли их обучать охране труда по программе для водителей?

Андрей ПЕРВЕРЗЕВ, специалист по охране труда (Глазов)

В этом случае рекомендуем провести обучение таких сотрудников также по программе обучения охране труда для вида работ, если эти вопросы не входят в основную программу обучения. Если выяснится, что в обязанности работника так или иначе входит работа на автомобиле, то работодателя привлекут к ответственности. Так что лучше перестраховаться. Другое дело, если сотрудник просто приезжает на своем автомобиле на работу и для других целей его не использует. В этом случае обучать работника по программе охраны труда для водителей не нужно.

Можно ли обучать всех водителей по одной программе обучения по охране труда?

В нашей организации есть несколько легковых машин. Но в основном это грузовики. Водители проходят обучение охране труда по одной программе. Нужно ли для водителей грузовиков создавать свою программу, а для водителей легковых машин - свою?

Анна ВАСИЛЬЕВА, инженер по охране труда (Волгоград)

На первый взгляд работа водителя легкового автомобиля мало чем отличается от работы водителя грузовика. Однако есть существенные различия. Например, водитель легковой машины не перевозит грузы, не участвует в погрузке-выгрузке. Да и кабина грузовой машины находится значительно выше, что повышает риск получения травмы при посадке/высадке. Есть и другие нюансы. Поэтому лучше сделать две программы обучения: для водителей легковых машин и грузовиков.

Кто из работников должен проводить обучение водителей охране труда?

Кому из работников может быть поручено проводить обучение по охране труда водителей?

Юрий ШАЛИМОВ, юрист (Челябинск)

Обучение по охране труда водителей проводит руководитель подразделения, в котором они работают. Например, начальник транспортного цеха.

Самые необходимые нормативные акты

Запомните главное:

1 Водители относятся к категории работников, чей труд сопряжен с повышенными рисками. Поэтому их обучению по охране труда уделяется особое внимание.

2 При разработке программы обучения водителей охране труда необходимо руководствоваться различными нормативными документами, поскольку типовой программы для этой профессии нет.

3 Основные документы, регламентирующие порядок обучения водителей, - это постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29, ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ, ПОТ РМ 027-2003.

4 В программе обучения нужно учесть особенности профессии.

5 Алгоритм разработки программы обучения по охране труда для водителя автомобиля является примерно таким же, как и при разработке аналогичных программ по другим профессиям повышенной опасности. Различия заключаются лишь в специальных темах, включающих в себя специфику безопасного выполнения работ на автомобиле.

6После разработки программы обучения по охране труда для водителя автомобиля ее следует согласовать с местным органом Ространснадзора.

Алексей ТИХОНОВ, заместитель директора
ООО «Малое научно-производственное предприятие
"Охрана труда 90”» (Москва)

г. Ханты-Мансийск

Билет № 1


  1. Какие требования охраны труда должен соблюдать водитель перед началом работы?

  1. Пройти предрейсовый медосмотр и получить соответствующую отметку в путевом листе.

  2. Проверить:

  1. Состояние и исправность систем автомобиля, влияющих на безопасность труда: рулевого управления, тормозной системы, системы питания, смазки, охлаждения, электрооборудование.

  2. Отсутствие утечки топлива, масла, охлаждающей жидкости, давление воздуха в шинах и их исправность.

  3. Наличие в автомобиле ремней безопасности, специальных упоров (не менее двух), подкладки под пяту домкрата, медицинской аптечки, знака аварийной остановки, огнетушителя.

  1. Перед пуском двигателя автомобиль затормозить стояночным тормозом, а рычаг переключения передач поставить в нейтральное положение.

  2. Запрещается производить запуск двигателя путем буксирования.

  3. При заливке горячей воды в систему охлаждения проявлять особую осторожность.

  1. Что запрещается делать водителю перед выездом на линию и работе на линии для предупреждения пожара на автомобильном транспорте?

  • подавать топливо в карбюратор из открытой тары "самотеком";

  • проверять наличие топлива в баке или цистерне с помощью открытого огня (зажженной спички, зажигалки и т.п.);

  • хранить и перевозить бензин, керосин и другие легковоспламеняющиеся вещества в кабине, салоне автомобиля и кузове, не приспособленном для этой цели;

  1. Первая доврачебная помощь при несчастном случае – поражение электрическим током?

  2. При поражении электрическим током немедленно отсоединить пострадавшего от электрической цепи: выключить рубильник, отбросить электропровод сухой палкой. При остановке дыхания начать проводить искусственное дыхание.

    1. Если у пострадавшего хорошо определяется пульс и необходимо только искусственное дыхание, то интервал между искусственными вдохами должен составлять 5 секунд (12 дыхательных циклов в минуту).

Билет № 2


  1. Какие требования безопасности при производстве ремонтных работ на линии должен соблюдать водитель?

  2. При ремонте автомобиля на линии соблюдать правила техники безопасности, установленные для ремонта и технического обслуживания автомобиля. При отсутствии необходимых приспособлений и инструментов производит ь ремонт запрещается.

  3. Перед подъемом части автомобиля домкратом, выключить зажигание, затормозить автомобиль стояночным тормозом, установить под неподнимаемые колеса специальные упоры (башмаки), закрыть двери.

  4. При вывешивании автомобиля на грунтовой поверхности выровнять место установки домкрата, подложить под домкрат подкладку достаточных размеров и прочности, на которую установить дом к par. Запрещается устанавливать домкрат на случайные предметы.

  5. Пробку радиатора на горячем двигателе открывать в рукавице или накрыв ее ветошью. Пробку открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего.

