Конституция российской федерации. Конституция как основной закон российской федерации

Конституция как основополагающий учредительный юридический акт страны - это основной, "заглавный" закон, определяющий правовую основу государства, принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, права и свободы граждан, форму правления и государственного устройства, систему правосудия и др.

В Российской Федерации в настоящее время действует Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации, кроме краткой преамбулы, содержит основной, первый, раздел из девяти глав:

  • 1. Основы конституционного строя.
  • 2. Права и свободы человека, и гражданина..
  • 3. Федеративное устройство.
  • 4. Президент Российской Федерации.
  • 5. Федеральное Собрание.
  • 6. Правительство Российской Федерации.
  • 7. Судебная власть.
  • 8. Местное самоуправление.
  • 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

В особом (втором) разделе Конституции Российской Федерации содержатся заключительные и переходные положения.

Само понятие «конституция» в переводе с латыни означает установление, учреждение, устройство. В Древнем Риме так именовали отдельные акты императорской власти.

Появление конституций как основных законов государства связано с приходом к власти буржуазии, возникновением буржуазного государства.

Первые акты конституционного типа были приняты в Англии. Однако исторические особенности ее развития привели к тому, что в ней отсутствует конституция в обычном понимании этого слова. Иначе говоря, нет единого акта, регулирующего как важнейшие стороны внутренней организации государства, общественного устройства, так и права, и свободы граждан. Современная Великобритания - страна, имеющая неписаную конституцию, которую составляют многочисленные акты, принятые в период ХШ-ХХ вв. Все они не связаны между собой определенной системой и не образуют единого акта.

Первой писаной конституцией (т. е. представляющей единый основной закон с внутренней структурой) можно назвать Конституцию США, принятую в 1787 г. и действующую по сию пору. В Европе первыми писаными конституциями были Конституции Франции и Польши 1791 г.

Как Основной Закон государства и общества Конституция, в отличие от других законодательных актов, имеет учредительный, основополагающий характер. Она регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из них, которые затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан. Конституция закрепляет основы общественно-экономического строя государства, его национально-территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека, и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы - основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.

Конституция РФ ст.15:

1) Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречит Конституции Российской Федерации.2) Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Конституция, как уже отмечалось, есть основной источник права, содержащий исходные начала всей системы права. Она представляет собой базу для текущего законодательства, определяет его характер.

Текущее законодательство развивает положения Конституции. В ряде случаев Конституция содержит указания о необходимости принятия того или иного закона (например, статья 70 Конституции РФ закрепляет, что статус столицы нашего государства устанавливается федеральным законом). Как юридическая база законодательства Конституция суть центр всего правового пространства. Она способствует согласованности всего правового развития и систематизации права.

Конституция РФ ст. 18:

Право и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Конституция обладает высшей юридической силой. Верховенство Конституции как Основного Закона проявляется в том, что все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с ней. Строгое и точное соблюдение Конституции - это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений, всех государственных органов.

Конституция как Основной Закон характеризуется стабильностью. Это определяется тем, что она закрепляет устои общественного и государственного строя.

Стабильность Конституции как Основного Закона обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения.

Конституция РФ гл.9. ст.135:

  • 1. Положение глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным собранием.
  • 2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосами от общего числа совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное собрание.
  • 3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ. Данный проект может быть, принят Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или вынесен на всенародное голосование. В последнем случае для принятия проекта новой Конституции РФ требуется, чтобы за него проголосовали более половины избирателей от более чем 50% всех принявших участие в голосовании.

Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются Федеральным Собранием в следующем порядке: поправка должна получить одобрение не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двумя третями субъектов Российской Федерации (в Российской Федерации всего 89 субъектов Федерации).

Конституционные законы.

К числу конституционных законов относят прежде всего, законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно конституцией. В Конституции РФ 1993 г. названо четырнадцать таких конституционных законов. Примером последних могут быть законы о Правительстве Российской Федерации (ст. 114), о Конституционном Суде Российской Федерации (ст. 128), об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (ст. 137 Конституции РФ). Для конституционных законов установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура их прохождения и принятия в Федеральном Собрании. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента (ст.108 Конституции РФ).

В соответствии с Конституцией могут издаваться федеральные конституционные (органические) законы, тоже посвященные правовым основам государства, государственного строя. Конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией. Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы и если он одобрен большинством не менее трех четвертей от общего числа депутатов Совета Федерации. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. (вопрос принятия законов и конституционных законов будет рассмотрен далее)

Среди законов следует выделять:

  • а) федеральные законы- - те, которые принимаются федеральным законодательным органом - Федеральным Собранием - и распространяются на всю территорию Российской Федерации. Например, Федеральный закон «О милиции» Ст.1. «Милиция в РСФСР это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделённых правом применения мер принуждения. Милиция входит в систему Министерства внутренних дел РСФСР».
  • б) законы субъектов Федерации (республиканские законы, законы областей, краев) - те, которые принимаются в соответствии с распределением компетенции республиками, другими субъектами Федерации и распространяются только на их территорию.

Важное значение имеет деление законов по отраслям права. В соответствии с этим следует разграничивать отраслевые законы. Наиболее существенную роль в законодательной системе (вслед за конституционными законами) играют: административные законы; гражданские законы; брачно-семейные законы; уголовные законы; земельные законы; финансово-кредитные законы; законы о труде; законы по социальному обеспечению; процессуальные законы; природоохранительные законы. Кроме отраслевых, существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, законы о здравоохранении, в которых есть нормы административного, гражданского, других отраслей права

Совокупность законов составляет законодательство. Опять же - понятие законодательства употребляется в узком, точном смысле именно как система законов и в широком - как система нормативно-правовых актов всех видов, а иногда и как синоним права. Поэтому, когда говорят о законодательных актах - значит, речь идет о системе законов в узком смысле, а когда говорят об актах законодательства, речь может идти не только о законах.

Все эти «тонкости» нуждаются в определении, обозначении, чтобы прежде всего, юристы, да и другие участники общественных отношений понимали друг друга.

1. Используя текст Конституции РФ, монографическую и учебную литературу, дайте характеристику сущности и юридических свойств Конституции РФ как Основного Закона общества и государства. Опишите порядок внесения поправок и дополнений в нее.

