Федеральные органы исполнительной власти российской федерации. Система государственного управления

Основные признаки государственной власти:
  • публичный характер;
  • суверенитет государственной власти;
  • легитимность;
  • единство;
  • разделение властей;
  • основана на законах.

К ведению Российской Федерации относятся, в частности, следующие:

  • регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • решение вопросов о гражданстве в Российской Федерации;
  • установление системы федеральных органов власти, порядка их организации и деятельности;
  • установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, таможенное регулирование;
  • установление ;
  • внешняя политика и международные отношения России;
  • оборона и безопасность страны;
  • судоустройство, прокуратура, уголовное, гражданское, процессуальное законодательства, а также некоторые другие вопросы.

Вместе с тем Конституция России устанавливает предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

К ним, например, относятся:
  • обеспечение законности и правопорядка;
  • вопросы владения, пользования и распоряжения землей;
  • разграничение государственной собственности;
  • вопросы природопользования;
  • , семейное, жилищное, земельное законодательства и некоторые другие вопросы.

Вне этих предметов ведения субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Некоторые субъекты Российской Федерации заключили с Российской Федерацией особые договоры о разграничении своей компетенции, которые дополняют и уточняют положения Конституции России.

Если Российская Федерация принимает нормативный акт, выходящий за пределы ее компетенции, то действуют только нормативные акты субъектов РФ. И наоборот, нормативные акты субъектов РФ, выходящие за сферу их компетенции, не имеют юридической силы.

Органы государственной власти

Государственный орган — это структурный элемент механизма государства, обладающий властными полномочиями в определенных областях и сферах государственной деятельности.

Отличительные признаки государственных органов:
  • органы государственной власти образуются в законодательном порядке;
  • каждый орган государства наделен определенными компетенциями;
  • финансируется из федерального бюджета;
  • в своей деятельности отражают задачи и .
Основные принципы, которыми руководствуются органы государства:
  • принцип разделения властей (самостоятельное функционирование каждой ветки власти в целях исключения произвола произвола в их деятельности);
  • принцип гласности (информирование населения о деятельности государственных органов);
  • принцип законности (строгое соблюдение Конституции и законов всеми органами власти);
  • принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина;
  • принцип профессионализма (в гос.органах должны работать только профессионалы).

Виды органов государства:

Основные виды органов власти:
  • глава государства (монарх или президент);
  • законодательные (представительные) органы государственной власти;
  • исполнительные органы гос.власти;
  • судебные органы гос.власти.

Глава государства

Президент Российской Федерации является главой . Он выступает гарантом , принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и территориальной целостности. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики страны.

Президент избирается на 6 лет на основе всеобщего прямого тайного голосования. Одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд.

Президент назначает председателя Правительства, формирует и возглавляет Совет безопасности, назначает выборы Государственной думы, подписывает и обнародует федеральные законы, подписывает международные договоры России. Он также является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами страны.

Президент издает указы и распоряжения . В некоторых случаях он может быть досрочно отстранен от должности, для чего применяется определенная процедура.

Федеральное собрание

Федеральное собрание, или парламент Российской Федерации, является высшим представительным и законодательным органом РФ. Федеральное собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной думы .

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один — от представительного органа, другой — от исполнительного органа государственной власти. Таким образом, Совет Федерации насчитывает 178 членов.

Государственная дума состоит из 450 депутатов, которые избираются на срок 4 года. Депутаты Государственной думы работают на профессиональной основе, они не могут находиться на государственной службе и заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности).

Совет Федерации и Государственная дума избирают из своего состава своих председателей.

Основная функция Федерального собрания — принятие федеральных законов.

Процедура принятия федеральных законов

Проект закона поступает сначала в Государственную думу , где он принимается простым большинством общего числа депутатов. Затем закон поступает в Совет Федерации, который может его рассмотреть в течение 14 дней и принять простым большинством голосов общего числа членов этой палаты. Если закон не рассмотрен Советом Федерации в указанный срок, то обычно он считается принятым (за исключением некоторых законов по бюджету, налогам и финансам, а также законов, касающихся международных договоров).

Отклоненный Советом Федерации закон возвращается в Государственную думу, после чего либо образуется согласительная комиссия из представителей обеих палат, либо Государственная дума повторно его принимает, для чего требуется уже 2/3 голосов.

Принятый федеральный закон направляется на подпись президенту РФ , который должен в течение 14 дней подписать и обнародовать его.

Отклоненный президентом закон может быть снова рассмотрен Федеральным собранием. Если при повторном рассмотрении федеральный закон одобрен в ранее принятой редакции большинством в 2/3 голосов как в одной, так и в другой палатах парламента, то он должен быть в течение 7 дней подписан президентом.

Правительство Российской Федерации

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть РФ . Оно состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Председатель Правительства представляет президенту РФ предложения о структуре органов исполнительной власти.

Правительство разрабатывает и представляет Государственной думе и обеспечивает его исполнение. Правительство также обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Оно принимает меры по обеспечению законности, правопорядка, по борьбе с преступностью.

По вопросам своей компетенции правительство принимает постановления и распоряжения. Они обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Судебная власть

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства .

Правосудие в России осуществляется только судом. Судьи являются независимыми. Они подчиняются только закону. Судьи несменяемы и обладают неприкосновенностью. Разбирательство дел во всех судах открытое, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (например, необходимость соблюдения государственной тайны).

Система судов состоит их трех частей: Конституционный суд РФ; суды общей юрисдикции; арбитражные суды.

Конституционный суд РФ решает дела о соответствии Конституции РФ: федеральных законов и нормативных актов президента РФ, палат Федерального собрания и правительства РФ, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации. Конституционный суд рассматривает некоторые споры о компетенции, возникающие между органами государственной власти, а также жалобы о нарушении прав и свобод граждан.

Суды общей юрисдикции состоят из Верховного суда РФ, судов субъектов Российской Федерации и местных (городских и районных) народных судов. Они рассматривают гражданские дела (с участием граждан), а также уголовные, административные и некоторые иные дела.

Арбитражные суды состоят из Высшего арбитражного суда РФ, федеральных окружных судов и арбитражных судов субъектов федерации. Они рассматривают экономические споры.

Надзор за законностью в стране осуществляют органы прокуратуры РФ.

Исполнительная власть осуществляет государственное управление . Органы исполнительной власти обладают значительной юридической самостоятельностью по отношению к законодательной и судебной ветвям государственной власти. Они не подотчетны и не подконтрольны органам представительной власти. Органы исполнительной власти, в частности, правительство РФ, наделены правом законодательной инициативы, а также государственно-властными полномочиями по изданию правовых актов и контролю за их исполнением.

