Почему снимает льготы учителя. Социальные льготы педагогам. Помощь для педагогов, которые вышли на пенсию

Многих интересует, какие льготы у учителей на сегодняшний день, и почему именно учителям они предоставляются. Профессия педагога очень ответственная и требующая большого количества затрат – как временных, так и физических, и конечно же, моральных. Работа учителя является социально важной – именно от этих людей зависит будущее страны. Для того чтобы сохранить в профессии опытных и квалифицированных специалистов, а также привлечь желающую работать молодежь, старается поддерживать педагогов не только зарплатой, но и предоставлением различных льгот.

Льготы учителям, связанные с трудовой деятельностью

Во-первых, законодательно установлена меньшая норма рабочего времени для одной ставки – не 36 часов в неделю, как для остальных специальностей (имеются в виду женщины), а от 18-и часов. При этом учителям можно работать по совместительству.

Во-вторых, учителя имеют право на удлиненный по сравнению с другими специальностями ежегодный оплачиваемый отпуск – от 42 до 56 дней. Кроме того раз в десять лет педагог, непрерывно осуществляющий свою деятельность, может уйти в отпуск на целый год (это право закреплено статьей 335 Трудового кодекса). В течение такого отпуска сохраняется за педагогом его рабочее место, а вот условия оплаты устанавливаются Уставом учреждения или актами регионального законодательства.

Профессия педагога дает право на досрочное назначение пенсии – после 25 лет педагогической деятельности.

Льготы сельским учителям


Особо выделяются льготы учителям, работающим в сельской местности. Это компенсации за оплату ЖКУ, а именно жилого помещения, отопления и освещения.

Закон «Об образовании» указывает, что регулирование и определение размера компенсации за жилищно-коммунальные услуги для сельских учителей относятся к полномочиям регионов. Однако в большинстве случаев учителям компенсируется:

  • оплата найма жилого помещения или услуги по содержанию и ремонту жилья – в полном объеме;
  • оплата централизованного отопления (или отопления при помощи газа) – в полном объеме согласно показаниям счетчиков или по утвержденной норме потребления;
  • оплата отопления твердыми видами топлива (дрова, уголь) – по нормативам;
  • оплата освещения исходя из норматива, определенного на 1 кв. метр площади в месяц.

Эти льготы учителям предоставляются и после выхода на пенсию, если они имеют стаж работы учителем в сельской местности не менее десяти лет и в момент выхода на пенсию им такие льготы предоставлялись.

Льготы молодым педагогам


Большинство регионов устанавливает выплаты молодым специалистам, которые после окончания высшего учебного заведения решили работать в сельской местности. Это может быть пособие для хозяйственного обзаведения, кратное 5-10 окладам. Также могут выделяться и более существенные суммы для покупки или возведения жилья.

Кроме того, молодым учителям (проживающим в городе или на селе) могут предоставляться субсидии для приобретения жилья в размере до 30 процентов стоимости жилья.

В первые три года работы молодым специалистам могут устанавливаться стимулирующие выплаты, а тарифная сетка для молодых учителей может быть выше на 5-10%.

Выплаты учителям

Помимо собственно зарплаты учителя могут получать следующие выплаты:

  • доплата за работу в специализированных классах (компенсационных) или на дому;
  • учителям химии полагается доплата за работу во вредных условиях;
  • за сложность и напряженность, а также за особый режим работы;
  • за классное руководство;
  • компенсация на приобретение книгоиздательской продукции (учебных пособий);
  • материальная помощь.

Каждый регион или населенный пункт, а также каждое учебное заведение могут устанавливать дополнительные льготы учителям. Главное, чтобы они были прописаны в документах и имели ссылку на источник финансирования.

Многих учителей интересует вопрос предоставления льгот при работе в сельской местности.

В государстве школьные преподаватели обязательно будут пользоваться специальными привилегиями в каждом регионе. Законодательством нашей страны обеспечиваются определенные льготы преподавателям, работающим в сельской местности.

Законодательная база

В соответствии с новым разработанным законопроектом, за педагогами сохраняются все ранее предусмотренные льготы. Описание существующих льгот и приобретение жилплощади приводится в ФЗ № 273 в ст. 47 закона «Об образовании».

Порядок, предусмотренные условия и объем стандартной компенсации денежных средств , потраченных на вышеуказанные меры поддержки граждан, определяются и выполняются в соответствии с возможностями регионального бюджета.

Педагогическим работникам, которые выполняют свои непосредственные обязанности в государственных учреждениях, предоставляются компенсации при помощи так называемых бюджетных ассигнований из денежных средств, находящихся в бюджете конкретного субъекта.

В предыдущем ФЗ №3266 указаны аналогичные действующему законодательству положения с единственным отличием, которое заключается в отсутствии зависимости при определении размера предоставляемых льгот от разновидности учебного заведения, в котором работает педагогический сотрудник.

Законодательная база приходит на помощь педагогам в ситуациях, когда возникают некоторые трения и несогласованность работы органов местного самоуправления. В зависимости от субъективизма принятых решений в региональной администрации, педагогам может быть предоставлен замечательный список льгот или официально зафиксированных выплат.

Государственная поддержка педагогов, связанная с трудовой деятельностью

Одновременно с окладом каждый педагог может рассчитывать на получение дополнительных выплат :

  • Классное руководство;
  • Преподавательская деятельность в компенсационных классах с принятием во внимание домашнего обучения;
  • Ведение химии. Работа с вредоносными химическими реагентами оплачивается дополнительно;
  • Покупка профильной продукции;
  • Другие разновидности материальных выплат.

Дополнительные выплаты могут начисляться преподавателям в зависимости от конкретного региона проживания.

Подходы к данному вопросу в различных органах индивидуальные, но существует определенный перечень правил, одинаковый для всех.

Теперь назовем льготы, относящиеся только к преподавателям, работающим в сельской местности :

  1. Как только педагог приезжает на место выполнения своих служебных обязанностей, ему предоставляется . Такое пособие предоставляется только с целью первоначальной материальной поддержки учителя, а также с целью повышения стимула к работе;
  2. К основному окладу предусмотрены определенные надбавки. Ставка при этом увеличивается, и процесс повышения уровня доходов может соответствовать одному году и более. Условия повышения зависят исключительно от конкретных положений законодательной базы в регионе;
  3. Преподаватель получает премию, если работает на протяжении более трех лет;
  4. Предусматривается возможность льготного проезда междугородними рейсами. Однако в зависимости от конкретных регионов могут быть внедрены определенные ограничения;
  5. Дотации, которые необходимы исключительно для оплаты коммуналки.

Все вышеуказанные льготы предусмотрены законодательством РФ.

Компенсационные выплаты

Следует также отметить особенности выделения компенсационных льгот преподавателям, работающим в сельской местности. Закон «Об образовании» определяет, что корректирование и назначение объемов материальной компенсации за оплаченные жилищно-коммунальные услуги для сельских преподавателей имеют непосредственное отношение к полномочиям конкретных регионов.

В большинстве вариантов преподавателям компенсируют такие затраты :

Такие льготы могут быть предоставлены преподавателям даже после выхода на пенсию, если они уже успели отработать минимум 10 лет.

Льготы для молодых преподавателей

Поскольку молодые граждане нечасто выражают желание трудиться именно в сельской местности, органы государственной власти занимаются разработкой как можно более обширного перечня льгот для таких преподавателей.