Конституция РФ - основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий и регулирующий базовые общественные отношения в сфере правового статуса личности, институтов гражданского общества, организации государства и функционирования публичной власти.

Именно с понятием конституции связана ее сущность: основной закон государства призван служить главным ограничителем для власти в ее отношениях с человеком и обществом.

Сущность Конституции РФ состоит в том, что она призвана закрепить конституционный строй и его основы, права и свободы человека и гражданина, основы организации государства, а также основы организации осуществления власти (публичной власти).

Конституция РФ – это основной закон общества и государства. Присущие Конституции свойства основного закона обусловлены тем, что она в самом обобщенном виде закрепляет основные итоги проведенных или проводимых в стране экономических, политических, социально-культурных преобразований, а также итоги предшествующего развития всей правовой системы.

Как основному закону Конституции характерны следующие особенности:

· Конституция регулирует самую широкую сферу общественных отношений, затрагивающих интересы всех граждан.

· Конституция закрепляет основы политической организации общества и основы экономического устройства государства.

· Только Конституция определяет основные направления законодательной, исполнительной и судебной деятельности органов государства.

· Только Конституция регламентирует вопросы, имеющие важное значение для внешнеполитической деятельности государства (в том числе вопросы закрепления символики государства).

· Особый порядок принятия и изменения Конституции.

Юридические свойства Конституции РФ, т. е. характерные признаки, определяющие качественное своеобразие этого документа:

1. выступает в качестве основного закона государства;

2. обладает высшей юридической силой (юридическое верховенство);

3. является основой всей правовой системы страны;

4. стабильность.

Конституция РФ является Основным Законом страны. Несмотря на то, что в официальном названии и тексте этот термин отсутствует (в отличие, например, от Конституции РСФСР 1978 г., конституций некоторых республик – субъектов РФ или конституций ФРГ, Монголии, Гвинеи и других государств), это свойство вытекает из самой правовой природы и сущности конституции.

Конституция РФ обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам: ни один правовой акт, принимаемый в стране (федеральный закон, Указ Президента РФ, Постановление Правительства РФ, акт регионального, муниципального или ведомственного правотворчества, договор, судебное решение и т. д.), не может противоречить Основному Закону, а в случае противоречия (юридических коллизий) приоритет имеют нормы Конституции. О верховенстве Конституции РФ говорится непосредственно в конституционном тексте (ч. 2 ст. 4, ч. 1,2 ст. 15) . Обеспечение юридического верховенства Конституции РФ – задача всех без исключения государственных органов и должностных лиц, однако ведущее место в механизме охраны Конституции принадлежит специализированному органу конституционного контроля – Конституционному Суду РФ.

Конституция РФ – ядро правовой системы государства, основа развития текущего (отраслевого) законодательства. Помимо того что Конституция РФ закрепляет компетенцию различных органов публичной власти по нормотворчеству, определяет главные цели такого нормотворчества, сферы общественных отношений, которые должны быть урегулированы федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, она содержит и многие базовые положения для развития других отраслей права.

Так, гражданское законодательство России построено с учетом конституционных принципов многообразия и равенства форм собственности, единства экономического пространства, свободы экономической деятельности и предпринимательства, поддержки добросовестной конкуренции (ст. 8, 34, 35 и др.).

Трудовое законодательство построено на основе конституционных положений о свободе труда, праве на отдых, на ежегодный оплачиваемый отпуск, на разрешение трудовых споров и др. (ст. 37).

Семейное законодательство не может не учитывать положения ст. 38 Конституции РФ о государственной защите семьи, материнства и детства, основных правах и обязанностях родителей и детей и т. д.

Таким образом, Конституция РФ является основным источником не только конституционного права, но и всех других отраслей российской системы права. При этом конституционные нормы имеют учредительный характер, являются первичными, для Основного Закона страны нет каких-либо иных предписаний позитивного права (иногда учредительный характер предписаний выделяется в качестве самостоятельного свойства Конституции).

Стабильность Конституции проявляется в установлении особого порядка ее изменения (по сравнению с законами и иными правовыми актами). Как Основной Закон государства, ядро правовой системы Конституция РФ должна быть ограждена от частого и произвольного изменения в угоду различным политическим силам, сменяющим друг друга у власти в стране.

С точки зрения порядка изменения российская Конституция является «жесткой» (в отличие от «мягких», или «гибких», конституций некоторых государств – Великобритании, Грузии, Индии, Новой Зеландии и др., где изменения в Конституцию вносятся в том же порядке, что и в обычные законы, или по достаточно простой процедуре). Жесткость Конституции РФ проявляется в материальном и процессуальном аспектах:

1. Конституция РФ содержит так называемые «защищенные» положения, которые не могут быть изменены путем внесения поправок в конституционный текст. Это гл. 1 «Основы конституционного строя», гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» и гл. 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Положения данных глав могут быть изменены только путем принятия новой Конституции страны, т. е. законотворческая функция парламента в этом случае ограничена. Остальные главы Конституции (гл. 3–8) могут быть изменены Федеральным Собранием, однако по более сложной процедуре. В связи с изложенным следует различать понятия «пересмотр Конституции» (если речь идет о внесении изменений в «защищенные» главы) и «внесение поправок к Конституции» (если имеются в виду изменения гл. 3–8).

2. Круг субъектов права законодательной инициативы сужен. Если по общему правилу таким правом обладают Президент РФ, Совет Федерации и каждый из его членов, каждый депутат Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам своего ведения (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ), то инициировать внесение изменений в Конституцию страны (выступать в качестве субъектов конституционной законодательной инициативы) могут только Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы (ст. 134 Конституции). В соответствии с ч. 3 ст. 92 Конституции РФ исполняющий обязанности Президента РФ (Председатель Правительства РФ) не вправе вносить предложения о поправках и пересмотре положений Основного Закона.

Существенно различаются процедуры пересмотра Конституции РФ и внесения в нее поправок. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Порядок изменения положений гл. 3–8 Конституции РФ определен в ст. 136 Основного Закона и в Федеральном законе от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Такие изменения вносятся путем принятия специальных законов о поправках. Обязательные процедурные требования здесь следующие: одобрение большинством не менее 2/3 голосов от общего (т. е. конституционно установленного) числа депутатов Государственной Думы и 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации, а также органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ (принять решение об одобрении либо неодобрении поступившего из Совета Федерации закона о поправках региональные парламенты должны в течение года).

