Кто может подать на улучшение жилищных условий. Кто может рассчитывать на улучшение жилищных условий

Российская Федерация – правовое государство, в котором каждый гражданин имеет полное право на имущество. С целью организации нормальных жилищных условий всем жителям России правительство приняло большое количество законов, которые регламентируют многие вопросы, касающиеся улучшения и приобретения жилья со стороны нуждающихся в этом людей.

Большинство законодательных положений по данной теме представлены в Жилищном Кодексе (ЖК) РФ. Чтобы в полной мере понять, кто имеет право на улучшение жилищный условий, рекомендуем подробно ознакомиться с представленным ниже материалом.

Государство предоставляет жилье только остро нуждающимся в улучшении условий проживания гражданам. Фото № 1

Как было отмечено ранее, главный законодательный регулятор на улучшение жилищных условий в России – Жилищный Кодекс РФ. В данном законодательном акте содержится весь перечень тех категорий лиц, которые могут претендовать на получение или улучшение жилья от государства. При наличии вопросов по данной теме необходимо обращаться именно к статьям ЖК РФ.

Наиболее важные законодательные положения из ЖК РФ по рассматриваемому нами вопросу содержаться в 7-ой главе, которая регулирует основания и порядок предоставление жилья по договорам социального найма (то есть от государства). В частности, 51-ая статья кодекса определяет все категории граждан, которые могут претендовать на улучшение жилищных условий. Точнее, положения данной статьи гласят, что получить или улучшить жилье могут:

  • граждане, которые не являются нанимателями или собственниками жилья, предоставленного по договорам социального и прочим договорам;
  • граждане, которые являются нанимателями или собственниками жилья, предоставленного по договорам социального найма и прочим договорам, но с тем условием, что жилищные условия не соответствуют нормальным требованиям;
  • все граждане, которые на данный момент времени проживают в , несоответствующих нормальным требованиям жилищных условий;
  • граждане, которые проживают в одном помещении с больным тяжелым хроническим заболеванием и не имеют возможность съехать или пересилить больного (список недугов также определяется статьями ЖК РФ).

Стоит понимать, что данные положения носят обобщающий характер, поэтому использовать их необходимо в зависимости от индивидуальных особенностей каждого случая. На практике иметь право на улучшение жилищных условий может совершенно любое лицо, подходящее под описанные выше условия.

Определяя наличия подобного права в конкретном случае, также важно учитывать другие статьи ЖК РФ, к которым напрямую ссылается 51-ая статья (57, 58, 73 и 76 – основные из них).

Какая жилищная норма в РФ?

Какие факторы влияют на отнесение граждан к той или иной категории нуждающихся? Фото № 2

Жилищная норма в РФ – гибкое понятие, которое определяется исходя из контекста его рассмотрения. Если рассматривать норму жилья, исходя из порядка постановки гражданина в очередь на улучшение жилищных условий, то стоит учитывать такие как:

  • метраж на одного человека (полный законодательный недостаток — ниже 6 кв.м.);
  • факт аварийного состояния дома;
  • наличие в жильцах помещения тяжелобольных лиц, ветеранов ВОВ и прочих.

Именно 6 квадратных метров на одного человека считается минимальной нормой жилья с учётом того, что остальных из указанных выше факторов нет.

Принцип предоставления или улучшения жилищных условий заключается в том, чтобы жилье ни по какому пункту не стало хуже. Таким образом, при переселении, например, из аварийного гражданин не может получить жилье меньшего метража, чем было ранее.

Если рассматривать жилищную норму в том контексте, что жилье уже выдается нуждающемуся гражданину, то здесь она иная. Последние годы федеральной нормой жилья для выдачи нуждающимся считается метраж, равный:

  • 18-32 кв.м. – на одного человека;
  • 32-44 кв.м. – для двух человек;
  • 44-52 кв.м – для трех и более человек.

Как было оговорено ранее, жилищная норма – достаточно гибкое понятие. Не редко оно определяется в каждом регионе индивидуально, исходя из среднего уровня жизни его жителей. Помимо этого, стоит учитывать формат жилья: общежитие, коммуналка и так далее. Поэтому прежде чем определять наличие у вас права на улучшение жилья, важно обратиться в местные административные органы с целью уточнить норму в вашем регионе.

Кто может претендовать на улучшение жилищных условий?

Ранее упомянутая 51-ая статья ЖК РФ в полной мере регламентирует категории граждан, которые могут претендовать на улучшение жилищных условий. Однако представленные понятия достаточно обобщены, вследствие чего не каждый гражданин сможет полностью понять – имеет ли он право улучшить свое жилье с помощью государства или нет?

Упрощая понятия из 51-ой статьи ЖК РФ можно констатировать, что основными категориями , имеющими право на улучшение жилья, являются следующие:

  • лица, имеющие/не имеющие собственного жилья и проживающие в жилище, которое не соответствует жилищным нормам;
  • семьи, проживающие в одном помещении и являющиеся не кровными родственниками;
  • граждане, проживающие совместно с тяжелобольными членами семьи или прочими лицами;
  • любая малоимущая семья;
  • прочие лица, не имеющие собственного жилья по весовым причинам (потеря опекуна, совершеннолетние детдомовцы и т.д.).

Стоит понимать, что программы на федеральном и региональном уровне по улучшению/предоставлению жилья могут различаться. Поэтому об их важно узнавать в местных, профилирующих по данным вопросам госорганах.

Среди нуждающихся в улучшении жилищных условий также имеются льготники, рассмотрение дел которых будет происходить в ускоренном порядке. Льготная категория граждан представлена:

  • сиротами и детьми, потерявшими опекуна;
  • все граждане, проживающие в помещениях, которые признаны аварийными;
  • ветераны и инвалиды ВОВ/других боевых действий;
  • лица, проживающие совместно с человеком, который имеет одну из определенных болезней.

Попадание хотя бы в одну из указанных выше групп граждан дает жителю России право получить некоторую помощь от государства, направленную на улучшение жилищных условий (социальные ипотеки, субсидии, получение нового жилья и т.д.).

Как воспользоваться правом на улучшение жилья по законодательству РФ и программам господдержки?

Что нужно для того, чтобы воспользоваться своим правом на улучшение условий проживания? Фото № 4

Если гражданин имеет полное право на улучшение жилищных условий или попадает под действие прочих программ господдержки, то ему необходимо добиться получения помощи от . Процесс в данном мероприятии можно разделить на три основных этапа:

  • Подтверждение необходимости в улучшении жилища.
  • Постановка гражданина в очередь на улучшении жилищных условий.
  • Улучшение жилья.

Все три этапа очень важны, однако первый является наиболее важным. Стоит понимать, что, только подтвердив необходимость в улучшении жилья, можно сделать большую часть дела.

