Способы защиты прав и свобод личности. Понятие и виды (способы) защиты прав человека

ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА- совокупность мер, направленных на недопущение нарушений прав и свобод человека и гражданина, а также принудительный способ осуществления права, применяемый в установленном порядке компетентными органами, либо самим управомоченным лицом.

Защита - это деятельность, возникающая в случае наличия конкретного (совершенного) правонарушения, либо устранение такого состояния, которое реально приведет к наступлению негативных последствий, а также направленная на восстановление нарушенного права. Когда возникает необходимость защиты, как правило, уже присутствует правонарушитель и лицо, чье право ограничено виновными действиями. Правовой механизм защиты прав человека состоит из четырех элементов: субъектов и объектов защиты, правовых норм (оснований защиты) и процессуальных действий (форм защиты).

Защита прав и свобод производится строго в рамках закона, определяющего ее формы и способы.

Следует отметить, что определение терминов «способы защиты» и «формы защиты» в действующем законодательстве отсутствует, в правовой литературе данные понятия толкуются также неоднозначно.

Так, например, некоторыми исследователями под способами защиты прав и свобод понимаются закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и осуществляется воздействие на правонарушителя, под формой же защиты права следует понимать определенную законом деятельность компетентных органов по защите права, т.е. по установлению фактических обстоятельств, применению норм права, определению способа защиты права и вынесению решения.

В наиболее общем смысле способ защиты показывает, как осуществляется защита права; форма защиты призвана выявить, кто производит эту защиту.

Классификация механизмов охраны и защиты прав и свобод человека осуществляется в зависимости от вида и характера органов, организаций, учреждений. От того, с государством или обществом связаны организационные элементы, их разделяют на государственные и общественные. Их классифицируют также намеждународные и внутригосударственные. Среди международных выделяют два вида: межгосударственные (межправительственные) и неправительственные механизмы. Внутригосударственные подразделяются также на два вида: внесудебные и судебные.

Конституция России в качестве форм защиты прав и свобод человека предусматривает:

Государственную защиту (ст. 2, ч. 1 ст. 45, ч. 2 ст. 61);

Защиту прав и свобод органами местного самоуправления (ст. 130);

Защиту прав и свобод общественными объединениями и профессиональными союзами, правозащитными организациями (ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 45, ч. 1 ст. 48);

Самозащиту прав гражданина, включающую следующее:

o гражданско-правовую и уголовно-правовую защиту (ч. 2 ст. 45, ст. 52 и др.);

o публичные выступления граждан (ст. 31);

o обращения в СМИ (ст. 29);

Международно-правовую защиту (ч. 3 ст. 46).

Механизм охраны и защиты прав человека («гуманитарный правозащитный механизм») интегрирует в организации и действиях индивидов, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления следующие организационные элементы:

Нормы права - официальные правила с моделью поведения людей;

Юридические факты, приводящие в действие норму права;

Правоотношения - конкретные модели поведения для субъектов на основе норм и юридических фактов;

Формы и акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей в форме соблюдения, исполнения, использования права;

Акты применения права;

Элементы правосознания и правовой культуры.

Действующее законодательство, не формулируя понятия способа защиты права, тем не менее в статье 12 ГК РФ определяет конкретные способы защиты гражданских прав.

Способами защиты гражданских прав являются:

Признание права - устранение всяких сомнений в принадлежности права конкретному лицу;

Восстановление положения, существовавшего до нарушения права;

Признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;

Признание акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным;

Самозащита права - реакция на противоправные действия другой стороны должна быть соразмерна нарушению и не выходить за определенные пределы;

Присуждение к исполнению обязанности в натуре;

Возмещение убытков - по соглашению сторон или по решению суда;

Взыскание неустойки - может быть предусмотрено законом или договором;

Компенсация морального вреда - предусмотрена для защиты нематериальных благ;

Прекращение или изменение правоотношения;

Неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

Иные способы, предусмотренные законом.

1. Конституционно-судебный механизм защиты прав и свобод (ст. 125 Конституции) - это возможность обращения в Конституционный Суд, которая детально регулируется Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрании законодательства Российской Федерации. - 1994 г. - №13. - Ст. 1447.. Согласно статье 1 этого Закона, Конституционный Суд - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

В соответствии со статьей 2 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда определяются Конституцией (в частности, главой 7 «Судебная власть») и названным Законом. По мнению Ю.А. Тихомирова, чрезвычайно важной для разделения властей «особой формой правосудия» является конституционное судопроизводство Конституционное законодательство России / Под ред. Ю.А. Тихомирова. - М., 1999. - С. 78.. Защита Конституционным Судом конституционных прав и свобод граждан осуществляется косвенно, при рассмотрении следующих категорий дел:

При проверке конституционности актов и договоров, указанных в пп. «а», «б», «в», «г», «д» ч. 2 ст. 125 Конституции России;

При разрешении споров между органами государственной власти, определенными пп. «а», «б», «в» ч. 3 ст. 125 Конституции;

При толковании Конституции (ч. 5 ст. 125 Конституции) Витрук, Н.В. Конституционное правосудие: Учебное пособие. / Н.В. Витрук - М., 1998. - С. 177..