Органы исполнительной власти могут быть федеральными и исполнительными властями субъектов РФ : республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), автономной области и автономных округов.

В зависимости от характера компетенции различаются органы общей, отраслевой, межотраслевой компетенции .

Органы общей компетенции — правительства, администрации субъектов РФ. Они осуществляют руководство большинством отраслей управления, обеспечивая экономическое, социально-культурное развитие на подведомственной территории.

Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подчиненными им отраслями (например, Министерство здравоохранения, Комитет Российской Федерации по металлургии и др.).

Органы межотраслевой компетенции выполняют специальные функции, общие для всех отраслей и сфер управления (например, Министерство финансов РФ, Минэкономразвития РФ и др.).

По порядку разрешения подведомственных вопросов необходимо различать коллегиальные и единоначальные органы. Коллегиальные органы представляют организационно оформленную группу лиц, принимающих решение большинством голосов (например, правительства, многие государственные комитеты и др.).

Единоначальные органы принимают решения по вопросам, входящим в их компетенцию, в лице их руководителя (например, министерства, администрации краев, областей и т. д.).

Федеральные органы исполнительной власти определены в Указе Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. “О структуре федеральных органов исполнительной власти”: правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты РФ, комитеты РФ, Главное управление охраны РФ, федеральные службы, Департамент налоговой полиции РФ, Агентство правительственной связи и информации, федеральный надзор России.

Правительство РФ

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в РФ . Правительство РФ состоит из председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. Председатель правительства РФ назначается президентом с согласия Государственной думы.

Председатель правительства РФ предлагает президенту структуру федеральных органов исполнительной власти, кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров. Он в соответствии с , федеральными законами и указами президента определяет основные направления деятельности правительства РФ и организует его работу. Конституция РФ определяет полномочия правительства РФ, которое:

  • разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение, а также представляет Государственной думе отчет об исполнении государственного бюджета;
  • обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в сфере культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
  • управляет федеральной собственностью;
  • принимает меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Правительство РФ издает постановления и распоряжения.

Федеральные министерства, государственные комитеты и федеральные ведомства (комитеты, службы, агентства, департаменты) относятся к центральным органам федеральной исполнительной власти. Они действуют в пределах своей компетенции на всей территории РФ под руководством правительства РФ. Положения о них утверждаются президентом РФ или по его поручению правительством РФ (например, Положение о федеральном горном и промышленном надзоре России утверждено Указом Президента РФ 18 февраля 1993 г. № 234 , Положение о Министерстве юстиции РФ — Советом Министров РФ 4 ноября 1993 г. № 1187). Министры и председатели государственных комитетов РФ назначаются президентом РФ и по должности входят в состав правительства РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 10 января 1994 г. № 66 “О структуре федеральных органов исполнительной власти” федеральные министерства и государственные комитеты имеют равный правовой статус.

Руководители федеральных ведомств не входят, как правило, в состав правительства РФ. Ведомства не входят в состав министерств и являются самостоятельными органами. Они действуют под руководством правительства РФ.

Некоторые органы федеральной исполнительной власти подведомственны президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ и федеральными законами: министерства обороны, внутренних дел, Службы внешней разведки, Федеральной службы безопасности и др.

Органы исполнительной власти субъектов РФ можно подразделить на органы общей, отраслевой и межотраслевой компетенции. Их формы не имеют общеустановленной унификации, поэтому наименования органов исполнительной власти субъектов РФ устанавливаются, как правило, с учетом исторических и национальных традиций или зарубежного опыта. Система и формы органов исполнительной власти республик устанавливаются в их конституциях, а краев, областей, автономных образований — в их уставах.

Органы общей компетенции — это Советы министров (правительства) республик в составе РФ, администрации краев, областей, автономных образований.

Органами отраслевой и межотраслевой компетенции в республиках являются министерства, государственные комитеты, комитеты, главные управления и др.

В областях, краях, автономных образованиях органами исполнительной власти выступают главные управления (управления, комитеты, отделы, департаменты).

» » Федеральные органы власти

Федеральные органы власти


Вернуться назад на

В систему федеральных органов государственной власти входят: Президент РФ (осуществляет власть главы государства), РФ (Совет Федерации и Государственная Дума – законодательная власть), Правительство РФ (высший орган исполнительной власти), федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, федеральные суды (). Осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории России обеспечивают Президент РФ и Правительство РФ.

Практика реализации конституционных норм позволяет выделить особую группу государственных органов, осуществляющих контрольно-надзорные и иные полномочия, не входящие в полномочия ни законодательных, ни исполнительных, ни судебных государственных органов, – это органы особой компетенции: Прокуратура РФ (Федеральный закон № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»), Центральная избирательная комиссия РФ (избирательное законодательство), Счетная палата РФ (Федеральный закон № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»), ЦБ РФ (Федеральный закон № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»), Уполномоченный по правам человека РФ (Федеральный Конституционный закон № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»).

Роль Президента РФ в системе государственного управления

Конституция на момент принятия имела опережающий время и ситуацию характер. Движение в сторону реализации конституционных норм «в условиях правового нигилизма и апатии» было возможно только централизованно, посредством сильного и автономного института государственной власти – власти главы государства. Этот факт обусловил закрепление уникального, не имеющего прямых конституционных аналогов в мире, статуса Президента России: во-первых, власть главы организационно выделена в отдельный вид государственной власти, во-вторых, объем президентских полномочий чрезвычайно широк. Статус и полномочия Президента РФ регламентирует Конституция, порядок выборов – Федеральный закон № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». Конституционный статус Президента слагается из четырех составляющих: глава государства; гарант Конституции, прав и свобод человека и ; Верховный Главнокомандующий; субъект законодательного процесса.

В России в настоящее время складывается суперпрезидентский тип республики, об этом, в том числе, свидетельствует наличие при Президенте РФ органов, краткая характеристика которых представлена ниже.

Конституционным органом, который осуществляет подготовку президентских решений по вопросам стратегии развития России, по вопросам проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности, является Совет Безопасности РФ. Правовая основа его деятельности – федеральное законодательство, Указ Президента РФ № 726 «Об утверждении Положений о Совете Безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации», иные правовые акты Президента РФ.

Широкий спектр функций и задач этого органа сводится к работе в двух направлениях – формирование стратегии внутренней и внешней политики государства и стратегии политики национальной безопасности. В состав Совета Безопасности РФ входят: Председатель (по должности им является Президент РФ), который руководит его работой; Секретарь (входит в число постоянных членов); постоянные члены и члены, включение и исключение которых из состава осуществляет Президент РФ.