Чтобы встать в очередь необходимо обратиться в жилищный отдел администрации по месту с соответствующим заявлением, которое составляется в свободной форме или по предоставленному бланку, и со следующим перечнем документов:

  • оригинал/копия документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи (паспорт, свидетельство о рождении);
  • выписка о наличии и регистрации жилья от местной администрации на каждого члена семьи;
  • правоустанавливающие на имеющиеся жилище (свидетельство о госрегистрации, выписка из ЕГРП, договор аренды и т.д.);
  • выписка с мест работы или обучения каждого из членов семьи;
  • при наличии — оригинал/копия СНИЛСов, пенсионных книжек, свидетельства о браке, домовой книги, справки о признании аварийности жилья или малоимущего состояния семьи и подобные бумаги.

Будут рассмотрены специализироваными госорганами на протяжении 30 суток, после чего заявителю придет письмо о том, одобрено ли улучшение жилья или нет. В случае, когда заявление одобрили, гражданин ставится в очередь на улучшение жилищных условий (получение новой квартиры, ремонт, ипотека и т.д.). В зависимости от степени необходимости для заявителя, его статуса и других факторов улучшение происходит в период от 6 месяцев до 20 лет после подачи заявления.

Как видите, категорий граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий, достаточно много в нашей стране. Однако стоит понимать, что рассчитывать на быстрое улучшение жилья, можно только в том случае, если потребность в этом очень высока. В остальных ситуациях ожидание может затянуться на долгие годы, что важно учитывать при возможности выбора альтернативной помощи от государства ( по сниженной ставке, разовое улучшение жилья и т.п.).

Об улучшении жилищных условий вы можете также узнать из видео:

Напишите вопрос жилищному юристу в форму ниже Смотрите также Телефоны для консультации

07 Янв 2017 196

Как узнать имеете ли вы право на помощь московских властей в решении ваших жилищных проблем? Для этого надо попробовать встать на жилищный учет и принять участие в одной из городских жилищных программ.

Жилищный учет в Москве

В целях реализации городских жилищных программ в столице ведется учет граждан. По данным на конец 2012 года в жилищной очереди было зарегистрировано 104 833 семьи (349 322 человека).

Все граждане, стоящие на жилищном учете, поделены на три группы: нуждающиеся в улучшении жилищных условий; нуждающиеся в жилых помещениях и нуждающиеся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений.

К нуждающимся в улучшении жилищных условий (поставлены на жилищный учет до 1 марта 2005 г.) относятся 81 634 семьи (264 597 человек). Из них первоочередников 29 226 семей (98 465 человек). На общих основаниях идут 52 408 семей (166 132 человек).

В группу нуждающихся в жилых помещениях (встали на жилищный учет после 1 марта 2005 года) входят 15 265 семей (51 320 человек). Из них 32 семьи (96 человек) будут обеспечены жильем вне очереди, а 15 233 семьи (51 224 человека) идут на общих основаниях.

В качестве нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений на учет поставлены 7934 семей (33 405 человек).

Статистика жилищного учета регулярно обновляется. Свежую информацию всегда можно получить на официальном портале московского Департамента жилищной политики и жилищного фонда.

Оказывая помощь многодетным семьям, Правительство Московской области приняло 1 июня 2011 года (что символично — в День защиты детей) областной закон №73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области». Землю многодетным семьям выделяют для строительства индивидуального жилого дома, дачи, для занятий садоводством.

В настоящее время основной вектор московских жилищных программ направлен в сторону совместных с гражданами усилий по улучшению жилищных условий. Всячески поощряются и пропагандируются схемы, при которых заинтересованные в расширении жилплощади граждане вкладывают в жилье часть своих денег и получают при этом помощь от города. Но для участия в городских программах надо получить соответствующий статус

Как получить статус нуждающегося в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений?

Чтобы претендовать на получение данного статуса, нужно соответствовать требованиям законодательства города Москвы. В данном случае речь идет о нормах, прописанных в статьях с 7-й по 10-ю Закона города Москвы №29 от 14.06.2006 г. «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения». Отметим только, что из данного перечня исключается требование быть признанным малоимущим.

Заявление о признании вас и вашей семьи нуждающимися в содействии города Москвы подается в службе «одно окно» управы вашего района. Затем оно рассматривается Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, который в срок не позже 30 рабочих дней извещает вас о положительном или отрицательном решении.

Информацию по содействию, которое оказывает правительство Москвы жителям города в улучшении жилищных условий, можно получить в Департаменте жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы. Также сведения можно получить в управлении Департамента по вашему административному округу.

Какие документы требуются для признания вас нуждающимся в содействии

Чтобы вас (и вашу семью) признали нуждающимся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, необходимо подать заявление. Его бланк можно скачать на сайте жилищного департамента.

Вместе с заявлением надо представить копии ряда документов (одновременно предъявляются их оригиналы), которые содержат следующие сведения:

  • о личности заявителя и членов его семьи, о российском гражданстве, месте жительства (паспорт или иной документ, который удостоверят эти сведения);
  • о том, что люди, указанные вместе с вами в заявлении, являются членами вашей семьи (паспорт, свидетельство о браке, свидетельство о рождении);
  • информация о жилых помещениях за пределами Москвы (признанных пригодными для постоянного проживания), которые имеются у вас и членов вашей семьи в собственности или самостоятельном пользовании. Речь идет о тех объектах недвижимости, которые есть у вас сейчас, или были в течение 5 лет перед датой подачи заявления. Если подобных жилых помещений нет, это надо указать в заявлении.
  • если заявление и документы подает ваш представитель, то ему необходимо иметь на руках оформленную в установленном порядке доверенность, подтверждающую его полномочия и документ, удостоверяющий личность (паспорт или др.).
  • документы, которые содержат информацию об обеспеченности вас жильем, а также подтверждают, что вы на законных основаниях проживаете в Москве не менее десяти лет. Возможно эти документы повлияют на принятие положительного решения. Кроме справок стандартных форм, можно также предоставить копию финансово-лицевого счёта; выписку из домовой книги; справку о проверке жилищных условий.

Если вы были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях после 1 марта 2005 года и хотите получить статус нуждающихся в содействии города Москвы, то сначала придется написать заявление о снятии с жилищного учёта.

Обитатели московских общежитий — одна из наименее защищенных в плане жилищных прав категория москвичей. Нельзя сказать, что все они живут там «на птичьих правах», но тем не менее, лишиться жилого помещения в «общаге» гораздо проще, чем, например, квартиры, предоставленной по договору социального найма. В связи с этим московские власти, заботясь о жильцах общежитий, на протяжении всех последних лет вели и продолжают вести работу по приведению ситуации в общежитиях в соответствие с действующим жилищным законодательством.

Если же вы состояли на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 г., то заявление о признании нуждающимися в содействии подавать не нужно. Вы и так получите право участвовать в городских жилищных программах.

Как и когда будет принято решение?