В отношении принятых законов о поправках Президент РФ не обладает правом вето: в течение 14 дней они должны быть подписаны им и обнародованы. В месячный срок после вступления в силу закона о поправках Президент РФ должен официально опубликовать новый (измененный) текст Конституции РФ. В случае, если закон о поправке (поправках) к Конституции РФ не получит одобрения законодательных (представительных) органов государственной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ, повторное внесение в Государственную Думу предложения о данной поправке (данных поправках) допускается не ранее чем через один год со дня установления результатов рассмотрения закона региональными парламентами. Результаты рассмотрения устанавливает и объявляет Совет Федерации, при этом постановление Совета Федерации об установлении результатов рассмотрения в течение семи дней со дня его принятия может быть обжаловано в Верховном Суде РФ Президентом РФ или законодательным органом любого субъекта РФ.

Указанный жесткий порядок изменения Конституции РФ не касается порядка изменения лишь одной конституционной нормы – ч. 1 ст. 65, определяющей состав Российской Федерации. Изменения в эту статью вносятся либо на основании федерального конституционного закона об изменении состава Российской Федерации, либо указом Президента на основании решения органа государственной власти субъекта РФ об изменении своего наименования.

Рассмотренный сложный порядок изменения российской Конституции призван обеспечить стабильность политической и правовой системы, Основного Закона государства вообще и базовых принципов (основ конституционного строя, составляющих правового статуса личности) в особенности.

Рассмотренные сущность и юридические свойства Конституции РФ полностью применимы к характеристике конституции (устава) каждого субъекта РФ, который, являясь основным законом соответствующего субъекта, занимает особое (центральное) место в его правовой системе.

2. Используя текст Конституции РФ, конституцию либо устав своего субъекта, монографическую и учебную литературу, проанализируйте способ разграничения компетенции между федеральными органами и органами субъекта федерации в РФ. Что такое исключительная компетенция, компетенция совместная и остаточная компетенция.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов - это принцип федеративного устройства России. Федеративная природа российского государства, наличие в нем двух уровней осуществления государственной власти (федерального и субъектов РФ) обусловливает необходимость разграничения предметов ведения и полномочий между этими уровнями власти. Конституция РФ (статья 5) говорит о равноправии всех субъектов федерации, в том числе в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Тем не менее, исторически сложившаяся асимметричность федерации сказывается на правовом статусе ее субъектов, но при этом не затрагивает основных аспектов реализации принципа равноправия.

Конституция РФ наделяет субъектов федерации широкой компетенцией, в которую входят предметы совместного ведения с федерацией (статья 72) и исключительная компетенция субъектов федерации, к которой отнесено все то, что не входит в компетенцию федерации и совместную компетенцию федерации и ее субъектов. Права выхода из Российской Федерации ее субъекты не имеют, как, впрочем, и члены всех других существующих федеративных государств. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляется в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Рассмотрим разграничения компетенции между федеральными органами и органами субъекта федерации в РФ на примере Свердловской области.

Предметы ведения Свердловской области определяются, исходя из разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, установленного Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами по разграничению предметов ведения и полномочий.

Предметы совместного ведения Российской Федерации и Свердловской области определяются Конституцией Российской Федерации.

Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и Свердловской области Свердловская область обладает всей полнотой государственной власти на своей территории.

В ее ведении находятся:

а) принятие и изменение Устава, законов и иных нормативных правовых актов Свердловской области, контроль за их соблюдением и исполнением;

б) определение административно-территориального устройства области;

в) установление системы областных органов государственной власти, порядка их организации и деятельности на основании общих принципов организации системы органов государственной власти, формирование областных органов государственной власти;

г) управление и распоряжение государственной собственностью Свердловской области;

д) определение направлений социально-экономического развития Свердловской области, утверждение и выполнение программ социально-экономического развития Свердловской области; утверждение и выполнение областных государственных целевых программ Свердловской области;

е) иные вопросы, находящиеся вне предметов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и Свердловской области (статья 23 Областного закона «Об уставе Свердловской области»

В совместном ведении Российской Федерации и Свердловской области находятся:

а) обеспечение соответствия Устава, законов и иных нормативных правовых актов Свердловской области Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

Полномочия Свердловской области по предметам совместного ведения Российской Федерации и Свердловской области определяются, исходя из разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними областными законами, а также договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Исключительная компетенция – предметы ведения Федерации.В ведении Российской Федерации находятся: а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; б) федеративное устройство и территория Российской Федерации; в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств; г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; д) федеральная государственная собственность и управление ею; е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; ж) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; з) и др.

Совместная компетенция - осуществляется органами государственной власти РФ и ее субъектами. Это сфера общественных отношений, регулирование которых отнесено Конституцией РФ и к компетенции РФ, и к компетенции субъектов РФ. К совместному ведению РФ и ее субъектов Конституция относит те вопросы, по которым Федерация и ее субъекты координируют свои усилия и солидарно несут ответственность за состояние дел. Перечень таких вопросов является исчерпывающим (ст. 72 Конституции РФ).

Компетенция определяется не путем перечисления конкретных полномочий субъекта, а в виде общего установления, очерчивающего сферу деятельности и предметы ведения данного субъекта. Именно такой способ наделения компетенцией субъекта РФ закреплен в ст. 73 Конституции РФ. Согласно ей субъекты РФ обладают всеми полномочиями, за исключением тех, которые закреплены за РФ. Остаточная компетенция означает, что субъект РФ вправе решать тот или иной вопрос постольку, поскольку его решение не отнесено к компетенции федеральных органов государственной власти.

3. Каким образом в Конституции РФ закреплены политические права граждан.

Политические права - это мера возможного поведения гражданина по вопросу осуществления политической власти. Отличительной чертой всех политических прав является то, что они непосредственно связаны с организацией и осуществлением политической власти в государстве, обладая при этом ярко выраженным политическим содержанием. Можно выделить следующие конституционные основы политических прав и свобод граждан в Российской Федерации:

1) политические права являются средством осуществления народовластия в России. Политические права связаны с различными проявлениями политической власти в Российской Федерации;

2) политические права являются конкретным, законодательно Урегулированным способом привлечения каждого российского гражданина к осуществлению политического народовластия, при котором граждане как носители этих прав выступают в качестве активных участников политической жизни;

3) политические права принадлежат исключительно гражданам России, что позволяет им участвовать в управлении государственными и общественными делами по вопросу о формировании как органов государственной власти, так и органов местного самоуправления.

