Муниципальное право рф. Правовые основы гарантий местного самоуправления

Одно из важнейших условий оптимального развития местного самоуправления – законодательное закрепление гарантий осуществления права на местное самоуправление. Гарантии местного самоуправления - это совокупность условий и средств, обеспечивающих реализацию и правовую защиту прав на местное самоуправление. Запрещается любое ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ , ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», другими федеральными законами.

В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» федеральные гарантии избирательных прав граждан являются основополагающими в системе гарантий местного самоуправления и включают в себя основные права граждан РФ:

  1. на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям ;
  2. избирать и быть избранными в органы местного самоуправления ;
  3. на равный доступ к муниципальной службе ;
  4. обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина , а также возможность получения гражданами и другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом .

В рамках ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлены организационно-правовые гарантии местного самоуправления.

Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в пределах их полномочий обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями , учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда . Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с законодательством.

Обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти , государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены. Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление признается и гарантируется государством.

Обеспечение гарантий прав местного самоуправления является важнейшим и необходимым условием полного и эффективного осуществления задач и функций местного самоуправления. Целевое значение гарантий состоит в том, чтобы обеспечить правовыми средствами: организационную и экономическую, финансовую и имущественную самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения; защиту прав местного самоуправления и создание благоприятных возможностей для их реализации.

Система гарантий прав местного самоуправления, закреп­ляемая муниципальным правом, охватывает всю совокуп­ность условий и средств, обеспечивающих их реализацию и пра­вовую защиту. Она включает: общие гарантии, к которым отно­сятся экономические, политические и специальные (собственно юридические) гарантии.

Деятельность органов местного самоуправления, реализация их прав осуществляется в определенных социально-экономичес­ких, политических условиях, которые, выступая в качестве важ­нейших основ жизнедеятельности граждан в обществе и государстве, могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на про­цесс самоуправления. Поэтому в качестве общих гарантий прав местного самоуправления можно рассматривать те экономичес­кие, политические отношения, духовные устои и ценности обще­ства, которые:

– служат предпосылками стимулирования развития местного самоуправления;

– обеспечивают определенную устойчивость и стабильность в деятельности органов местного самоуправления;

– создают реальные возможности для наиболее полной реали­зации норм, устанавливающих компетенцию органов мест­ного самоуправления.

Экономической гарантией местного самоуправления служит экономическая система общества, в основе которой лежат принципы свободы экономической деятельности, предпринима­тельства и труда; разнообразия и равноправия форм собственности, включая муниципальную собственность; их равной правовой защиты и др.

Политические гарантии: система государственной власти, основанная на принципах разделения властей; народовластие, осуществляемое непосредственно народом, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий и др.

Духовные гарантии: система духовных ценностей и ориентаций; уровень культуры и правосознания.

Специальные (юридические) гарантии местного самоуправления: правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления как федерального уровня и уровня субъектов Федерации, так и нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления

1) Закрепляемое ст. 12 Конституции РФ положение о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

2) Самостоятельность определения населением структуры органов местного самоуправления (ст. 131 Конституции РФ).

Население вправе непосредственно, например, путем референдума, а также через выборные органы местного самоуправления определять формы и пути реализации местного самоуправления, его организационную структуру и процедуры деятельности.

3) Организационная самостоятельность местного самоуправ­ления, его обособление в системе управления государством и обществом. Это означает, что назначение должностных лиц местного самоуправления, формирование органов местного самоуправления, кадровая политика нахо­дятся в ведении муниципальных образований (с учетом особенностей назначения глав местных администраций, установленных новой редакцией Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Правовая регламентация муниципальной службы, включаю­щая требования к должностям, статусу муниципального служаще­го, уставу и порядку прохождения муниципальной службы, управлению службой, которые определяются уставом муниципального образова­ния в соответствии с Федеральным законом и законами субъектов Федерации.

4) Собственная компетенция органов местного самоуправле­ния, которой они наделяются в целях самостоятельного решения местных вопросов и возлагаемых на них задач.

