Функциональные обязанности инспектора дпс. Виды и структура подразделений дпс и их функции. Порядок несения службы

  1. Начальник отдела (отделения) дорожно-патрульной службы подразделений безопасности дорожного движения (далее - БДД) МВД, ГУВД, УВД областей, ГУВД г. Бишкек и г. Ош отвечает за организацию работы ДПС в соответствии с нормативными документами, регламентирующими ее деятельность и состояние профессиональной подготовки личного состава. Он обязан:

Организовать и контролировать деятельность службы.

Анализировать оперативную обстановку, характеризующую состояние безопасности дорожного движения на территории республики, области, при необходимости разрабатывать предложения об изменении дислокации имеющихся сил и средств, готовить предложения об их перераспределении в зависимости от состояния аварийности.

Обеспечивать проведение гласного и негласного контроля за несением службы и лично осуществлять его не менее двух раз в месяц.

Проверять и анализировать административную практику подразделений ДПС, разрабатывать на этой основе предложения по ее совершенствованию.

Контролировать проведение служебной и боевой подготовки в подразделениях ДПС и воспитание личного состава в духе строгого соблюдения законности, чуткого и внимательного отношения к гражданам.

Анализировать результаты работы подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения, предупреждению и пресечению нарушений общественного порядка, борьбы с преступностью, состояния законности и дисциплины среди личного состава, готовить предложения по совершенствованию этой деятельности.

Изучать, обобщать и внедрять положительный опыт, принимать меры по совершенствованию форм и тактических приемов несения службы, развивать у личного состава подразделений инициативу и творческое исполнение обязанностей.

Проводить работу по внедрению и правильному использованию современных технических средств (автомобилей, мотоциклов, средств связи, другой специальной техники).

Осуществлять прием граждан, обеспечивать контроль за своевременным и качественным рассмотрением заявлений и жалоб граждан о нарушении законности и служебной дисциплины сотрудниками ДПС.

  1. Командир подразделения ДПС (отдела, полка, батальона, роты, отделения взвода, группы) отвечает за состояние аварийности на обслуживаемой территории, повседневную готовность подразделения к выполнению задач по обеспечению безопасности дорожного движения, за комплектование, служебную, боевую и физическую подготовку личного состава, материально-техническое и иные виды обеспечения деятельности подразделения, несет персональную ответственность за моральное состояние личного состава, строжайшее соблюдение им дисциплины и законности. Командир подразделения обязан:

Осуществлять руководство работой личного состава по вопросам, входящим в компетенцию подразделения;

Ежеквартально планировать работу подразделения, контролировать выполнение планов;

Анализировать оперативную обстановку, характеризующую состояние безопасности дорожного движения на обслуживаемой территории и в соответствии с ее изменениями вносить предложения руководителям управления, отдела, отделения БДД о расстановке сил и средств строевого подразделения, осуществлять ими маневр;

Непосредственно участвовать в разработке и контроле за выполнением принципиальной схемы комплексного использования сил и средств ОВД и добровольных народных дружин в надзоре за дорожным движением и охране общественного порядка;

Обеспечивать выполнение обязательных (расчетных) норм выставления нарядов для несения службы;

Организовывать непрерывное управление силами и средствами подразделения, а также их взаимодействие с нарядами подразделений охраны общественной безопасности, органами государственной безопасности, другими общественными организациями и гражданами в осуществлении надзора за дорожным движением и охраны общественной безопасности;

Лично контролировать несение службы, обращая особое внимание на соблюдение законности и дисциплины личным составом подразделения, добросовестное выполнение возложенных на него обязанностей;

Совершенствовать формы и методы надзора за дорожным движением;

Организовывать и не менее 2 раз в неделю лично проводить инструктаж нарядов перед заступлением их на службу с постановкой задач, исходя из анализа аварийности и складывающейся обстановки. Обеспечивать эффективность контроля за работой нарядов, объективный учет и оценку деятельности сотрудников подразделения, ежедневное подведение в конце смены итогов их работы;

Организовывать и направлять работу личного состава по розыску водителей, скрывшихся с мест ДТП, а также угнанных и похищенных транспортных средств, давать указания дежурному о введении в действие типовых планов МВД;

Организовывать охрану транспортных средств на местах ДТП, а также доставку на охраняемые стоянки поврежденных в результате происшествий транспортных средств, владельцы которых вследствие полученных телесных повреждений госпитализированы;

Обеспечивать своевременное направление материалов в подразделения БДД о нарушениях Правил дорожного движения, для принятия мер административного воздействия к правонарушителям;

Организовывать подбор, расстановку и обучение кадров и лично проводить занятия по наиболее актуальным темам в системе служебной и боевой подготовки, особое внимание обращать на привитие навыков высокой культуры в работе;

Воспитывать личный состав в духе строгого соблюдения законности, высокой дисциплинированности и добросовестного выполнения служебного долга, постоянно планировать и проводить индивидуально-воспитательную работу;

Организовывать работу по предупреждению ДТП среди личного состава подразделений ДПС при выполнении ими служебных обязанностей, обеспечивать повышение профессиональных навыков личного состава, совершенствовать мастерство управления транспортными средствами;

Принимать меры к сохранности, содержанию в исправном состоянии и правильному использованию вооружения, специальных технических и транспортных средств, периодически проверять их наличие и состояние;

Анализировать результаты работы подразделения, принимать меры к повышению ее эффективности;

Обеспечивать соблюдение личным составом режима секретности;

Осуществлять прием граждан, организовывать тщательную проверку по жалобам и заявлениям, лично рассматривать заявления граждан о нарушении законности и служебной дисциплины сотрудниками подразделения, назначать служебное расследование по каждому такому факту;

Давать объективную оценку деятельности подразделения, а также отдельным сотрудникам с учетом их реального вклада в обеспечение безопасности дорожного движения и общественного порядка на обслуживаемой территории.

  1. Заместитель командира полка (батальона, роты, взвода, отделения, поста, маршрута) отвечает за постоянную готовность подразделения к выполнению стоящих перед ним задач, качество служебной и боевой подготовки, несет персональную ответственность за моральное состояние подчиненного личного состава, строжайшее соблюдение им дисциплины и законности, проведение индивидуально-воспитательной работы с подчиненными. В отсутствие командира подразделения выполняет его обязанности. Заместитель командира подразделения ДПС обязан:

Организовывать несение ДПС в строгом соответствии с действующими нормативными документами;

Разрабатывать мероприятия по деятельности подразделения в особый период, при возникновении чрезвычайных ситуаций и в военное время;

Организовывать и лично участвовать в проверках несения службы инспекторским составом подразделения;

Осуществлять своевременное доведение приказов и указаний командиров до личного состава подразделения, а также проверку их исполнения;

Постоянно знать наличие инспекторов ДПС, транспортных и специальных технических средств;

Разрабатывать планы подготовки, повышения квалификации, служебной и боевой подготовки подразделения и контролировать их выполнение;

Лично проводить занятия по наиболее сложным и актуальным темам;

Изучать и внедрять в работу подразделения положительный опыт и научную организацию труда передовых строевых подразделений;

Подготавливать предложения по организационно-штатным вопросам.