Основная форма деятельности – заседания; решения принимаются постоянными членами простым большинством от их общего числа, оформляются протоколом заседания и вступают в силу после утверждения Председателем Совета Безопасности РФ. Оперативность в обсуждении вопросов национальной безопасности – неотъемлемый элемент эффективного государства. Другая форма деятельности Совета – совещания. Оперативные совещания проводятся Председателем Совета с его постоянными членами, как правило, один раз в неделю. Проведение совещаний по стратегическому планированию является прерогативой Секретаря Совета с постоянными членами и членами Совета. Основными рабочими органами являются межведомственные комиссии: постоянные, создаваемые по функциональному или региональному признаку, и временные, создаваемые в целях подготовки предложений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, актуальным проблемам правопорядка в обществе и государстве и пр. Персональный состав комиссий по представлению руководителей федеральных органов исполнительной власти утверждается Секретарем Совета. Персональный состав Совета Безопасности РФ утверждается Указом Президента РФ.

Новый порядок формирования верхней палаты российского инициировал поиск путей участия глав российских регионов в разработке государственной политики, что привело к созданию нового органа при Президенте РФ – Государственного Совета РФ. Это совещательный орган, содействующий реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Основания его формирования: ст. 80 и 85 Конституции, предложения обеих палат Федерального Собрания РФ. Правовые основы деятельности – федеральное законодательство, Указ Президента РФ № 1602 «О Государственном Совете Российской Федерации», указы и распоряжения Президента РФ.

В состав Госсовета входят высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ и являющийся председателем Президент РФ. Решение оперативных вопросов возлагается на Президиум Госсовета (семь членов). Форма деятельности Госсовета РФ – заседания, которые проводятся не реже одного раза в три месяца и являются правомочными при присутствии большинства от общего числа членов. Госсовет наделен правом создания временных и постоянных рабочих групп, правом привлечения ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

Решения Госсовета носят рекомендательный характер, оформляются протоколом, при необходимости указами, распоряжениями или поручениями Президента РФ либо вносятся в Государственную Думу РФ в порядке законодательной инициативы Президента РФ. Обязанности секретаря Госсовета, не входящего в его состав, возлагаются Руководителем Администрации Президента РФ на одного из помощников Президента РФ. В целом, выполняемые Госсоветом РФ задачи позволяют выделить этот орган в качестве субъекта государственной политики и одного из способов ее формирования.

В последнее десятилетие в России активно развивается практика института представительства Президента РФ на различных уровнях государственной власти и управления. Сегодня полномочные представители Президента РФ осуществляют деятельность в Высших Судах РФ, в палатах Федерального Собрания РФ, представляя интересы Президента РФ и способствуя осуществлению его деятельности как гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Институт полномочных представителей Президента РФ функционирует и в федеральных округах, сформированных Указом Президента РФ № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе».

Этот институт пришел на смену представителям Президента РФ в субъектах Федерации в целях обеспечения реализации главой государства его конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений. Полпред Президента в федеральном округе как федеральный государственный служащий входит в состав Администрации Президента, назначается и освобождается от должности по представлению Руководителя Администрации Президента, непосредственно подчиняется главе государства. Аппараты полномочных представителей – самостоятельные подразделения Администрации Президента РФ, их структуру и штатную численность определяет Руководитель Администрации.

При полномочных представителях Президента РФ в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти, повышения эффективности института представительства, в соответствии с Указом Президента РФ № 337 «О советах при полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах», функционируют совещательные органы – советы (за исключением Южного федерального округа). Членами совета по должности являются: высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ, входящих в состав федерального округа; представитель Министерства регионального развития РФ (по решению Мин региона России); заместитель Генерального прокурора РФ по федеральному округу (по согласованию); могут входить иные лица. Персональный состав совета по предложению полпреда утверждается Руководителем Администрации Президента РФ.

Рабочим аппаратом Президента РФ является Администрация Президента РФ – это государственный орган, сформированный в соответствии с п. «и» ст. 83 Конституции в целях обеспечения деятельности главы государства и осуществления контроля за исполнением его решений на основании Указа Президента РФ № 490 «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации», иными указами и распоряжениями Президента РФ. Состав Администрации представлен обширным кругом должностных лиц и структурных подразделений.

Федеральное Собрание РФ

Федеральное Собрание РФ как высший законодательный орган выполняет функции представительства интересов граждан и собственно законодательствовали. Российский парламент – двухпалатный государственный орган.

Верхняя палата – Совет Федерации – постоянно действующий орган, в состав которого входят по два представителя от каждого субъекта РФ. Срок полномочий членов Совета Федерации соответствует сроку полномочий назначившего его органа государственной власти субъекта РФ, порядок формирования регламентирует Федеральный закон№ 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». К ведению верхней палаты относятся такие вопросы, как: назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности; утверждение границ между субъектами Федерации; назначение на должность и освобождение от должности

Генерального прокурора РФ (по представлению Президента РФ), заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов; назначение на должность судей Высших судов РФ (по представлению Президента РФ); утверждение указов Президента РФ о введении чрезвычайного и военного положений на территории страны или отдельных ее частях.

Нижняя палата Федерального Собрания РФ – Государственная Дума, состоит из 450 депутатов, избирается сроком на четыре года; первое заседание проводится на тридцатый день после избрания или ранее по инициативе Президента РФ. Порядок выборов депутатов устанавливается Федеральным законом № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и избирательным законодательством РФ. К ее ведению относятся вопросы одобрения предложенной Президентом РФ кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности; назначение на должность и освобождение от нее Председателя ЦБ РФ, председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека.

Палаты российского парламента являются основными субъектами законодательного процесса: Государственная Дума принимает федеральные конституционные и федеральные законы, Совет Федерации одобряет или не одобряет их. Для решения разногласий между палатами конституционно предусмотрена возможность создания согласительной комиссии. Под принятым федеральным законом понимается закон, принятый Государственной Думой и считающийся одобренным Советом Федерации в порядке, установленном Конституцией. Такой закон направляется на подпись Президенту РФ. Федеральный конституционный закон отличается от федерального закона: принимается только по вопросам, предусмотренным Конституцией считается принятым при одобрении большинством не менее /3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и не менее /4 голосов от общего числа членов Совета Федерации; подлежит обязательному подписанию Президентом РФ в течение 14 дней и обнародованию.

Роспуск Государственной Думы осуществляется Президентом РФ в следующих случаях: трехкратное отклонение представленных кандидатур Председателя Правительства РФ; повторное в течение трех месяцев выражение недоверия Правительству РФ; отказ в доверии Правительству РФ, когда вопрос о доверии поставлен по инициативе Председателя Правительства РФ.

