Что аппарат суда общей юрисдикции. Аппараты иных судебных органов как органы обеспечения деятельности судов в российской федерации. Кто такие работники суда

Какая зарплата у работников судебного аппарата? Вопрос достаточно интересный и многогранный. В настоящее время в обществе бытует мнение, что сотрудники суда получают приличные зарплаты. Данная уверенность складывается на основании информации о зарплатах судей. Они и правда могут достигать полумиллиона рублей. Но фактически дело обстоит немного иначе, так, у большей части сотрудников аппарата суда зарплата незначительная. У некоторых из них она достигает среднего уровня в 25 тысяч рублей. Но обо всем по порядку.

Значение судебного аппарата

Судебный аппарат в любом государстве, несомненно, занимает важное место. Ведь поддержание порядка в отсутствие органов судебного аппарата и досудебных инстанций невозможно. Остается только надеяться, что на суде интересы граждан будут защищены. В современном жестоком мире каждодневно кто-то пытается получить личную выгоду за счет другого. Именно для того, чтобы каким-то образом приравнять права всех людей, и был сформирован аппарат судебной власти.

Считается, что органы правосудия должны быть всегда объективны и справедливы, однако фактически дело обстоит иначе. Причиной этого является то, что значение слова «правосудие» было искажено и изменило свое значение для человека. Ведь чаша весов склоняется в ту сторону, где больше выгода. Печально слышать, но это факт. Но почему же так происходит? Такая ситуация складывается в основном из-за того, что уровень зарплаты аппарата суда не совсем соответствует объему исполненной работы. На первый взгляд может показаться, что оплата должна быть соответствующей, ведь это же учреждение государственного типа, причем отвечающее за правопорядок в стране. Однако это далеко не соответствует истине. Естественно, оправдывать возникновение коррупции подобным образом не стоит, но государство все же должно принять определенные меры.

Повышение зарплаты работникам судебного аппарата

В одной из российских газет была опубликована новость о том, что советом судей был одобрен проект повышения зарплаты аппарату суда. Документ предполагает присвоение сотрудникам суда особого социального статуса. По сути, это может означать то, что у данных сотрудников появятся различные новые социальные гарантии, а также увеличится размер заработной платы. Инициаторы данного законопроекта полагают, что подобное решение сможет принести выгоду отдельным сотрудникам суда и нормализовать деятельность судебного аппарата в целом.

Стоит заметить, что в течение всех двенадцати месяцев 2014 года индексация зарплаты сотрудников судебной системы не проводилась. Индексация в рамках экономики России позволяет защищать страну и ее население от растущей инфляции. Хотя при отсутствии ежегодной индексации потери дохода государственной казны имеют более низкий уровень. Подсчеты Министерства финансов свидетельствуют о том, что если не проводить индексацию заработной платы работников службы судебных приставов, то в следующем году удастся сохранить в экономике до 125 миллиардов рублей. Исходя из этого, мы можем только догадываться, когда повысят зарплату аппарату суда.

Кто такие работники суда?

Суды в нашем мире появились очень давно, еще в Древнем мире, и сразу же смогли найти и занять определенную нишу. Без судов невозможно представить современную систему правоохранения. Сотрудники аппарата судов считаются довольно ценными, в связи с этим их стараются не лишать внимания. Данный факт касается и уровня повышения зарплаты аппарату суда. Однако при разговоре о данной инстанции стоит помнить о работниках, которые, как правило, остаются в тени. Речь идет, например, о помощниках судей и других работниках судебной системы. Несомненно, весь объем основной части работы остается за ними.

Люди, которые задействованы в качестве работников судебного аппарата, несут на своих плечах ответственность особого рода. Скажем, что супротив того, что они негласно носят название «силовиков», зарплату работники суда получают все же из бюджета. То есть на них повсеместно распространяются все условия, которые предусматриваются конкретно для данной категории граждан. Если учесть весь круг работников, то он очень обширен. К примеру, в их обязанности входит:

  • Полная подготовка всего пакета документов для осуществления судебного процесса.
  • Составление различного рода документации для всего многообразия дел.
  • Составление ответов на заданные вопросы.
  • Проведение консультационной работы с родственными лицами абсолютно всех участников конкретного процесса и прочее.

Стоит заметить, что выполнение всех вышеозначенных обязанностей - работа сложная, ответственная и трудоемкая. Работа рутинного характера, как правило, отнимает слишком много времени, а также требует концентрации внимания, усидчивости. Посему лишь небольшое количество людей способно сконцентрироваться для того, чтобы ежедневно выполнять свою работу, причем качественно. Для этого требуются определенные внутренние качества и личностные характеристики. Поэтому и возникает вопрос об увеличении зарплаты аппарату суда.

Отметим, что очередная индексация заработной платы в течение 2017 года зрела довольно долго. Это произошло из-за того, что труд сотрудников судебного аппарата оплачивается не столь хорошо, как бы это ни казалось, хотя у таких специалистов рутинной работы огромное количество.

Процесс формирования оклада работников судебного аппарата

Законом РФ предусмотрено, что окладная часть сотрудников судебной системы должна формироваться с учетом нескольких параметров. Это:

  • Уровень судебной квалификации.
  • Доплаты премиального и другого подобного рода.
  • Должностной оклад.
  • Доплата, положенная за выслугу лет.