После подачи вами заявления придется подождать чуть больше месяца, пока по нему будет принято решение. Дело в том, что по закону на принятие решения отводится 30 рабочих дней. Отсчет начинается с дня, следующего за тем, когда ваше заявление с полным комплектом документов было принято к рассмотрению.

После принятия положительного решения (или отказа) сотрудники жилищного департамента сообщат вам о том, что извещение о признании вас и членов вашей семьи нуждающимися в содействии города Москвы готово. В ином случае, известят об отказе в получении данного статуса и пояснят причину. Оповещение возможно по телефону или по электронной почте (если в заявлении вы указали ее адрес).

Извещение о признании вас нуждающимся в содействии выдают тому, кто указан в заявлении как уполномоченное лицо (надо предъявить документ, удостоверяющий личность). Если документ получает представитель заявителя, то также нужен документ, удостоверяющий личность, плюс доверенность на право получения извещения.

Если вам нужна копия решения о признании вас нуждающимися в содействии города Москвы (или копия отказа), то получить ее можно в течение 15 рабочих дней с момента обращения.

Вас признали нуждающимся в содействии города Москвы. Что дальше?

Итак, у вас на руках извещение о признании вас (и вашей семьи) нуждающимися в содействии города Москвы. Что делать дальше? В вашем распоряжении год (с момента принятия решения жилищным департаментом или главой управы района), в течение этого срока надо подать заявление на участие в одной из городских возмездных жилищных программ, которая предусматривает приобретение жилья из жилищного фонда города Москвы.

Если в течение года вы не определитесь и заявления не подадите, то потеряете статус нуждающихся в содействии города Москвы.

В случае подачи вами заявления на участие в одной из программ, придется подождать подтверждения того, что вы соответствуете требованиям к участникам жилищной программы, по действующему законодательству. В случае, если вы станете участником программы, срок действия распоряжения, согласно которому вы признаны нуждающимся в содействии, будет ограничен сроком действия программы.

Как можно улучшить жилищные условия при содействии города Москвы?

Если вы признаны нуждающимися в содействии города Москвы, то, в рамках городских жилищных программ, имеете право воспользоваться несколькими вариантами улучшения своих жилищных условий:

  • помещение из жилищного фонда Москвы может быть вам предоставлено по договору найма;
  • в рамках городских жилищных программ вы можете принять участие в накопительных системах, чтобы собрать необходимые средства для покупки жилья на рынке недвижимости;
  • вам может быть предоставлена субсидия на приобретение или строительство жилья;
  • вы можете выкупить жилье, являющееся собственностью города Москвы, воспользовавшись рассрочкой платежа или кредитными средствами.

Суть программы заключается в том, что многодетные семьи очередников смогут получить во временное (но долгосрочное) пользование современное жилье, площадь которого позволяет растить детей в достойных условиях. Речь идет о коттеджах или квартирах в малоэтажном доме, входящих в специализированный жилой фонд города Москвы.

При этом надо понимать, что если вы признаны нуждающимися в содействии города Москвы, то в любом случае раньше вас воспользоваться помощью городских властей имеют право те, кто был признан нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года.

Законодательная база

Закон города Москвы №29 от 14.06.2006 г. «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» (в ред. Законов г. Москвы от 24.01.2007 №2, от 18.06.2008 №24, от 24.09.2008 №45, от 27.01.2010 №2, от 08.09.2010 №37, от 02.03.2011 №7, от 05.10.2011 №44).

Постановление Правительства Москвы от 12 декабря 2006 г. №976-ПП «О Регламенте рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования), или о признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ».

(в ред. Законов г. Москвы от 17.12.2003 N 76,

от 08.12.2004 N 83)

Настоящий Закон устанавливает порядок и условия улучшения жилищных условий москвичей с помощью города.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Право граждан на улучшение жилищных условий

1. Граждане имеют право:

1) получить жилые помещения из жилищного фонда города Москвы по договору:

социального найма;

найма (коммерческого найма);

безвозмездного пользования;

2) приобрести в собственность с помощью города жилые помещения:

используя безвозмездные субсидии;

с рассрочкой платежа;

используя ссуду на возвратной основе;

по другим законным основаниям.

2. Граждане, признанные в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы (далее - законодательство) нуждающимися в улучшении жилищных условий, подлежат постановке на учет.

Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежат обеспечению в установленном порядке жилыми помещениями, а также имеют право на приобретение жилых помещений в собственность с помощью города.

3. Постановка граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление жилых помещений, а также обеспечение денежными средствами на их приобретение в собственность осуществляются бесплатно.

Глава 2. ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАН НУЖДАЮЩИМИСЯ В УЛУЧШЕНИИ

ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Статья 2. Норма постановки на учет

1. Норма постановки на учет - размер общей площади жилых помещений, приходящийся на долю каждого проживающего, в пределах которого граждане и члены их семей признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежат постановке на учет.

При определении числа проживающих учитываются граждане, за которыми сохраняется право пользования жилыми помещениями на срок их временного отсутствия.

В число проживающих не включаются граждане, для которых занимаемые жилые помещения являются местом пребывания.

2. При определении размера общей площади, приходящейся на долю каждого члена семьи, учитываются жилые помещения (доли жилых помещений), в отношении которых граждане и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования в соответствии с законодательством.

Супруги и их несовершеннолетние дети являются членами одной семьи.

Не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями граждане, занимающие жилые помещения на основании договора поднайма, договора краткосрочного найма, а также граждане, пользующиеся жилыми помещениями в качестве временных жильцов.

3. Граждане, проживающие в одном жилом помещении, объединенные признаками родства или свойства, но имеющие свои источники дохода, отдельный бюджет и ведущие раздельное хозяйство, при наличии их волеизъявления признаются разными семьями.

Разные семьи подлежат отдельной постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Право на внеочередное или первоочередное улучшение жилищных условий членов одной семьи не распространяется на членов другой семьи, проживающих в одном жилом помещении, за исключением случаев, когда отселение другой семьи позволяет снять с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семью, обладающую таким правом, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

4. Норма постановки на учет устанавливается в размере 10 квадратных метров общей площади для отдельных квартир.

5. Норма постановки на учет устанавливается в размере 15 квадратных метров общей площади для квартир коммунального заселения и квартир гостиничного типа.

