Правила проведения инвентаризации при банкротстве. Сроки проведения инвентаризации Проведение инвентаризации при банкротстве

20.12.2011

Публично-правовая цель института банкротства - гарантировать баланс прав и законных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве. Достижение главной цели арбитражного управления - максимальное удовлетворение требований кредиторов должника - зависит от деятельности арбитражного управляющего, который обязан принимать меры по защите имущества должника, анализировать его финансовое состояние, исполнять другие функции, действуя добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества. Жалобы на неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей широко используются лицами, участвующими в деле о банкротстве, для зашиты своих прав и нарушенных интересов.

В настоящем обобщении проанализирована правовая природа таких жалоб, основания для их удовлетворения, а также приведены примеры из судебной практики.

В Федеральном законе от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее Закон о банкротстве) рассмотрению жалоб и правовым последствиям их удовлетворения посвящены три статьи: 20.4, и .

За период с 01.01.2011 по 31.10.2011 Пятым арбитражным апелляционным судом рассмотрено 528 дел о банкротстве, из которых значительное количество дел связано с рассмотрением заявлений о признании неправомерными действий (бездействия) арбитражных управляющих. При этом в большей части заявлений ставился вопрос о неправомерности действий (бездействия) арбитражных управляющих, связанных с созывом и проведением собраний кредиторов, проведением инвентаризации и оценки имущества должника, непредставлением информации о расходах процедуры банкротства, очередности удовлетворения требований кредиторов по текущим обязательствам, указанием сведений при опубликовании объявления о введении в отношении должника процедуры банкротства, непредставлением отчета о проведении процедур банкротства, выставлением имущества должника на торги, неправомерном расходовании денежных средств, привлечением арбитражным управляющим специалистов для обеспечения своей деятельности.

Приведем некоторые примеры из практики рассмотренных Пятым арбитражным апелляционным судом заявлений об оспаривании действий (бездействий) арбитражных управляющих.

1. Нарушения арбитражным управляющим Закона о банкротстве, связанные с созывом и проведением собрания кредиторов; проведением инвентаризации имущества должника; непредставлением информации о расходах процедуры банкротства (дело №А24-5947/2008).

Решением арбитражного суда от 13.08.2009 должник признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев. Определением суда утвержден конкурсный управляющий.

Конкурсный кредитор обратился в арбитражный суд с жалобой на действия конкурсного управляющего должника, в которой просил признать ненадлежащим исполнением конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей. В обоснование заявления кредитор указал на непроведение арбитражным управляющим собрания кредиторов должника по требованию конкурсного кредитора в установленный законом срок, сокрытие от конкурсных кредиторов имущества должника путём нарушения правил его инвентаризации и информации о его наличии, а также непредставление информации о расходах конкурсного производства, запрашиваемой конкурсным кредитором.

Определением от 25.01.2011 арбитражный суд первой инстанции в удовлетворении заявления кредитора о признании ненадлежащими действий конкурсного управляющего отказал.

Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, отменил вынесенный судебный акт и признал неправомерными действия (бездействия) конкурсного управляющего должника.

При удовлетворении заявления кредитора должника суд апелляционной инстанции руководствовался правилами пункта 3 статьи 14 Закона о банкротстве, в соответствии с которыми собрание кредиторов по требованию конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов проводится арбитражным управляющим не позднее чем в течение трех недель с даты получения арбитражным управляющим соответствующего требования. Пункт 1 статьи 143 Закона о банкротстве устанавливает обязанность арбитражного управляющего по представлению собранию кредиторов отчета о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в месяц, если собранием кредиторов не установлены более продолжительный период или сроки представления отчета.

Из материалов дела следует, что конкурсный кредитор должника, имеющий 98,60% голосов, в порядке пункта 1 статьи 14 Закона о банкротстве 15.11.2010 обратился к конкурсному управляющему должника с требованием о созыве собрания кредиторов. Собрание кредиторов по данному требованию конкурсным управляющим назначено на 03.12.2010, то есть по истечении установленного пунктом 3 статьи 14 Закона о банкротстве срока. Факт непроведения собрания в установленный законодательством срок арбитражным управляющим не оспаривался.

Суд апелляционной инстанции указал, что непроведение конкурсным управляющим собраний кредиторов, непредставление кредиторам для ознакомления документов, подготовленных к собранию кредиторов, может привести к невозможности надлежащего проведения мероприятий конкурсного производства, а также к невозможности реализации конкурсными кредиторами своего права на контроль за деятельностью конкурсного управляющего, поскольку конкурсный управляющий обязан представлять собранию кредиторов отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства.

При таких обстоятельствах суд признал доказанной неправомерность бездействия конкурсного управляющего должника в части непроведения собрания кредиторов по требованию кредитора в установленный статьей 14 Закона о банкротстве срок, а также непредставления кредиторам для ознакомления документов, подготовленных к собранию кредиторов.

Кредитор просил признать ненадлежащим исполнение конкурсным управляющим обязанности по проведению инвентаризации имущества должника, сокрытии от конкурсных кредиторов информации о его наличии.

При удовлетворении заявления кредитора в указанной части суд апелляционной инстанции руководствовался пунктом 2 статьи 129, пунктом 1 статьи 130 Закона о банкротстве, в соответствии с которыми конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества; провести инвентаризацию и оценку имущества должника.

Данные нормы права не предусматривают конкретные сроки проведения инвентаризации и оценки имущества должника, но исходя из системного толкования правовых нормЗакона о банкротстве, с учетом цели процедуры суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что такие действия должны быть осуществлены конкурсным управляющим в наиболее короткие сроки ввиду особенностей процедуры банкротства, установленных сроков конкурсного производства и соблюдения интересов лиц, участвующих в деле.

Инвентаризация имущества должника конкурсным управляющим на дату рассмотрения жалобы не завершена, в связи с чем апелляционный суд признал, что разумный срок для проведения инвентаризации имущества должника конкурсным управляющим не соблюден.

Исследовав материалы дела, суд апелляционный суд счел, что инвентаризационные описи в нарушение требований пунктов 1.3, 3.17 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обстоятельств, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 №49, не содержат сведений об осмотре инвентаризационной комиссией имущества должника по месту его нахождения, значительная часть имущества, указанная в инвентаризационных описях, не является собственностью должника. Таким образом, инвентаризационные описи содержат недостоверные сведения о составе конкурсной массы.