Чтобы понять, насколько требуется увеличение зарплаты аппарата суда в 2017 году, рассмотрим некоторые доходы этой категории трудящихся. Однако необходимо понимать, что в организации подобного рода доход каждого сотрудника будет напрямую зависеть от статуса самого работника, то есть все чины высшего ранга, конечно же, получают на порядок больше, чем сотрудники ранга пониже. Собственно, не стоит удивляться - подобная ситуация наблюдается практически во всех сферах труда.

Доходы аппарата суда в РФ

Для примера рассмотрим судей, представляющих Конституционный суд. Уровень их зарплаты колеблется на уровне полумиллиона рублей. Далее в рейтинге следуют судьи, представляющие Верховный суд. Их оклад составляет около 300 тысяч рублей. Затем - судья Арбитражного суда с окладом около 200 тысяч рублей. Зарплата составляет около 50 тысяч рублей. Но не стоит забывать, что рядовые сотрудники судебного аппарата получают намного меньше. Их составляет около 25 тысяч рублей, а это на фоне зарплат судей - ничтожная сумма. Однако и это не минимальный предел. К примеру, сотрудники делопроизводительных отделов получают и того меньше. К примеру, архивариус получает около 10 тысяч рублей, оклад делопроизводителя составляет около 12 тысяч рублей, заседательных секретарей - около 15 тысяч рублей.

Но разберемся, почему возникает такая колоссальная разница. Все потому, что службу в государственных органах, таких как правоохранительные органы, прокуратура, судебный аппарат, принято классифицировать на федеральные и государственные категории. Так вот, судьи, прокуроры относятся к федеральному типу службы. А работники службы сопровождения деятельности федеральных служащих, а также секретарский состав, делопроизводители и судебные помощники фактически относятся к категории гражданских государственных служащих. Именно такой особенностью обуславливается та окладная часть зарплаты работников аппарата суда, на которую начисляют региональные либо федеральные надбавки.

Кому из работников аппарата суда ожидать повышения заработной платы?

Некоторые из российских финансистов полагают, что зачастую правительство России принимает решения, которые не отличаются логичностью. Речь идет о законопроекте о зарплате аппарату суда. Можно было бы предположить, что отсутствие индексации в аппарате суда в течение нескольких лет позволит улучшить экономическую ситуацию. Одновременно с этим организации неправительственного характера замечают, что уровень заработной платы чиновников, в том числе министров и депутатов, повышается каждый год. На сегодняшний день уровень зарплаты депутатов достигает уровня в 650 тысяч рублей. Очевидно, что в дальнейшем данная сумма продолжит расти. Эта цифра значительно отличается от средней зарплаты по стране в целом, но тем не менее индексацию никто не отменяет, как в случае судебных приставов.

Экспертные исследования в этой области свидетельствуют о том, что оплата труда подавляющего числа чиновников на сегодняшний день в полтора раза превышает зарплату среднестатистического бюджетного служащего. В отдельных субъектах федерации уровень окладов чиновников и разного рода депутатов вообще выше усредненного показателя вдвое. Например, такая ситуация имеет место быть в Ямало-Ненецком округе. Если рассматривать самый низкий уровень зарплаты судебных служащих, то, по данным на 2016 год, он составляет около 45 тысяч рублей. Именно такую получают зарплату помощники судьи Республики Дагестан.

Индексация зарплаты аппарату суда

Как и на протяжении того года, так и в этом году, индексации зарплаты не стоит ожидать тем, чей доход устанавливается решением правительства РФ или президентом. Основной целью такого поступка является экономия денежных средств в бюджете и в экономике государства. И, конечно же, в первую очередь это касается судей, военных, а также прокуроров.

По мнению специалистов, эти меры мало скажутся на общем уровне жизни вышеуказанных лиц, ибо государство проявило заботу об их зарплате ранее. И именно увеличение уровня дохода подавляющего большинства российских госслужащих стало последней каплей в отношении отказа индексации.

Что касается доходов сотрудников судебного аппарата, то больше всего повезло работникам такого ведомства, как прокуратура. Так как в 2012 году были приняты решения государственного уровня, способствующие повышению зарплаты аппарату суда ежегодно.

Заработная плата судей в 2017 году

В этом году прокурорам повезло больше, чем судьям. В октябре прошлого года их доход был увеличен на 5,5%, но данное повышение коснулось только мировых судей и Федеральных судов. Эти нововведения, которые на первый взгляд кажутся незначительными и не могут оказать плохого влияния на экономику страны, в итоге обошлись бюджету в миллиард рублей.

Немаловажным фактом является то, что зарплата аппарата суда исчисляется немного иначе, нежели у иных представителей аппарата приставов. На данный момент зарплата судей начисляется исходя из квалификационного уровня. Также те, у кого имеется большая выслуга лет, получают прибавку к зарплате. Плюс ко всему, для судей предусмотрена ежеквартальная премия.

На сегодняшний день в России 36472 судьи. С учетом того что фонд зарплаты на каждого из них колеблется на уровне пары миллионов рублей за год, то на каждого из них выходит зарплата около 160 тысяч рублей ежемесячно. Как мы говорили ранее, зарплата судей РФ, в зависимости от юрисдикции их суда, составляет от 200 тысяч рублей до 500 тысяч рублей каждый месяц.

