Избирательный процесс в рф. Понятие избирательного процесса К уровням избирательного процесса не относится

Избирательный процесс - это совокупность форм деятельности органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государствен-ные органы и органы местного самоуправления.

Избирательный процесс включает в себя следующие стадии:

1) назначение выборов;

2) составление списков избирателей;

3) об-разование избирательных округов и избирательных участков;

4) создание избирательных комиссий;

5) выдвижение кандидатов и их регистрация;

6) пред-выборная агитация;

8) подсчет голо-сов и определение результатов выборов.

1. Выборы назначаются органами власти соответствую-щего уровня: выборы Президента РФ - Федераль-ное Собрание, Государственной Думы - Прези-дент РФ, представительного органа субъекта РФ - глава субъекта РФ, высшего должностного лица субъекта РФ - пред-ставительный орган этого субъекта России только на календарный выходной день, но не на праздничный.

Решение о назначении выборов принимается не позднее, чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны соответствующий орган или должностное лицо.

Если назначаются выборы по причине досрочного прекращения полномочий соответствующего орга-на, то решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем через 14 дней со дня та-кого прекращения полномочий.

Виды выборов :

1) по виду фор-мируемых органов , выборы могут быть: Главы государства, парламента, в органы местного самоуправления и т. д.;

2) по форме проведения выборов : непосред-ственные, косвенные (через представителей, упол-номоченных населением осуществить выборы в ор-ганы власти) и т. п.

В зависимости от масштабов и сроков проведения выборы могут быть:

а) общегосударственными (на всей территории госу-дарства), региональными (в субъекте Федерации) и мес-тными (в муниципальном образовании);

б) полными (выборный орган избирается в полном со-ставе) и частичными (избирается часть депутатов выбор-ного органа взамен выбывших);

в) очередными (проводятся в установленный законом срок), повторными (проводятся после несостоявшихся очередных выборов) и внеочередными (проводятся после досрочного прекращения полномочий выборного органа или должностного лица).

В зависимости от принципов избирательного пра-ва выборы могут быть:

а) всеобщими (в голосовании участвуют все граждане, достигшие определенного возраста, за исключением неде-еспособных, признанных таковыми судом, и, как правило, лиц, приговоренных судом к лишению свободы) и не всеоб-щими (в голосовании не участвуют граждане, лишенные избирательного права по какому-либо необоснованному признаку — половому, религиозному, имущественному, социальному и др.);

б) равными (все граждане имеют равные возможности участвовать в выборах, избиратели имеют равное число голосов, кандидаты на выборные должности избираются от избирательных округов с примерно равным числом избира-телей) и неравными (принципы равных выборов наруша-ются);

в) прямыми (каждый избиратель голосует непосред-ственно за конкретного кандидата или кандидатов), кос-венными (вначале избиратели выбирают так называемых выборщиков, которым они доверяют, а выборщики затем голосуют за конкретного кандидата или кандидатов) и мно-гоступенчатыми (избиратели выбирают непосредственно только низшие органы власти, которые затем выбирают вышестоящие, а последние выбирают высшие — при трех- ступенчатых выборах);

г) тайными (контроль за волеизъявлением избирате-лей не допускается) и открытыми (при открытом голосо-вании);

д) свободными (участие избирателей в голосовании и их выбор зависят только от их воли) и несвободными (на волю избирателей оказывается давление).

2. Регистрация избирателей - это включение лица в список избирателей, на основании которого оно может быть допущено к голосованию. Ре-гистрации подлежат все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом и осу-ществляется по месту жительства избирателей орга-нами регистрационного учета, которые составляют списки избирателей.

Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, предоставляемых по уста-новленной форме главой местной администрации. Уточнение списков зарегистрирован-ных избирателей осуществляется главой местной администрации по состоянию на 1 янва-ря и 1 июля каждого года. Эти сведения направляются в соответствующие избирательные комиссии сразу после назначения выборов. Основанием для включения гражданина Рос-сии в список избирателей на конкретном избирательном участке является его проживание на территории этого избирательного участка. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 20 дней до дня выборов.

3. Для проведения выборов в коллегиальные органы об-разуются избирательные округа, от которых избираются депутаты выборного органа. В Российской Федерации используется территориальный принцип организации выборов по избирательным округам. Территория РФ на время выборов делится на одномандатные избирательные округа, а в своей сово-купности составляет единый федеральный избира-тельный округ. Округа делятся на избирательные участки.

a) единый федеральный избирательный округ;

b) 225 одномандатных избирательных округов;

c) избирательные участки.

Избирательные округа - это территориальные единицы, от которых избираются депутаты и другие выбираемые лица. В избирательных округах могут баллотироваться как отдельные кандидаты, так и общественные объединения (партии), выдвигающие списки своих кандидатов. В после-днем случае выборы могут проводиться в едином избира-тельном округе, территория которого совпадает со всей территорией, на которой проводятся выборы.

В зависимости от числа избираемых лиц избира-тельные округа мо-гут быть:

одномандатными (от каждого округа избирается только одно лицо в выборный орган);

многомандатными (от каждого округа избирается несколько лиц в выборный орган).

Федеральный избирательный округ охваты-вает собой всю территорию РФ. По этому округу избираются депутаты Государственной Думы про-порционально числу голосов, поданных за феде-ральные списки кандидатов, выдвинутые политиче-скими партиями, избирательными блоками.

Одномандатные округа образуются на основа-нии представленных в Центральную избирательную комиссию РФ исполнительными органами власти субъектов РФ данных о числе избирателей, заре-гистрированных по отдельным областям.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избира-тельные участки - территориальные единицы, создаваемые для проведения голосования и подсчета голосов. Они образуются главой местной администрации по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке и не позднее, чем за 50 дней до выборов. Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы соответствующей избирательной комиссией в местной печати не позднее, чем за 45 дней до дня выборов.

Органами, обеспечивающими практическую подготовку и проведение выборов, являются избирательные комиссии, которые образуют систему. В Российской Федерации подготовку и проведение выборов осуществляют:

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

Изби-рательные комиссии субъектов Российской Федерации;

Окружные избирательные комис-сии;

Территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии;

Участко-вые избирательные комиссии.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на посто-янной основе. Она осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами в соответствии с федеральными законами, а также по проведению референдумов Российской Федерации. Срок полномочий Центральной избирательной комиссии - 4 года. Она состоит из 15 членов. Пять из них назначаются Государственной Думой, пять - Советом Федерации, а остальные пять членов назначаются Президентом Российской Федерации.

