Какие есть виды военной службы. Принципы прохождения военной службы

1. Военная служба как вид деятельности. Человек осуществляет различные виды деятельности. В зависимости от целей деятельность осуществляется в интересах частных или личных, общественных, государственных или общечеловеческих. Одним из важнейших видов целенаправленной деятельности человека является служба.

Как вид социальной деятельности служба появилась в системе социальных отношений в качестве необходимого условия для нормальной жизнедеятельности общества. Служебной деятельностью обеспечивается сфера производства, внешних связей, распределения материальных и иных благ, безопасности и охраны порядка, а также военное дело (военная служба).

Авторитаризм основан на жесткой дисциплине, отмечая, что в современных армиях военная культура менее ориентирована на неограниченное подчинение приказу, а руководство осуществляется как форма командования, а не как форма господства. Однако, как отметил Бур.

Однако это преобразование имеет пределы, поскольку военная организация, которая не является иерархической и авторитарной, не является военной и, следовательно, перестает быть полезной для собственных демократий. Важно то, что этот авторитаризм не переносится в политическую жизнь, через военную сферу общества.

Служба осуществляется как в государственных, так и в негосударственных структурах. К последним относятся, например, общественные и религиозные объединения. В самом общем виде службу можно определить как профессиональную деятельность определенного контингента лиц - служащих по организации исполнения и практической реализации полномочий государственных, общественных и иных социальных структур.

Парадигма является результатом идеи пессимизма, которая пронизывает военные, потому что они предпочитают заключать подлость человеческой натуры. Это связано с формированием вооруженных сил Вооруженных Сил, то есть подготовкой к войне. Сам факт того, что война является постоянным явлением в анналах истории, как представляется, оправдывает тезис о том, что человек принципиально и постоянно агрессивен. Противоположное мнение о том, что человек не является агрессивным, никогда не было особенно популярным среди военных, хотя этот тезис может быть рекомендован историческим опытом, который показывает, что периоды мира намного больше, чем периоды войны в жизни народов.

Государственные организации (структуры) создаются (учреждаются и формируются) государством для реализации государственных целей и функций. В самом общем смысле к ним относятся государственные органы, государственные предприятия и учреждения и их объединения, вооруженные формирования (Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования). Государственная служба призвана обеспечить и гарантировать реализацию целей и функций государства. В то же время, в каких из перечисленных государственных организаций служба считается государственной, определяется государством.

Наконец, национализм дается как национализм, идеологическая конформация, которую военные должны «безоговорочно посвятить делу Родины как высшему и высшему доказательству альтруизма и искренности», как указал Бур. Национализм, с другой стороны, может развиваться только в состоянии консерватизма, потому что он должен быть сохранен через культурные, экономические и социальные традиции гражданства, как заключил Бур.

Таким образом, солдаты бразильской армии погружаются в состояние защитников родины и готовятся к войне, в условиях авторитаризма, пессимизма, паникерства, национализма и консерватизма. Маленький контакт с армией бразильской армии с гражданскими лицами, потому что они остаются внутри воинской части в ожидании войны.

Под государственной службой понимается деятельность лиц, находящихся на государственных должностях, по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, а также деятельность в целях решения государственно-значимых задач специфическими методами.

Государственная служба предназначена, как правило, для решения задач государственного управления в различных сферах государственной жизнедеятельности. Однако государственной является не только служба по государственному управлению, но также и деятельность по решению иных задач и реализации функций государства. Государственной является военная служба, служба в органах внутренних дел, в таможенных органах, дипломатическая служба, государственная служба казачьих обществ и т. д. В то же время не вся деятельность в составе перечисленных государственных организаций и органов может быть отнесена к государственной службе. Так, согласно Федеральному закону «Об обороне» комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации, кроме военнослужащих, осуществляется лицами из числа гражданского персонала, часть которых находится на государственной службе и является государственными служащими, т. е. занимает согласно Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ государственные должности государственной службы.

В свою очередь, военная полиция, хотя и сильно подвержена влиянию бразильской армии, имеет обязательно другое экзистенциальное состояние. Текущая Федеральная конституция правильно выражает миссии государственной полиции, а также то, как они участвуют в системе общественной безопасности. Примечательно, что созревание законодателей в отношении использования военной полиции, заверив ее статусом стражей полиции и предоставляя ему обязанность сохранять общественный порядок, который, кстати, требует от военной полиции большего внимания в отношении того, как занять пространство действия, которое теперь открыто для него.

Государственной также является служба в различных специализированных отраслях и сферах, регулирование которых обычно является системным, охватывающим службу в органах всех уровней или отрасли (сферы) в целом.

Кроме ряда государственных органов, входящих в государственный аппарат, военная служба предусмотрена в специально создаваемых государством организациях - войсках и воинских формированиях, которые непосредственно в государственный аппарат не входят, но призваны решать специальные задачи и реализовывать функции в сфере обеспечения обороны и военной безопасности.

Точно так же Арауджо отмечает, что нынешняя роль бразильской военной полиции заключается в том, что это полиция по преимуществу, поскольку у нее есть своя область защиты активов, находящихся на вершине иерархии ценностей - человеческой жизни. поддержание общественного спокойствия, в то же время непосредственно связанное с индивидуальной и коллективной свободой.

Отряд из Вооруженных Сил необходим для оптимизации функций полиции общественной безопасности. Формирование военной полиции должно основываться на убеждении, что человек погружен в бесспорные социальные условия и не придерживается социально-дарвинистской мысли, согласно которой военная сила рассматривается как функциональная для выживания наиболее склонной нации. Между прошлым и настоящим нет исторического разрыва, но только понимание военной полиции вставляется в кризис идентичности между «оливковым призраком и призраком бакалавра права».

Решение военной организацией государства задач обороны и военной безопасности специфическими военными методами предполагает особый порядок функционирования входящих в нее государственных органов и организаций и исполнения обязанностей объединяемых ими людей посредством исполнения военной службы. Государство определяет необходимость военной службы в тех или иных своих учреждениях, исходя из целей обороны и военной безопасности и необходимости применения военных методов для их достижения.

Военная полиция не может вернуться к выполнению задачи по содействию идеологической полицейской деятельности, проводимой армией во время военных режимов, так же, как она не может искать только гуманистическую подготовку, забывая специализироваться как агент общественной безопасности.