Прежде всего, следует отметить возможность получения повышенного оклада при работе в сельской местности. Также предоставляются определенные компенсационные выплаты при оплате жилья, коммунальных услуг, перечень которых приведен выше.

Для стимуляции роста количества молодых преподавателей в различных регионах предусмотрены такие виды поощрений :

Если молодой преподаватель начинает работать в другой местности после проведенного распределения, в соответствии с действующими положениями ТК РФ, ему будет обязательно предоставлено жилье вне очереди.

Скидка на оплату ЖКУ

Оформление коммунальных льгот преподавателям, работающим в сельской местности, происходит по максимально упрощенной схеме. Эта процедура немного сложнее, если оформляется учитель, работающий в городе. Если преподаватель живет в частном доме, но в черте города, он может рассчитывать только на компенсацию 2-х предоставленных коммунальных услуг: электроэнергия и отопление. Для преподавателей, проживающих в многоквартирном доме, актуальны общие условия.

Первоначально законодательством предусматривается только поддержка преподавателей, работающих в сельской местности. Поэтому скидка на оплату электроэнергии и отопления далеко не единственная привилегия. Для учителя в сельской местности предусмотрены льготы на коммуналку в объеме до 60% от затраченной суммы. Указанное процентное соотношение в зависимости от конкретного региона проживания может регулироваться. Такая льгота распространяется не только на одних учителей, но и на всех членов семьи, проживающих с ним в одном доме или квартире.

Последние законопроекты, вступившие в действие, подразумевают предоставление 100%-й льготы на оплату коммуналки учителям. Такая скидка остается у педагогов, которые уже вышли на заслуженный отдых. На объем предоставляемых выплат никак не может повлиять стаж работы или, непосредственно, выход на пенсию.

Помощь учителям-пенсионерам

Одной из привилегий для педагогов, работающих в сельской местности, является возможность после полных 25 лет отработки.

Таким преподавателям обеспечиваются следующие виды льгот :

Следует обратить внимание на то, что предоставление льгот осуществляется на общепринятых условиях, подразумевающих обратную выплату. Т.е. преподаватель-пенсионер сначала должен внести необходимую оплату по всем счетам за предоставление коммунальных услуг. Только после получения всех квитанций об оплате государство может компенсировать расходы .

Также следует принимать во внимание тот факт, что установленные нормативы использования природного газа, различных видов твердого топлива, электроэнергии фиксируются региональными центрами управления на достаточно низком уровне.

Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) утверждены Постановлением Правительства РФ № 963 в октябре 2013 года. Эти правила определяют порядок предоставления в качестве меры социальной поддержки ежемесячной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей.

Процедура оформления льгот для педагогов-пенсионеров не представляет собой ничего сложного. Чтобы получить компенсацию, нужно обратиться в образовательное учреждение, в котором они выполняли свои служебные обязанности на протяжении 25 лет. В рамках пенсионной реформы с 2019 года срок выхода на досрочную пенсию откладывается на 6 месяцев.

О государственном поощрении молодых преподавателей смотрите в следующем видеосюжете:

Учитель – профессия, востребованная и нужная в городах и селах. Задача педагога – обучение ребенка в школе, воспитание его нравственности, установка общественно правильных норм поведения в обществе. Законодательством РФ предусмотрены определённые льготы для учителей. Особенное внимание уделяется предоставлению ряда преимуществ учителям в сельской местности.

Государственная поддержка педагогов

Льготы для педагогов регламентируются нормативно-правовыми актами на федеральном уровнезаконом «Об образовании» , действующим с 29 декабря 2012 года и Трудовым кодексом РФ, где описаны моменты ведения профессиональной деятельности граждан.

При получении льгот педагогическими работниками необходимо разграничивать возможности получения преференций сотрудникам образовательной сферы в городе и сельским учителям. Существуют как преимущества общего характера, так и актуальные для каждой из названных категорий в отдельности.

Льготы учителям, предоставляемые на общей основе:

  • сокращённая рабочая неделя – до 18 часов;
  • возможность совмещать несколько должностей (вести разные предметы, что особенно часто практикуется в сельской местности, так как там специалистов не хватает);
  • отпуск в летний период – начиная с июня, заканчивая серединой августа (от 42 до 56 календарных дней);
  • возможность выйти на пенсию досрочно, проработав непрерывно 25 лет (стаж);
  • постоянное увеличение базовой части заработной платы;
  • обучение на курсах повышения квалификации периодичностью 1 раз в 3 года за счет организации;
  • льготные условия при оплате услуг ЖКХ;
  • право получить отпуск на 1 год, если преподаватель проработал больше 10 лет, при этом его рабочее место сохраняется;
  • помощь государства при желании стать получателем жилого помещения по договору социального найма или в собственность.

ВАЖНО! Некоторые меры помощи регулируются региональным законодательством, поэтому в одних субъектах они распространены, а в других могут не практиковаться.

Преференции молодым специалистам

Привлечение молодых специалистов в педагогическую деятельность считается приоритетным направлением, так как школам требуются новые кадры для продвижения современных методов обучения, учебных программ, актуализации работы с нововведениями в образовательном процессе.

Льготы педагогам, только начинающим свою трудовую деятельность:

  • длительность рабочего дня регулируется самостоятельно, так как нагрузка в 36 часов распределяется в качестве 18 на ведение уроков, все остальное тратится на подготовку к занятиям в свободном режиме;
  • если выпускник в течение года после окончания обучения в высшем образовательном учреждении устраивается на работу в школу, его могут принять без учета испытательного срока;
  • пособия преподавателям в качестве подъемных;
  • обеспечение жильём на время работы в школе;
  • льготные условия при намерении вступить в .

ВАЖНО! При трудоустройстве молодого специалиста все вопросы о предоставлении ему преимуществ решаются на уровне руководства школы при взаимодействии с управлением образования, которому подчинено учебное заведение.

Льготы учителям, работающим в сельской местности

В селах и поселках городского типа вопрос о приеме работников образовательной сферы стоит более остро, чем в городе. Основная проблема заключается в нехватке кадров, так как молодые учителя не желают работать в селе, считая, что это бесперспективно. В качестве стимулирования процесса привлечения специалистов в небольшие населенные пункты введена льготная система для сельских учителей:

  • по приезде работник имеет право на получение пособия единоразового характера (оно выплачивается с целью финансовой поддержки и стимулирования к работе);
  • надбавки в виде премий к основному окладу по должности;
  • если учитель проработал больше 3 лет в сельской школе, он получает дополнительные премиальные выплаты;
  • возможность осуществлять проезд в льготном режиме на общественном транспорте между сельскими территориями и городами в конкретном субъекте;
  • предоставляются компенсации для оплаты коммунальных услуг.

Предусматривая льготы для сельских учителей, законодательство преследует цель повышения качества их жизни до уровня города, чтобы специалисты могли видеть перспективу в таких условиях.