Почти все дела, разрешенные Конституционным Судом, как утверждает судья Конституционного Суда Н.В. Витрук, затрагивают вопросы защиты конституционных прав и свобод граждан. Конституционный Суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, полагая, что данный закон нарушает конституционные права и свободы граждан, в порядке, установленном федеральным законом (ч. 4 ст. 125 Конституции; п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Рассмотрение конституционных жалоб граждан в конституционных судах - особая категория дел. Во-первых, заявитель должен отчетливо выразить в жалобе свое мнение о том, что нарушено его конкретное конституционное право или свобода. Во-вторых, конституционные суды - это не кассационная, апелляционная или надзорная судебные инстанции, рассматривающие дела, связанные с нарушением прав и свобод граждан в судах общей юрисдикции. Конституционный Суд лишь оценивает конституционность закона или подзаконного акта, действия (бездействие) должностных лиц. Процедура рассмотрения конституционной жалобы не означает замену юрисдикции иных судов в защите конституционных прав и свобод личности Николаев, А. Проблемы реализации принципа разделения властей в Конституции Российской Федерации / А. Николаев // Право и жизнь. - 2000. - №25. - С. 12. . Защита гражданами своих прав посредством конституционного судопроизводства способствовала утверждению свободы передвижения и запрету института прописки, защите избирательных прав, права частной собственности, всем видам прав человека и гражданина. Таким образом, полномочия Конституционного Суда, порядок обращения и общие правила производства являются реализацией конституционной гарантии права граждан на судебную защиту его прав и свобод. Этот способ защиты индивидами своих прав особенно важен, поскольку определения и постановления Конституционного Суда при удовлетворении жалобы отдельной личности или группы лиц обеспечивают в то же время соответствие действующего законодательства Конституции.

2. Судебная защита прав и свобод гарантируется каждому (ч. 1 ст. 46 Конституции) и регулируется федеральными законами, в том числе Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» (в ред. Федерального конституционного закона от 15 декабря 2001 г.) Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - №1. - Ст. 1.; Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации» Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. №188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // Собрании законодательства Российской Федерации. - 1998 г. - №51. - Ст. 6270.; Законом РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» Закон РФ от 26 июня 1992 г. №3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» // Российская газета. - 1992 г. ; Законом РФ от 27 апреля 1993 г. №4866-I «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» Закон РФ от 27 апреля 1993 г. №4866-I «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993 г. - №19. - Ст. 685. .

В законах, принятых после вступления в силу Конституции России, содержатся положения, по сути дублирующие конституционные нормы. Так, часть 3 ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» дословно воспроизводит норму части 2 ст. 118 Конституции России: «…судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства». Однако следует помнить, что почву для принятия Конституции на референдуме 12 декабря 1993 г. подготовили действовавшие в то время Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и Закон РСФСР от 12 июля 1991 г. «О Конституционном Суде РСФСР», который стал первым актом, нормативно закрепившим положение о судебной власти. Согласно части 1 ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», судебная власть в России осуществляется только судами в лице судей. Содержание этой нормы (принятой еще в 1992 г.) воплотилось в норме части 1 ст. 118 Конституции, согласно которой правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

В науке судебную защиту рассматривают как институт конституционного права, вид государственной защиты прав и свобод личности Мордовец, А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина./ А.С. Мородовец. - Саратов, 1996. - С. 113-114., как общественное отношение и государственную функцию Баглай, М.В., Габричидзе, Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. / М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе, - М., 2006. - С. 225.. Иногда судебная защита отождествляется с правосудием или рассматривается как гарантия доступа к нему. В уголовно-процессуальной науке под судебной защитой понимается «совокупность организационных и процессуальных правил, предоставленных подозреваемому, обвиняемому и потерпевшему для защиты своих прав и законных интересов» Матузов, Н.И. Правовая система и личность./ М.И. Матузов. - Саратов, 1987. - С. 8-9.. В теории права судебная защита рассматривается как составная часть правоохранительной функции государства Толкачев, Х.Б., Хабибуллин, А.Г. Личные конституционные права и свободы граждан СССР: система, характеристики, особенности реализации. / Х.Б. Толкачев, А.Г. Хабибулин- Уфа, 1990. - С. 46.. Однако закономерное в правовом государстве усиление влияния судебной власти, ее обособление от правоохранительных органов, выделение в самостоятельную ветвь государственной власти неизбежно приводят к перерастанию судебной защиты прав и свобод граждан в самостоятельную государственную функцию.

Конституция России провозгласила права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, обеспечиваемой правосудием (ст. 18), и возложила на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2). Согласно Конституции, каждому предоставлено право защищать свои интересы всеми не запрещенными законом способами (ч. 2 ст. 45), обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46), обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46).

Это свидетельствует о том, что Россия не только признает основные права и свободы человека, но и декларирует защиту прав и свобод своих граждан в качестве одной из приоритетных функций государства. Именно это в первую очередь позволяет характеризовать его как демократическое и правовое Синюкова, Т.В. Юридические гарантии как метод регулирования правового положения личности / Т.В. Синюкова // Вопросы теории государства и права. Межвузовский сборник научных работ. - Саратов, 2011. - №9. - С. 150-160., поскольку признано, что права и свободы индивида - обязательный системообразующий признак правового государства Лучин, В.О. Конституционные институты / В.О. Лучин // Современный конституционализм. - М., 2010. - С. 35..