Конечно, эти суммы лишь с натяжкой можно назвать маленькими, особенно если сравнивать с минимальным уровнем зарплат по всей территории России. Госслужащие и военные нашего государства уже в полной мере оценили последствия такого явления, как удержание индексации их доходов. Если учесть тот факт, что пенсия напрямую связана с зарплатой, то, соответственно, увеличения первой также не стоит ожидать. Так когда повысят зарплату аппарату суда? Ведь если до конца 2017 года не произойдет индексации зарплат судебного аппарата, то вряд ли судебным приставам стоит ожидать увеличения пенсии.

Мотивация для судебных приставов

Отдельные специалисты утверждают, что правительственные органы добиваются снижения уровня коррумпированности в стране, увеличивая зарплаты работникам аппарата суда - судебным приставам, но в реальности этого так и не происходит, а население страны не ощутило какой-либо эффективности в вопросе решения своих проблем посредством суда. Если таковое мнение принимать за основу, то указ Министерства финансов и правительства по отмене процедуры индексации представляется возможным объяснить. Немаловажным остается тот факт, что экономия на зарплатах позволяет государственному бюджету компенсировать другие текущие расходы и решить иные проблемы на несколько миллиардов рублей.

Однако не стоит забывать, что возможно возникновение другой важной проблемы - психологической. Если у судебных приставов так и будет отсутствовать индексация, и зарплаты судей останутся на прежнем уровне, это может вызвать протесты. Скорее всего, забастовок из-за отсутствия индексации судьи устраивать не станут, однако это может существенно охладить их рвение и желание работать.

Возможно ли приостановление введения в действие статей о повышении зарплаты судебному аппарату?

Правительственные органы отмечают, что ряд статей в законодательстве все-таки может быть приостановлен в их действии на время до трех лет из-за отказа от процедуры индексации. В связи с этим становится ясно, что в ближайшем будущем повышения зарплаты работникам аппарата суда ждать не стоит. А случится это, вероятнее всего, тогда, когда начнется новая массовая волна повышения зарплат. Однако планируется осуществлять поддержку судебных приставов путем выплаты единоразовых премий.

Выводы

Получается, что индексация не ожидается для сотрудников службы судебных приставов, однако премиальные предвидятся. А это свидетельствует о том, что дополнительные расходы все же коснутся бюджета страны. Вполне ясно, что в данном случае подобные схемы затронут весь судебный аппарат, в том числе судей и их помощников. Все представители данных должностей представляют собой а это говорит о том, что зарплата работников суда производится за счет средств государственного бюджета.

Хорошей новостью является то, что в этом году, скорее всего, произведут привязку ставок судебных помощников, а также секретарей к тем ставкам, которые положены непосредственно судьям. Привязка будет производиться в определенном процентном соотношении. Это говорит о том, что работники аппарата суда станут получать пропорциональную зарплату. То есть зарплата помощника судьи будет напрямую зависеть от того, с каким именно судьей он работает. Судебная система не терпит непрофессионализма и подхода с точки зрения бюрократии, соответственно, обновленные законы, которые приняло правительство, скорее всего, пойдут на пользу.

В Российской Федерации" организационное обеспечение деятельности федерального суда общей юрисдикции по осуществлению правосудия осуществляет аппара т этого суда .

Руководство деятельностью аппарата федерального суда общей юрисдикции осуществляется председателем соответствующего суда.

Структура, численность работников и штатное расписание аппарата федерального суда общей юрисдикции (за исключением Верховного Суда Российской Федерации) определяются председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год и плановый период.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Положение об аппарате федерального суда общей юрисдикции, за исключением положения об аппарате Верховного Суда Российской Федерации, утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

Возможный состав аппарата суда общей юрисдикции :

  • помощник председателя суда (судьи);
  • администратор суда;
  • помощник судьи;
  • секретарь судебного заседания;
  • канцелярия по уголовным делам;
  • канцелярия по гражданским дела;
  • приемная суда;
  • отдел кадров;
  • архивариус.

Функции аппарата суда общей юрисдикции (ст. 39 ФКЗ О судах общей юрисдикции)

Аппарат суда общей юрисдикции:

  1. принимает и выдает документы;
  2. удостоверяет копии судебных документов;
  3. производит вручение документов, уведомлений и вызовов;
  4. контролирует уплату и сборов;
  5. осуществляет организационно-подготовительные действия в связи с назначением дел к слушанию;
  6. оказывает помощь судьям в привлечении присяжных заседателей к осуществлению правосудия;
  7. обеспечивает ведение протоколов судебных заседаний;
  8. ведет учет движения дел и сроков их прохождения в суде;
  9. обеспечивает обращение к исполнению судебных решений;
  10. осуществляет хранение дел и документов;
  11. участвует в обобщении данных судебной практики, ведет судебную статистику, информационно-справочную работу по законодательству Российской Федерации и иную работу;
  12. осуществляет прием .

Значительная часть работы, выполняемой в районных судах, при­ходится на долю его аппарата, который непосредственно обес­печивает организационно не только осуществление правосудия, но и обобщение судебной практики, сбор и анализ судебной статистики, учет и систематизацию законодательства, а также выполнение других задач.