Государственная Дума не может быть распущена:

1) в течение года после ее избрания по второму из указанных оснований;
2) с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации;
3) в период действия на территории государства военного или чрезвычайного положения;
4) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ. Распустив Государственную Думу, Президент РФ назначает дату выборов, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Совершенствование системы государственного управления предполагает, в том числе, проведение законодательной , заключающейся в изменении порядка формирования палат парламента. На основании Федерального закона № 192-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» в состав Совета Федерации РФ входили по должности глава законодательного и глава исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Представитель двухпалатного законодательного органа государственной власти субъекта РФ определялся совместным решением его палат. К концу 1990-х гг. такая система показала свою неэффективность.

Новый Федеральный закон установил, что в Совет Федерации входят по два представителя от каждого региона страны: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) не позднее трех месяцев со дня вступления в должность назначает представителя в Совет Федерации от исполнительного органа субъекта РФ, решение оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ, в трехдневный срок направляется в законодательный (представительный) орган субъекта РФ. Гели на очередном или внеочередном заседании законодательного органа субъекта РФ против назначенной кандидатуры проголосуют /3 от общего числа депутатов, указ не вступает в силу, высшее должностное лицо субъекта РФ назначает другого представителя.

Порядок избрания члена Совета Федерации – представителя от законодательного (представительного) органа субъекта РФ отличен для однопалатных и двухпалатных региональных парламентов. Из состава однопалатного законодательного органа субъекта РФ не позднее трех месяцев со дня первого заседания в правомочном составе этого органа по предложению его председателя избирается представитель в Совет Федерации. Кандидатура (кандидатуры) для избрания представителя в Совет Федерации от двухпалатного законодательного органа субъекта РФ вносится на рассмотрение этого органа поочередно председателями палат.

Альтернативную кандидатуру может внести группа депутатов численностью не менее общего числа депутатов этого органа. Представитель от двухпалатного законодательного органа государственной власти субъекта РФ избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты. Решение законодательного органа принимается тайным голосованием, оформляется постановлением (совместным постановлением обеих палат двухпалатного законодательного органа). Орган государственной власти субъекта РФ, принявший решение об избрании (о назначении) члена Совета Федерации, не позднее, чем на следующий день после дня вступления решения в силу уведомляет Совет Федерации о своем решении, дате его вступления в силу и не позднее пяти дней направляет его в Совет Федерации.

Изменения коснулись и порядка выборов депутатов Государственной Думы РФ. Четвертый созыв Думы формировался на основании Федерального закона наполовину по одномандатным избирательным округам (225 депутатов), наполовину по федеральным спискам кандидатов в депутаты, выдвинутых от политических партий, избирательных блоков (225 депутатов). Кандидаты в депутаты могут быть выдвинуты непосредственно путем самовыдвижения, а также путем выдвижения политической партией, избирательным блоком или в составе федерального списка кандидатов. Право на выдвижение кандидатов в составе федерального списка имеют политические партии, прошедшие на выборах 7%-й рубеж. Решение о выдвижении федерального списка кандидатов политической партией принимается тайным голосованием на съезде политической партии. Общее число кандидатов, выдвигаемых политической партией, избирательным блоком по федеральному избирательному округу, не может превышать 270 человек.

Судебная власть в России

Судебная власть в России осуществляется только судами в лице судей, присяжных, привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению , народных и арбитражных заседателей, посредством конституционного, арбитражного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства. Судебная система России есть совокупность федеральных судов и судов субъектов РФ. Система федеральных судов включает: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов РФ, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие системы федеральных судов общей юрисдикции; Высший РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ.

Субъекты РФ имеют право формировать конституционный (уставный) и мировые суды, являющиеся судами общей юрисдикции, деятельность которых регламентируется региональным законодательством. Правовые основы организации и функционирования судебной системы составляют: Конституция, Федеральные Конституционные законы № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Федеральный закон № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», Закон РФ № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (далее – Закон о статусе судей). Судьи Высших судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, судьи других федеральных судов – Президентом РФ. Ни одно лицо не может быть представлено к назначению на должность судьи без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.

Судебная реформа началась в связи с необходимостью формирования самостоятельной судебной власти в начале 1990-х г. Концепция реформы, ориентированной на создание наравне с судами общей юрисдикции арбитражного и конституционного судопроизводства, была утверждена постановлением Верховного Совета РСФСР № 18011. Конституционный Суд РФ был сформирован в 1991 г., система Госарбитража в 1992 г. была преобразована в систему арбитражных судов, которую возглавил Высший Арбитражный Суд РФ. Следующий шаг – установление в Законе о статусе судей гарантий независимости судей (несменяемость и неприкосновенность) и освобождение их от дисциплинарной ответственности.

Демократический путь развития российского государства предопределил необходимость дальнейшего проведения коренных преобразований судебной системы. Ключевой момент судебной реформы – принятие Федерального Конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», во исполнение которого были сформированы органы судейского самоуправления (Советы судей субъектов РФ и Совет судей РФ), институты мировой юстиции и присяжных заседателей. Продолжение судебной реформы связано с модернизацией судебного процесса – с принятием нового Уголовно-процессуального и Гражданского процессуального кодексов. В последние годы судебная реформа проводилась по единой Федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2002-2006 годы»; в соответствии с Указом Президента РФ № 961 в целях подготовки предложений о приоритетных направлениях судебной реформы, расширения взаимодействия федеральных органов судебной власти, органов судейского сообщества, организаций и учреждений, осуществляющих деятельность в области права, создан консультативный орган – Совет при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия.

Одним из критериев эффективности функционирования судебной системы в настоящее время назван рост общественного доверия к судам. Количество обращений граждан в органы судебной власти увеличилось, но судебная система оказалась не готова к этому. В мировой юстиции на одного судью в среднем приходится 139 дел в месяц, в областных судах – 450 дел, что влияет на качество решений, их объективность и сроки.

Решения сложившихся проблем специалисты видят во внедрении в систему судов общей юрисдикции и арбитражных судов принципа разделения функций, т. е. в создании специализированных структур (суды, коллегии, отдельные судьи) по отдельным узким векторам судебной практики. В системе общей юрисдикции это ювенальная юстиция, патентный суд, система административного судопроизводства; в арбитражных судах – углубление по налогам, корпоративным спорам, делам о несостоятельности. Для снижения нагрузки на судей предлагается внедрить в судебную практику примирительные процедуры, внесудебные и досудебные разбирательства, альтернативные способы урегулирования споров. Развитию судебной специализации должно способствовать принятие федерального закона о судах общей юрисдикции. В целях преодоления сильной зависимости процесса назначения судей от бюрократического аппарата предлагается создание дисциплинарных судов. Альтернативные решения вопросов доступности правосудия, законности судебных решений, эффективности правозащитной и карательной функций государства, другие направления судебной реформы должны найти отражение в Федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России».