  1. Заместитель командира подразделения ДПС контролирует исправность транспортных и специальных технических средств, их правильное использование, обслуживание, метрологическое обеспечение, хранение и ремонт, состояние авто- мото- парков и организацию внутренней службы в них, в соответствии с действующими нормативными актами в данной сфере деятельности ОВД. Несет персональную ответственность за моральное состояние подчиненного ему личного состава, строжайшее соблюдение им дисциплины и законности.
  2. Заместитель командира подразделения (полка, батальона, роты, взвода, отделения) по технической службе обязан:

Участвовать в разработке плана служебной и боевой подготовке типовых планов подразделения и организовывать их выполнение;

Организовывать правильное использование транспортных и специальных технических средств, своевременное проведение их технического обслуживания, метрологического обеспечения и ремонта;

Составлять и контролировать соблюдение графиков профилактического обслуживания транспортных и специальных технических средств;

Знать наличие и техническое состояние транспортных и специальных технических средств, организовывать и контролировать ведение установленного для них учета и отчетности;

Организовывать получение, хранение, выдачу использование и контроль за эксплуатацией по назначению, а также сохранность автомототранспорта;

Обеспечивать оборудование автомобилей и мотоциклов светомаскировочными устройствами на «особый» период;

Подготавливать и вносить предложения по обеспечению подразделения новейшими специальными техническими средствами;

Изучать и анализировать опыт использования транспортных и специальных технических средств, разрабатывать предложения по улучшению их эксплуатации;

Организовывать изучение личным составом подразделения Правил дорожного движения, эксплуатации транспортных и специальных технических средств и ежегодное принятие по ним зачетов;

Проводить мероприятия по повышению квалификации личного состава подразделения, профессиональных навыков эксплуатации специальных технических средств, вождения служебного автомототранспорта.

6. Командир взвода (в составе роты, батальона, полка или отдела БДД) ДПС отвечает за состояние аварийности на закрепленной территории, повседневную готовность подразделения к выполнению задач по обеспечению безопасности дорожного движения, за качественное комплектование, служебную, боевую и физическую подготовку личного состава, материально-техническое и иные виды обеспечения служебной деятельности подразделения. Несет персональную ответственность за моральное состояние личного состава подразделения, строжайшее соблюдение им дисциплины и законности, постоянное проведение индивидуально-воспитательной работы с подчиненными. Командир взвода обязан:

6.1. Принимать участие в планировании работы подразделения;

6.2. Вносить предложения прямым начальникам об изменении в расстановке сил и средств, при осложнении оперативной обстановки на обслуживаемой территории;

6.3. Осуществлять управление силами и средствами взвода, организовывать взаимодействие личного состава с нарядами ОВД, вневедомственной охраны, военной автомобильной инспекции Министерства обороны Кыргызской Республики, органами национальной безопасности, другими общественными организациями и гражданами, в осуществлении надзора за дорожным движением и охране общественной безопасности;

6.4. Ежедневно проводить инструктажи нарядов и контролировать несение службы личным составом взвода;

6.5. Добиваться снижения числа ДТП на обслуживаемой территории;

6.6. Ежедневно проверять порядок и обоснованность применения подчиненными мер административного воздействия к правонарушителям норм, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения;

6.7. Вести ежедневный учет и анализ работы инспекторского состава взвода;

6.8. Разрабатывать графики отпусков и несения службы личным составом подразделения;

6.9. Воспитывать личный состав подразделения в духе строго соблюдения служебной дисциплины и законности.

  1. Старший инспектор-дежурный обязан:

7.1. При подготовке инспекторов ДПС строевого подразделения, заступающих на службу:

Принимать доклады от командиров взводов (старших групп) о прибытии на службу инспекторского состава ДПС и заполнять постовую ведомость;

Осуществлять контроль за выходом и возвращением патрульного автомототранспорта с отметкой в Журнале учета использования транспортных средств;

Выдавать инспекторам ДПС оперативно-технические и специальные средства, о чем производить соответствующую запись в Журнале выдачи и приема вооружения, оперативно-технических и специальных средств, а также табельное оружие, нагрудные отличительные знаки, служебные документы;

Проверять готовность инспекторского состава ДПС к несению службы, его внешний вид, экипировку;

Организовывать на инструктаже доведения до заступающего на службу личного состава состояние оперативной обстановки;

Докладывать о не прибывших на службу сотрудниках ДПС командиру строевого подразделения и принимать меры к выяснению причин неявки;

7.2. По окончании службы нарядами:

Принимать от сотрудников ДПС оружие, нагрудные отличительные знаки и специальные средства, проверять их комплектность и исправность, о чем делать соответствующие записи в журналах;

Передавать принятые от командиров взводов (старших групп) административные материалы помощнику дежурного для их регистрации в журнале учета материалов о нарушениях Правил дорожного движения;

Докладывать командиру подразделения или лицу, его замещающему, о случаях неявки по неизвестным причинам инспектора ДПС с маршрута патрулирования (поста) и в дальнейшем действовать по его указанию;

Обобщать результаты несения службы для доклада командиру строевого подразделения, делать запись в постовой ведомости и докладывать командиру подразделения (лицу, его замещающему) о приеме-сдаче дежурства.

7.3. При сборе информации и оценке обстановки на обслуживаемой территории:

Изучать, анализировать и оценивать сведения о совершенных ДТП и преступлениях, розыске транспортных средств, водители которых скрылись с мест ДТП, угнанных и похищенных транспортных средствах, разыскиваемых преступниках и нераскрытых преступлениях, намеченных и производимых массовых, спортивных и других мероприятиях, степени участия инспекторского состава по поддержанию соответствующих режимов дорожного движения в местах их проведения, изменения климатических условий, состоянии автомобильных дорог, дорожных сооружений и технических средств регулирования дорожного движения, которые могут оказывать влияние на дорожное движение, оперативную обстановку, расстановку сил и средств;

Систематизировать, обобщать и докладывать полученную информацию командиру подразделения, а в предусмотренных нормативными правовыми актами МВД случаях - вышестоящему дежурному.

7.4. По управлению силами и средствами:

Обеспечивать непрерывное управление нарядами, их четкое взаимодействие между собой и с другими подразделениями органов внутренних дел;

Контролировать несение службы нарядами, в случае невыхода их на связь в назначенное время, принимать необходимые меры по установлению их местоположения;

Информировать инспекторский состав подразделения об изменениях оперативной обстановки;

Организовывать и направлять работу личного состава при получении команды из вышестоящих органов или Министерства по чрезвычайным ситуациям Кыргызской Республики;

7.5. По приему сообщений и заявлений о преступлениях, ДТП, нарушения общественного порядка и других чрезвычайных происшествиях:

Выясняет время, место, обстоятельства происшествия, приметы правонарушителей, сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество, адрес, телефон), данные о транспортных средствах, причастных к происшествию (марка, государственный регистрационный номерной знак, принадлежность), наличие пострадавших. Если водитель с места ДТП скрылся, дополнительно выясняет цвет, особые приметы, характер возможных повреждений, направление движения транспортного средства, приметы водителя;