Новая конституционная герменевтика была разработана с целью удовлетворения юридических нюансов конституционных принципов, поскольку классические методы были недостаточны для понимания масштабов и применения конституционных принципов. Новая герменевтика имела фундаментальный вклад в экзистенциальную философскую герменевтику, которая влияла на видение Закона как феномена фундаментальной онтологии, то есть на существование юридического феномена в его аутентичной сфере, как учил Маман. В этом смысле Военная полиция и бразильская армия могут самостоятельно раскрывать и устанавливать, кем они хотят быть, учитывая мир, в котором их члены вставляются в историчность.

Военная служба как специфический вид деятельности характеризуется следующими признаками:

Она осуществляется в специфической организации, учреждаемой государством, - военной организации государства (иногда она именуется войском, вооруженной силой, армией);

Государство определяет порядок и условия поступления (привлечения) в военную организацию государства, пребывания в ней и выхода из нее;

Военная полиция, как институты, функционально отличные от Вооруженных Сил, чье экзистенциальное погружение полностью отличается от мира, в котором вставляются члены бразильской армии, не может подвергать военную полицию той же иерархии и дисциплине, которые должны быть представлены вооруженными силами Вооруженных Сил, Точно так же военная полиция не может придерживаться всех постулатов военной идеологии бразильской армии.

Сан-Паулу: Латинский квартал. Обзор исследований в области безопасности и обороны. Трат. забил Мария Луиса Рибейро Феррейра. Белу-Оризонти: Дель-Рей. Военная полиция и военная пожарная бригада: встреча генеральных командиров. Но есть и другие реалии, которые проявляются на этих стульях и других, которые ждут вас, когда вы покинете нашу Академию. Теперь садитесь там мальчиков и девочек, будущих офицеров армии и Национальной республиканской гвардии; В армии будет армия, где обязательная военная служба больше не существует, армия, которая больше не распространяется на три континента и которая, даже в нынешнем национальном пространстве, имеет уменьшенную территориальную призваны выполнять миссии, очень отличающиеся от миссий прошлого.

Военная организация государства предназначена для участия в военных действиях (войне или ином вооруженном противостоянии) военными методами, предполагающими применение средств вооруженной борьбы;

Государство определяет внутреннее устройство военной организации, порядок управления ею, назначает ее руководителей и устанавливает отличия входящих в нее лиц от остального населения страны.

В то время, более пятидесяти лет назад, в Военном высшем образовании была проведена реформа, и армия создала в Амадоре Общий подготовительный курс, который заменил Военно-подготовительные курсы факультетов наук страны, с кафедрами математики Генерал, общая физика, описательная геометрия и строгий дизайн. Он добавил к учебной программе факультетов кафедры взрывоопасных двигателей и военной этики в дополнение к общей военной подготовке, отвечающей за студенческий корпус, в который вошли гимнастика, верховая езда и военная инструкция.

Классы, соответствующие Взводам, находились под командованием кадета, который был самым низким числом этого набора. Начав учиться командованию, началось с того, что он мог повиноваться и соблюдать правила дисциплины, которые либо были добровольно приняты, либо наказаны, если не соблюдались, санкциями, введенными теми, кто имел командные полномочия и дисциплинарные компетенции. Наши коллеги-выпускники Военного колледжа с их дружбой, образованием и знаниями направляли нас к новому миру. Ежедневная жизнь в комнате, за столом, в классе, после окончания школы, показала нам, что коллега был термином, используемым при шитье, и теперь начал развиваться дух духа, где принципы взаимной поддержки, солидарности, принадлежали к той же группе, делились своими радостями и заботами, они выходили за рамки дружбы с оружием в руках, которое осталось на протяжении многих лет, даже с теми 50%, кто покинул группу по разным причинам в конце этого года вместе.

Однако не всякая деятельность с оружием в руках является военной службой. В противном случае участие лиц, например, в составе незаконных вооруженных формирований также могло бы быть отнесено к указанной специфической деятельности. Данная деятельность должна быть в нормативно определенном порядке уполномочена государственной властью, в России - федеральной государственной властью.

Когда вы молоды, вы многому научитесь, наблюдая и копируя. И чтобы скопировать, как они, фардабан, ходили и даже из формы, когда они приносили гражданское лицо. Его примером была, пожалуй, самая влиятельная форма этой группы, которая учится быть офицером армии. Мы медленно усваивали наше военное состояние, понимая, что в нем содержатся обязанности и права, а также огромная составляющая Служения, а не в смысле служения, а в перспективе государственной службы и постоянной доступности для нации. Наш учитель по военной этике, майор, не очень молодой, потому что в то время он провел восемнадцать лет в качестве подчиненного и десять в качестве капитана, он рассказал нам о военных добродетелях.

С другой стороны, не всякая уполномоченная государством деятельность с оружием в руках является военной службой. В Российской Федерации для исполнения служебных обязанностей имеют право на ношение оружия и в законодательно определенных случаях на его применение сотрудники органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы и ряда других организаций. Так, например, сотрудники внутренних дел имеют право на постоянное ношение и хранение табельного оружия, которое вправе применять для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья, для отражения нападения на сотрудника милиции, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием, для освобождения заложников и в других случаях, определенных ст. 15 Закона Российской Федерации «О милиции» от 18 апреля 1991 г. № 1026-1.

И в методе, который был школой того времени, использовали фигуры нашей истории, чтобы показать достоинства верности, физическое и моральное мужество, дух жертвоприношения, честь и долг, характер, патриотизм. Будучи добродетелями гражданства и, следовательно, любого гражданина, было доказано, что тот, кто имеет военное положение, имеет обязательную обязанность совершенствовать и развивать их на постоянной основе.

Для церемонии вручения национального стандарта мы все потратили несколько часов на подготовку нашей простой униформы или сияющих сапог и пояса в соответствии с инструкциями, которые нам приказали инструкторы. И когда 10 июня мы пришли в «штаб-квартиру» Гомеша Фрейре, Джурара Бандейры, мы чувствовали, что был сделан решительный шаг, чтобы достичь цели быть официальным.

Ключевым в определении понятия военной службы является ее целевое назначение, т. е. для чего она предназначена, а также указание о возможности применения специальных (боевых) средств и методов.

Военная служба - сложное социальное и правовое явление. Она составляет основу деятельности и функционирования Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, входящих в военную организацию государства, охватывает миллионы граждан Российской Федерации.

