Заявление о намерении подать заявление о банкротстве. Новое в законе о банкротстве: должники и кредиторы – столкновение или баланс? Заявителями в процессе могут выступать

Вступают в силу существенные изменения в Закон о банкротстве

Начиная с 29 января 2015 года нормы Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" будут применяться к процедурам банкротства в измененном виде. Поправки в него были внесены Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 482-ФЗ. Следует отметить, что ряд из них существенным образом изменит практику ведения дел о несостоятельности. В частности, ревизии подверглись нормы о праве на обращение в суд с заявлением о банкротстве, правилах назначения временного управляющего при банкротстве должника, правах залоговых кредиторов. В целом закон ограничивает права должников в интересах кредиторов. При этом часть кредиторов переводится в привилегированное положение по сравнению с остальными. Ниже мы приводим наиболее существенные изменения, внесенные указанным Федеральным законом.

Банки вправе инициировать банкротство без решения суда

Одно из главных изменений – предоставление банкам права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в отсутствие вступившего в законную силу решения суда о взыскании с должника денежных средств. Таким образом, банки поставлены в привилегированное положение по отношению к другим конкурсным кредиторам, которые для получения права на обращение в суд с заявлением о банкротстве должника должны получить решение суда о взыскании суммы долга.

По новым правилам кредитная организация может обратиться в суд с заявлением о банкротстве должника в случае неисполнения им денежных обязательств в течение 3 (трех) месяцев при условии предварительного уведомления должника и всех известных заявителю кредиторов о своем намерении обратиться с таким заявлением. До 01 июля 2015 года надлежащим будет являться письменное уведомление не менее чем за 30 (тридцать) календарных дней до обращения в суд. С 01 июля 2015 года (либо ранее – если будут позволять технические возможности) надлежащим уже будет считаться опубликование уведомления не менее чем за 15 (пятнадцать) календарных дней в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Представляется, что обязанность банков уведомлять всех известных им кредиторов должника не является оптимальным средством обеспечения интересов последних. Доказать осведомленность банка о наличии того или иного кредитора на практике может быть достаточно сложно.

Новые правила обращения должника с заявлением о банкротстве

Должник утрачивает право самостоятельно выбирать кандидатуру временного управляющего или саморегулируемую организацию, из числа членов которой он должен быть утвержден. В соответствии с новыми нормами временный управляющий будет утверждаться из числа членов саморегулируемой организации, определенной путем случайного выбора. Порядок определения саморегулируемой организации (путем случайного выбора) должен быть установлен уполномоченным государственным органом . До этого саморегулирующая организация будет определяться судом при подаче заявления должника.

Кроме того, должник обязан предварительно уведомить известных ему кредиторов о намерении обратиться с заявлением о банкротстве. Уведомление производится в том же порядке и в те же сроки, которые предусмотрены для уведомления кредитной организацией о намерении обратиться с заявлением о банкротстве должника.

Таким образом, из практики исключается один из способов сохранения должником контроля над процедурой банкротства – инициирование процедуры самим должником. Безусловно, остается второй – контролируемое банкротство по заявлению дружественного кредитора. Вместе с тем, этот способ проигрывает в оперативности первому, поскольку для подачи такого заявления требуется вступление в силу решения суда о взыскании долга.

Увеличение размера требований, позволяющих инициировать банкротство

Для обращения с заявлением о несостоятельности юридического лица размер требований увеличен со 100 000 до 300 000 рублей. Для заявлений о банкротстве стратегических предприятий и организаций, а также субъектов естественных монополий – с 500 000 до 1 000 000 рублей.

Дополнительные права для залоговых кредиторов

Конкурсные кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества должника (залоговые кредиторы), получили право голоса по вопросам: о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой он утверждается; об обращении в суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего; а также о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению. Раньше они могли голосовать только в ходе наблюдения, а также в ходе финансового оздоровления и внешнего управления в случае отказа от реализации предмета залога. Залоговые кредиторы фактически были лишены возможности существенным образом влиять на процедуру в том случае, если их требования не были включены в реестр требований кредиторов на момент проведения первого собрания кредиторов, а также при банкротстве ликвидируемого должника. Предполагалось, что наличие залога является достаточной гарантией обеспечения их интересов. Теперь же они могут голосовать по наиболее существенным вопросам.