  6. Буксировку неисправных автомобилей осуществлять в соответствии с разделом Правил дорожного движения. Скорость при буксировке не должна превышать 50 км/ч.

  7. При работе под автомобилем располагаться таким образом, чтобы ноги не находились на проезжей части дороги.

  1. В каком случае водителю запрещается управлять автомобилем?

Водителю запрещается управлять автомобилем (или передавать управление другим лицам) в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, в болезненном состоянии, а такжеподвоздействием лекарственных препаратов, снижающих скорость реакции и внимание.


  1. Первая доврачебная помощь при несчастном случае – отравление антифризом или другим промышленным ядам?

При отравлении антифризом или другим промышленным ядом, промыть желудок путем принятия 2-3 стаканов воды с последующим вызовом рвоты искусственным образом.

Билет № 3


  1. Какие требования безопасности при эксплуатации автомобиля в зимний период должен соблюдать водитель?

  2. Все работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля производить по возможности только в отапливаемых помещениях. При производстве этих работ в не отапливаемых помещениях или на открытом воздухе, стоя на коленях или лежа, применять деревянные лежаки.

  3. При заправке автомобиля топливом, заправочные пистолеты брать только в рукавицах, соблюдая особую осторожность, не допуская попадания топлива на кожу рук, тел.
3.12а.3. Запрещается подогревать двигатель открытым пламенем.

3.12.4. При нарушении нормальной циркуляции воды (при переохлаждении двигателя) автомобиль остановить, утеплить нижнюю часть радиатора и дать поработать двигателю на малых оборотах

3.12.5. В случае отказа тормозной системы из-за обледенения колодок отогреть и просушить их на ходу частым повторным притормаживанием на протяжении 1 - 2 км.


  1. В каких случаях запрещается буксировка автомобиля?

  2. транспортных средств, у которых не действует рулевое управление (допускается буксировка методом частичной погрузки);

  3. двух и более транспортных средств;

  4. транспортных средств с недействующей тормозной системой, если их фактическая масса более половины фактической массы буксирующего транспортного средства. При меньшей фактической массе буксировка таких транспортных средств допускается только на жесткой сцепке или методом частичной погрузки;

  5. в гололедицу на гибкой сцепке.

  1. Первая доврачебная помощь при несчастном случае – подозрение на ушиб внутренних органов?

При подозрении на ушиб внутренних органов до прибытия врача освободить пострадавшего от стесняющей его одежды и положить на ровное место.

Билет № 4


  1. Какие требования безопасности при снятии колес вне предприятия должен соблюдать водитель?
При снятии колес вне предприятия необходимо остановить двигатель, затормозить автомобиль стояночным тормозом (при вывешивании передних колес), удалить людей из салона (кузова), кабины, закрыть двери, установить под неподнимаемые колеса, специальные противооткатные упоры (башмаки) в распор не менее двух и вывесить автомобиль домкратом.

При вывешивании автомобиля на грунтовой поверхности необходимо предварительно выровнять место установки домкрата, положить прочную подкладку достаточных размеров и установить на нее домкрат.


  1. Какие ограничения по скорости наложенные администрацией предприятия должен соблюдать водитель при движении по территории и в помещениях ремонтных участков?
При движении по территории соблюдать скорость движения, установленную администрацией предприятия (15 км/ч), а в помещениях ремонтных участков она не должна превышать 5 км/ч.

  1. Первая доврачебная помощь при несчастном случае – кровотечение?

    1. Кровотечения, при которых кровь вытекает из раны или естественных отверстий тела наружу, принято называть наружными. Кровотечения, при которых кровь скапливается в полостях тела, называют внутренними. Среди наружных кровотечений чаще всего наблюдаются кровотечения из ран, а именно:

  • капиллярное - при поверхностных ранах, при этом кровь из раны вытекает каплями;

  • венозное - при более глубоких ранах, например, резаных, колотых, происходит обильное вытекание крови темно-красного цвета;

  • артериальное - при глубоких рубленых, колотых ранах; артериальная кровь ярко красного цвета бьет струёй из поврежденных артерий, в которых она находится под большим давлением;

  • смешанное - в тех случаях, когда в ране кровоточат вены и артерии, чаще всего такое кровотечение наблюдается при глубоких ранах.

    1. Для остановки кровотечения повязкой необходимо:

  • поднять раненую конечность;

  • закрыть кровоточащую рану перевязочным материалом (из пакета), сложенным в комочек, и придавить сверху, не касаясь пальцами самой раны;

  • в таком положении, не отпуская пальцев, держать 4-5 минут. Если кровотечение остановится, то, не снимая наложенного материала, поверх него наложить еще одну подушечку из другого пакета или кусок ваты и забинтовать раненое место с небольшим нажимом, чтобы не нарушать кровообращения поврежденной конечности. При бинтовании руки или ноги витки бинта должны идти снизу вверх - от пальцев к туловищу;

  • при сильном кровотечении, если его невозможно остановить давящей повязкой, следует сдавить кровеносные сосуды, питающие раненую область пальцами, жгутом или закруткой, либо согнуть конечности в суставах. Во всех случаях при большом кровотечении необходимо срочно вызвать врача и указать ему точное время наложения жгута (закрутки).

    1. Кровотечения из внутренних органов представляют большую опасность для жизни. Внутреннее кровотечение распознается по резкой бледности лица, слабости, очень частому пульсу, одышке, головокружению, сильной жажде и обморочному состоянию. В этих случаях необходимо срочно вызвать врача, а до его прихода создать пострадавшему полный покой. Нельзя давать ему пить, если есть подозрение на ранение органов брюшной полости.

    2. На место травмы необходимо положить холод (резиновый пузырь со льдом, снегом или холодной водой, холодные примочки и т. п.).