В силу пункта 1.3 названных Методических указаний инвентаризации подлежит все имущество организации, независимо от его места нахождения, и все виды финансовых обязательств. При проведении инвентаризации устанавливается фактическое наличие имущества, оно сопоставляется с данными бухгалтерского учета, а также проверяется полнота отражения в учете обязательств организации. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, осмотра объектов, обмера. Указанные действия конкурсным управляющим не совершены, инвентаризация данных объектов движимого и недвижимого имущества должника не проведена. Доказательств иного суду не представлено.

Согласно правилам, установленным в части 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).

При таких обстоятельства суд апелляционной инстанции счёл, что в данной ситуации возможно применение вышеуказанных правовых норм по аналогии.

Исходя из изложенного, исследовав материалы дела, учитывая наличие основного договора №01-2007 от 01.10.2007, согласно которому привлеченный специалист обязался оказывать, в том числе и услуги по представлению интересов конкурсного управляющего в судебных заседаниях, а также, что соглашением от 21.05.2009 вносились изменения в договор №01-2007 от 01.10.2007, которыми оплата выполненной привлеченным специалистом работы увеличена с 12000 рублей до 20000 рублей ежемесячно, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что у конкурсного управляющего должника отсутствовала необходимость привлечения специалиста по дополнительным соглашениям по предоставлению аналогичных услуг с отдельной их оплатой.

Кроме того, в силу установленных к арбитражному управляющему квалификационных требований он может осуществлять указанные действия самостоятельно, не привлекая для осуществления этой деятельности иных лиц, поскольку в соответствии с Единой программой подготовки арбитражных управляющих, утвержденной Приказом Росрегистрации от 11.02.2005 N 12, арбитражный управляющий должен обладать комплексными знаниями, включающими познания в области гражданского, налогового, трудового и уголовного права, гражданского, арбитражного и уголовного процесса, бухгалтерского учета и финансового анализа, оценочной деятельности и менеджмента, для осуществления деятельности в качестве арбитражного управляющего.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции счёл необоснованными действия конкурсного управляющего должника по привлечению специалиста для обеспечения возложенных на него обязанностей и произведенные в связи с этим расходы.

В силу пунктов 1 , статьи 24 Закона о банкротстве (в редакции без учета изменений) арбитражный управляющий в своей деятельности обязан руководствоваться законодательством Российской Федерации. При проведении процедур банкротства арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества. Аналогичные обязанности возложены на арбитражного управляющего пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве в редакции Федерального закона от 30.12.2008.

Таким образом, осуществляя полномочия руководителя должника, конкурсный управляющий ограничен Законом о банкротстве и должен действовать в соответствии с задачами конкурсного производства, целью которого является соразмерное удовлетворение требований кредиторов. Оспариваемые же действия конкурсного управляющего по увеличению расходов на оплату привлеченного специалиста не направлены на защиту интересов конкурсных кредиторов и должника, что приведет к увеличению расходов конкурсного производства должника, а потому само по себе противоречит целям процедуры банкротства.

Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.09.2011 №Ф034271/2011 постановление суда апелляционной инстанции по указанному делу оставлено без изменения.

5.3. Как усматривается из материалов дела №А51-20684/2009, решением арбитражного суда от 29.04.2010 должник признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, утвержден конкурсный управляющий.

Федеральная налоговая служба (далее уполномоченный орган) обратилась в суд с заявлением о признании необоснованными действий арбитражного управляющего, выразившихся в необоснованном привлечении на стадии банкротства - наблюдение специалиста Л. по договору возмездного оказания услуг от 20.12.2009 №01У; необоснованных расходах по оплате услуг привлеченного специалиста Ш. по договору возмездного оказания услуг от 01.05.2010 №01К-У за счет конкурсной массы должника.

Определением арбитражного суда первой инстанции от 27.01.2011 в признании необоснованными действий арбитражного управляющего по привлечению специалиста Л. и оплате услуг специалиста Ш. отказано. Определение суда первой инстанции апелляционным судом отменено. Признаны необоснованными действия арбитражного управляющего по привлечению в процедуре наблюдения специалиста по договору возмездного оказания услуг от 20.12.2009 №01У, в остальной части заявления уполномоченного органа о признании необоснованными действий конкурсного управляющего должника отказано.

Отменяя судебный акт первой инстанции, апелляционный суд установил, что 20.12.2009 между должником в лице временного управляющего (заказчик) и индивидуальным предпринимателем (исполнитель) заключен договор возмездного оказания услуг №01У, в соответствии с которым исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, указанные в пункте 1.2 настоящего договора, а заказчик обязуется оплатить эти услуги (пункт 1.1 договора). Пунктом 1.2. указанного договора определено, что исполнитель обязуется оказать услуги по сопровождению процедуры наблюдения, введенной в отношении должника. Стоимость услуг по сопровождению процедуры наблюдения в месяц составляет 20000 рублей, без НДС. В стоимость вышеуказанных услуг не включаются командировочные и иные накладные расходы исполнителя, оплачиваемые заказчиком по отдельному счету, на основании данных о фактически израсходованных суммах. В отчете временного управляющего отражена информация о привлечении специалиста по сопровождению процедуры наблюдения по договору возмездного оказания услуг от 20.12.2009 №01У. Сумма вознаграждения привлеченного специалиста составила 86,45 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право привлекать для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено настоящим Федеральным законом , стандартами и правилами профессиональной деятельности или соглашением арбитражного управляющего с кредиторами.

Оплата услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности, может быть признана арбитражным судом необоснованной по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, в случаях, если услуги не связаны с целями проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, или возложенными на арбитражного управляющего обязанностями в деле о банкротстве либо размер оплаты стоимости таких услуг явно несоразмерен ожидаемому результату (пункт 5 статьи 20.7 Закона о банкротстве).

Согласно разъяснениям, данным в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 года N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве", при привлечении иных лиц арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества, в том числе привлекать их лишь тогда, когда это является обоснованным, и предусматривать оплату их услуг по обоснованной цене.