Статья 3. Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий

1. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, если они проживают в городе Москве в общей сложности не менее 10 лет (и иное не установлено законодательством) и занимают независимо от формы собственности:

1) жилые помещения размером менее нормы постановки на учет;

2) жилые помещения, которые в соответствии с законодательством, нормативными правовыми актами, а также перечнем, приведенным в приложении 1, не подлежат коммунальному заселению при условии, что в жилом помещении, где проживают разные семьи, на каждого члена семьи приходится менее нормы постановки на учет, установленной для квартир коммунального заселения;

3) жилые помещения, которые на основании судебного решения об отказе гражданам в заключении отдельного договора социального найма на изолированное жилое помещение в соответствии с приходящейся на их долю площадью не подлежат коммунальному заселению при условии, что в квартире, где проживают разные семьи, на каждого члена семьи приходится менее нормы постановки на учет, установленной для квартир коммунального заселения;

4) жилые помещения, если среди проживающих имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при условии, что на каждого члена семьи приходится менее нормы постановки на учет за вычетом дополнительной площади, право на пользование которой учитывается для каждого больного в соответствии с приложением 3, другими правовыми актами Российской Федерации;

5) жилые помещения, состоящие из одной комнаты или смежных неизолированных комнат, при отсутствии у проживающих в них граждан родственных отношений независимо от нормы постановки на учет;

6) жилые помещения, признанные в установленном порядке непригодными для проживания, независимо от нормы постановки на учет;

7) жилые помещения в квартирах (домах) коридорной планировки, а также в домах с ограниченными удобствами, не отвечающие стандартам благоустройства, установленным приложением 2, независимо от нормы постановки на учет;

8) жилые помещения в общежитиях, за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания, независимо от нормы постановки на учет;

9) жилые помещения в квартирах коммунального заселения, если среди проживающих имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению органов здравоохранения) в одной квартире невозможно, независимо от нормы постановки на учет;

10) жилые помещения, планировка которых в соответствии с законодательством не позволяет выделить в пользование изолированное жилое помещение гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний и имеющим право пользования изолированным жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от нормы постановки на учет.

2. Граждане, проживающие в городе Москве в общей сложности не менее 40 лет, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий независимо от нормы постановки на учет при условии проживания в квартирах коммунального заселения не менее:

1) последних 10 лет и при наличии полного общего трудового стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) последних 5 лет при наличии инвалидности I или II группы.

Граждане, перечисленные в настоящей части, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по категории "Долгожители Москвы, проживающие в условиях коммунального заселения" вместе с членами их семей при отсутствии у граждан и членов их семей отдельных квартир, в отношении которых они обладают правом самостоятельного пользования.

3. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по иным основаниям, предусмотренным законодательством.

Глава 3. УЧЕТ ГРАЖДАН, НУЖДАЮЩИХСЯ В УЛУЧШЕНИИ

ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Статья 4. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту жительства

1. Граждане, желающие улучшить жилищные условия, вправе обратиться в исполнительные органы государственной власти города Москвы по месту жительства.

2. Для рассмотрения вопроса о принятии на учет гражданином подается заявление с приложением документов, перечень которых утверждается правовыми актами города Москвы.

3. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится решением исполнительного органа государственной власти города Москвы с учетом рекомендации общественной жилищной комиссии.

Общественная жилищная комиссия формируется при исполнительных органах государственной власти города Москвы в соответствии с правовыми актами города Москвы.

4. Граждане должны быть письменно уведомлены о принятом решении в месячный срок со дня подачи заявления.

5. В случае несогласия граждан с принятым решением граждане вправе обжаловать его в установленном порядке.

6. Территориальные органы исполнительной власти города Москвы предоставляют информацию о количестве граждан, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечивая свободный доступ к спискам очередников, а также спискам граждан, включенных в программу обеспечения жилыми помещениями в соответствующих районах.

Статья 5. Сохранение за гражданами права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий

1. Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения или приобретения отдельной квартиры, за исключением случаев:

1) выезда на место жительства за пределы территории города Москвы;

2) изменения жилищных условий, в результате которого отпали основания для улучшения жилищных условий;

3) использования в установленном порядке субсидий, ссуд на возвратной основе или иных видов государственной помощи на строительство или приобретение жилых помещений;

4) выявления сведений, не соответствующих указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия на учет;

5) выявления случаев неправомерных действий должностных лиц при постановке на учет;

6) подачи по месту учета личного заявления о снятии с учета.

2. Снятие с учета граждан осуществляется с обязательным письменным уведомлением их о принятом решении в месячный срок со дня принятия решения.

3. Решение о снятии с учета может быть обжаловано в установленном порядке.

4. Не подлежат снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане:

1) не обеспеченные жилыми помещениями по нормам предоставления, кроме граждан, давших письменное согласие на предоставление жилых помещений менее нормы предоставления;

2) проживающие в квартирах коммунального заселения, кроме граждан, получивших отдельную квартиру с учетом размера общей площади занимаемого жилого помещения, использовавших субсидии, ссуды на возвратной основе, иные виды государственной помощи на строительство или приобретение жилища, а также граждан и членов их семей, обладающих самостоятельным правом пользования отдельной квартирой.

Статья 6. Действия граждан, приведшие к необходимости улучшения жилищных условий

1. Граждане подлежат постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по истечении 5 лет после совершения действий, приведших к ухудшению жилищных условий, в результате которых возникла необходимость в улучшении жилищных условий.

2. Ухудшением жилищных условий считаются следующие действия граждан:

1) изменение порядка пользования жилыми помещениями;

2) обмен жилого помещения;

3) невыполнение условий договора социального найма, коммерческого найма, безвозмездного пользования жилым помещением, купли-продажи с рассрочкой платежа, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;

4) изменение состава семьи в результате вселения иных лиц, расторжения брака;

5) определение долей, выдел доли или изменение долей собственниками жилых помещений;

6) отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения либо его доли.

3. Часть 1 настоящей статьи не подлежит применению в следующих случаях:

1) вселение по месту жительства супруга, детей, родителей, иных граждан, объединенных признаками родства или свойства, если до вселения они:

не обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением;

обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением, но не были обеспечены по норме предоставления;

обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для проживания;

безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства органам государственной власти или органам местного самоуправления либо жилое помещение было изъято указанными органами для государственных или муниципальных нужд в установленном законом порядке;

2) расторжение договора пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением по инициативе получателя ренты;

3) отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения;

4) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке.

Статья 7. Учет граждан, утративших жилые помещения в городе Москве

Учет граждан, утративших жилые помещения в городе Москве и имеющих в соответствии с законодательством право на предоставление жилых помещений во внеочередном и первоочередном порядке, при невозможности возврата ранее занимаемых ими помещений (дом снесен или переоборудован в нежилой после капитального ремонта, ранее занимаемые помещения заселены в установленном порядке на основании решения органа исполнительной власти) производится исполнительными органами государственной власти города Москвы по месту нахождения утраченного жилого помещения.

Статья 8. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту работы

1. Постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставление жилых помещений по месту работы в бюджетных учреждениях, финансируемых за счет бюджетных средств города Москвы и местных бюджетов муниципальных образований в городе Москве, которым в установленном порядке выделяются жилые помещения из городского жилищного фонда, осуществляются по решению администрации совместно с профсоюзным комитетом (профсоюзными комитетами), действующим в учреждениях на основании коллективного, иных договоров работников с администрацией предприятий и учреждений.