5) Право муниципальных образований иметь собственную сим­волику (гербы, эмблемы, другую символику), отражающую исто­рические, культурные, социально-экономические, нацио­нальные и иные местные традиции.

6) Учет мнения населения при изменении границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление (ст. 131 Конституции РФ). При этом в Федеральном законе уста­навливаются процедуры получения согласия населения при решении во­просов изменения границ муниципального образования.

К числу гарантий самостоятельности местного самоуправления следует отнести и пределы контроля органов государственной власти за деятельностью органов местного самоуправления, которые обусловлены организационной самостоятельностью органов местного самоуправления. Решения органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда. Досроч­ное прекращение полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выбор­ного должностного лица возможно по ре­шению законодательного (представительного) органа государст­венной власти субъекта Федерации с соблюдением особой процеду­ры, установленной Федеральным Законом «Об общих принципах организа­ции местного самоуправления».

Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяется соответственно федеральными законами и зако­нами субъектов Федерации.

Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность местного само­управления

Самостоятельность местного самоуправления возможна лишь при наличии соответствующих материальных, финансовых ресур­сов, которые должны быть соразмерны тем полномочиям, которые законодательно закрепляются за органами местного самоуправления.

К гарантиям финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления отно­сятся:

1) органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственно­стью;

2) органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, а также ликвидировать и реорганизовывать их;

3) органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет;

4) органы государственной власти обязаны финансировать отдельные государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления;

5) право органов местного самоуправления выпускать муниципальные займы, лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки.

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлена правовая основа местного самоуправления; обязанность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивать государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления; полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления; порядок осуществления исполнительно-распорядительных и контроль­ных полномочий федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления, который допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими федеральными законами.

Также установлено, что права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Решения, принятые путем прямого волеизъявления населения или органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, – уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлены гарантии в отношении уставов муниципальных образований, порядок их регистрации в органах юстиции и основания для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования. Отказ в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также нарушение установленных сроков государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении в устав муниципального образования изменений и дополнений могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.

Конституцией Российской Федерации предусмотрено фундаментальное право местного самоуправления на судебную защиту.

Правовая защита гарантируется деятельностью прокуратуры РФ, которая осуществляет надзор за соблюдением законодательства о местном самоуправлении и права населения на местное самоуправления, и Министерством юстиции РФ, которое проводит юридическую экспертизу правовых актов, принимаемых органами государственно власти субъектов РФ, в том числе и по вопросам местного самоуправления.

Обеспечению правовой защиты местного самоуправления слу­жит право муниципальных образований объединяться в союзы и ассоциации. Главная цель таких объединений (общероссийских, региональных) – координация деятельности муниципальных образований, более эффективное осуществление своих прав и интересов.

Для обеспечения их взаимодействия с фе­деральными органами государственной власти и международны­ми организациями органов местного самоуправления советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации могут образовать единое общероссийское объединение муниципальных образований.

Единое общероссийское объединение муниципальных образований в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации, представляет предложения по составу кандидатов в представители Российской Федерации в Палате местных властей Конгресса местных и региональных властей Европы и по составу кандидатов в члены делегации Российской Федерации для участия в Конгрессе местных и региональных властей Европы.

Вступление России в 1996 г. в Совет Европы и ратификация в 1998 г. Европейской хартии местного самоуправления дают до­полнительные международные гарантии прав местного само­управления в Российской Федерации. Российская делегация, в состав которой входят представители органов местного самоуправления, участвует в работе Конгресса местных и региональных властей Европы, который осуществляет, в том числе, и мониторинг реализации положений Европейской хартии местного самоуправления.

Таким образом, гарантии местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом органами государственной власти гарантируется право на судебную защиту, запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами; право на муниципальную собственность, местный бюджет, местные налоги и сборы, составляющие его экономическую основу.

ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ - предусмотренные федеральной Конституцией гарантии финансовых прав местного самоуправления, а также прав местного самоуправления на судебную защиту, компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате незаконных решений органов государственной власти. Соответственно можно выделить две группы гарантий: материально-финансовые и юридические.