Порядок формирования избирательных комиссий по выборам в федеральные орга-ны государственной власти, а также по выборам в органы государственной власти субъек-тов Российской Федерации определяется соответственно федеральными законами, зако-нами и иными нормативными актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Деятельность всех избирательных комиссий (как по подготовке к выборам, так и по подсчету голосов) осуществляется гласно в присутствии наблюдателей, а их решения подлежат обязательному опубликова-нию в государственных или муниципальных средствах массовой информации.

4. Самостоятельной стадией избирательного процесса являетсявыдвижение кандидатов в депутаты .

Выдвижение кандидатов на выборах может быть в порядке:

Самовыдвижения - возможно только по одному од-номандатному избирательному округу. Кандидат, выдвинувший свою кандидатуру по одномандатному округу, не может быть выдвинут политической пар-тией, избирательным блоком. Для самовыдвижения гражданин РФ направляет в окружную избиратель-ную комиссию письменное уведомление о самовыд-вижении и протокол о сборе подписей в поддержку своего выдвижения. Федеральными законами уста-навливаются случаи, когда представление кандида-том протокола о сборе подписей не обязательно.

Выдвижения кан-дидатов политической партией, избирательным бло-ком по одномандатным избирательным округам (тайным голосованием на съезде политической партии);

Выдвижения федерального списка кандидатов по-литической партией, избирательным блоком (тайным голосованием на съезде политической партии).

Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политическими партиями и избирательными блоками, имеющими в соответствии с дейст-вующим законодательством право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов.

В поддержку кандидатов (списка кандидатов) собираются подписи избирателей.

Кандидаты и политические партии для участия в выборах должны пройти процедуру регистрации. Кандидаты (списки кандидатов) регистрируются соответствующей избирательной комиссией при наличии заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данно-му избирательному округу и иных, предусмотренных законом, документов. Одновремен-но в соответствующую избирательную комиссию представляется не менее установленно-го количества подписей избирателей в поддержку кандидата (списка кандидатов). Кандидаты по одномандатному округу регистриру-ются окружной избирательной комиссией по соот-ветствующему избирательному округу. Политиче-ские партии и блоки регистрируются Центральной избирательной комиссией.

Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях уча-стия граждан России в политической жизни общества посредством формирования и вы-ражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выбо-рах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государ-ственной власти и органах местного самоуправления.

Избирательным блоком является создаваемый для совместного участия в выборах добровольный союз двух или трех политических партий, а также добровольный союз одной или двух политических партий с соответственно не более чем двумя или одним обще-ственным объединением, которое создано в форме общественной организации или обще-ственного движения и устав которого предусматривает участие в выборах.

Для регистрации кандидат или политическая партия могут не собирать подписи в поддержку свое-го выдвижения и не представлять в избирательную комиссию собранные подписи, но в этом случае ре-гистрация кандидата, федерального списка канди-датов производится на основании избирательного залога.

Избирательный залог - денежные средства, внесенные кандидатом на специальный счет изби-рательной комиссии субъекта РФ либо политической партией (избирательным блоком) на специальный счет Центральной избирательной комис-сии РФ.

После проведения проверки Центральная (окруж-ная) избирательная комиссия регистрирует канди-дата, политическую партию или блок в качестве участ-вующих в выборах.

5. Предвыборная агитация представляет собой деятельность граждан и обществен-ных объединений по подготовке и распространению информации, имеющую целью побу-дить избирателей к участию в голосовании за или против тех или иных кандидатов (списков кандидатов).

Информирование избирателей и предвыборная агитация в совокупности составляют информаци-онное обеспечение выборов, и обеспечивает реализацию принципа гласности выборов.

В период проведения избирательной кампании может проводиться предвыборная агитация, которая начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до выборов. Агитация проводится:

» на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных из-даниях;

» посредством проведения массовых меро-приятий;

» посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

» иными не запрещенными законом ме-тодами.

Предвыборная агитация включает в себя:

Описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата, федерального списка кандидатов;

Распростране-ние информации о деятельности кандидата, не свя-занной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

Иные действия, имеющие целью побудить или побуждающие избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него либо против всех кандидатов (ст. 57 ФЗ от 20 декабря 2002 г. №175-ФЗ «О выборах депута-тов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изменениями от 20 де-кабря 2002 г., 23 июня 2003 г.)).

Финансирование выборов в РФ осуществля-ется из средств бюджета соответствующего уров-ня:

a. федеральные выборные органы - из средств федерального бюджета;
b. в выборные органы субъектов РФ - из средств бюджета субъекта РФ.

Общий объем денежных средств, обеспечивающих выборы в государственные органы власти, включа-ет в себя избирательные фонды кандидатов, поли-тических партий, избирательных блоков.

Избирательные фонды включают в себя денеж-ные средства:

÷ принадлежащие собственно кан-дидату (они не могут превышать 50 % от предель-ной суммы всех расходов из средств избирательного фонда);

÷ выделенные кандидату выдвинувшей его политической партией, политическими партиями, входящими в выдвинувший его избирательный блок (они не могут превышать 50 % от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фон-да кандидата);

÷ добровольные пожертвования граж-дан (не более 5 % от предельной суммы расходов из средств избирательного фонда кандидата) и юриди-ческих лиц (не более 50 % от той же суммы).

Предельная сумма всех расходов из средств из-бирательного фонда кандидата не может превышать 6 млн. руб.

6. Голосование - это главная стадия избирательного процесса. Оно проходит в
один или два тура и осуществляется лично путем подачи избирательного бюллетеня. О
времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить
избирателей не позднее, чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации.

Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов будет отсутствовать по месту жительства и не сможет в день выборов принять участие в голосовании, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения избиратель-ного бюллетеня в помещении окружной или участковой избирательной комиссии.

В день выборов на избирательном участке вправе присутствовать наблюдатели.

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участия в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по дру-гим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования.