Правительство РФ и система федеральных органов исполнительной власти

Исполнительная власть часто именуется административной властью, так как представляет собой исполнительно-распорядительную, организационную деятельность государства. Она обладает наиболее разветвленной системой соподчиненных друг другу государственных органов. Высшим исполнительным органом государственной власти является Правительство РФ – коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти России. Правовые основы деятельности Правительства РФ – Конституция, Федеральный Конституционный закон № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

В состав Правительства РФ входят назначаемые Президентом РФ Председатель Правительства РФ (с согласия Госдумы), его заместители и федеральные министры (по предложению Председателя Правительства РФ). Предложения о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносятся Президентом РФ в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока с момента вступления им в должность или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры. Вопросы формирования системы федеральной исполнительной власти являются сферой совместного ведения Президента РФ и Председателя Правительства РФ, который представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти не позднее недельного срока после назначения. В соответствии с Указом Президента РФ № 1319 Председатель Правительства РФ имеет трех заместителей, в том числе одного Первого заместителя, заместителя и заместителя – Министра обороны РФ.

Общие полномочия Правительства РФ включают: разработку, представление в Государственную Думу и исполнение федерального бюджета; организацию процесса реализации внутренней и внешней политики РФ; регулирование социально-экономической сферы; осуществление управления федеральной собственностью; координацию и контроль деятельности органов системы исполнительной власти; формирование и реализацию целевых программ и т. д.

Правительство РФ имеет специальные полномочия в каждой сфере жизнедеятельности общества; издает правовые акты (постановления, распоряжения), обязательные для исполнения на территории страны, которые могут быть отменены Президентом РФ в случае противоречия Конституции и действующему законодательству. Форма деятельности – заседания, проводятся не реже одного раза в месяц. Правительство РФ информирует граждан о вопросах, рассмотренных на заседаниях, о принятых решениях через СМИ. Для решения оперативных вопросов формируется Президиум Правительства РФ, работающий в режиме заседаний.

Полномочия Правительства РФ прекращаются в следующих случаях:

1) Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ;
2) Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается Президентом РФ (или отклоняется);
3) освобождения от должности Председателя Правительства РФ – по личному заявлению Председателя Правительства РФ об отставке либо в случае невозможности исполнения им должностных обязанностей;

4) по решению Президента РФ об отставке Правительства РФ, по следующим основаниям:

А) по инициативе Президента РФ;
б) при повторном в течение трех месяцев выражении Государственной Думой недоверия Правительству РФ;
в) в случае, если Председатель Правительства РФ ставит перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ, и Государственная Дума отказывает в доверии Правительству РФ.

Правительство РФ осуществляет руководство деятельностью федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с Указом Президента РФ № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» система федеральных органов исполнительной власти стала трехзвенной, включает федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Градация произошла по функциональному принципу: федеральные министерства выполняют функции по разработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию деятельности в конкретной сфере жизнедеятельности общества; федеральные агентства осуществляют в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции; федеральная служба осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральное министерство координирует и контролирует деятельность подведомственных ему агентств и служб и возглавляется входящим в состав Правительства РФ федеральным министром; федеральная служба, федеральное агентство возглавляется руководителем (директором). Структура федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента РФ № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» и представлена тремя блоками органов.

1 блок – органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ (так называемые политические органы):

– Министерство внутренних дел РФ;
– Федеральная миграционная служба;
– Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
– Министерство иностранных дел РФ;
– Министерство обороны РФ;
– Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству;
– Федеральная служба по оборонному заказу;
– Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;
– Федеральное агентство специального строительства;
– Министерство юстиции РФ;
– Федеральная служба исполнения наказаний;
– Федеральная регистрационная служба;
– Федеральная служба судебных приставов;
– Государственная фельдъегерская служба РФ (федеральная служба);
– Служба внешней разведки РФ (федеральная служба);
– Федеральная служба безопасности РФ;
– Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков;
– Федеральная служба охраны РФ;
– Главное управление специальных программ Президента РФ (федеральное агентство);
– Управление делами Президента РФ (федеральное агентство).

2 блок – федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ:

– Министерство здравоохранения и социального развития РФ;
– Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
– Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;
– Федеральная служба по труду и занятости;
– Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию;
– Федеральное медико-биологическое агентство;
– Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи;
– Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ;
– Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия;
– Федеральное архивное агентство;
– Федеральное агентство по культуре и кинематографии;
– Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям;
– Министерство образования и науки РФ;
– Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам;
– Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;
– Федеральное агентство по науке и инновациям;
– Федеральное агентство по образованию;
– Министерство природных ресурсов РФ;
– Федеральная служба по надзору в сфере ;
– Федеральное агентство водных ресурсов;
– Федеральное агентство лесного хозяйства;
– Федеральное агентство по недропользованию;
– Министерство промышленности и энергетики РФ;
– Федеральное агентство по промышленности;
– Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;
– Федеральное агентство по энергетике;
– Министерство регионального развития РФ;
– Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству;
– Министерство сельского хозяйства РФ;
– Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
– Федеральное агентство по рыболовству;
– Министерство транспорта РФ;
– Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
– Федеральное агентство воздушного транспорта;
– Федеральное дорожное агентство;
– Федеральное агентство железнодорожного транспорта;
– Федеральное агентство морского и речного транспорта;
– Федеральное агентство геодезии и картографии;
– Министерство информационных технологий и связи РФ;
– Федеральная служба по надзору в сфере связи;
– Федеральное агентство по информационным технологиям;
– Федеральное агентство связи;
– Министерство финансов РФ;
– Федеральная налоговая служба;
– Федеральная служба страхового надзора;
– Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
– Федеральная служба по финансовому мониторингу;
Федеральное казначейство (федеральная служба);
– Министерство экономического развития и торговли РФ;
– Федеральное агентство по государственным резервам;
– Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости;
– Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом;
– Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.

3 блок – федеральные агентства и федеральные службы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ:

– Федеральная антимонопольная служба;
– Федеральная аэронавигационная служба;
– Федеральная служба по тарифам;
– Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
– Федеральная служба государственной статистики;
– Федеральная служба по ;
– Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
– Федеральная таможенная служба;
– Федеральное агентство по атомной энергии;
– Федеральное космическое агентство;
– Федеральное агентство по туризму;
– Федеральное агентство по физической культуре и спорту Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, называют административными органами.