Наравне с работниками вышеуказанных учреждений на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий принимаются граждане, оставившие работу в этих учреждениях в связи с уходом на пенсию.

2. Решение о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставлении жилых помещений по месту работы утверждается решением исполнительного органа государственной власти города Москвы.

3. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы, могут состоять по их желанию на учете и по месту жительства при соблюдении правил, установленных настоящим Законом.

Глава 4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН,

ПРИЗНАННЫХ НУЖДАЮЩИМИСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Статья 9. Очередность обеспечения граждан жилыми помещениями

1. Граждане обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди в соответствии с законодательством.

2. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории "Долгожители Москвы, проживающие в условиях коммунального заселения", имеют право на обеспечение жилыми помещениями в первую очередь.

3. На общих основаниях обеспечиваются жилыми помещениями:

1) граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и не имеющие права на внеочередное и первоочередное обеспечение в соответствии с законодательством;

Статья 10. Порядок обеспечения граждан жилыми помещениями

1. Решение об улучшении жилищных условий принимается исполнительным органом государственной власти города Москвы с учетом рекомендации общественной жилищной комиссии.

2. Обеспечение граждан жилыми помещениями на условиях договора социального найма, договора безвозмездного пользования осуществляется в пределах нормы предоставления (18 квадратных метров общей площади на одного человека), если законодательством не предусмотрено иное.

С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения размером до 33 квадратных метров общей площади одиноко проживающему человеку и до 42 квадратных метров общей площади семье, состоящей из двух человек.

3. При принятии решения об улучшении жилищных условий граждан проверка сведений о наличии у граждан и членов их семей жилых помещений (доли жилых помещений), в отношении которых граждане и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования, а также действий, совершенных гражданами и членами их семей, приведших к ухудшению жилищных условий, осуществляется жилищными органами, ответственными за обеспечение граждан жилыми помещениями.

Указанные действия учитываются за пятилетний период, предшествующий решению о постановке на учет, и до решения вопроса об улучшении жилищных условий.

При совершении гражданами либо членами их семей гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями либо действий, приведших к уменьшению размера занимаемых жилых помещений либо к их отчуждению, размер предоставляемого гражданам жилого помещения уменьшается на соответствующее количество квадратных метров общей площади.

При принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору коммерческого найма граждане подтверждают, что доход, приходящийся на каждого члена семьи, превышает уровень, установленный законом города Москвы.

4. В зависимости от результатов проверки принимаются следующие решения:

1) граждане снимаются с учета;

2) улучшение жилищных условий откладывается на срок, в течение которого граждане не подлежали постановке на учет;

3) улучшение жилищных условий откладывается на срок, в течение которого граждане подлежат обеспечению по соответствующему договору с учетом дохода семьи и требований федерального законодательства о социальной защите отдельных категорий граждан;

4) жилое помещение предоставляется гражданам в порядке, установленном настоящей статьей.

5. Граждане, страдающие заболеваниями опорно-двигательной системы, другими заболеваниями, а также инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов, которым по заключению лечебных учреждений либо в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации рекомендовано проживание на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации, обеспечиваются по их заявлению жилыми помещениями на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами, в специально построенных домах либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации.

6. Гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, иным категориям граждан, предусмотренным федеральным законодательством, предоставляется дополнительная площадь в виде отдельной комнаты или в размере 18 квадратных метров общей площади, если иное не установлено федеральным законодательством.

7. Перечень заболеваний, дающих гражданам право на предоставление дополнительной площади по состоянию здоровья, устанавливается правовыми актами, приведенными в приложении 3, иными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

Не подлежат удовлетворению требования указанных граждан о предоставлении дополнительной площади, если они обеспечены изолированным жилым помещением в отдельной квартире в соответствии с нормой предоставления.

8. Граждане вправе приобрести либо получить жилое помещение менее нормы предоставления, но не менее 16 квадратных метров общей площади на каждого члена семьи.

9. Граждане, в отношении которых принято решение об улучшении жилищных условий, вправе обратиться в исполнительные органы государственной власти, осуществляющие предоставление жилых помещений, с заявлением о предоставлении жилого помещения свыше нормы предоставления.

При наличии у жилищных органов таких жилых помещений они предоставляются:

По договору социального найма в случае превышения нормы предоставления на семью до 9 квадратных метров общей площади;

По договору найма (коммерческого найма) в случае превышения нормы предоставления на семью свыше 9 квадратных метров общей площади при соблюдении общих требований к уровню дохода семьи;

По договору безвозмездного пользования независимо от размера превышения нормы предоставления.

10. По желанию граждан жилое помещение предоставляется с учетом размера общей площади занимаемого ими жилого помещения. При этом суммарная площадь всех жилых помещений, занимаемых по любым законным основаниям и предоставляемых по договору социального найма, договору безвозмездного пользования, не должна превышать норму предоставления, установленную для семьи данной численности.

11. При предоставлении жилого помещения по договору социального найма, договору безвозмездного пользования граждане и члены их семей обязаны освободить и передать в установленном порядке занимаемое по договору социального найма или договору безвозмездного пользования жилое помещение, кроме случаев предоставления жилого помещения с учетом размера общей площади занимаемого и пригодного для проживания жилого помещения.

В случае вселения иных граждан в освобождаемое жилое помещение либо совершения действий, препятствующих его освобождению, решение о предоставлении жилого помещения подлежит отмене.

12. Гражданам и членам их семей, занимающим жилые помещения на праве собственности, жилые помещения предоставляются по договору мены, кроме случаев предоставления жилых помещений с учетом размера общей площади занимаемых жилых помещений.

13. Освободившиеся жилые помещения, в том числе в квартирах коммунального заселения, предоставляются гражданам в порядке улучшения жилищных условий в соответствии с законодательством.

Статья 11. Учет интересов граждан при предоставлении жилых помещений

1. При предоставлении жилых помещений не допускается заселение одной комнаты или однокомнатной квартиры совершеннолетними гражданами, кроме супругов, а также лицами разного пола старше 9 лет.

2. Не допускается предоставление разным семьям жилых помещений в квартире, не подлежащей коммунальному заселению.

3. Жилые помещения предоставляются с учетом состояния здоровья граждан и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Сроки, предусмотренные законодательством города Москвы для обеспечения жилыми помещениями тяжелобольных граждан, сокращаются для граждан, ранее состоявших на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях и впоследствии получивших право на первоочередное улучшение жилищных условий по состоянию здоровья.

Порядок сокращения сроков обеспечения вышеуказанных тяжелобольных граждан ежегодно устанавливается законом города Москвы.