Голосование проводится в специально оборудованных кабинах (комнатах), в кото-рых не допускается присутствие других лиц. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом участковой избирательной комиссии или наблюдателем. Избирательный бюллетень должен содержать печать участковой избирательной комиссии или подписи не менее двух ее членов.

Заполненные избирательные бюллетени опускаются в избирательные ящики, кото-рые должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

7. Порядок определения результатов выборов зависит от принятого вида избира-тельной системы. Результаты выборов подводятся путем сумми-рования поданных за того или иного кандидата го-лосов избирателей и должны быть официально опуб-ликованы Центральной избирательной комиссией в течение 3 недель со дня выборов.

Каждая избирательная комиссия составляет про-токол об итогах голосования, который подписыва-ется членами комиссии с правом решающего голо-са и направляется в вышестоящую избирательную комиссию.

1) избирателям;

2) зарегист-рированным кандидатам;

3) их доверенным лицам;

4) уполномоченным представителям зарегистриро-ванных кандидатов, политических партий, избира-тельных блоков;

5) наблюдателям РФ и иностранным (международным) наблюдателям;

6) представителям средств массовой информации.

Общие результаты выборов и данные о числе голосов избирателей, полученных каждым из заре-гистрированных кандидатов, федеральных списков кандидатов, и числе голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, против всех федеральных списков кандидатов, должны быть официально опуб-ликованы в течение 3 недель со дня голосования.

В избирательном процессе можно выделить следующие стадии: назначение выборов, создание необходимой инфраструктуры, кампании кандидатов (выдвижение, регистрация кандидатов, предвыборная агитация), голосование и подведение итогов (подсчет голосов, определение итогов голосования и результатов выборов). Временные рамки избирательного процесса определяются законом и уточняются специальным решением избирательной комиссии, проводящей выборы – календарным планом.

Правовым механизмом, обеспечивающим своевременное начало избирательного процесса, является назначение выборов уполномоченным органом. Формально оно выражается в определении даты голосования, а с точки зрения правовой природы это правоприменительный акт, который влечет возникновение избирательных правоотношений. Одновременно его юридическая конструкция обеспечивает необходимую для защиты избирательных прав определенность в намерении государственных органов проводить выборы в конкретный день [статья 10, Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ].

Под созданием инфраструктуры следует понимать определение территорий (избирательных участков), формирование органов, обеспечивающих подготовку – назначение избирательных комиссий, создаваемых ad hoc, и обеспечение начала ими свой деятельности. К обеспечительным мерам можно отнести также и составление списков избирателей (по правовому значению это установление круга лиц, обладающих активным избирательным правом).

Кампанию кандидатов следует отличать от избирательной кампании. Под кампанией кандидата понимается выдвижение кандидатов, представляющее собой намерение выставить кандидатуру [глава V, Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ]. В настоящее время возможны такие способы выдвижения, как самовыдвижение и выдвижение избирательными объединениями и блоками (до недавнего времени была возможность выдвижения непосредственно избирателями). От выдвижения отличается регистрация – приобретение статуса кандидата в результате выдвижения (для кандидатов от политических партий, имеющих фракции в Государственной Думе, этого достаточно), а также выполнения необходимых требований – либо сбора необходимого количества подписей избирателей, либо внесение избирательного залога. Регистрации в качестве кандидата невозможна в случае неизбираемости (в отличие от несовместимости, которая в случае невыполнения необходимых действий влечет аннулирование результатов выборов) [глава V, Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ]. Регистрация в качестве кандидата влечет приобретение специального статуса, с которым связаны как права (например, право назначать членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса), так и ограничения (например, обязанность для государственных служащих быть освобожденными от исполнения служебных обязанностей) [глава VI, Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ]. Кампания кандидата включает в себя также ведение предвыборной агитации, которая может начинаться с момента выдвижения кандидата (за исключением агитации в СМИ).

Правовое регулирование голосования включает установление всей процедуры, включая правила предварительного голосования, организации голосования в отведенном для этого помещении и вне его в день выборов, форму бюллетеня и открепительного удостоверения [глава IX, Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ].

Следует различать (1) установление итогов голосования – фиксацию количества поданных бюллетеней и их содержания – и (2) установление результатов выборов – принятия решения окружными избирательными комиссиями и избирательной комиссией, организующей выборы, о юридических последствиях проведенного голосования (признание выборов действительными, состоявшимися и распределение мест между кандидатами, либо назначение повторных выборов) [глава IX, Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ].

Особенности выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления .

Особенности правового регулирования состоят в нормативной основе их проведения, субъекте их назначения, системы организующих выборы избирательных комиссий, особенностей финансового обеспечения кампании кандидатов и всех элементов избирательной системы.

Выборы Президента РФ и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проводятся на основе специальных федеральных законов [Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ], [Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ], а выборы органов государственной власти субъектов и выборы органов местного самоуправления – на основе законов субъектов РФ.

На выборах Президента РФ используется мажоритарная система в два тура: абсолютного большинства в первом и относительного большинства во втором (с вытекающими отсюда единым одномандатным округом, системой избирательных комиссий во главе с ЦИК и отсутствием окружных комиссий и т.д.)[Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ]. Половина состава депутатов Государственной Думы (225) избираются в одномандатных округах с использованием мажоритарной системы относительного большинства, а половина (225) – по единому избирательному округу по пропорциальной избирательной системе закрытых списков с 7%-м заградительным барьером [Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ].

Как уже отмечалось выше федеральное законодательство требует избрания не менее половины состава законодательного органа власти субъекта РФ по пропорциальной избирательной системе.

Обжалование нарушений избирательного законодательства и ответственность за его нарушение .

Обжалование действий и решений, нарушающих избирательное законодательство, осуществляется в суд или, если речь идет о действиях и решениях избирательной комиссии – в вышестоящую избирательную комиссию. Правила защиты избирательных прав в суде регламентированы, помимо избирательного законодательства [глава X, Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ ], Гражданским процессуальным кодексом [глава 26, ГПК РФ].

Избирательным законодательством предусматривается ряд мер административного пресечения (например, аннулирование вышестоящей избирательной комиссией решения о регистрации кандидата), специальных мер ответственности, которые обычно относят к конституционно-правовой ответственности по избирательному законодательству (отмена регистрации кандидата), а также правообеспечительных мер (признание выборов недействительными). В избирательном законодательстве регламентированы также порядок и условия применения указанных мер [глава X, Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ].