Из материалов дела следует, что привлеченным специалистом исполнены следующие виды работ: копирование документов, конвертирование писем, составление описей писем; подготовка и написание отзывов на заявленные кредиторами требования; подготовка к участию представителей в судебных заседаниях по рассмотрению требований кредиторов; подготовка документа анализа финансово-экономического состояния должника; содействие временному управляющему в подготовке и организации первого собрания кредиторов, подготовка бюллетеней для голосования, журнала регистрации участников собрания, направление документов первого собрания в суд; направление отчета временного управляющего и протокола первого собрания в саморегулируемую организацию, иные текущие мероприятия. Таким образом, действия, осуществляемые привлеченным специалистом в рамках исполнения обязательств по договору оказания услуг, не связаны с наличием у него каких-либо специальных познаний, которые отсутствуют у временного управляющего.

В силу установленных к арбитражному управляющему квалификационных требований в соответствии с Единой программой подготовки арбитражных управляющих, утвержденной Приказом Росрегистрации от 11.02.2005 N 12, последний может осуществлять указанные действия самостоятельно, не привлекая для осуществления этой деятельности иных лиц, в связи с чем апелляционный суд пришёл к выводу, что оказанные услуги не требуют специальных познаний, конкурсный управляющий переложил выполнение своих обязанностей на иное лицо, что, учитывая стаж и опыт арбитражного управляющего, не вызвано необходимостью.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции признал действия временного управляющего должника по привлечению специалиста для обеспечения возложенных на него обязанностей необоснованными.

Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14.06.2011 №Ф03-2140/2011 постановление суда апелляционной инстанции по указанному делу оставлено без изменения.

Подготовлено судьей Н.А. Скрипкой, помощником судьи Мамаевой Н.А. (2 судебный состав).

К ним относятся автомобили грузового и легкового типа, техника сельскохозяйственного назначения, мотоциклы, транспорт, передвигающийся по воздуху или воде.

  • Акции и ценные бумаги.
  • Факт участия в ООО.
  • Все денежные средства в виде наличных или банковских счетов.
  • Драгоценные аксессуары и украшения.
  • Предметы роскоши.

Кроме перечня собственности, в документальном виде оформляется правовая составляющая процесса инвентаризации при банкротстве. Арбитражный управляющий оценивает имущество, составляя на основе полученных данных конкурсную массу. Единственное жильё и имущество, цена которому меньше 10 000 рублей, исключается из описи. Инвентаризационные сроки при банкротстве Раннее на инвентаризацию могло уйти около 6 месяцев. При этом время, предназначенное на осуществление этого процесса, никак не регулировалось.

Инвентаризация при процедуре несотоятельности

Внимание

Нормативно-правовые документы, регламентирующие проведение инвентаризации при банкротстве Инвентаризация при банкротстве предприятия проводится при соблюдении Федерального Закона «О бухгалтерском учете», Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, а также на момент ликвидации организации порядок проведения инвентаризации частично регулируется нормами Федерального Закона «О несостоятельности». Особенности проведения процедуры в условиях несостоятельности компании. Инвентаризация при ликвидации предприятия ничем не отличается от обычной и состоит из нескольких последовательных этапов.


На первом этапе проводится передача инвентаризационной комиссии всей необходимой документации. Второй этап заключается в установлении фактического наличия имущества компании: основных средств, товарно-материальных ценностей и обязательств.

Инвентаризация в процедуре несостоятельности

Главная → Бухгалтерские консультации → Инвентаризация Обновление: 9 февраля 2017 г. Инвентаризации бывают добровольными и обязательными. В зависимости от вида проверки сроки проведения инвентаризации устанавливаются по-разному.
В случае инициативной (добровольной) проверки порядок и сроки проведения инвентаризации в организации устанавливаются ею самостоятельно. В случае проверки обязательной определенные правила проведения инвентаризации предписывает законодательство. Поговорим о них подробнее. Сроки инвентаризации перед составлением годовой отчетности Каждая компания должна проводить инвентаризацию хотя бы раз в год до составления годовой отчетности по бухгалтерии.
Такой проверкой компания устанавливает фактическое состояние своего имущества и при необходимости вносит корректировки в данные учета. Когда нужно проводить такую инвентаризацию? Обратимся к нормативным актам.

Инвентаризация при банкротстве юридического лица

Важно

Законом о несостоятельности компаний предусмотрено введение одного из или последовательно четырех этапов:

  1. наблюдения,
  2. финансового оздоровления,
  3. внешнего управления,
  4. конкурсного производства.

На этапе наблюдения происходит поиск мер по сохранению имущества должника, назначается временный управляющий, который собирает информацию о возможностях компании и составляет реестр требований кредиторов. Также на этапе наблюдения проводится собрание кредиторов, которое утверждает одну из трех последующих процедур и назначает арбитражного управляющего. На этапе финансового оздоровления руководитель компании управляет ей совместно с административным управляющим и под надзором комитета кредиторов.


На этапе внешнего управления руководство компании отстраняется от управления и назначается внешний управляющий.

Инвентаризация при банкротстве

Оплачивают инвентаризационную процедуру те лица, которые проголосовали за её проведение.

  • Описанные в результате инвентаризационного процесса имущественные ценности реализуются на торгах.
  • Начальная цена объектов описи на торгах определяется конкурсными кредиторами. Если между ними возникли какие-либо разногласия, каждый из них вправе обратиться с претензией в арбитражный суд. Продажа залогового имущества организуется в соответствии с положениями Федерального закона.
  • Если арбитражный управляющий не исполнил свои обязанности или кредиторы отказались от каких-либо претензий к должнику, владелец имущества восстанавливается в своих правах.

Проведение инвентаризации имущества должника в период конкурсного производства

Правила, определяющие сроки инвентаризации, содержатся в приказах Минфина (от 13.06.95 № 49 и от 29.07.98 № 34н). По этим правилам:

  • инвентаризация проводится ежегодно до составления годовой отчетности по бухгалтерии;
  • инвентаризация ОС может проводиться раз в три года;
  • если в отношении какого-то имущества инвентаризация проводилась в 4-м квартале отчетного (календарного) года, то в отношении этого имущества повторную инвентаризацию проводить не требуется.

Возникает вопрос, когда именно нужно провести годовую инвентаризацию. Здесь есть некоторые нюансы, которые следует иметь в виду. В отношении имущества компании такая инвентаризация должна состояться в 4-м квартале года, за который готовится отчетность (за исключением ОС, в отношении которых в правилах есть оговорка о проведении инвентаризации раз в три года).

Инвентаризация в банкротстве

Инфо

Вместе с тем годовая инвентаризация должна проводиться и в части обязательств компании. И в этой части наличие обязательств компании должно устанавливаться по состоянию на 31 декабря года, за который готовится отчетность. Такой вывод был сделан Минфином России (письмо от 09.01.13 № 07-02-18/01).