Как отметили авторы Концепции судебной защиты прав и свобод человека и гражданина (одобренной Советом по судебной реформе Российской Федерации от 11 января 1995 г.), судебный порядок - наиболее совершенный из всех известных мировой человеческой цивилизации методов и средств обеспечения прав личности. Полномочия власти «легитимны лишь в пределах соблюдения прав человека. Нарушение общепризнанных стандартов в этой области служит основанием для изменения статуса самой власти» Зарицкий, А.В. Гарантии прав личности при реализации юридической ответственности (вопросы теории и практики): Дис. … канд. юрид. наук./ А.В. Зарицкий. - Коломна, 2009. - С. 16..

Идея приоритета судебной защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов любых субъектов правовых отношений прошла долгий путь развития и внедрения в практику. До января 1988 г. судам были подведомственны дела, прямо предусмотренные законом (все остальные были отнесены к компетенции иных органов власти); с 1 января 1988 г. до 1 июля 1990 г. - все дела о защите прав и охраняемых законом интересов граждан, кроме случаев, когда законодательством был установлен иной порядок их разрешения; с 1 июля 1990 г. до 17 сентября 1991 г. - все дела о защите прав и охраняемых законом интересов граждан, кроме случаев, когда законами был установлен иной порядок их разрешения; с 17 сентября 1991 г. - все дела о защите прав, свобод и охраняемых законом интересов без ограничения.

Характер судебной защиты позволяет считать ее универсальным, а потому наиболее эффективным способом защиты нарушенных прав и свобод личности. Основной чертой судебной защиты является ее неограниченность или, по определению В.П. Кашепова, всеобщность Общая теория права и государства: Учебник для юрид. вузов / Под ред. акад. В.В. Лазарева; - М., 1994. - С. 187-192..

Во-первых, судебная защита распространяется на неограниченный круг лиц. Правом на судебную защиту обладают не только граждане, но и их объединения. В Конституции применительно к субъекту, чьи права и свободы обеспечиваются судебной защитой, употребляется термин «каждый», что подчеркивает неперсонифицированность судебной защиты, отсутствие каких-либо формализованных ограничений на использование этого способа защиты субъективного права и законного интереса. Судебные решения обязательны для всех субъектов права, и в этом проявляется сила судов как государственной власти. Суды выносят решения от имени государства, а государство обеспечивает исполнение этих решений. При этом право на судебную защиту гарантируется не только гражданам России, но и иностранцам, и не имеющим гражданства лицам (апатридам). Указание Конституцией на защиту прав человека и гражданина отражает стремление восстановить те общечеловеческие ценности, которые не зависят от принадлежности к государству, но естественны, принадлежат человеку от рождения Петров, В.В. Экологический кодекс России (к принятию Верховным Советом РФ Закона «Об охране окружающей природной среды») / В.В. Петров // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. - 1993. - №3. - С. 10-11.. Государственная защита этих прав и свобод состоит в невмешательстве государства в их свободную реализацию и ограждении от иного постороннего вмешательства.

Во-вторых, судебной защите подлежат все без исключения права и свободы, как принадлежащие индивиду в силу прямого указания Конституции и иных законов, так и не имеющие нормативного закрепления (но не противоречащие закону). Право на судебную защиту, как закрепленное законом, имеющим высшую юридическую силу, является непосредственно действующим (ст. 15 Конституции) независимо от наличия процедуры его реализации. В связи с этим Пленум Верховного Суда России в постановлении от 31 октября 1995 г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» обязал суды обеспечить надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина, рекомендовал в ряде случаев непосредственно применять Конституцию, в том числе и при отсутствии федерального закона, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения.

Отсутствие прямых указаний в законе не может служить основанием для отказа в праве на обжалование в суд любых действий и решений, в том числе органов расследования и прокуроров. Учитывая это, Конституционный Суд принял постановления о неконституционности законов, в которых отсутствует указание на возможность обращения в суд. В наибольшей степени это коснулось уголовно-процессуального законодательства.

В-третьих, в соответствии с Пактом о гражданских и политических правах (обязывающим государство обеспечить любому лицу, чьи права и свободы нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве) Конституционный Суд в ряде постановлений указал на возможность обжалования в суд решений и действий (бездействия) любых государственных органов. Права, нарушенные судом, не могут быть исключены из числа объектов судебной защиты. Правовая позиция Конституционного Суда, заключающаяся в утверждении, что право на судебную защиту предполагает право на охрану прав и законных интересов не только от произвола законодательной и исполнительной власти, но и от ошибочных решений суда, имеет принципиальное значение.

В-четвертых, судебная защита относится к тем правам, которые не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах, поскольку ограничение этого права не может быть обусловлено необходимостью достижения признаваемых Конституцией целей: защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства Шопенгауэр, А. Избранные произведения./ А. Шопенгауэр. - М., 1992. - С. 139-140.. Другой не менее существенной особенностью судебной защиты должно стать воплощение в жизнь конституционного принципа независимости суда от других государственных органов.

Заключенная во множестве правовых норм, судебная защита не может быть правильно понята, если считать ее выражением одной лишь статьи 46 Конституции («каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»). Право на судебную защиту обеспечивает реализацию прав и свобод граждан, потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, которым государство обеспечивает доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52 Конституции), возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти (ст. 53 Конституции).