    3. Остановка кровотечения пальцами.

      1. Быстро остановить кровотечение можно, прижав пальцами кровоточащий сосуд к подлежащей кости выше раны (ближе к туловищу). Придавливать пальцами кровоточащий сосуд следует достаточно сильно.

      2. Кровотечение из ран останавливают:

  • на нижней части лица - прижатием челюстной артерии к краю нижней челюсти;

  • на виске и лбу - прижатием височной артерии впереди козелка уха;

  • на затылке - прижатием затылочной артерии;

  • на голове и шее - прижатием сонной артерии к шейным позвонкам;

  • на подмышечной впадине и плече (вблизи плечевого сустава) - прижатием подключичной артерии к кости в подключичной ямке;

  • на предплечье - прижатием подмышечной и плечевой артерии посередине плеча с внутренней стороны;

  • на кистях и пальцах рук - прижатием артерий (лучевой и локтевой) в нижней трети предплечья у кисти;

  • на бедре - прижатием бедренной артерии в паху к костям таза;

  • на голени - прижатием бедренной артерии в середине бедра или подколенной артерии;

  • на стопе прижатием тыльной артерии стопы или задней большеберцовой.

      1. Остановка кровотечения из конечности может быть произведена сгибанием ее в суставах, если нет перелома костей этой конечности. У пострадавшего следует быстро засучить рукава или брюки и, сделав комок из любой материи, вложить его в ямку, образующуюся при сгибании сустава, расположенного выше места ранения; затем сильно, до отказа, согнуть сустав над этим комком. При этом сдавливается проходящая в сгибе артерия, подающая кровь к ране. В таком положении сгиба ноги или руки надо связывать или привязывать к туловищу пострадавшего.

    1. Остановка кровотечения жгутом или закруткой.

      1. Когда сгибание в суставе применять невозможно (например, при одновременном переломе костей той же конечности), то при сильном кровотечении следует перетянуть всю конечность, накладывая жгут.

      2. В качестве жгута лучше всего использовать какую-либо упругую растягивающуюся ткань, резиновую трубку, подтяжки и т. п. Перед наложением жгута конечность (руку или ногу) нужно подтянуть.

      3. Если у оказывающего помощь нет помощника, то предварительное прижатие артерии пальцами можно поручить самому пострадавшему.

      4. Жгуты накладывают на ближайшую к туловищу часть плеча или бедра. Место, на которое накладывают жгут, должно быть обернуто чем-либо мягким, например, несколькими слоями бинта или куском марли, чтобы не прищемить кожу. Можно накладывать жгут поверх рукава или брюк.

      5. Прежде чем наложить жгут, его следует растянуть, а затем туго забинтовать им конечность, не оставляя между оборотами жгута не покрытых им участков кожи.

      6. Перетягивание жгутом конечности не должно быть чрезмерным, так как при этом могут быть стянуты и пострадать нервы; натягивать жгут нужно только до прекращения кровотечения. Если кровотечение полностью не прекратилось, следует наложить дополнительно (более туго) несколько оборотов жгута.

      7. Правильность наложения жгута проверяют по пульсу. Если его биение прощупывается, то жгут наложен неправильно, егонужно снять и наложить снова.

      8. Держать наложенный жгут больше 1,5-2,0 ч не допускается, так как это может привести к омертвению обескровленной конечности.

      9. Боль, которую причиняет наложенный жгут, бывает очень сильной, в силу чего иногда приходится на время снимать жгут. В этих случаях перед тем, как снять жгут, необходимо прижать пальцами артерию, по которой идет кровь к ране, и дать пострадавшему отдохнуть от боли, а конечности - получить некоторый приток крови. После этого жгут накладывают снова. Распускать жгут следует постепенно и медленно. Даже если пострадавший может выдержать боль от жгута, все равно через час его следует снять на 10-15 мин.
При отсутствии под рукой ленты перетянуть конечность можно закруткой, сделанной из нерастягивающегося материала: галстука, пояса, скрученного платка или полотенца, веревки, ремня и т. п.

      1. Материал, из которого делается закрутка, обводится вокруг поднятой конечности, покрытой чем-либо мягким (например, несколькими слоями бинта), и связывается узлом по наружной стороне конечности. В этот узел или под него продевается какой-либо предмет в виде палочки, который закручивается до прекращения кровотечения. Закрутив до необходимой степени палочку, ее закрепляют так, чтобы она не смогла самопроизвольно раскрутиться.

      2. После наложения жгута или закрутки необходимо написать записку с указанием времени их наложения или вложить ее в повязку под бинт или жгут. Можно сделать надпись на коже поврежденной конечности.

    1. При кровотечении из носа пострадавшего следует усадить, наклонить голову вперед, подставив под стекающую кровь какую-либо емкость, расстегнуть ему ворот, положить на переносицу холодную примочку, ввести в нос кусок ваты или марли, смоченной 3%-ным раствором перекиси водорода, сжать пальцами крылья носа на 4 - 5 минут.

    2. При кровотечении изо рта (кровавой рвоте) пострадавшего следует уложить и срочно вызвать врача.

Билет № 5


  1. Какие требования безопасности должен соблюдать водитель по окончании работ снятия и установки колес автомобиля?

      1. Привести в порядок рабочее место. Убрать приспособления, инструмент в отведенное для него место.

      2. Вымыть руки с мылом.


  1. Что должен сделать водитель причастный к дорожно-транспортному происшествию?

  2. немедленно остановиться и оставаться на месте происшествия до прибытия сотрудника ГИБДД;

  3. включить аварийную сигнализацию;

  4. принять меры по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим, вызвать медицинских работников, а если это невозможно - отправить пострадавших на попутном или отвести на своем автомобиле в ближайшее медицинское учреждение.