В Конституции Российской Федерации закреплены следующие политические права и обязанности граждан:

1) Право на участие в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ).

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе и имеют право участвовать в отправлении правосудия. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать депутатов Государственной Думы, участвовать в выдвижении федеральных списков кандидатов, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов и работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий.

Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года, может быть избран депутатом Государственной Думы.

2) Право обращений. Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33 Конституции РФ).

Под обращением гражданина понимаются направленные в госорган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение в указанные органы.

Предложение – это рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности госорганов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

Заявление – это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе госорганов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц. Жалоба – это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

3) Право на объединение.

Его цель состоит в том, чтобы обеспечить возможность участия каждого в политической и общественной жизни, а так же юридически установить создание разного рода общественных объединений.

Статья 3 Федерального закона «Об общественных объединениях» гласит, что «право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений».

Статья 30 Конституции Российской Федерации применяет формулировку " каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов», - это значит, что каждый человек, законно находящийся на территории Российской Федерации и обладающий всеми ее правами и обязанностями имеет право создавать общественные объединения и организации для реализации своих общественных, социальных и политических интересов.

Общественные объединения - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения

Право на объединения имеют как российские граждане и лица без гражданства, исключением являются политические партии, права на создание и участие, в которых имеют только граждане Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации. Определенные ограничения установлены и для некоторых категорий российских граждан.

В соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» они могут состоять в общественных, в том числе религиозных, объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы.

Принятие или вступление гражданина в общественную организацию осуществляется на добровольных началах в соответствии с условиями, записанными в ее уставе. Никто не может быть принужден к вступлению в какие-либо общественные организации, а так же пребывания в них.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

· общественная организация (основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан);

· общественное движение (состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения);

· общественный фонд (не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели);

· общественное учреждение (не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения);

· орган общественной самодеятельности (не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания);

· политическая партия (это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления).

4) Право проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. Согласно статье 31 Конституции РФ, « Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».

Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» формулирует следующие понятия:

собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.


Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г.

2. Федеральный закон от 04.03.1998 N 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»// «Российская газета», 1998 г. N 46.

3. Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»//«Российская газета», 2004 г. N 131.

4. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ред. от 23.07.2008)// «Российская газета» 1995 г. N 100.

5. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (ред. от 25.12.2009)// „Российская газета“ 1998 г. N 104.

6. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ „О политических партиях“ (ред. от 01.02.2010)// „Парламентская газета“2001 г. N 132.

7. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ „О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации“ // „Российская газета“2006 г. N 95.

8. Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ (в ред. от 27.12.2009 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»// «Российская газета» 2002 г. № 106.

9. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.06.2008)//»Российская газета", N 17, 27.01.1996.

10. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 25.11.2009)//«Российская газета», N 256, 31.12.2001.

11. Областной закон «Об Уставе Свердловской области» от 05.12.1994 г. № 13-ОЗ (в ред. от 18.01.2006).


Список использованной литературы

1. Авсеенко В.И. Конституционное право России: Учебник для вузов (под ред. А.С. Прудникова, В.И. Авсеенко). Изд. Юнити-дана, 2007. – 767 с.

2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для вузов. М., 2004.

3. Козлова, Е. И. Конституционное право России: учебник / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин; Моск. гос. юрид. акад. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби: Проспект, 2008. - 608 с.

4. Чиркин В.Е. Конституционное право России. Учеб. М., 2005.


Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 25.11.2009)

Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ

Федеральный закон от 04.03.1998 N 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»

Областной закон «Об Уставе Свердловской области» от 05.12.1994 г. № 13-ОЗ (в ред. от 18.01.2006).

Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ (в ред. от 27.12.2009 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

Основа правового регулирования в Российской Федерации – Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Конституция – Основной Закон государства .

Предмет регулирования Конституции:

    Права и свободы человека;

    Организация управления государством с соблюдением принципов суверенитета и разделения властей;

    Устройство государственного механизма;

    Политико-территориальное устройство;

    Форма правления;

    Форма государственного устройства.

К основным направлениям реализации конституционных норм, в которых проявляется назначение Конституции, относятся:

    Учредительная – так как именно Конституция придает законность государству, общественному строю, основам политической системы;

    Организаторская – потому что в Конституции установлен правовой порядок в стране;

    Идеологическая – так как выражает идеологическую основу проводимой государством политики;

    Информационная – так как является главным источником информации о стране, ее принявшей;

    Стабилизирующая – так как путем принятия устойчивых конституционных норм обеспечивается стабильное развитие страны в определенном направлении;

    Программная – так как она содержит ряд положений, реальность которых будет возможна в будущем, а также те положения, которые в момент ее принятия казались новыми, но со временем стали широко распространены.

Конституция как основа нормативно-правовых отношений и как нормативно-правовой акт обладает следующими свойствами:

    Основополагающий характер – она регулирует важнейшие общественные отношения в стране (политический строй, статус личности, устройство Федерации);

    Нормативность;

    Высшая юридическая сила – ее нормы по правовой силе превышают иные законы;

    Особый порядок ее принятия и изменения – отличный от принятия федеральных законов;

    Учредительность.

Конституция РФ непосредственно порождает права и обязанности всех субъектов правоотношений. Конституция РФ:

1) называет носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации многонациональный народ (п. 1 ст. 3 Конституции РФ). Государственная власть целостна. Полномочия, предоставленные Конституцией РФ народу страны, не могут быть переданы кому-либо другому;

2) закрепляет принцип, согласно которому народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (п. 2 ст. 3 Конституции РФ), при этом высшим непосредственным выражением власти народа называется референдум и свободные выборы (п. 3 ст. 3 Конституции РФ);

3) устанавливает принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции РФ).

33 )Конституционный строй - это способ и форма организации государства, которые закреплены в Конституции.