В настоящем Законе к тяжелобольным гражданам отнесены лица, перечень заболеваний которых установлен правовыми актами, приведенными в приложении 3, иными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 12. Права граждан, ранее принятых на учет

1. Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до введения в действие настоящего Закона:

1) сохраняют свою очередность и право на предоставление жилого помещения по договору социального найма;

2) имеют преимущественное право на улучшение жилищных условий по договору коммерческого найма, договору безвозмездного пользования при соблюдении общих положений (уровень дохода, положения федерального законодательства о социальной защите отдельных категорий граждан);

3) имеют преимущественное право на приобретение жилого помещения в собственность с использованием безвозмездных субсидий, ссуды на возвратной основе, рассрочки платежа.

2. Граждане, принятые на учет для приобретения жилого помещения в доме ЖСК до 1 февраля 1998 года, при соблюдении общих положений (норма постановки на учет, уровень дохода, а также положения федерального законодательства о социальной защите отдельных категорий граждан) имеют право на предоставление жилого помещения по договору коммерческого найма. При этом учитывается период пребывания в очереди для приобретения жилого помещения в доме ЖСК.

При предоставлении гражданам жилого помещения по договору социального найма, договору безвозмездного пользования период пребывания в очереди на приобретение жилого помещения в доме ЖСК не учитывается.

Глава 5. ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНАМИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

С ПОМОЩЬЮ ГОРОДА

Статья 13. Приобретение гражданами жилых помещений с использованием безвозмездных субсидий и ссуд на возвратной основе

1. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющие право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, вправе получить безвозмездные субсидии на строительство или приобретение жилого помещения в порядке и на условиях, установленных законодательством города Москвы.

2. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, вправе получить ссуду на возвратной основе на строительство или приобретение жилого помещения в порядке и на условиях, установленных правовыми актами города Москвы.

Статья 14. Приобретение гражданами жилых помещений с рассрочкой платежа

1. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют право на приобретение жилых помещений по договору купли-продажи, в том числе с рассрочкой платежа, в соответствии с законодательством города Москвы.

2. После государственной регистрации договора купли-продажи с рассрочкой платежа граждане подлежат снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

3. Граждане, которым предоставлены жилые помещения по договору коммерческого найма, имеют право на выкуп (в том числе с рассрочкой платежа) занимаемого ими жилого помещения по соглашению с собственником или управомоченным им лицом, предоставившим это жилое помещение, в порядке и на условиях, установленных законодательством.

Глава 6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН,

НЕ ПРИЗНАННЫХ НУЖДАЮЩИМИСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Статья 15. Право граждан на замену жилого помещения на жилое помещение меньшего размера

1. Исполнительные органы государственной власти города Москвы обязаны в установленном порядке по обращению граждан о замене благоустроенного и отвечающего санитарным, техническим нормам и требованиям жилого помещения предоставить взамен занимаемого жилого помещения жилое помещение меньшего размера в пределах социальной нормы.

2. Замена производится гражданам, занимающим жилое помещение:

1) на основании договора социального найма, коммерческого найма или договора безвозмездного пользования, по соответствующему договору;

2) на праве собственности, по договору мены.

3. Замена жилого помещения не допускается, если в результате ее граждане становятся нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Статья 16. Право граждан на замену жилого помещения по состоянию здоровья

1. Исполнительные органы государственной власти города Москвы обязаны по обращению граждан, страдающих заболеваниями опорно-двигательной системы, другими заболеваниями, а также инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, которым по заключению лечебных учреждений либо в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации рекомендовано проживание на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации, заменить занимаемое жилое помещение на жилое помещение на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами, в специально построенных домах либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации.

2. При наличии согласия граждан замена производится:

1) на равнозначное по общей площади жилое помещение гражданам, занимающим жилое помещение на основании договора социального найма, коммерческого найма или договора безвозмездного пользования, по соответствующему договору;

2) на равноценное по рыночной стоимости жилое помещение гражданам, занимающим жилое помещение на праве собственности, по договору мены.

3. Граждане, в отношении которых решение о необходимости замены жилого помещения было принято до введения в действие настоящего Закона, сохраняют это право.

4. Решение о необходимости замены гражданам жилого помещения не является основанием для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Статья 17. Обеспечение жилыми помещениями граждан, не состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий

Обеспечение жилыми помещениями граждан, не состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, может осуществляться в случаях:

1) ликвидации коммунального заселения квартир в порядке и на условиях, установленных законодательством;

2) отселения граждан, проживающих в квартире коммунального заселения, с целью улучшения жилищных условий граждан, проживающих в той же квартире и состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, путем предоставления в пользование (собственность) жилого помещения (субсидии либо ссуды на возвратной основе на его приобретение) при наличии согласия всех проживающих в квартире.

Выкуп жилого помещения в квартире коммунального заселения осуществляется в порядке и на условиях, установленных правовыми актами города Москвы;

3) отказа граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, от получения жилых помещений по договору коммерческого найма.

В этом случае жилые помещения по договору коммерческого найма могут быть предоставлены гражданам, проживающим в условиях коммунального заселения либо занимающим жилые помещения размером менее социальной нормы на каждого проживающего.

При отсутствии граждан, указанных в абзаце втором пункта 3 настоящей части, жилые помещения по договору коммерческого найма могут быть предоставлены иным гражданам в порядке, установленном законодательством города Москвы;

4) в иных случаях, установленных законодательством.

Статья 18. Обеспечение жилыми помещениями граждан, не являющихся жителями города Москвы

Лица, не являющиеся москвичами, подлежат обеспечению жилыми помещениями в порядке, установленном федеральным законодательством.

Статья 19. Заключение договора, дающего право пользования жилым помещением

1. Договор, дающий право пользования жилым помещением в жилищном фонде города Москвы, заключается собственником этого жилого помещения либо управомоченным им лицом с гражданами, которым предоставлено жилое помещение, на основании решения исполнительного органа государственной власти города Москвы.

2. Порядок и условия заключения договора, дающего гражданам право пользования жилым помещением в жилищном фонде города Москвы, устанавливаются правовыми актами города Москвы.

Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 20. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Лица, виновные в нарушении порядка и условий постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления гражданам жилых помещений, предоставления гражданам денежных средств на строительство или приобретение жилых помещений с помощью города, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Статья 21. Вступление настоящего Закона в силу

1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

2. С момента вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу постановление Московской городской Думы от 31 января 2001 года N 12 "О Положении о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве".

Мэр Москвы

Ю.М. Лужков

Москва, Московская городская Дума

Приложение 1

к Закону города Москвы

ПЕРЕЧЕНЬ

ХАРАКТЕРИСТИК ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ ЗАСЕЛЕНИЮ

НЕСКОЛЬКИМИ СЕМЬЯМИ (КОММУНАЛЬНОМУ ЗАСЕЛЕНИЮ)

1. Однокомнатные квартиры.

2. Квартиры со смежными комнатами, не имеющими отдельного входа.