  1. Первая доврачебная помощь при несчастном случае – обморожение?

    1. Повреждение тканей в результате воздействия низкой температуры называется обморожением. Причины обморожения различны, и при соответствующих условиях (длительное воздействие холода, ветер, повышенная влажность, тесная или мокрая обувь, неподвижное положение, плохое общее состояние пострадавшего - болезнь, истощение, алкогольное опьянение, кровопотери и т. д.) обморожение может наступить даже при температуре 3-7°С. Более подвержены обморожению пальцы, кисти, стопы, уши, нос.

    2. Первая помощь заключается в немедленном согревании пострадавшего, особенно обмороженной части тела, для чего пострадавшего надо как можно быстрее перевести в теплое помещение. Прежде всего необходимо согреть обмороженную часть тела, восстановить в ней кровообращение. Наиболее эффективно и безопасно это достигается, если обмороженную конечность поместить в тепловую ванну с температурой 20°С. За 20 - 30 мин. температуру воды постепенно увеличивают до 40°С; при этом конечность тщательно отмывают мылом от загрязнений.

    3. После ванны (согревания) поврежденные участки надо высушить (протереть), закрыть стерильной повязкой и тепло укрыть. Нельзя смазывать их жиром и мазями, так как это значительно затрудняет последующую первичную обработку. Обмороженные участки тела нельзя растирать снегом, так как при этом усиливается охлаждение, а льдинки ранят кожу, что способствует инфицированию (заражению) зоны обморожения; нельзя растирать обмороженные места также варежкой, суконкой, носовым платком.

    4. Можно производить массаж чистыми руками, начиная от периферии к туловищу.

    5. При обморожении ограниченных участков тела (нос, уши) их можно согреть с помощью тепла рук оказывающего первую помощь.

    6. Большое значение при оказании первой помощи имеют мероприятия по общему согреванию пострадавшего. Ему дают горячий кофе,чай, молоко.

    7. Быстрейшая доставка пострадавшего в медицинское учреждение является также первой помощью. Если первая помощь не была оказана до прибытия санитарного транспорта, то ее следует оказать в машине во время транспортировки пострадавшего. При транспортировке следует принять все меры к предотвращению его повторного охлаждения.

Билет № 6


  1. Какие требования охраны труда должен соблюдать водитель по окончании работы?

  2. Поставить автомобиль на место стоянки. После остановки автомобиля, выключить зажигание, отключить массу, затормозить автомобиль стояночным тормозом.

  3. При температуре воздуха ниже 0°С слить воду из системы охлаждения и оставить спускные краники открытыми. Воду сливать только после того, как двигатель остынет до температуры 50 С.

  4. Обо всех замеченных во время работы недостатках сообщить своему непосредственному руководителю

  1. Что необходимо сделать при вывешивании части автомобиля подъемным механизмом?










  1. Первая доврачебная помощь при несчастном случае – термический ожог 2 и 3 степеней?
При ожогах 2 и 3 степени обожженный участок следует закрыть стерильным материалом и направить пострадавшего в лечебное учреждение.

Билет № 7


  1. Какие требования охраны труда должен соблюдать водитель по окончании работ буксировки автомобиля?

      1. Убратьприспособления, инструмент в отведенное для него место.

      2. Вымыть руки с мылом.

      3. О всех недостатках, обнаруженных во время работы известить своего непосредственного руководителя.

  1. Что запрещается делать водителю транспортного средства при пуске двигателя и уходе за ним для предупреждения пожара на автомобильном транспорте?

      1. Во избежание пожара на автомобиле пуск двигателя производить при установленном воздушном фильтре.

      2. Для мойки двигателя снаружи использовать только пожаробезопасные моющие средства.

      3. Запрещается:

  • использовать для этой цели бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости;

  • допускать скопления на двигателе грязи, масла и топлива;

  • оставлять на двигателе обтирочный материал, особенно загрязненный маслом и топливом;

  • подогревать двигатель и другие агрегаты открытым огнем.

  1. Первая доврачебная помощь при несчастном случае – отравление газами?
При отравлении газами пострадавшего вынести или вывести на свежий воздух, дать нюхать нашатырный спирт. В случае остановки дыхания немедленно приступить к проведению искусственного дыхания.

Билет № 8


  1. Какие требования охраны труда должен соблюдать водитель при работе под вывешенным автомобилем?

  1. Вывешивание автомобиля

      1. Вывешивание части автомобиля следует производить подъемниками, домкратами или другими подъемными средствами. В случае отсутствия подъемника вывешивание части автомобиля производится домкратом, талью или погрузчиком. Вывешивание части автомобиля талью или погрузчиком разрешается только с использованием специальных грузозахватных устройств. Запрещается вывешивать часть автомобиля путем зацепления крюка подъемного механизма непосредственно за буксирный крюк автомобиля.

      2. Перед вывешиванием части автомобиля подъемным механизмом необходимо:

  • выключить зажигание (для бензиновых двигателей), перекрыть подачу топлива (для дизельных двигателей),

  • перекрыть магистральный и расходные вентили (для газобаллонных автомобилей);

  • затормозить автомобиль стояночным тормозом (при вывешивании передних колес);

  • установить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение;

  • под неподнимаемые колеса подложить специальные противооткатные упоры (башмаки) в количестве не менее двух;

  • установить домкрат строго вертикально под специально предназначенные для этого на автомобиле места;

  • при подъеме талью цепь или трос должны быть в вертикальном положении;

  • подъем осуществлять плавно, без рывков;

  • под вывешенную часть автомобиля немедленно установить козелки и опустить на них вывешенную часть автомобиля.
˂*> При установке домкрата па грунте необходимо под опору домкрата положить широкую прочную доску.