В рамках судебной защиты реализуется право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции), на обжалование незаконных действий и решений государственных органов и должностных лиц (ч. 2 ст. 46 Конституции). Поэтому судебную защиту необходимо рассматривать как институт, включающий совокупность приведенных выше правовых норм. Только в совокупности они создают гарантию судебной защиты прав и свобод индивида. Право на правосудие есть основная гарантия, предоставляемая гражданину для реализации свобод, а стало быть, и всего того, что связано с этой реализацией, а именно: защиты личности и имущественных прав и законных интересов. Все вместе они образуют одну из составных частей неприкосновенности личности.

Сейчас, увы, можно констатировать, что законодательно деятельность судов полностью не обеспечена. До сих пор не принят федеральный конституционный закон «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», о котором так много говорят. Именно он должен установить более или менее единую систему, с одной стороны, и конкретные права и обязанности судей и судов - с другой. В связи с этим важным моментом стало принятие закона о мировых судах, целью которого является, несомненно, разгрузка судов общей юрисдикции.

Одна из главных причин низкой эффективности правосудия - незнание и непонимание людьми задач, образа действий, возможностей суда как потенциального защитника их прав и свобод, присущее российской правовой культуре недоверие населения к судам и правоохранительным органам, низкий престиж последних. В суды люди обращаются редко, боясь многодневных хождений по кабинетам, волокиты, грубости и бюрократизма, не надеясь добиться справедливости.

По мировым стандартам суды должны олицетворять справедливость. Именно для этого создавались Основные принципы независимости судебных органов, одобренные резолюциями 40/32 и 40/146 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 г. и от 13 декабря 1985 г. Международные акты о правах человека: Сборник документов. 2-е изд. - / М.: Норма, 2012. - С. 172. Не случайно Основные принципы независимости судебных органов начинаются словами: «…народы мира заявляют о своей решимости создать условия, при которых может соблюдаться справедливость…» В Основных принципах независимости судебных органов декларируются не только правила подготовки и повышения квалификации, условия службы и срок полномочий судей, но и формулируются правила, выполнение которых является обязанностью государства-члена. В частности, пункт 7 Основных принципов независимости судебных органов гласит: «Каждое государство-член обязано предоставить соответствующие средства, позволяющие судебным органам надлежащим образом выполнять свои функции». Думается, что эта норма-гарантия - одна из основных в рассматриваемом документе, поскольку раскрывает механизм действия остальных норм-принципов.

3. Законная самозащита человеком своих прав и свобод осуществляется лично или через общественные объединения в пределах, оговоренных в нормативных правовых актах. Согласно части 2 ст. 45 Конституции, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Индивид имеет право использовать для защиты своих прав и свобод все государственные средства защиты, согласно статьям 33, 35, 36, 46, 47-54 Конституции, т.е. может использовать все виды обращений, обжалований, в особенности судебную систему Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова; - М.: Юристъ, 2002. - С. 353. . Защищая свои права и свободы, личность вправе использовать демократические институты гражданского общества: обращаться к средствам массовой информации, партиям и иным общественным объединениям. Используя свои гражданские права, человек может участвовать в пикетировании, обращаться к общественности с просьбой о проведении массовых акций в свою защиту в виде митингов, демонстраций или письменных обращений.

Законодательно урегулированы вопросы о видах оружия, используемого лицом в целях самообороны и защиты своих прав. Так, детализирует конституционную гарантию возможности законной самозащиты человеком своих прав и свобод Закон РФ от 13 декабря 1996 г. «Об оружии» Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. №150-ФЗ «Об оружии» // Собрании законодательства Российской Федерации. - 1996 г. - №51. - Ст. 5681.. Согласно части 1 ст. 3 и ст. 13 этого Закона, гражданское оружие определенного вида граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, в целях самообороны вправе приобретать без получения лицензии. За каждым человеком признается право на необходимую оборону и действия в состоянии крайней необходимости. Необходимая оборона содействует предотвращению насильственных посягательств, так как лицо, намеревающееся совершить преступление, знает, что может встретить активное противодействие со стороны потерпевшего и что закон расценивает это противодействие, как и причинение вреда нападающему, правомерным.

Причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости, согласно статье 39 УК РФ, не является преступлением.

4. Административно-правовая защита прав и свобод человека и гражданина предопределяется издаваемыми в соответствии с Конституцией федеральными конституционными и федеральными законами, устанавливающими полномочия органов исполнительной власти в конкретных сферах управления и определяющих в этих сферах взаимоотношения органов публичной власти с индивидами, обязанности соответствующих органов и формы защиты граждан от неправомерных действий должностных лиц Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева.- 2012. - С. 378. . Среди административно-правовых форм защиты прав человека и гражданина можно выделить следующие:

а) законодательные гарантии в сфере исполнительной власти;

б) административный (внесудебный) порядок обжалования актов органов исполнительной власти;

в) специфические формы государственного контроля в системе исполнительной власти: контроль Президента России над законностью и целесообразностью действий и актов Правительства, федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Федерации; государственный надзор как особая форма государственного контроля в отраслях хозяйства и социально-культурной сферы в целях обеспечения законности, охраны социально-экономических прав граждан, охраны и защиты их жизни, здоровья, обеспечения трудовых, жилищных и иных прав человека;

г) прокурорский надзор за соблюдением законов органами исполнительной власти, начиная с федеральных министерств и ведомств и заканчивая всеми органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

5. Международная защита прав и свобод - возможность обращения в Европейский Суд по правам человека или иные международные правозащитные организации в соответствии с международными договорами России в том случае, если исчерпаны все средства правовой защиты внутри страны (пройдены все судебные инстанции). Принятие Билля о правах человека Международный билль о правах человека // Международные акты о правах человека. Сборник документов. 2-е изд. - М., 2002. - С. 38-77., включающего Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1976 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1976 г., Факультативный протокол №1 и Факультативный протокол №2 к Международному пакту о гражданских и политических правах, внесло коренные изменения в статус человека, переместив это понятие в разряд международных. Так, согласно статье 2 Факультативного протокола №1 к Международному пакту о гражданских и политических правах, «лица, которые утверждают, что какое-либо из их прав, перечисленных в Пакте, было нарушено, и которые исчерпали все имеющиеся внутренние средства правовой защиты, могут предъявить на рассмотрение Комитета письменные сообщения».