Из этого следует, что и сверку расчетов с контрагентами компании целесообразно проводить по состоянию на 31 декабря. В этом случае при выявлении в результате такой сверки обязательств компании их можно будет отразить в учете и отчетности. Сроки проведения инвентаризации конкурсным управляющим Одним из случаев обязательного проведения инвентаризации, который устанавливает законодательство, является конкурсное производство в отношении компании-банкрота.

Порядок и сроки проведения инвентаризации

N 222-ФЗ) 2. Конкурсный управляющий обязан: принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества в срок не позднее трех месяцев с даты введения конкурсного производства, если более длительный срок не определен судом, рассматривающим дело о банкротстве, на основании ходатайства конкурсного управляющего в связи со значительным объемом имущества должника. Таким образом закон чётко определил срок проведения инвентаризации. Для надлежащей инвентаризации имущества должника конкурсному управляющему необходимо выявить имущество должника независимо от места его нахождения, имущественные права должника; предпринять все возможные меры по истребованию документов, сведений в отношении имущества и имущественных прав должника, установить местонахождение имущества должника, предпринять меры по истребованию имущества должника из чужого незаконного владения.

Сроки проведения инвентаризации

Понятие банкротства определяется Федеральным Законом «О несостоятельности». Процесс инвентаризации при этом регулируется 70, 99 и 129, 213.26 статьями настоящего положения. Согласно им инвентаризация при банкротстве состоит из нескольких этапов:

  1. Передача необходимых документов комиссии по инвентаризации.
  2. Установления того имущества, которое по факту находится у физического или юридического лица.
  3. Анализ данных, который сравнивает фактическое наличие имущества с тем, что отражают документы.
  4. Документальное оформление результатов проверки. Они должны отражать выявленные расхождения.

На основании результатов инвентаризации удовлетворяются требования кредиторов. Инвентаризация в случае банкротства предприятия Инвентаризация подразумевает собой передачу ценностей предприятием арбитражному управляющему. Его работа заключается в их сохранении и описи.
Главная Свежие новости на сегодня Инвентаризация при банкротстве юридического лица На завершающей фазе процедуры несостоятельности юридического лица вводится конкурсное производство, проходящее под контролем арбитражного суда. С этого момента должник признается банкротом и главной задачей конкурсного управляющего становится проведение полной инвентаризации и оценки имущества предприятия. Из него складывается конкурсная масса для соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Оглавление

  • 1 Инвентаризация имущества
  • 2 Цели инвентаризации при банкротстве предприятия
  • 3 Сроки инвентаризация в банкротстве

Инвентаризация имущества Арбитражный управляющий принимает в ведение имущество должника и последовательно проводит опись активов. Кроме того, он должен обеспечить сохранность ценностей.

Правила проведения инвентаризации при банкротстве

Положения по ведению бухгалтерского учета, для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.Таким образом, инвентаризация представляет собой определенную последовательность практических действий по документальному подтверждению наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации с целью обеспечить достоверность данных учета и отчетности. Основу любой инвентаризации составляет проверка фактического наличия материальных ценностей, имущественных прав и обязательств силами специально созданной в организации комиссии.

1. В течение десяти рабочих дней с даты включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о результатах инвентаризации имущества должника конкурсный кредитор или уполномоченный орган, если размер требования конкурсного кредитора или размер требования уполномоченного органа превышает два процента общей суммы требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, вправе направить конкурсному управляющему требование о привлечении оценщика с указанием состава имущества должника, в отношении которого требуется проведение оценки.

Повторная оценка имущества должника, в отношении которого ранее уже было заявлено требование о проведении оценки в соответствии с настоящим пунктом, проводится в случае, если конкурсные кредиторы или уполномоченные органы примут на себя расходы на ее проведение.

1.1. В течение одного месяца с даты окончания инвентаризации предприятия должника или оценки имущества должника (далее в настоящей статье - имущество должника) в случае, если такая оценка проводилась по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа в соответствии с настоящим Федеральным законом, конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения свои предложения о порядке продажи имущества должника, включающие в себя сведения:

подлежащие включению в сообщение о продаже имущества должника в соответствии с пунктом 10 статьи 110 настоящего Федерального закона;

о средствах массовой информации и сайтах в сети "Интернет", где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже имущества должника, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения;

о специализированной организации, которую предлагается привлечь в качестве организатора торгов.

Порядок продажи имущества должника может предусматривать, что, если имущество должника не было реализовано на первых торгах, имущество должника подлежит продаже по частям, начиная с новых первых торгов, при этом исчисление сроков, установленных для продажи имущества должника, начинается заново.

Порядок, сроки и условия продажи имущества должника должны быть направлены на реализацию имущества должника по наиболее высокой цене и должны обеспечивать привлечение к торгам наибольшего числа потенциальных покупателей.

В случае, если в течение двух месяцев с даты представления конкурсным управляющим собранию кредиторов или в комитет кредиторов предложения о продаже имущества должника собранием кредиторов или комитетом кредиторов не утверждено также предложение, включающее в себя сведения о составе имущества должника, о сроках его продажи, о форме торгов, об условиях конкурса (в случае, если продажа имущества должника в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса), о форме представления предложений о цене имущества должника, о начальной цене его продажи, о средствах массовой информации и сайтах в сети "Интернет", где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже имущества должника, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения, конкурсный управляющий, конкурсный кредитор и (или) уполномоченный орган, если размер включенной в реестр требований кредиторов кредиторской задолженности перед ним составляет более двадцати процентов общего размера кредиторской задолженности, включенной в реестр требований кредиторов, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об утверждении порядка, сроков и условий продажи имущества должника.

Определение арбитражного суда об утверждении порядка, сроков и условий продажи имущества должника может быть обжаловано.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В случае возникновения в ходе конкурсного производства обстоятельств, в связи с которыми требуется изменение порядка, сроков и (или) условий продажи имущества должника, конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения соответствующие предложения относительно таких изменений.

3. После проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Оценка имущества должника осуществляется в порядке, установленном статьей 130 настоящего Федерального закона. Денежные средства, вырученные от продажи имущества должника, включаются в состав имущества должника.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.

При продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 настоящего Федерального закона, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена. При этом начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах.

Рассмотрение организатором торгов представленной заявки на участие в торгах и принятие решения о допуске заявителя к участию в торгах осуществляются в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона.