Мы редко видели генерала-полководца, как спорадический контакт с командующим студенческим корпусом. Жизнь теперь была больше в классовой деятельности, где многие учителя накопили другие функции, и мы передавали сущность техники и тактики Оружия. Это был первый реальный контакт с военным гарнизоном и возможность наблюдать в течение восьми дней его ритуалы: сторожевую остановку, питание, дату воды мулов и лошадей, чтобы собрать ее. И наблюдать, как группа офицеров и сержантов, преданных и преданных своей функции, позаботилась о своих людях, не нарушая дисциплины, используя подчиненное обращение с «вами», постоянно пытаясь, чтобы его еда и ее казармы были лучше всего.

Деятельность военнослужащих носит государственный характер. Поэтому ей присущи все основные свойства государственной службы: деятельность в составе государственных организаций и органов; военнослужащие, выполняя специфические задачи в соответствии с законодательно закрепленными за государственными органами функциями, действуют от имени и в интересах государства и общества в целом; взаимоотношения военнослужащих строятся на основе характерных для государственной службы отношений власти и подчинения; правовое положение военнослужащих, порядок исполнения и прохождения военной службы определяются государством.

Здесь мы собираем некоторые более важные учения для нашего обучения на примере, а чувства и континенты приобрели новые способы исполнения, стремящиеся подражать. Этот новый вызов станет важным для португальской армии в 50-е годы, вызвав интерес к английскому языку, и в этой школе появились преподаватели английского языка, которые можно было увидеть в режиме добровольцев. Некоторые офицеры, как и кадеты, начали обмениваться информацией со своими партнерами по Альянсу, и в армию прибыли новые ветры современности, доктрины и снаряжения.

Кадры начинают курс истинной профессионализации, с Армейской школой, Практическими школами и Институтом высоких военных исследований, чтобы развивать интенсивную работу по переводу иностранных учебных пособий и адаптации доктрин. В армии мало что было достигнуто, но престиж военных в обществе сохранялся. В провинциальных городах с военным гарнизоном, в главном кофе на земле, стоял стол джентльменского судьи, ректор лицея и командир подразделения.

Поскольку военная служба учреждается в организациях, решающих задачи в области военной безопасности государства, постольку она является видом государственной службы. В то же время, являясь разновидностью государственной службы, военная служба имеет исключительно выраженную специфику, которая подчас исключает прямые параллели и аналогию с содержанием понятий «государственная служба» и «государственный служащий», закрепленных в федеральных законах «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ, «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ, что объясняется не столько несовершенством законодательства о военной службе и наличием в нем пробелов, сколько ее предназначением и вытекающим из этого особым порядком поступления на военную службу, ее прохождения и прекращения.

Государственная служба едина по своей правовой природе и различна по решаемым задачам. Из этого следует необходимость ее дифференциации по различным направлениям деятельности государства и соответственно дробления ее на виды. Под видом государственной службы понимается ее специализация, которая, в свою очередь, обусловливается уровнем, целями и функциями соответствующих государственных органов и организаций и производна от них.

К государственной относится служба, решающая государственно-значимые задачи: обороны, безопасности, охраны общественного порядка, т. е. задачи, которые решаются в интересах всего государства и без решения которых его существование немыслимо. Институт государственной службы в России находится в стадии реформирования.

Военная служба как разновидность федеральной государственной службы характеризуется следующими признаками:

Она исполняется в целях сохранения государственного суверенитета и территориальной целостности, а также выполнения ряда иных функций, отнесенных Конституцией Российской Федерации к исключительному ведению Российской Федерации;

Финансирование государственных органов и организаций, в которых предусмотрена военная служба, происходит только из федерального бюджета;

Правовое регулирование военной службы осуществляется только федеральным законодательством, а также нормативными правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, статус военной службы определяется только федеральным законодательством и исключается возможность ее введения в государственных органах и организациях субъектов Российской Федерации.

Таким образом, военная служба - это особый вид установленной государством на основании федерального закона деятельности человека в специально создаваемых им государственных организациях (войсках, воинских формированиях) и органах, решающих задачи в области обороны и военной безопасности специфическими (военными) методами в целях подготовки к вооруженной защите и защиты Отечества.

2. Функции военной службы. Посредством исполнения военной службы реализуются функции отдельных государственных органов и организаций, создаваемых в целях обеспечения государственного суверенитета и целостности Российской Федерации. В то же время особенность военной службы заключается в том, что заранее определить алгоритм действий военнослужащих не всегда представляется возможным из-за специфики их деятельности, имеющей подчас исключительно динамичный характер, что особенно характерно при ведении боевых действий. Однако ведение боевых действий подчиняется определенным законам, выяснить которые и формализовать в виде боевых уставов и других актов военного управления является задачей не правовой, а военной науки.

Сохранение государственного суверенитета и целостности Российской Федерации достигается различными средствами, в том числе и установлением конституционной обязанности граждан по защите Отечества. Конституцией Российской Федерации провозглашено: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» (п. 1 ст. 59). Граждане могут исполнять свою обязанность по защите Отечества путем предоставления материальных средств, необходимых для организации обороны страны (уплата общих и специальных налогов, автотранспортная, гужевая, судовая, квартирная повинности), работая на строительстве оборонных сооружений, на оборонных предприятиях и т. д.106 Однако основными формами защиты Отечества в мирное время является воинская обязанность граждан, которая предполагает, в частности, прохождение военной службы по призыву, и исполнение конституционного долга по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу.

Основной целью военной службы является практическое осуществление функций государства по обеспечению его независимости, государственного суверенитета и целостности, удовлетворение публичного интереса в области военной безопасности на основе принципов и положений, установленных в Конституции Российской Федерации и федеральных законах.

Военная служба организуется для решения задач государства, осуществления его функций и функций государственных органов и организаций.

В каком соотношении находятся функции и задачи военной службы? Задачи и функции военной службы - понятия соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Задачи военной службы имеют исходное значение по отношению к ее функциям, являются их непосредственной предпосылкой. В свою очередь, функции военной службы представляют собой средство реализации, выполнения ее задач. Задачи военной службы реализуются посредством осуществления ее функций. Как правило, в законодательстве определены задачи государственных организаций и органов и их полномочия, а функции определяются на уровне подзаконного правового регулирования.

Функции государства выполняют все государственные органы, реализующие государственную власть. Функции государства по обеспечению целостности и государственного суверенитета возлагаются как на государственные органы, так и на государственные организации, в которых предусматривается военная служба: Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и некоторые государственные органы. Указанные функции нашли свое закрепление в предметах исключительного ведения Российской Федерации, перечисленных в ст.