˂**˃ При замене колеси на линии вместо козелков можно использовать подставки, входящие в штатный комплект автомобиля. Запрещается увеличивать высоту козелков путем подкладки посторонних предметов (досок, кирпичей и т.п.).


      1. Для вывешивания автомобиля (его части) разрешается применять только грузоподъемные механизмы и козелки, допустимая нагрузка на которые не превышает массы поднимаемой части автомобиля.
Грузоподъемные механизмы и козелки должны иметь бирку или надпись с указанием грузоподъемности и срока испытания.

      1. Запрещается применять неисправные подъемные механизмы и козелки и использовать в качестве козелков случайные предметы.

      2. Автомобиль может находиться в вывешенном состоянии на подъемном механизме (кроме подъемника) в течение времени, необходимого на установку козелков (при замене колеса на линии - штатной подставки). При постановке козелков с обеих сторон вывешенной части автомобиля необходимо применять козелки только одинаковой высоты и устанавливать их в места, предусмотренные инструкцией по эксплуатации данной модели автомобиля.

      3. Запрещается производить дополнительный подъем вторым домкратом уже вывешенного на домкрате автомобиля, так как это может привести к его падению.
При необходимости осуществить дополнительный подъем вторым домкратом, вывешенную часть автомобиля следует опустить на козелки, а затем производить дополнительный подъем.

      1. Перед подъемом автомобиля подъемником необходимо следить, чтобы все лапы - подхваты были надежно установлены под автомобиль и при подъеме не возникало перекосов.

      2. При обслуживании автомобиля на подъемнике (гидравлическом, электромеханическом) на пульте управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью "Не трогать - под автомобилем работают люди".

      3. В рабочем (поднятом) положении плунжер гидравлического подъемника должен надежно фиксироваться упором (штангой), гарантирующим невозможность самопроизвольного опускания подъемника.

      4. При работе на поворотном стенде (опрокидывателе) необходимо предварительно надежно укрепить автомобиль на нем, слить топливо из топливных баков и жидкость из системы охлаждения, плотно закрыть маслозаливную горловину двигателя и снять аккумуляторную батарею.

  1. Работа под вывешенным автомобилем

      1. Запрещается выполнять какие-либо работы под автомобилем (на автомобиле), вывешенном на подъемных механизмах (за исключением подъемников), без установки его на козелки.

      2. Перед началом работы необходимо проверить выполнение условий, указанных в п. 4.1.2. В случае невыполнения требований безопасности, указанных в п. 4.1.2., рабочий должен выполнить соответствующие операции сам.

      3. Запрещается производить пуск двигателя, если:

  • автомобиль находится в вывешенном состоянии;

  • под автомобилем находятся люди.

      1. Для работы лежа под автомобилем необходимо пользоваться специальным лежаком.

      2. Необходимо следить, чтобы ноги работающего не высовывались из-под автомобиля во избежание наезда на них другим транспортным средством.

      3. При недостаточном освещении во время работы под автомобилем следует пользоваться переносным исправным светильником напряжением не выше 42 В или переносным электрическим фонарем.

  1. Какие правила нужно соблюдать при укладывании в кузов автомобиля груз?

  • при погрузке навалом грузы располагать равномерно по всей площади кузова, не превышая уровня бортов автомобиля;

  • штучные грузы, возвышающиеся над уровнем борга, должны быть надежно укреплены;

  • высота уложенных грузов не должна превышать габаритных размеров проезжей части, тоннелей и ворот, встречающихся на пути.

  1. Первая доврачебная помощь при несчастном случае – термический ожог 1 степени?
При термическом ожоге I степени обожженное место промыть струей чистой воды, обработать пораженный участок раствором марганцовокислого калия, наложить сухую стерильную повязку.

Билет № 9


  1. Какие требования охраны труда должен соблюдать водитель по окончании работ вывешивания автомобиля?

      1. Привести в порядок рабочее место. Убрать приспособления, инструмент в отведенное для них место.

      2. Если автомобиль остается на специальных подставках (козелках), проверить надежность его установки. Запрещается оставлять автомобиль, агрегат, вывешенный только подъемным механизмом.

      3. Вымыть руки с мылом.

      4. О всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.

  1. Какие условия должны соблюдаться водителем при пользовании наката выполняя погрузочно-разгрузочные работы?

  2. накаты должны быть металлическими, соответствовать весу груза и иметь приспособление для крепления к транспортным средствам или стеллажам, вес каждого наката не должен превышать нагрузку на двух человек;

  3. угол наклона установленных канатов должен быть не более 30 градусов;

  4. расстояние между накатами должно быть таким, чтобы концы труб или бревен выступали за ними не более чем на 1,5 м;

  5. на накатах должно быть предусмотрено устройство, предотвращающее обратное скатывание груза;

  6. исправность и устойчивость накатов необходимо проверять перед каждым их применением;

  1. Первая доврачебная помощь при несчастном случае – подозрение на перелом позвоночника?

При подозрении на перелом позвоночника пострадавшего положить животом вниз на жесткие носилки или щит из досок.

Билет № 10


  1. Что необходимо сделать в случае возгорания автомобиля во время работы на линии?

  2. немедленно остановите автомобиль;

  3. заглушить двигатель;

  4. принять все меры для эвакуации пассажиров (груза) и приступить к тушению пожара.
При тушении пожара на автомобиле необходимо соблюдать личную осторожность -использовать огнетушители, рукавицы, не допускать загорания одежды и ожога лица, рук и т.д.