При отсутствии в установленный срок заявки на участие в торгах, содержащей предложение о цене имущества должника, которая не ниже установленной начальной цены продажи имущества должника, снижение начальной цены продажи имущества должника осуществляется в сроки, указанные в сообщении о продаже имущества должника посредством публичного предложения.

Право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, который представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, при отсутствии предложений других участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие различные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, предложившему максимальную цену за это имущество.

В случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие равные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, который первым представил в установленный срок заявку на участие в торгах по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

С даты определения победителя торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращается.

5. Имущество должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату до даты открытия конкурсного производства составляет менее чем сто тысяч рублей, продается в порядке, установленном решением собрания кредиторов или комитета кредиторов.

6. Действие положений настоящей статьи не распространяется на случаи реализации имущества должника, которое является продукцией, изготовленной должником в процессе своей хозяйственной деятельности.

Особенности проведения инвентаризации в условиях несостоятельности хозяйствующего субъекта

Порядок проведения инвентаризации ¾ одного из обязательных приемов бухгалтерского учета ¾ регламентируется в РФ Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Кроме того, на момент ликвидации организации порядок проведения инвентаризации частично регулируется нормами Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

О возникновении инвентаризации как основного приема бухгалтерского учета можно сказать словами О.О. Бауэра: «…инвентаризация составляет часть бухгалтерии и поэтому ее возникновение находится в тесной связи с возникновением самой бухгалтерии. Инвентаризацию можно считать первой ступенью развития бухгалтерии…» . Инвентаризация представляет собой определенную последовательность практических действий по документальному подтверждению наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации с целью обеспечения достоверности данных учета и отчетности и выполнения контрольной функции учета.

Слово «инвентарь» (от латинского inventar или inventarium - опись) на современном этапе означает «совокупность предметов». Инвентарь играет главную роль в информационной системе бухгалтерского учета, предоставляя исчерпывающий перечень всех составных частей имущества и обязательств хозяйствующего субъекта не только в денежном, но и в натуральном выражении, подчеркивая индивидуальные свойства вещей или прав. Первоначально инвентаризация носила информационный характер, собственник просто хотел узнать, что у него есть. Со временем она приобрела контрольный характер: все имущество распределялось между конкретными людьми, вводился текущий учет всех поступлений и выдач. Периодически данные этого учета сравнивались с тем, что было в наличии. Исторически сложившаяся в статической практике роль инвентаризации заключалась в выявлении имущественного положения собственников и построении баланса фиктивной или реальной ликвидации.

Основоположником статической практики следует признать Ж.П. Савари (1675 г.), которым обоснована теория многообразия балансов. Информационную базу системы балансов Ж.П. Савари составляли данные физической инвентаризации в конце отчетного периода и построенный по ним баланс фиктивной ликвидации ¾ проверки на банкротство.

Идеи Жака Савари об обязательности проведения инвентаризации сохранили свою актуальность и в рыночных условиях хозяйствования. На современном этапе проведение инвентаризации заключается в сопоставлении данных фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета. В некоторых случаях данные, полученные в ходе проведения инвентаризации, не только выступают базой сравнения с учетными данными, но и при отсутствии последних служат основой последующего построения системы бухгалтерского учета организации-должника.


Обязательность проведения при ликвидации юридического лица инвентаризации имущества определена в п. 2 ст. 12 Закона «О бухгалтерском учете» и в п. 2 ст. 129 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» . Начиная с процедуры внешнего управления (п. 2 ст. 99), законодательство о несостоятельности вменяет в обязанности арбитражного управляющего проведение инвентаризации имущества организации-должника, хотя право на участие в инвентаризации имеет и административный управляющий на этапе финансового оздоровления (п.4 ст. 83). При этом проведение инвентаризации обязательств установлено только в Законе «О бухгалтерском учете», что в условиях несостоятельности можно объяснить лишь обязательностью формирования реестра требований кредиторов - документа, в котором указываются сведения о каждом кредиторе, размере его требований по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, об очередности удовлетворения каждого требования. Реестр закрывается по истечении срока, указанного в сообщении арбитражного управляющего.

Основу любой инвентаризации составляет полная или частичная проверка фактического наличия всех категорий материальных ценностей, имущественных прав и обязательств с привлечением специально созданной комиссии. Инвентаризация проводится в несколько последовательных взаимодополняющих этапов.

Первый этап, называемый подготовительным , заключается в передаче инвентаризационной комиссии всей необходимой документации, способствующей установлению наличия остатков на счетах бухгалтерского учета.

Второй этап условно можно назвать арифметическим , т.е. основанным на установлении натуральных показателей (фактического наличия имущества и обязательств).

Третий этап - оценочный , он предусматривает стоимостную оценку полученных фактических данных.

Четвертый этап ¾ аналитический , он включает анализ и сравнение фактических данных с данными бухгалтерского учета.

Пятый этап ¾ заключительный , состоит в оформлении результатов инвентаризации и отражении выявленных расхождений в учете и отчетности.

В условиях несостоятельности инвентаризация по степени значения для хозяйствующего субъекта приравнивается к обязательной ежегодной и должна охватывать все категории имущества и обязательств. Законодательными и нормативными актами предусмотрен специальный порядок ее проведения, по результатам инвентаризации уточняют данные бухгалтерского учета организации-должника.

Ввиду реабилитационного характера процедуры внешнего управления инвентаризация на данном этапе скорее играет второстепенную роль, чем при ликвидации организации-банкрота на этапе конкурсного управления. По существу, когда цель внешнего управления заключается в смене собственника на имущественный комплекс должника, разница между внешним управлением и конкурсным производством становится условной, ибо результат в обоих случаях один. Существенной особенностью внешнего управления становится только представление внешнему управляющему большей свободы в части распоряжения имуществом должника. При этом внешнее управление становится лишь промежуточной процедурой, в течение которой внешним управляющим отчуждается в интересах определенных лиц «полезное» имущество должника. В этой связи возникает необходимость исследования роли инвентаризации в ликвидационных процедурах.