71 Конституции Российской Федерации, и соответствующих им функциях государственных организаций и органов, на которые возложена реализация предметов ведения.

Государственная служба в современном понимании сводится к исполнению функций государственного управления, рассматриваемого в широком смысле, т. е. как управленческая деятельность в системе исполнительной, представительной и судебной власти. Военная служба выполняет функции собственно государства - обеспечение его суверенитета и территориальной целостности: оборона, безопасность, охрана границ, общественный порядок и т. д. Функции государственной службы исчерпывающим образом реализуют Конституцию и законы, обеспечивая интересы политики и единства государственной власти Российской Федерации.

Статьи 3 и 4 Конституции Российской Федерации устанавливают для государственной службы функции в части распространения суверенитета Российской Федерации на всю территорию, обеспечения целостности и неприкосновенности территории России, верховенства Конституции России и федеральных законов на всей территории Российской Федерации. Названные функции, включая также функции противодействия присвоению и захвату власти в Российской Федерации либо присвоению властных полномочий и обеспечения законного преследования совершивших такие деяния, можно отнести к конституционно-охранительным функциям (или функциям защиты конституционного строя) государственной службы, которая в каждой разновидности государственной службы (например, военной) реализуется в особой форме.

В то же время не следует отождествлять функции государства и функции государственной службы. Государственные организации и органы в соответствии с их местом в государственном механизме и политической системе имеют свои функции, реализующие их компетенцию, права и обязанности, которые в совокупности с реализацией функций другими структурными элементами государственного аппарата приводят к осуществлению функций государства.

Под функциями государственной службы понимаются самостоятельные и относительно обособленные основные виды государственно-служебных действий, таких, как, например, правоприменительные, правотворческие, правозащитные, регулирующие и организационные. Указанные функции являются лишь частью, но существенной, осуществляемых государственными органами функций. Функции государственной службы обусловливаются объективными закономерностями. Содержание каждой предопределено стоящими перед государством целями, особенностями государственно-служебных полномочий и сферы деятельности государственных служащих. Государственная служба решает задачи государства, выполняет его функции и функции государственных органов посредством осуществления государственной управленческой деятельности.

Управленческий аспект характерен, в частности, и для государственных организаций и органов, в которых предусмотрена военная служба. Так, управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляют министр обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации, являющийся основным органом оперативного управления ими107. Главное командование внутренних войск МВД России управляет внутренними войсками, входящими в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации108. Следовательно, военная служба в государственных организациях и органах, в которых она предусмотрена законом, представляет собой системное явление, состоящее из управляющей и управляемой подсистем. Причем управление осуществляется как на федеральном уровне, через специально создаваемый федеральный орган исполнительной власти, так и в самой управляемой системе через специально создаваемые органы управления, которые в Вооруженных Силах Российской Федерации называются органами военного управления.

К общим функциям военной службы можно отнести:

Осуществление государственной кадровой политики и комплектование Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с учетом способностей и профессиональных качеств военнослужащих и гражданского персонала;

Формирование и ведение перечня воинских должностей, а также реестра государственных должностей государственной службы из числа лиц гражданского персонала;

Организацию военной службы и гражданской государственной службы гражданского персонала;

Установление социально-правовых условий и гарантий, необходимых для деятельности военнослужащих и гражданского персонала государственных органов и организаций, в которых предусмотрена военная служба;

Планирование и прогнозирование развития военной службы;

Организацию и методическое руководство профессиональной подготовкой, переподготовкой (переквалификацией), повышением квалификации и стажировкой военнослужащих;

Установление требований к государственным должностям и квалификационных требований к военнослужащим;

Контроль за деятельностью военнослужащих, анализ состояния и эффективности их служебной деятельности;

Координацию деятельности по реализации задач, которые вытекают из нормативных правовых актов, регламентирующих государственно-служебные и военно-служебные отношения;

Координацию разработки проектов нормативных правовых актов по вопросам организации военной службы;

Другие функции, которые можно свести к общим функциям государственной службы (правоприменительной, правотворческой, правозащитной, регулирующей, организационной и др.), т. е. функциям управления.

Специфические функции военной службы отражают специфику деятельности военнослужащих всех государственных организаций и органов, в которых предусмотрена военная служба. Она нашла отражение в возлагаемых на них обязанностях. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженной защите Российской Федерации, которые тесно связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни (п. 2 ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). Деятельность военнослужащих находит отражение в исполнении специфических обязанностей военной службы, таких, например, как: участие в боевых действиях, выполнение задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов; несение боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнение обязанностей в составе суточного наряда; участие в учениях или походах кораблей и др.

В сфере обороны и военной безопасности военная служба осуществляет следующие функции: обеспечение достаточной обороноспособности и военной безопасности государства; борьба с терроризмом; установление и поддержание пограничного режима, охрана Государственной границы и др.

Таким образом, особенность военной службы состоит в исполнении военнослужащими специфических функций, связанных с применением или возможностью применения средств вооруженной борьбы, в целях решения государственными органами и организациями задач в области защиты Отечества (обороны и военной безопасности), закрепленных за ними в нормативном порядке.

Поскольку специфические функции находят свою конкретизацию в деятельности военнослужащих различных государственных органов и организаций, постольку можно вести речь об особенных функциях военной службы, отражающих особенности деятельности военнослужащих при прохождении военной службы в данных государственных органах и организациях.

Так, на военнослужащих внутренних войск МВД России, действующих в составе соединений и воинских частей оперативного назначения, специальных моторизованных соединений и воинских частей, возложено:

Участие совместно с органами внутренних дел в локализации и блокировании районов чрезвычайного положения или районов вооруженных конфликтов, пресечении в указанных районах вооруженных столкновений и разъединении противоборствующих сторон, в изъятии оружия у населения, в проведении мероприятий по разоружению незаконных вооруженных формирований, а в случае оказания ими вооруженного сопротивления - в их ликвидации;

Участие совместно с органами внутренних дел в принятии мер по усилению охраны общественного порядка и общественной безопасности в районах, примыкающих к районам чрезвычайного положения или районам вооруженных конфликтов;

Участие в пресечении массовых беспорядков в населенных пунктах, а при необходимости и в исправительных учреждениях;

Участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка посредством несения патрульно-постовой службы в населенных пунктах, а также в обеспечении общественной безопасности при проведении массовых мероприятий и решение других задач109.