Принимает, регистрирует сообщения о преступлениях и своевременно передает полученную информацию в ОВД по территориальности. Сведения о ДТП регистрирует в тетради для записей дежурного, а после уточнения - в Журнале учета дорожно-транспортных происшествий;

Докладывает командиру подразделения и вышестоящему дежурному о преступлениях, ДТП с тяжкими последствиями и действует в соответствии с их указаниями. В случаях организации розыска преступников по горячим следам, для ориентирования нарядов ДПС, немедленно передает необходимую информацию на маршруты патрулирования и посты ДПС;

Информирует о ДТП, повлекших гибель, ранение людей или причинение существенного материального ущерба, дежурные части ОВД по территориальности. При необходимости вызывает скорую медицинскую помощь, пожарную охрану, другие оперативные и спасательные службы, а в случае, когда участники происшествия при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося прибыли в дежурную часть подразделения, организует оформление материалов по происшествию в установленном порядке;

Докладывает об осложнении обстановки на месте происшествия, угрозе возникновения групповых хулиганских проявлений или других чрезвычайных обстоятельств дежурному по ОВД, командиру строевого подразделения и в дальнейшем действует по их указанию. При возникновении затора на месте происшествия, организовать объезд этого места;

Организует доставку транспортных средств с мест происшествий в территориальные ОВД по месту совершения (когда нельзя их передать владельцу), а также транспортных средств, задержанных у лиц, управляющих ими без водительских документов или в состоянии опьянения. В последнем случае они могут быть приняты под охрану в дежурную часть подразделения. Принятие на хранение, а также передача транспортного средства и груза в другое подразделение ОВД оформляется актом приема на хранение произвольной формы. Выдача транспортного средства и груза владельцам осуществляется по предъявлении ими соответствующих документов;

Докладывает вышестоящему дежурному и по возможности ставит в известность представительство Министерства иностранных дел Кыргызской Республики о ДТП с участием иностранных граждан;

Оповещает командира и наряды подразделения ДПС, руководителей заинтересованных дорожных коммунальных служб об осложнении условий дорожного движения вследствие обвалов, оползней, селей, схода лавин, разрушения дороги, снежного заноса, гололедицы, выхода из строя средств регулирования и т.п.. Принимает необходимые меры по организации и обеспечению безопасного и бесперебойного движения на указанных участках дорог, в дальнейшем осуществлет контроль за выполнением соответствующих работ;

Организует и направляет деятельность личного состава ДПС.

7.6. По обеспечению сопровождения автомобилей и колонн:

Ведет оповещение нарядов ДПС по маршруту следования сопровождаемых автомобилей и колонн;

Организует взаимодействие нарядов подразделения и ОВД по обеспечению беспрепятственного проезда сопровождаемых автомобилей и колонн;

Информирует экипажи автомобилей сопровождения об обстановке на маршруте движения;

7.7. По контролю над организацией перевозок опасных грузов:

Знает маршруты перевозки опасных грузов их техническое наименование, вид опасности, код, экстренные меры. Информирует наряды ДПС по маршруту их следования;

Принимает меры по организации безостановочного движения транспортных средств, перевозящих опасные грузы;

7.8. По обеспечению справочной работы:

Дает исчерпывающие разъяснения (без сообщения секретных или носящих служебный характер сведений) при обращении в дежурную часть граждан или должностных лиц по вопросам деятельности ДПС, других подразделений ОВД, а при необходимости организовывает проверку или информирует заявителя о порядке дальнейших действий;

Информирует родственников о погибших или раненых при ДТП.

7.9. По обеспечению сохранности имущества, вооружения, оперативно-технических, специальных и авто- мото- транспортных средств:

Обеспечивает хранение, выдачу и учет оружия, боеприпасов, оперативно-технических и специальных средств в оборудованных несгораемых шкафах (ящиках) в соответствии с нормативными правовыми актами МВД;

Проверяет при приеме оружия и специальных средств их состояние, укомплектованность, исправность, чистоту, смазку (оружия) и т.д. В случае обнаружения повреждения или недостачи требует от сотрудников ДПС письменное объяснение, и принимать необходимые меры к розыску утраченного. О фактах их утраты или непригодности к дальнейшей эксплуатации в результате повреждений немедленно докладывает письменным рапортом командиру подразделения и производит записи в журналах;

Запрещает передавать ключи от оружейной комнаты, шкафов с оружием и комнаты хранения оперативно-технических и специальных средств кому бы то ни было, кроме лица, сменяющего или замещающего дежурного. Передача ключей оформляется в журнале для записи дежурного с указанием номера личной печати дежурного, которой опечатаны шкафы и комнаты. При нарушении оттисков печатей в отсутствие дежурного, проверка и передача хранящегося оружия, боеприпасов, оперативно-технических и специальных средств осуществляется комиссией, назначаемой командиром подразделения;

  1. Инспектор-дежурный (для выезда на ДТП), находясь в составе суточного наряда дежурной части, подчиняется старшему инспектору-дежурному, а при выезде на дорожно-транспортные происшествия в составе следственно-оперативной группы - старшему этой группы (следователю, инспектору по дознанию).

8.1. Инспектор-дежурный обязан:

Выезжать по указанию дежурного или прямого начальника на ДТП в составе следственно-оперативной группы или самостоятельно;

Оказывает необходимую помощь пострадавшим, организует их отправку в медицинские учреждения, записав предварительно необходимые данные о них и номер наряда скорой медицинской помощи;

  1. Инспектор ДПС (выезжающий на ДТП), находясь в составе суточного наряда дежурной части, подчиняется дежурному, а при выезде на ДТП в составе следственно-оперативной группы старшему этой группы (следователю, инспектору по дознанию). Инспектор ДПС обязан:

Сообщать дежурному о прибытии следственно-оперативной группы на место происшествия;

Поддерживать постоянную связь следственно-оперативной группы с дежурным;

Организовывать охрану места происшествия, обеспечивать безопасное движение транспортных средств в районе происшествия, поддерживать там необходимый общественный порядок, принимать меры к ликвидации задержек в движении;

Выполнять в ходе осмотра отдельные поручения старшего следственно-оперативной группы;

Охранять лиц, причастных к происшествию, до организации их отправки на медицинское освидетельствование, в дежурную часть подразделения или ОВД;

Следить за техническим состоянием вверенного транспорта.