Основы конституционного строя в РФ - это важнейшие принципы организации и функционирования государства, закрепленные в Конституции Российской Федерации.

Основы конституционного строя РФ получили закрепление в главе 1 Конституции РФ.

В соответствие с главой 1 Конституции РФ можно выделить следующие основы конституционного строя РФ:

    Федерализм (статья 1 и 5 Конституции РФ).(Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.)

    Правовой характер государства (статья 1).

    Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (статья 2).

    Народовластие (статья 3).

    Наличие государственного суверенитета (статья 4).

    Социальный характер государства (Статья 7).(РФ- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.)

    Свобода экономической деятельности (статья 8).(гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности)

    Многообразие форм собственности (статья 8).

    Закрепления принципа разделения властей (статья 10).(законодательная, исполнительная и судебная)

    Наличие местного самоуправления (статья 12).

    Наличие идеологического плюрализма (статья 13).

    Светский характер государства (статья 14).

34)Федеративное устройство - форма государственного устройства, при котором части сложного государства являются государствами или государственными образованиями, обладающими некоторыми признаками государственности. Федеративное устройство характеризует состав государства, правовое положение его составных частей - субъектов федерации, их взаимоотношения с самим государством.

Особенности федеративного устройства РФ.

Российская Федерация – неоднородная федерация, построенная по национально-территориальному принципу, причём республики, автономные округа образованы по национальному принципу, а края, области, города федерального значения – по территориальному принципу.

Российская Федерация является конституционной, а не договорной федерацией, поскольку Конституция РФ имеет верховенство и высшую юридическую силу, а Федеративный договор не является государствообразующим. Несмотря на неоднородность федерации и различный конституционно-правовой статус её субъектов, Конституция РФ провозглашает равноправие её субъектов, поэтому вопрос о симметричности или асимметрии Российской Федерации является дискуссионным. В составе РФ есть несколько сложнопостроенных субъектов – краёв и областей, в состав которых входят один или несколько автономных округов либо автономная область.

В юридической науке и практике конституции уделяется очень большое внимание. Ею занимается целая отрасль права, которую именуют конституционным (государственным) правом. Конституция как нормативный правовой акт занимает самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства.

Конституция (от лат. — устанавливаю) — основной закон государства, определяющий как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, а также герб, гимн и флаг государства, его столица.

Основным законом она называется потому, что все остальные законы должны ориентироваться на её содержание, подчиняться ей, соответствовать её положениям.

Антиконституционный закон — закон, вступающий в противоречие с конституцией.

Функции конституции (отражают роль основного закона государства в политике, жизни общества, государства и граждан):

1. Учредительная — создание предпосылок для новых общественных отношений, учреждение новых институтов власти;

2. Идеологическая —закрепление определённой системы общественных ценностей, внедрение её в сознание людей;

3. Правовая — развитие законодательства и принятие новых нормативных актов.

В структуре Конституции России отражаются те концептуальные идеи, на которых она основана.

Конституция РФ была принята на референдуме 12 декабря 1993 г.

Это основной закон РФ, который обладает высшей юридической силой (верховенство закона) на всей территории РФ. Её проект готовился специальной конституционной комиссией по поручению М.С. Горбачёва , высказанному на I Съезде народных депутатов РСФСР летом 1990 г. В состав этой комиссии входил (и возглавлял её) будущий первый президент РФ Б.Н. Ельцин .

Структура :

1. Краткая преамбула;

2. Первый раздел (разбит на 9 глав);

3. Второй раздел.

Особенности :

1. Регулирование широкой сферы общественных отношений;

2. Особая (высшая) юридическая сила;

3. Основа всех отраслей права;

4. Находится под особой охраной (гарантом является Президент РФ и Конституционный Суд РФ);

5. Обладает определённой стабильностью.

Характерные черты:

1. Имеет прямое действие на всей территории страны и является обязательным руководством для судов и иных государственных органов;

Недостатки Конституции РФ:

1. Слишком большой объём полномочий Президента РФ;

2. Небольшая роль Государственной Думы в решении основополагающих проблем государственной и общественной жизни;

3. Слишком широк спектр причин, по которым права и свободы могут быть временно отменены;

4. Заужен перечень форм собственности.

Глава 1 Конституции РФ посвящена основам конституционного строя России. В основу современного понятия конституционного строя положены три главные категории — власть, суверенитет, свобода личности. Наличие в государстве Конституции не означает, что в нём установлен конституционный строй. Конституционное государство характеризуется прежде всего приоритетом прав личности, подчинением праву всех органов государства, должностных лиц и граждан. Основы конституционного строя — фундаментальные устои государства, показывающие его сущность, содержание деятельности и те важнейшие ценности, которые признаются и гражданами, и государством.

Конституционный строй — совокупность принципов, закреплённых в основном законе, которые обеспечивают подчинение деятельности государства праву.

Основы конституционного строя в области государственного устройства сформулированы в ст. 5 Конституции РФ. Содержащиеся здесь формулировки носят компромиссный характер, отражающий политическую нестабильность в стране. Отсюда их неопределённость. Они представляют собой концентрированно выраженные и обобщённые общепризнанные нормы поведения субъектов конституционного права по поводу наиболее важных вопросов: определения формы правления, государственного устройства, политического режима, конституционно-правовой регламентации отношений в основных подсистемах общества, обеспечивая их взаимодействие.

В целом основы конституционного строя России гуманистичны по своей сути. В статьях Конституции получили закрепление ведущая роль человека и народа в государственном строительстве. Конституционные основы, закреплённые в главе 1 Конституции РФ, не подлежат пересмотру. Изменить их может только принятие новой Конституции.

Глава 2 Конституции РФ посвящена основным правам, свободам и обязанностям человека и гражданина.

Права человека — охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека.

Права гражданина — охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством.

Определяющая роль в характеристике общего статуса личности принадлежит конституционным принципам прав и свобод человека и гражданина:

1. Всеобщность и неотчуждаемость;

2. Равенство;

3. Непосредственное действие;

4. Гарантированность, защищённость государством.

Все эти конституционные принципы прав и свобод определяют основные направления политики российского государства в области прав и свобод человека и гражданина и являются базисом его правового статуса. Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации механизма их защиты, что входит в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления. Одной из основных классификаций прав и свобод личности является их разделение в соответствии с тем, что человек и гражданин во всех сферах своей жизни стоит в центре единства и дифференциации прав, свобод и обязанностей.