Ближайшими помощниками председателей (районных судей), на­ряду с помощниками, являются адми­нистраторы судов . Введение таких должностей в судах общей юрис­дикции всех уровней, в том числе в районных судах, предусмотрено ст. 17 Закона о Судебном департаменте. Администратор суда принимает меры по организационному и материально-бытовому обеспечению деятельности суда, взаимодействует с , правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда, осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда, организует ведение судебной статистики, делопроизводства и работу архива, организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время, обеспечивает работу хозяйственной службы, осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда.

Заведующий канцелярией отвечает главным образом за распреде­ление работы между сотрудниками канцелярии, контролирует ее ис­полнение, обеспечивает сохранность журналов учета, служебной пе­реписки, книг приказов и распоряжений по суду и иной документа­ции, оформляет служебную переписку с вышестоящими судебными органами, правоохранительными и иными государственными учреж­дениями, общественными объединениями, предприятиями.

Секретари суда ведут делопроизводство по судебным делам, под­лежащим рассмотрению конкретными судьями. Они хранят материа­лы дел, ведут необходимые журналы и карточки, обеспечивают хра­нение вещественных доказательств по уголовным делам, оформляют законченные производством дела и сдают их в архив.

Секретарь судебного заседания ведет протоколы судебных засе­даний, направляет повестки участникам судебного разбирательства и свидетелям, обеспечивает информацию о месте и времени рассмотре­ния дел, назначенных к слушанию.

В каждом суде, независимо от того, каким звеном су­дебной системы он является, функционирует аппарат суда. Ом предназначен для того, чтобы организационно обеспечить рас смотрение судом конкретных дел. В отличие от Министерства юстиции и его органов, которые предназначены для решения общих вопросов организационного обеспечения деятельности суда, аппарат суда концентрирует свои усилия на создании организационных условий осуществления правосудия по конкретным делам.В последние годы в аппарате судов произошли определенные перемены. Поскольку происходит реформа законодательства, судьи в своей работе должны использовать все новые и новые нормативно-правовые акты. Суды не остались в стороне от использования электронных систем поиска данных и тех­нологических нововведений. А это предполагает изменения вштате работников аппарата суда.Растущий объем дел предъявляет новые требования к белорусской судебной системе. Не исключено что с увеличением количества судей будет расти и численность помощников судей, консультантов, секретарей и других работ­ников аппарата суда, а это может привести к делегированию некоторых полномочий судей, в особенности по подготовке де­ла к слушанию.
11Понятие и система принципов правосудия

Правосудие осуществляется на основе принципов - общи положений, отражающих его природу. При этом они правосудие, объективны. Органызаконодательной властисоздают принципов правосудия, а открывают уже существующие. Но принципам правосудия присущ и субъективный аспект, поскольку они формулируются людьми и закрепляются в нормативно-правовых актах. Именно через правовые нормы принципы правосудия способны оказать воздействие на поведе­ние участников правоотношений.

Нормативная сторона принципов правосудия свидетель­ствует о том, что извне они представляют собой нормы права, соблюдение которых обеспечивается силой государства.

В действующем законодательстве принципы правосудия получают двоякое закрепление. Они либо прямо выражены в отдельной норме, либо вытекают из нескольких конкретных норм права, в совокупности отражающих ту или иную сторону принципа. Нормы, наиболее полно отражающие принципы, но­сят название норм-принципов. Они воздействуют не на единич­ные общественные отношения, а на целую их систему, задавая ей направленность движения. Благодаря им, получают фикса­цию целые блоки общественных отношений. Границы регули­рующего воздействия принципов правосудия довольно широки. В виде норм-принципов отражены некоторые принципы право­судия в Конституции Республики Беларусь, УПК, ГПК, других нормативно-правовых актах, регулирующих правосудие. Важ­но, чтобы нормы-принципы были адекватны по своей сути принципам правосудия как объективному явлению. Поскольку принципы правосудия отражают природу правосудия и отлича­ются большой устойчивостью, желательно, чтобы они были сформулированы в виде норм-принципов. В отыскании прин­ципов правосудия велика роль науки. Она призвана оказывать помощь органам законодательной власти в выявлении новых принципов, в поисках таких способов их выражения и форму­лирования, которые соответствовали бы уровню развития госу­дарства и общества, отражали интересы человека.


Итак, принципами правосудия являются основные пра­вовые положения, выражающие природу и сущность правосу­дия, сформулированные в нормативно-правовых актах в виде норм-принципов, или вытекающие из системы конкретных пра­вовых норм. Можно назвать два способа фиксирования принци­пов правосудия: 1) описание содержания принципа в нормепринципе и дальнейшая его детализация в конкретных нормах; 2) включение в текст конкретных правовых норм описания от­дельных сторон принципа. При закреплении принципов право­судия в законах приемы юридической техники имеют второсте­пенное значение. Важно, чтобы нормы права были адекватны по своей сути принципам правосудия как объективному явле­нию. Предпочтительнее, однако, использовать такой подход: общие свойства принципа правосудия отражать в норме-принципе, а его содержание определять в конкретных нормах права. Нормы-принципы образуют границы действия данного принципа и тем самым отвечают требованиям его логической независимости от других принципов.