Кроме того, возможна административная ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях [глава 5, КоАП РФ]и законом о СМИ [статья 16_1, Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации»], а также уголовная ответственность [ст. 141-142_2, УК РФ]. Судебной практике известны также случаи привлечения к гражданско-правовой ответственности за причинившую вред деятельность в рамках избирательной кампании.

Понятие и виды референдумов .

Референдум представляет собой способ принятия какого-то важного решения или закона. Процедура его проведения строится на тех же принципах, что и проведение выборов (всеобщее, равное и прямое право на участие в референдуме и т.д.).

В теории выделяют виды референдумов в зависимости от (1) необходимости его проведения в соответствии с законом (обязательный и факультативный); (2) правовых последствий принятия решения (императивный и консультативный, который действующим законодательством не предусматривается); (3) характера принимаемого решения (р. по принятию политического решения, законодательный, в том числе конституционный, и плебисцит); (4) от уровня проведения (федеральный р., р. субъекта и местный р.).

Правовое регулирование референдума осуществляется рамочным избирательным законом [Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ], а также законами, регулирующими отдельно каждый вид референдума в зависимости от уровня его проведения, причем на федеральном уровне действует Федеральный конституционный закон «О референдуме РФ». Новейшей политической истории России известно проведение всероссийских референдумов 17 марта 1991 года и 25 апреля 1993 года.

Вопросы референдума .

Законодательством устанавливаются ограничения содержания вопросов, выносимых на референдум. Эти ограничения связаны с тем, что референдум выражает волю населения государственно-территориального или муниципального образования, а потому (а) не должен противопоставляться другой форме выражения мнения населения – выборам органов государственной власти и органов местного самоуправления [Постановление Конституционного Суда РФ от 11 июня 2003 г. N 10-П], (б) не может выходить за пределы предметов ведения самого государственно-территориального или муниципального образования [Постановление Конституционного Суда РФ от 10.06.1998 N 17-П], (в) не может создавать препятствий для принятия срочных мер по защите, а также не может ограничивать права человека и гражданина, которые имеют приоритет перед решениями государственной власти, даже реализуемой народом непосредственно и (г) не может предоставлять приоритет личным интересам голосующих в ущерб интересам общества в целом

Кроме того, вопросы референдума должны быть сформулированы так, чтобы по ответу можно было однозначно определить волю голосовавших [Постановление Конституционного Суда РФ от 21.04.1993 N 8-П].

Порядок инициирования, назначения и проведения кампании референдума . Определение итогов референдума .

Существуют обстоятельства, которые делают невозможным обеспечение свободного выражения воли народа и наличие которых делает проведение референдуме невозможным [Постановление Конституционного Суда РФ от 11 июня 2003 г. N 10-П].

Запрещается инициирование пересмотра решения референдума путем инициативы нового референдума по тому же вопросу в течение 1 года.

Инициативу проведения референдума Российской Федерации действующая Конституция РФ и законодательство предоставляют не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, и Конституционному Собранию (в порядке пересмотра Конституции РФ).

Процедура проведения референдума состоит из стадий выражения инициативы (создание инициативной группы, её регистрация, сбор подписей, проверка соответствия формулировок вопроса Конституции и законодательству), назначения референдума, кампании референдума, голосования, подсчета голосов и определения результатов [Федеральный конституционный закон «О референдуме РФ»].

Для принятия решения на референдуме за определенный вариант из числа предложенных должны проголосовать более половины участвующих в голосовании при условии участия не менее 1/2 граждан, имеющих право на участие в референдуме.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Конституционное право как отрасль права

Конституционное право как отрасль права.. стараясь не воспроизводить общие положения теории права относительно видов.. тема основы теории конституции..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет конституционного права
К определению предмета конституционного права(1) , то есть круга общественных отношений, регулируемых нормами этой отрасли права, существует два подхода. Согласно первому,широкому подх

Метод конституционного права
Помимо предмета регулирования, основанием деления права на отрасли традиционно в правовой науке рассматривается метод правового регулирования. Зачастую рассуждения о методе сводятся к спорам о прео

Конституционно-правовые нормы
Обычно выделяются следующие особенности конституционно-правовых норм: абстрактность (регулирование на уровне норм-принципов), усеченность состава нормы (отсутствие санкции, иногда гипотезы).

Конституционно-правовые отношения
Субъектом конституционно-правовых, как и других юридических отношений может быть лицо, способное иметь права и обязанности. В связи с этим не следует рассматривать в качестве субъектов конституцион

Структура отрасли конституционного права
В структуре отрасли конституционного права редко выделяют Общую и Особенную части. Среди конституционно-правовых норм нельзя выделить какую-то группу норм, которые применялись бы при реализации отд


К источникам конституционного права следует отнести нормативные правовые акты, различающиеся по юридической силе. Наивысшую юридическую силу имеет Конституция Российской Федерации, принятая 12 дека

Конституционно-правовая ответственность
Конституционное право, используя охранительные нормы других отраслей (уголовного, административного), обладает в то же время собственным механизмом охраны своих норм. В настоящее время выделяют вид

Место конституционного права в системе отраслей права
Предмет регулирования конституционного права объясняет и специфику отрасли в качестве ведущей или базовой в правовой системе. Отношения по поводу осуществления государственной власти связаны с учас

История и теоретические предпосылки возникновения конституции
Начиная со времен античности, среди обычных законов выделялись основные, определявшие организацию властей в государстве и изменявшиеся в особом порядке. Аристотель называл такие законы

Понятие конституции, её сущность и значение
Со времен Великой французской революции по поводу понятия конституции идут споры. В этом споре одни утверждают, что государств без конституции не бывает, т.к. устройство органов и статус личности с

Функции Конституции
Среди функций конституции принято выделять юридическую, социальную и идеологическую (воспитательную). Юридическая функция конституции определяется её природой и местом в системе правовых а

Виды конституций
Классификация конституций возможна по различным признакам. Наиболее часто конституции классифицируются в зависимости от: а) порядка принятия: октроированные, референдумные и законодательны

Форма конституции
а) Порядок принятия и изменения. Одной из существенных особенностей, отличающих конституцию от законов, является порядок её принятия и изменения. Обычно предусматривается либо квал