10. Помощник дежурного подчиняется дежурному. Он обязан:

Выполнять указания дежурного по всем вопросам деятельности дежурной части;

Принимать, фиксировать и передавать телефонограммы, ориентировки и другую информацию;

11. Старший инспектор дорожно-патрульной службы принимает непосредственное участие в несении службы, обеспечении безопасности дорожного движения и охране общественного порядка на обслуживаемой территории. Он является непосредственным начальником и воспитателем инспекторского состава, ответственным за состояние аварийности на закрепленной за ним территории, порядок несения службы инспекторским составом, служебную и специальную подготовку. Старший инспектор дорожно-патрульной службы обязан:

11.1. Осуществлять надзор за дорожным движением;

11.2. Знать оперативную обстановку на обслуживаемом участке дорог (улиц), в зоне несения службы инспекторского состава

11.3. Руководить службой нарядов, находящихся в его подчинении, организовывать между ними взаимодействия, производить подмену их для принятия пищи и отдыха, а также докладывать вышестоящему командиру (начальнику), дежурному по подразделению о необходимости внесения изменения в расстановку нарядов в порядок несения ими службы в зависимости от сложившейся обстановки;

11.4. Осуществлять не менее двух раз за смену контроль за несением службы инспекторским составом;

11.5. Помогать инспекторам ДПС при решении вопросов, связанных с выполнением ими задач по надзору за дорожным движением;

11.6. Производить маневр силами нарядов ДПС в случае необходимости предупреждения или пресечения ДТП, грубых нарушений Правил дорожного движения, преступлений. При чрезвычайных обстоятельствах, докладывая об этом командиру подразделения;

11.7. Оформлять по указанию прямых начальников или дежурного первоначальные материалы по ДТП без пострадавших и существенного материального ущерба;

11.8. Проверять правильность ведения служебной документации инспекторами ДПС и принимать меры к устранению обнаруженных недостатков;

11.9. Следить за своевременным обеспечением нарядов вооружением, снаряжением и специальными техническими средствами, а также бланками служебной документации;

11.10.Осматривать ежедневно транспортные средства, оружие, боеприпасы и снаряжение, контролировать их сохранность и чистоту, а также сдачу его на хранение дежурному после окончания несения службы инспекторами ДПС;

11.11.Твердо знать задачи, как свои, так и подчиненных сотрудников ДПС, при введении типовых планов МВД КР;

11.12. Обучать и воспитывать инспекторский состав ДПС в духе строго соблюдения законности и служебной дисциплины, требовать от него твердого знания своих служебных обязанностей, материальной части, правил применения и использования оружия, соблюдения правил ношения форменной одежды, опрятного внешнего вида и строевой выправки;

11.13. Использовать в своей работе опыт передовых подразделений ДПС;

11.14. Следить за правильным использованием специальных технических средств;

11.15. Вести учет ДТП, в соответствии с установленным порядком.

11.16. Анализировать причины ДТП и условия, способствующие их совершению, готовить отчеты, сведения, информации, справки и предложения по этим вопросам;

11.17. Изучать и применять новые формы и методы анализа;

11.18. Осуществлять контроль за своевременным и качественным заполнением карточек учета по ДТП, сведения о которых подлежат включению в государственную статистическую отчетность;

11.19. Сверять ежемесячно сведения о ДТП с пострадавшими, с учетом, осуществляемым в медицинских и лечебно-профилактических учреждениях, предприятиях и организациях;

11.20. Осуществлять кодирование, подготовку информации о ДТП для последующей передачи в вышестоящие органы;

11.21. Участвовать в подготовке документов, касающихся организации ДПС;

11.22. Вносить предложения по совершенствованию форм и методов надзора за дорожным движением;

11.23. Участвовать в гласном и негласном контроле за работой инспекторского состава ДПС на маршрутах патрулирования и постах. Обобщать результаты этой работы;

11.24. Проводить, по указанию прямого начальника, служебное расследование по фактам нарушения личным составом подразделения служебной дисциплины, законности и установленного порядка несения службы;

  1. Инженер по специальной технике подчиняется командиру подразделения и его заместителю. Он обязан вести учет имеющихся в подразделении специальных технических средств, а также контроль за их техническим состоянием и использованием.
  2. Старшина подразделения ДПС отвечает за своевременное обеспечение предметами экипировки инспекторского состава ДПС, поддержание установленного внутреннего порядка, сохранность имущества подразделения, противопожарную безопасность в служебных помещениях, экономию и рациональное использование электроэнергии в кабинетах. Он подчиняется командирам подразделения и их заместителям. Является материально ответственным лицом. Старшина обязан:

13.1. Получать и выдавать бланки строгой отчетности;

13.2. Обеспечивать всем необходимым занятия с личным составом по служебной, боевой и физической подготовке;

Дорожно-патрульная служба (ДПС) является структурным подразделением Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) Министерства внутренних дел Российской Федерации и входит в состав милиции общественной безопасности РФ. Она осуществляет оперативно-профилактические, контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также участвует в обеспечении охраны общественного порядка и борьбе с правонарушениями в зонах своих постов и маршрутов патрулирования.

Деятельность ДПС строится в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности.

Сотрудники ДПС должны иметь необходимую профессиональную подготовку, быть дисциплинированными и бдительными, действовать решительно, смело и настойчиво, обладать высокими моральными качествами, стойко переносить трудности, связанные со службой. В обращении с гражданами сотрудники ДПС должны быть вежливыми и тактичными, их действия - законными и понятными лицам, в отношении которых они осуществляются.

В состав ДПС ГИБДД МВД России входят строевые подразделения (в том числе специализированные): полки, батальоны, роты, взводы, мобильные строевые подразделения, создаваемые в качестве оперативного резерва для реагирования на осложнение оперативной обстановки в области дорожного движения, проведения специальных мероприятий по пресечению преступлений, связанных с эксплуатацией транспортных средств, а также группы Приказ МВД РФ от 20 апреля 1999 г. N 297 «Об утверждении наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. Приказа МВД РФ от 28.03.2005 N 209)..

Специализированные подразделения ГИБДД по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения образуются по согласованию с МВД России.

Работу подразделений ДПС, оказание им практической и методической помощи организуют отделы (отделения) ДПС управлений (отделов) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

Основными задачами ДПС являются:

Сохранение жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения, защита их законных прав и интересов, а также интересов общества и государства;

Обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств;

Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения.

ДПС решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел, военной автоинспекцией Министерства обороны Российской Федерации, Российской транспортной инспекцией, организациями, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами.

Взаимодействие осуществляется на основе договоров, совместных планов, приказов, указаний и инструкций.

Основными функциями дорожно-патрульной службы являются:

1. Оказание в пределах своей компетенции содействия и помощи участникам дорожного движения в осуществлении их законных прав и интересов.

2. Осуществление контроля за соблюдением правил дорожного движения, а также нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

3. Регулирование дорожного движения, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий.

4. Охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, предотвращение и пресечение преступлений и административных правонарушений на улицах, дорогах и иных общественных местах.

5. Осуществление розыска угнанных и похищенных транспортных средств, а также транспортных средств, водители которых скрылись с мест дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

6. Осуществление в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации производства по делам об административных правонарушениях.

7. Осуществление неотложных действий на месте ДТП, а также принятие мер по эвакуации людей и оказанию им первой медицинской помощи, содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств и охране имущества, оставшегося без присмотра.

8. Проведение в соответствии с законодательством РФ проверки сообщений о преступлениях против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также осуществление производства по делам об административных правонарушениях.

9. Осуществление в установленном порядке сопровождения транспортных средств.

10. Выявление причин и условий, способствующих совершению ДТП, нарушений правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению.

11. Информирование населения, в том числе с использованием средств массовой информации, о складывающейся обстановке в области дорожного движения, причинах ДТП и принимаемых мерах по их предупреждению.

12. Участие совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от форм собственности, общественными объединениями, а также гражданами в реализации профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения.

13. Контроль за состоянием и обустройством улично-дорожной сети и средств регулирования, соблюдением установленных условий производства ремонтно-строительных работ на автомобильных дорогах, улицах и площадях, принятие неотложных мер к устранению причин, создающих угрозу безопасности дорожного движения.