  1. Какие расстояния должны быть обеспеченны между буксирующим и буксируемым автомобилем на гибкой и жесткой сцепках?
При буксировке на гибкой сцепке должно быть обеспечено расстояние между буксирующим и буксируемым транспортными средствами в пределах 4-6 м. а при буксировке на жесткой сцепке - не более 4 м.

  1. Первая доврачебная помощь при несчастном случае – перелом конечностей?

  2. При переломе конечностей, наложить шину из специальных или подручных средств, длина которой должна быть такой, чтобы она заходила за те два сустава конечности, между которыми произошел перелом.

Локализация документа: www .блог-инженера.рф

23.03.2014 (обновлено 09.05.2019) – Представляем вашему вниманию Билеты для проверки знаний по вопросам охраны труда у водителей автомобилей. Предлагаемый перечень включает десять билетов, в каждом из которых содержится по четыре вопроса. Билеты составлены инженером по охране труда в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами и документами по охране труда.

Билет № 1

1. Порядок допуска к управлению транспортными средствами категории «Е»; «В»; «С»; «Д» .

2. Требования безопасности при заправке автомобиля топливом.

3. Требования безопасности при перевозке людей.

4. Пожаробезопасность.

___________________________________________________________________________

Билет № 2

1. Порядок выполнения работ при ежедневном осмотре технического состояния автомобиля.

2. Требования безопасности при работе на линии.

3. Правила техники безопасности при работе на наждачно-обдирочном и сверлильном станках.

4. Оказание первой помощи при ушибах, переломах, ранениях.

Билет № 3

1. Порядок выполнения работ при ежедневном техническом обслуживании автомобиля.

2. Требования безопасности при работе на газобаллонных автомобилях.

3. Требования безопасности при работе с электроинструментом.

4. Действия при несчастном случае на производстве.

_____________________________________________________________________________

Билет № 4

1. Опасные и вредные факторы, связанные с выполнением работ.

2. Требования к прицепам (полуприцепам), предназначенные для перевозки длинномерных грузов.

3. Порядок выполнения работ при сцепке прицепного оборудования к автомобилю.

4. Действия при пожаре.

_____________________________________________________________________________

Билет № 5

1. Порядок перевозки грузов на автомобильных прицепах.

2. Требования безопасности при работе с инструментом ударного действия.

3. Требования безопасности при работе на автомобиле-самосвале и прицепе-самосвале.

4. Оказание первой помощи при поражении электрическим током.

Книги по охране труда в издательствах , «Альпина Паблишер» , 1С Интерес , «Бамбук» (Украина), Yakaboo (Украина), «Букля» (Украина)

Книги по аттестации рабочих мест по условиям труда в , «Бамбук» (Украина)

Билет № 6

1. Требования безопасности при запуске двигателя автомобиля.

2. Правила техники безопасности при выполнении работ при буксировке.

4. Действия в аварийных ситуациях.

__________________________________________________________________________

Билет № 7

1. Требования безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.

2. Техническое состояние, оборудование и укомплектованность автомобилей.

3. Подготовка и проверка исправности ручного инструмента.

4. Первая помощь пострадавшему при отравлении угарным газом.

_____________________________________________________________________________

Билет № 8

1. Требования безопасности при работе с антифризом.

2. Требования безопасности во время работы автомобиля.

3. Правила техники безопасности при работе с пневматическим инструментом .

4. Порядок использования средств пожаротушения.

_____________________________________________________________________________

Билет № 9

1. Особенности эксплуатации автотранспорта в зимних условиях.

2. Меры безопасности при заправке автомобиля топливом.

3. Требования безопасности при выполнении шиномонтажных работ.

4. Требования безопасности при перевозке людей.

_____________________________________________________________________________

Билет № 10

1. Требования безопасности при применении этилированного бензина.

2. Меры безопасности при работе с паяльной лампой.

3. Передвижение автомобиля под действующими линиями электропередач.

4. Электробезопасность.

_____________________________________________________________________________

Обращаем ваше внимание, что другие материалы по охране труда и аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях вы можете скачать в разделе «Охрана труда ».

Тематический план обучения по охране труда водителя

Номер темы Тема Время изучения темы, час
1 Общие вопросы охраны труда 0,5
2 Законодательство по охране труда 1,0
3 Нормативные документы по охране труда 0,5
4 Организация и управление охраной труда 0,5
5 Обучение работников требованиям охраны труда 1,5
6 Несчастные случаи на производстве 1,0
7 Характеристика условий труда водителя 2,0
8 Требования к организации рабочего места водителя 4,0
9 Требования охраны труда 4,0
10 Санитарно-гигиенические требования к условиям труда водителя 3,0
11 Способы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях 2,0
Итого: 20,0

Программа обучения

Тема 1. Общие вопросы охраны труда

Определение терминов «Охрана труда», «Условия труда», «Вредный (опасный) производственный фактор», «Безопасные условия труда», «Рабочее место», «Средства индивидуальной и коллективной защиты работников», «Производственная деятельность».

Основные направления государственной политики в области охраны труда. Безопасность труда как составная часть производственной деятельности.

Тема 2. Законодательство по охране труда

Трудовой кодекс Российской Федерации. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Обязанности работника в области охраны труда.

Коллективный договор. Содержание коллективного договора. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Трудовой договор. Содержание трудового договора. Срок трудового договора.

Право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены.

Обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования).

Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Порядок выдачи работникам молока или других равноценных пищевых продуктов.

Режим рабочего времени и время отдыха. Продолжительность рабочей недели, ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней. Сменная работа. Сверхурочная работа и ее ограничение. Виды времени отдыха. Перерывы для отдыха и питания. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха. Ежегодные оплачиваемые отпуска и их продолжительность. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.

Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Работы, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет.

Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями. Работы, на которых ограничивается применение труда женщин.

Тема 3. Нормативные документы по охране труда

Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Стандарты предприятия по безопасности труда.

Правила, нормы, типовые инструкции и другие нормативные документы по охране труда.

Инструкции по охране труда, обязательные для работников.

Тема 4. Организация и управление охраной труда

Государственное управление охраной труда. Органы государственного надзора и контроля соблюдения трудового законодательства. Служба охраны труда в организации. Комитет (комиссия) по охране труда.

Тема 5. Обучение работников требованиям охраны труда

Обучение и проверка знаний работников по охране труда. Проведение инструктажей по охране труда: вводного, первичного на рабочем месте, повторного, внепланового, целевого.

Обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов. Периодическое обучение работников безопасности труда и проверка знаний требований охраны труда в период работы.

Тема 6. Несчастные случаи на производстве

Несчастные случаи на производстве, подлежащие расследованию и учету. Обязанности работодателя при несчастном случае на производстве. Порядок расследования несчастного случая на производстве. Оформление материалов расследования несчастного случая на производстве. Действия работника при несчастном случае.

Тема 7. Характеристика условий труда водителя

Виды работ водителя. Наиболее вероятные случаи травматизма и заболеваемости при работе водителем. Опасные и вредные производственные факторы, возникающие при работе. Неблагоприятное воздействие вредных и опасных производственных факторов на организм работника.

Тема 8. Требования к организации рабочего места водителя

Водитель обязан внешним осмотром убедиться в полной исправности автомобиля и проверить:

  • техническое состояние автомобиля, обращая особое внимание на состояние шин, тормозной системы, рулевого управления, приборов освещения и сигнализации, стеклоочистителей, на правильную установку зеркала заднего вида, чистоту и видимость номерных знаков и дублирующих их надписей, а также отсутствие подтекания топлива, масла и воды;
  • давление воздуха в шинах в соответствии с нормами;
  • наличие исправного инструмента и приспособлений;
  • заправку автомобиля топливом, маслом, водой, тормозной жидкостью и уровень электролита в аккумуляторной батарее.

Пуск непрогретого двигателя производить с помощью пусковой рукоятки при нейтральном положении рычага коробки передач. Брать рукоятку в обхват или применять какие-либо рычаги, действующие на нее, не допускается.

После запуска или прогрева двигателя необходимо проверить на ходу работу рулевого управления и тормозов, работу «Стоп-сигнала», указателей поворотов, освещения, а также звуковой сигнал.

В случае обнаружения неисправностей на линию не выезжать до полного их устранения и сообщить об этом администрации автотранспортного отдела.

Заправку автомобиля топливом производить после остановки двигателя.

Тема 9. Требования охраны труда

Прежде чем начать движение с места остановки (стоянки) или выехать из гаража, необходимо убедиться, что это безопасно для рабочих и других посторонних лиц, и подать предупредительный сигнал.

Быть внимательным и осторожным при движении задним ходом. При недостаточной обзорности или видимости следует воспользоваться помощью другого лица.

Скорость движения выбирать с учетом дорожных условий, видимости и обзорности, интенсивности и характера движения транспортных средств и пешеходов, особенностей и состояния автомобиля и перевозимого груза.

Выполнять требования безопасности движения и указания регулировщиков дорожного движения в соответствии с «Правилами дорожного движения».

Оставлять автомобиль разрешается только после принятия мер, исключающих возможность его движения во время отсутствия водителя.

При ремонте автомобиля на линии соблюдать меры предосторожности: съехать на обочину дороги, включить задний свет при плохой видимости, остановить автомобиль с помощью стояночной тормозной системы, включить первую передачу, подложить под колеса упоры. При работе на обочине под автомобилем находиться с противоположной стороны проезжей части.

Водителю не разрешается:

  • управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств;
  • выезжать в рейс в болезненном состоянии или при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения;
  • передавать управление автомобилем посторонним лицам;
  • выполнять буксировку автомобиля с целью пуска двигателя;
  • подогревать двигатель открытым пламенем, а также при определении и устранении неисправностей механизмов;
  • протирать двигатель ветошью, смоченной бензином, и курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков.

При постановке автомобиля на пост технического обслуживания, не имеющего принудительного перемещения, или ремонт затянуть рычаг стояночной тормозной системы и включить первую передачу. Вывесить на рулевое колесо табличку «Двигатель не пускать! Работают люди!».

При ремонте автомобиля содержать рабочее место в чистоте и не загромождать посторонними предметами. Сливать масло и воду только в специальную тару.

Подъем автомобиля домкратом производить без перекосов (домкрат должен стоять вертикально, опираться на грунт всей плоскостью подошвы, головка домкрата должна упираться всей плоскостью в ось или в специально фиксированное место, при мягком грунте под домкрат подложить доску, под остальные колеса подложить башмаки).

На разборочно-сборочных работах применять только исправные приспособления и инструмент. Трудно отвертываемые гайки смочить керосином, а потом отвернуть ключом.

Проверять совпадение отверстия ушка рессоры и серьги только при помощи бородка.

Подтягивать ремень вентилятора, проверять крепление водяного насоса и подтягивать сальники только после полной остановки двигателя.

Работы, связанные с заменой и перестановкой шин, рессор, выполнять только после того, как автомобиль будет установлен на козелки.

Демонтаж шины с диска колеса осуществлять при помощи съемника, накачивать шины в предохранительном устройстве. При накачке шин на линии колесо укладывать замочным кольцом к земле.