Жилищные льготы

Государство оказывает помощь педагогам, нуждающимся в получении или приобретении жилья по договору социального найма или в собственность. Существует множество программ, предлагающих выгодные условия:

  • льготное ипотечное кредитование – предлагается ставка 8,5-9% вместо 14%. Для вступления необходимо соблюдение требований банка – возрастное ограничение до 35 лет, педагогическая деятельность в учреждении на государственной основе. Трудовой договор заключен не меньше, чем на 3 года, стаж не менее 3 лет и не менее 1 года в последней организации, первоначальный взнос 10% и выше, достаточный доход;
  • предоставление служебного жилья, пока преподаватель работает в данной местности на этой должности;
  • в некоторых регионах практикуется получение возможности ссуды или займа с небольшим процентом на приобретение квартиры или участка, где можно построить дом;
  • актуальна и сдача муниципального жилья в наём, затем передача его в собственность, если человек работает учителем продолжительный период времени.

Таким образом, проблемы с жильем для педагога решаемы, этими вопросами активно занимаются органы муниципальной власти.

Дополнительные выплаты

В качестве привилегий учителям в городе и селе руководство школы готово рассмотреть возможность получения ими дополнительных выплат к базовому объему зарплаты. Это касается как молодых преподавателей, оклад которых в первое время не обещает быть высоком, так и опытных работников образования.

Такие выплаты могут предоставляться:

  • за ведение нескольких предметов;
  • за дополнительную общественную нагрузку (участие в мероприятиях на школьном, региональном и городском уровнях);
  • за ведение занятий в коррекционных классах;
  • за классное руководство;
  • за двухсменный режим работы.

Льгота на коммунальные платежи

Компенсация расходов на оплату жилого помещения регламентируется пунктом 5 статьи 55 закона, регулирующего образовательный процесс, под номером 273 . Эта норма говорит о компенсировании затрат на следующие цели:

  • процесс содержания квартиры;
  • проведение отопительного сезона с помощью центрального отопления и привозного газа (в соответствии с показаниями счетчика или нормативами);
  • приобретение дров или угля, если жилое помещение приходится отапливать такими способами;
  • оплата водоснабжения, водоотведения и канализации;
  • затраты на электроэнергию (обеспечение светом).

Размер выплат компенсаций устанавливается на региональном уровне, но право на эти преимущества имеют абсолютно все педагоги – вне зависимости от их стажа работы, возраста, ведения деятельности в городе или селе.

Законодательная база есть!

Государственная социальная политика представляет собой совокупность принимаемых решений по вопросам социальной поддержки и практических мероприятий, способствующих осуществлению этих решений.

К решениям в области социальной поддержки относятся федеральные и региональные законы, а также нормативные акты органов исполнительной власти, работодателей, профсоюзных и других общественных организаций. Они имеют целью повышение уровня жизни обучающихся и работающих в образовательных учреждениях как членов общества, объектов государственной социальной политики.

Федеральный закон от 8 августа 2004 г. №122-ФЗ известен прежде всего тем, что отменил многие имевшиеся в федеральном законодательстве социальные выплаты и льготы и тем самым вызвал определенные пессимистические настроения. Однако вместо пессимизма следует внимательно изучить происшедшие изменения, выяснить продолжающие действовать государственные гарантии и льготы, уровни власти, в настоящее время принимающие решения по вопросам социальной поддержки, реальные финансовые источники и вместе с профсоюзными и другими общественными организациями определить направления и методы конкретных действий с целью обеспечения социальных гарантий и льгот в соответствии с продолжающим действовать законодательством, нормативными актами органов исполнительной власти, уставами образовательных учреждений, соглашениями о социальном партнерстве и коллективными договорами.

Требования обучающихся и работников образовательных учреждений в обязательном порядке должны опираться на основополагающую законодательную базу. И прежде всего исходить из конституционных гарантий социальной поддержки граждан.

Конституция РФ определила, что:

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации устанавливаются гарантии социальной защиты (ст. 7);

Каждый имеет право на образование; гарантируется общедоступность и бесплатность образования (ст. 43);

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (ст. 41);

Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45);

Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры (ст. 37);

Защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2);

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ст. 24).

Федеральным конституционным законом «О правительстве Российской Федерации» от 17.12.97 №2-ФКЗ установлено, что Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан, принимает меры по реализации молодежной политики (ст. 16).

Конкретные социальные гарантии и льготы определены соответствующими законами и нормативными актами. Они установлены раздельно для обучающихся и работников образовательных учреждений. При этом учитывается специфика, например для учащихся по дневной (очной) форме обучения и для сочетающих обучение и работу, для проходящих переподготовку и получающих новую специальность по направлению службы занятости населения. Также учитывается специфика гарантий и льгот для основного состава образовательного учреждения - педагогов (воспитателей) и вспомогательного состава, для совместителей, для работающих во вредных условиях и опасных для здоровья.

Поскольку социальные гарантии и льготы весьма многообразны, то мы остановимся на наиболее характерных для системы образования.

Конкретные социальные гарантии и льготы обучающихся и работников образовательного учреждения находят отражение, например, в Трудовом кодексе РФ, законах об образовании и высшей школе, федеральных и региональных целевых программах, в уставе образовательного учреждения, генеральном, региональном и отраслевом соглашениях, коллективном договоре, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические, финансовые отношения.

В первую очередь гражданин должен выяснить, какие социальные гарантии и льготы касаются непосредственно его в действующем уставе образовательного учреждения и коллективном договоре. После этого он осознанно оформляет свои социально-трудовые отношения с администрацией образовательного учреждения.

Законом РФ «Об образовании» (ст. 13) предусмотрено, что в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются: учредитель, его компетенция; организационно-правовая форма; порядок приема обучающихся (воспитанников), регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся (воспитанников) и (или) их родителей (законных представителей); права и обязанности участников образовательного процесса; перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

Для всех обучающихся

Статья 50 этого закона «Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников» определяет следующее:

Граждане РФ имеют право на получение впервые бесплатного образования в пределах государственных образовательных стандартов;

Граждане РФ вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатно профессиональное образование по направлению государственной службы занятости;

Обучающиеся в образовательных учреждениях профессионального образования по очной форме обучения имеют право на получение отсрочки от призыва на военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;

Обучающихся, воспитанников государственного или муниципального образовательного учреждения учредитель в пределах своей компетенции обеспечивает стипендиями, местами в общежитии и интернатах, а также осуществляет иные меры социальной поддержки;

Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением;

Обучающиеся в образовательных учреждениях по очно-заочной (вечерней) и заочной форме, выполняющие учебный план имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск по месту работы, на сокращенную рабочую неделю и на другие льготы, которые предоставляются в порядке, устанавливаемом законодательством.

Статьей 28 Закона РФ «Об образовании» предусмотрено, что ведению Российской Федерации подлежит установление порядка предоставления гражданам и погашения ими государственного образовательного кредита.

В статье 5 Закона РФ «Об образовании» указано, что государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются Правительством РФ.

На 2005 год в федеральном бюджете по подпрограмме «Одаренные дети» в составе Федеральной целевой программы «Дети России» выделяется 30,0 млн. рублей.

Органы государственной власти и органы управления образованием могут создавать нетиповые образовательные учреждения высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности (ст. 50 Закона РФ «Об образовании»).

Определенные льготы при поступлении в высшие учебные заведения имеют лица, окончившие с медалями образовательные учреждения среднего (полного) общего или начального профессионального образования, а также лица, окончившие с отличием образовательные учреждения среднего профессионального образования, которые имеют государственную аккредитацию. Победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и члены сборных команд РФ, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, определяемом Правительством РФ, принимаются без вступительных испытаний в федеральные государственные высшие учебные заведения для обучения по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю олимпиады (ст. 11 федерального закона о высшей школе).