В первом документе СБСЕ - Хельсинкском Заключительном акте 1975 г., закрепившем принцип уважения основных прав и свобод человека в качестве принципа международного права, устанавливался баланс равного взаимодействия международно-правового и национального регулирования прав человека Павлова, Л.В. Современная концепция прав и свобод человека и ее трактовка Всеобщей декларацией прав человека 1948 года / Л.В. Павлова // Белорусский журнал международного права и международных отношений. - 1998. - №5..

Согласно статье 34 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., суд может принимать жалобы от любого физического или юридического лица, любой неправительственной организации или группы частных лиц, которые утверждают, что стали «жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, признанных в настоящей Конвенции или в Протоколах к ней. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права».

Заявитель индивидуальной жалобы должен сам выступать в качестве жертвы того нарушения права или прав, предусмотренных Конвенцией, на которое он жалуется. Это - абсолютно необходимое условие. Конвенция не предоставляет права подавать жалобу против нарушений прав человека вообще (action popularis): чтобы жалоба имела шансы на успех, заявитель должен продемонстрировать, что он лично пострадал в результате нарушений, на которые жалуется. Таким образом, Суд не рассматривает in abstracto вопрос о соответствии внутреннего законодательства Конвенции. Условие о том, что заявитель должен быть жертвой нарушения его прав, гарантированных Конвенцией, должно соблюдаться на протяжении всего периода разбирательства дела в Суде. Так, если, пока дело ожидало слушаний в Суде, заявитель получил компенсацию от внутригосударственных властей или иную форму возмещения, например в результате применения экстраординарных мер правовой защиты, Суд может установить, что данное лицо более не является жертвой в смысле, придаваемом этому слову статьей 34 Конвенции. С 5 мая 1998 г. (дата вступления в силу для России Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод) по настоящее время в Европейский Суд по правам человека поступило около 10 000 жалоб на действия российских властей. Примерно 3500 из этих жалоб суд отклонил по различным основаниям Бюллетень Европейского Суда по правам человека. // Российское издание Московского клуба юристов. - 2002. - №3. - С. 3-4..

Выводы по параграфу: Выделяют следующие способы защиты прав и свобод человека и гражданина. Первый - это конституционно-судебный механизм защиты прав и свобод (ст. 125 Конституции) - это возможность обращения в Конституционный Суд, которая детально регулируется Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». Во-вторых, судебная защита прав и свобод гарантируется каждому (ч. 1 ст. 46 Конституции) и регулируется федеральными законами. Конституция России провозгласила права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, обеспечиваемой правосудием (ст. 18), и возложила на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2).

Третий способ самозащиты - законная самозащита человеком своих прав и свобод осуществляется лично или через общественные объединения в пределах, оговоренных в нормативных правовых актах. Согласно части 2 ст. 45 Конституции, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Также существует административно-правовая защита, которая включает в себя законодательные гарантии в сфере исполнительной власти; административный (внесудебный) порядок обжалования актов органов исполнительной власти; специфические формы государственного контроля в системе исполнительной власти, например, контроль Президента России над законностью и целесообразностью действий и актов Правительства.

Важным способом защиты является Международная защита прав и свобод - возможность обращения в Европейский Суд по правам человека или иные международные правозащитные организации в соответствии с международными договорами России в том случае, если исчерпаны все средства правовой защиты внутри страны (пройдены все судебные инстанции).

Выводы по главе: Согласно Конституции, каждому предоставлено право защищать свои интересы всеми не запрещенными законом способами (ч. 2 ст. 45), обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46), обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46).

Это свидетельствует о том, что Россия не только признает основные права и свободы человека, но и декларирует защиту прав и свобод своих граждан в качестве одной из приоритетных функций государства. Именно это в первую очередь позволяет характеризовать его как демократическое и правовое Синюкова, Т.В. Юридические гарантии как метод регулирования правового положения личности / Т.В. Синюкова // Вопросы теории государства и права. Межвузовский сборник научных работ. - Саратов, 2011. - №9. - С. 150-160., поскольку признано, что права и свободы индивида - обязательный системообразующий признак правового государства.

Любой гражданин имеет нераздельное право на защиту своей жизни, свободы, здоровья и других аспектов жизнедеятельности.

Реализовывать защиту своих прав возможно любыми способами, не нарушающими закон. При этом стоит знать несколько важных моментов, которые помогут при обращении за законным оспариванием действий по нарушению прав и интересов.

Как защитить права человека?

Права человека и его свобода гарантируются законами демократических государств, в обязанность которых входит их признание, последующее соблюдение и защита. Действуя в рамках правопорядка, любой человек может отстаивать свои права. Рассмотрим основные виды и формы защиты.