Материально-финансовые Г.м.с. в соответствии с Федеральным законом от 25 сентября 1997 г. "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп.) заключаются в том, что каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе бюджетного регулирования средств из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ. Право органов местного самоуправления на самостоятельное формирование и исполнение местного бюджета в соответствии с уставом муниципального образования обеспечивается возложением на органы государственной власти обязанности гарантировать: 1) право представительных органов местного самоуправления самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов; 2) право представительных органов местного самоуправления самостоятельно распоряжаться свободными остатками средств местных бюджетов, образовывающихся в конце финансового года в результате увеличения поступления доходов или уменьшения расходов; 3) компенсацию увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших вследствие принятия федеральных законов, законов субъектов РФ, а также иных решений органов государственной власти.

К числу юридических гарантий относятся: конституционное право местного самоуправления на судебную защиту; закрепление в Конституции РФ запрета на ограничение прав органов местного самоуправления; обязательность решений органов местного самоуправления и их должностных лиц для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм; признание недействительными решений органов местного самоуправления только по решению суда; обязательность рассмотрения органами государственной власти и иными организациями обращений органов местного самоуправления; право граждан и органов местного самоуправления предъявлять в суд иски о признании недействительными актов органов государственной власти, предприятий, учреждений и иных организаций, нарушающих права местного самоуправления; ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления перед населением в результате утраты доверия населения.

90. Соотношение конституционного и международного права

Как известно, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской федерации. Часть 2 п.1 ст.5 Конституции РФ предусматривает, что "законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской федерации не должны противоречить Конституции РФ". Буквальное толкование данного положения может нас привести к выводу, что конституционные нормы имеют приоритет исключительно над внутригосударственными актами, принятыми Российской Федерацией в процессе правотворчества, и не обладают верховенством над общепризнанными нормами международного права и международными договорами РФ. Однако, как справедливо отмечается в Комментарии к Конституции РФ, "указанное положение (ч.2, п.1, ст.15) лишь конкретизирует довод о высшей юридической силе Конституции РФ". Иными словами, высшая юридическая сила Конституций РФ распространяется не только на все внутригосударственные нормативные акты, включая законы, но и на нормы общего и договорного международного права, ставшие частью правовой системы России. Таким образом, Конституция РФ в рамках правовой системы обладает высшей юридической силой по отношению ко всем внутригосударственным нормативным актам и нормам, предусмотренным общим международным правом.

Проф. И.И. Лукашук наделяет "особым статусом" общепризнанные нормы международного права, касающиеся прав человека. Указанная специфика, с точки зрения И. И. Лукашука, обуславливается:

а) непосредственным действием прав и свобод человека;

б) права и свободы человека и гражданина, являясь непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспечиваются правосудием.

Как было выше отмечено, пункт 1 ст.15 Конституции РФ, закрепляющий за положениями Конституции высшую юридическую силу, находится в Главе I Конституции, именуемой "Основы конституционного строя." Согласно п.3 ст.55 Конституции РФ "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в Целях защиты Основ конституционного строя. Таким образом, буквальное и логическое толкование соответствующих норм Конституции РФ позволяет нам прийти к выводу, что права и свободы Человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом, Даже если их нормативное содержание определяется общепризнанными принципами и нормами международного права.

Уже в силу этого положения общепризнанные нормы международного права, регулирующие права человека, не могут обладать особым статусом в сравнении с иными общепризнанными нормами и принципами международного права и иметь юридическую силу не меньшую, чем конституция. Однако необходимо отметить, что если общепризнанные стандарты прав и свобод человека находят свое закрепление в ратифицированном международном договоре Российской Федерации, то законодатель не вправе принимать федеральные законы, которые противоречили бы указанным стандартам. В противном случае, правоприменитель, согласно известной конституционной отсылке, обязан руководствоваться нормами, определяемыми в международных договорах. Применение общепризнанных норм международного права не должно осуществляться в отрыве от международной нормативной системы. Общие нормы о правах человека являются одной из разновидностей общепризнанных норм международного права.