Понятие конституционного строя и основ конституционного строя
Под конституционным строем в современной науке понимают такую систему организации власти в обществе, при которой государственная власть ограничена правом, в интересах общества и отдельной личности

Основы правового статуса личности и взаимоотношения личности и государства
Человек, его права и свободы как высшая ценность (ст.2 Конституции РФ). В мировой культуре можно выделить два принципиально различных подхода к роли личности в обществе. При первом


Демократическое государство (ст. 1 Конституции РФ) Демократию часто путают с республикой как формой правления, противопоставляемой монархии или аристократии. Это позволяет не

Принципы организации и осуществления государственной власти
Государственный суверенитет (ст. 4 Конституции РФ) Под государственным суверенитетом понимается такое свойство власти, которое состоит в абсолютном верховенстве её на определенной т

Принципы функционирования правовой системы
(ст. 15 Конституции РФ) Верховенство и прямое действие Конституции. Этот принцип был раскрыт выше как одно из юридических свойств конституции (см. Тему 2), и применительно

Правовое значение основ конституционного строя
(ст. 16 Конституции РФ) Конституция устанавливает определенную иерархию собственных норм: глава 1 имеет приоритет по отношению к другим главам конституции. Принципы, составляющие основы ко

История возникновения и теоретические взгляды на права человека
Исторически права человека возникли в качестве сословных привилегий, ограничивавших пределы осуществления государственной власти. Первым таким актом стала Великая хартия вольностей 1215 года. В зап

Принципы правового регулирования и реализации прав человека
1. Конституция РФ (ч.1 ст.17 ) устанавливает, что права человека признаются (но не устанавливаются) и гарантируются согласно нормам международного права и в соответствии с положениями самой


Среди действующих источников правового регулирования прав человека можно выделить международные и внутригосударственные. Международные, в свою очередь, следует разделить на (а) содержащие общепризн

Общая характеристика средств правовой защиты прав человека
Права человека могут защищаться с помощью внутригосударственных и международных средств защиты. Международные (среди них главным является способ защиты в международных судах) используются только по

Судебная защита прав человека
Судебная защита прав человека осуществляется судами общей юрисдикции, если гражданин оспаривает совершение в отношении него действий или принятие индивидуальных решений, которыми на него незаконно

Понятие, принципы организации, функции и полномочия прокуратуры
Прокуратура как система специализированных органов, осуществляющих надзор за соблюдением законности, появилась при Петре I для контроля за деятельностью администрации. В отличие от Западной Европы


Уполномоченный по правам человека – относительно новый правовой институт для России. Уполномоченный по правам человека (омбудсмен) первоначально возник в Швеции как орган парламентского конт

Личные права и свободы
Особенностью личных прав является роль государства в их обеспечении. Государство не только обязано воздерживаться от вмешательства в сферу свободы индивида, но и препятствовать вмешательству со сто

Политические права
В отличие от прочих, политические права принадлежат только гражданам Российской Федерации и выступают формой (правовым механизмом) реализации народного суверенитета – гарантиями участия граждан в о

Социально-экономические права
Анализируя буквальные формулировки конституционных положений, можно сделать вывод, что социально-экономические права гарантируются каждому человеку, находящемуся в Российской Федерации. Од

Процессуальные права и права-гарантии
Права-гарантии обеспечиваются государством и с правовой и с организационной точки зрения в качестве средства защиты личных, политических, социально-экономических и коллективных прав. Права гарантии

Коллективные права
Спецификой коллективных прав, или прав третьего поколения, является развитие после второй мировой войны совершенно новых отношений, которые предполагают правовое закрепление прав, нереализуемых в и

Конституционные обязанности человека и гражданина
Не рассматривая подробно те конституционные обязанности, которые носят скорее морально-этический, нежели правовой характер, вроде обязанности заботиться о детях и родителях (ст. 38 Конституции РФ),

Особые правовые режимы
Основания и порядок введения военного и чрезвычайного положения Под особыми правовыми режимами понимается специальный порядок деятельности органов власти, а также реализации прав и

Понятие, правовая природа и значение гражданства
Действующий закон «О гражданстве РФ» определяет гражданство как устойчивую правовую связь лица с государством, выражающуюся в их взаимных правах и обязанностях. Вопрос о том, каков характер этой св

Принципы российского гражданства
Правовое регулирование российского гражданства основывается на принципах единого и равного гражданства, запрета лишения гражданства или создание препятствий для его изменения, а также высылки гражд

Основания и порядок приобретения гражданства
Среди способов приобретения гражданства можно выделить филиацию, натурализацию, декларативное вступление в гражданство, а также разновидности последнего способа – оптацию и восстановление в граждан

Основания и порядок прекращения гражданства
К числу способов прекращения гражданства относится выход из гражданства и оптация. Выход из гражданства предполагает волеизъявление гражданина. Это может быть заявление о выходе из

Понятие и принципы правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
Под иностранными гражданами и лицами без гражданства понимаются находящиеся на территории России лица, не имеющие российского гражданства [Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ]. Они могут иметь

Беженцы и вынужденные переселенцы
Различие в статусе беженцев и вынужденных переселенцев заключается в основаниях получения их статуса и в принадлежности к гражданству России. Беженцы – явление международное и наряду с зак

Избирательное право как подотрасль конституционного права
Нормы, составляющие правовое регулирование выборов, выделяются в подотрасль конституционного права, а некоторыми учеными – даже в самостоятельную правовую отрасль. Основанием этому служит наличие с

Принципы избирательного права
Принципами избирательного права(1) выступают наиболее общие и абстрактные правовые нормы, определяющие более детальное правовое регулирование. Принципы избирательного права следует разделять на при

Избирательные комиссии
Органы, осуществляющие подготовку и проведение выборов, обычно входят в структуру исполнительной власти, обладая лишь функциональной независимостью. В Российской Федерации полномочия по подготовке

Избирательные территории – округа и участки
Теории избирательного права известны многомандатные и одномандатные избирательные округа. Основанием такой классификации является количество распределяемых в округе мест в представительном органе (

Избирательные системы: понятие, виды, структура
В теории конституционного права обычно выделяются следующие виды избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, а также смешанная, основанная на сочетании принципов первых двух разновидносте

Избирательный процесс РФ

    Понятие, признаки, стадии избирательного процесса

    Назначение выборов

    Избирательные комиссии: понятие, виды, состав, полномочия

    Регистрация избирателей. Составление списков избирателей

    Территориальные формирования по выборам: избирательные округа и участки.