Порядок взаимоотношений федеральных министерств и находящихся в их ведении служб и агентств, полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также порядок осуществления ими своих функций определены в Положениях об этих органах, утверждаемых соответственно Президентом РФ или Правительством РФ. По представлению федеральных министров Правительство РФ назначает заместителей федеральных министров и руководителей федеральных служб и агентств, подведомственных Правительству; федеральные министры по представлению руководителей федеральных служб и агентств назначают заместителей руководителей федеральных служб и агентств и руководителей территориальных органов. Назначения в органах стратегического блока проводятся Президентом РФ.

Федеральные органы исполнительной власти имеют право формировать территориальные органы. Правила их организации и деятельности отражены в Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденном постановлением Правительства РФ № 452. Такие органы образуются для осуществления полномочий федерального органа исполнительной власти на определенной территории в соответствии с единой схемой их размещения, на основании приказа федерального органа исполнительной власти. Схема размещения подготавливается федеральным органом исполнительной власти и вносится его руководителем в Правительство РФ или соответствующее федеральное министерство. Схема сопровождается пояснительной запиской с указанием цели, задач и видов образуемых территориальных органов; сведений о территориях их деятельности; финансово-экономического обоснования. В зависимости от того, в чьем ведении находятся федеральные органы исполнительной власти, схема размещения их территориальных органов утверждается Правительством РФ, приказом федерального министерства.

Положения о территориальных органах утверждаются руководителями соответствующих федеральных служб и агентств, в них отражены правила осуществления распорядительных, разрешительных, контрольно-надзорных полномочий, мер государственного принуждения; реализации федеральных целевых программ, планов и иных мероприятий; взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными территориальными органами и полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах; осуществления полномочий руководителя территориального органа. Деятельность территориального органа организует его руководитель, несущий персональную ответственность за реализацию возложенных на орган функций. Как правило, статус территориальных органов – Управление (например, Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской области; Управление государственной службы занятости населения по Саратовской области и т. д).
|

В России и многих других государствах есть исполнительные органы власти. Они решают широкий спектр задач в области государственного управления и имеют большие полномочия. В чем специфика работы исполнительных структур в РФ и других странах мира? Как они могут взаимодействовать с другими органами власти?

В чем специфика исполнительной ветви власти?

В большинстве современных государств политическая система выстроена по принципу разделения власти на 3 ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Первая отвечает за разработку норм, регулирующих различные процессы: социальные, экономические, устанавливает технологические, экологические и иные стандарты.

Исполнительные органы также обладают правом издавать нормативные акты, однако по юридической силе они, как правило, ниже, чем те НПА, которые принимаются на уровне законодательной ветви. Основное назначение соответствующих структур - практическая реализация действующих в государстве законов и иных НПА. Судебная власть, в свою очередь, отвечает за применение норм, принятых законодательной или исполнительной властью на практике.

Все 3 типа государственных органов юридически независимы. Однако в конституции государства и иных нормативных актах может быть закреплено, что деятельность исполнительных органов является подотчетной законодательным структурам, и наоборот. В первом случае страна будет, скорее всего, являться парламентской республикой, во втором сценарии - президентской.

Что представляют собой исполнительные органы власти? Их специфика во многом зависит от политических традиций, сложившихся в конкретном государстве.

Так, в России главным исполнительным органом является правительство. Аналогично - во многих других странах мира.

Но, к примеру, в США правительство как отдельная структура не учреждено. Его функции распределены между секретарями, формирующими Кабинет США, который иногда неофициально рассматривается как аналог правительства, но, строго говоря, им не является.

Секретари США имеют полномочия по принятию решений в сферах, за которые они отвечают. В России они иногда именуются министрами - по аналогии с соответствующими должностями в РФ, которые предполагают выполнение схожих функций.

Как в России, так и в США исполнительные и законодательные органы независимы, и в этом смысле политическая традиция в обоих государствах предполагает следование принципу разделения властей.

Но, к примеру, в КНР подобная классификация ветвей власти не практикуется. Исполнительные и законодательные структуры в КНР входят в состав общего органа - Всекитайского собрания народных представителей. В СССР юридическое разделение властей также не было реализовано.

Изучим особенности российских структур государственной власти, которые относятся к исполнительным. В чем особенности их работы и полномочия?

Органы исполнительной власти в РФ

Высший исполнительный орган в РФ - правительство. В нем предусмотрены должности председателя, его заместителей, федеральных министров.

Глава правительства РФ назначается на должность президентом РФ. При этом его кандидатуру должны утвердить депутаты Госдумы. Если нижняя палата парламента РФ откажется назначать премьер-министра, который предложен президентом, 3 раза, то Госдума распускается главой государства, после чего формируется заново на выборах. При этом президент также получает право утвердить кандидатуру премьер-министра единолично.

Заместители председателя правительства РФ, а также федеральные министры занимают свои посты в силу распоряжения президента, но их кандидатуры предлагаются премьер-министром РФ. Глава государства также отвечает за то, какие именно исполнительные органы власти будут функционировать в правительстве - также по предложению премьер-министра. Но о каких структурах в данном случае может идти речь?

Федеральные ведомства РФ

В РФ учреждены следующие исполнительные органы власти: министерства, службы, агентства. Все указанные ведомства функционируют на федеральном уровне. Также можно отметить, что они классифицируются на те, которые находятся в подчинении президента, и те, которые подотчетны правительству. Изучим теперь особенности работы правительства, министерств, служб и агентств подробнее.

Особенности работы правительства

Прежде всего стоит отметить, что деятельность исполнительных органов власти может осуществляться по коллегиальным принципам. То есть решения в соответствующих структурах могут приниматься только на заседаниях с участием компетентных лиц. К таким органам относится правительство РФ. Все ключевые вопросы, находящиеся в сфере его компетенции, принимаются на заседаниях с участием министров.

Поскольку правительство РФ является высшей исполнительной структурой, в его полномочиях находится обеспечение исполнения положений главного закона государства - Конституции РФ. Кроме того, правительство должно осуществлять мониторинг исполнения различными субъектами правоотношений федеральных законов, указов главы государства, международных правовых актов. В данном направлении деятельности власти могут контролировать работу органов управления как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ.

Решая поставленные задачи, правительство часто взаимодействует с другими властными структурами. Прежде всего - с президентом. Можно отметить, что у главы государства есть право посещать заседания правительства. Обязательными к исполнению соответствующим органом власти РФ являются указы президента.