Военная служба с функциональной точки зрения представляет собой самостоятельные и относительно обособленные виды действий субъектов военно-служебных отношений в целях практической деятельности государственных организаций и органов, в которых она предусмотрена законом.

В связи с разнообразием военно-служебной деятельности с различным объемом полномочий и решаемых задач в различных государственных организациях и органах, в которых она предусмотрена законом, существуют различные виды военной службы.

3. Виды военной службы. Под видом военной службы понимается ее специализация, которая обусловливается задачами и функциями государственных организаций и органов, производна от них. Специализация реализуется в деятельности по исполнению полномочий отдельных государственных органов и выполнению специальных задач отдельными государственными организациями, наделенными для этого специальной компетенцией, которая предопределяет особенности правового статуса и фактической деятельности военнослужащих.

Войсковую службу военнослужащие проходят в Вооруженных Силах, Пограничных войсках Федеральной службы безопасности Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках гражданской обороны, а также инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и создаваемых на военное время специальных формированиях. Основное функциональное предназначение войск - непосредственная реализация функций государства в целях военной безопасности и обороны государства, связанная с необходимостью подготовки и ведения боевых действий.

По критерию участия в решении задач обороны и безопасности войсковая служба может быть разделена на службу, предназначенную для непосредственного решения задач военной безопасности и обороны государства военными методами, и службу, предназначенную для обеспечения решения задач в сфере обороны и безопасности органами государственной власти, федеральными органами исполнительной власти, войсками и воинскими формированиями. Войсковая организация последних необходима, поскольку решаемые ими задачи обеспечения в целях обороны и безопасности также могут быть осуществлены в результате применения военных методов и средств вооруженной борьбы.

Военную службу военнослужащие проходят также в отдельных государственных органах: Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации.

Функциональное предназначение государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, - обеспечение полномочий высших органов государственной власти в целях решения задач в области обороны и безопасности, для чего указанные органы наделяются специальной компетенцией.

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» содержит исчерпывающий перечень государственных органов и организаций, в которых исполняется военная служба. На граждан, проходящих в них военную службу, т. е. военнослужащих, распространяется особый статус, который определяется Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и которого не имеют служащие иных государственных органов. Таким образом, по функциональному назначению военная служба делится на войсковую службу и службу в государственных органах.

Исполнение военной службы осуществляется в соответствии с действующим российским законодательством в результате добровольного поступления на нее по контракту и реализации воинской обязанности - призыва на военную службу. Следовательно, военная служба по способу поступления на военную службу и порядку ее прохождения делится на военную службу по призыву и военную службу по контракту. Исходя из оснований зачисления на военную службу, условий и порядка ее прохождения, военнослужащие объединены в две группы (категории): военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и военнослужащие, проходящие военную службу по призыву.

Военная служба классифицируется по ее формам: военная служба солдат, матросов, сержантов и старшин; военная служба прапорщиков и мичманов; военная служба офицеров. Указанная классификация основана на составах военнослужащих, установленных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 46) в зависимости от уровня военной (военно-специальной) подготовки, характера занимаемых должностей, существующих воинских званий.

Термин «принципы военной службы» указывает на основополагающие черты, сущностные характеристики в структуре одноименного института. Принципы военной службы отражают наиболее существенные стороны организации и функционирования не только самой военной службы как специфической деятельности граждан Российской Федерации, но и организаций, в которых государство предусматривает исполнение военной службы, представляющей собой систему государственных организаций и органов, решающих задачи в сфере обороны и безопасности. Принципы военной службы определяют содержание сложных взаимоотношений внутри этой системы.

Современный законодатель не дает определения принципам военной службы, как и государственной службы в целом, но перечисляет их в различных законодательных и иных нормативных правовых актах. Иногда вывод о существовании тех или иных принципов военной службы можно сделать на основе анализа всего массива законодательства о военной службе и исследования ее теоретико-правовых основ, поскольку в качестве принципов в законодательстве они не идентифицированы. Поэтому, исследуя военную службу как институциональное правовое явление, представляется целесообразным и необходимым также исследовать принципы военной службы.

Анализируя принципы военной службы, необходимо осветить следующие вопросы: 1) понятие принципов военной службы; 2) сравнительно-правовой анализ принципов военной службы и единой государственной службы Российской Федерации; 3) законодательное закрепление этих принципов; 4) виды и содержание принципов военной службы.

Термином «принцип» (от лат. «рrincipium») обозначается то, что лежит в основе какой-либо совокупности явлений, понятий, фактов. Принцип – центральное понятие, руководящая идея, основание системы, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован.

Г. В. Атаманчук под принципом понимает закономерность, выраженную в виде определенного научного положения, закрепленного в большинстве своем правом и применяемого в теоретической и практической деятельности. П. П. Сергун в диссертационном исследовании, посвященном государственной службе в органах внутренних дел Российской Федерации, дает следующее определение: «Под принципом государственной службы Российской Федерации следует понимать правовую категорию как основное, руководящее положение, закрепленное непосредственно или косвенно в нормах права, определяющее содержание государственно-служебных отношений, имеющее обязательный характер для участников этих отношений, способствующее осуществлению законных интересов личности, государства и общества в целом». Таким образом, принципы могут быть закреплены позитивным правом. В то же время не закрепленные позитивным правом принципы учитываются законодателем при формулировании правовой нормы, а также могут использоваться на практике. Проблема заключается в том, чтобы научно сформулированные принципы закрепить в законе и тем самым сделать их обязательными в практической государственно-правовой деятельности, чтобы не было ощущения, что они есть, известны, но действие их почти не проявляется.

В законодательстве «принцип означает и закрепляет обязательность содержащихся в нем положений, требований и их всеобщность в отношении регулируемых вопросов». В то же время не все закрепленные позитивным правом принципы являются правовыми. В. М. Сырых под правовыми принципами понимает «категории правосознания, т. е. элементы правовой науки, отражающие основополагающие идеи и начала права, правового регулирования». При этом он дифференцирует правовые принципы и принципы права. Под последними он понимает «совокупность правовых принципов, которая получила закрепление в системе действующих норм права».