При замещении активов должника (создание на базе имущества должника одного или нескольких акционерных обществ) по новым нормам у залоговых кредиторов происходит замена предмета залога: вместо залога имущества должника возникает право залога на акции созданных акционерных обществ.

Также залоговые кредиторы получили право определять начальную продажную цену предмета залога, порядок и условия проведения торгов, порядок и условия обеспечения сохранности предмета залога. И только при наличии разногласий с арбитражным управляющим или другими кредиторами по данным вопросам решения по ним принимает суд.

Теперь залоговый кредитор вправе оставить предмет залога за собой в ходе торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения при отсутствии заявок на участие в торгах. Что является дополнительной мерой по защите его интересов.

Другие изменения

Также следует выделить такие изменения, как: наделение конкурсных кредиторов правом заявлять о пропуске срока исковой давности при рассмотрении обоснованности требований других кредиторов; наделение арбитражных управляющих правами затребовать больший объем информации о должнике и контролирующих его лицах, а также возложение обязанности по ее предоставлению на более широкий круг лиц. Законом также установлен срок, в течение которого руководитель организации должен уведомить ее собственников о возникновении признаков банкротства (10 дней) и ответственность руководителя за неисполнение этой обязанности (штраф в размере от 25 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от 6 месяцев до 2 лет). Ужесточена административная ответственность за неправомерные действия при банкротстве. Установлены новые требования, предъявляемые к отчету временного управляющего (должен содержать заключение о наличии или об отсутствии оснований для оспаривания сделок должника), а также внесен ряд других изменений.

Влияние изменений на текущие процедуры банкротства

К возбужденным до вступления в силу изменений делам о банкротстве нормы Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" применяются в ранее действовавшей редакции до момента завершения текущей процедуры (наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения). В следующей процедуре применяются уже новые нормы. Исключением являются нормы, расширяющие права арбитражных управляющих по запросу информации о деятельности должника, которые применяются и к текущим процедурам банкротства.

Таким образом, изменения, внесенные в законодательство о банкротстве, призваны в большей степени защитить интересы кредиторов, и в первую очередь банков. Они получают от законодателя эффективный инструмент работы с должниками в преддверии кризиса неплатежей. В связи с этим следует ожидать от банковского сектора более активного применения процедур банкротства в работе с проблемными заемщиками.


Срок для утверждения такого порядка Законом не установлен.

1.1. Настоящий документ определяет политику Общества с ограниченной ответственностью « » (далее – Компания) в отношении обработки персональных данных.

1.2 Настоящая Политика разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о персональных данных.

1.3 Действие настоящей Политики распространяется на все процессы по сбору, записи, систематизации, накоплению, хранению, уточнению, извлечению, использованию, передачи (распространению, предоставлению, доступу), обезличиванию, блокированию, удалению, уничтожению персональных данных, осуществляемых с использованием средств автоматизации и без использования таких средств.

1.4. Политика неукоснительно исполняется сотрудниками Компании.

  1. Определения

персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

автоматизированная обработка персональных данных - обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;

распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц;

предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;

блокирование персональных данных - временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);

уничтожение персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;

обезличивание персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;

информационная система персональных данных - совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

  1. Принципы и условия обработки персональных данных

3.1. Обработка персональных данных осуществляется на основе следующих принципов:

1) Обработка персональных данных осуществляется на законной и справедливой основе;

2) Обработка персональных данных ограничивается достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных;

3) Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместных между собой;

4) Обработке подлежат только те персональные данные, которые отвечают целям их обработки;

6) При обработке персональных данных обеспечивается точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к заявленным целям их обработки.

7) Хранение персональных данных осуществляется в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению, либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

8) Компания в своей деятельности исходит из того, что субъект персональных данных предоставляет точную и достоверную информацию во время взаимодействия с Компанией и извещает представителей Компании об изменении своих персональных данных.

3.2. Компания осуществляет обработку персональных данных только в следующих случаях:

  • обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
  • обработка персональных данных осуществляется в связи с участием лица в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах;
  • обработка персональных данных необходима для исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - исполнение судебного акта);
  • обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;
  • обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

3.4. Компания вправе поручить обработку персональных данных граждан третьим лицам, на основании заключаемого с этими лицами договора.
Лица, осуществляющие обработку персональных данных по поручению ООО Юридическая компания «Старт», обязуются соблюдать принципы и правила обработки и защиты персональных данных, предусмотренные Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных». Для каждого лица определены перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться юридическим лицом, осуществляющим обработку персональных данных, цели обработки, установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных.