3. Квартиры из двух изолированных комнат, одна из которых имеет жилую площадь менее 9 квадратных метров, при условии, что доля общей площади квартиры, приходящаяся на эту комнату, составляет менее 16 квадратных метров общей площади.

4. Квартиры из двух и более изолированных комнат, из которых только одна пригодна для проживания в соответствии с правовыми актами по определению непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания.

Приложение 2

к Закону города Москвы

ПЕРЕЧЕНЬ

СТАНДАРТОВ, КОТОРЫМ ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ БЛАГОУСТРОЕННЫЕ

ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

Благоустроенные жилые помещения в городе Москве должны соответствовать следующим стандартам: дом (квартира) со всеми видами удобств (электроснабжение, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка) независимо от материала стен.

Приложение 3

к Закону города Москвы

ПЕРЕЧЕНЬ

ПРАВОВЫХ АКТОВ, ДАЮЩИХ ТЯЖЕЛОБОЛЬНЫМ ГРАЖДАНАМ,

СТРАДАЮЩИМ ТЯЖЕЛЫМИ ФОРМАМИ ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ,

ПРАВО НА ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ПЛОЩАДЬ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ

Право на дополнительную площадь по состоянию здоровья имеют граждане, заболевания которых перечислены в следующих правовых актах:

постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 года N 214 "Об утверждении Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты";

циркуляр НКВД РСФСР от 13 января 1928 года N 27 и НКЗдрава РСФСР от 19 января 1928 года N 15 "Список болезней, дающих право лицам, страдающим ими, пользования дополнительной комнатой или дополнительной жилой площадью".

Приобретение собственного жилья или улучшение уже существующих жилищных условий не каждой семье и не каждому гражданину оказывается по карману. При этом рассчитывать на материальную помощь со стороны государства могут только те граждане, которые попадают под определенные льготные категории.

Общая информация о субсидировании

Согласно Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на жилище, а также не может быть его лишен в произвольном порядке.

Однако понятие жилища и права собственности на жилое помещение не является одним и тем же определением. Поэтому ссылаться на Конституцию при обращении за правом на субсидию неправомерно.

Жилищный Кодекс, как основной нормативно-правовой акт о жилых помещениях и правах на них, в полной мере не регулирует вопросы о том, кому положена материальная поддержка при улучшении условий проживания или приобретения жилого помещения.

Большая часть норм прописана в федеральных нормативно-правовых актах.

Что такое субсидия

Понятие субсидии на улучшение жилищных условий или приобретения в собственность жилого помещения представляет собой сертификат, который предоставляется на безвозмездной основе гражданам.

Сертификат является целевым, поэтому потратить его можно строго на определенные нужды. При этом если средства были израсходованы не в полном объеме, остаток возвращается в федеральный или региональный бюджет.

На руки граждане средства не получают, только переводят их на счет продавца жилого помещения при приобретении или на счет компании, которая осуществляет улучшение условий.

Местные, областные или федеральные органы власти строго ведут учет средств, а также осуществляют контроль по их целевой трате. В случае если граждане расходуют средства не по назначению или обналичивают их мошенническим путем, то сертификат отзывается, а право на его получение утрачивается.

Кому положены субсидии

Существует ряд льготных категорий граждан, которые законно могут претендовать на помощь со стороны государства на приобретение или улучшение жилых помещений.

  • ветераны Великой Отечественной войны;
  • многодетные и малоимущие семьи;
  • молодые семьи, участвующие в региональных жилищных программах;
  • инвалиды;
  • военнослужащие.

Если гражданин льготной категории не признан нуждающимся в материальной помощи со стороны государства, то его право на получение этой помощи считается недействительным и утраченным.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Процедура признания нуждающимися


Согласно действующему законодательству, нуждающимися могут быть признаны следующие категории граждан:

  • не имеющие в собственности жилого помещения;
  • имеющие в собственности жилые помещения, которые не удовлетворяют требования по нормам;
  • не являющиеся нанимателями жилья по договору соцнайма;
  • являющиеся нанимателями по договору соцнайма такого помещения, где на каждого члена семьи приходится меньше установленной нормы;
  • являющиеся нанимателями по договору соцнайма помещения, в котором проживает тяжелобольной член семьи с хроническим заболеванием.

Нормы допускают ситуации, когда у нескольких членов семьи есть в собственности жилые помещения.

В этом случае для расчета нормы жилого помещения на человека учитывается суммарная площадь всей собственности.

Пример расчета

Например, семья состоит из 4 человек, при этом у одного из них есть в собственности комната, площадь которой составляет 9 квадратных метров, а у другого — 12 квадратных метров. Суммарно — 21 квадратный метр.

Этой площади не хватает на 4 членов семьи, поэтому семья может быть признана нуждающейся.

Норматив жилого помещения на человека установлен в размере 12 квадратных метров. Все семьи льготных категорий, которые не располагают такой площадью на каждого члена семьи, признаются нуждающимися.

Как получить статус нуждающихся в 2019 году

Для того чтобы претендовать на субсидирование, необходимо обратиться в местную Администрацию или Жилищный фонд для написания заявления и подачи пакета документов. На основании этих документов жилищная комиссия при уполномоченном местном органе власти выносит решение о том, может ли гражданин или семья считаться нуждающимися.

При этом не исключены варианты, когда представители местных органов власти фактически выезжают на место для ознакомления с условиями проживания перед вынесением решения.

Если гражданин рассчитывает на субсидировании из-за ветхого или аварийного жилья, то для оценки качества жилого помещения обязательно выезжают специалисты. Составленный ими протокол может быть обжалован в судебном порядке с привлечением независимых экспертов.

Размер выплат

Размер материальной помощи устанавливается для каждой категории граждан отдельно.

Однако есть установленные нормы, на которые опираются федеральные и региональные органы власти при установлении размера субсидирования.

Нормативы выделения средств

Так, при улучшении жилищных условий учитываются уже существующие условия для проживания и категория льготности у граждан.

Например, военнослужащим положены выделения средств из расчета:

  • 33 квадратных метров на семью из одного человека;
  • 42 квадратных метра на двух человек;
  • по 18 квадратных метров на семью, состоящую из трех и более человек.

В случае с ветеранами ВОВ норматив применяется из расчета — 33 квадратных метра, поскольку сертификат выдается строго на самого ветерана, а не на всю его семью.

Программы жилья для молодых семей в каждом регионе свои, однако и они соответствуют нормам — на каждого члена семьи не должно приходиться менее установленной жилищной нормы.

Что влияет на сумму сертификата

Помимо нормативов и количества членов семьи, на размер сертификата влияет категория льготности. Например, федеральные льготники обычно получают материальную поддержку большего объема, чем региональные. Связано это с распределением бюджета и имеющихся на балансе жилищных фондов средств.

Кроме того, на размер государственных дотаций влияет и стоимость одного квадратного метра жилой площади в конкретном регионе.