Принципы правосудия, пронизывая все правосудие, всю деятельность суда по рассмотрению и разрешению дел, по осо­бенному проявляются в различных видах правосудия. Правосу­дие по конституционным, гражданским, судебным администра­тивным делам осуществляется только в судебном процессе, объединяющем ряд стадий. На каждой из них происходит свое­образное преломление принципов правосудия. Уголовный про­цесс состоит из досудебной (следственной) уголовно-процессуальной деятельности и судебной уголовно-процессуальной деятельности. Принципы правосудия реализу­ются в судебных стадиях уголовного процесса, особенно в ста-1ии судебного разбирательства, когда суд выносит обвинитель­ный или оправдательный приговор. В досудебных стадиях уголовного процесса они лишь зарождаются.

Реализация принципов правосудия в конкретных стадиях судебного процесса зависит от многих обстоятельств, в част­ности, от тех задач, которые необходимо разрешить в каждой стадиипроцесса, статуса органов и должностных лиц, ведущих производство по делу, участия представителей общественности и разрешении юридического конфликта, степени детализации законодательства, регулирующего судебную деятельность. Од-нако принципы правосудия не разобщены. Наоборот, все они взаимосвязаны, представляют собой систему, которая воздействует на поведение участников правоотношений.

При выделении принципов правосудия необходимо по­ложить следующий главный критерий: правовая норма, претен­дующая на статус нормы-принципа, должна охватывать доволь­но широкую сферу общественных отношений, имеющих место при осуществлении правосудия, и не дублировать иные общие нормы. В систему принципов правосудия должна входить такая их совокупность, при которой выпадение одного из них приве­дет к нарушению системы, невозможности ее функционирова­ния в том виде, в каком она запрограммирована в законодатель­стве.

Исходя из предложенного критерия, в систему принци­пов правосудия входят: осуществление правосудия только су­дом; независимость судей при осуществлении правосудия; ра­венство участников судебного процесса перед законом и судом; публичность правосудия; состязательность при осуществлении правосудия; обеспечение обвиняемому права на защиту; всесто­ронность, полнота и объективность исследования обстоятельств дела при осуществлении правосудия; использование государст­венного языка при осуществлении правосудия; гласность пра­восудия; участие в осуществлении правосудия народных засе­дателей или присяжных заседателей.

Все эти принципы равноценны. Очередность их пере­числения значения не имеет. Устранение любого из них не приведет к замене его оставшимися.

62 Органы дознания, их задачи и компетенция . Дознание является одной из форм предварительного расследования преступлений. На органы дознания кроме произ­водства дознания возлагаются обязанности по рассмотрению и разрешению заявлений и сообщений о преступлениях; произ­водство следственных и розыскных действий по поручениям и указаниям следователей; оказание помощи следователям в про­ведении ими отдельных следственных действий и др.

УПК различает две формы дознания:

1) дознание по делам, по которым производство предва­рительного следствия обязательно;

2) дознание, по делам, по которым производство пред­варительного следствия не обязательно.

Дознание по делам, по которым производство предва­рительного следствияобязательно, состоит в том, что орган дознания возбуждает уголовное дело, проводит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления. Например, проводит осмотр места преступления, обыск, допрос и т.д.

Дознание по делам, по которым производство предва­рительного следствия не обязательно состоит в том, что орган дознания возбуждает дело и принимает все предусмотренные УПК меры для установления обстоятельств, подлежащих дока­зыванию по уголовному делу. По этой категории уголовных дел материалы дознания являются основанием для рассмотрения в суде.

Дознание проводит руководитель органа дознания. Он может поручить дознание подчиненным, которые при произ­водстве дознания именуются лицами, производящими дознание, т.е. дознавателями. Между руководителем органа дознания и лицом, произ­водящим дознание (дознавателем) существуют, с одной сторо­ны, отношения служебного характера, а с другой - уголовно-процессуальные как участников уголовного процесса. Лицо, производящее дознание (дознаватель) оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всесторон­нем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела в их совокупности. Оно вправе обжаловать указания руководите­ля органа дознания надзирающему прокурору, а указания над­зирающего прокурора - вышестоящему прокурору. Однако об­жалование не приостанавливает выполнение указаний.

УПК исчерпывающе определяет перечень органов дознания. В систему органов дознания входят различные государ­ственные органы. Дознание осуществляется ими наряду с другими функциями.

1. Органы милиции являются особым, универсальным органом дознания. Закон не ограничивает их компетенцию оп­ределенным характером уголовных дел, как об этом оговорено применительно к другим органам дознания.

Милиция Республики Беларусь состоит из: 1) криминальной милиции; 2) милиции общественной безопас­ности; 3) специальной милиции; 4) транспортной милиции; 5) милиции по борьбе с организованной преступностью и кор­рупцией. Они взаимодействуют при выполнении стоящих пе­ред ними задач.

2.Органы гос. Безопасности.3.Командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов.4. Начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изолято­ров - по уголовным делам о преступлениях против установлен ного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по уголовным делам о преступлениях, со вершенных в расположении указанных учреждений.