Как защитить свои права. Доктор исторических наук Щербинин П.П.

Административные способы защиты.
Административная форма защиты предполагает право гражданина обратиться с жалобой на деятельность должностного лица или конкретного государственного органа в вышестоящие инстанции. Если причиной нарушения человеческих прав была неграмотность чиновника, то его руководитель может отменить принятое им решение.

К данной форме защиты относится контроль прокуратуры за законным выполнением своих обязанностей исполнительной властью. Прокурорский надзор – это эффективный способ защиты прав граждан от любых нарушений существующей власти. Работники прокуратуры обязаны принимать меры и осуществлять ревизии, связанные с заявлениями жалующихся.


Судебная форма защиты. Каждый гражданин РФ имеет право на судебную защиту, в которую входит охрана от покушения на жизнь и составляющие здоровья, личную свободу, имущество достоинство и честь. Перед решением пойти в суд, стоит обратиться к адвокату . В России существует три ветви судовой системы:

Как защитить свои права в суде?

1. Конституционные суды;
2. Городские и суды субъектов РФ;
3. Арбитражные: суды субъектов РФ, федеральные, высшие.


Средства судебной защиты:

Претензии. Относятся к досудебным средствам защиты и являются юридическим уведомительным поступком.

Иски. В юридической литературе называются универсальными судебными средствами защиты. Имеют две составляющие: процессуально-правовую и материально-правовую. С помощью иска можно защитить права при увольнении , права собственности, право потребителя и многое другое.

Различные представления, акты жалоб и заявлений.

Как еще можно защитить права человека?

Граждане России могут рассчитывать на помощь таких организаций:

Институт Уполномоченного по правам человека. Был создан в 1993 году. Основная деятельность – отстаивание прав граждан, в первую очередь, при отношениях с государством.

Комиссия по правам человека при Президенте. Комиссия занимается подготовкой указов, распоряжений и обращений Президента по вопросам защиты прав граждан, вносит предложения по улучшению данной системы, регулирует вопросы, участвует в подготовке международных договоров, обеспечивающих защиту прав.

Различные научные теории по разному определяют положение личности в государстве. К числу теорий, рассматривающих данный вопрос, относятся либерализм, анархизм, этатизм, демократизм.
Либерализм означает свободный и характеризуется следующими чертами взаимоотношения личности с государством:

Постулируется абсолютная ценность человеческой жизни и изначальное равенство людей и государство должно стоять на страже этих постулатов;
- признается автономия индивидуальной воли. Это означает, что в условиях государства человек должен быть свободным. Он должен иметь возможность заниматься любой полезной деятельностью;
- предполагается рациональность и добродетельность человека. Данное положение накладывает на людей обязанность вести себя по отношению к государству и друг к другу разумно и доброжелательно;
- государство как социальная организация может быть создана только на основе консенсуса личностей и с целью сохранить и защитить права человека. Это означает, что государство есть результат согласия людей о его создании с целью обеспечить свою безопасность;
- признается существование неотчуждаемых прав человека, таких как право на жизнь, свободу, собственность. Государство никогда ни при каких условиях не может быть использовано для ограничения или лишения человека этих прав;
- утверждается договорный характер отношений между государством и личностью, то есть государство и личность ставятся в равное положение сторон договора, имеющих взаимные права и обязанности;

Анархизм , как теория, также рассматривающая отношения человека и государства, утверждает, что необходимо безгосударственное устройство общества. Цель анархизма, как учения, - уничтожение государства и замена всех форм принудительной государственной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан.

В анархизме существуют различные течения, но их главная общая черта заключается в том, что должна существовать полная свобода поведения человека и отсутствие какого-либо государственного принуждения.



Солидаризм , как теоретическая концепция, признает необходимость согласованной деятельности граждан и государства, взаимосвязь их интересов и целей. Государство является органом граждан и его назначение выражать и защищать их интересы и цели, решать задачи, стоящие перед гражданами, которые сами граждане решить не могут.

Этатизм признает необходимость непосредственного властного участия государства, соответствующих его органов в экономической, социальной, культурной жизни общества, в научной, творческой и иной деятельности. При этатизме политика государственной деятельности переходит границы рационального взаимодействия с экономикой и другими сферами общественной жизни - правовой, научной, культурной, хотя авторами этой концепции признается, что такое засилье государства вполне допустимо и полезно для общества и граждан.

Положение личности в современном демократическом государстве характеризуется взаимными правами и обязанностями государства и личности, широкими правами и свободами граждан, возможностью защищать их в независимом суде от неправомерных действий любых государственных органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан, а также путем самозащиты, и обязанностью правоохранительных органов обеспечивать законность и правопорядок в обществе.

Правовой статус составляют закрепленные в законодательстве права и обязанности индивида . Некотор в струк пр статуса вкл гр-во. Нерсесянц – это предпосылка, опр пр статус.Права человека - основополагающий элемент правового ста­туса личности, наряду с обязанностями и законными интересами, взятыми в единстве. Кроме того, в структуру правового статуса входит гражданство, правосубъектность и некоторые другие эле­менты. Возможность реализовать некоторые права дает лишь об­ладание определенным правовым статусом. Выделяют правовые статусы: а) граждан; б) иностранцев; в) лиц без гражданства; г) лиц, которым предоставлено убежище. Помимо этого, различают общий правовой статус лица как гражданина государства или члена общества: отраслевой (опре­деляемый нормами конкретной отрасли); межотраслевой (ком­плексный) и специальный правовой статус, связанный с некото­рыми правовыми ограничениями и реализацией мер ответствен­ности. Наряду с категорией «правовой статус» имеет место и право­вое положение личности, выступающее как сумма общего пра­вового статуса и любого другого, например отраслевого или специального.