3.5. В случае если Компания поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет Компания. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению Компании, несет ответственность перед Компанией.

3.6. Принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы, Компанией не осуществляется.

3.7. Компания уничтожает либо обезличивает персональные данные по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости достижения цели обработки.

  1. Субъекты персональных данных

4.1. Компания обрабатывает персональные данные следующих лиц:

  • работников Компании, а также субъектов, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера;
  • кандидатов на замещение вакантных должностей в Компании;
  • клиентов ООО Юридическая компания «Старт»;
  • пользователей сайта ООО Юридическая компания «Старт»;

4.2. В некоторых случаях Компанией также может осуществляться обработка персональных данных уполномоченных на основании доверенности представителей вышеперечисленных субъектов персональных данных.

  1. Права субъектов персональных данных

5.1.Субъект персональных данных, данные которого обрабатываются Компанией вправе:

5.1.1. Получать от Компании в предусмотренные Законом сроки следующие сведения:

  • подтверждение факта обработки персональных данных ООО Юридическая компания «Старт»;
  • о правовых основаниях и целях обработки персональных данных;
  • о применяемых Компанией способах обработки персональных данных;
  • о наименовании и местонахождении Компании;
  • о лицах, которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с ООО Юридическая компания «Старт» или на основании федерального закона;
  • перечень обрабатываемых персональных данных, относящихся к гражданину, от которого поступил запрос и источник их получения, если иной порядок предоставления таких данных не предусмотрен федеральным законом;
  • о сроках обработки персональных данных, в том числе о сроках их хранения;
  • о порядке осуществления гражданином прав, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» № 152-ФЗ;
  • наименование и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению Компании;
  • иные сведения, предусмотренные Федеральным законом «О персональных данных» № 152-ФЗ или другими федеральными законами.

5.1.2. Требовать уточнения своих персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки.

5.1.3. Отозвать свое согласие на обработку персональных данных.

5.1.4. Требовать устранения неправомерных действий Компании в отношении его персональных данных.

5.1.5. Обжаловать действия или бездействие Компании в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций или в судебном порядке в случае, если гражданин считает, что ООО Юридическая компания «Старт» осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» или иным образом нарушает его права и свободы.

5.1.6. На защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и/или компенсацию морального вреда в судебном порядке.

  1. Обязанности Компании

6.1. В соответствии с требованиями Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» Компания обязана:

  • Предоставлять субъекту персональных данных по его запросу информацию, касающуюся обработки его персональных данных, либо на законных основаниях предоставить мотивированный отказ, содержащий ссылку на положения Федерального закона.
  • По требованию субъекта персональных данных уточнять обрабатываемые персональные данные, блокировать или удалять, если персональных данных являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки.
  • Вести Журнал учета обращений субъектов персональных данных, в котором должны фиксироваться запросы субъектов персональных данных на получение персональных данных, а также факты предоставления персональных данных по этим запросам.
  • Уведомлять субъекта персональных данных об обработке персональных данных в том случае, если персональные данные были получены не от субъекта персональных данных.

Исключение составляют следующие случаи:

Субъект персональных данных уведомлен об осуществлении обработки его персональных данных соответствующим оператором;

Персональные данные получены Компанией на основании федерального закона или в связи с исполнением договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект.

Персональные данные получены из общедоступного источника;

Предоставление субъекту персональных данных сведений, содержащихся в Уведомлении об обработке персональных данных нарушает права и законные интересы третьих лиц.

6.2. В случае достижения цели обработки персональных данных Компания обязана незамедлительно прекратить обработку персональных данных и уничтожить соответствующие персональные данные в срок, не превышающий тридцати дней с даты достижения цели обработки персональных данных, если иное не предусмотрено договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, иным соглашением между Компанией и субъектом персональных данных либо если Компания не вправе осуществлять обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных на основаниях, предусмотренных №152-ФЗ «О персональных данных» или другими федеральными законами.