Поддержка незащищенных

В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, и размеры ее предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами субъектов РФ для находящихся в их ведении и муниципальных образовательных учреждениях.

Подробно социальные гарантии и льготы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для детей и подростков с отклонениями в развитии, для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях, изложены в Законе РФ «Об образовании» (в статьях 5, 16, 50, 51), в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в статьях 11, 16).

Например, для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа. Учебные занятия для таких детей могут проводиться образовательными учреждениями на дому или в лечебных учреждениях. Обеспечение указанных мероприятий является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

Студентам дадут больше денег

Определенная специфика имеется в социальной поддержке студентов высших учебных заведений. Так в статье 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» определено, что:

Студенты федеральных государственных вузов, обучающиеся по очной форме обучения и получающие образование за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются стипендиями в размере 400 рублей в порядке и на условиях, определенных Правительством РФ; студенты вузов вправе получать стипендии, назначенные направившими их на обучение юридическими или физическими лицами, а также именные стипендии на основании соответствующего положения;

Студентам очной формы обучения федеральных государственных вузов выделяются дополнительные средства на оказание поддержки нуждающимся студентам в размере двадцати пяти процентов стипендиального фонда, предусматриваемого в установленном порядке в расходах федерального бюджета; федеральным государственным вузам выделяются дополнительные средства в сумме двукратного месячного размера академической стипендии для организации культурно-массовой, физкультурной и оздоровительной работы со студентами очной формы обучения;

Студентам вузов предоставляется право на бесплатное пользование услугами государственных и муниципальных библиотек, а также на бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев;

Каждый обучающийся, нуждающийся в жилой площади, должен быть обеспечен отвечающим санитарным нормам и правилам местом в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда вуза; размер платы за проживание в общежитии, коммунальные и бытовые услуги для обучающихся не может превышать пяти процентов размера стипендии;

За успехи в учебе и активное участие в научно-исследовательской работе студенты вузов получают моральное и (или) материальное поощрение в соответствии с уставом вуза;

Студенты вузов имеют право переводиться с платного обучения на бесплатное в порядке, предусмотренном уставом вуза.

Наряду с этим в статье 42 Закона РФ «Об образовании» определено, что в пределах имеющихся внебюджетных средств образовательные учреждения самостоятельно могут оказывать социальную поддержку нуждающимся студентам.

В преамбуле федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ указано, что социальные гарантии и льготы обеспечиваются в соответствии с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. На практике это обеспечивается за счет средств соответствующих бюджетов.

Федеральным бюджетом, например, в 2005 году увеличиваются расходы на стипендии на общую сумму 4 млрд. рублей. Намечается в течение года повысить стипендии дважды на сто рублей: с 1 апреля и с 1 сентября. Около 420 млн. руб. направляются на финансирование санаториев-профилакториев, подведомственных Федеральному агентству по образованию. Более 1,1 млрд. руб. будет направлено на оздоровительные мероприятия для студентов. Кроме того, 40 млн. руб. выделяются на оснащение студенческих спортивно-оздоровительных лагерей.

Около трех тысяч учреждений начального профессионального образования и более четырехсот техникумов и колледжей передано в ведение субъектов РФ. Были скорректированы расходы федерального бюджета на образование на 2005 год. Из него 22 млрд.руб. переданы регионам. При этом Минфин России предусмотрел резерв около 5 млрд. руб. для оказания нуждающимся регионам по итогам первого квартала текущего года.

Прочее: проездные, учебники, пособия

Увеличивают объемы финансирования бюджеты субъектов РФ на обеспечение социальной поддержки учреждений образования. Так, в Санкт-Петербурге установили льготную стоимость проездного билета для учащихся и студентов. В Москве из городского бюджета финансируется бесплатное обеспечение учащихся школьными учебниками, а также оздоровительные мероприятия для детей в период школьных каникул. В Липецкой области установили повышенный размер пособия родителям на детей.

Внимание, учителя!

Законодательство Российской Федерации предусматривает социальные гарантии и льготы работникам образовательных учреждений. В Законе «Об образовании» понятие «социальные гарантии и льготы» заменено на другую формулировку - «социальная поддержка».

Закон РФ «Об образовании» определил следующее:

Ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием подлежат: организация федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических работников и работников государственных органов управления образованием; установление социальной поддержки педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений, а также видов и норм их материального обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации; установление и присвоение государственных наград и почетных званий работникам образования (ст.28);

К компетенции образовательного учреждения отнесено: установление своим работникам заработной платы, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров премирования; создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения; образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса (ст.32);

Педагогические работники образовательных учреждений обязаны проходить периодически бесплатные медицинские обследования, которые проводятся за счет средств учредителей (ст.51);

Педагогическим работникам образовательных учреждений в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация (ст.55). Педагогам учебных заведений, находящихся в ведении субъектов РФ и муниципальных образований, денежная компенсация будет выплачиваться соответственно по решению органа государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления. Причем ее размер устанавливается также на местах.

Педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади; размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливается законодательными актами субъектов РФ (ст.55).

При этом надо иметь в виду, что с 1 марта 2005 года вступил в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, регулирующий вопросы принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также платы за жилые помещения и коммунальные услуги.

Вузовские вести

По отношению социальных гарантий и льгот работников образовательных учреждений высшего профессионального образования в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусмотрено следующее:

Научно-педагогические работники вуза имеют право: пользоваться бесплатно услугами библиотек, информационных фондов, учебных и научных подразделений, а также услугами социально-бытовых и других структурных подразделений вуза в соответствии с его уставом и (или) коллективным договором; на организационное и материально-техническое обеспечение своей профессиональной деятельности (ст.20);

Государство гарантирует создание необходимых условий для повышения квалификации не ранее чем один раз в пять лет научно-педагогических работников федеральных, государственных вузов и научно-педагогических работников государственных научных учреждений и организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования (ст.21);

К компетенции федерального государственного органа управления образованием относятся разработка и реализация совместно с профсоюзными и общественными организациями мер по социальной поддержке работников системы высшего и послевузовского профессионального образования по улучшению условий их труда (ст.24).

Решая вопросы обеспечения социальной поддержки работников образовательных учреждений, можно руководствоваться предусмотренным статьей 28 федерального закона о высшей школе правом федеральных государственных вузов самостоятельно определять направления использования средств, полученных ими за счет бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

Следует иметь в виду, что в случае необходимости возможно использовать санкции, установленные Кодексом РФ об административных правонарушениях, например, в статьях 5.27 «Нарушение законодательства о труде и об охране труда» и 5.31 «Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению».

Ответственность при невыплате свыше двух месяцев зарплаты, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат определена статьей 145 Уголовного кодекса РФ. Но при этом требуется доказать корыстную или иную личную заинтересованность в этом руководителя учреждения, предприятия или организации.

За что бороться

Целесообразно продолжать совершенствовать действующее законодательство в направлении закрепления социальных гарантий и льгот, включая систему образования. Прежде всего это следует осуществлять в отношении конкретизации закрепляемых за различными уровнями власти видов социальных гарантий и льгот, финансовых источников, четко прописанного в законах механизма восполнения недостающих на эти цели средств из бюджетов более высокого уровня власти, персональной ответственности должностных лиц за несоблюдение предусмотренных законами норм социальной поддержки и несвоевременную, не в полном объеме выплату гражданам полагающихся им средств.