Из Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 года вытекает, что "при толковании и применении изложенные выше принципы являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов".

Таким образом, согласно общему международному праву недопустимо применение какого-либо принципа международного права, если такими действиями нарушаются другие принципы Международного права. Государство при осуществлении своей деятельности не должно отдавать приоритет какому-либо одному общепризнанному принципу в ущерб остальным. Как следует из п.4 ст.15 Конституции РФ, все общепризнанные принципы и нормы международного права действуют на территории Российской Федерации непосредственно и являются обязательными для всех государственных и муниципальных органов, включая суды. Смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной, судебной власти должны определяться и регулироваться не только общепризнанными нормами, регулирующими права и свободы человека, но и иными общими нормами международного права, включая императивные. Данная позиция полностью соответствует современному международному праву и подтверждается судебной практикой в Российской Федерации.

В свою очередь, Конституция, фиксируя основы действия международного права в рамках правовой системы России, ясно и определенно признает высшую юридическую силу исключительно за конституционными нормами.

Таким образом, согласно Конституции РФ ч. 1 ст. 15 - общепризнанные нормы, касающиеся прав человека, также не могут иметь преимущество перед конституционными положениями. В случае возникновения коллизии между конституционными положениями и Указанными общими нормами международного права, суд согласно Конституции РФ должен отдать приоритет в применении правилам, закрепленным в Конституции. Однако, чтобы избежать появления возможных коллизий такого рода, суду было бы желательно в своей деятельности следовать доктрине "дружественного отношения к международному праву", широко признанной в судебной практике государств.

Какие принципы соотношения общих норм международного права и национального законодательства должны приниматься во внимание судами Российской Федерации? Как вытекает из ст. 38 Статута Международного Суда, международной практики, основ функционирования международной нормативной системы, обычная норма и договорная норма международного права обладают равной юридической силой, равным правовым статусом. Учитывая это обстоятельство, можно предположить, что органы государственной власти Российской Федерации при применении норм международного права должны исходить из того, что общепризнанные нормы и принципы международного права обладают таким же юридическим статусом в рамках правовой системы России, как и договорные нормы. В случае, если международно-правовой обычай будет иметь юридическую силу меньшую, чем закон, то это может привести к нарушению Российской Федерацией своих международных обязательств. К примеру, государство принимает закон, положения которого полностью соответствуют международному договору. Однако в последствии общепризнанная норма международного права отменяет договорную норму. Если общая международно-правовая норма, став частью правовой системы России согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ, имеет меньшую силу, чем закон, то суды будут вынуждены руководствоваться нормой закона, что не сможет не привести к нарушению Российской Федерацией своих международно-правовых обязательств, нашедших свое закрепление в общепризнанной норме международного права.

Можно предположить, что норма общего международного права могла бы иметь равную юридическую силу с законом. Однако и в этой ситуации не исключается возможность нарушения государством своих международно-правовых обязательств, так как суды при наличии коллизии между обычаем и законом будут руководствоваться общими принципами права: закон последующий отменяет закон предыдущий и/или специальный закон отменяет общий закон.

Иными словами, в случае возникновения коллизии между общепризнанной нормой и правилом, предусмотренным в законе, приоритет в применении должен быть отдан общепризнанной норме международного права.

    Конституционное право как наука.

    Конституционное право как отрасль права.

    Нормы конституционного права.

    Предмет и метод конституционного права.

    Конституционно-правовые отношения.

    Субъекты конституционного права РФ.

    Источники конституционного права РФ.

    Закон - основной источник российского конституционного права (понятие, признаки, виды).

    Конституционная ответственность (понятие, субъекты, основания).

    Понятие и сущность Конституции РФ.

    Конституция РФ 1993 г. Общая характеристика.

    Юридические свойства Конституции РФ.

    Реализация конституционных норм (понятие, формы). Прямое действие норм Конституции РФ 1993 г.

    Конституция РСФСР 1918 г. (общая характеристика).

    Процедура пересмотра и изменения Конституции в Российской Федерации.