Кроме того, правительство активно взаимодействует с парламентом РФ. В частности, оно вправе назначать собственных представителей в законодательные органы власти. В компетенции правительства - внесение на обсуждение в Госдуму законопроектов, направление отзывов об НПА в структуры парламента.

Правительство также выстраивает правоотношение с судебными структурами. Так, в Конституционном суде РФ есть представитель от высшей исполнительной структуры. Правительство решает задачи, связанные с исполнением решений, издаваемых судами. В компетенции высшего исполнительного органа - вопросы финансирования деятельности судов РФ.

Основные компетенции правительства РФ

Полезно будет рассмотреть также то, какими компетенциями обладает правительство РФ. Таковые, прежде всего, подразделяются на общие и специальные. Что касается первых, в принципе, они коррелируют с теми полномочиями, о которых мы сказали выше, а также дополняются такими компетенциями, как:

  • обеспечение функционирования единой модели работы всех органов исполнительной власти в РФ;
  • реализация федеральных программ;
  • осуществление контроля над работой отдельных исполнительных структур.

Специальные компетенции правительства РФ можно классифицировать на те, что имеют отношение к таким сферам, как экономика, бюджетная, социальная политика, вопросы развития науки, культуры, сферы образования, вопросы экологии, обеспечение прав и свобод граждан РФ. С отмеченными типами компетенций коррелируют, в свою очередь, рассмотренные нами выше функции исполнительных органов РФ. Изучим теперь особенности работы ведомств, которые входят в структуру правительства России.

В чем особенности работы российских министерств?

Исполнительные органы государственной власти, полномочия которых считаются вторыми по объемам юрисдикции после тех, что характеризуют должность премьер-министра, - это федеральные министерства. Основные их функции - выработка политики, а также нормативное регулирование в конкретной сфере: в экономике, здравоохранении, безопасности. Возглавляются соответствующие ведомства министрами и характеризуются организацией по отраслевому принципу. Руководители федеральных структур соответствующего типа несут личную ответственность за исполнение ведомством поставленных задач и реализацию им полномочий.

Специфика федеральных служб РФ

Каждая федеральная служба находится в прямом подчинении конкретному министерству. Данные исполнительные органы осуществляют деятельность, связанную с контролем или надзором в той или иной сфере, а также с выполнением специальных функций - чаще всего имеющих отношение к решению задач в области государственной безопасности. Можно отметить, что полномочия по контролю и надзору, которые имеют федеральные службы, могут предполагать мониторинг деятельности муниципальных структур. В этом смысле они уже не будут настолько независимыми от государственных органов.

К тем функциям, которые рассматриваемые исполнительные органы власти осуществляют чаще всего, можно отнести:

  • выдачу лицензий гражданам и юрлицам, которые необходимы им для занятия той или иной деятельностью;
  • осуществление регистрации различных актов, прав, объектов;
  • организация исследований, экспертиз;
  • предоставление гражданам и юрлицам разъяснений по поводу применения норм законодательства;
  • пресечение нарушений законодательства в тех или иных сферах правоотношений.

Федеральные службы находятся в непосредственном подчинении руководителя или директора.

Специфика федеральных агентств РФ

Система исполнительных органов РФ включает также такие учреждения, как федеральные агентства. Как и службы, они подчинены конкретным министерствам. Основные функции, которые выполняют агентства, следующие: предоставление государственных услуг в различных сферах (чаще всего в образовании, в социальной защите, здравоохранении), управление имуществом, которое принадлежит государству, функции по применению положений отдельных норм права. Федеральные агентства также возглавляются руководителем или директором.

Региональные ведомства в РФ

Исполнительные органы государственной власти РФ представлены также региональными ведомствами. В числе таковых министерства и комитеты. Они подотчетны выполняющим соответствующие функции федеральным ведомствам. Например, министерства экономического развития в регионах РФ находятся в подчинении Минэкономразвития РФ. Для исполнительных органов власти в российской политической системе, таким образом, свойственна централизация. В свою очередь, законодательные структуры в регионах в общем случае неподотчетны федеральному парламенту.

Какие есть в РФ местные исполнительные органы, функционирующие на территориях муниципалитетов? Прежде всего, стоит отметить, что местное самоуправление в РФ отделено от государственного, и потому те категории, что используются при описании деятельности федеральных и региональных структур, не всегда применимы в отношении местных. С одной стороны, на уровне муниципалитетов может наблюдаться деление органов власти на те, что выполняют законодательные, исполнительные и судебные функции. С другой, их полномочия могут быть существенно ограничены положениями НПА с более высокой юридической силой - федеральных и региональных.

Поэтому, что касается местного уровня власти в РФ, в отношении него справедливо говорить о том, что на нем представлены органы, являющиеся не исполнительными по сути, а выполняющими лишь функции, подобные тем, что осуществляет правительство РФ и подчиненные ему ведомства. То есть те, что связаны с практической реализацией положений действующих НПА, в том числе тех, что приняты на муниципальном уровне. В этом смысле полномочия исполнительного органа в системе местного самоуправления может иметь, к примеру, городская администрация. Или же ее непосредственный руководитель.

Функции и полномочия органов исполнительной власти РФ

Изучим теперь то, какие функции и полномочия характеризуют исполнительные органы в РФ. Касательно функций - к таковым эксперты относят:

  • разработку подзаконных НПА;
  • обеспечение функционирования системы государственного управления в стране;
  • реализацию государственной политики в различных направлениях;
  • применение административных норм;
  • ведение деятельности, связанной с выдачей лицензий, сертификатов, осуществлением регистрационных действий;
  • административный контроль в различных сферах правоотношений;
  • обеспечение правопорядка;
  • содействие информационному обеспечению работы структур власти.

Что касается полномочий правительства РФ, их спектр закреплен в положениях ст. 114 Конституции РФ. Высший исполнительный орган РФ может:

  • осуществлять разработку проекта бюджета страны и представлять его Госдуме;
  • вырабатывать ключевые принципы национальной финансовой политики;
  • формировать заключения по различным инициативам в данной сфере;
  • определять приоритеты государственного участия в социальной, культурной сферах, в здравоохранении, в вопросах экологии, науки;
  • управлять активами, находящимися в федеральной собственности;
  • обеспечивать безопасность страны;
  • выстраивать международные отношения.

Можно отметить, что данный перечень полномочий правительства не следует рассматривать как закрытый. Отдельными НПА для главного исполнительного органа власти РФ могут быть установлены новые полномочия.