1. Избирательный процесс в широком смысле – форма реализации принципов периодических и свободных выборов и обеспечение избирательных прав граждан.

В узком смысле избирательный процесс – установленная последовательность действий участников выборов, целью которых является обеспечение организации выборов и объективных результатов голосований.

Признаки избирательного процесса:

    Это деятельность, совершение юридически значимых действий

    Это деятельность субъектов избирательного процесса (органов власти, избиркомов, избирательных объединений граждан

    Это деятельность, урегулированная избирательным законодательством

    Это деятельность, направленная на формирование представительных органов власти и должностных лиц

Избирательный процесс – направленная на формирование представительных органов власти, деятельность субъектов избирательного права по реализации закрепленных избирательным законодательством прав и обязанностей путем совершения действий в определенной последовательности.

Избирательный процесс реализуется со дня официального опубликования решения о назначении выборов до дня предоставления избирательной комиссии, организующей выборы отчета о расходовании бюджетных средств. Избирательная кампания заканчивается в день официального опубликования результатов.

Стадии избирательного процесса – этапы организации и проведения выборов, в рамках которых совершается предусмотренные законом избирательные действия, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан и других участников выборов.

Основные стадии:

    Назначение выборов

    Образование избирательных комиссий, округов, участков, составление списков избирателей

    Выдвижение кандидатов (списков) и их регистрация

    Предвыборная агитация

Факультативное стадии

    Повторные выборы

    Выборы депутатов вместо выбывших

2. Характеристика основных стадий

Назначение выборов – первая стадия, которая заключается в принятии уполномоченным органом или должностным лицом решения о выборах и официальном опубликовании нормативного акта, в котором определяется дата голосования. Правом назначения выборов обладают:

    Президент РФ (ст.84 К РФ) назначает выборы Госдумы. Решение должно быть принято не ранее чем за 110 и не позднее 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресение месяца, в котором истекает срок, на который была призвана Госдума прежнего созыва.

    Совет Федерации назначает выборы президента (ст.102). решение должно быть принято не ранее чем за 100 и не позднее 90 дней до дня голосования. Днем голосования является второе воскресение месяца, в котором проводилось голосование за прежнего президента.

    Законодательные органы субъекта РФ, которые назначают выборы законодательных органов, глав субъекта и муниципальных образований. Решение о назначении выборов органов власти субъекта должно быть принято не ранее чем за 100 и не позднее 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в органы МСУ должно быть принято не ранее чем за 90 и не позднее 80 дней до дня голосования.

Решение о назначении выборов официально публикуется не позднее 5 дней со дня принятия. Днем голосования на выборах в органы гос. власти субъектов РФ и органы МСУ является 2 воскресенье сентября в год истечения полномочий этих органов.

3. Избирательные комиссии – общественные или государственные комиссии, целями которых являются обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан, осуществление и подготовки и проведения выборов.

    Центральная комиссия

    избирательные комиссии субъектов РФ

    избирательные комиссии муниципальных

    окружные избирательные комиссии

    территориальные избирательные комиссии

    участковые избирательные комиссии

ВЦИК состоит из 15 человек (5 назначаются Госдумой, 5 Советом Федерации, 5 Президентом).

Полномочия:

    Руководит деятельностью всех других избиркомов

    Разрабатывает нормативы технического оборудования

    Распределяет выделенные средства

    Оказывает правовую, методическую помощь

    Осуществляет меры по организации единообразной системы подведения итогов голосования и определения результатов выборов

    Издает инструкции по порядку применения избирательного законодательства

Избиркомы субъектов РФ состоят не менее 10 и не более 14 членов. Половина назначается законодательным органом субъекта, вторая половина – главой субъекта.

Полномочия:

    Руководит подготовкой и проведением выборов в органы избирательной власти субъекта, осуществляет меры по их финансированию, устанавливает нормативы, в соответствии с которыми составляют избирательные акты.

    Рассматривает жалобы на нижестоящие комиссии

Избирком муниципального образования число членов устанавливается уставом образования, назначение происходит представительным органом.

Полномочия:

    Организует выборы в органы МСУ, участвует выборах органов гос. власти РФ и ее субъектов.

    САМОСТОЯТЕЛЬНО

4. Регистрация

Регистрация избирателей, проживающих на территории муниципального образования, осуществляется главой муниципального образования. Основанием для регистрации является факт нахождения места жительства, который устанавливается на основании сведений, предоставленных органами, осуществляющих регистрацию граждан.

Регистрацию избирателей могут осуществлять:

    Командир воинской власти

    Руководитель дипломатического представительства

Предоставление численности зарегистрированных на территории образования избирателей осуществляется на состояние на 1 января и 1 июля с использованием ГАС (выборы). На основании этих сведений составляются списки избирателей на каждый участок. Выставляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 20 дней до дня голосования.

Округ – территориальная единица, образованная в установленном законом порядке для организации и проведении выборов от которой граждане избираются депутаты представительных органов.

    Единый избирательный округ, который включает территорию РФ, и субъекты или муниципальные образования

    Одномандатный округ - от него избивается 1 депутат

    Многомандатный округ – предназначен для избрания нескольких депутатов (не более 5).

Требования для

    Соблюдается примерное равенство одномандатных округов по числу избирателей. (отклонение 10%)

    Соблюдается примерное равенство числа избирателей на 1 депутатский мандат

Избирательный участок – территориальная единица, необходимая для организации голосования и подсчета голосов.

Требования:

    Не более 3000 избирателей

    Недопустимость пересечения границ избирательных округов с границами избирательных участков

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Избирательный процесс в Америке. Избирательная кампания: понятие и сущность. Стратегия и тактика избирательных кампаний: методологические аспекты. Анализ стратегии и тактики избирательной кампании Д. Трампа. Особенности избирательной кампании Х. Клинтон.