    Основы конституционного строя Российской Федерации (понятие, элементы, принципы).

    Разделение властей и конституционная система органов государственной власти в Российской Федерации.

    Народный суверенитет в России.

    Народовластие и его конституционное закрепление.

    Конституционные институты прямой демократии.

    Референдум (понятие и виды).

    Конституционные основы многопартийности в Российской Федерации.

    Конституционные основы экономического строя в Рос­сийской Федерации.

    Понятие и принципы российского гражданства.

    Приобретение гражданства РФ.

    Прекращение гражданства РФ.

    Гражданство детей в Российской Федерации.

    Правовое положение лиц без гражданства и иностранцев в России.

    Правовое положение лиц с двойным гражданством.

    Право политического убежища в Российской Федерации.

    Классификация основных (конституционных) прав и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации.

    Личные конституционные права и свободы граждан России.

    Конституционное право граждан на неприкосновенность личности.

    Право человека и гражданина на жизнь.

    Конституционное право граждан на защиту своих прав. Гарантии соблюдения основных прав человека в условиях чрезвычайного положения.

    Конституционное право граждан на свободу совести.

    Конституционное право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в Российской Федерации.

    Экономические, социальные и культурные права граждан в России.

    Право граждан на свободу труда, его конституционное содержание и гарантии.

    Право граждан на жилище, неприкосновенность жилища - конституционные права граждан РФ.

    Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

    Право граждан на образование.

    Политические права и свободы граждан России.

    Конституционное право граждан на участие в управлении государственными делами.

    Конституционное право граждан на свободу слова и печати.

    Конституционное право на объединение.

    Конституционные обязанности граждан РФ.

    Государственная защита прав и свобод граждан РФ.

    Понятие и формы государственного устройства.

    Субъекты Российской Федерации.

    Федеративное устройство России.

    Национальный суверенитет и его реализация в Российской Федерации.

    Образование СССР и прекращение его существования.

    Суверенитет Российской Федерации. Государственные символы Российской Федерации.

    Знание текста Государственного гимна Российской Федерации.

    Конституционный статус республики в составе Российской Федерации.

    Конституционный статус края, области в составе Российской Федерации.

    Виды автономий в Российской Федерации.

    Компетенция Российской Федерации (понятие и виды).

    Сфера совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

    Российская Федерация в Содружестве Независимых Государств.

    Административно-территориальное устройство субъектов РФ.

    Выборы в России: понятие, конституционные функции.

    Конституционные принципы избирательного права.

    Избирательная система и ее конституционно-правовое регулирование.

    Избирательный процесс, его основные стадии в Российской Федерации.

    Избирательные округа и избирательные участки.

    Списки избирателей.

    Избирательные комиссии (порядок образования, компетенция, виды).

    Выдвижение кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

    Предвыборная агитация.

    Установление результатов выборов.

    Президент РФ (порядок избрания, компетенция, акты).

    Процедура отрешения Президента РФ от должности.

    Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации.

    Совет Федерации Федерального Собрания РФ (порядок формирования, компетенция).

    Государственная Дума Федерального Собрания РФ (порядок избрания, компетенция).

    Комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

    Порядок деятельности Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

    Конституционный статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

    Депутатская неприкосновенность в Российской Федерации.

    Законодательный процесс в российском парламенте.

    Акты Федерального Собрания РФ и его палат.

    Правительство РФ (порядок формирования, полномочия, акты).

    Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации.

    Конституционный Суд РФ (порядок формирования, компетенция, акты).

    Законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации.

    Гарантии прав местного самоуправления в Российской Федерации.

    Соотношение международного и российского конституционного права.

3. Органы местного самоуправления наделяются полномочиями по решению вопросов местного значения. В отличие от Федерального закона № 154-ФЗ в Федеральном законе № 131-ФЗ исключается изменение установленных перечней вопросов местного значения законами субъектов РФ. Перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон № 131-ФЗ.