Решать это требуется комплексно, как это сейчас практикуется, путем подготовки и рассмотрения сразу пакета соответствующих нормативных актов. Такие поправки должны иметь прямое действие, для чего содержать четко сформулированный механизм практической реализации вносимых изменений и дополнений. Подобный подход к нормотворчеству следует строго соблюдать одновременно органами власти на всех уровнях: федеральном, региональном и местном.

Например, в Бюджетном кодексе РФ считаю необходимым: в статье 65 «Формирование расходов бюджетов» указать, что расходные обязательства должны обеспечивать гарантированные государством нормы социальной поддержки граждан, включая бюджетные учреждения, оказывающие образовательные и другие социальные услуги; статью 75 «Трансферты населению» дополнить записью о механизме межбюджетных трансфертов для обеспечения на всех уровнях власти в полном объеме финансирования обязательных социальных выплат населению, в том числе стипендий, компенсаций и др.

С 1 января 2006 года вводится в действие Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Уже сейчас необходимо внести уточнения в этот закон, чтобы он имел прямое действие. Имеется в виду финансовое обеспечение не только общедоступного и бесплатного образования соответствующего уровня, но и социальной поддержки обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений. С использованием для этого системы трансфертов и создаваемых субъектами РФ фондов муниципального развития.

В Трудовом кодексе РФ следовало бы: в статье 1 включить в число основных задач трудового законодательства не только вопросы организации и оплаты труда, но и социальные гарантии и льготы; в статье 23 раскрыть понятие «и иных непосредственно связанных с ними отношений», указав прежде всего меры социальной поддержки. Эти вопросы должны быть тщательно прописаны в части заключительных соглашений и коллективных договоров.

Более детально требуется проработать вопросы социальных гарантий и льгот обучающихся и работников образовательных учреждений в Законе РФ «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Так, в статье 51 Закона РФ «Об образовании» запись о том, что медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения, следует более конкретизировать. Это касается заключения договора и прикрепления контингента к соответствующим учреждениям здравоохранения и в части ежегодной диспансеризации. В статье 41 «Финансирование образовательных учреждений» следует указать, что в смете доходов и расходов образовательных учреждений предусматриваются расходы на осуществление законодательно гарантированных мер социальной поддержки обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений.

Виктор ПРИВЕЗЕНЦЕВ, кандидат экономических наук, заслуженный экономист РФ, член-корреспондент Международной академии информатизации

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Социальные льготы педагогическим работникам в общеобразовательном учреждении

Введение

Осуществляемые в России реформы, становление рыночной экономики привели к кардинальным изменениям в жизни общества. В значительной степени эти процессы охватили и социально-культурную сферу, включая образование. Появилась реальная возможность выбора места работы и предпочтительных форм обучения в государственных и негосударственных образовательных учреждениях. Существенным для работников является, насколько эффективно осуществляется в этих образовательных учреждениях социальная поддержка. Они хотят конкретно знать, на какие социальные гарантии и льготы могут рассчитывать, выбирая место учебы и работы.

К решениям в области социальной поддержки относятся федеральные и региональные законы, а также нормативные акты органов исполнительной власти, работодателей, профсоюзных и других общественных организаций. Они имеют целью повышение уровня жизни обучающихся и работающих в образовательных учреждениях как членов общества, объектов государственной социальной политики.

Требования обучающихся и работников образовательных учреждений в обязательном порядке должны опираться на основополагающую законодательную базу. И прежде всего исходить из конституционных гарантий социальной поддержки граждан.

1. Социальные гарантии и льготы в образовательном учреждении

образовательный пенсия льгота педагогический

Государственная социальная политика представляет собой совокупность принимаемых решений по вопросам социальной поддержки и практических мероприятий, способствующих осуществлению этих решений.

Федеральный закон от 8 августа 2004 г. №122-ФЗ известен прежде всего тем, что отменил многие имевшиеся в федеральном законодательстве социальные выплаты и льготы и тем самым вызвал определенные пессимистические настроения. Однако вместо пессимизма следует внимательно изучить происшедшие изменения, выяснить продолжающие действовать государственные гарантии и льготы, уровни власти, в настоящее время принимающие решения по вопросам социальной поддержки, реальные финансовые источники и вместе с профсоюзными и другими общественными организациями определить направления и методы конкретных действий с целью обеспечения социальных гарантий и льгот в соответствии с продолжающим действовать законодательством, нормативными актами органов исполнительной власти, уставами образовательных учреждений, соглашениями о социальном партнерстве и коллективными договорами.

Конституция РФ определила, что:

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации устанавливаются гарантии социальной защиты (ст. 7);

каждый имеет право на образование; гарантируется общедоступность и бесплатность образования (ст. 43);

каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (ст. 41);

каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45);

признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры (ст. 37);

защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2);

органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ст. 24).

Федеральным конституционным законом «О правительстве Российской Федерации» от 17.12.97 №2-ФКЗ установлено, что Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан, принимает меры по реализации молодежной политики (ст. 16).

Законом РФ «Об образовании» (ст. 13) предусмотрено, что в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются: учредитель, его компетенция; организационно-правовая форма; порядок приема обучающихся (воспитанников), регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся (воспитанников) и (или) их родителей (законных представителей); права и обязанности участников образовательного процесса; перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

Для всех обучающихся

Статья 50 этого закона «Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников» определяет следующее:

граждане РФ имеют право на получение впервые бесплатного образования в пределах государственных образовательных стандартов;

граждане РФ вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатно профессиональное образование по направлению государственной службы занятости;

обучающиеся в образовательных учреждениях профессионального образования по очной форме обучения имеют право на получение отсрочки от призыва на военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;

обучающихся, воспитанников государственного или муниципального образовательного учреждения учредитель в пределах своей компетенции обеспечивает стипендиями, местами в общежитии и интернатах, а также осуществляет иные меры социальной поддержки;

обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением;

обучающиеся в образовательных учреждениях по очно-заочной (вечерней) и заочной форме, выполняющие учебный план имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск по месту работы, на сокращенную рабочую неделю и на другие льготы, которые предоставляются в порядке, устанавливаемом законодательством.

Статьей 28 Закона РФ «Об образовании» предусмотрено, что ведению Российской Федерации подлежит установление порядка предоставления гражданам и погашения ими государственного образовательного кредита.

В статье 5 Закона РФ «Об образовании» указано, что государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются Правительством РФ.

На 2005 год в федеральном бюджете по подпрограмме «Одаренные дети» в составе Федеральной целевой программы «Дети России» выделяется 30,0 млн. рублей.

Органы государственной власти и органы управления образованием могут создавать нетиповые образовательные учреждения высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности (ст. 50 Закона РФ «Об образовании»).

Определенные льготы при поступлении в высшие учебные заведения имеют лица, окончившие с медалями образовательные учреждения среднего (полного) общего или начального профессионального образования, а также лица, окончившие с отличием образовательные учреждения среднего профессионального образования, которые имеют государственную аккредитацию. Победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и члены сборных команд РФ, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, определяемом Правительством РФ, принимаются без вступительных испытаний в федеральные государственные высшие учебные заведения для обучения по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю олимпиады (ст. 11 федерального закона о высшей школе).