Исходя из указанных критериев, выделяются следующие виды прав, свобод и обязанностей человека и гражданина:

1. В сфере личной безопасности и частной жизни;

2. В области государственной и общественно-политической жизни;

3. В области экономической, социальной и культурной деятельности.

Права человека и гражданина становятся реальностью лишь в том случае, если они неразрывно связаны с обязанностями людей.

Конституционные обязанности граждан РФ можно подразделить на:

1. Обязанности, формулы которых носят общий характер (он конкретизируются в специальных законах);

2. Обязанности, формулы которых носят конкретный характер.

Конституция РФ предусматривает возможность человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом (способы самозащиты):

1. Обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;

2. Обжалование действий (бездействия) должностных лиц, нарушающих права граждан;

3. Обращения в средства массовой информации и правозащитные организации, общественные объединения.

Гражданство — устойчивая правовая и политическая связь человека с государством, с помощью которой определяются их взаимные права и обязанности (ст. 6 Конституции РФ).

В современной России вопросы гражданства регулируются Конституцией РФ и Законом «О гражданстве РФ» (31.05.02.).

Основные положения:

1. Каждый человек имеет право на гражданство;

2. Никто не может быть лишён гражданства или права изменить его.

Принципы гражданства России:

1. Право для всех свободно приобретать гражданство, изменять его; невозможность насильственного удержания в нём и его лишения;

2. Единство и равенство гражданства для всех, независимо от оснований приобретения;

3. Невыдача российского гражданина иностранному государству и невозможность его высылки за пределы страны;

4. Право иметь двойное гражданство;

5. Защита государством своих граждан, в том числе и за рубежом;

6. Неизменность гражданства в случае заключения или расторжения брака гражданином РФ с лицом, не принадлежащим гражданству РФ.

В основе федерального устройства России лежат политические, культурные, религиозные, экономические и иные причины.

Сущность российского федерализма составляют:

1. Государственная целостность;

2. Единство системы государственной власти;

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации;

4. Равноправие и самоопределение народов.

Россия является асимметричной федерацией, т.е. субъекты, входящие в её состав, обладают неравным правовым статусом.

Статья 65 Конституции РФ содержит конкретный перечень субъектов Федерации , которые можно разделить на:

1. Национально-государственные (республики);

2. Административно-территориальные (края, области, города федерального значения);

3. Национально-территориальные (автономные области и автономные округа).

Субъекты Российской Федерации отвечают следующим параметрам:

1. Не обладают суверенитетом;

2. Не имеют права на отделение или сецессию;

3. Граждане любого субъекта Федерации имеют равные основные права и обязанности на территории всей Федерации;

4. Закон субъекта Федерации не может противоречить федеральному закону;

5. Перед лицом федеральной власти субъекты Федерации равны.

Современная Российская Федерация имеет конституционную природу. Это означает, что только в рамках Конституции могут обсуждаться вопросы статуса территорий, изменения объёма границ или объёма полномочий её субъектов. Только сама Российская Федерация, а не её субъекты обладает суверенитетом. Если конкретизировать данное положение, то можно сказать, что суверенитет-это свойство государственной власти.

Принцип разделения власти — это является общепризнанной нормой построения и функционирования аппарата управления в современных демократических государствах. Чрезмерное сосредоточение власти в одних руках всегда было самой большой опасностью, угрожавшей демократическим принципам, порождавшей деспотизм и бесправие. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную стало одним из основополагающих принципов функционирования демократии.

Необходимое условие существования демократии — отсутствие монополии любого политического органа на власть, поэтому демократия не должна допускать смешения законодательной и исполнительной власти. Разделение властей выражается не только в разграничении исполнительной, законодательной и судебной власти, но и в наличии сильной, действующей в рамках закона оппозиции. При разделении властей исполнительные, законодательные и судебные институты, будучи независимыми друг от друга в рамках своей компетенции, взаимно контролируют друг друга и препятствуют опасной для демократических процессов концентрации власти в руках представителей какой-либо одной её ветви.

В своей совокупности государственные органы Российской Федерации образуют единую систему. Согласно Конституции РФ в неё входят органы государственной власти Федерации и органы государственной власти её субъектов (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ). Помимо органов государственной власти, в систему органов государственной власти Российской Федерации входят также и другие государственные органы, осуществляющие различные вспомогательные, совещательные и другие такого рода функции, которые определяются органами государственной власти, при которых обычно состоят эти государственные органы.

Президент Российской Федерации.

Он также отнесён к государственным органам. Пост Президента РФ учреждён в 1990 году. Статус же изменён в связи с принятием Конституции РФ 1993 года. Современная конституционная модель исходит из особого места Президента в государственном механизме и в системе политического властвования, наделяя его большими полномочиями. Являясь главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, Президент РФ тесно взаимодействует с государственными органами, обеспечивая согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Конституция установила «параметры» функционирования института Президента:

1. Свободные всенародные прямые и альтернативные выборы;

2. Шестилетний срок полномочий;

4. Возможность отрешения от должности (ст. 93).

Компетенция обусловлена особым местом Президента в системе государственной власти и определяется конституционными нормами и действующим законодательством. Особое значение имеет право Президента использовать согласительные процедуры для решения тех или иных коллизий (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ).

Для выполнения своих ответственных полномочий глава государства формирует Администрацию Президента, назначает и освобождает своих полномочных представителей в федеральных округах и отдельных государственных органах. Президент приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их выполнение с истечением его срока пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным главой государства.

Федеральное Собрание Российской Федерации — Парламент РФ.

В соответствии со ст. 99 Конституции РФ оно является постоянно действующим органом. Основная особенность законодательных органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путём формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти Российской Федерации. Главная функция в системе разделения властей — осуществление законодательной власти. Кроме того, парламент рассматривается как выразитель интересов народа данного государства.

Органы законодательной власти делятся на:

1. Федеральные — Федеральное Собрание Российской Федерации;

2. Региональные — функционируют на территории Российской Федерации и действуют в пределах соответствующего субъекта Федерации.