Тема 10. Санитарно-гигиенические требования к условиям труда водителя

В течение всей рабочей смены следует соблюдать режим труда и отдыха.

Отдыхать и курить разрешается только в специально отведенных местах.

Для питья следует использовать воду только из питьевых бачков. Использовать другие (случайные) источники не допускается.

Тема 11. Способы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях

Действия водителя при несчастном случае.

Способы оказания первой помощи при кровотечении, ранениях, переломах, вывихах, ожогах, ушибах и растяжении связок.

Способы оказания первой помощи при поражении электрическим током. Правила освобождения пострадавшего, попавшего под действие электрического тока. Искусственное дыхание и наружный массаж сердца.

Аптечка для оказания первой помощи при несчастных случаях.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Уполномоченный

трудового коллектива

. ____________________ « ____ » ______________ 2014 года « ____ » _____________ 2014 года

ПРОГРАММА

ОБУЧЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

(20-часовая программа)

ВВЕДЕНИЕ

Программа обучения водителей легковых автомобилей в ……………….. разработана на основании Трудового кодекса Российской Федерации, «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», утвержденного постановлением Минтруда и Минобразования № 1/29 от 13.01.2003 г, действующих нормативных документов, регламентирующих безопасность труда водителей.

Настоящая программа обучения рассчитана на 20 часов.

Периодическая проверка знаний проводится не реже 1 раза в год в объеме настоящей программы обучения.

По окончании обучения проводится проверка знаний требований охраны труда в виде устного опроса водителей. Комиссия по проверке знаний требований охраны труда утверждается приказом.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

п/п

Наименование темы

Кол-во

часов

Основные положения трудового права в Российской Федерации. Правила внутреннего трудового распорядка

Организация работы по охране труда

Основные вредные и опасные производственные факторы, их влияние на здоровье работающих. Гигиена труда и производственная санитария. Назначение и порядок предварительных и периодических медицинских осмотров работников

Основные понятия об опасности электрического тока

Основные понятия о пожарной безопасности и порядок действия работников при пожаре

Производственный травматизм и мероприятия по его профилактике. Порядок расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве. Возмещение вреда, причиненного работнику увечьем, профзаболеванием, либо иным повреждением здоровья

Приемы оказания первой доврачебной медицинской помощи, в том числе при ДТП

Изучение инструкций по охране труда для водителей легковых автомобилей. Проверка знаний по охране труда работников.

Всего:

20 часов

Тема 1

Основные положения законодательства трудового права

в Российской Федерации и законодательства об охране труда.

Правила внутреннего трудового распорядка.

Ознакомление с Правилами внутреннего трудового распорядка. Обязанности и права работников, правила приема и увольнения. Законодательное регулирование рабочего времени и времени отдыха различных категорий работников. Обязанности работодателя по обеспечению охраны труда на предприятии. Виды наказаний за допущенные нарушения в работе и поощрений за добросовестный труд. Льготы и компенсации за выполнение тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда.

Полномочия трудовых коллективов, их представительных органов и общественных организаций в установлении социально-трудовых отношений, решение трудовых споров. Коллективный договор. Социальное страхование.

Тема 2

Организация работы по охране труда.

Общие принципы организации работы по охране труда в организации. Служба охраны труда, ее функции и основные задачи. Проведение обучения и инструктажа по охране труда.

Тема 3

Основные вредные и опасные производственные факторы, их влияние на здоровье работающих. Гигиена труда и производственная санитария. Назначение и порядок предварительных и периодических медицинских осмотров работников.

Понятие об условиях труда, опасные и вредные производственные факторы, их классификация и влияние на организм человека. Специальная оценка условий труда на рабочих местах. Основные положения производственной санитарии.

Назначение и организация предварительных и периодических медицинских осмотров работников.

Порядок обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.

Тема 4

Основные понятия об опасности электрического тока.

Понятие электробезопасности. Причины поражения электрическим током. Действие электрического тока и электрических полей на организм человека. Типичные случаи поражения человека электрическим током. Технические и организационные мероприятия по обеспечению электробезопасности.

Тема 5

Основные понятия о пожарной безопасности и порядок действия работников при пожаре.

Причины возникновения пожаров. Основные поражающие факторы при пожаре. Меры предупреждения пожаров.

Порядок хранения пожароопасных веществ и материалов. Обеспечение помещений средствами пожаротушения.

Действия должностных лиц и работников предприятия по ликвидации пожара и его последствий. Планы эвакуации при пожарах, правила предупреждения пожаров. Правила пользования первичными средствами пожаротушения, места их расположения.

Тема 6

Производственный травматизм и мероприятия по его профилактике. Порядок расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве. Возмещение вреда, причиненного работнику увечьем, профзаболеванием, либо иным повреждением здоровья.

Понятие несчастного случая на производстве. Порядок расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве.

Понятие профессионального заболевания. Порядок расследования профессиональных заболеваний. Возмещение вреда, причиненного работнику увечьем, профзаболеванием, либо иным повреждением здоровья.

Тема 7

Приемы оказания первой доврачебной медицинской помощи, в том числе при ДТП.

Оказание первой медицинской помощи при электротравмах, обморожениях, ожогах, кровотечениях, обморочных состояниях и других поражениях организма. Основные способы проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца при оказании доврачебной помощи. Оказание первой медицинской помощи при ДТП.

Тема 8

Изучение инструкции по охране труда для водителей легковых автомобилей. Основы безопасности дорожного движения.

Изучение требований инструкции по охране труда для водителей легковых автомобилей, инструкции по охране труда в межсезонное время работы. Основы безопасности дорожного движения.

Программу составил: Специалист (по охране труда)

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.