В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, и размеры ее предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами субъектов РФ для находящихся в их ведении и муниципальных образовательных учреждениях.

Подробно социальные гарантии и льготы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для детей и подростков с отклонениями в развитии, для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях, изложены в Законе РФ «Об образовании» (в статьях 5, 16, 50, 51), в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в ст. 11, 16).

Например, для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа. Учебные занятия для таких детей могут проводиться образовательными учреждениями на дому или в лечебных учреждениях. Обеспечение указанных мероприятий является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

Определенная специфика имеется в социальной поддержке студентов высших учебных заведений. Так в статье 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» определено, что:

студенты федеральных государственных вузов, обучающиеся по очной форме обучения и получающие образование за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются стипендиями в размере 400 рублей в порядке и на условиях, определенных Правительством РФ; студенты вузов вправе получать стипендии, назначенные направившими их на обучение юридическими или физическими лицами, а также именные стипендии на основании соответствующего положения;

студентам очной формы обучения федеральных государственных вузов выделяются дополнительные средства на оказание поддержки нуждающимся студентам в размере двадцати пяти процентов стипендиального фонда, предусматриваемого в установленном порядке в расходах федерального бюджета; федеральным государственным вузам выделяются дополнительные средства в сумме двукратного месячного размера академической стипендии для организации культурно-массовой, физкультурной и оздоровительной работы со студентами очной формы обучения;

студентам вузов предоставляется право на бесплатное пользование услугами государственных и муниципальных библиотек, а также на бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев;

каждый обучающийся, нуждающийся в жилой площади, должен быть обеспечен отвечающим санитарным нормам и правилам местом в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда вуза; размер платы за проживание в общежитии, коммунальные и бытовые услуги для обучающихся не может превышать пяти процентов размера стипендии;

за успехи в учебе и активное участие в научно-исследовательской работе студенты вузов получают моральное и (или) материальное поощрение в соответствии с уставом вуза;

студенты вузов имеют право переводиться с платного обучения на бесплатное в порядке, предусмотренном уставом вуза.

Наряду с этим в статье 42 Закона РФ «Об образовании» определено, что в пределах имеющихся внебюджетных средств образовательные учреждения самостоятельно могут оказывать социальную поддержку нуждающимся студентам.

В преамбуле федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ указано, что социальные гарантии и льготы обеспечиваются в соответствии с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. На практике это обеспечивается за счет средств соответствующих бюджетов.

Федеральным бюджетом, например, в 2005 году увеличиваются расходы на стипендии на общую сумму 4 млрд. рублей. Намечается в течение года повысить стипендии дважды на сто рублей: с 1 апреля и с 1 сентября. Около 420 млн. руб. направляются на финансирование санаториев-профилакториев, подведомственных Федеральному агентству по образованию. Более 1,1 млрд. руб. будет направлено на оздоровительные мероприятия для студентов. Кроме того, 40 млн. руб. выделяются на оснащение студенческих спортивно-оздоровительных лагерей.

Около трех тысяч учреждений начального профессионального образования и более четырехсот техникумов и колледжей передано в ведение субъектов РФ. Были скорректированы расходы федерального бюджета на образование на 2005 год. Из него 22 млрд. руб. переданы регионам. При этом Минфин России предусмотрел резерв около 5 млрд. руб. для оказания нуждающимся регионам по итогам первого квартала текущего года.

Увеличивают объемы финансирования бюджеты субъектов РФ на обеспечение социальной поддержки учреждений образования. Так, в Санкт-Петербурге установили льготную стоимость проездного билета для учащихся и студентов. В Москве из городского бюджета финансируется бесплатное обеспечение учащихся школьными учебниками, а также оздоровительные мероприятия для детей в период школьных каникул. В Липецкой области установили повышенный размер пособия родителям на детей.

Законодательство Российской Федерации предусматривает социальные гарантии и льготы работникам образовательных учреждений. В Законе «Об образовании» понятие «социальные гарантии и льготы» заменено на другую формулировку - «социальная поддержка».

Закон РФ «Об образовании» определил следующее:

ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием подлежат: организация федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических работников и работников государственных органов управления образованием; установление социальной поддержки педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений, а также видов и норм их материального обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации; установление и присвоение государственных наград и почетных званий работникам образования (ст. 28);

к компетенции образовательного учреждения отнесено: установление своим работникам заработной платы, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров премирования; создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения; образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса (ст. 32);

педагогические работники образовательных учреждений обязаны проходить периодически бесплатные медицинские обследования, которые проводятся за счет средств учредителей (ст. 51);

педагогическим работникам образовательных учреждений в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация (ст. 55). Педагогам учебных заведений, находящихся в ведении субъектов РФ и муниципальных образований, денежная компенсация будет выплачиваться соответственно по решению органа государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления. Причем ее размер устанавливается также на местах.

педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади; размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливается законодательными актами субъектов РФ (ст. 55).

При этом надо иметь в виду, что с 1 марта 2005 года вступил в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, регулирующий вопросы принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также платы за жилые помещения и коммунальные услуги.

По отношению социальных гарантий и льгот работников образовательных учреждений высшего профессионального образования в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусмотрено следующее:

научно-педагогические работники вуза имеют право: пользоваться бесплатно услугами библиотек, информационных фондов, учебных и научных подразделений, а также услугами социально-бытовых и других структурных подразделений вуза в соответствии с его уставом и (или) коллективным договором; на организационное и материально-техническое обеспечение своей профессиональной деятельности (ст. 20);

государство гарантирует создание необходимых условий для повышения квалификации не ранее чем один раз в пять лет научно-педагогических работников федеральных, государственных вузов и научно-педагогических работников государственных научных учреждений и организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования (ст. 21);

К компетенции федерального государственного органа управления образованием относятся разработка и реализация совместно с профсоюзными и общественными организациями мер по социальной поддержке работников системы высшего и послевузовского профессионального образования по улучшению условий их труда (ст. 24).

Решая вопросы обеспечения социальной поддержки работников образовательных учреждений, можно руководствоваться предусмотренным статьей 28 федерального закона о высшей школе правом федеральных государственных вузов самостоятельно определять направления использования средств, полученных ими за счет бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

Следует иметь в виду, что в случае необходимости возможно использовать санкции, установленные Кодексом РФ об административных правонарушениях, например, в статьях 5.27 «Нарушение законодательства о труде и об охране труда» и 5.31 «Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению».

Ответственность при невыплате свыше двух месяцев зарплаты, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат определена статьей 145 Уголовного кодекса РФ. Но при этом требуется доказать корыстную или иную личную заинтересованность в этом руководителя учреждения, предприятия или организации.

Целесообразно продолжать совершенствовать действующее законодательство в направлении закрепления социальных гарантий и льгот, включая систему образования. Прежде всего это следует осуществлять в отношении конкретизации закрепляемых за различными уровнями власти видов социальных гарантий и льгот, финансовых источников, четко прописанного в законах механизма восполнения недостающих на эти цели средств из бюджетов более высокого уровня власти, персональной ответственности должностных лиц за несоблюдение предусмотренных законами норм социальной поддержки и несвоевременную, не в полном объеме выплату гражданам полагающихся им средств.