14. Участие совместно с паспортно-визовой службой в осуществлении контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда на транспортных средствах через территорию Российской Федерации.

Работа ДПС организуется исходя из наличия сил и средств и принципа их концентрации в местах, характеризующихся напряженной дорожной обстановкой. При этом учитываются: состояние аварийности на обслуживаемой территории, протяженность автомобильных дорог и особенности условий движения по ним, интенсивность движения транспорта и пешеходов в различные часы суток, дни недели, времена года.

Расстановка сил и средств ДПС осуществляется на основании утвержденной Дислокации постов и маршрутов патрулирования в соответствии с обязательными нормами ежесуточного выставления нарядов и заносится в Постовую ведомость расстановки нарядов дорожно-патрульной службы.

Оперативное управление силами и средствами строевых подразделений осуществляют дежурные части, а при их отсутствии - дежурные части территориальных органов внутренних дел. Дежурные части строевых подразделений находятся в оперативном подчинении дежурных частей органов внутренних дел, в структуру которых входят строевые подразделения. Работу дежурной части организует начальник штаба строевого подразделения, а где этой должности по штатам нет - заместитель командира. Право утверждения графика несения службы, установления порядка подмены лиц суточного наряда, их отстранения в случае необходимости от дежурства предоставлено только командиру строевого подразделения (или лицу, его замещающему).

В целях успешного выполнения возложенных на дежурную часть задач она обеспечивается автомобилями для выездов на места ДТП, специальными техническими средствами, оргтехникой, документацией, служебными помещениями для размещения суточного наряда, хранения и выдачи оружия, оперативно-технических и специальных средств. Дежурные части подразделений ДПС оснащаются единым абонентским телефонным номером ГИБДД.

Подготовка, инструктаж и развод сотрудников, назначенных в наряд для несения ДПС, осуществляется в соответствии с Уставом патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности Российской Федерации.

Заступающие в наряд сотрудники ДПС должны иметь опрятный внешний вид, исправное снаряжение, форменную одежду по сезону, светоотражающую экипировку, а также нагрудный знак, оружие, жезл и другие специальные средства, Карточку поста или маршрута патрулирования, служебную книжку, служебное и водительское удостоверения, выписки из КоАП РФ, бланки протоколов и других необходимых процессуальных документов, карточки учета нарушений, квитанции об уплате штрафа, авторучку, карандаш, линейку, записную книжку, свисток, карманный электрический фонарь (при работе в условиях недостаточной видимости), Правила дорожного движения Российской Федерации, рулетку, служебную сумку или планшет.

Основным документом, которым должны руководствоваться и водители, и представители власти, являются Правила дорожного движения .

Кроме них права и должностные обязанности инспектора (сотрудника) ДПС регулируют :

  1. Закон РФ «О полиции».
  2. Административный регламент.
  3. Приказ МВД РФ от 20.04.1999 №297 «Наставление по работе дорожно-патрульной службы…».
  4. Приказ МВД от 1.06. 1998 № 329 «О реформировании деятельности Госавтоинспекции РФ».

Опираясь именно на эти документы можно сделать вывод по тому, какие права и обязанности есть у сотрудника ДПС при остановке на дороге.

Права

Какие права, согласно этим документам, имеет инспектор ДПС?

Обязанности


Иногда сотрудники ДПС нарушают наши права.

Вас просят написать фразу, которая содержит в себе указание на два ваших права. Подписываясь, вы соглашаетесь и с одной, и со второй частью.

Будьте бдительны! (Например, можно написать: «с правами ознакомлен, в адвокате нуждаюсь»).

Обратите внимание, что просто проверка документов не будет являться причиной остановки .

Такой же причиной не является проведение антитеррористической операции.

Согласно законам, такие действия должны быть всенародно обнародованы. Поэтому вы просто не могли бы о них не знать.

Останавливать грузовой международный транспорт имеют право только сотрудники ФСБ в форме. Сигналы инспектора на дороге должны быть понятны всем.

Во время составления протокола или медицинского заключения о вашем состоянии должны присутствовать двое понятых. Сотрудники ГАИ понятыми не являются . Копия протокола должна выдаваться на руки.

Права и обязанности сотрудников ГИБДД, ДПС, а также полиции четко регламентированы законом о полиции и приказом МВД. Последний документ желательно всегда иметь при себе и выучить основные требования к работе инспекторов ГАИ.

Это довольно большой документ, состоящий из большого количества обязанностей, а также разделов, в которых расписаны все нюансы работы ГИБДД и ДПС:

  • контроль за соблюдением ПДД;
  • взаимоотношения между сотрудниками ГИБДД и участниками движения;
  • причины для остановки, выяснения личности;
  • как инспектор обязан выписывать протокол о нарушении и постановление о штрафе;
  • как проводить освидетельствование на опьянение и так далее.

Рассмотрим основные моменты.

Принят данный закон был в 2009 году, но с тех пор в него было внесено некоторое количество поправок и дополнений в обязанности полицейских. Что должен уяснить для себя водитель в первую очередь?

Осуществление контроля на дорогах

Контролировать движение имеют право как инспекторы ГИБДД, так и представители полиции, в особых случаях допускается и контроль со стороны различных спецслужб и военной администрации - но это уже в самых экстремальных случаях, например, при поимке банды особо опасных преступников, в условиях военных учений на определенной территории, во время вооруженных конфликтов.

Но есть одно общее правило - в случае возникновения таких ситуаций должны быть размещены соответствующие объявления в СМИ, расставлены дорожные знаки, а допущенные к контролю лица обязаны иметь при себе удостоверения, значки с указанием формирования МВД, на них должна быть служебная форма.

При общении с водителями или пешеходами они обязаны четко указывать причину остановки или проверки.

Кроме того, остановка транспорта и контроль за соблюдением ПДД возможны лишь:

  • в зоне размещения стационарных или временных постов;
  • при наличии патрульной машины;
  • контроль может вестись как в скрытой, так и в открытой форме.

Причины для остановки транспортного средства

Установлен единый перечень причин и условий, при возникновении которых сотрудники имеют право останавливать автомобили и пешеходов:

  • при явном нарушении ПДД;
  • несоблюдение правил эксплуатации - несоответствующие световые приборы, загрязненные номера, технические неисправности, неправильная транспортировка грузов и так далее;
  • при опросе свидетелей ДТП, необходимости в понятых, для помощи пострадавшим;
  • при проведении спецопераций.

Общение с водителями

Имеются также прописанные правила общения с участниками движения:

  • Так, прежде всего инспектор должен быть одет по форме, у него должен быть нагрудный значок.
  • При обращении к водителю он должен произносить слова четко, обращаться на «Вы», объяснить причину остановки, по просьбе водителя предъявить удостоверение.

Требовать же от вас предъявить ВУ инспектор имеет право лишь на посту ДПС.

Обратите внимание, что заставить вас выйти из машины инспектор имеет право лишь в следующих случаях:

  • наличие каких-либо несоответствий правилам эксплуатации ТС - поломки, грязные номера, негорящие и т.д., инспектор должен указать на поломку и попросить водителя выйти, чтобы тот лично в этом убедился;
  • если имеется директива по задержанию ТС определенной модели, которое находится в розыске, в таком случае водитель обязан выйти и предоставить доступ к номерам кузова, двигателя, к VIN-коду.