4. Гарантией от необоснованного расширения компетенции муниципальных образований является конституционный принцип, согласно которому наделение отдельными государственными полномочиями осуществляется исключительно с передачей необходимых материальных и финансовых средств. Вместе с тем органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

5. Муниципальному образованию принадлежит полномочие по принятию муниципальных правовых актов, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государственного аппарата . Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

В п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ указано, что административное, административно-процессуальное законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

В соответствии с подп. 39 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. В субъектах РФ правовое регулирование административной ответственности в сфере местного самоуправления осуществлено в следующих формах:

  1. в едином законодательно акте об административной ответственности (Алтайский край, Белгородская, Волгоградская, Ярославская область);
  2. в специальных законах об административной ответственности в сфере местного самоуправления (Амурская, Омская области);
  3. в законах об административной ответственности в соответствующих сферах, например в сфере благоустройства (Ставропольский край, Сахалинская область).

В соответствии с Законом Омской области «Об административной ответственности за правонарушения , связанные с осуществлением местного самоуправления на территории Омской области» от 6 октября 2005 г. № 674-ОЗ установлена административная ответственность за совершение следующих действий (бездействий):

  • нарушение порядка реализации правотворческой инициативы граждан;
  • нарушение порядка организации и проведения публичных слушаний;
  • нарушение порядка назначения и проведения опроса граждан; нарушение порядка и срока письменного ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления; нарушение порядка официального использования официальных символов муниципального образования; нарушение порядка отзыва депутатов представительных органов муниципальных образований, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления;
  • непредоставление органам местного самоуправления материалов и информации, необходимых им для формирования проекта местного бюджета ;
  • нарушение порядка назначения и проведения собрания граждан; нарушение порядка назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов; нарушение порядка проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации; нарушение порядка и условий приватизации муниципального имущества ; нарушение порядка формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа;
  • нарушение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

6. Обязательному исполнению подлежат также решения, принятые путем прямого волеизъявления на местном референдуме .

7. Органы местного самоуправления вправе обжаловать действия (решения) органов государственной власти, противоречащие конституционным нормам и нормам федеральных законов о местном самоуправлении.

8. При решении вопросов изменения границ и преобразования муниципальных образований необходимо учитывать мнение населения соответствующих территорий.

9. В силу п. 1 ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ представительным органам местного самоуправления принадлежит право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации.

Гарантии, обеспечивающие материальную основу местного самоуправления

Под гарантиями, обеспечивающими материальную основу местного самоуправления, понимается совокупность условий, определяющих финансово-экономическую самостоятельность муниципальных образований. Охарактеризуем эти гарантии.

1. В ст. 8 Конституции РФ муниципальная собственность закреплена как самостоятельная форма собственности , признание и защита которой относится к элементам основ конституционного строя Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам , органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта РФ) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ , в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Они также определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования. От имени муниципального образования они субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

2. Важнейшей гарантией, обеспечивающей материальную основу местного самоуправления, являются средства местного бюджета. В соответствии со ст. 52 Федерального закона № 131-ФЗ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями. Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно. Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений , осуществлению бюджетного процесса , размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляют органы местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом № 131-ФЗ, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ. Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, представляют в федеральные органы государственной власти и (или) органы государственной власти субъектов РФ отчеты об исполнении местных бюджетов.

К собственным доходам местных бюджетов относятся:

  • средства самообложения граждан; доходы от местных налогов и сборов ;
  • доходы от региональных налогов и сборов; доходы от федеральных налогов и сборов;
  • безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней и другие безвозмездные перечисления;
  • доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
  • часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг , остающаяся после уплаты налогов и сборов;
  • штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
  • добровольные пожертвования; иные поступления в соответствии с федеральными законами,
  • законами субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления.

В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.

Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

3. Перечень местных налогов и сборов и полномочия органов местного самоуправления по их установлению, изменению и отмене устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов, установленными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для органов местного самоуправления поселений и муниципальных районов.

Доходы от местных налогов и сборов зачисляются в бюджеты муниципальных образований по налоговым ставкам, установленным решениями представительных органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также по нормативам отчислений.