6.3. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку своих персональных данных Компания обязана прекратить обработку персональных данных и уничтожить персональные данные в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления указанного отзыва, если иное не предусмотрено соглашением между Компанией и субъектом персональных данных. Об уничтожении персональных данных Компания обязана уведомить субъекта персональных данных.

6.4. В случае поступления требования субъекта о прекращении обработки персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке Компания обязана немедленно прекратить обработку персональных данных.

6.5. Компания обязана осуществлять обработку персональных данных только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных, в случаях, предусмотренных Федеральным законом.

6.7. Компания обязана разъяснять субъекту персональных данных юридические последствия отказа предоставить его персональные данные, если предоставление персональных данных является обязательным в соответствии с Федеральным законом.

6.8. Уведомлять субъекта персональных данных или его представителя о всех изменениях, касающихся соответствующего субъекта персональных данных.

  1. Сведения о реализуемых мерах защиты персональных данных

7.1. При обработке персональных данных Компания принимает необходимые правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

7.2. Обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности:

  • определением угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных;
  • применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные Правительством Российской Федерации уровни защищенности персональных данных;
  • применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации;
  • оценкой эффективности принимаемых мер по обеспечению безопасности персональных данных до ввода в эксплуатацию информационной системы персональных данных;
  • учетом машинных носителей персональных данных;
  • обнаружением фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятием мер;
  • восстановлением персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;
  • установлением правил доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе персональных данных, а также обеспечением регистрации и учета всех действий, совершаемых с персональными данными в информационной системе персональных данных;
  • контролем за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и уровня защищенности информационных систем персональных данных.
  • оценкой вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных, соотношение указанного вреда и принимаемых мер, направленных на обеспечение выполнения законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

Публикации, 12:33 27.02.2015

Новое в законе о банкротстве: должники и кредиторы – столкновение или баланс?

Сергей Ковалев, партнер, руководитель судебно-арбитражной практики АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»

Банкротство - процедура, в которой остро сталкиваются интересы должников и кредиторов. В сложной экономической обстановке эта тема приобретают особую важность. Накаляют атмосферу недавно принятые законом № 482-ФЗ поправки к закону о банкротстве.

На фоне изменений, вступивших в силу 29 января 2015 года, данный вопрос становится особенно актуальным, поскольку некоторые положения серьезно затрагивают интересы участников процесса.

Именно о таких изменениях, а также о том, чьи интересы призван защитить закон после вступления поправок в силу, и пойдет речь ниже.

Инициатива наказуема

© Пресс-служба АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»

Как было раньше: Ранее должник практически всегда мог «перехватить» у кредиторов инициативу по введению банкротства и назначить на период наблюдения (а это, как правило, не менее 7 месяцев, установленных статьей 51 закона о банкротстве) подконтрольного управляющего, который мог:

Не препятствовать деятельности должника в период наблюдения,
. провести финансовый анализ в благоприятном для должника порядке и с благоприятными выводами,
. эффективно противостоять включению в реестр нежелательных кредиторов,
. помочь скрыть сделки (действия) должника, совершенные до и после введения наблюдения, которые потенциально могут быть оспорены,
. помочь вывести имущество должника,
. помочь или не препятствовать сокрытию документов и информации,

а также совершить ряд иных законных и незаконных действий, которые могли бы отсрочить получение контроля лицами, действующими в интересах кредиторов, а также сократить вероятность удовлетворения интересов кредиторов.

Что теперь: После внесения поправок должник не может инициировать процедуру банкротства с гарантированным назначением лояльной ему кандидатуры арбитражного управляющего на период наблюдения

Порядок действий: В соответствии с новой редакцией статьи 37 закона о банкротстве перед подачей заявления о признании себя банкротом должник обязан опубликовать уведомление об обращении в арбитражный суд в Едином реестре сведений. Затем посредством случайного выбора происходит определение саморегулируемой организации арбитражных управляющих, которая впоследствии указывается в заявлении должника.

В переходный период с 29 января по 1 июля 2015 года должник вправе обратиться с заявлением о признании себя банкротом при условии предварительного (не менее чем за 30 календарных дней) уведомления в письменной форме всех известных ему кредиторов (пункт 3 статьи 4 закона № 482-ФЗ).