Следует обратить внимание, что начальники указанных учреждений имеют право органов дознания по двум категориям дел: 1)о преступлениях против установленного порядка несе­ния службы, совершенных сотрудниками этих учреждений; 2) о преступлениях, совершенных в расположении этих учреждений.5. Органы пограничных войск - по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению.Органы пограничных войск имеют право вести дознание по делам о нарушениях или попытке к нарушению государст­венной границы. Они предпринимают меры оперативно-розыскного характера, производят задержания, обыски, осмот­ры, допросы и другие следственные действия. 6. Таможенные органы - по уголовным делам, отнесен­ным законом к их ведению.Таможенная деятельность является исключительной мо­нополией государства. Эта деятельность осуществляется в пре­делах таможенной территории и таможенной границы Респуб 1 лики Беларусь.7. Органы финансовых расследований - по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению.

8. Органы государственного пожарного надзора - по

уголовным делам о пожарах и нарушении противопожарных правил.

Для органов государственного пожарного надзора про­изводство дознания не является единственной и основной их функцией. Основными их задачами является работа по предотвращению пожаров и обеспечению пожарной безопасности.9. Капитаны морских или речных судов, командиры воздушных судов, находящихся вне пределов Республики Бе­ларусь, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на судах.Юрисдикция органа дознания в лице капитана распро­страняется на всех членов экипажа, пассажиров и на всех дру­гих лиц, находящихся на судне, за исключением лиц, пользую­щихся дипломатическим иммунитетом.10. Главы дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь - по делам о преступлениях, совершенных в пределах территории этих пред­ставительств.


22. Понятие и основные признаки судебной власти

Тезис о том, что судебная власть должна представлять собой абсолютно самостоятельную и независимую часть госу­дарственной власти впервые был выдвинут в XVIII веке правоведом и философом Шарлем де Монтескье в его тео­рии разделения властей. Он полагал, что власть в государ­стве должна быть разделена на три части: исполнительную, законодательную и судебную, что нет свободы там, где судеб­ная власть не отделена от исполнительной и законодатель­ной, В советское время эта концепция отвергалась, однако в настоящее время признана единственно правильной, что на­шло отражение в ст. 6 Конституции РБ, которая гласит: «Государственная власть в Республике Беларусь осуществ­ляется на основе разделения ее на законодательную, испол­нительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга». В ст. 109 Конституции прямо записано, что «Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам», то есть Кон­ституцией определено, что судебная власть - один из видов государственной власти.

Судебная власть - система независимых судов, наделен­ных властными полномочиями по окончательному разреше­нию от имени государства правовых споров, применению пре­дусмотренных законом мер государственного воздействия к лицам, виновным в совершении правонарушений.

Есть и другие подходы к определению судебной власти. Судебную власть можно определить как полномочия, предоставленные законом специальным государственным органам - судам, осуществляемые путем конституционного, гражданского, уголовного, административного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и спра­ведливости принимаемых судами решений.

Судебная власть обладает рядом признаков.

1. Судебная власть осуществляется специальными государственными органами - судами.

2. Исключительность судебной власти.

3. Независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти.

4. Судебная власть осуществляется путем судопроизводства.

5. Судебная власть осуществляется на основе и в стро­гом соответствии с процессуальным законом.

6. Властный характер полномочий суда.

Аппарат суда

Аппарат суда является структурным подразделением суда, основным назначением которого является организационное обеспечение работы по реализации функций, стоящих перед конкретным судебным учреждением, и освобождении судей от выполнения технических, подготовительных и распорядительных задач, не связанных с отправлением правосудия. Структура аппарата обусловлена штатной численности и месту (уровню) суда в судебной системе.

Работники аппарата судов в зависимости от их места в процессе подготовки, принятия и реализации решений делятся на:

а) руководителей (руководитель аппарата суда и его заместители);

б) специалистов-служащих (консультанты, помощники судей, секретари судебного заседания, старшие секретари суда, судебные распорядители);

в) технических работников (делопроизводители, машинистки, операторы компьютерного набора, экспедиторы, архивариусы, библиотекари, заведующие хозяйством и др.);

г) обслуживающий персонал (уборщицы, водители, дворники, рабочие по обслуживанию здания).

Законом Украины "О судоустройстве и статусе судей" установлено, что правовой статус специалистов, работающих в аппарате суда, регулируется Законом Украины "О государственной службе". Условия оплаты труда, материально-бытового, медицинского, санаторно-курортного и транспортного обеспечения работников аппарата суда определяются на началах, установленных для соответствующей категории работников аппаратов центральных и местных органов исполнительной власти (ч. 5 ст. 149 Закона). Под действие законодательства о государственной службе не подпадают технические работники суда и его обслуживающий персонал.

Руководитель аппарата суда его возглавляет и несет персональную ответственность за надлежащее организационное обеспечение суда, судей и судебного процесса, функционирования автоматизированной системы документооборота, информирует собрание судей о своей деятельности. Согласно мирового опыта руководитель аппарата суда должен быть менеджером, который решает основные организационные и хозяйственные вопросы в суде, его административные полномочия распространяются только на аппарат суда.

Руководителя аппарата местного суда, его заместителя назначает на должность и освобождает от должности начальник соответствующего территориального управления ГСА по представлению председателя местного суда, а руководителей аппаратов апелляционного суда, высшего специализированного суда, Верховного Суда Украины, их заместителей - Председатель ГСА по представлению председателя соответствующего суда. Собрание судей могут выразить недоверие руководителю аппарата суда, что влечет за собой увольнение его с должности.

Руководитель аппарата суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, применяет к ним поощрения и налагает дисциплинарные взыскания. Отбор работников аппарата суда осуществляется на конкурсной основе в соответствии с законодательством о государственной службе.