Н. М. Казанцев указывает на следующие принципы формирования государственной службы как основного инструмента принудительной власти государства, которые в полной мере применимы и к военной службе: во-первых, государственная служба должна быть действенным и действующим орудием государства, даже в такие трудные и кризисные периоды, когда применяется насилие к группам и кланам мятежников; во-вторых, она должна быть организованной и не выходящей из-под контроля государства и общества силой в ходе ее использования; в-третьих, должна присутствовать контролируемость последствий от применения силы.

Ю. Н. Старилов дает следующее определение принципов государственной службы: «Это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных органов, полномочий государственных служащих, действующие в системе государственной власти и, в частности, в системе государственной службы. Принципы государственной службы должны объективно отражать сущность государственной службы, ее наиболее важные черты; они раскрывают общий характер управленческой, исполнительно-распорядительной и другой административной деятельности государственных служащих, закрепляют его в нормах, входящих в правовой институт государственной службы».

Принципы государственной службы закреплены в ст. 5 Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации». Указанный закон установил, что государственная служба базируется на следующих принципах:

1) верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными службами должностных обязанностей и обеспечении их прав;

2) приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия: обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

3) единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

4) разделения законодательной, исполнительной и судебной власти;

5) равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

6) обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) единства основных требований, предъявляемых к государственной службе;

8) профессионализма и компетентности государственных служащих;

9) гласности в осуществлении государственной службы;

10) ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

11) внепартийности государственной службы: отделения религиозных объединений от государства;

12) стабильности кадров государственных служащих в государственных органах.

В литературе перечисленные принципы группируются по-разному. Д. Н. Бахрах делает вывод о том, что перечисленные принципы можно свести в три группы: а) законности (1, 2, 3, 6, 7); б) демократизма (5, 6, 9); в) профессионализма (8, 10, 11, 12).

Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» в п. 1 ст. 3 определил следующие основные принципы построения и функционирования системы государственной службы:

федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее – государственные органы);

– законность;

– приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

равный доступ граждан к государственной службе;

– единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

– взаимосвязь государственной и муниципальной службы;

– открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

– профессионализм и компетентность государственных служащих;

– защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Ю. Н. Старилов выделяет конституционные и организационные принципы. Указанная классификация, в основу которой положен источник правового регулирования, наиболее часто встречается в работах, посвященных вопросам государственной службы.

Для того чтобы познать принципы, необходимо исследовать их онтологический (бытие), гносеологический (описание) и методологический аспекты.

Применительно к военной службе как специфической сфере деятельности человека необходимо:

а) правильно классифицировать принципы военной службы;

б) дать адекватное обоснование их идентификации в качестве принципов;

в) раскрыть их содержание.

Принципы государственной службы, закрепленные федеральными законами «Об основах государственной службы Российской Федерации» и «О системе государственной службы Российской Федерации», имеют универсальный характер, т. е. распространяются на все разновидности государственной службы и, следовательно, являются общими принципами государственной службы, которые можно разделить на конституционные, т. е. закрепленные в Конституции РФ, и организационные, закрепленные в специальном законе о государственной службе. Однако, поскольку последние часто также базируются на Конституции РФ, указанная классификация носит условный характер.

По нашему мнению, в основание классификации принципов государственной службы целесообразно положить критерий их распространения на специфическую деятельность, именуемую государственной службой, и специализированные виды этой деятельности, являющиеся той или иной разновидностью государственной службы (например, военную службу), а также, учитывая в основном процессуальный характер государственной службы, в том числе и военной, применение принципов к отдельным ее институтам, характеризующим государственную службу как целостный правовой институт.

А. Ф. Ноздрачев, отмечая, что общие принципы распространяются на все виды государственной службы, в то же время обращает внимание на наличие специальных принципов в организации специальных видов государственной службы, в том числе и военной, обусловленных спецификой выполняемых задач и функций. Однако при исследовании принципов военной службы как особой разновидности государственной службы необходимо учитывать фундаментальную особенность логики правового регулирования (правоформулирования), которая опирается на взаимосвязь и соподчинение категорий «общее – особенное – специальное – индивидуальное».

Следовательно, можно говорить о системе принципов государственной службы: общих, особенных, специальных и единичных, которые в совокупности должны представлять собой целостную систему, обеспечивающую эффективную деятельность государственных и иных служащих по управлению делами государства, решению государственно-значимых задач.

Применительно к отдельным видам государственной службы, в том числе и такой ее особой разновидности, как военная служба, общие принципы имеют свои особенности проявления, обусловленные спецификой решаемых задач и исполняемых функций. Прежде всего, особенность общих принципов заключается в юридическом и фактическом существовании отдельных исключений из общих правил, детерминированных спецификой разновидностей государственной службы, на некоторых из которых представляется целесообразным остановиться подробнее.

1. Принцип верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав (принцип законности) базируется на ч. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации, согласно которой Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Указанное положение является юридическим выражением суверенитета Российской Федерации. В ст. 15 Конституции РФ также записано: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона «Об обороне» законы действуют независимо от их объявления приказами и иными правовыми актами органов управления Вооруженными силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами.

Военнослужащий должен выполнять нормативно установленные для него обязанности, правильно использовать предоставленные ему права, соблюдать определенные п. 7 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» ограничения и запреты при исполнении военной службы.

Характерные черты законности: единство, всеобщность и обязательность ее требований – обеспечиваются тем, что принимаемые законы и иные правовые акты должны соответствовать Конституции РФ, не противоречить ей, поскольку она «имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации» (ст. 15 Конституции).

Признаками законности также являются:

– равенство всех граждан, в том числе и военнослужащих, перед законом и судом;

– недопустимость ее противопоставления целесообразности, недопустимость отступления от законов под каким бы то ни было предлогом.

Принцип законности является универсальным принципом государственной службы, не допускающим исключений для любых ее разновидностей, включая военную службу, исходя из необходимости и целесообразности.

Анализ практики законности в деятельности органов военного управления и воинских должностных лиц позволяет сделать вывод о недостаточном соблюдении этого принципа в военно-служебной деятельности. Принцип законности нарушается в случае несоблюдения установленного режима законности, т. е. когда действия воинских должных лиц противоречат зафиксированным нормативным правовым актам.