Ознакомиться с действующими жилищными программами можно непосредственно в местной Администрации или отделение Жилищного фонда по месту жительства, а также из официальных источников.

Документы для получения сертификатов


Субсидии на улучшение жилищных условий предоставляются только по требованию, носят заявительный характер.

Если гражданин или семья самостоятельно не обратятся за получением сертификата, то уведомлять их о возможности органы власти не обязаны.

При составлении заявления необходимо приложить следующие документы:

  • документы, удостоверяющие личность всех членов семьи (для детей до 14 лет — свидетельства о рождении, для лиц старше 14 лет — паспорта граждан РФ);
  • выписки из похозяйственных или домовых книг за последние несколько лет (обычно не менее 5 лет);
  • выписки с лицевых счетов всех совершеннолетних членов семьи;
  • правоустанавливающие документы на имеющиеся в собственности жилые помещения или документы, подтверждающие отсутствие собственности;
  • документы, подтверждающие право на получение сертификата.

В последнем случае все индивидуально. Так, молодым семьям необходимо предоставить копию свидетельства о браке, ветеранам ВОВ — удостоверение ветерана ВОВ, малоимущим — справки о доходах.

С актуальным перечнем документов, необходимых для постановки на учет на получение средств, можно ознакомиться в местной Администрации по месту жительства или Жилищном Фонде.

Порядок получения сертификата

Для получения сертификата на улучшение жилищных условий необходимо пройти несколько этапов:

  1. Сбор документов для предоставления материальной государственной помощи. Все выписки и прочие документы должны быть актуальными на момент сдачи пакета документов. Так, справка о составе семьи является действительной в течение одного календарного месяца, а справки о доходах должны быть составлены последним календарным месяцев перед сдачей. Например, если документы сдаются в апреле, то справка о доходах должна заканчиваться мартом.
  2. Сдача документов в уполномоченные органы. На этом этапе составляется заявление, а также назначается дата осмотра специалистами жилья на предмет условий проживания.
  3. Постановка в очередь на получение средств и присвоение номера в очереди. При этом существует, как правило, две очереди на сертификат — всероссийская, если речь идет о федеральном финансировании, и региональная — для каждого региона своя.
  4. Получение сертификата и его реализация по целевому назначению. На этом этапе граждане получают средства и используют их в соответствии с целью выделения — на приобретение жилой площади или улучшения существующих условия проживания.
  5. Предоставление отчетности о реализации сертификата. Владельцы сертификатов должны в установленный нормативно-правовыми актами срок предоставить сведения и доказательства того, что средства были потрачены по целевому назначению.
Если речь идет о региональных выплатах, то каждый регион самостоятельно устанавливает сроки отчетов. Если же выплаты федерального назначения, то сроки по ним прописываются в федеральных нормативно-правовых актах, но контролируются региональными уполномоченными органами власти.

Очереди на получение средств


Как правило, постановка во всероссийскую очередь подразумевает присвоение порядкового номера в очереди на получение средств.

При этом федеральный бюджет на каждый регион выделяет ежегодно определенную сумму, которая направляется на жилищные сертификаты.

В этом случае помимо всероссийской очереди производится постановка в региональную очередь, когда средства распределяются в порядке очередности всем зарегистрированным гражданам и семьям.

Пример распределения

Например, семья военнослужащего Самарской области встала на учет в общую очередь под номером 33990. В Самарской области в очереди уже находится порядка 330 семей этой же категории. При поступлении средств в областной бюджет из федерального семья получает сертификат 331 по очереди, но при этом опережает тех, кто был зарегистрирован в общей очереди позже, но проживает в другом регионе.

Таким образом, распределение средств осуществляется максимально равномерно, но с солидными задержками.

Движение очереди отследить практически невозможно самостоятельно. Для этого необходимо обращаться в уполномоченные органы для получения актуальной информации.

Проблематика

Несмотря на то что семья или гражданин встает в очередь и претендует на материальную помощь, ее оказание не всегда осуществляется в тот же год, что и постановка в очередь.

Так, региональные сертификаты выделяются быстрее, чем федеральные . Например, молодые и многодетные семьи получают средства на улучшение жилищных условий раньше, чем военнослужащие, которые, казалось бы, претендуют на средства вне очереди.

Средства на приобретения квартир и домов выделяются медленнее, поскольку предоставляются в большем объеме, чем средства на улучшение жилищных условий. На ремонт и реконструкцию обычно требуется меньше материальных вложений, поэтому сертификаты выделяются быстрее.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

В 2018 году для сотрудников Росгвардии были запланированы субсидии для улучшения жилищных условий.

Работники ВВОХР а, СОБР а и ОМОН а при переводе в федеральное подразделение Нацгвардии получат жилплощадь от государства. Здесь предусмотрены такие возможности:

  1. Предоставление готовой квартиры.
  2. Выдача субсидии в 2018 году для покупки жилья.

Правовое заключение по вопросу улучшения жилищных условий в Москве.

Улучшить свои жилищные условия в г. Москве можно несколькими способами. Одним из таких способов является получение квартиры (жилья) по договору социального найма, то есть по существу бесплатного муниципального жилья. Получить квартиру в Москве на этих условиях можно, в частности, встав на очередь по улучшению жилищных условий, в порядке общей социальной программы получения жилья.

Действия, приведшие к ухудшению жилищных условий.

Постановка на очередь может быть отсрочена на 5 лет, если имело место ухудшение жилищных условий гражданами, желающими улучшить свои жилищные условия. К действиям, связанным с ухудшением жилищных условий относятся:

Порядок постановки на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий

Учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в г. Москве ведётся жилищными отделами районных Управ по месту проживания граждан, а также может осуществляться по месту их работы. У гражданина есть право состоять на учёте в двух местах - по месту работы и месту жительства. Факт постоянного проживания в том или ином районе подтверждается записью о регистрации по месту жительства или решением суда об установлении факта постоянного проживания.

Учёт иной жилплощади, принадлежащей гражданам на праве самостоятельного пользования

При определении размера жилплощади, приходящейся на каждого члена семьи, учитываются все жилые помещения, принадлежащие проживающим в квартире гражданам и членам их семей на правах самостоятельного пользования. Понятие права самостоятельного пользования весьма широко и включает в себя как собственность на жилое помещение, так и владение жильём на ином праве (пользование по договору соц. найма, квартира в ЖСК с не полностью выплаченным паем и другие законные основания владения жильём).

Процедура постановки на очередь по улучшению жилищных условий.

Для того, чтобы встать на очередь по улучшению жилищных условий, необходимо, чтобы был соблюдён ряд обстоятельств, которые связаны с самой нуждаемостью в улучшении, а также с обстоятельством, которое из-за актуальности и болезненности этого вопроса именуется в народе не иначе, как ценз осёдлости, то есть с проживанием в г. Москве определённое количество времени.