С учетом специфики организации работы судов различных уровней и юрисдикции ГСА разрабатывает и утверждает типовые должностные инструкции работников аппарата суда для соответствующих групп судов. В этих инструкциях определяются права, обязанности и ответственность каждой из должностных лиц суда. Например, согласно ст. 151 Закона Украины "О судоустройстве и статусе судей" каждый судья суда общей юрисдикции может иметь помощника. Им может быть гражданин Украины, который имеет высшее юридическое образование и свободно владеет государственным языком. Помощники судей Верховного Суда Украины должны также иметь стаж работы в отрасли права не менее трех лет. Судьи самостоятельно осуществляют отбор помощников. Помощник судьи назначается на должность и освобождается с должности руководителем аппарата соответствующего суда по представлению судьи и прикрепляются для кадрового и финансового обслуживания к аппарату соответствующего суда. Он назначается на должность на время исполнения судьей полномочий судьи соответствующего суда. Помощники судей по вопросам подготовки дел к рассмотрению подотчетны лишь соответствующем судьи. им предоставляется постоянное рабочее место в суде.

Перечень конкретных должностных обязанностей помощника судьи определяется соответствующей должностной инструкцией. Так, помощник судьи местного общего суда: 1) осуществляет подбор актов законодательства и материалов судебной практики, необходимых для рассмотрения конкретного судебного дела; 2) принимает участие в предварительной подготовке судебных дел к рассмотрению, по поручению судьи готовит проекты запросов, писем, других материалов, связанных с рассмотрением конкретного дела, проекты судебных решений, других процессуальных документов, принимаемых судьей или под председательством судьи, исполнительных документов; 3) осуществляет оформление копий судебных решений для направления сторонам по делу и другим лицам, участвующим в деле в соответствии с требованиями процессуального законодательства, контролирует своевременность отправки копий судебных решений; 4) осуществляет контроль за своевременным проведением экспертными учреждениями предназначенных по делам экспертных исследований, за своевременным исполнением органами внутренних дел постановлений судьи о принудительном приводе, а в случае невыполнения таких постановлений - готовит проекты соответствующих напоминаний; 5) выполняет поручения судьи и т.д.

Структура и штатная численность аппаратов местных судов по согласованию с председателем суда утверждаются соответствующим территориальным управлением ГСА, аппаратов апелляционных судов - ГСА по согласованию с председателем суда в пределах расходов на содержание соответствующего суда. В соответствии с п. 2 ст. 150 Закона Украины "О судоустройстве и статусе судей" положение об аппарате, структура и штатное расписание аппарата Верховного Суда Украины, аппарата высшего специализированного суда утверждаются собранием судей соответствующего суда по представлению председателя соответствующего суда.

В аппаратах судов общей юрисдикции могут создаваться управления, отделы, которые осуществляют свои функции на основании положения о соответствующее управление, отдел, утвержденного руководителем аппарата соответствующего суда.

В аппарате суда общей юрисдикции образуется канцелярия, которая ежедневно в течение рабочего времени суда обеспечивает принятие и регистрацию документов, которые подаются в соответствующий суд. Канцелярия также выполняет другие задачи, определенные положением, утвержденным руководителем аппарата соответствующего суда.

В условиях бурного развития компьютерных систем и программного обеспечения важное значение приобретает деятельность подразделений аппарата суда, ответственных за внедрение информационных технологий. В ВСС

Украины это функции управления информационных технологий и обеспечения автоматизированного документооборота, в местных и апелляционных судах - специалисты по обслуживанию компьютерной техники, а также специалисты, специально командированные ГСА. Основная задача этих специалистов - налаживание и поддержание в рабочем состоянии автоматизированной системы делопроизводства суда, системы распределения дел между судьями, разнообразного программного обеспечения судов, а также содействие работникам аппарата в наполнении Единого государственного реестра судебных решений и внедрения новых технологий видеоконференцсвязи и др.).

Связь суда с обществом и органами государственной власти обеспечивают специальные подразделения аппарата суда или работник аппарата суда - специалист по связям с общественностью. их задачей является обеспечение открытости соответствующего суда. В ВСС Украины эти функции осуществляют отделы взаимодействия с государственными органами и органами судейского самоуправления и международно-правового сотрудничества. Во многих апелляционных судах образована и функционирует пресс-служба1, которая систематически размещает информацию о деятельности суда в Интернете и местных СМИ. В местных судах это задача, как правило, возлагается на отдельного работника аппарата суда. Во многих регионах сложилась практика проведения пресс-конференций председателями судебных учреждений, которые разъясняют журналистам решения судов по резонансным делам. Руководители судебных органов и органов судейского самоуправления часто дают интервью, в которых представляют профессиональные комментарии действующего законодательства, судебной практики и законопроектов, касающихся деятельности судов.

В штат аппарата судов общей юрисдикции входят также секретари судебного заседания, научные консультанты и судебные распорядители. Научные консультанты должны иметь ученую степень кандидата или доктора юридических наук. Правовой статус секретарей судебного заседания и судебных распорядителей определяется, кроме Закона Украины "О судоустройстве и статусе судей", процессуальным законодательством.