Практика военно-служебных отношений подчас извращает принцип законности, противопоставляя ведомственный нормативный правовой акт закону или подзаконному акту, т. е. провозглашается свой принцип: законы в Вооруженных силах (других военных организациях) не действуют, пока они не объявлены приказом министра обороны или иного соответствующего руководителя министерства или ведомства. Указанный подход породил массовое обращение военнослужащих за защитой своих прав, гарантированных им Конституцией РФ и Федеральным законом «О статусе военнослужащих». Так, в 1994 г. военные суды рассмотрели 13501 жалобу военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, из которых удовлетворена 11 081 жалоба (82,1 %); в первом полугодии 1998 г. из рассмотренных военными судами 23 213 жалоб военнослужащих удовлетворено 20 813 (89,7 %) жалоб.

Внешний аспект в соблюдении принципа законности выражается в деятельности организаций и органов, в которых предусмотрена военная служба, по их прямому назначению, которая должна осуществляться в строгом соответствии с законом, т. е. закрепленных в них случаях, формах, способах и методах. Использование войск и воинских формирований для решения государственно-значимых задач в интересах обороны и безопасности государства должно быть облечено в юридическую форму, а не должно осуществляться произвольно по усмотрению его политического руководства. Как уже было указано ранее, отсутствие легитимности в использовании Вооруженных сил и других войск и воинских формирований в вооруженном конфликте в Чеченской Республике в 1994–1996 гг. явилось одной из причин неэффективности их действий, приведшей к значительным людским потерям, а в конечном счете к логическому финалу – выводу наших войск из республики, разрушению целостности Российской Федерации и ликвидации ее суверенитета на территории Чечни.

Ю. Н. Старилов в структуру принципа законности включает принцип верности государственных служащих государству при осуществлении своих обязанностей и принцип доверия служащим со стороны как государства, так и граждан.

Принцип верности своему Отечеству, прямо не закрепленный в законодательстве, содержится в ряде законодательных и иных нормативных правовых актов. Став военнослужащим, гражданин обязуется самоотверженно выполнять свой долг по защите Отечества в случае угрозы его целостности и государственному суверенитету. Подтверждая эту обязанность, военнослужащий принимает военную присягу, в которой он обязуется достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество (ст. 40 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

Обязанность соблюдать верность своему Отечеству лежит на военнослужащих в любых условиях. Статья 20 Устава внутренней службы Вооруженных сил РФ обязывает военнослужащего в ходе боевых действий, даже находясь в отрыве от своей воинской части (подразделения) и в полном окружении, оказывать решительное сопротивление противнику, избегая захвата в плен. Он обязан до конца выполнить в бою свой воинский долг. Если же военнослужащий, оказавшись в отрыве от своих войск и исчерпав все средства и способы сопротивления или же находясь в беспомощном состоянии вследствие тяжелого ранения или контузии, будет захвачен в плен, он должен искать и использовать любую возможность для освобождения себя и своих товарищей из плена и возвращения в свои войска.

Военнослужащий, захваченный в плен, при допросе имеет право сообщить только свою фамилию, имя, отчество, воинское звание, дату рождения и личный номер (ст. 20 УВС ВС РФ). Данная норма соответствует ст. 17 Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. об обращении с военнопленными с той лишь разницей, что по конвенции это является обязанностью военнопленного. В случае если военнопленный сознательно нарушит это правило, ему может угрожать ограничение преимуществ, предъявляемых военнопленным его звания или положения.

Доверие к деятельности военнослужащих имеет существенное значение для стабильности общества в целом. Доверие населения к военнослужащим будет иметь место, когда их деятельность будет осуществляться в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации и в порядке, регламентированном законом. На сегодняшний день в Конституции Российской Федерации недостаточно полно перечислены формы военной деятельности в государстве в отличие от конституций экономически развитых государств, что формально позволяет использовать войска и воинские формирования не по их назначению, т. е. незаконно, в целях, подчас противоречащих национальным интересам, как это имело место в событиях 1993 г. по свержению Верховного Совета Российской Федерации. Таким образом, недостаточное закрепление в Конституции РФ вопросов военной службы (ст. 59) без конкретизации важнейших сущностных положений и принципов военной деятельности государства не является оправданным и не содействует организации в России эффективной военной службы и государственной службы в целом и стабилизации общества. В целях повышения доверия со стороны общества к военнослужащим необходимо установление гражданского контроля над военной организацией Российской Федерации, т. е. осуществление постоянного контроля за законностью в деятельности Вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов, входящих в военную организацию Российской Федерации.

В рамках действия принципа законности важное значение приобретает применение принципа соразмерности , который в государственном управлении проявляется как соответствие применяемых в управлении средств, способов и методов задачам и целям управления, а в военной сфере означает, что применяемые меры должны реально соотноситься с поставленной целью, например при проведении контртеррористической операции, введении режима чрезвычайного положения, военного положения и в других случаях, когда существует реальная угроза жизни и здоровью населения.

2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия: обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина базируется на положениях ст. 2 и 18 Конституции РФ. Права и свободы человека являются высшей ценностью. Они действуют непосредственно. Защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства и обязанностью граждан, исполняющих государственную службу.

Социальная ценность военной службы заключается в том, что посредством ее исполнения обеспечиваются территориальная целостность, государственный суверенитет Российской Федерации, стабильность общества, что дает возможность гражданам реализовывать гарантированные им права и свободы. Военнослужащие обязаны признавать, обеспечивать и защищать права и свободы человека и гражданина. Причем защита прав и свобод относится к числу специфических функций военной службы, нашедших закрепление в ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы в случае защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности; оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечения общественной безопасности; участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф; совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства. В указанных случаях функция защиты прав и свобод граждан осуществляется военнослужащими непосредственно. Однако она является основной функцией не военнослужащих, а служащих правоохранительных органов (сотрудников органов внутренних дел, прокуратуры, судей и др.). Основное назначение военной службы в разрезе исследуемого принципа – обеспечение прав и свобод человека и гражданина, осуществляемое через деятельность по реализации задач обороны и безопасности.

Произвол военнослужащих по отношению к населению недопустим ни при каких обстоятельствах, в том числе и в условиях военного и чрезвычайного положения, вооруженных конфликтов. Ограничение прав и свобод граждан в указанных случаях возможно в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ в интересах обороны и безопасности. Однако формы правоограничений могут устанавливаться только федеральными законами, а не в соответствии с требованиями целесообразности и необходимости.