В ходе проведения процедур конкурсного управления организацией-банкротом арбитражный управляющий часто получает в ведение разоренное и разворованное предприятие с «заброшенными» документами, не подготовленными и не сданными отчетами в налоговые органы, не говоря уже об открытом или скрытом противодействии персонала должника деятельности управляющего, хотя действующее законодательство (п. 2 ст. 126 Закона ) обязывает их в течение трех дней с момента назначения конкурсного управляющего обеспечить передачу в его ведение бухгалтерской и иной документации, печатей, штампов, материальных и иных ценностей. Кроме того, конкурсному управляющему в большинстве случаев приходится оспаривать в судебном порядке (ст. 103 Закона ) договора по отчуждению имущества и погашению обязательств путем признания их недействительными или ничтожными, в связи с чем появляется необходимость в первичных документах и иной информации, сбор которой начинается в ходе инвентаризации. Порядок и сроки проведения инвентаризации утверждаются ликвидационной комиссией, назначаемой общим собранием учредителей.

Инвентаризация имущества и обязательств на этапе конкурсного управления (рис. 5.2) проводится до составления промежуточного баланса. Нормативной базой, определяющей порядок проведения инвентаризации, выступает «Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. № 49 . При большом объеме работ создается несколько рабочих инвентаризационных комиссий, в состав которых кроме работников должника должны входить представители арбитражного управляющего или независимых аудиторских организаций.

Инвентаризация при ликвидации организации ничем не



отличается от инвентаризации в обычных условиях хозяйствования. При этом проверке подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения, имущество, не принадлежащее ей на правах собственности, но числящееся в бухгалтерском учете, а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам. В ходе инвентаризации проводится анализ сделок по отчуждению активов и начинается работа по оспариванию сделок, противоречащих закону. Арбитражный управляющий может потребовать от своего имени признания недействительной сделки, совершенной должником с заинтересованным лицом, если в результате исполнения указанной сделки кредиторам или должнику были или могут быть причинены убытки.

На протяжении длительного времени проблема опровержения сделок была одной из наиболее спорных и сложных в конкурсном праве, так как всегда затрагивала интересы контрагентов должника, которые, вступая в сделку, могли не знать о финансовых сложностях должника и соответственно быть заинтересованы в сохранении силы сделки.

Конкурсное право выработало две теории, лежащие в основе опровержения сделок, ¾ субъективную и объективную . Суть субъективной теории состоит в том, что недействительными признаются лишь те сделки, в которых действия кредитора были направлены на причинение вреда должнику. Объективная теория делает упор на признании сделок недействительными с некими объективными факторами, например, с периодом, в течение которого заключена сделка, с видом сделки и т.п. Действующее законодательство исходит только из объективной теории, что рассматривается как один из существенных недостатков.

При отсутствии в организации финансовой службы работникам бухгалтерии совместно с членами ликвидационной комиссии необходимо наряду с инвентаризацией провести анализ некоторых показателей:

¾ активов организации, чтобы определить их характеристики, состояние, степень ликвидности, возможную цену продажи;

¾ дебиторской задолженности для оценки возможности ее взыскания, ликвидности долга при его продаже, уточнения сроков получения долгов;

¾ кредиторской задолженности для выяснения структуры и реального объема обязательств.

Нельзя не согласится с мнением М.В. Зотовой , что для выявления имущества, обязательств и их движения конкурсному управляющему необходима помощь различных государственных органов и организаций-контрагентов. Документом, обязывающим запрашиваемые структуры предоставлять сведения о должнике, выступает решение арбитражного суда о признании организации банкротом, поскольку с этого момента согласно законодательству все сведения о финансовом состоянии должника перестают носить конфиденциальный характер и не рассматриваются как коммерческая тайна.

Одним из основных источников информации об организации-банкроте выступают сведения, имеющиеся в территориальной инспекции Федеральной службы Российской Федерации по налогам и сборам, а именно:

¾ устав и иные учредительные документы, которые содержат сведения о полномочиях должностных лиц, структуре организации, наличии обособленных подразделений, зависимых и дочерних обществ;

¾ данные бухгалтерской и налоговой отчетности, представленные в налоговую инспекцию до признания организации банкротом; указанные формы отчетности позволяют сделать вывод о наличии имущества организации, исходя из того, какие налоги уплачивались;

¾ сведения о банковских счетах должника в кредитных организациях, необходимые для закрытия счетов в соответствии со ст. 133 Закона о несостоятельности*;

¾ расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности используется при инвентаризации расчетов, направлении претензий к дебиторам и проверке обоснованности претензий кредиторов;

¾ сведения о руководителе и главном бухгалтере.

Если руководитель организации-должника или его местонахождение неизвестны, то на основании решения суда о признании должника банкротом и назначении конкурсного управляющего можно получить исполнительный лист и наряду с обращением в правоохранительные органы возбудить исполнительное производство для принудительного исполнения решения арбитражного суда, что может способствовать поиску руководителей должника.

Инвентаризация в ходе конкурсного производства ¾ это не только сличение фактических остатков материальных ценностей с учетными данными, но и комплексная процедура анализа и аудита сделок с имуществом и обязательствами, позволяющая расторгнуть сделки, приведшие к ущемлению интересов должника или к неправомерному удовлетворению требований кредиторов, и возвратить выбывшее имущество в конкурсную массу. В юридических документах содержится информация о выплате вознаграждений, подписании договоров, приобретении собственности, слиянии или предоставлении долгосрочных займов, обеспечении гарантий, определении круга лиц, имеющих право подписи. Необходимо собрать сведения о видах деятельности, организационной структуре, партнерах, долгосрочных планах, наличии филиалов или зависимых хозяйствующих единиц, истории развития организации, степени ответственности и правах руководителей разных уровней. Эта информация позволит определить возможные пути вывода активов из-под контроля организации, отследить использованные схемы и принять наиболее рациональные меры по возврату имущества.

Один из актуальных вопросов, который нужно выяснить в ходе инвентаризации, ¾ определение взаимоотношений должника с дочерними и зависимыми организациями, вида и объемов хозяйственных операций между ними, а также сведений о передаче имущества между филиалами и головным предприятием, займах и финансовой помощи, оформлении взаимной задолженности. При этом выясняется, не проводились ли сделки в пользу зависимых организаций в ущерб другим кредиторам в период признания предприятия несостоятельным. Филиалы как структурные подразделения организации могут выделяться либо не выделяться на отдельный баланс.

В условиях, когда филиал выделен на отдельный баланс, расчеты с ним головное предприятие отражает на счете 79 «Внутрихозяйственные расчеты», к которому могут быть открыты следующие субсчета: 79/1 «Расчеты по выделенному имуществу», 79/2 «Расчеты по текущим операциям».