При этом законом № 482-ФЗ специально оговорено, что до утверждения Министерством экономического развития России порядка определения саморегулируемой организации арбитражных управляющих, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий, при подаче заявления должника определение такой саморегулируемой организации осуществляется судом в произвольном порядке.

Риск злоупотреблений минимизирован, но не исключен: Возможность злоупотреблений здесь кроется в потенциальных договоренностях должника и руководства случайно выбранной саморегулируемой организации арбитражных управляющих о назначении лояльного управляющего. Таким образом, риск управления должником процедурой наблюдения уменьшен, но не исключен полностью.

Без суда и следствия

Как было раньше: До внесения поправок для всех категорий кредиторов действовал общий порядок:

1) обратиться в суд в порядке искового производства,

2) получить решение суда

3) дождаться его вступления в силу (в результате истечения срока на апелляционное обжалование либо подтверждения решения судом апелляционной инстанции),

4) лишь после этого подать на банкротство должника.

Что теперь: После внесения поправок банки могут подавать на банкротство должников без предварительного обращения в суд и получения вступившего в законную силу решения.

В новой редакции закона о банкротстве сделаны определенные послабления для кредиторов - кредитных организаций: наличие «просуженного» спора для подачи заявления о признании должника банкротом в данном случае не требуется. Причем данный порядок касается всех категорий должников банков.

Порядок действий: Новая редакция пункта 2.1 статьи 7 закона о банкротстве предусматривает для кредитных организаций простой порядок для начала банкротства должника:

1) с 29 января до 1 июля 2015 года - кредитная организация не менее чем за 30 календарных дней до обращения в арбитражный суд уведомляет в письменной форме должника и всех известных ей кредиторов о намерении обратиться с соответствующим заявлением о банкротстве должника,

Начиная с 1 июля 2015 года банк не менее чем за 15 календарных дней до обращения в арбитражный суд публикует уведомление о намерении обратиться с заявлением о банкротстве должника в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц.

2) после этого кредитная организация может подать на банкротство должника.

Преимущества для кредитных организаций: Теперь банк сможет начать процедуру банкротства должников без дополнительных судебных процедур и, в большинстве случаев, иметь возможность инициировать процедуру несостоятельности раньше других кредиторов, получив доступ к документам и имуществу должника на этапе наблюдения.

Долой формальности!

Как было раньше: Ранее в законе не было оснований для прекращения процедуры банкротства на любом этапе по причине установления судом злоупотреблений со стороны лица, подавшего заявление о банкротстве.

Что теперь: Новая редакция закона о банкротстве устанавливает, что формально обоснованное обращение заинтересованного кредитора или должника с заявлением о банкротстве должника, при его (должника) фактической платежеспособности, не является законным.

Если при рассмотрении дела о банкротстве суд в ходе любой процедуры установит, что должник или кредитор, являющийся заинтересованным лицом, обращался с заявлением о признании должника банкротом, зная при этом, что должник является платежеспособным и преследует цель необоснованного неправомерного получения выгод от введения процедур, применяемых в деле о банкротстве, суд вправе прекратить производство по делу о банкротстве при условии, что к этому моменту должник продолжает оставаться платежеспособным и что это соответствует интересам кредиторов.

Задача - борьба с злоупотреблениями со стороны должника: это положение направлено на борьбу с возможными злоупотреблениями со стороны должника либо заинтересованными по отношению к нему кредиторами (которые, по мнению законодателя, работают с ним в связке), когда последним по той или иной причине будет выгодно введение в отношении должника процедур банкротства.

Некоторые итоги

Несмотря на то, что это лишь малая часть внесенных поправок, затрагивающих интересы должников и кредиторов в процедуре банкротства, становится понятно, что многие положения направлены на защиту интересов кредиторов, прежде всего, кредитных организаций. Возможно, потому, что в сложившейся экономической ситуации банки были отнесены к группе риска, которая в связи со своей уязвимостью и профессионализмом может стать лучшими контролирующими кредиторами при проведении необходимых процедур.

Добавить в блог

Код для публикации:

Как известно, инициирование процедуры банкротства часто сопровождается спорами относительно первенства обращений при стечении нескольких заявителей. Цель борьбы - продвижение собственной кандидатуры временного управляющего.