С другой стороны, население, а также должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления должны признавать, соблюдать и защищать права и свободы военнослужащих, т. е. это должно быть их обязанностью. Причем механизмы защиты должны быть недекларативными, т. е. провозглашенными законодательством, но без нормативного закрепления процедур их реализации, что на практике очень часто приводит к нарушению прав и законных интересов военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, в сфере реализации их социально-экономических прав (на жилище, выплату различных пособий и компенсаций и т. д.). При их несоблюдении военнослужащие могут воспользоваться способами защиты нарушенных или несоблюдаемых прав и свобод, гарантированными им государством, в том числе и в судебном порядке, т. е. использовать самозащиту нарушенных прав и законных интересов. Этому же должна способствовать система юридических гарантий реализации прав и свобод военнослужащих.

Указанный принцип в деятельности военнослужащих имеет не только внешний аспект, т. е. соблюдение прав и свобод гражданского населения со стороны населения, но и внутренний, т. е. признание, соблюдение и защита прав и свобод военнослужащих со стороны других военнослужащих, в том числе командиров и начальников. Внутренний аспект реализуется посредством исполнения обязательных предписаний воинской дисциплины, а также соблюдения особого порядка в служебной деятельности, в том числе при ведении боевых действий. Жизнь и здоровье как основополагающие и самые ценные блага человека, лишение и утрата которых являются необратимыми, должны иметь приоритетное значение при принятии решений о способах и методах ведения боевых действий.

3. Принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации (принцип федерализма) проявляется в следующем. Как уже было отмечено ранее, посредством государственной службы в различных государственных органах, военной службы, в том числе и в отдельных государственных организациях, исполняются государственно-значимые функции для достижения целей государства. Таким образом, никакой вид государственной службы не может претендовать на суверенное осуществление государственной власти. Государственная власть в Российской Федерации, являющейся федеративным государством, осуществляется не только федеральными органами власти, но и органами власти субъектов Российской Федерации, между которыми осуществляется разграничение предметов ведения.

Единая государственная власть осуществляется посредством исполнения государственной службы, которая также является единой на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации. Гражданская государственная служба по своей сути является деятельностью по управлению делами Российской Федерации и ее субъектов. Однако не все управляемые сферы государственной деятельности могут осуществляться на уровне субъектов Российской Федерации. Вопросы обороны и безопасности, войны и мира, государственной границы и некоторые другие находятся в исключительном ведении Российской Федерации и составляют суть деятельности отдельных федеральных органов государственной власти. В указанных целях государством учреждаются специальные организации и органы, в которых предусматривается особый порядок исполнения служебных обязанностей, организации, реализации отношений – военная служба.

Принцип единства распространяется на все ветви государственной власти в Российской Федерации. Однако особенность реализации указанного принципа применительно к военной службе заключается в том, что военная служба должна организовываться и функционировать только на федеральном уровне, т. е. войска и воинские формирования должны быть подчинены только федеральным органам государственной власти, в противном случае у органов власти субъектов Российской Федерации была бы возможность решать реально существующие противоречия с помощью вооруженной силы, что наглядно видно на примере Чеченской Республики.

В то же время для реализации своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, в соответствии с законодательством, определяющим их правовое положение, могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Так, согласно ст. 2 Федерального закона «Об органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации» органы Федеральной службы безопасности представляют собой единую централизованную систему, в которую входят Федеральная служба безопасности Российской Федерации и управления (отделы) Федеральной службы безопасности Российской Федерации по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности).

Войска и воинские формирования могут быть использованы по запросу органов власти субъектов Российской Федерации для решения задач в интересах его населения в двух случаях: во-первых, не по их прямому назначению (ликвидация последствий стихийных бедствий), во-вторых, по их прямому назначению, т. е. при угрозе военных действий, массовых беспорядков и т. д. В обоих случаях использование войск должно производиться в строгом соответствии с Конституцией РФ и в порядке, определенном федеральными законами.

4. Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти закреплен в ст. 10 Конституции РФ, согласно которой государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власть. В п. 4 ст. 5 Федерального закона «Об основах государственной службы» установлено, что государственная служба также основана на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебной власти. И следовательно, ее можно дифференцировать на государственную службу в органах представительной, исполнительной и судебной власти.

Особенностью военной службы является то обстоятельство, что она осуществляется в основном в сфере исполнительной власти, т. е. в государственных органах, относящихся к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим управление государственными военными организациями, в которых предусмотрена военная служба.

В то же время в соответствии со ст. 44 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащие могут быть прикомандированы к федеральным органам государственной власти, например к Федеральному собранию Российской Федерации и создаваемым им органам (Счетной палате), судебным органам и другим государственным органам, для выполнения работ в интересах обороны и безопасности, т. е. обеспечения исполнения полномочий указанных органов в этих сферах.

Так, Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 г. установлено, что на должности судей военных судов, Военной коллегии и предусмотренные штатным расписанием государственные должности работников аппаратов военных судов, Военной коллегии и Судебного департамента назначаются военнослужащие, прикомандированные, соответственно, к военным судам, Верховному Суду Российской Федерации и Судебному департаменту (ст. 35).

Военную службу проходят военные прокуроры и следователи военных прокуратур, входящих в единую систему Прокуратуры Российской Федерации.

Принципиальное значение для действенности принципа разделения государственной власти имеет независимость каждой из ветвей государственной власти, т. е. они должны быть самостоятельны в своей деятельности.

Особенно актуально указанное положение для деятельности военных судей, осуществляющих правосудие в отношении военнослужащих, и военных прокуроров и следователей военных прокуратур, осуществляющих контроль за соблюдением принципа законности в деятельности органов военного управления, воинских должностных лиц и военнослужащих, проведение в отношении их дознания и предварительного следствия. Указанные органы должны быть полностью независимы от военного командования, в том числе в вопросах, касающихся обеспечения их положенными видами довольствия, что в противном случае дает возможность использовать рычаги давления в необходимых случаях и таким образом реализовывать интересы не государства, а конкретных воинских должностных лиц.

Необходимо отметить, что принцип независимости от военного командования в целом проведен в действующем законодательстве Российской Федерации недостаточно последовательно.

Вы прочитали ознакомительный фрагмент! Если книга Вас заинтересовала, вы можете купить полную версию книгу и продолжить увлекательное чтение.

Полный текст книги купить и скачать за 199.00 руб.

Примечания:

Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. С. 188. Сергун П. П. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации. С. 120. 289 294 299 Мигачев Ю. И. Правовые гарантии реализации статуса военнослужащих. М., 1998.