При этом в учете головного предприятия должно быть дебетовое сальдо по счету 79 «Внутрихозяйственные расчеты», а в учете филиала ¾ кредитовое. Если же филиал на отдельный баланс не выделен, операции, которые он осуществляет, отражаются на отдельных субсчетах счетов учета производственных затрат: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».

Поскольку филиал не выступает в качестве юридического лица, то ответственность по его обязательствам несет головное предприятие, следовательно, требования, предъявляемые ГК РФ к ликвидируемым юридическим лицам, не действуют в процессе ликвидации филиала. Поскольку филиал не обладает правом собственности на переданное ему имущество и действует по доверенности головного предприятия, претензии кредиторов могут быть обращены только на имущество головного предприятия. Следовательно, уведомлять кредиторов филиала о его ликвидации не обязательно.

Для повышения эффективности процедур поиска и возврата имущества, обоснованного его списания с учета необходимо уделять значительное внимание структуре бухгалтерского баланса как основного источника информации для участников судебных разбирательств в процедурах несостоятельности. Структуру имущества организации-банкрота можно представить следующим образом:

¾ имущество, отраженное в бухгалтерском учете и имеющееся в наличии;

¾ имущество, отраженное в бухгалтерском учете либо договорной или технической документации, но не выявленное в ходе инвентаризации;

¾ имущество, не числящееся в учете, но имеющееся в наличии (инструмент, инвентарь, оборудование, созданное силами работников и не принятое к учету, неоприходованные запасные части и материалы, полученные от демонтажа основных средств, используемые объекты с истекшим сроком полезного использования).

В инвентаризационных описях должно быть отражено фактическое наличие имущества по этим трем группам, которое сопоставляется с данными бухгалтерского учета. Для инвентаризации в условиях конкурсного производства характерно то, что проводящие ее лица (ликвидационная комиссия) не заинтересованы в корректировке фактических данных под цифры учета, что может иметь место на действующем предприятии. Если имущество отражено в балансе, а фактически его нет, то следует проводить мероприятия по розыску. Данные действия необходимы в любом случае, поскольку не исключены бухгалтерские ошибки или умышленное невключение активов в показатели баланса. По мнению В.В. Панкова , дополнительными источниками получения достоверной информации об имуществе организации-должника на данном этапе служат сведения из комитета по управлению имуществом, ФНС РФ, регистрационной палаты, ГИБДД, территориального земельного комитета и т.д. Обращение в указанные органы позволяют получить исчерпывающие сведения об имуществе, владельцем которого на момент открытия конкурсного производства выступает организация-банкрот.

Одновременно следует направлять запросы бывшим должностным лицам с требованием предоставить документацию по интересующим вопросам и составлять акты в случае отказа. Если искомое имущество находится в незаконном пользовании у третьих лиц, то оно должно быть изъято добровольно или в судебном порядке через возбуждение исполнительного производства.

Кроме того, значительный объем информации можно получить из первичных документов и регистров бухгалтерского учета, находящихся в архиве организации. К таким документам относятся:

¾ инвентаризационные описи предыдущих лет;

¾ документы о выбытии имущества, договора аренды, купли-продажи, дарения, поставки, безвозмездной передачи;

¾ акты описи арестованного и опечатанного имущества;

¾ схемы, чертежи, фотографии инвентарных объектов основных средств и незавершенного строительства;

¾ технические паспорта или другая техническая документация;

¾ различные регистры бухгалтерского учета, акты списания, выбраковки, приказы, распоряжения руководства и т.д.

В инвентаризационных описях следует обособленно отражать имущество, которое не включается в конкурсную массу, а именно: социально значимые объекты (дошкольные, школьные, лечебные, спортивные сооружения), объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения. И жилищный фонд, и непроданные социально значимые объекты подлежат передаче в собственность муниципального образования в лице органов местного самоуправления при принятии такого решения собранием кредиторов, при этом конкурсный управляющий обязан уведомить названные органы. Цель данной нормы Закона ¾ сохранение социально-коммунальных объектов, их материальной базы и кадрового потенциала и обеспечение интересов населения. Это способствует решению важнейшей экономической проблемы ¾ освобождению производства от несвойственных ему функций, повышению инвестиционной привлекательности хозяйствующего субъекта, ускорению процесса его продажи.

Из конкурсной массы исключаются имущественные права, связанные с личностью должника, к числу которых относят лицензии на осуществление определенных видов деятельности. Следовательно, стоимость подобных объектов подлежит списанию с отнесением на финансовые результаты.

Если на имущество или его часть был наложен арест или обращено взыскание по исковым заявлениям налоговых органов, поставщиков или по фактам проверки федеральной налоговой службой в качестве обеспечения уплаты налогов или выполнения обязательств по договорам, то ограничения распоряжаться этим имуществом снимаются с момента открытия конкурсного производства и оно инвентаризируется в общем порядке.

В отношении имущества, непригодного для продажи, комиссия принимает решение о его списании и утилизации, руководствуясь положениями по бухгалтерскому учету соответствующего вида имущества. При списании объектов, подлежащих государственной регистрации, следует оформить необходимые документы в регистрирующих органах.

Целесообразно проверить списание дебиторской задолженности организацией-банкротом за некоторый период на основании бухгалтерских документов, переписки. Даже если организацией-банкротом задолженность была списана, конкурсный управляющий должен принимать меры к ее взысканию до истечения срока исковой давности. Следует направить уведомления о ликвидации и акты сверки задолженности всем дебиторам, выявленным по данным бухгалтерского учета.

Согласно п. 77 Положения истребованная, но не полученная дебиторская задолженность делится на два вида:

1) задолженность, по которой срок исковой давности истек;

2) другие долги, нереальные для взыскания.

Оценивая дебиторскую задолженность, необходимо иметь в виду, что ст. 196 ГК РФ устанавливает общий срок исковой давности по дебиторской задолженности в три года, если участниками договора не предусмотрены другие сроки. При отнесении дебиторской задолженности к нереальной для взыскания следует помнить, что в соответствии со ст. 419 ГК РФ обязательства организации-дебитора прекращаются лишь при ликвидации его как юридического лица.

Основания для списания дебиторской задолженности должны быть существенными - конкурсный управляющий должен располагать документами, доказывающими, что предприняты исчерпывающие меры для взыскания задолженности и использованы все способы для получения или восстановления документов, т.е. исполнен досудебный и судебный порядок. В бухгалтерском учете истечение срока исковой давности выступает основанием для списания задолженности. Суд не может отказать в принятии иска на основании истечения срока исковой давности.