Также инспектор имеет право заставить водителя покинуть машину, если имеется запах алкоголя, имеется подозрение на наркотическое опьянение, в случае если нужно быть понятым или помочь пострадавшим в ДТП.

Выписка штрафов

Еще одно болезненная тема - в приказе регламентируется и данный пункт.

Инспектор должен назвать нарушенные статьи ПДД и соответствующие статьи КоАП, огласить сумму штрафа или вид наказания с учетом смягчающих или отягощающих обстоятельств.

Затем выписывается протокол, который водитель обязан подписать (или не подписать), а также указать какие-либо обстоятельства, неучтенные инспектором.

  • данные инспектора;
  • дата;
  • сумма с указанием статей КоАП;
  • реквизиты для оплаты, номер постановления.

У водителя есть 10 дней для обжалования либо 60 дней для оплаты.

Преследование

Особое внимание в обязанностях уделяется нарушителям, не остановившимся по требованию. В данном случае инспектор имеет право инициировать преследование лично или передать информацию на другие посты. В особых случаях, если нарушитель представляет опасность, дается право на применение огнестрельного оружия.

Как отмечалось выше, дорожно-патрульная служба является структурным подразделением Госавтоинспекции и входит в структуру органов управления Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном уровне , подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на районном уровне.

Органы управления и подразделения ДПС Госавтоинспекции входят в систему Госавтоинспекции, которая включает - федеральный орган управления Госавтоинспекции, территориальные органы управления Госавтоинспекции МВД по республикам, главных управлений (управлений) по субъектам Российской Федерации, подразделения Госавтоинспекции на районном уровне, специализированные и иные подразделения Госавтоинспекции.

Рассмотрим структуру ДПС ГИБДД, как самого многочисленного по составу подразделения Госавтоинспекции.

В составе ГИБДД дорожно-патрульная служба формируется преимущественно в виде строевых подразделений.

Термин «строевые» означает, что их структура, внутренняя организация и система подчиненности близки к воинским формированиям.

В зависимости от количества зарегистрированных ТС, протяженности автомобильных дорог, уровня дорожно-транспортной аварийности, а также наличия необходимых ресурсов в пределах административно-территориальных единиц могут комплектоваться следующие подразделения:

а) полки, батальоны, роты, взводы ДПС, в том числе их структурные подразделения, а также отделения и группы;

б) специализированные батальоны, роты, взводы ДПС Госавтоинспекции оперативного реагирования;

в) специализированные полки, батальоны, роты, взводы ДПС Госавтоинспекции на специальных трассах;

г) специализированные батальоны, роты, взводы ДПС Госавтоинспекции по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения;

д) иные создаваемые в установленном МВД России порядке.

Разнообразие выполняемых задач предопределяет относительную сложность организационной структуры подразделений ДПС. Для них характерно наличие специализированных структурных групп. Специализация способствует четкому распределению обязанностей между сотрудниками, повышению качества исполнения служебных заданий, внедрению прогрессивной организации службы и исключению параллелизма в работе.

Рассмотрим организационную структуру строевого подразделения ДПС на примере отдельного батальона с общей численностью личного состава от 200 до 300 чел. По функциональному признаку в его структуре можно выделить следующие специализированные группы:

а) руководство;

в) дежурная часть;

г) группа кадров;

д) группа исполнения административного законодательства и розыска;

з) группа пропаганды;

ж) финансовая часть;

и) техническая часть;

к) служба тыла

м) роты (взвода).

В руководство подразделений ДПС входят их командиры, заместители и помощники командиров. Командиры и заместители устанавливают обязанности подчиненных, разрабатывают планы-расстановки личного состава, инструктируют наряды ДПС, контролируют выполнение служебных обязанностей и соблюдение законности подчиненными, оказывают им методическую и практическую помощь, организуют учет и анализ повседневной работы личного состава, обеспечивают взаимодействие вверенных им подразделений с другими службами ОВД и общественностью, осуществляют подбор личного состава и его боевую, служебную и физическую подготовку.

В состав штаба входят старшие специалисты и специалисты. Их работой руководит начальник штаба, в обязанности которого входит:

Составление планов работы подразделения и контроль выполнения запланированных мероприятий;

Расчет сил и средств, необходимых для проведения специальных операций по обеспечению БДД и борьбе с преступностью;

Организация работы дежурной части подразделения;

Анализ дорожно-транспортной аварийности (далее ДТА) и правоприменительной деятельности личного состава ДПС;

Дежурная часть создается в соответствии с типовыми штатными расписаниями строевых подразделений, утверждаемыми нормативными правовыми актами МВД России. Дежурные части строевых подразделений ДПС руководствуются Наставлением по организации деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России , Наставлением по организации деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации , иными нормативными правовыми актами МВД России и актами управления в области безопасности дорожного движения.

Дежурные части строевых подразделений ДПС, входящих в структуру территориального органа МВД России на районном уровне (при их наличии), находятся в оперативном подчинении дежурной части соответствующего территориального органа. На дежурную часть строевого подразделения Госавтоинспекции возлагаются следующие задачи: сбор, обработка и оценка информации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения в зоне ответственности строевого подразделения; оперативное управление силами и средствами строевого подразделения; осуществление организационных мероприятий по выезду на места ДТП для оформления и проведения неотложных действий, а также принятия мер к ликвидации их последствий; организация осуществления неотложных мер по розыску транспортных средств, водители которых скрылись с мест ДТП, участия нарядов ДПС в совместных с территориальными органами МВД России на районном уровне мероприятиях по выявлению и задержанию угнанных, похищенных и используемых в преступных целях транспортных средств; взаимодействие с дежурными частями территориальных органов МВД России на районном уровне, других строевых подразделений; организация взаимодействия нарядов строевого подразделения с нарядами других подразделений территориальных органов МВД России на районном уровне; прием и регистрация дел об административных правонарушениях в области дорожного движения; передача заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях в дежурные части территориальных органов МВД России на районном уровне для регистрации в установленном порядке ; прием граждан, их жалоб и заявлений в отсутствие руководства строевого подразделения.

Дежурный по строевому подразделению ДПС Госавтоинспекции является старшим оперативным начальником над несущим службу суточным нарядом дежурной части строевого подразделения и находящимися в нарядах сотрудниками строевого подразделения.

Наряд дежурной части формируется из старшего инспектора-дежурного, инспекторов-дежурных, инспекторов-дежурных (для выезда на дорожно-транспортные происшествия), помощника дежурного, а также сотрудников ДПС, входящих в состав дежурной смены.

Группа розыска состоит из одного или нескольких инспекторов, которые занимаются розыском транспортных средств и водителей, скрывшихся с мест ДТП, а также взаимодействуют с подразделениями уголовного розыска для проведения розыска угнанных и похищенных ТС и ведут соответствующую розыскную документацию.