    дипломная работа , добавлен 12.08.2017

    Раскрытие сущности избирательной системы как совокупности норм, регулирующих порядок предоставления прав и проведение выборов. Анализ мажоритарной, пропорциональной и смешанной избирательных систем. Избирательный процесс и избирательная система России.

    контрольная работа , добавлен 25.09.2011

    Понятие избирательной системы. Мажоритарная избирательная система. Пропорциональная избирательная система. Смешанная избирательная система. Система единственного передаваемого голоса. Способы определения результатов выборов.

    реферат , добавлен 29.08.2006

    Сущность понятия "избирательная система". Сравнительный анализ избирательной системы в РФ и зарубежных странах. Применение различных видов избирательных схем. Роль политических партий. Использование современных программно-технических средств голосования.

    контрольная работа , добавлен 19.04.2017

    Избирательная система. Понятие и виды. Идеология избирательных кампаний как элемент идеологического процесса. Партийные списки. Отличие пропорциональной избирательной системы от мажоритарной. Средства массовой информации в избирательных процессах.

    реферат , добавлен 29.10.2008

    Понятие и сущность избирательной системы. Основные принципы избирательного права. Избирательный ценз: понятие и виды. Организация и порядок проведения выборов. Определение результатов голосования. Мажоритарная и пропорциональная избирательная система.

    курсовая работа , добавлен 01.07.2014

    Рассмотрение понятия, основных элементов, типов и методов планирования избирательной кампании. Использование организационно-политических, информационно-коммуникативных, психолого-имиджмейкерских и социологических технологий в процессе ее проведения.

    реферат , добавлен 14.08.2010

    Выборы как признак демократической политической системы. Избирательная система: основные компоненты. Избирательное право и избирательный процесс. Современная процедура выборов президента США. Основные параметры избирательной системы в современной России.

    контрольная работа , добавлен 21.02.2010

Проблема определения понятия «избирательный процесс» не является новой в правовой науке. Несмотря на то что попытки сформулировать данное понятие предпринимались неоднократно, четкого и однозначного определния этого политико-правового явления до сих пор не выработано, что часто приводит исследователей данного института к самым разнообразным оценкам образующих избирательный процесс признаков, вызывает необоснованное отождествление избирательного процесса с выборами, избирательными кампаниями и иными проявлениями электоральной действительности.

В отличие от избирательного права, являющегося системой правовых норм, регулирующих общественные отношения при проведении выборов, избирательный процесс является организационно-правовой формой реализации гражданами избирательного права и отражает технологию непосредственного формирования выборных органов.

Федеральное законодательство не содержит определения избирательного процесса. Соответствующую позицию занимают и региональные законодатели, устанавливая лишь определения выборов, референдума, отзыва. Поэтому нередко его отождествляют с избирательной кампанией. На самом деле понятие «избирательный процесс», включая в себя понятие «избирательная кампания», не сводится к ней, поскольку представляет собой довольно сложное явление, охватывающее ряд последовательных и взаимосвязанных стадий, действий и процедур, выходящих за ее формальные временные рамки. Каждый исследователь на сегодня рассматривая избирательный процесс или его отдельные компоненты, пытается сформулировать свое определение данному понятию.

Избирательный процесс – это часть политического процесса, происходящего в стране. Он непосредственно связан с общими условиями развития институтов демократии и представляет собой не только юридическую технику организации голосования, но и институт, обеспечивающий в стране политическую стабильность, демократичность и легальность власти.

«Избирательный процесс – это система взаимосвязанных и реализуемых в определенной последовательности процессуальных, политических, административных, финансовых и информационных отношений, связанных с подготовкой и проведением выборов, и реализацией конституционного права граждан избирать и быть избранными». Но наиболее приемлемое определение избирательного процесса дают такие авторы как Захаров И.В. и Кокотов А.Н. : «Избирательный процесс – это порядок подготовки и проведения разных видов выборов». Подготовка выборов включает в себя такие организационно-правовые мероприятия, как назначение выборов, образование избирательных округов и участков, составление и уточнение списков избирателей, формирование состава избирательных комиссий, финансирование выборов, информирование избирателей о вышеперечисленных мероприятиях, обжалование действий органов власти, избирательных комиссий по подготовке выборов.

Проведение выборов заключается в выдвижении и регистрации кандидатов в депутаты и на выборные должности, информированном обеспечении выборов, проведении голосования и результатов выборов, их опубликовании, обжаловании действий избирательных комиссий, иных субъектов, участвующих в проведении выборов. Следует отметить, что проведение выборов в рамках конкретных избирательных кампаний опирается на мероприятия, проводимые как в ходе выборов, так и в межвыборный период. К ним относятся, например, учет (регистрация) избирателей, обучение актива избирательных комиссий, деятельность избирательных комиссий, работающих на постоянной основе. С учетом этого обстоятельства, а также регулярности проведения множества избирательных кампаний разного уровня, сферу выборов можно охарактеризовать как относительно обособленную отрасль публично-правовой «индустрии», в которую на профессиональной основе вовлечено множество разных субъектов (избирательные комиссии, работающие на постоянной основе, политические партии, политтехнологи, специализирующиеся на участии в избирательных кампаниях, и др.), назначением которой является периодическое обновление кадрового состава публичной власти в стране.

И.Б.Борисов и Ю.Н. Малеев под избирательным процессом понимают урегулированную законом и другими нормативными документами деятельность индивидов, органов, организаций и групп по подготовке и проведению выборов в государственные, самоуправленческие органы и соответствующих должностных лиц.

Ю.А.Веденеев и В.И.Лысенко рассматривают избирательный процесс в широком и узком смыслах. Понятие «избирательный процесс» в широком смысле охватывает содержание избирательной кампании как периода со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, органа государственной власти, в том числе суда, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня официального опубликования результатов выборов, поскольку связан с необходимостью принятия уполномоченным на то органом или должностным лицом в установленные конституцией, уставом, законом сроки и порядке решения о назначении даты выборов и его направлении для официального опубликования. В узком смысле избирательный процесс рассматривается этими авторами как формализованное явление, которое включает установленную законом совокупность стадий, обеспечивающих его целостность и легитимность результатов выборов.