В силу п.2.1 ст.7 Закона о банкротстве право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора - кредитной организации при условии предварительного, не менее чем за пятнадцать календарных дней до обращения в арбитражный суд, опубликования уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Выглядит так, что кредитная организация должна обращаться в арбитражный суд лишь после истечения 15-дневного срока. Так ли это?

В судебной практике встречается два подхода судов к последствиям несоблюдения этого требования:

1) оставление заявления без движения (ст.128 АПК РФ). При этом подходе арбитражные суды дают срок на устранение обстоятельств, в том числе на публикацию уведомления. Соответственно, банки могут инициировать банкротство, не дожидаясь публикации, в расчете на дальнейшее устранение соответствующих обстоятельств. Само собой, это дает преимущество перед иными заявителями. Любопытно, что такая правовая позиция доминирует в судебной практике (постановление АС МО от 27.10.2016 по делу №А41-17859/2016, постановление АС ВВО от 24.01.2017 по делу №А28-8728/2015, постановления АС ЗСО от 26.02.2016 по делу №А81-3458/2015, от 28.10.2016 по делу №А27-11995/2016),

2) оставление без рассмотрения ввиду несоблюдения досудебного порядка (п.2 ч.1 ст.148 АПК РФ). В качестве примера такого подхода можно привести постановление АС МО от 26.10.2016 по делу №А41-21962/2015.

В чем предназначение такого уведомления? Каковы его функции?

Можно выдвинуть несколько версий.

1) Функция досудебного урегулирования. При первом приближении кажется, что основная цель этого уведомления заключается именно в попытке внесудебного разрешения конфликта кредитной организации с заемщиком, поручителем или другим должником. Но в этом случае возникает пара вопросов: (1) почему такая претензия (в отличии от обычной) носит публичный характер? (2) требуется ли соблюдать публичный порядок, если должнику уже были направлены непубличные письменные претензии?

Представляется, что публичность процедуры можно объяснить стремлением оказать на должника дополнительное давление путем формирование негативного общественного мнения в результате допущенного им дефолта. То есть возможно, что это своеобразная мера оперативного воздействия.

В том случае если должник был проинформирован о намерениях банка (например, получил простую письменную претензию), но не предпринял попыток добровольного исполнения, то смысла дожидаться внесудебного урегулирования нет. Зачем в подобном случае делать публичное уведомление? Так, например, в постановлении АС ВВО от 24.01.2017 по делу №А28-8728/2015 указано: «Довод заявителя о несоблюдении Банком досудебного порядка обращения к поручителю с требованием о погашении задолженности является несостоятельным, поскольку на момент обращения Банка в суд с заявлением о признании должника банкротом Первомайский районный суд города Кирова возбудил производство по иску Банка о взыскании спорной задолженности в солидарном порядке с заемщика и поручителей, в том числе с Общества. Из решения Первомайского районного суда города Кирова от 13.11.2015 по делу N 2-735/2015 следует, что Банк обратился в суд с иском 26.03.2015, то есть на момент обращения Банка в арбитражный суд с заявлением (23.07.2015) Общество знало о требованиях и намерениях Банка ».

Значит, все-таки публикация не преследует цель внесудебного урегулирования конфликта между кредитором и должником. Следовательно, миссия у этой процедуры иная.

2) Функция информирования заинтересованных лиц о факте дефолта по обязательству перед кредитной организацией. Очевидно, что обязательства перед кредитными организациями (в том числе из кредитных договоров, из договоров поручительства и т.д.) являются наиболее значимыми для большинства участников хозяйственного оборота. Причем значимы они, как правило, и по размеру обязательства, и с репутационной точки зрения (забота о чистоте кредитной истории). Можно сказать, что соблюдение платежной дисциплины по указанным обязательствам является своего рода индикатором здоровья хозяйствующего субъекта. Поэтому обсуждаемая процедура публичного уведомления ориентирована, скорее всего, не на должника, а на иных лиц (кредиторов, потенциальных контрагентов и т.д.). Ее цель - донести до максимально широкого круга лиц информацию (предостережение) о появлении признаков несостоятельности у соответствующего лица. Думается, с этого момента можно, например, презюмировать осведомленность о неплатежеспособности должника для целей оспаривания сделок по правилам главы III.1 Закона о банкротстве.

При таком подходе - в случае отсутствия доказательства соблюдения срока - арбитражный суд не должен оставлять заявление без рассмотрения, а должен лишь «обездвижить» его.