Права – опр-ют более конкрет действия, свободы – термин подчеркивает более широкие возможности индивид выбора. четко разгр трудно

При рассмотрении вопроса о правовом статусе личности необходимо отличать права и свободы гражданина и человека. Дело в том, что права и свободы гражданина связаны с определенным государством, гражданином которого он является. А права и свободы человека относятся к лицам без гражданства, иностранцам, беженцам, переселенцам, то есть лицам, не являющимся гражданами государства, на территории которого они проживают. На неграждан в меньшей степени распространяются различные социальные права и блага, предусмотренные для граждан и т.д.

Конст РФ – человек, его права и своб явл высшей ценностью. Конст допускает возм-ть огр прав и своб, но только в той мере, в какой это необх-мо для защ конст строя, нравст-ти, Здор, зак прав и зак интерес др лиц. Важн гос институт – Уполн по правам чел. ФЗ – о прожиточном минимуме, о защите прав потребителей, о занятости насел в РФ, об осн гарантиях избир прав и прав на уч в референдуме, о порядке выезда из РФ и въезда в РФ.

Права человека - это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.

Наряду с категорией «права» употребляется термин «свободы»: свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т.д. По смыслу категории можно считать равными. В литературе и законодательстве используются также категории «права гражданина», «права личности».

Права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от индивида, они внетерриториальны и вненациональны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом МП регулирования и защиты.

Права гражданина есть совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых государственных актах, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития общества и государства. Права гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных актах. Они квалифицируют человека как члена государственно-организованного сообщества.

Права личности понимают как правомочия, принадлежащие конкретному индивиду в конкретной ситуации. Объем их может зависеть от социально-экономического положения, общественно-политического статуса человека. Под «личностью» подразумевают человека, гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства, беженца. Права личности характеризуют индивидуальные особенности человека, степень его социальной зрелости, способность осознавать право и отвечать за свои действия.

По сфере жизнедеятельности общества различают гражданские (личные), экономические, политические, социальные, культурные, экологические и информационные права.

Гражданские (личные) права отражающих естественно-правовые начала, обеспечивающих индивидуальность личности во взаимоотношениях с государством и обществом: право на жизнь, достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, право на свободное передвижение, выбора места пребывания и жительства и др.

Экономические права - правомочия, отражающие экономические аспекты естественных прав человека и обеспечивающие хозяйственную автономность индивидов и их взаимосвязи друг с другом и обществом: право частной собственности, право на предпринимательскую деятельность, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и т. д.

Политические права определяют возможность участия граждан в управлении государством и обществом: право на гражданство, право определять и указывать свою национальную принадлежность, право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов, право на проведение собраний, митингов и демонстраций, право на участие в управлении делами государства, право избирать и быть избранным, право обращения в государственные органы и др.

Социальные права отражают уровень материального развития государства и общества и их способность обеспечивать достойный уровень жизни и социальную защищенность индивида: право на труд, социальное обеспечение, право на жилище, право на отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Культурные права влияют на духовно-культурные отношения: право на пользование родным языком, на свободный выбор языка, свободу совести и вероисповедания, свободу творчества, доступ к культурным ценностям.

Экологические права призваны обеспечивать нормальные условия проживания человека на Земле: право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или имуществу экологическими правонарушениями.

Информационные права характеризуют новую эпоху развития личности и общества. От их закрепления и соблюдения зависит реализация вообще правового статуса личности: свобода мысли и слова, право искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, свобода массовой информации.

ПЧ носят универсальный характер , распространяются на всех во всех странах; находятся в постоянном развитии ; это не юридическая догма, их нельзя абсолютизировать и отрывать от реальной жизни, от разумного человека. В ряде международно-правовых и внутригосударственных документов допускаются ограничения некоторых прав и свобод ввиду общественной безопасности, экологического равновесия и т.п.

Гарантии прав человека и гражданина - способы, обеспечивающие правовые возможности для выявления, приобретения и реализации прав и свобод.

По сфере действия : МП (планетарные) гарантии, гарантии в рамках региональных международных сообществ, внутригосударственные и автономные гарантии. Всеобщ декл прав чел 48 г, Межд пакт об эк, соц и культур правах 66 г., М пакт о гр и полит правах. Конв о политич правх женщин 53, Конв о ликвидации всех форм дискрим в отн женщин 79, Конв о правах ребенка 89

По содержанию и видам деятельности гарантии подразделяются на экономико-правовые (закрепление свободы экономической деятельности, признание и защита равным образом форм собственности, социальное партнерство), политико-правовые (механизм народовластия, разделение и равновесие властей, многопартийность), социально-правовые (запрет на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования) и правовые (наличие развитой системы законодательства, независимого правосудия, возможность получения квалифицированной юридической помощи, право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом).

В качестве правовой гарантии рассматривают и юридическую ответственность. Она состоит в обязанности лица претерпевать меры государственного воздействия за совершенное правонарушение, за неисполнение или ненадлежащее исполнение юридических обязанностей.