Решать это требуется комплексно, как это сейчас практикуется, путем подготовки и рассмотрения сразу пакета соответствующих нормативных актов. Такие поправки должны иметь прямое действие, для чего содержать четко сформулированный механизм практической реализации вносимых изменений и дополнений. Подобный подход к нормотворчеству следует строго соблюдать одновременно органами власти на всех уровнях: федеральном, региональном и местном.

Например, в Бюджетном кодексе РФ считаю необходимым: в статье 65 «Формирование расходов бюджетов» указать, что расходные обязательства должны обеспечивать гарантированные государством нормы социальной поддержки граждан, включая бюджетные учреждения, оказывающие образовательные и другие социальные услуги; статью 75 «Трансферты населению» дополнить записью о механизме межбюджетных трансфертов для обеспечения на всех уровнях власти в полном объеме финансирования обязательных социальных выплат населению, в том числе стипендий, компенсаций и др.

В Трудовом кодексе РФ следовало бы: в статье 1 включить в число основных задач трудового законодательства не только вопросы организации и оплаты труда, но и социальные гарантии и льготы; в статье 23 раскрыть понятие «и иных непосредственно связанных с ними отношений», указав прежде всего меры социальной поддержки. Эти вопросы должны быть тщательно прописаны в части заключительных соглашений и коллективных договоров.

Более детально требуется проработать вопросы социальных гарантий и льгот обучающихся и работников образовательных учреждений в Законе РФ «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Так, в статье 51 Закона РФ «Об образовании» запись о том, что медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения, следует более конкретизировать. Это касается заключения договора и прикрепления контингента к соответствующим учреждениям здравоохранения и в части ежегодной диспансеризации. В статье 41 «Финансирование образовательных учреждений» следует указать, что в смете доходов и расходов образовательных учреждений предусматриваются расходы на осуществление законодательно гарантированных мер социальной поддержки обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений.

2 . Со циальные гарантии и льготы педагогическим работникам

Государство гарантирует педагогам различные меры социальной поддержки и льготы. Однако реализовать свои права участники образовательного процесса нередко могут только через суд.

Начиная с 30-х гг. XX в. государство гарантировало педагогам меры социальной поддержки и льготы. Действовавшая несколько десятков лет льгота педагогам сельской местности была закреплена в постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках».

Принципы социальной поддержки сохраняются и сегодня. Конституцией РФ и принятыми недавно несколькими федеральными законами были разграничены полномочия между РФ и субъектами РФ. Согласно Конституции РФ вопросы образования и жилищное законодательство находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, что предусматривает как нормативное регулирование, так и финансирование мероприятий из бюджетной системы соответствующего уровня.

Статьей 1 Федерального закона от 06.05.2003 №52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики»» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» был установлен иной порядок обеспечения предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам в сельской местности и поселках городского типа: его обязаны определить субъекты РФ своими законодательными актами.

Многие субъекты РФ, приняв законы по льготам лицам данной категории, «изобрели» свои способы социальной поддержки педагогов в сельской местности, которые, как показала судебная практика, противоречили принципам, заложенным в федеральном законодательстве и Конституции РФ.

Льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в сельской местности и поселках городского типа

В нескольких судебных инстанциях рассматривалось дело по Закону Камчатской области от 29.12.2004 №246 «О мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности и рабочих поселках в Камчатской области, по оплате ими жилья и коммунальных услуг» (далее - Закон №246). Этот закон был издан в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ ««О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»» (далее - Федеральный закон №122-ФЗ), п. 2 ст. 153 которого установлено, что «при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:

вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в т. ч. единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в т. ч. единовременных) и иных видов социальных выплат,

гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года;

при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.»

В соответствии с ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены порядка предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами.

Абзацем третьим п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (далее - Закон «Об образовании») определено, что «педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади…»

При этом ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР предусматривала, что для работников перечисленных категорий льготы по обеспечению бесплатного освещения и отопления предоставляются без каких-либо ограничений и норм. По нормам может предоставляться только жилое помещение.

Федеральным законом №122-ФЗ (п. 30 ст. 16) абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона «Об образовании» дополнен предложением: «Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации».

В связи с системным толкованием федерального законодательства суд сделал вывод о том, что право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и должно предоставляться в порядке, установленном законодательством РФ.

Федеральным законом №122-ФЗ не отменены льготы педагогическим работникам, а лишь предложено субъектам РФ установить размер, условия и порядок возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением указанных мер социальной поддержки, что учитывается в данном случае в межбюджетных отношениях.

Наделение законом субъектов РФ правом на установление порядка и условий возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением указанных мер социальной поддержки граждан данной категории, как указал суд, направлено на создание механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот работникам образования.

Из итогового вывода суда следует, что право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности не содержало и не должно содержать каких-либо ограничений в его предоставлении.

В связи с изложенным обоснованно признаны не соответствующими федеральному законодательству абз. 2 ст. 3 в части слов «в пределах установленной социальной нормы площади жилья в расчете на специалиста», абз. 4 ст. 3 в части слов «в пределах установленной социальной нормы площади жилья в расчете на специалиста», абз. 6 ст. 3 в части слов «в объеме не более 50 кВт» Закона №246, т.к. эти нормы не только регулируют межбюджетные отношения, а устанавливают порядок и условия предоставления мер социальной поддержки граждан данной категории, что противоречит федеральному законодательству.

Как показывает анализ регионального законодательства, многие субъекты РФ заменяют указанную льготу ежемесячной денежной выплатой, которая не компенсирует в полном объеме расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг. Органы государственной власти субъекта РФ определяют размер выплаты, исходя из возможностей бюджета.

В частности, в Алтайском крае установлена ежемесячная денежная выплата в размере 200 руб., заменяющая льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг и приобретению твердого топлива, предоставлявшиеся в соответствии с федеральным законодательством до 1 января 2005 г. педагогическим работникам в сельской местности. Фактические же расходы составляют около 2000 руб.

В указанном случае нарушены права получателей льгот, т.к. федеральным законом предоставлено право на льготу в натуральном виде, а замена денежной выплатой не предусмотрена и в данном случае является неравноценной. Реализация данной нормы путем установления ежемесячной денежной выплаты фактически отменяет льготу в натуральном виде, т.к. ежемесячная денежная выплата не может носить компенсационный характер.

3. Пенсионное обеспечение

Еще один вид социальной гарантии, установленной государством в отношении педагогических работников - льготное пенсионное обеспечение.

В последние десятилетия в период проведения пенсионной реформы государством уделяется внимание и сфере пенсионного обеспечения работников образования за выслугу лет. Такой вид социальной гарантии - одна из мер, предпринимаемых государством в целях удовлетворения именно государственных интересов, которые включают в себя:

· привлечение к работе в образовательных учреждениях максимального количества специалистов;

· обеспечение стабильной ситуации с педагогическими кадрами в просвещении;

· повышение материального благосостояния педагогических работников и др.

В связи с тем, что в период экономических реформ в процессе изменения пенсионного законодательства законодателями были допущены отступления от общих принципов преемственности и стабильности правового регулирования данных правоотношений, право на получение пенсии по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью нередко существенно нарушается подзаконными актами и решениями органов социального обеспечения.

Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предоставляет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Правила исчисления периодов работы (далее - Правила), а также Список должностей и учреждений (далее - Список), работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №173-ФЗ), утверждены постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»» (далее - Постановление №781).