В бюджеты поселений, входящих в состав муниципального района, в соответствии с едиными для всех данных поселений нормативами отчислений, установленными нормативными правовыми актами представительного органа муниципального района, могут зачисляться доходы от местных налогов и сборов, подлежащие зачислению в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в бюджеты муниципальных районов. Установление указанных нормативов решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района на очередной финансовый год или иным решением на ограниченный срок не допускается.

4. Муниципальные образования имеют право на получение компенсации дополнительных расходов или уменьшения доходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

5. Муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг , в порядке, установленном представительным органом местного самоуправления в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.

Гарантии защиты права на местное самоуправление

Следует выделить два основных способа защиты права на местное самоуправление: государственная защита и самозащита.

Государственная защита права на местное самоуправление осуществляется двумя методами: внесудебным и судебным.

Внесудебная государственная защита проявляется в следующем:

  • органы законодательной (представительной) государственной власти, представительные органы муниципального образования обязаны создать необходимую правовую базу для осуществления и защиты права на местное самоуправление;
  • органы исполнительной власти обязаны обеспечивать реализацию права на местное самоуправление в процессе осуществления управленческой деятельности;
  • гарантом права на местное самоуправление является Президент РФ;
  • органы правоохранительной системы осуществляют деятельность по выявлению правонарушений в сфере местного самоуправления.

    Особый метод государственной защиты права на местное самоуправление - это судебная защита, гарантируемая ст. 133 Конституции РФ. Наиболее значимыми и эффективными направлениями судебной защиты права на местное самоуправление являются:

    • оспаривание гражданами решений и действий различных органов государственной власти и должностных лиц, нарушающих их право на местное самоуправление;
    • оспаривание органами местного самоуправления решений и действий органов законодательной (представительной) и исполнительной государственной власти субъектов РФ и федеральных органов государственной власти;
    • разрешение споров о компетенции органов местного самоуправления между собой, а также между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Судебная защита прав местного самоуправления осуществляется прежде всего посредством конституционного, гражданского, арбитражного судопроизводства.

    Поскольку в силу ст. 133 Конституции Российской Федерации одной из гарантий местного самоуправления является право на судебную защиту, Пленум Верховного Суда Российской Федерации указал, что органы местного самоуправления, главы муниципальных образований вправе обращаться в суды с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов по основаниям нарушения не только компетенции самих глав (ч. 2 ст. 251 ГПК РФ), но и других прав местного самоуправления. Дела с участием муниципальных образований, в том числе возникающие из налоговых и бюджетных отношений, подведомственны арбитражным судам лишь в тех случаях, когда федеральным законом они прямо отнесены к их ведению.

    Муниципальный контроль

    Под муниципальным контролем следует понимать деятельность уполномоченных органов местного самоуправления по проверке соблюдения законодательства о местном самоуправлении, муниципальных правовых актов.

    По субъекту муниципального контроля выделяют:

    • контроль, осуществляемый представительным органом муниципального образования (главную роль в сфере контроля в системе органов местного самоуправления принадлежит представительному органу муниципального образования; формы контроля, осуществляемого данным органом местного самоуправления, разнообразны - отчеты местной администрации, ее органов; депутатские запросы, депутатские вопросы);
    • контроль, осуществляемый местной администрацией;
    • контроль, осуществляемый депутатами представительных органов муниципального образования.

    По объекту контроля муниципальный контроль можно классифицировать следующим образом.

    В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1 в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности , защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за:

    • исполнением законов органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
    • соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления, их должностными лицами. Прокуратура использует свои полномочия как надзорного органа и осуществляет надзор за:
    • исполнением законодательства о формировании представительных и исполнительных органов местного самоуправления; законностью принимаемых органами местного самоуправления правовых актов;
    • соблюдением политических прав граждан о непосредственном участии в решении важных вопросов общественной жизни муниципальных образований;
    • соблюдением социальных прав граждан; исполнением законодательства о реализации экономической реформы , включая изменение отношений земельной собственности;
    • исполнением экологического законодательства.