Для обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина во внутригосударственном законодательстве каждой страны надо, чтобы обеспечение гарантий основывалось на следующих принципах :

1. Приоритет прав человека во взаимоотношениях "личность - государство" и обязанности государства признавать, соблюдать и защищать их.

2. Господство права в обеспечении законности и правопорядка.

3. Принцип взаимной ответственности личности и государства.

Важнейшее место в системе гарантий прав и свобод занимает институт правовой ответственности государства, его органов. Должна существовать эффективная система юридических средств, позволяющих заставить государственные органы и должностных лиц соблюдать права человека, обеспечивающая восстановление нарушенных этими органами интересов граждан. А все принимаемые в стране законодательные акты требуют детальной проработки на соответствие нормам Конституции, касающихся гарантий прав человека и гражданина.

Принято различать внутригосударственные и международные способы и средства защиты прав и свобод человека.

Внутригосударственные:

  • судебная защита, включая право на получение квалифицированной юридической помощи;
  • институт Уполномоченного по правам человека, к которому могут обращаться все, кто считает себя ущемленным в конституционных правах, а также с жалобами на решения или действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц.
  • Конституционный суд РФ. В него можно обратиться за защитой не любых, а именно конституционных прав и свобод. Конституционный Суд проверяет конституционность конкретного закона, а не само дело.

Международные механизмы:

Образуют специальные органы, осуществляющие международный контроль за деятельностью государств в сфере обеспечения и охраны прав человека. Такой контроль реализуется на двух уровнях: в рамках ООН (универсальный уровень) и на региональном уровне (например в рамках Совета Европы и др.)

Принципы законности - отправные начала, непререкаемые основополагающие требования, лежащие в основе формирования норм права и предъявляемые к поведению участников правовых отношений. Принципы законности раскрывают ее сущность как режима общественно-политической жизни в демократическом правовом государстве.



Принципы законности:

1. Верховенство закона по отношению ко всем правовым актам. Этот принцип предполагает исключительность закона, т.е. подчиненность закону всех юридических актов (нормативных и применительных) в соответствии с их субординацией.

Конституция страны обладает высшей юридической силой. Все законы должны соответствовать конституции, подзаконные нормативные акты - законам, причем подзаконные акты принимаются и действуют только в том случае, когда какие-либо общественные отношения не урегулированы законом.

Правоприменительные акты должны быть поднормативны, т.е. соответствовать нормативно-правовым актам - законам и подзаконным актам.

2. Всеобщность законности означает, что в обществе все государственные органы, общественные организации, коммерческие объединения, должностные лица, граждане находятся под действием закона. Не может быть исключения ни для физического, ни для юридического лица, на которое бы требования законности не распространялись.

3. Единство понимания и применения законов на всей территории их действия. Законы являются едиными для всего государства, всех его регионов. Они предъявляют одинаковые требования ко всем субъектам, находящимся в сфере их временного и пространственного действия. Единое понимание сущности и конкретного содержания законов обеспечивает законность пра-воприменительной деятельности, одинаковость применения юридических норм ко всем субъектам права. Единство законов не исключает, а, наоборот, предполагает разнообразие в право-творчестве и правоприменении. Каждый орган государства, общественная или коммерческая организация конкретизируют и применяют законы с учетом своего функционального назначения и местных особенностей. Однако конкретизация и применение происходит в рамках закона и в соответствии с ним.

4. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Нельзя отвергать закон, не исполнять его, руководствуясь соображениями житейской целесообразности (местной, индивидуальной и др.), так как соображения последней учитываются в законе. Правовые законы сами обладают высшей общественной целесообразностью. Целесообразность закона означает необходимость выбора строго в рамках закона наиболее оптимальных (отвечающих целям и задачам общества) вариантов осуществления правотворческой и правореализующей деятельности. Например, при определении уголовного наказания судья, руководствуясь законом, назначает ту меру наказания, которая наиболее целесообразна для данного случая, с учетом тяжести преступления, личности преступника.

В каждом отдельном случае закон должен соблюдаться, однако в рамках закона может приниматься та мера, которая является наиболее целесообразной для каждого конкретного случая.

Необходимость точного и неуклонного исполнения правовых предписаний независимо от субъективного отношения к ним отдельных лиц обусловлена презумпцией целесообразности действующего закона".

5. Неотвратимость ответственности за правонарушения означает своевременное раскрытие любого противоправного деяния. Правоохранительные органы призваны как предотвращать правонарушения, так и вести эффективную борьбу с ними. В этом состоит реальность законности - достижение фактического исполнения правовых предписаний во всех видах деятельности и неотвратимости ответственности за любое их нарушение.

6. Обусловленность законности режимом демократии, предусматривающим строгое соблюдение двух типов правового регулирования:

Специально-разрешительного - распространяется на властные государственные органы и должностные лица («дозволено только то, что прямо предусмотрено законом»);

Общедозволительного - распространяется на граждан и их объединения («дозволено все, кроме прямо запрещенного законом»); а также соблюдением равенства всех перед законом и судом, которое предполагает безусловное право субъекта на судебную защиту прав. Вот почему, кроме юридического равенства, важно наличие независимого судебного правосудия, основанного на верховенстве закона и соблюдении принципа разделения властей. Этими требованиями законность проявляет себя как элемент (признак) демократического режима