Двухпалатный состав парламента в России обусловлен её федеративным устройством: Совет Федерации РФ — верхняя палата (орган представительства всех субъектов Российской Федерации); Государственная Дума РФ — нижняя палата (выражение интересов всех граждан РФ независимо от их места жительства, а также политических партий, имеющих всероссийский статус). Это обусловливает и различие в компетенции этих палат.

Существует основные группы полномочий палат Федерального Собрания, закреплённые конституционно:

1. Относящиеся к исключительному ведению каждой из палат Федерального Собрания;

2. Связанные с организацией деятельности палат;

3. По принятию федеральных законов.

Конституцией РФ установлено, что в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации (всего — 178). Полномочия всего Совета Федерации не ограничены сроком, никто не вправе его распустить, но его состав постоянно обновляется (происходит ротация — замена выбывших членов вновь избранными). В Государственной Думе 450 депутатов, из них 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам. Другая половина — также 225 депутатов — избираются по общефедеральному округу на основе системы пропорционального представительства.

Законодательный процесс — главное направление деятельности Федерального Собрания Российской Федерации.

Стадии :

1. Законодательная инициатива (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ);

2. Обсуждение законопроекта (доведение документа до нужного качества — устранение противоречий, неточностей);

3. Принятие закона — главная стадия, распадающаяся на три подстадии :

а) принятие закона Государственной Думой;

б) одобрение закона Советом Федерации;

в) подписание закона Президентом РФ;

Органы исполнительной власти Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации — высший орган федеральной исполнительной власти. К ним относятся также министерства, государственные комитеты и ведомства. Возглавляемая Правительством РФ система исполнительной власти ориентирована прежде всего на реализацию, воплощение в жизнь нормативных актов.

Основная функция исполнительной власти, которая и предопределяет её название, состоит в организационной, управленческой деятельности, направленной на исполнение правовых актов, принятых законодательной ветвью власти. Деятельность Правительства подзаконна, связана жёсткими рамками правовых ограничений. Но это не означает, что Правительство полностью выведено из законотворческого процесса и должно только исполнять предписанное.

Органы исполнительной власти делятся по территории на:

1. Федеральные;

2. Субъектов Федерации.

Правительство РФ является коллегиальным органом и руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, контролирует их деятельность.

Наиболее важные полномочия:

1. Реализация внутренней и внешней политики Российской Федерации;

2. Регулирование в социально-экономической сфере;

3. Обеспечение единства системы исполнительной власти в РФ;

4. Формирование федеральных целевых программ и обеспечение их реализации;

5. Реализация права законодательной инициативы.

Правительство РФ в пределах своей компетенции издаёт постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Судебная власть.

Конституция РФ впервые установила понятие судебной власти необходимой и авторитетной ветви государственной власти в демократическом и правовом государстве. Судебная власть в России принадлежит только судебным органам. Каждый суд осуществляет данную ему власть в пределах той компетенции , которой он наделён, а все вместе суды образуют единую судебную систему Российской Федерации.

Судебная система — закреплённая Конституцией РФ совокупность судов, построенная с учётом федеративного и административно-территориального устройства России.

Виды судебных органов:

1. Федеральные суды — Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

2. Конституционные (уставные) суды субъектов Федерации;

3. Мировые суды субъектов Федерации.

Суды (районные, городские, областные) — основные и самые массовые органы судебной власти.

Особую группу государственных органов составляют органы прокуратуры. Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную (централизованную) систему органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и законов, действующих на территории России, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации (ст.129 Конституции).

Для осуществления государственной власти на территории конкретного субъекта Федерации субъектами образуются собственные органы государственной власти. Конституция РФ гарантирует самостоятельность субъектов РФ в определении ими своей системы органов государственной власти, которая не должна противоречить основам конституционного строя РФ, а также общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленным федеральным законом.

Субъекты РФ вправе в соответствии со своей конституцией (уставом) образовывать и иные органы государственной власти. Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ. В настоящее время в Российской Федерации не существует жёсткой модели системы органов государственной власти на региональном уровне. Это объясняется и разнообразием видов субъектов Федерации, их большим количественным составом и, наконец, спецификой местных особенностей и традиций этих государственных образований.

Признание местного самоуправления в качестве одного из принципов организации и осуществления власти в обществе и государстве предполагает установление децентрализованной системы управления, закрепление иных (нежели в условиях централизации и концентрации власти) основ взаимоотношений центра и мест, центральных и местных органов. Местное самоуправление можно охарактеризовать и как форму, способ организации и осуществления населением власти на местах, которая обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни с учётом исторических и иных местных традиций.

Конституция РФ признаёт и гарантирует местное самоуправление в ст. 3, 12, 130-133.

В ст. 12 Конституции РФ сказано, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Таким образом, произошло отделение муниципальной власти от власти государственной.

Новизна в том, что Конституция РФ предложила правовую синхронизацию государства и местного самоуправления. Проблема заключается в том, что органы местного самоуправления являются равноправным с органами государственной власти выражением народовластия. Конституция РФ в ст. 3, 15, 32, 72, поставила в один ряд все организационно оформленные органы народовластия: органы государственной власти РФ — органы государственной власти субъектов Федерации — органы местного самоуправления.

Между первыми двумя существует административно-организационная связь, между органами государственной власти и местным самоуправлением — только правовая синхронизация. Конечно, от элементов административных правоотношений полностью избавиться нельзя, но они должны быть под контролем закона.

Принципы местного самоуправления — закрепляемые законодательством, обусловленные природой местного самоуправления начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление муниципальными делами.

Функции местного самоуправления — основные направления деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, обусловленные социальным предназначением местного самоуправления.

Функции местного самоуправления обусловлены его природой, задачами и целями, стоящими перед местными сообществами на конкретном этапе их развития. Главными функциями местного самоуправления являются соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Содержание каждой функции местного самоуправления складывается из совокупности однородных направлений деятельности, объединяясь в одну функцию, исходя из специфики тех общественных отношений, на которые они воздействуют.

Функции местного самоуправления представляют собой единство содержания, компетенции, полномочий, форм и методов осуществления муниципальной деятельности, неразрывно связанных с определёнными её направлениями. Основные функции местного самоуправления вытекают из функций всего гражданского общества и его государства, конкретизируют их с учётом основных задач и целей, стоящих перед местными сообществами.