Согласно Правилам в стаж педагогической деятельности засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона №173-ФЗ. При этом работа в должностях, указанных в п. 1 раздела «Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пп. 1.1-1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка, а работа в должностях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» Списка, - в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.

Работа, осуществлявшаяся в предусмотренных Списком должностях в учреждениях РФ за границей, засчитывается в стаж работы на общих основаниях.

Уже сложилась многочисленная практика рассмотрения дел судами общей юрисдикции по вопросу зачета в стаж периодов работы, дающих право на льготную пенсию. Верховный Суд РФ в своем постановлении от 20.12.2005 №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» обращает внимание судов на то, что при рассмотрении споров, возникших в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости на основании подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона №173-ФЗ, необходимо иметь в виду, что в силу подп. «в» п. 8 Правил в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона №173-ФЗ, работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела «Наименование учреждений» Списка, в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона №173-ФЗ засчитывается в стаж работы только за период до 1 ноября 1999 г. Такая работа, имевшая место после 1 ноября 1999 г., не подлежит зачету в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Аналогичное правило применяется и к случаям работы в указанных должностях в учреждениях, перечисленных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела «Наименование учреждений», являющихся структурными подразделениями организации.

При применении Правил, согласно которым работа в должностях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» Списка, в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование учреждений» Списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 г., засчитывается в стаж работы при наличии условий, перечисленных в этом пункте, судам следует учитывать ограничения, установленные подп. «в» п. 8 Правил.

Проблемы, возникающие при учете условий для назначения пенсии на льготных основаниях, обуславливаются прежде всего тем, что многие образовательные учреждения поменяли свое наименование и статус. В связи с этим, Минтруда России приняло постановление от 03.10.2002 №67 «Об установлении тождества наименований специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии наименованиям учреждений «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» и «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»».

Большинство педагогических работников женщины, поэтому актуальным остается вопрос о включении в льготный стаж периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

Согласно постановлению Правительства РФ от 11.07.2002 №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»» (далее - Постановление №516), Правилами не предусмотрено включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком.

Однако по ранее действовавшему законодательству период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 г., т.е. до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», включался в стаж, с учетом которого досрочно назначалась трудовая пенсия по старости.

С учетом Определения Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 №320-О, если на момент вступления в силу Постановления №516 женщина имела необходимый стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости (включая отпуск по уходу за ребенком за период до 6 октября 1992 г.), то такая пенсия может быть назначена независимо от того, когда она за этим обратилась.

Складывающаяся судебная практика в целом положительно влияет на развитие отношений в сфере образования и реализацию прав участников образовательного процесса, но обращение в суд и судебное разбирательство представляют собой достаточно длительную процедуру и требуют тщательной подготовки, что создает определенные трудности для человека, права которого были нарушены.

Заключение

Конкретные социальные гарантии и льготы определены соответствующими законами и нормативными актами. Они установлены раздельно для обучающихся и работников образовательных учреждений. При этом учитывается специфика, например для учащихся по дневной (очной) форме обучения и для сочетающих обучение и работу, для проходящих переподготовку и получающих новую специальность по направлению службы занятости населения. Также учитывается специфика гарантий и льгот для основного состава образовательного учреждения - педагогов (воспитателей) и вспомогательного состава, для совместителей, для работающих во вредных условиях и опасных для здоровья.

Поскольку социальные гарантии и льготы весьма многообразны, то мы остановимся на наиболее характерных для системы образования.

Конкретные социальные гарантии и льготы обучающихся и работников образовательного учреждения находят отражение, например, в Трудовом кодексе РФ, законах об образовании и высшей школе, федеральных и региональных целевых программах, в уставе образовательного учреждения, генеральном, региональном и отраслевом соглашениях, коллективном договоре, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические, финансовые отношения.

В первую очередь гражданин должен выяснить, какие социальные гарантии и льготы касаются непосредственно его в действующем уставе образовательного учреждения и коллективном договоре. После этого он осознанно оформляет свои социально-трудовые отношения с администрацией образовательного учреждения.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ от 12.12.1993 (с изм. и доп.)

2. Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 №188-ФЗ (с изм. и доп.)

3. Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

4. Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (с изм. и доп.)

5. Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»»

6. Постановление Минтруда России от 03.10.2002 №67 «Об установлении тождества наименований специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии наименованиям учреждений «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» и «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»»

7. Журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения», №11 2008 год Е.Г. Гуськова, начальник отдела юридической экспертизы и правотворчества аппарата Думы города Костромы

9. Правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения. А.Н. Кузибецкий, В.Ю. Розна, Т.Б. Рденко, М.2010.

10. Официальный сайт Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр образовательного законодательства».

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Объективная необходимость расходов на социальные нужды, их состав, структура и динамика. Выплата пенсий по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца. Размеры ставок, объекты обложения, плательщики, льготы. Порядок зачисления налогов в бюджет.

    реферат , добавлен 03.08.2016

    Необходимость активизации процесса социального инвестирования предприятиями. Финансовые инструменты замера эффективности традиционных инвестиций. Универсальная методика оценки инвестиций в социальные программы, способы ее адаптации для данной фирмы.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2011

    Пенсионные фонды как субъекты экономики. Моделирование взаимосвязи реформирования пенсионной системы с макроэкономическими показателями. Целевое назначение бюджета фонда. Система социального обеспечения, этапы реформирования. Три сценария смертности.

    дипломная работа , добавлен 09.03.2013

    Уровень жизни: сущность, минимальные социальные стандарты. Индикаторы и показатели качества жизни населения, социальные нормативы и потребности. Анализ данной сферы, проблемы преодоления бедности и система социальной защиты населения в Приднестровье.

    курсовая работа , добавлен 03.08.2017

    Сущность и роль заработной платы бюджетной сферы в рыночной экономике. Необходимость проведения реформы оплаты труда бюджетной сферы. Единая тарифная сетка. Особенности заработной платы работников педагогического труда. Объем учебной нагрузки учителей.

    курсовая работа , добавлен 04.08.2010

    Понятие и структура пенсионной системы, история ее возникновения и развития. Социальные функции, виды и механизмы финансирования пенсии. Состояние системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь, ее основные проблемы и направления совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2014

    Социальные гарантии в сфере занятости населения, общая характеристика целевых программ в данной области, этапы их исполнения и оценка эффективности. Информация о положении на рынке труда города Владивостока. Пути рационализации инвестиционной политики.

    курсовая работа , добавлен 21.05.2014

    Проблемы развития социально-культурной сферы, государственное регулирование, культурная политика. Социальные услуги и технологии, их сущность и качество. Эффективность инвестиций в воспроизводство и формирование индивидуального человеческого капитала.

    курсовая работа , добавлен 11.08.2011

    Использование теории кривых безразличия для оценки последствий коммерческой деятельности: вознаграждение постоянных клиентов и дополнительные льготы работникам. Потребительское поведение и рыночный спрос. Производство и издержки. Типы рыночных структур.

    курсовая работа , добавлен 29.08.2011

    Роль государства в командной экономике и в рыночном хозяйстве, возможность и необходимость регулирования, его нормативно-правовое обоснование и отражение в законодательстве России. Изменения в формах и методах государственного регулирования экономики.