Так, согласно ст. 48 ГПК секретарь судебного заседания: 1) осуществляет судебные вызовы и сообщения; 2) проверяет наличие и выясняет причины отсутствия лиц, вызванных в суд, и докладывает об этом председательствующему; 3) обеспечивает фиксирование судебного заседания техническими средствами; 4) ведет журнал судебного заседания; 5) оформляет материалы дела; 6) выполняет другие поручения председательствующего, касающиеся рассмотрения дела.

В каждом суде действует служба судебных распорядителей, организационное обеспечение деятельности которой осуществляет ГСА и ее территориальные управления. Служба создается и действует в судах общей юрисдикции для обеспечения соблюдения лицами, которые находятся в суде, установленных правил, выполнение ими распоряжений председательствующего в судебном заседании. Она подчиняется председателю и руководителю аппарата суда. В состав службы входят старшие судебные распорядители и судебные распорядители. Возглавляет службу ее руководитель. Служба является структурным подразделением (сектором, отделом) аппарата суда. В аппаратах местных судов, где штатная численность службы не превышает двух человек, обязанности руководителя службы возлагаются на старшего судебного распорядителя. Основными задачами службы является обеспечение: а) соблюдения лицами, которые находятся в суде, установленных правил; б) выполнение участниками процесса и другими лицами, находящимися в зале судебного заседания, распоряжений председательствующего в судебном заседании.

Научные консультанты должны иметь ученую степень кандидата или доктора юридических наук.

Поддержание общественного порядка в суде, прекращение проявлений неуважения к суду, а также охране помещений суда, органов судейского системы, выполнение функций относительно государственной защиты судей, работников суда, обеспечения безопасности участников судебного процесса осуществляют подразделения судебной милиции "Грифон", которые подчиняются МВД Украины.

В Верховном Суде Украины и высших специализированных судах особенности в организации работы обусловлены высшим правовым статусом государственных служащих. Положение об аппарат, структуру и штатное расписание аппарата Верховного Суда Украины, аппарат высшего специализированного суда утверждаются собранием судей соответствующего суда по представлению председателя соответствующего суда. Материалы, связанные с деятельностью Верховного Суда Украины, высшего специализированного суда, хранятся в архиве соответствующего суда.

Для обеспечения судов нормативно-правовыми актами, специальной научной литературой, материалами судебной практики в каждом суде создается библиотека суда. Фонды библиотеки формируют печатные издания и компьютерные базы данных.

Для оперативности в хозяйственной деятельности все суды должны использовать статус юридического лица.

Таким образом, аппарат суда осуществляет важную функцию организационного обеспечения работы суда, направленную как на деятельность по осуществлению правосудия, создание необходимых условий для реализации прав и исполнения обязанностей участников судебного процесса, так и на обеспечение функционирования суда как государственного учреждения и юридического лица и поддержания надлежащих условий для пребывания и работы в суде его работников и граждан.

Финансирование судов

Надлежащее финансирование судебной власти является одним из общепризнанных международных стандартов организации судебной власти. Европейской хартией о статусе судей установлено, что судебная власть должна участвовать в принятии решения о надлежащее обеспечение судов средствами для выполнения своих функций. Указывается также, что достаточное финансирование судов - это обязанность государства. В последние годы уровень финансирования судов не является достаточным, что обусловлено тяжелым материальным положением в государстве. На это неоднократно обращал внимание в своих решениях Конституционный Суд Украины.

Часть i ст. 140 Закона Украины "О судоустройстве и статусе судей" предусматривает, что финансирование и надлежащие условия для функционирования судов

и деятельности судей обеспечивает государство. Обеспечение функционирования судебной власти предусматривает: 1) определение в Государственном бюджете Украины расходов на финансирование судов не ниже уровня, обеспечивающего возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с законом;

2) законодательное гарантирование полного и своевременного финансирования судов;

3) обеспечение достаточного уровня социального обеспечения судей.

Законом устанавливаются принципы финансирования судов. Во-первых, финансирование всех судов в Украине осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины. Бюджетные назначения на содержание судов относятся к защищенным статьям расходов Государственного бюджета Украины. Во-вторых, функции главного распорядителя средств Государственного бюджета Украины по финансовому обеспечению деятельности судов осуществляют: 1) суды общей юрисдикції1; 2) Конституционный Суд Украины; 3) ГСА - относительно финансового обеспечения деятельности Высшей квалификационной комиссии судей Украины, органов судейского самоуправления, Национальной школы судей Украины. В-третьих, расходы на содержание судов в Государственном бюджете Украины определяются отдельной строкой в отношении: 1) каждого суда общей юрисдикции; 2) Конституционного Суда Украины. Расходы на содержание судов в Государственном бюджете Украины не могут быть сокращены в текущем финансовом году. В-четвертых, суды общей юрисдикции финансируются согласно сметам и ежемесячными росписями расходов, утвержденными в соответствии с требованиями настоящего Закона, в пределах годовой суммы расходов, предусмотренных Государственным бюджетом Украины на текущий финансовый год, в порядке, установленном Бюджетным кодексом Украины. В-пятых, размер заработной платы работников аппаратов судов, ГСА, Высшей квалификационной комиссии судей Украины, Национальной школы судей Украины, их бытовое обеспечение и уровень социальной защиты определяются законом и не могут быть меньшими, чем у соответствующих категорий государственных служащих органов законодательной и исполнительной власти.