Органы местного самоуправления — органы местных самоуправляющихся территориальных сообществ, которыми они формируются и перед которыми они несут ответственность за надлежащее осуществление своих полномочий.

Они подразделяются на:

1. Коллегиальные (представительный орган, контрольный орган, избирательная комиссия);

2. Единоличные (глава муниципального образования, глава местной администрации, руководитель муниципальной милиции).

По отношению к органам местного самоуправления правильнее говорить, что население самостоятельно определяет не их структуру, а их систему, ибо Конституция РФ в ст. 77 использует термин «система» по отношению к органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Систему органов местного самоуправления составляют:

1. Представительный орган муниципального образования;

2. Глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

3. Контрольный орган муниципального образования;

4. Иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственным и полномочиями по решению вопросов местного значения.

Их наличие в структуре органов местного самоуправления является обязательным. Она определяется населением самостоятельно. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчётность, подконтрольность органов местного самоуправления, иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Основные признаки органов местного самоуправления:

1. Наделены полномочиями по решению вопросов местного значения;

2. Не входят в систему органов государственной власти.

На уровне местного самоуправления не действует принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Наименования и численный состав органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учётом национальных, исторических и иных местных традиций.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Конституция основной закон Российской Федерации [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Современное государство не может полноценно существовать и функционировать без Конституции. Конституция РФ, будучи основным законом государства, является индикатором изменений происходящих в стране и обществе.

История принятия Конституции РФ

26 декабря 1991 года СССР прекратил свое существование. Новая Россия нуждалась не только в грамотном управлении, но и в адекватном законодательстве. На протяжении почти 10 лет не было ни того, ни другого. Документом, подтверждающим суверенный статус России, стала "Декларация о государственном суверенитете РСФСР" от 12 июня 1990 года. Данный документ закреплял название нового государства: Российская Федерация. Помимо этого, Декларация официально сообщала о необходимости принятия новой Конституции для новой страны.

Вплоть до 1993 года страна жила без Конституции. Только в начале 1993 года была создана комиссия для разработки её проекта.

После того, как проект Конституции был готов, государство организовало референдум. Перед этим, во всех основных печатных СМИ был представлен текст будущей Конституции РФ, чтобы население смогло ознакомиться с её содержанием. Однако, как показывает история, мало кто читал то, что в Конституции было написано.

В процессе подготовки конституции принимали участие консультанты из ЕС и США. По этой причине нынешняя российская Конституция требует серьезной доработки, так как она писалась не для суверенного государства, а для потенциальной американской колонии.

12 декабря 1993 года состоялся референдум по принятию новой Конституции Российской Федерации. В нем приняло участие 58 187 755 зарегистрированных избирателей (54,8% от общего числа). За принятие Конституции из них проголосовало свыше 54%, что означало принятие Конституции Российской Федерации 1993 года.

Официальной датой принятия действующей Конституции РФ является 12 декабря 1993 года.

В 1994 году вступили в силу указы президента РФ Б.Н. Ельцина "О Дне Конституции Российской Федерации" и "О нерабочем дне 12 декабря". Начиная с 1994 года, день 12 декабря был объявлен государственным праздником.

Общая характеристика Конституции РФ 1993 г.

Конституция Российской Федерации состоит из 2 разделов и 9 глав. В текст действующей Конституции регулярно вносятся изменения, направленные на укрепление суверенитета страны и преодоление коллизионности современного российского законодательства.

Конституция РФ 1993 года отличается от своих предшественниц тем, что содержит совершенно новые понятия, характерные для действующего государственного строя. Прежде всего, следует отметить, что в Конституции РФ 1993 года по-новому закреплены основополагающие принципы общественного устройства, которые сформулированы в главе 1 "Основы конституционного строя". Нормы эти практически полностью деидеологизированы в отличие от ранее действовавших конституций в СССР. Российская Федерация провозглашается демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

В действующей Конституции закреплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ России.

К числу основ конституционного строя отнесено признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, а соблюдение и защита прав и свобод являются обязанностью государства. В 1993 года последовательно проведен классический принцип государственности, а именно разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, которые являются самостоятельными (ст.10).

Одной из ключевых статей Конституции РФ является констатация целостности государства и правовой независимости власти в РФ. В ст.З подчеркивается: "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону".

В отличие от Конституции РСФСР 1978 года, в Конституции Российской Федерации нет специальной главы, регулирующей экономическую систему. Но эти аспекты успешно отражены в тексте Основного закона РФ. В частности, конституционно закреплен институт частной собственности, в том числе и на землю, установлено признание и равная защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

В целях недопущения господства той или иной идеологии в обществе Конституция Российской Федерации 1993 года устанавливает принцип идеологического многообразия. Согласно ст. 13, "никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной". Этот принцип дополняется признанием многопартийности, установлением равенства общественных объединений перед законом. В Конституции РФ закреплено, что Россия является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Российская Федерация провозглашена правовым государством.

В современной Конституции сформулированы основы конституционного строя РФ:

  • высшая юридическая сила Конституции Российской Федерации и ее прямое действие на всей территории государства;
  • обязательное соответствие законов и иных правовых актов Конституции Российской Федерации;
  • нормы об обязательности Конституции и законов для органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений.

Принятая в 1993 году Конституция впервые в истории российского права четко регламентирует тот факт, что законы, которые не опубликованы официально, не применяются. Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Впервые в Конституции Российской Федерации закреплено положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской федерации являются составной частью ее правовой системы.

Глава 1 Конституции РФ регламентирует государственное устройство и основы действующего конституционного строя в РФ, закрепляет основные права и свободы.

Права и свободы гражданина согласно Конституции РФ

Конституция Российской Федерации 1993 года, по сравнению со своими советскими предшественниками, содержит ряд новых положений в сфере организации и деятельности системы органов государственной власти. Действующая Конституция закрепляет принцип разделения властей. Согласно её нормам, Президент РФ не входит в систему исполнительной власти . Он занимает особое самостоятельное место в системе высших органов. Президент РФ является главой государства, гарантом конституционного строя. Он стоит над ветвями власти. На него возложено определение основных направлений внутренней и внешней политики, функции своеобразного арбитра в спорах между органами власти Федерации и др.