Резюме

Итак, в России реализован принцип разделения власти на 3 ветви. Если говорить об исполнительной, высшим ее органом является правительство. Оно имеет юридическую независимость от законодательных и судебных структур. Формально к исполнительной власти РФ не относится президент, однако его полномочия таковы, что фактически он играет определяющую роль в работе правительства. Он предлагает Госдуме кандидатуру премьер-министра, вправе распустить нижнюю палату парламента РФ, если она откажется назначать председателя правительства, утвердить глав федеральных ведомств.

Структура исполнительной власти РФ представлена министерствами, а также подчиняющимися им службами и агентствами. В регионах РФ учреждены собственные структуры, выполняющие те же функции. Они контролируются органами власти, работающими на федеральном уровне. Органы власти на муниципальном уровне также могут выполнять исполнительные функции - те, что связаны с применением законов, принятых федеральными, региональными и местными властями. Формально местные власти независимы от государственных. Но в ряде случаев их деятельность может контролироваться официальными исполнительными структурами в пределах тех полномочий, которые для них установлены регулирующими нормативными актами.

В других странах мира исполнительные функции, если говорить об общенациональном уровне власти, могут осуществляться иными структурами. Так, в США такой орган, как правительство, не учрежден. Его функции распределены между секретарями, которые формируют Кабинет США. В Китае принцип разделения власти не реализован. Те органы, что решают задачи, свойственные правительству РФ или секретарям США, не имеют юридической независимости от законодательных структур.

В состав федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации входят:

Правительство Российской Федерации.

Федеральные министерства.

Государственные комитеты Российской Федерации.

Федеральные комиссии России.

Федеральные службы России.

Федеральные надзоры России.

Иные федеральные органы исполнительной власти.

2.1 Правительство РФ

Правительство РФ является федеральным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Основы правового статуса Правительства РФ, его состав и принципы деятельности, полномочия и другие вопросы регулируются Конституцией РФ (гл. 6) и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года

Правительство - это коллегиальный орган, который возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. В его состав входят: Председатель, заместители Председателя Правительства и федеральные министры. В период с января 1994г. по 1997 г. была проведена реорганизация федеральных органов исполнительной власти, в частности сокращено количество министерств и ведомств с тем, чтобы они не дублировали друг друга и не вмешивались в управление сферами, не отнесенными Конституцией РФ к ведению Федерации. Была также проведена реорганизация структуры аппарата Правительства, направленная на сокращение действия отраслевого принципа и усиление функциональной направленности работы аппарата.? Правительство РФ - является высшим органом государственного управления, возглавляющим систему этих органов, органом исполнительной власти.

Председатель Правительства назначается и освобождается от должности Президентом РФ. Назначение на должность Председателя Правительства осуществляется с согласия Государственной Думы. Освобождение от должности возможно по заявлению Председателя об отставке, а также в случае невозможности исполнения Председателем Правительства своих полномочий. Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти; предлагает Президенту кандидатуры заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров; в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу (ст. 112, 113 Конституции РФ).

В случаях, предусмотренных Конституцией РФ, Председатель Правительства РФ временно исполняет обязанности Президента РФ. Полномочия Правительства РФ закреплены Конституцией РФ (ст. 114), федеральными законами и Указами Президента.

2.2 Федеральные министерства

Министерство Российской Федерации - как и другие федеральные органы исполнительной власти - это самостоятельный орган системы. Он имеет центральный аппарат, реализующий функции данного органа в пределах определенной компетенции по предметной области государственного управления, которая входит в его ведение.

Министерство Российской Федерации, по определению Указа от 6 сентября 1996 г., - это «федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти». Хотя традиционно министерство является органом отраслевого управления, по сути, многие министерства являются межотраслевыми и распространяют свои полномочия на все другие орган, объекты управления по определенной сфере функционального характера Исполнительная власть в Российской Федерации.

Министерство Российской Федерации является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство порученной ему отраслью управления или сферой деятельности. Образуется оно на основании указа Президента РФ, возглавляется министром, который назначается на должность и освобождается от должности также Президентом РФ по представлению Председателя Правительства России.

Министр входит в состав Правительства, его функциями является осуществление государственного управления и координации деятельности в подчиненной отрасли или сфере деятельности на основе единоначалия; несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач. Министр издает приказы, распоряжения, указания, инструкции по вопросам, входящим в его компетенцию.

2.3 Государственные комитеты РФ

Государственные комитеты Российской Федерации теоретически предназначены для выполнения межведомственных или надведомственных полномочий. Их решения, принимаемые коллегиально, распространяются либо на всю систему исполнительной власти, либо на сферу, непосредственно связанную с профилем государственного комитета.

Согласно определению к этому виду органов относятся федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Госкомитет возглавляет председатель государственного комитета Российской Федерации.

Государственный комитет Российской Федерации - является центральным органом федеральной исполнительной власти, который на основе коллегиальности осуществляет межотраслевое регулирование. Государственный комитет образуется на основании указа Президента Российской Федерации, возглавляется председателем, который назначается на должность и освобождается от должности только Президентом России.

Председатель государственного комитета издает приказы, распоряжения, указания по вопросам, относящимся к компетенции соответствующего государственного комитета, кроме вопросов, подлежащих рассмотрению на заседаниях комитета. Решения государственного комитета по межотраслевым вопросам, имеющим общенормативный характер, принимаются совместно членами комитета и оформляются в виде постановления.

2.4 Федеральные комиссии России

Федеральные комиссии - это коллегиальные органы, учреждаемые Президентом РФ. Особенностью функциональной направленности этих органов является то, что не существует определенного критерия для их образования. Предусмотрены три комиссии: Федеральная энергетическая комиссия РФ; по рынку ценных бумаг; по недвижимому имуществу и оценке недвижимости.

2.5 Федеральные службы России

Федеральные службы России, к ним относятся:

Государственная налоговая служба Российской Феде рации;

Служба внешней разведки Российской Федерации;

Федеральная служба безопасности Российской Феде рации;

Федеральная служба налоговой полиции России;

Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению и др.

2.6 Федеральные надзоры России

Федеральные надзоры России:

Федеральный горный и промышленный надзор России;

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности.

К федеральным органам исполнительной власти относятся также межведомственные, правительственные комиссии и советы. Эти органы призваны восполнять недостаток координационных функций основных структур исполнительной власти. Существуют и комиссии Правительства РФ, наделенные полномочиями госоргана и принимающие обязательные для других органов решения. Действуют также межведомственные комиссии, решения которых обязательны для органов, делегирующих в ее состав своих представителей.

В соответствии с постановлением Правительства от 27 мая 1993 г. «О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств РФ» территориальные органы являются составной частью системы исполнительной власти и действуют под руководством соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам, входящим в компетенцию краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, - во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Федерации.