Группа по исполнению административного законодательства производит прием, проверку и обработку материалов, составленных по фактам нарушений правил дорожного движения, следит за своевременным и правильным исполнением постановлений по делам об административных нарушениях в сфере безопасности дорожного движения, учитывает и анализирует правоприменительную деятельность сотрудников Госавтоинспекции, представляет сведения о результатах работы по предупреждению дорожного травматизма и готовит предложения по повышению эффективности надзора за дорожным движением. В состав группы входят старший инспектор и инспектора по административной практике.

Старший инспектор по кадрам, боевой и служебной подготовке занимается комплектованием, обучением и воспитанием личного состава подразделения, оформляет личные дела сотрудников, готовит материалы на присвоение им первичных и очередных специальных званий, аттестование и представление к наградам, принимает участие в проверках и служебных расследованиях по фактам нарушений служебной дисциплины.

Роты (взвода) ДПС, как отмечалось выше, занимаются контролем дорожного движения на улицах и дорогах, осуществляют его регулирование, выявляют и пресекают случаи нарушения ПДД и общественного порядка, следят за состоянием дорог и дорожных сооружений, оказывают помощь участникам дорожного движения и производят неотложные действия на местах ДТП. Взвода комплектуются инспекторами ДПС. В состав взвода входят несколько отделений (групп), во главе которых стоят старшие инспектора ДПС. Организация работы роты (взвода) возлагается на командира, который обязан готовить подчиненных к несению службы, обучать их приемам и методам контроля за дорожным движением, осуществлять постоянный контроль и учет работы инспекторов, проводить инструктажи и разводы нарядов, проверять качество составляемой ими служебной документации, оказывать им практическую помощь, составлять графики несения службы, разрабатывать и проводить мероприятия по совершенствованию надзора за дорожным движением на обслуживаемой территории.

Старшие инспектора ДПС принимают участие в несении дорожно-патрульной службы на правах инспекторов ДПС и, кроме того, по отношению подчиненному им личному составу выполняют обязанности, аналогичные обязанностям командира взвода. При отсутствии командира взвода его функции выполняет один из старших инспекторов ДПС.

Инспектора ДПС контролируют соблюдение установленных правил, нормативов и стандартов участниками дорожного движения и должностными лицами; предотвращают и пресекают административные правонарушения в зонах и на маршрутах патрулирования; оказывают помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, правонарушений и несчастных случаев; ведут производство по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции; регулируют дорожное движение; производят неотложные действия на местах ДТП, принимают меры по оказанию первой помощи пострадавшим при ДТП; охраняют имущество, оставшееся без присмотра; оказывают содействие в беспрепятственном проезде автомобилей специального назначения, а также ТС аварийно-спасательных служб в районы аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и других чрезвычайных событий, принимают участие в охране общественного порядка в этих местах; выявляют и задерживают ТС, объявленные в розыск; контролируют наличие у водителей документов, предусмотренных Правилами дорожного движения, проверяют техническое состояние ТС; контролируют содержание в исправном и безопасном для движения состоянии улиц, дорог, других элементов дорожной инфраструктуры и их освещенность; изучают условия движения транспорта и пешеходов; принимают меры по улучшению организации движения и повышении его безопасности.

Во взводах, не входящих в более крупные подразделения, функции, свойственные структурным группам штаба, возлагаются на отдельных сотрудников.

Для выполнения особых функций в составе подразделений ГИБДД могут создаваться мобильные и специализированные подразделения ДПС.

В частности, в ГУ МВД России по г. Москве, ГУ МВД России по Московской области, ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области допускается создание специализированных полков ДПС по согласованию с ГУОБДД и ДГСК МВД России.

Они выполняют следующие задачи:

Обеспечивают безопасность дорожного движения и охраняют общественный порядок в районах введения чрезвычайного положения, проведения крупных общественно-политических и массовых мероприятий, межрегиональных специальных операций, оказывают практическую помощь подразделениям ДПС со сложной оперативной обстановкой;

Сопровождают автомобили специального назначения и объекты государственной охраны;

Обеспечивают безопасность перевозок опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

Указанные подразделения имеют цели и правовое положение, сходные с обычными подразделениями ДПС. В периоды, когда их личный состав свободен от выполнения специальных функций, он привлекается к контролю за дорожным движением наряду с другими силами ДПС. Вместе с тем в связи со специфичностью выполняемых задач организационно-штатная структура, техническое оснащение и экипировка этих подразделений могут несколько видоизменяться.

Методы и формы осуществления контроля сотрудниками дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Методы деятельности сотрудников дорожно-патрульной службы – это, по большому счету, частный случай методов деятельности исполнительной власти, но с особенностями, обусловленными условиями деятельности. Именно особенностями несения дорожно-патрульной службы определяется набор конкретных методов. Так, например, в отличие от контрольно-надзорной деятельности других органов исполнительной власти, дорожно-патрульная служба не проводит плановых или внеплановых проверок в том смысле, который придается данным терминам Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Кроме того, особенности службы определяют совокупность тактических приемов, которые, могут рассматриваться как содержание методов деятельности.

Методы деятельности дорожно-патрульной службы включают в себя, преимущественно, контрольно-надзорную и административно-юрисдикционную составляющие, то есть представляют собой стадии государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения. Данный тезис соответствует ст. 5 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» .

Необходимо подчеркнуть, что эффективность контроля за соблюдением установленных правил в сфере безопасности дорожного движения, выявление и своевременное пресечение правонарушений на улицах дорогах во многом определяются правильностью выбора приемов и способов несения дорожно-патрульной службы, форм ее организации, а также соответствующих вариантов расстановки имеющихся сил и средств. Исходя из принципиального единства содержания данной службы как таковой, вне зависимости от внешних обстоятельств (за исключением чрезвычайных ситуаций и особых условий), рассмотрим ее основные методы и формы организации.

Так, к основным методам дорожно-патрульной службы можно отнести следующие:

1. Наблюдение за дорожным движением.

2. Предостережение участников дорожного движения от нарушений установленных правил.

3. Контроль дорожных условий, элементов ДИ, действий участников дорожного движения, технического состояния ТС, водительских, регистрационных и путевых документов.

4. Выполнение регулировочно-распорядительных действий при осложнении условий движения.

5. Пресечение неправомерных действий участников дорожного движения и должностных лиц.

Наблюдение за дорожным движением служит основой применения всехпоследующих способов ДПС. В процессе наблюдения сотрудник оценивает состояние дорожного покрытия, средств регулирования и других элементов дорожной инфраструктуры на обслуживаемом участке, оценивает характер и параметры транспортного потока (интенсивность, скорость, состав, распределение по участку патрулирования и т.д.) и выбирает наиболее рациональные для данных условий места и формы несения службы.

Наблюдение ведется как визуально, так и посредством технических средств (оптических приборов, телемониторов, датчиков и т.д.). Информация, полученная в ходе наблюдения, используется для выработки управленческих решений как общего (оптимизация условий и режима движения), так и частного порядка (применение мер административного воздействия к отдельным участникам дорожного движения).

Предостережение участников дорожного движения от нарушений установленных правил достигается, главным образом, за счет долговременного и повсеместного (за счет систематических перемещений) нахождения сотрудников ДПС на виду у водителей и пешеходов. Для усиления «эффекта присутствия» и личной безопасности личный состав обеспечивается специальной форменной одеждой и снаряжением, изготовленным из световозвращающих материалов, а также транспортными средствами, окрашенными в соответствии с цветографическими схемами, предусмотренными для автомобилей и мотоциклов ДПС.