Вывод: исходя из формирующейся судебной практики кредитным организациям не требуется дожидаться истечения 15-дневного срока, предусмотренного п.2.1 ст.7 Закона о банкротстве. Это дает некоторым наиболее продвинутым из них значительное преимущество. До формирования единообразной практики подобное «досрочное» обращение банка, наверняка, будет заставать врасплох неискушенных лиц, закономерно ожидающих соответствующей инициативы лишь после истечения обсуждаемого срока.

Начало оформления финансовой несостоятельности юридического лица или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность (физическое лицо зарегистрированное как ИП), совпадает не с датой принятия судом соответствующего заявления. Фактически, это момент, когда уведомление о намерении обратиться с заявлением о банкротстве будет размещено в свободном доступе в спец.реестре. Эта процедура введена с 01.07.2012, также регламентирована законодательно и является обязательной.

Сущность документа

Уведомление о намерении обратиться в суд с заявлением о банкротстве – начальный этап, введенный в действие изменениями в закон с 01.07.2015,запуска процедуры признания несостоятельности при наличии к ней установленных нормами условий, в ходе которого сведения о последующем направлении иска в суд размещаются в ряде общедоступных источников, среди которых Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности ЮЛ и прочие.

Каковы функции документа

Введение обязательства уведомлять о намерении инициировать процесс признания разорившимся призвано свести к минимуму злоупотребления, в первую очередь, со стороны разорившегося субъекта. Ведь раньше должником могли быть перехвачены «бразды правления» в процессе перед кредиторами. Он, до нововведений, был вправе на период наблюдения самостоятельно назначить подконтрольного управляющего, который:

  • Не оказывал влияния на дальнейшую деятельность банкрота.
  • Анализировал фин.состояние в выгодном для разорившегося лица свете и с оптимистичными выводами.
  • Препятствовал возможными способами включению в реестр кредиторов, которые нежелательны для должника.
  • Помогал делать невидимыми или придавать законный внешний облик сделкам, совершаемым с целью вывода имущества, которое подлежало бы включению в конкурсную массу.
  • Непосредственно или опосредованно (наблюдал, но не участвовал) в сокрытии документов и информации, необходимых для процесса.

Заявить о банкротстве может не только должник, но и кредиторы

В общем, у заемщика был карт-бланш перед займодавцами, дающий ему возможность незаконно сохранить имущество и свести к минимуму объемы возвратов по долгам.

Публикация уведомления кредиторов о банкротстве должника в общедоступных ресурсах призвана обеспечить оповещение их всех, чтобы те заявили свои требования в процессе.

Случаи, требующие обязательного уведомления

Законом «О несостоятельности» определен круг лиц, которые наделены правомочием обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. К числу таковых относятся:

  • сам должник;
  • кредиторы конкурсные;
  • отдельные гос.органы (налоговая и органы местного управления и самоуправления).

Этим же законом в 37 статье закреплена обязанность по публичному уведомлению о своем намерении. Происходит это посредством размещения соответствующего сообщения о намерении подать заявление о банкротстве в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности ЮЛ, а также публикуется в печатном издании «Коммерсантъ». Сама обязанность возложена лишь на должника или конкурсных кредиторов. После того как выполнено условие по публичному уведомлению и выдержан хотя бы минимально установленный срок, который равняется 15 календарным дням, обращение в суд с иском будет правомочным.

Уведомление должно быть подтверждено электронной цифровой подписью

Уведомление готовится в электронной форме, образец которой содержит ряд обязательных сведений:

  • Информация о заявителе (название и прочие данные должника или конкурсного кредитора, в зависимости от того, кто намерен обратиться в суд, и размещает само извещение).
  • Название документа, а также его реквизиты, посредством которых удостоверяется правовой статус заявителя.
  • Нормативно-правовое обоснование размещения уведомления (ссылки на статьи законов и прочих актов РФ, которыми возложена соответствующая обязанность).
  • Ходатайство (прошение) включить уведомление в ЕФРС.
  • Прочая информация.

Правила составления документа

Уведомление не подается пустым, т.е. только заполненным. Извещение подкрепляется бумажными доказательствами наличия минимально требуемого для запуска процедуры размера задолженной суммы и прочую документацию.