Обязательное условие для списания дебиторской задолженности ¾ отсутствие обеспечения или гарантий. Важное значение имеют записи по внесистемным (забалансовым) счетам, поскольку там отражаются полученные гарантии и обеспечение обязательств, что при наличии первичных документов может помочь при взыскании долгов. На практике имеют место случаи, когда в арбитражный суд подаются иски только для того, чтобы отказ в их удовлетворении использовать для списания нереальной дебиторской задолженности. Наиболее распространенная причина списания задолженности ¾ утрата оригиналов документов, в таком случае необходимо располагать свидетельствами предпринятых мер к восстановлению документов (запросы, переписка). Причем утрата оригиналов договоров купли-продажи, плана приватизации вызывает сложности при продаже объектов, подлежащих государственной регистрации. В таком случае право собственности может быть подтверждено судом.

Сложившаяся практика списания имущества как непосредственно по результатам инвентаризации до составления промежуточного ликвидационного баланса, так и после его составления состоит в том, что акт на списание утверждается решением собрания кредиторов, которое должно быть зафиксировано в протоколе. В отношении дебиторской задолженности решение принимается, если невозможность взыскания подтверждают:

1) документы о признании дебитора банкротом при отсутствии реальных перспектив погашения задолженности;

2) отказ в иске с указанием причин отказа;

3) документы о прекращении обязательства по причине невозможности его исполнения как по юридическим, так и по фактическим обстоятельствам (ст.416-418 ГК РФ), судебные решения и акты судебных приставов исполнителей о невозможности взыскания*;

4) документы о смерти или ликвидации должника;

5) документы об отсутствии архива или документов в архиве.

Списание имущества основывается на результатах деятельности по его продаже, для подтверждения которых используются следующие документы:

¾ акты по неоднократному проведению торгов;

¾ объявления в средствах массовой информации;

¾ переписка, свидетельствующая о дополнительной работе с участниками торгов в части коммерческих предложений по неликвидным активам;

¾ письменные предложения бывшим контрагентам должника, профильным предприятиям, торговым организациям;

¾ документы по принятию мер к поиску имущества, числящегося на учете, но фактически отсутствующего.

Если работа по выявлению имущества и взысканию дебиторской задолженности должным образом не проведена или не оформлена документально, кредиторы могут подать жалобы на действия или бездействие конкурсного управляющего. Наличие нерассмотренных жалоб служит основанием для продления судом процедуры конкурсного производства. До тех пор пока организация не исключена из государственного реестра юридических лиц, обязанности конкурсного управляющего считаются неисполненными.

После завершения инвентаризации и отражения ее результатов на счетах, в бухгалтерском учете отражаются результаты оценки имущества на основании акта оценки, представленного независимым оценщиком или составленного конкурсным управляющим, и приказа конкурсного управляющего и оформляются бухгалтерской справкой.

В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» суммы уценки активов (за исключением внеоборотных) входят в состав внереализационных расходов, которые подлежат зачислению на счет прибылей и убытков за исключением случаев, когда законодательством или правилами бухгалтерского учета установлен иной порядок.

После составления учетных записей остатки на счетах и в бухгалтерском балансе будут отражать сумму средств, которую предполагается получить в результате продажи или взыскания имущества в течение ограниченного периода, интересующую основных пользователей отчетности ¾ кредиторов и арбитражного управляющего.

Инвентаризации бывают добровольными и обязательными. В зависимости от вида проверки сроки проведения инвентаризации устанавливаются по-разному. В случае инициативной (добровольной) проверки порядок и сроки проведения инвентаризации в организации устанавливаются ею самостоятельно. В случае проверки обязательной определенные правила проведения инвентаризации предписывает законодательство. Поговорим о них подробнее.

Сроки инвентаризации перед составлением годовой отчетности

Каждая компания должна проводить инвентаризацию хотя бы раз в год до составления годовой отчетности по бухгалтерии. Такой проверкой компания устанавливает фактическое состояние своего имущества и при необходимости вносит корректировки в данные учета. Когда нужно проводить такую инвентаризацию? Обратимся к нормативным актам.

Правила, определяющие сроки инвентаризации, содержатся в приказах Минфина (от 13.06.95 № 49 и от 29.07.98 № 34н). По этим правилам:

  • инвентаризация проводится ежегодно до составления годовой отчетности по бухгалтерии;
  • инвентаризация ОС может проводиться раз в три года;
  • если в отношении какого-то имущества инвентаризация проводилась в 4-м квартале отчетного (календарного) года, то в отношении этого имущества повторную инвентаризацию проводить не требуется.

Возникает вопрос, когда именно нужно провести годовую инвентаризацию. Здесь есть некоторые нюансы, которые следует иметь в виду.

В отношении имущества компании такая инвентаризация должна состояться в 4-м квартале года, за который готовится отчетность (за исключением ОС, в отношении которых в правилах есть оговорка о проведении инвентаризации раз в три года).

Вместе с тем годовая инвентаризация должна проводиться и в части обязательств компании. И в этой части наличие обязательств компании должно устанавливаться по состоянию на 31 декабря года, за который готовится отчетность. Такой вывод был сделан Минфином России (письмо от 09.01.13 № 07-02-18/01).

Из этого следует, что и сверку расчетов с контрагентами компании целесообразно проводить по состоянию на 31 декабря. В этом случае при выявлении в результате такой сверки обязательств компании их можно будет отразить в учете и отчетности.

Сроки проведения инвентаризации конкурсным управляющим

Одним из случаев обязательного проведения инвентаризации, который устанавливает законодательство, является конкурсное производство в отношении компании-банкрота. Одной из обязанностей конкурсного управляющего является обязанность провести инвентаризацию имущества компании-банкрота ().

До 21.12.2016 конкретные сроки проведения инвентаризации в конкурсном производстве не были установлены. Это создавало определенные затруднения на практике в связи с ненадлежащим выполнением конкурсными управляющими этой обязанности.

Ситуацию исправили, внеся изменения в этой части Федеральным законом от 23 июня 2016 г. № 222-ФЗ . С 21 декабря конкурсному управляющему дается 3 месяца на проведение инвентаризации с момента введения конкурсного производства. Если объем имущества компании-банкрота очень велик, суд может установить более длительный срок по ходатайству конкурсного управляющего.