Предостережение участников дорожного движения может выполняться путем подачи специальных жестов и сигналов либо устными обращениями к ним. Например, при образовании гололеда на дорожном покрытии инспектор может предостеречь участников движения путем включения соответствующих указателей на автомобильной дороге, обратиться посредством сигнально-говорящей установки к лицам, намеревающимся перейти улицу в опасном месте, сделать соответствующую предупреждающую запись в путевых документах водителя, перевозящего тяжеловесный или крупногабаритный груз и т.п.

Контроль дорожных условий, элементов дорожной инфраструктуры, действий участников дорожного движения, технического состояния ТС, водительских, регистрационных и путевых документов состоит в изучении поведения участников дорожного движения, оперативном реагировании на их неправомерные действия, установлении подлинности и соответствия предъявляемых ими документов, а также проверке работоспособности систем ТС, влияющих на безопасность дорожного движения. В ходе контроля основное внимание уделяется выявлению наиболее опасных для данного участка видов нарушений правил дорожного движения.

В зависимости от условий и характера дорожного движения контроль может быть открытым, скрытым и смешанным.

Способы и формы организации дорожно-патрульной службы

Открытый контроль осуществляется сотрудниками ДПС в форменной одежде со специальным снаряжением, а также с использованием транспортных средств, имеющих окраску и оборудование, предусмотренное для патрульных автомобилей и мотоциклов . При ведении открытого контроля сотрудники располагаются в местах, где они хорошо видны участникам дорожного движения и имеют возможность оперативного вмешательства в их действия с целью предупреждения и пресечения возможных правонарушений.

Особо следует подчеркнуть, что при выполнении сотрудниками Госавтоинспекции действий, непосредственно связанных с осуществлением контроля за дорожным движением, использование транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям, не допускается.

Скрытый контроль за дорожным движением нарядом сотрудников на патрульном автомобиле без специальной цветографической схемы обеспечивается при взаимодействии с другими нарядами (стационарных, пеших постов, нарядами на патрульных автомобилях со специальной цветографической схемой), которыми в случае необходимости пресечения и оформления административного правонарушения осуществляется остановка транспортного средства .

Контроль за дорожным движением с помощью специальных технических средств. Для контроля за дорожным движением технические средства, относящиеся к измерительным приборам, должны быть сертифицированы в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке (хранится в подразделении) и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств. Наиболее распространенный метод контроля за дорожным движением является использование средств автоматической фиксации.

Основанием для осуществления контроля за дорожным движением с использованием средств автоматической фиксации является решение органа управления Госавтоинспекции о применении таких технических средств .

При контроле за дорожным движением могут использоваться: стационарные средства автоматической фиксации, размещаемые на конструкциях дорожно-транспортной инфраструктуры или специальных конструкциях; передвижные средства автоматической фиксации, размещаемые на участках дорог в зоне ответственности постов, маршрутов патрулирования.

Места установки и режим работы стационарных средств автоматической фиксации определяются руководителем органа управления Госавтоинспекции.

Выполнение распорядительно-регулировочных действий при осложнении движения предпринимается в целях оптимизации транспортных потоков применительно к складывающимся условиям за счет их распределения по направлениям, полосам движения, а также разрешения, запрещения или ограничения отдельных маневров. При этом применяется ручное регулирование дорожного движения жестами и жезлом, изменяются режимы работы светофоров, устанавливаются временные дорожно-сигнальные знаки и ограждения.

Посредством распорядительно-регулировочных действий устраняются задержки движения транспорта, принимаются меры по освобождению проезжей части от технически неисправных ТС, выпавшего груза и других посторонних предметов, организуются объезды мест ДТП и прочих опасных участков улиц и дорог, осуществляется реверсирование движения по определенным направлениям и полосам, обеспечивается беспрепятственный проезд ТС специального назначения и ТС, перевозящих опасные, крупногабаритные, тяжеловесные и ценные грузы, участники движения предупреждаются об осложнении дорожных условий.

Пресечение неправомерных действий участников дорожного движения и должностных лиц.

В настоящее время данный метод должен быть доминирующим и в деятельности ДПС. К этому обязывают высокая латентность нарушений ПДД, а также характер и уровень преступности, связанной с использованием ТС. В свою очередь, интенсификация обоснованного вмешательства в неправомерные действия участников дорожного движения требует высокого уровня организации ДПС на основе непрерывного и качественного ведения анализа дорожно-транспортной аварийности и административно-правовой деятельности подразделений ГИБДД, широкого внедрения динамических форм контроля дорожного движения и тщательной координации взаимодействия сил, привлекаемых к несению службы. Обладая значительной трудоемкостью, данный метод вместе с тем в наибольшей степени способствует реализации принципа неотвратимости наказания за совершенные правонарушения и обеспечивает максимальный превентивный эффект.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что методы осуществления функции государственного контроля и надзора за дорожным движением, используемый дорожно-патрульной службой Госавтоинспекции, – это способы юридического воздействия, многократно используемые постами, нарядами и сотрудниками дорожно-патрульной службы в целях обеспечения безопасности дорожного движения и пресечения нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Формы осуществления сотрудниками дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России контроля и надзора за соблюдением участниками требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Форма – это то или иное управленческое действие, имеющее внешнее проявление , можно утверждать, что деятельность дорожно-патрульной службы по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляется в следующих правовых формах:

Административно-процессуальной;

Активной (проведение проверок) и пассивной (осуществление наблюдения);

Внутриаппаратной и внешней;

Индивидуальных актов правоприменения и организационных и материально-технических действий;

Взаимодействия с другими субъектами обеспечения безопасности дорожного движения.

Наиболее значимой формой является форма индивидуальных правоприменительных актов, так как акты инспектора дорожно-патрульной службы являются юридическими фактами, влекут правовые последствия, порождают правовые отношения с участниками дорожного движения. В деятельности дорожно-патрульной службы используются разнообразные акты: письменные, устные и конклюдентные (молчаливые). Правоприменительные акты могут быть внутриаппаратными и внешненаправленными. Внутренними актами являются приказы, распоряжения, рапорты; внешними – протоколы, справки об использовании транспортных средств, требования, жесты рукой, жезлом, светоотражающим диском, сигналы свистком, специальные световые и звуковые сигналы и т.д.

Непосредственно контроль за дорожным движением, осуществляется сотрудниками дорожно-патрульной службы:

В пешем порядке;

На патрульном автомобиле в движении или стационарном положении

На стационарном посту ДПС.

При контроле за дорожным движением могут использоваться средства авиации (вертолеты, аэростаты, дирижабли, мотодельтапланы и другие). Порядок взаимодействия экипажей средств авиации с нарядами сотрудников регламентируется отдельными инструктивно-методическими документами.

Применение той или иной формы контроля определяется конкретными условиями дорожного движения и соответствующими служебными задачами нарядов ДПС. Каждая из них имеет свои достоинства и не может рассматриваться в качестве универсальной.