Т.В.Кашанина и А.В.Кашанин определяют избирательный процесс как деятельность по подготовке и проведению выборов. На наш взгляд, более целесообразно при определении понятия избирательного процесса делать акцент не на деятельность определенных лиц или их групп, а на совокупности стадий, которые в обязательном порядке должны быть содержательно наполнены и уточнены. Кроме этого, недостатком одного из вышеуказанных определений является то, что авторы сводят понимание избирательного процесса к простой совокупности стадий, не указывая на их последовательность, а также внутреннюю логическую обусловленность.

Данный недостаток отчасти устранен в определении избирательного процесса, данном Ю.А.Дмитриевым и В.Б. Исраеляном. По их мнению, «Избирательный процесс – это технологическая инфраструктура и форма реализации конституционных принципов организации периодических свободных выборов и обеспечение избирательных прав человека и гражданина в рамках предусмотренной законом последовательности совершения комплекса избирательных действий и избирательных процедур».

М.С.Матейкович рассматривает избирательный процесс как форму реализации норм избирательного права. По его мнению, избирательный процесс выражает динамику и структуру участия граждан в осуществлении власти.

Согласно Е.Н. Хрусталеву избирательный процесс представляет собой сложное социальное явление, одну из разновидностей человеческой деятельности. Признаками, характеризующими данный институт, являются следующие.

1. Основу избирательного процесса составляет деятельность, осуществляемая уполномоченными на то участниками (субъектами). Она опирается на Конституцию РФ и составляет важнейший элемент конституционного строя России.

2. Избирательный процесс состоит из ряда последовательных и взаимосвязанных стадий, причем каждая имеет строго отведенное ей назначение.

3. Деятельность участников избирательного процесса опирается на нормативно-правовую базу - Конституцию РФ, федеральные законы, уставы и законы субъектов Российской Федерации. Кроме этого, в ходе избирательного процесса учитываются и локальные нормативно-правовые акты.

4. Все стадии избирательного процесса взаимосвязаны и выстроены в определенной логической последовательности. Каждая стадия складывается из действий, осуществляемых субъектами, на то уполномоченными.

На основе данных признаков Е.Н. Хрусталев определяет избирательный процесс как урегулированную нормативно-правовыми актами и иными социальными нормами деятельность участников избирательного процесса, состоящую из взаимосвязанных и построенных в логической последовательности стадий, опирающуюся на демократические принципы российского избирательного права и направленную на придание выборам легитимного характера.

Таким образом, можно отметить, что в большинстве определений понятия "избирательный процесс" акцент делается на деятельности субъектов. Но избирательный процесс - это не только деятельность, но и обеспечение условий ее проведения, т.е. определенный набор знаний и умений. Здесь на первый план выходит техническая сторона дела. Другой важнейшей характеристикой процесса является временной фактор. Следовательно, при определении избирательного процесса необходимо указание и на протяженность, развитие этой деятельности во времени.

Интересную позицию относительно определения избирательного процесса занимает С.Д. Князев. Он предлагает определять избирательный процесс не через деятельность компетентных субъектов, а как систему организационно взаимосвязанных и реализуемых в установленной последовательности отношений, опосредующих подготовку и проведение выборов. Данное определение, по его мнению, не только отвечает интересам комплексного и всестороннего охвата этого многомерного по своему содержанию политико-правового явления, но и позволяет более четко определить его соотношение с избирательными процедурами и формами.

По мнению М.В.Баглая, избирательный процесс – это несколько стадий, последовательно сменяющих одна другую от момента назначения даты выборов до объявления результатов голосования.

Таким образом, с нормативно-правовой точки зрения избирательный процесс должен прежде всего обеспечивать законный ход выборов и объективные результаты голосования, гарантировать гражданам реализацию их прав на осуществление власти и формировать ее легитимные органы.

Рассмотрев основные взгляды ученых-юристов относительно понятия "избирательный процесс", можно выделить три основных подхода к его определению. Согласно первому подходу (наиболее распространенному) при определении понятия "избирательный процесс" основной акцент делается на деятельности основных субъектов избирательного процесса, которая направлена на подготовку и проведение выборов. Второй подход базируется на установленной законом последовательной совокупности стадий, обеспечивающих целостность и легитимность результатов выборов. Третий подход (наименее распространенный) основан на взаимосвязанных и реализуемых в определенной последовательности отношениях, опосредующих подготовку и проведение выборов.

Помимо нормативно-правовых подходов существуют и другие. Так, политологический подход иначе определяет избирательный процесс. Например, принятие Конституции или иного законодательного акта является само по себе явлением политическим. Избирательное право, выполняя функцию регулятора событий, интересует политологов как в плане проработанности норм и установлений, так и с точки зрения выполнения его требований участниками избирательного процесса и ожидаемых последствий для них. С этой точки зрения избирательный процесс - это интегральная категория, при помощи которой дается общая характеристика всего комплекса разворачивающихся в стране политических событий, связанных с выборами.

Очевидно, что в понимании избирательного процесса важное место занимает понятие «процесс». В словарях русского языка обычно под процессом понимается «ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь».

Избирательный процесс, как всякая иная процессуальная деятельность, также осуществляется по определенным правилам, содержащимся в правовых нормах, установленных и санкционируемых государством. Справедлива позиция ученых, утверждающих, что без процессуальных норм нет никаких гарантий того, что материальные нормы будут реализованы вообще или что они будут реализованы правильно, в полном соответствии с их содержанием и единообразно.

Целью избирательного процесса является обеспечение законного хода выборов и объективных результатов голосования, гарантирование надлежащей реализации гражданами конституционных прав на осуществление власти, формирование легитимных органов власти в строго установленной законом форме и предписанными законом средствами и способами. Результатом избирательного процесса является вновь сформированный законодательный (представительный) орган власти, избрание главы государства или избрание главы местного самоуправления.

Таким образом, рассмотрев общие свойства процесса как юридической категории, можно однозначно утверждать, что все эти свойства присущи и избирательному процессу, поэтому позиция исследователей теории права обоснованна, и избирательный процесс можно рассматривать как одну из форм юридического процесса (в его широком понимании).

Рассмотренные выше основные подходы к определению понятия "избирательный процесс" позволяют нам определить его как строго регламентированный действующим законодательством, последовательно осуществляемый комплекс избирательных действий и процедур, выделенных во времени и направленных на обеспечение целостности и законности подготовки и проведения выборов в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также выборных должностных лиц.