    На противоречащий закону или нарушающий права человека и гражданина муниципальный правовой акт прокурор приносит протест либо в орган местного самоуправления, либо должностному лицу органа местного самоуправления.

    Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1 не решает вопрос о виде муниципального правового акта, который может быть опротестован. Протест может быть принесен прокурором как на правовой акт индивидуального характера, так и на нормативный правовой акт, не соответствующий закону.

    Прокурор вправе принять участие в заседании органа местного самоуправления, о дне которого ему сообщается при рассмотрении принесенного им протеста. До рассмотрения протест может быть отозван принесшим его прокурором.

    При установлении нарушений закона, а также прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов местного самоуправления прокурор вносит представление в орган или должностному лицу с целью устранения допущенных нарушений. Кроме того, он вправе объявить в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

    Усмотрев в действиях должностного лица местного самоуправления состав преступления или административного правонарушения, прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

    В случае нарушения органом или должностным лицом местного самоуправления прав и свобод человека и гражданина, которые защищаются в порядке гражданского судопроизводства, прокурор в предусмотренных законом случаях предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск о защите интересов пострадавших.

    Прокурор правомочен защищать нарушенные права юридических и физических лиц, используя при этом установленные законом формы и процедуры. Анализ судебной практики показывает, что большинство дел, связанных с предъявлением исков к органам местного самоуправления, возбуждается именно прокурорами - в интересах общества, государства и граждан.

    Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

    • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов местного самоуправления, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
    • требовать от руководителей и других должностных лиц органов местного самоуправления представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
    • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

    Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами местного самоуправления вправе применить следующие меры прокурорского реагирования:

    • протест;
    • представление об устранении нарушений закона.

    По данным статистики о работе прокуратур субъектов Российской Федерации, только в 2000 г. в сфере местного самоуправления выявлены нарушения закона (12 152 - со стороны представительных органов, 112 519 - со стороны исполнительно-распорядительных органов), а также установлено, что были приняты незаконные правовые акты: 5055 - представительными органами, 32 106 - исполнительно-распорядительными органами.

    Прокурор или его заместитель приносят протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу или обращаются в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

    Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

    Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

    В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

    Контрольные вопросы

    1. Чем юридические гарантии местного самоуправления отличаются от иных видов гарантий?
    2. Каковы гарантии финансово-экономической самостоятельности органов местного самоуправления?
    3. Могут ли органы местного самоуправления принимать решения с административной санкцией за их неисполнение, если Кодексом РФ об административных правонарушениях это не предусмотрено?
    4. Какие существуют виды муниципального контроля?

    Решите казусы

    На территории области было создано несколько самостоятельных муниципальных образований. Устав одного муниципального образования предусматривает ряд полномочий, затрагивающих деятельность другого муниципального образования. Многочисленные попытки разрешить спорные вопросы в судебном порядке оказались безуспешными, поскольку региональное законодательство эти проблемы не урегулировало. Дайте оценку ситуации.

    Губернатор предложил районным и городским администрациям области передать расходы на заработную плату учителей и врачей муниципальных учреждений в областной бюджет. Представительные органы местного самоуправления районов и городов запретили своим администрациям осуществлять данное предложение, поскольку оно нарушает гарантии финансово-экономической самостоятельности органов местного самоуправления. Оцените законность предложения губернатора.

    Административно-техническая инспекция администрации города обнаружила на территории акционерного общества яму, заполненную бытовым мусором, и составила протокол об административном правонарушении. На следующий день руководитель акционерного общества был подвергнут штрафу в размере 20 МРОТ за нарушение правил благоустройства города. Решите дело.

    Глава района направил письменное обращение в районную прокуратуру с просьбой привлечь к уголовной ответственности руководителя частной компании за систематическое нарушение нормативных актов органов власти муниципального района. Решите дело.

    При подготовке проекта областного бюджета и определении нормативов, регулирующих доходную часть местных бюджетов на очередной бюджетный год, городам и районам области запланированы нормативы меньше минимально необходимых. Представители городов и районов направили об этом жалобу губернатору. Решите дело.